в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 18.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 N 12 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ СП 2.5.1198-03" (вместе с "САНИТАРНЫМИ ПРАВИЛАМИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ" СП 2.5.1198-03)
не действует Редакция от 04.03.2003 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 N 12 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ СП 2.5.1198-03" (вместе с "САНИТАРНЫМИ ПРАВИЛАМИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ" СП 2.5.1198-03)

V. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, ОБОРУДОВАНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ И ВАГОНОВ-РЕСТОРАНОВ

5.1. Пассажирские вагоны локомотивной тягиТребования к конструкции, планировке и оборудованию пассажирских вагонов

5.1.1. Архитектурно-композиционное решение вагона должно соответствовать его типу, назначению и классности.

Спальный вагон может быть класса "люкс", первого, второго и третьего класса. Вагон люкс, 1 и 2 класса предполагает купейное исполнение, 3 класса - плацкартное исполнение.

В каждом купе класса "люкс" устанавливается 1 спальный диван, душевой модуль, умывальник и туалет.

Вагон первого класса - в купе 2 спальных дивана, 2 туалета общего пользования на вагон.

Вагон второго класса - 9 купе по два дивана и 2 полки для лежания, 2 туалета общего пользования. Трехъярусное размещение полок для лежания в купе запрещается.

Вагон третьего класса - открытого типа. В каждом отсеке 3 дивана и 3 полки для лежания, 2 туалета общего пользования на вагон.

5.1.2. Конструкция вагона любого класса должна предусматривать помещения для пассажиров, санитарные узлы, коридоры, тамбуры, переходные площадки, служебное отделение; купе для отдыха проводников и котельное отделение (при необходимости).

5.1.3. Комплектование вагона оборудованием может производиться согласно требованиям типажа, классности и назначению вагона по согласованию органами госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте.

5.1.4. Конструкционные и отделочные материалы для пассажирских вагонов не должны выделять токсические вещества в концентрациях, вредных для здоровья человека, должны быть стойкими к механическим воздействиям, влиянию света, моющих и дезинфицирующих средств, удобными для очистки от загрязнения, а также разрешенными к применению органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.

5.1.5. Кузов вагона должен иметь звуко-, вибро- и тепловую изоляцию. Теплоизоляция должна обеспечивать перепад температуры на внутривагонной поверхности наружных ограждений не более +/- 3 град. С от температуры пристеночного воздуха у места замера.

5.1.6. Входные двери должны иметь подножки, обеспечивающие удобное и безопасное перемещение пассажиров с достаточным количеством ступенек для посадки с низкой платформы. Ступеньки на подножках не должны иметь скользкую поверхность, а также задерживать снег, грязь и воду. Первая ступенька должна быть не выше 350 мм над уровнем платформы. Глубина ступеньки - не менее 300 мм, ширина - не менее 250 мм, расстояние между ступеньками по вертикали - не более 250 мм.

Для удобства посадки в вагон инвалидов-колясочников следует предусматривать оборудование вагонов встроенным вагонным подъемником коляски (механическим, гидравлическим, электрическим) с обслуживанием проводником. Подъемник должен размещаться с некотловой стороны вагона.

5.1.7. Переходные площадки пассажирских вагонов должны иметь закрытое исполнение, исключающее попадание влаги и грязи, иметь удобные поручни, дежурное и аварийное освещение для безопасного перехода пассажиров. На полу перехода не должно быть каких-либо отверстий и щелей, в которые могла бы попасть нога человека.

5.1.8. Двери пассажирских вагонов должны обеспечивать свободное движение пассажиров с багажом. Размеры наружных боковых дверей должны быть не менее 1900 x 780 мм, торцевых - 1800 x 700 мм, дверей в проходах - 1900 x 700 мм.

Ширина дверей с некотловой стороны для въезда и выезда пассажира в инвалидной коляске должна быть не менее 900 мм.

Наружные двери должны открываться с усилием, не превышающим 50 Н, иметь герметичное уплотнение, исключающее попадание воды и снега внутрь тамбура, запоры, быть застекленными в верхней части для обеспечения естественного освещения тамбура и переходной площадки и иметь защитную решетку. По обеим сторонам дверного проема должны устанавливаться поручни с высотой над ступенями 850 - 880 мм.

Не допускается остекление переходных дверей из тамбура в коридор вагона, дверей в купе со спальными полками, туалетов.

Полностью из стекла или максимально застекленными должны быть двери по обоим концам коридора, отделяющие пассажирскую часть вагона от мест общего пользования.

Для застекления дверей должны использоваться безосколочные и негорючие материалы.

Двери в вагоне должны быть оборудованы травмобезопасными ручками для их открытия и закрытия.

Двери служебного отделения и проходные двери в коридоре должны иметь фиксаторы удержания их в открытом состоянии.

5.1.9. Рабочий тамбур должен обеспечивать свободный проход пассажиров с багажом, быструю эвакуацию в аварийной ситуации, иметь размеры не менее 2700 x 1000 мм. В конструкции тамбура необходимо предусматривать решетки в полу для чистки обуви пассажиров, на торцевых стенах - ящики для хранения запаса топлива, уборочного инвентаря и другого имущества, мусоросборники.

5.1.10. Коридоры (проходы) должны быть удобными для передвижения пассажиров с багажом и иметь ширину при высоте не менее 2300 мм:

в вагонах 1 и 2 класса со спальными полками - не менее 750 мм на уровне локтей или 700 мм по полу;

в вагоне 3 класса с полками для лежания (плацкартном) - не менее 560 - 590 мм;

в вагоне с местами для сидения - не менее 600 мм;

перед входом в купе для инвалида - не менее 1000 мм.

В коридоре могут устанавливаться громкоговорители (звуковые динамики) с регуляторами громкости, электророзетки для пылесоса и электробритвы, размещаться информационные табло и т.д. В малом коридоре некотлового конца вагона устанавливается мусоросборник.

5.1.11. Окна пассажирских вагонов должны иметь двух-трехслойное остекление плоским безопасным стеклом, обеспечивать достаточную видимость и естественную освещенность, звуковую и тепловую изоляцию. Допускается применение тонированных стекол.

Конструкция оконных рам должна представлять собой герметичные стеклопакеты. Высота нижней кромки окна от пола - не более 900 мм, верхней кромки - не менее 1800 мм.

В вагонах старых моделей открытие окон должно обеспечиваться на 1/3 их высоты с усилием не более 60 - 100 Н и с возможностью фиксации раздвижной части на любом уровне.

В вагонах со стеклопакетами и без установок кондиционирования воздуха должны предусматриваться форточки.

Коридор для обеспечения безопасности пассажиров должен иметь поручни.

Окна должны оборудоваться светонепроницаемыми шторами, а также солнцезащитными автошторами (или жалюзи) с надежным и удобным механизмом действия.

Окна туалетных и душевых помещений должны быть непрозрачными.

5.1.12. Котельное отделение должно оборудоваться электрическим или комбинированным отопительным котлом для нагрева теплоносителя в системе отопления, бойлером для нагрева воды, емкостью для хранения топлива, измерительными приборами для определения температуры воды в котле и наружной температуры воздуха, графиком режима отопления.

5.1.13. Служебное помещение проводника должно иметь площадь не менее 2,6 кв. м, оборудоваться раздельными шкафами для хранения спецодежды, посуды, продукции чайной торговли, раковиной с подводкой горячей и холодной воды, холодильником для хранения продуктов с обеспечением температуры +4 +/- 2 град. С, электрочайниками и охладителями питьевой воды, СВЧ-печью, креслом для дежурного проводника, подоконным столиком, зеркалом, радиодинамиком с регулятором громкости, термометром.

В служебных помещениях проводника вагонов 1 и "люкс" класса, вагонов с купе для инвалида устанавливается сигнальное табло вызова в купе.

Применяемые в пассажирских вагонах технические приборы и устройства (пожароохранная сигнализация, СВЧ-печи и др.) должны находиться в исправном состоянии и не оказывать вредного воздействия на здоровье пассажиров и работников поездных бригад.

5.1.14. Купе для отдыха проводников должно иметь размеры и конструкцию двухместного пассажирского купе (1 диван и 1 полка для лежания). Купе дополнительно оборудуется 2 шкафами для хранения верхней одежды и личных вещей.

5.1.15. Не допускается ориентация полки для лежания и кресла дежурного проводника вдоль окна (спиной к окну).

5.1.16. В спальных моделях вагонов должно быть предусмотрено место для раздельного хранения чистого и грязного постельного белья, объемом не менее чем при максимальной населенности вагона на весь рейс.

5.1.17. Основные размеры купе для пассажира приведены в приложении N 3.

5.1.18. Оборудование пассажирского купе должно включать: спальные диваны, полку для багажа и нишу для чистых принадлежностей, откидной подоконный столик с закругленными углами, гардероб (в вагонах "люкс" и 1 класса) или крючки и вешалки для верхней одежды, откидную сетку (полку) для мелких вещей над каждым местом, встроенную выдвижную лесенку для подъема пассажиров на верхнее спальное место, встроенный радиодинамик с регулятором громкости, термометр, зеркало.

В целях повышения комфортности проезда пассажиров купе может оборудоваться при условии обеспечения безопасности для здоровья телевизором, подключением к Internet, тумблером для индивидуального регулирования температуры.

5.1.19. Конструкция спальной полки должна исключать сползание матраца, верхние полки оборудуются оградительными бортиками.

Основание у нижнего дивана должно быть пыленепроницаемым. Если конструкция спального места предполагает использование его в качестве кресла (в дневное время), то к последнему предъявляются те же основные требования, что и к креслам вагона с местами для сидения (по высоте максимального профилирования, глубине сидения).

5.1.20. Вагоны с местами для сидения могут быть трех классов:

1 класс в купейном исполнении - в купе по 2 кресла, столик, шкаф для одежды, умывальник, холодильник (мини-бар), видеоаудиосистема. В вагоне 2 туалета.

2 класс в купейном исполнении - в купе 3 - 6 кресел, столик, багажные полки. В вагоне 2 туалета.

3 класс - только в салонном исполнении.

Вагоны с местами для сидения 1 и 2 класса могут быть в салонном исполнении при соблюдении размеров, указанных в приложении N 4.

В вагонах с местами для сидения салонного типа должны устанавливаться багажные полки с глубиной не менее 400 мм и не более 600 мм. Для обеспечения травмобезопасности полки должны быть преимущественно в закрытом исполнении (с дверками) или иметь ограждающие бортики.

Кресла должны быть оборудованы откидными столиками, карманом-сеткой для газет и мелких вещей. Откидной столик должен иметь отбортовку, препятствующую падению предметов, углубление для стакана. Расстояние от пола до поверхности столика должно быть 750 мм, поверхность столика должна располагаться горизонтально вне зависимости от угла наклона спинки кресла.

При установке в салоне аудиовидеосистемы каждое кресло оборудуется гнездами для наушников.

Профилирование спинки кресла должно быть выполнено таким образом, чтобы наиболее выдающаяся точка находилась на уровне 180 +/- 10 мм. Выпуклость заканчивается на уровне 240 +/- 10 мм от поверхности сиденья.

Кресло должно иметь прочное крепление к полу. Спинки кресел вагонов 1 и 2 класса должны откидываться под углом к сиденью не менее 125 градусов, с исходным углом в обычном положении 110 градусов. Желательно наличие регулятора наклона спинки кресла.

При откидывании спинок кресел пассажиры, сидящие сзади, не должны испытывать неудобства. Свободное расстояние между плоскостями коленей и задней стенкой впереди стоящего кресла должно быть не менее 220 мм.

Кресла оборудуются подлокотниками на высоте 200 мм от поверхности сиденья. Подлокотники должны иметь длину не менее 300 мм.

Подголовник должен быть мягким, опора головы не должна препятствовать пассажиру удобно прислоняться к спинке. Возможно его изготовление в виде передвижного валика (подушки), который может устанавливаться на высоте, индивидуальной для каждого пассажира.

Конструкция сидений не должна затруднять очистку пола под ними. Для обивки кресел должны применяться ткани со специальными гигиеническими свойствами (пылегрязеводоотталкивающими). Обивочным материалом для кресел вагонов 1 и 2 класса должна быть специальная ткань (или натуральная кожа), для кресел вагонов 3 класса возможно использование искусственной кожи. Структура набивки сидений должна быть упругой.

5.1.21. В вагоне должно быть предусмотрено не менее 2 туалетных помещений площадью для вагонов 1 класса не менее 1,5 кв. м, для вагонов 2 и 3 класса не менее 1,2 кв. м при ширине 900 мм. При наличии в вагоне мест для перевозки инвалидов-колясочников размеры туалетного помещения должны составлять 1825 x 1500 мм для одновременного присутствия в нем инвалида в коляске и сопровождающего лица.

Двери туалетов должны открываться вовнутрь и иметь указатели "свободно" и "занято". Размеры двери туалета должны составлять для вагонов 1 класса 1880 x 600 мм, для вагонов 2 класса 1880 x 560 мм, для вагонов 3 класса - 1880 x 550 мм. Двери туалетов должны иметь отверстия для вентиляции.

Пол в туалетах должен иметь уклон к отверстию для слива воды, закрывающемуся пробкой. Трубопроводы для сточных вод должны быть теплоизолированы, оборудованы обогревательными устройствами и размещаться на удалении от подвагонного оборудования.

Туалет должен иметь унитаз с кнопочным или педальным приводом промывки, пластмассовое сиденье с крышкой и ручкой для ее поднятия; сидение должно фиксироваться в поднятом положении.

Унитаз должен обеспечивать пользование им без сиденья. На стене туалетного помещения возле унитаза на высоте 700 - 750 мм должен крепиться поручень, ящик с одноразовыми мешками для сбора мусора, держатель для туалетной бумаги. На высоте 400 мм должна располагаться емкость с моюще-дезинфицирующим раствором и ершом.

Умывальник в туалете должен устанавливается на высоте 800 мм, оборудоваться смесителем горячей и холодной воды, дозатором жидкого мыла, полкой с бортиком для туалетных принадлежностей, зеркалом. Около умывальника раздельно должны размещаться емкости для чистых и использованных бумажных полотенец, розетка для электробритвы, крючки - вешалки для одежды и полотенца. Желательна установка электрополотенца (допускается его размещение возле туалетного помещения).

Поверхности стен и потолка в санузлах должны облицовываться материалами, стойкими к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.

На полу туалетных помещений допускается наличие резиновых ковриков.

5.1.22. При строительстве, реконструкции и модернизации пассажирских вагонов желательно оборудование их туалетными системами замкнутого типа. В туалетную систему должны входить унитаз, бак-накопитель, система трубопроводов слива, откачки, вентиляции, блок управления, датчик уровня заполнения бака, датчик температуры.

Резервуары, трубопроводы замкнутой системы сбора канализационных стоков должны размещаться на удалении от подвагонного оборудования для предотвращения его загрязнения, иметь теплоизоляцию для обеспечения предохранения от замерзания в них воды после отключения отопления при температуре наружного воздуха -10 град. С в течение 12 часов. Сточные трубы необходимо оборудовать устройствами для размораживания.

Размеры унитаза должны соответствовать антропометрическим характеристикам среднего пассажира. Высота над полом не более 434 мм, верхняя часть унитаза должна иметь овальную форму длиной 534 +/- 20 мм, шириной 410 +/- 20 мм.

Оборудование туалета должно обеспечить равномерный смыв не более чем за два нажатия на смывную педаль (кнопку) с интервалом не менее 15 сек. без разбрызгивания и расплескивания воды.

Расход воды на один дозированный смыв при однократном нажатии на педаль не должен составлять не менее 0,25 л и не более 0,4 л.

Унитаз должен изготавливаться из коррозионно-стойкого материала. Конструкция крепления должна исключать попадание влаги под унитаз на настил пола вагона.

Унитаз по возможности оборудуется гигиеническим сиденьем со сменным гидрофобным покрытием и механизмом, обеспечивающим смену покрытия каждым пользователем самостоятельно.

Накопительный бак туалетной системы должен представлять собой конструкцию цилиндрической формы без острых углов, для обеспечения полного слива его содержимого.

Вместимость бака должна обеспечивать сбор отходов, но быть не менее 250 л.

Накопительный бак должен позволять производить удаление фекальных отходов из него, промывку внутренней полости водой или с дезинфекционными средствами.

Система обогрева должна включаться в случае снижения температуры содержимого бака до +7 град. С и выключаться при повышении температуры до +12 град. С.

На пульт управления в служебном отделении должны выдаваться световые сигналы об уровне наполнения бака на 80% и 90%.

Вытяжка воздуха из туалетной кабины должна быть не менее 50 м3/час.

Система трубопроводов должна обеспечивать герметичную доставку стоков из унитаза в бак-накопитель, откачку стоков из бака в машину или стационарную систему через унифицированные разъемы, соединения не должны допускать утечки.

Откачка содержимого должна производиться из-под вагона, откачка через тамбур категорически запрещается.

Туалетные системы замкнутого типа не должны являться дополнительными источниками шума и химического загрязнения воздушной среды.

Для каждой замкнутой системы туалетов должна быть разработана инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию.

Водоснабжение вагонов

5.1.23. Система водоснабжения вагонов должна быть оборудована резервуарами для воды, распределительными трубопроводами и водопроводными кранами, изготовленными из материалов, не оказывающих вредного влияния на качество воды и разрешенных к применению органами и учреждениями госсанэпидслужбы для питьевого водоснабжения в установленном порядке. Конструкция системы водоснабжения должна обеспечивать предотвращение загрязнения в ней воды по мере опорожнения резервуаров, полный слив из резервуаров и распределительного трубопровода и возможность эффективной очистки, промывки и дезинфекции. Резервуары должны иметь указатели уровня воды и устройство с сигналом, свидетельствующем об окончании их заполнения.

С целью предупреждения возможного вторичного бактериального загрязнения воды в системе водоснабжения вагона должна быть предусмотрена установка обеззараживающих устройств.

Резервуары, трубопроводы должны иметь теплоизоляцию для обеспечения предохранения от замерзания в них воды после выключения отопления при температуре наружного воздуха -10 град. С в течение 12 часов.

5.1.24. Объем резервуаров должен обеспечить подачу не менее 25 литров холодной и горячей воды в расчете на каждое место в спальном пассажирском вагоне и не менее 10 л на одно место в вагоне с креслами для сидения. В тех вагонах, где предусмотрены душевые установки, объем подаваемой воды должен быть не менее 30 л на одно место.

5.1.25. Качество воды в резервуарах и водоразборных кранах вагона должно отвечать требованиям, регламентированным действующими санитарными правилами.

По окончании заправки вагонов водой она должна быть слита из водозаправочных шлангов. Шланги должны храниться в специальных устройствах, исключающих возможность их загрязнения. Категорически запрещается перемещение по земле оголовков водозаправочных шлангов. Оголовок водоналивного патрубка системы водоснабжения вагона должен быть защищен от загрязнения.

Отопление вагонов

5.1.26. Система отопления в пассажирских вагонах должна обеспечивать равномерный обогрев помещений в соответствии с установленными допусками.

5.1.27. Система отопления вагонов должна поддерживать температуру воздуха в купе и служебных помещениях +22 +/- 2 град. С, в умывальных (душевых) спальных вагонов от +23 до + 25 град. С.

В туалетных помещениях вагонов 2 и 3 класса допускается снижение температуры до +16 град. С.

Допускаются колебания температуры воздуха в помещениях вагона по вертикальному градиенту до 3 град. С.

5.1.28. Температура наружных ограждающих поверхностей стен не должна быть ниже температуры окружающей среды более чем на 3 град. С. Температура внутренних ограждений не должна быть ниже 15 град. С.

5.1.29. Конструкция отопительных приборов должна обеспечивать их удобную очистку от пыли и загрязнения.

5.1.30. Отопительные приборы следует размещать по длине наружных стен и на высоте от пола, позволяющей производить их очистку.

5.1.31. Температура на поверхности отопительных приборов не должна превышать +60 град. С, для электронагревателей +200 град. С.

5.1.32. Отопительные приборы должны иметь защитные кожухи. Температура на поверхности защитных кожухов не должна превышать +55 град. С.

Вентиляция и кондиционирование воздуха в вагонах

5.1.33. Вагоны должны быть оборудованы механической приточной и естественной вытяжной вентиляцией.

5.1.34. Система вентиляции должна быть рассчитана на непрерывную работу для обеспечения подачи наружного воздуха летом не менее 20 куб. м/час и зимой не менее 10 куб. м/час на каждое место в вагоне. При этом концентрация двуокиси углерода в купе не должна превышать 0,1 об.%.

В зависимости от наружной температуры на каждое место должна обеспечиваться подача воздуха не менее:

10 м3/ч при температуре наружного воздуха ниже -20 град.;

15 м3/ч при температуре наружного воздуха от -20 град. до -5 град.;

20 м3/ч при температуре наружного воздуха от -5 град. до +26 град.;

15 м3/ч при температуре наружного воздуха выше +26 град.

5.1.35. Скорость движения воздуха в местах нахождения пассажиров не должна превышать в зимний период 0,2 м/сек., а при работе кондиционера в летний период 0,25 м/сек. В вагонах без кондиционирования воздуха в летний период допускается скорость движения воздуха 0,4 м/сек.

5.1.36. Подаваемый в вагоны воздух должен быть очищен с помощью фильтров. Запыленность подаваемого воздуха после его очистки не должна превышать 0,5 мг/куб. м.

5.1.37. Система кондиционирования воздуха должна обеспечивать равномерное охлаждение вагона. В вагонах "люкс" и 1-го класса устанавливается оборудование, обеспечивающее индивидуальное регулирование микроклимата в каждом купе в диапазоне от +18 град. С до +28 град. С с шагом не более 1 град. С.

5.1.38. Температура подаваемого в вагон воздуха при его охлаждении не должна быть ниже +16 град. С.

5.1.39. Объем рециркуляционного воздуха должен составлять не более 30%, при этом обязательно наличие обеззараживателей воздуха.

5.1.40. Относительная влажность воздуха в вагонах 1 класса должна составлять 40 - 60%, в вагонах 2 и 3 класса - 30 - 70%. Параметры микроклимата в пассажирских вагонах указаны в приложении N 5.

Требования к освещению вагонов

5.1.41. Искусственное освещение вагонов должно обеспечивать хорошую освещенность, не создавать отраженной блесткости и резких контрастов. Для искусственного освещения должны быть использованы люминесцентные лампы, близкие по спектру к дневному свету.

5.1.42. Параметры искусственной (общей) освещенности пассажирских вагонов приведены в приложении N 6.

5.1.43. В купе пассажирских вагонов должно быть предусмотрено ночное освещение синего цвета, которое включается по желанию пассажиров.

5.1.44. Во всех вагонах должно быть предусмотрено аварийное освещение для эвакуации людей с освещенностью на полу не менее 1 лк.

Цветовое оформление интерьера вагона

5.1.45. При оформлении вагонов используются три группы цветов: основные, вспомогательные и акцентные.

5.1.46. Основная группа цветов является главной в системе внутреннего цветового оформления и состоит из цветов средневолновой зоны спектра и относительно близко расположенных к ней группы оттенков (оранжево-желтые, желтые, зеленовато-желтые, желто-зеленые, зеленовато-голубые). В основные цвета следует окрашивать преимущественно объекты, представляющие собой большие поля адаптации.

5.1.47. Во вспомогательную группу входят цвета как средневолновых, так и других участков спектра, используемые при оформлении интерьера для создания контрастов.

5.1.48. Акцентовая группа цветов содержит цвета различных участков спектра, применяемых для облегчения распознавания объектов, обращение с которыми травмоопасно.

5.1.49. При внутреннем цветовом оформлении необходимо учитывать функциональное назначение окрашиваемых объектов. Подбор цвета должен производиться с учетом их гармоничного сочетания.

5.1.50. Контроль цвета окраски производится визуально, путем сопоставления цвета с колориметрированным атласом цветов или образцами картотеки цветовых эталонов. Проверка цветового оформления вагонов должна производиться лицами, являющимися нормальными трихроматами и прошедшими соответствующую врачебную экспертизу.

Нормативы шума и вибрации в помещениях вагонов

5.1.51. Уровни звукового давления не должны превышать для пассажирского купе 60 дБА, для тамбуров 68 дБА, для межвагонных переходов 80 дБА, в помещениях, расположенных над тележками, 65 дБА, при следовании по тоннелю - 70 дБА. Эквивалентный уровень внешнего шума, создаваемый при движении поезда, должен быть не выше 84 дБА на расстоянии 100 м от наружного рельса (при отсутствии акустических экранов).

Шум от проходящих скоростных поездов в населенных местах не должен превышать уровни, предусмотренные государственным стандартом на шум.

Допустимые уровни звукового давления на подвижном составе железнодорожного транспорта указаны в приложении N 7. Уровни звукового давления в вагоне при следовании по тоннелю не должны превышать 70 дБА.

5.1.52. Уровни вибрации в пассажирских вагонах не должны превышать параметров, предусмотренных приложением N 8.

5.1.53. Предельно допустимые уровни инфразвука в пассажирских вагонах должны соответствовать параметрам, предусмотренным приложением N 9.

Требования к подготовке пассажирских составов в рейс

5.1.54. Вагоны пассажирских поездов, отправляемых в рейс, должны быть подготовлены в соответствии с технологическим процессом осмотра, безотцепочного ремонта и экипировки пассажирских вагонов.

5.1.55. В пунктах формирования пассажирских поездов проводится полная подготовка и экипировка вагонов, которая включает в себя:

наружную экипировку вагонов;

профилактическую дезинфекционную и дезинсекционную обработку вагонов по графику;

ремонт оборудования;

смену фильтров принудительной вентиляции (при ТО-2);

уборку внутренних помещений вагонов;

снабжение вагонов предметами съемного инвентаря;

снабжение вагонов продукцией чайной торговли;

заправку водой и топливом.

Из пунктов оборота пассажирские вагоны должны отправляться с учетом требований санитарных правил.

Объемы и сроки экипировки согласовываются с органами госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте.

5.1.56. Наружная экипировка вагонов проводится после каждого рейса и включает в себя обмывку кузова и ходовых частей, переходных площадок, очистку и мытье ступенек.

5.1.57. Смена вентиляционных фильтров и прочистка системы приточной вентиляции вагонов должна проводиться согласно графику.

5.1.58. Дезинфекционная обработка пассажирских вагонов выполняется методами и средствами, разрешенными к применению органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.

Подготовительные работы (свертывание, развертывание мягкого инвентаря) при дезинфекционных обработках выполняются проводниками вагонов.

В пунктах подготовки пассажирских вагонов в рейс проводятся следующие виды обработок:

дезинфекционная обработка туалетов, мусоросборников в каждом вагоне пассажирского состава по прибытии в пункт формирования и оборота;

дезинсекционная обработка вагонов - не реже 1 раза в месяц (в зависимости от применяемых инсектицидов). Вагоны, предназначенные для перевозки организованных контингентов, должны подвергаться дезинфекции, дезинсекции и дератизации до и после указанных перевозок;

внеплановая дезинфекция, дезинсекция и дератизация в вагонах - по эпидпоказаниям, а также по заявке начальника поезда.

5.1.59. Дезинфекционная камерная обработка постельных принадлежностей и мягкого инвентаря осуществляется линейным предприятием в пунктах формирования поездов.

Для постельных принадлежностей и мягкого инвентаря устанавливаются следующие виды и сроки профилактической обработки:

матрацы, подушки и зимние одеяла подвергаются обеспыливанию и мерной обработке не реже 4 раз в год;

летние одеяла подвергаются стирке и химической чистке по мере загрязнения, но не реже 1 раза в месяц, зимние одеяла - не реже 2 раз в год до и после зимнего периода эксплуатации;

чехлы на матрацы и подушки подвергаются стирке по мере загрязнения, но не реже 1 раза в месяц;

смена занавесок проводится не реже 1 раза в неделю, штор - не реже 1 раза в месяц.

5.1.60. Уборка внутренних помещений вагонов должна производиться после проведения дезобработки и выполнения внутренних ремонтных работ.

После дезинфекционной/дезинсекционной обработки вагонов ремонт и уборка могут начинаться с учетом режима проветривания согласно инструкциям по применению данных препаратов.

Для уборки внутренних помещений вагонов при подготовке в рейс работники должны обеспечиваться спецодеждой, моющими средствами, ведрами, ветошью, швабрами для мытья полов, пылесосом, веником, совком, горячей водой.

Уборочный инвентарь должен быть промаркирован ("для туалета", "для пола", "для полок", "для мусора"). Ведро для полок может использоваться и для мытья стен.

Уборочный инвентарь и ветошь после уборки обеззараживаются в растворе дезсредства с последующим ополаскиванием и просушиванием.

Для очистки от пыли мягкого инвентаря должны применяться пылесосы.

5.1.61. В пунктах формирования (оборота) мусор из вагонов удаляется в мусоросборники, устанавливаемые на междупутьях. Выбрасывать мусор на пути, междупутья и другие места, не предназначенные для этих целей, категорически запрещается.

В пунктах экипировки и отстоя пассажирских поездов пользоваться туалетами вагона запрещается (кроме туалетов замкнутого типа).

5.1.62. Прошедшие наружную и внутреннюю обработку вагоны снабжаются съемным инвентарем, мылом, туалетной бумагой, моющими и дезинфицирующими средствами и кожными антисептиками. В вагоне, отправляемом в рейс из пункта формирования, должен быть комплект уборочного инвентаря: пылесос, веник, совок, маркированные ведра ("для пола", "для туалетов", "для полок", "для мусора"), ветошь, ерши для мытья унитазов, обтирочный материал с отведением места для его хранения.

5.1.63. Количество постельного белья, выдаваемого в рейс, должно определяться исходя из длительности рейса, пассажиропотока и количества мест в вагоне, предназначенных для пассажиров. Комплект постельного белья должен иметь индивидуальную упаковку, исключающую возможность его повторного применения.

В комплект постельного белья входят две простыни (или одна простыня и один пододеяльник), наволочка (наволочки) закрытого типа, полотенце (полотенца).

В комплект постельных принадлежностей входят матрац, подушка (подушки), одеяло (зимнее или летнее).

5.1.64. Наличие мыла и туалетной бумаги в вагонах всех категорий, отправляемых в рейс, обязательно.

5.1.65. Отправляющиеся в рейс пассажирские вагоны должны быть заправлены водой и обеспечены топливом. Качество воды должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к питьевой воде.

5.1.66. Обеспечение пассажирских вагонов топливом осуществляется в зимнее и переходное время года в соответствии с утвержденными нормами.

Топливо к вагонам должно доставляться на специальном транспорте, подаваться в вагон в затаренном виде и засыпаться в предназначенные емкости работниками экипировочных бригад.

5.1.67. Температура воздуха в зимнее и переходное время года нормируется для всех вагонов пассажирских поездов, а в летнее время только для вагонов, имеющих установки для кондиционирования воздуха.

Вагоны отапливаются при температуре наружного воздуха +10 град. С и ниже. Перед подачей состава на посадку (в зимнее и переходное время года) температура воздуха в вагонах должна поддерживаться на уровне +22 +/- 2 град. С.

5.1.68. В вагонах, отправляемых в рейс, должно быть обеспечено:

исправная работа титанов и электротитанов (при их наличии);

наличие чайной посуды, столовых приборов в соответствии с перечнем съемного оборудования, маркированной емкости "для мытья стаканов", подноса для сушки посуды, посудных полотенец;

наличие разрешенных к применению моющих средств для мытья посуды и моюще-дезинфицирующих средств для текущей уборки вагонов, кожных антисептиков;

наличие санитарной одежды для обслуживания пассажиров продукцией чайной торговли.

5.1.69. Состав должен быть укомплектован аптечкой для оказания медицинской помощи, эпидукладкой на случай выявления в пути следования больного, подозрительного на заболевание особо опасной инфекцией, противопедикулезной укладкой, которые хранятся у начальника поезда.

Эпидукладка в обязательном порядке комплектуется маркированными емкостями для сбора естественных выделений больного (эмалированные ведра "для рвотных масс", "для фекальных масс", стеклянная банка с притертой крышкой "для мокроты"), дезинфицирующими средствами, имеющими соответствующий спектр действия (против возбудителей чумы, холеры, сибирской язвы, микобактерий туберкулеза), ветошью. Другие предметы хозяйственного и медицинского назначения, необходимые для проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий, используются из вагонного имущества. Дополнительная комплектация эпидукладки устанавливается органами госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте.

В состав противопедикулезной укладки входят:

клеенчатые или хлопчатобумажные (крафт-) мешки для сбора зараженных вещей;

оцинкованное ведро;

хлопчатобумажный халат;

респиратор или ватно-марлевая повязка;

перчатки резиновые;

косынка;

вата;

препараты для уничтожения всех видов вшей;

препараты для дезинсекции постельных принадлежностей;

дустер или резиновая груша.

5.1.70. Запрещается включение в схему поезда пассажирских вагонов, имеющих:

неисправности систем холодного и горячего водоснабжения, отопления, вентиляции, электроосвещения, холодильных установок, спускных механизмов в туалетах;

помещения в неудовлетворительном санитарном состоянии;

разбитые стекла окон, неисправные двери;

при обнаружении в вагонах бытовых паразитов и грызунов.

Вагоны с вышеуказанными недостатками подлежат отцепке в пунктах формирования, запрещается проезд в них из пунктов оборота.

5.1.71. Запрещается включать в состав поездной бригады, назначаемой в рейс, проводников с нарушениями в состоянии здоровья, а также не имеющих личных медицинских книжек или отметок в них о прохождении обязательных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и сдаче зачета по программе гигиенической подготовки.

5.1.72. Подготовленный в рейс состав за 2 часа до подачи под посадку пассажиров принимается постоянно действующей комиссией (далее ПДК), в состав которой в обязательном порядке входит представитель органов госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте. Все выявленные при проверке дефекты немедленно должны быть устранены, а результаты проверки занесены в книгу работы ПДК с обязательной росписью всех членов комиссии.

Отправка состава производится после разрешающей записи работника госсанэпидслужбы в книге работы ПДК и журнале ВУ-14.

Требования к содержанию пассажирских составов в пути следования

5.1.73. Выполнение санитарных правил содержания пассажирских вагонов в пути следования возлагается на начальника поезда и проводников вагонов.

5.1.74. Вагоны в пути следования должны содержаться в чистоте.

Влажная уборка должна проводиться не реже 2 раз в сутки и по мере необходимости, при этом обязательна протирка раствором дезинфицирующего средства всех ручек в вагоне.

Уборка туалетов с обязательным мытьем полов и стен на высоту 1,5 м должна проводиться не менее 4 раз в сутки и по мере необходимости с применением разрешенных моюще-дезинфицирующих средств.

Обеспыливание ковровых дорожек должно производиться пылесосом не менее 2 раз в сутки.

Уборка вагона должна производиться проводником только в спецодежде (халат, резиновые перчатки). Обязательно наличие отдельного халата для уборки туалета. По окончании уборки проводник должен обработать руки кожным антисептиком.

На каждом остановочном пункте до выхода (посадки) пассажиров должны протираться поручни, ветошь для их протирки должна храниться в отдельной емкости с раствором дезинфицирующего средства.

Сбор мусора в вагоне должен производиться в специальную емкость "для мусора", оснащенную полиэтиленовыми мешками. Накапливаемый в пути следования мусор должен удаляться из вагонов в мусоросборники на станциях по пути следования, список которых определен служебным расписанием движения пассажирских поездов. После удаления мусора емкость (ведро) должна ополаскиваться водой и дезинфицироваться.

5.1.75. В пути следования должен соблюдаться режим пользования туалетами. На стоянках, при проходе крупных железнодорожных станций, санаторно-курортных и пригородных зон, тоннелей, мостов пользоваться туалетами запрещается, они должны быть закрыты. В каждом вагоне пассажирского поезда межгосударственного сообщения должна быть информация о границах санитарных зон по всем железным дорогах, через которые следует поезд. При оборудовании вагонов туалетными системами замкнутого типа разрешается пользоваться ими по всему пути следования поезда и на стоянках.

Наличие мыла и туалетной бумаги в туалетах вагонов обязательно.

5.1.76. В пути следования пассажиры должны быть обеспечены охлажденной кипяченой либо бутилированной водой.

Запрещается в месте разбора питьевой воды ставить стакан общего пользования.

5.1.75. Пассажиры должны обеспечиваться постельными принадлежностями и постельным бельем в установленном порядке. При этом запрещается пользование постельными принадлежностями без постельного белья.

Чистое постельное белье, запаянное в термоусадочную пленку, должно храниться в специальном шкафу или нише служебного отделения.

Запрещается совместное хранение чистого и использованного постельного белья.

Уборка использованного постельного белья осуществляется проводником вагона после высадки пассажира.

В пунктах оборота использованное постельное белье должно быть опломбировано начальником поезда.

5.1.76. Чистая посуда, столовые приборы (ложки, вилки, ножи) и продукция чайной торговли должны храниться в специальном шкафу служебного отделения. Хранение в этом шкафу посторонних предметов и вещей запрещается.

После каждого пользования пассажиром в пути следования посуда многоразового пользования и столовые приборы должны мыться в специальной промаркированной емкости "для мытья посуды" с применением моющих средств и ополаскиваться проточной водой в моечной ванне. После мытья посуда и столовые приборы вытираются чистым чайным полотенцем насухо.

Обработка посудомоечной раковины разрешенными к применению чистящими и моюще-дезинфицирующими средствами проводится не менее 4-х раз в сутки путем нанесения средства на увлажненную ветошь или щетку и тщательного протирания обрабатываемой поверхности.

5.1.77. Услуги, предоставляемые пассажирам в поездах, а также ассортимент реализуемых продуктов питания и напитков должны быть согласованы органами госсанэпиднадзора. На реализуемые в вагонах кондитерские изделия, напитки, продукты питания, а также применяемые моющие и дезинфицирующие средства, туалетную бумагу и т.д. должны иметься документы, удостоверяющие их качество и безопасность для здоровья человека.

Кондитерские изделия должны выдаваться пассажирам в мелкой расфасовке. Раздача чая, кофе, кондитерских изделий, ланч-боксов производится проводником в специальной одежде (куртка или передник), предназначенной только для этих целей.

5.1.78. Температура воздуха в вагоне в зимнее и переходное время года нормируется для всех типов пассажирских вагонов, а в летнее - только для вагонов с установками для кондиционирования воздуха.

При отрицательных температурах наружного воздуха система отопления при работе котла на твердом топливе совместно с системой вентиляции должна обеспечивать температуру воздуха в вагоне на уровне +22 +/- 2 град. С, в туалетах не ниже +16 град. С.

В вагонах с принудительной вентиляцией и с установками кондиционирования воздуха вентиляция должна работать непрерывно в автоматическом режиме в зависимости от температуры воздуха в вагоне. При работающей вентиляции дефлекторы в пассажирской части вагона и в туалетах должны быть открыты.

При ручном включении (аварийный режим) вентиляция включается периодически в соответствии с правилами эксплуатации установки.

5.1.79. В вагоне должна быть обеспечена исправная работа осветительных приборов.

5.1.80. При осуществлении контроля выполнения санитарных правил содержания пассажирских составов в пути следования представителями органов госсанэпиднадзора о всех выявленных нарушениях делается запись в рейсовом журнале.

5.2. Вагоны-рестораны и купе-буфетыТребования к устройству, общему оборудованию вагонов-ресторанов и купе-буфетов

5.2.1. В набор помещений вагона-ресторана должны входить: кухонное отделение, моечная столовой посуды, сервизная, буфетное отделение, кладовые для хранения продуктов, обеденный зал, туалетные помещения для персонала (с душевой установкой) и пассажиров.

Набор помещений купе-буфета: кухонное отделение (используются только полуфабрикаты и быстрозамороженные кулинарные изделия высокой степени готовности), моечная столовой посуды, сервизная, кладовые для хранения продуктов, барная стойка.

Обязательно соблюдение поточности при приготовлении продукции.

5.2.2. Кухня вагона-ресторана или купе-буфета, работающего на сырой продукции и/или полуфабрикатах, должна иметь следующее технологическое оборудование: плиту с духовым шкафом, тепловой шкаф для подогрева готовых блюд, печь СВЧ или конвекционную печь (укомплектованную термопарами), холодильные шкафы, производственные столы для сырых и готовых продуктов, стол для сервирования (у стен между кухней и сервизной), мойку 2-гнездную для мытья кухонной посуды, мойку для продуктов, шкаф для оттаивания замороженных продуктов (при отсутствии конвекционных печей), шкаф для приправ, шкаф сушильный и шкаф для хранения посуды и кухонного инвентаря, мусоросборник для пищевых отходов с крышкой и полиэтиленовыми вкладышами, настенные вентиляторы над производственными столами, сигнальное устройство для вызова официантов из обеденного зала.

При использовании готовой продукции глубокой заморозки дополнительно предусматривается низкотемпературный холодильник.

5.2.3. Кухонная плита оборудуется по периметру бортиком высотой 15 - 20 мм и воздушной завесой с вытяжным зонтом.

Производственные столы для обработки сырых и вареных продуктов изготавливаются с покрытиями без швов с закругленными краями, из материалов, разрешенных к применению органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.

Гнезда моечных ванн для мытья кухонной посуды должны иметь подводку холодной и горячей воды к каждому гнезду ванны через гибкие шланги с душирующими насадками, пробки с цепочками для закрытия сливных отверстий. Сточные трубы оборудуются обогревом против замерзания. Для бесперебойного обеспечения вагона-ресторана горячей водой устанавливается автономный водонагреватель (температура подаваемой воды должна быть не ниже +80 град. С).

5.2.4. Технологическое оборудование, механизмы для обработки продуктов должны устанавливаться на кухне так, чтобы был обеспечен свободный доступ к ним персонала.

На кухне предусматривается специально оборудованное место для кратковременного хранения и обработки овощей, картофеля.

5.2.5. Моечная столовой посуды должна размещаться в смежном с кухней помещении, имеющем непосредственную связь с кухней. В моечном помещении должен быть установлен стол для приема использованной столовой посуды, мойка 5-гнездная с подводкой холодной и горячей воды к каждому гнезду ванны через гибкие шланги с душирующими насадками, места для просушки и хранения чистой посуды, мусоросборник для пищевых отходов.

2 гнезда 5-гнездной мойки выделяются для мытья стеклянной посуды (стаканов, фужеров и т.д.).

5.2.6. Сервизная должна обеспечивать удобную связь кухни со столовым залом и буфетом и иметь стол для приема готовых блюд, шкаф для хранения чистых приборов, стаканов и т.п., хлеборезку.

5.2.7. Буфетное отделение для розничной продажи оборудуется столом, холодильником, полками, витриной, шкафами.

5.2.8. Кладовые помещения размещаются в участках вагона-ресторана, удобных для загрузки продуктов и не затрудняющих их очистку и дезинфекцию.

В кладовых помещениях выделяются места для хранения овощей, картофеля, фруктов и, отдельно, для хранения сухих продуктов; устанавливаются холодильные шкафы для сырых и готовых продуктов.

5.2.9. Обязательно наличие шкафов для хранения спецодежды работников вагона-ресторана.

5.2.10. Обеденный зал оборудуется откидными столами на четырех человек, расположенными под окнами. Облицовка столов производится из материалов, устойчивых при уборке моющими и дезинфицирующими растворами при температуре до +80 град. С. Столы по периметру должны быть окантованы бортиком высотой 30 мм; устройство откидных столов должно обеспечивать удобство уборки и мытья полов в салоне. У каждого стола у подоконника оборудуются гнезда-держатели для бутылок.

5.2.11. Ширина прохода в салоне между рядами столов должна обеспечивать проход официанта с сервировочной тележкой.

5.2.12. В обеденном зале устанавливаются стулья с полумягкими спинками и сиденьями. Обивочный материал стульев должен позволять производить влажную уборку и дезобработку. В купе-буфете рекомендуется установка столов на высоте, удобной для приема пищи стоя.

5.2.13. В обеденном зале вагона-ресторана могут располагаться двойные сиденья с ящиками, предназначенными для хранения имущества.

5.2.14. В обеденном зале могут монтироваться крючки для головных уборов, дамских сумочек и легкой одежды; боковые стены оборудуются точками для радиотрансляции и для вызова официанта.

Требования к водоснабжению, канализации, системе сбора мусора, вентиляции, отоплению и освещению

5.2.15. Вагоны-рестораны и купе-буфеты должны быть обеспечены запасом воды в течение всего рейса. Заправка их водой должна производиться только от водозаправочных колонок. Вода, заливаемая в емкости, должна отвечать требованиям, предъявляемым к качеству питьевой воды согласно действующим нормативам с проведением систематического контроля органами госсанэпиднадзора.

5.2.16. Водозаправочные емкости следует промывать и дезинфицировать в пунктах формирования в соответствии с технологическими графиками.

При отсутствии холодной или горячей воды работа вагона-ресторана или купе-буфета запрещается.

Запрещается спуск сточной воды из моечных и производственных ванн в пунктах формирования (оборота), отстоя, на всех остановочных пунктах и в пределах санитарных зон.

Систематический контроль за техническим состоянием систем водоснабжения и канализации в вагонах-ресторанах и купе-буфетах возлагается на эксплуатирующую организацию.

5.2.17. Конструкцией вагона-ресторана должны быть предусмотрены раздельные туалетные комнаты для использования только персоналом и для посетителей вагона-ресторана. Места их размещения согласовываются с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на стадии проектирования новых вагонов-ресторанов или при их модернизации. Туалетные помещения по возможности оснащаются замкнутыми системами сбора канализационных стоков, раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды и устройством смесителей (желательно бесконтактного пользования), зеркалом с полкой для туалетных принадлежностей, крюками для полотенца и одежды, емкостью для хранения моющих и дезинфицирующих средств. Раковины устанавливаются на высоте 800 мм от пола. Обязательно наличие туалетной бумаги, жидкого мыла (в дозаторе), электрополотенца или бумажных рулонных полотенец, коробки для использованных полотенец.

Для работников вагона-ресторана оборудуется душевая кабина.

Уборка туалетных помещений должна производиться не реже 4-х раз в день и по мере загрязнения с обязательным мытьем полов. При уборке должны применяться разрешенные моющие и дезинфицирующие средства. Запрещается хранить в них тару и другие посторонние предметы.

5.2.18. Производственные пищевые отходы и бытовой мусор должны собираться раздельно в специальные емкости и по мере накопления освобождаться на стоянках, предусмотренных технологической схемой движения поезда. Все мусоросборники должны быть оснащены крышками и иметь полиэтиленовые вкладыши. Ежедневно в конце рабочего дня мусоросборники вагона-ресторана промываются горячей водой с добавлением моющих средств и последующей дезинфекцией.

5.2.19. Вагоны-рестораны и купе-буфеты должны быть оборудованы механической приточно-вытяжной вентиляцией и кондиционером.

Система вентиляции должна обеспечивать равномерное распределение воздуха по помещениям и предотвращать поступление воздуха из производственных помещений в столовые залы.

Система вентиляции должна работать непрерывно от пункта отправления до станции назначения.

Механическая приточная вентиляция должна обеспечивать подачу наружного воздуха летом не менее 25 куб. м/час и зимой не менее 20 куб. м/час на каждое место. Концентрация двуокиси углерода (СО-2) в обеденном зале не должна превышать 0,1%.

Скорость движения воздуха в зоне пребывания пассажиров не должна превышать 0,2 м/сек. зимой и 0,25 м/сек. летом при работе кондиционера.

При вентиляции вагонов-ресторанов и купе-буфетов необходимо предусмотреть подачу наружного воздуха для удаления избытков тепла и влаги из кухни и моечной столовой посуды, а также организации воздушной завесы у плит.

Подаваемый в вагон воздух должен быть очищен с помощью фильтров. Запыленность подаваемого воздуха после его очистки не должна быть выше 0,5 мг/м3.

Температура подаваемого в салон вагона-ресторана воздуха при его подогреве должна быть не ниже +18 град. С и не более +26 град. С, а при охлаждении - не ниже +16 град. С.

Вентиляционные камеры должны быть тщательно изолированы, особенно от котельных отделений и от кухни, для предотвращения подсоса воздуха из этих помещений.

Места, где имеются источники непосредственного загрязнения воздуха (газ, пыль, запахи), а также места с повышенным тепловыделением, должны быть оборудованы местной вытяжной вентиляцией.

5.2.20. Система отопления вагона должна поддерживать температуру воздуха в вагоне 22 +/- 2 град. С.

Температура наружных ограждающих поверхностей в помещениях вагона не должна быть ниже температуры окружающего воздуха более чем на 3 град. С.

Отопительные приборы должны иметь защитные кожухи. Температура на поверхности защитных кожухов не должна превышать +60 град. С.

5.2.21. Для искусственного освещения должны использоваться люминесцентные лампы.

В вагоне-ресторане и купе-буфете должна быть обеспечена освещенность не менее:

200 лк на уровне столов в обеденном зале,

100 лк - у раздаточного окна в буфетном отделении,

50 лк - в посудомоечном отделении,

200 лк - на уровне моечных ванн,

300 лк - на поверхности производственных столов кухни,

50 лк - на уровне пола в коридорах и умывальной комнате,

30 лк - в тамбурах и на переходных площадках.

В котельных отделениях освещенность на уровне контрольных приборов должна быть не менее 30 - 50 лк.

Искусственное освещение должно обеспечивать нормируемую освещенность, не создавать отраженной блесткости и резких контрастов.

Должно быть предусмотрено аварийное освещение для эвакуации людей с освещенностью на уровне пола не менее 1 лк.

Требования к производственному инвентарю и содержанию

5.2.22. В вагоне-ресторане должна быть одна мясорубка для сырого мяса или универсальный привод со сменными механизмами. Использовать мясорубку для измельчения вареных продуктов запрещается. Мясорубку или сменные механизмы к универсальному приводу после работы необходимо разбирать, промывать, ошпаривать кипятком, просушивать и хранить в специально отведенном месте, защищенном от загрязнения.

5.2.23. Разделочные доски должны быть отдельными для обработки каждого вида продукта, изготавливаться из материалов, разрешенных к контакту с пищевыми продуктами, иметь гладкую, без щелей поверхность.

Доски и ножи обязательно маркируются на боковой поверхности по назначению: "СМ" (сырое мясо), "СР" (сырая рыба), "ВМ" (вареное мясо), "ВР" (вареная рыба), "СО" (сырые овощи), "ВО" (вареные овощи), "МГ" (мясная гастрономия), "РГ" (рыбная гастрономия), "X" (хлеб), "С" (сельдь). Необходимо иметь одну резервную разделочную доску. Хранить доски навалом запрещается. Хранение следует проводить в положении "на ребре" в ячейках специально отведенного места.

Количество ножей должно соответствовать количеству разделочных досок с одним резервным ножом, маркировка которых производится на рукоятке или лезвии ножа соответственно маркировке разделочных досок.

Хранение разделочных досок и ножей должно производиться раздельно для сырой и готовой продукции.

5.2.24. Разрешается применение следующей кухонной посуды: из нержавеющей стали; чугунной (сковороды); из алюминия; железа нелуженого (противни); из оцинкованного железа (ведра, баки, посуда для переноса воды и сыпучих продуктов).

Может использоваться столовая и чайная посуда: фаянсовая, фарфоровая, стеклянная, алюминиевая, из нержавеющей стали (миски, баранчики, ложки, вилки и ножи), а также из пластмасс, разрешенных

к применению органами госсанэпиднадзора. Посуда не должна иметь отбитых краев и трещин. 5.2.25. Мытье столовой посуды производится в 3-гнездной ванне: два гнезда используются для мытья посуды; третье - для ополаскивания вымытой посуды горячей водой.

Для мытья стеклянной посуды и приборов используется отдельная 2-гнездная ванна или одногнездная ванна с ополаскиванием горячей проточной водой.

Кухонная посуда моется в 2-гнездной ванне на кухне.

5.2.26. Режим мытья столовой посуды:

механическое удаление остатков пищи;

мытье в воде с добавлением моющих средств в первой секции ванны при температуре 50 град. С;

мытье во второй секции ванны с моющими средствами (вдвое меньшей концентрации, чем в первой секции);

ополаскивание в металлической сетке в третьей секции ванны горячей проточной водой, имеющей температуру не ниже 65 град. С;

просушивание в опрокинутом положении на решетках-сушилках.

5.2.27. Стеклянная посуда моется в первой секции ванны при температуре воды 50 град. С с моющими средствами, ополаскивается горячей проточной водой и просушивается на металлических решетках. Разрешается вытирать стеклянную посуду чистым полотенцем (маркированным под протирку).

5.2.28. Столовые приборы (ложки, вилки, ножи) моются с применением моющих средств, как и столовая посуда в первой секции ванны, и ополаскивается горячей водой с температурой не ниже 65 град. С.

5.2.29. Режим мытья кухонной посуды:

механическая очистка от остатков пищи;

мытье щетками в воде с температурой не ниже +40 град. С с добавлением разрешенных моющих средств;

ополаскивание горячей проточной водой с температурой не ниже 65 град. С;

просушивание в опрокинутом положении на решетках-сушилках.

5.2.30. Подносы после каждого использования протирают чистой ветошью. По окончании работы подносы промывают в ванне для столовой посуды горячей водой с добавлением моющих средств, ополаскивают чистой водой и насухо протираются специально маркированными для этого салфетками.

5.2.31. Кассеты для столовых приборов и приборы для специй промываются по мере загрязнения, но не реже 1 раза в день.

5.2.32. Разделочный инвентарь (доски, лопатки, мешалки) после каждой технологической операции подвергают обработке: механической чистке, мытью горячей водой с моющими средствами, ополаскиванию горячей проточной водой, просушиванию на решетчатых металлических стеллажах.

5.2.33. Тара из-под полуфабрикатов моется в ванной на кухне только после окончания работы кухни и хранится в специально отведенном месте.

5.2.34. Мытье стен в вагоне-ресторане и купе-буфете производится в пунктах формирования (оборота) с применением разрешенных моющих и дезинфицирующих средств.

Во время рейса все помещения вагона-ресторана и купе-буфета должны содержаться в чистоте, грязная посуда со столов убирается немедленно.

Текущая уборка помещений (подметание, мытье полов) проводится по мере загрязнения, но не реже 2-х раз в день.

5.2.35. Уборочный инвентарь (тазы, ведра, щетки и т.п.) должны маркироваться для обработки столов, стен, холодильников, закрепляться за помещениями и храниться раздельно в выделенных местах (возможно в промаркированных рундуках обеденного зала).

5.2.36. Вагон-ресторан и купе-буфет должен быть обеспечен достаточным количеством мыла, столового белья, комплектов санитарной одежды в соответствии с утвержденными порейсовыми нормами материально-технического оснащения, согласованными с органами госсанэпиднадзора.

5.2.37. Доставляемая санитарная одежда и столовое белье должны быть упакованы в полиэтиленовую пленку и храниться в промаркированном рундуке.

5.2.38. Каждый вагон-ресторан и купе-буфет должен быть снабжен медицинской аптечкой, в перечне которой должны быть предусмотрены напалечники.

Ответственность за пополнение аптечки медикаментами возлагается на директора вагона-ресторана (купе-буфета).

5.2.39. В помещениях вагона-ресторана и купе-буфета запрещается хранить продовольственные и другие товары без соответствующих документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность.

5.2.40. Запрещается вход посторонним лицам в производственные помещения и моечное отделение. Не разрешается посетителям входить в обеденный зал в верхней одежде.

Требования к приему и хранению пищевых продуктов

5.2.41. Количество скоропортящихся продуктов, принимаемых в вагон-ресторан (купе-буфет), определяется сроком их годности и расчетной вместимостью холодильных емкостей.

5.2.42. Каждая партия пищевых продуктов принимается в рейс при наличии сопроводительной документации, подтверждающей ее качество и безопасность для здоровья (сертификат соответствия, санитарно-эпидемиологическое заключение, удостоверение качества). На маркировке обязательно наличие информации об условиях хранения и дате изготовления.

Качество пищевых продуктов, поступающих в вагоны-рестораны и купе-буфеты (как и на базы снабжения) проверяется директором вагона-ресторана (заведующим производством, шеф-поваром), кладовщиком.

Приемка продукции начинается с проверки сопроводительной документации. Далее сопроводительные документы хранятся упорядоченно в папках по группам товаров (безалкогольные, гастрономические и т.д.).

Некачественные и опасные пищевые продукты подлежат снятию с реализации и изоляции от доброкачественных продуктов, соответствующей экспертизе в целях определения возможности их утилизации или уничтожения.

5.2.43. Мясо всех видов сельскохозяйственных животных принимается только при наличии ветеринарного клейма и документов, свидетельствующих об осмотре и заключении представителями ветеринарного надзора.

Запрещается принимать:

мясо и субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства;

непотрошеную птицу;

яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой", а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезу, утиные и гусиные яйца;

консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, "хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток;

крупу, муку, сухофрукты и другие продукты, зараженные амбарными вредителями;

овощи и фрукты с наличием плесени и признаками гнили;

грибы несъедобные, некультивируемые съедобные, червивые, мятые;

пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности;

продукцию домашнего изготовления;

хлеб и хлебобулочные изделия без индивидуальной упаковки.

Запрещается взвешивание пищевых продуктов без упаковки.

5.2.44. Продукты следует хранить согласно принятой классификации по видам: сухие (мука, сахар, крупа, макаронные изделия и др.); хлеб; мясные; рыбные; молочно-жировые; гастрономические; овощи и фрукты. Хранение особо скоропортящихся готовых продуктов и полуфабрикатов должно производиться в специально предназначенных (для сырых и готовых продуктов) холодильных емкостях с соблюдением необходимого температурного режима и правил товарного соседства.

Хлеб и сыпучие продукты хранятся в пристенных шкафах.

Сырое яйцо следует хранить в холодильных емкостях для сырых продуктов отдельно от молочных и гастрономических продуктов.

5.2.45. Запрещается совместное хранение сырых продуктов или полуфабрикатов с готовыми изделиями, а также испорченных или подозрительных по качеству продуктов совместно с доброкачественными.

5.2.46. Масло сливочное хранится в таре или брусками, завернутыми в пергамент.

Молоко и молочные продукты необходимо получать в мелкой расфасовке (по 0,5 л и менее) в количестве, необходимом для рейсовой нормы, и хранить в соответствии с установленными сроками реализации и температурой.

Запрещается:

принимать в вагоны-рестораны и купе-буфеты фляжное молоко;

изготовлять молочнокислые продукты.

5.2.47. Запрещается хранение и реализация молочных продуктов при отсутствии источника холода.

При отсутствии источника холода допускается приготовление блюд из нескоропортящихся продуктов (крупы, макаронные изделия, концентраты, сгущенное молоко и др.) с последующей немедленной их реализацией.

5.2.48. Хлеб хранится на полках в шкафах, при этом расположение нижней полки от пола должно составлять не менее 35 см, дверцы шкафа для хлеба должны иметь отверстия для вентиляции.

Уборка шкафов должна проводиться ежедневно, кроме того, 1 раз в неделю они должны протираться 1% раствором столового уксуса.

Правила приема, хранения и реализации полуфабрикатов

5.2.49. Полученные полуфабрикаты должны иметь сопроводительную документацию (сертификат соответствия, санитарно-эпидемиологическое заключение, удостоверение качества с оригиналом печати) с указанием:

времени изготовления каждого вида полуфабриката - число и час;

даты и часа отпуска полуфабриката;

режима хранения и предельного срока годности полуфабриката в вагоне-ресторане (число, час);

фамилии лиц, ответственных за качество изготовления и транспортировку полуфабрикатов.

5.2.50. Полуфабрикаты хранятся и реализуются в соответствии с санитарными правилами, регламентирующими условия, сроки годности особо скоропортящихся продуктов, и информацией в сопроводительной документации.

5.2.51. Целесообразно использование полуфабрикатов высокой степени готовности.

5.2.52. Запрещается реализация быстрозамороженных продуктов и полуфабрикатов по истечении срока их годности.

Требования к кулинарной обработке пищевых продуктов и реализации готовых блюд

5.2.53. Ассортимент блюд меню вагона-ресторана (купе-буфета) и реализуемой продукции обязательно согласовываются с органами госсанэпиднадзора железнодорожного транспорта.

5.2.54. Пища должна готовиться небольшими партиями, раздача горячей пищи производится непосредственно с плиты. Запрещается смешивание свежеприготовленной пищи с остатками от предыдущего дня и пищей, приготовленной в более ранние сроки того же дня.

5.2.55. Кулинарная обработка пищевых продуктов производится в соответствии с требованиями действующих санитарных правил для предприятий общественного питания.

Технологическая обработка сырых и готовых продуктов производится на разделочных досках в строгом соответствии с их маркировкой.

Оттаивание замороженного мяса должно производиться на столе в кухне в нерабочее время (ночью). Отварное мясо и птица - порционные для готовых блюд и хранящиеся в холодильнике (не более 12 часов) перед отпуском подвергаются повторному кипячению в течение 20 минут и находятся в кипящем бульоне на плите или мармите в течение всего периода раздачи блюд (2 - 3 часа).

5.2.56. Овощи, фрукты, ягоды для использования в свежем натуральном виде должны промываться проточной питьевой водой.

Очищенные овощи и зелень тщательно промываются холодной питьевой водой.

Очищенный картофель, во избежание потемнения, до термической обработки хранится в клубнях в холодной питьевой воде.

5.2.57. Блюда из рыб частиковых пород разрешается готовить из рыбных полуфабрикатов или рыбного филе.

5.2.58. Пища должна быть приготовлена не ранее чем за один час до раздачи. Срок реализации готовой пищи - не более трех часов. Температура первых блюд должна быть не ниже +75 град. С, а вторых блюд - не ниже +65 град. С, холодных блюд +7 - +14 град. С. Холодные закуски разрешается хранить в холодильнике не более 4 часов с момента их изготовления, бутерброды - 2 часа.

5.2.59. Готовая пища пассажирам в купе доставляется в судках-контейнерах, предварительно вымытых и ошпаренных кипятком; хлеб, столовые приборы - в полиэтиленовых пакетах.

5.2.60. Не разрешается приготовление студней, заливных, паштетов, макарон с мясным фаршем, блинов с мясом, творогом, кремовых кондитерских изделий.

Не допускается реализация блюд из субпродуктов I и II категории и ливерных колбас (разрешается использовать только язык).

5.2.61. Качество готовых блюд должно перед раздачей проверяться поваром, а также бракеражной комиссией с записью в бракеражном журнале.

Мероприятия по дезинсекции и дератизации

5.2.62. В вагонах-ресторанах и купе-буфетах не допускается наличие бытовых насекомых и грызунов. Пищевые продукты для защиты от мух хранятся в закрытой таре, буфетах и шкафах.

5.2.63. Дезинсекция и дератизация в помещениях вагона-ресторана должна проводиться после каждого рейса, а также по заявкам директора вагона-ресторана (в пунктах формирования и оборота).

Перед обработкой помещений инсектицидами пищевые продукты, посуда, инвентарь выносятся из помещений. Дезинсекция проводится после окончания работы вагона-ресторана. Обработке подлежат только стены, потолки и оконные рамы. Запрещается обработка полов и оборудования (шкафов, столов, разделочных досок и т.п.). После дезинсекции необходимо до начала работы вагона-ресторана произвести тщательную уборку.

5.2.63. Запрещается эксплуатация вагона-ресторана и купе-буфета при наличии бытовых насекомых и грызунов до проведения мероприятий по дезинсекции и дератизации.

Медицинские осмотры, профилактические обследования и личная гигиена персонала

5.2.64. К работе в вагоне-ресторане и купе-буфете допускаются лица, сдавшие зачет по курсу санитарно-гигиенической подготовки, сделавшие прививки против инфекционных заболеваний, прошедшие необходимые медицинские обследования и имеющие личную медицинскую книжку установленного образца.

5.2.65. Не допускаются или временно отстраняются от работы лица, страдающие заболеваниями (по списку), бактерионосители или имеющие контакт с больными инфекционными заболеваниями (по списку).

Временно отстраняются от работы с готовыми продуктами лица с диагнозом "ангина", а также имеющие гнойничковые заболевания кожи, нагноившиеся ожоги или порезы. Выявление таких лиц производится при проверке рук и носоглотки персонала медицинским работником или директором вагона-ресторана (купе-буфета) с регистрацией результатов осмотра в специальном журнале.

Не отстраняются от работы лица, находившиеся в контакте с больными (бактерионосителями) дизентерией и прочими острыми кишечными заболеваниями по месту жительства или работы; за ними устанавливается медицинское наблюдение по месту работы и проводится однократное бактериологическое обследование.

Не отстраняются от работы лица, подвергающиеся дегельминтизации, за исключением страдающих энтеробиозом и гименолепидозом. Лица, уклоняющиеся от дегельминтизации, от работы отстраняются.

5.2.66. Личные медицинские книжки работников вагона-ресторана (купе-буфета) хранятся у директора вагона-ресторана (купе-буфета), выдаются работникам на руки для прохождения медицинских осмотров и предъявляются по первому требованию должностным лицам госсанэпиднадзора.

5.2.67. Работники вагона-ресторана (купе-буфета) обязаны:

соблюдать чистоту рук, лица, тела, одежды, коротко стричь ногти;

носить только чистую спецодежду, меняя ее по мере загрязнения (не реже 1 раза в 2 дня), не пользоваться булавками для закалывания спецодежды, не хранить в карманах халатов и курток булавки, зеркала, деньги, сигареты и др. предметы личного пользования;

после посещения туалета мыть руки с мылом;

после проведения уборки обрабатывать руки кожными антисептиками;

не курить и не принимать пищу в моечном отделении и на кухне;

не стирать и не сушить в вагоне-ресторане спецодежду и полотенца и т.п.

Ответственность администрации

5.2.68. Директор вагона-ресторана (купе-буфета) несет ответственность за:

общее санитарное состояние вагона-ресторана (купе-буфета) и соблюдение в нем санитарно-противоэпидемического режима;

допуск к работе лиц, не прошедших медицинское обследование и гигиеническую подготовку;

организацию мероприятий, необходимых для выполнения работниками правил личной гигиены;

правильность эксплуатации систем водоснабжения, канализации, отопления, освещения, вентиляции, холодильного и другого технологического оборудования.

5.2.69. Директор вагона-ресторана (купе-буфета) и заведующий производством несут ответственность за:

нарушение санитарных норм и правил при приемке продуктов питания и допуск для питания населения недоброкачественных продуктов, не отвечающих существующим требованиям;

надлежащее содержание производственных помещений, соблюдение правил проверки качества принимаемых продуктов и правильное хранение пищевых продуктов.

5.2.70. Директор вагона-ресторана (купе-буфета), заведующий производством, повар вагона-ресторана несут ответственность за:

качество принятых на производство пищевых продуктов;

соблюдение инструкций по технологической обработке сырья и полуфабрикатов;

качество готовой продукции и соблюдение санитарных требований в процессе технологической обработки пищевых продуктов (в соответствии с настоящими правилами).

5.2.71. Ответственность за техническое состояние и исправность систем водоснабжения, канализации, отопления, освещения, холодильного и другого технологического оборудования возлагается на администрацию организации, эксплуатирующую вагон-ресторан.

5.2.72. Ответственность за выполнение правил личной гигиены, за состояние рабочего места, за выполнение технологических и санитарных требований на своем участке работы несет каждый работник вагона-ресторана (купе-буфета).

5.2.73. Администрация предприятия общественного питания по месту приписки вагона-ресторана (купе-буфета) обязана обеспечить:

каждого работника санитарной одеждой в соответствии с действующими нормами;

регулярную стирку и ремонт спецодежды;

наличие достаточного количества уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств, кожных антисептиков, мыла и полотенец для работников вагона-ресторана (купе-буфета);

проведение профилактических дезинфекционно-дезинсекционных и истребительных дезинфекционно-дератизационных мероприятий.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 N 12 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ СП 2.5.1198-03" (вместе с "САНИТАРНЫМИ ПРАВИЛАМИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ" СП 2.5.1198-03)