Последнее обновление: 13.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ Минкультуры РФ от 24.09.2002 N 1388 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СБОРА И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ДАННЫХ ДЛЯ ПАСПОРТИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ"
МЕТОДИКА ОБРАБОТКИ ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ В ХОДЕ ПАСПОРТИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ
Обработка первичных данных проводится с целью получения аналитических выводов о текущей технической оснащенности и финансово-экономической ситуации в организации. Формирование аналитических заключений является последним этапом обработки данных, после которого появляется возможность принятия обоснованных решений о применении тех или иных методов государственной политики по отношению к исследованным организациям.
Первичные данные, полученные в результате сбора информации, проходят несколько этапов обработки:
1. Группировка данных в соответствии с таблицей перечня первичных показателей паспорта.
2. Анализ причин расхождения данных в случае возникновения различных значений показателей, полученных из разных источников. Выявляется правильный или наиболее вероятный результат, который вносится в перечень первичных показателей паспортов исследуемых объектов.
3. Ввод первичных показателей паспортов в информационную систему (ИС) "Паспорт технической оснащенности организации культуры". Ввод данных проводится вручную в созданную в ИС структуру базы данных - карточки первичной информации по организации культуры.
4. Автоматический расчет производных показателей, характеризующих работу исследуемых объектов культуры, в соответствии с механизмом расчета, изложенным в таблицах 1, 2.
5. Автоматическое формирование в ИС паспортов технической оснащенности объектов отрасли культуры по соответствующим заложенным в систему макетам паспортов.
6. Автоматическая группировка показателей в соответствии с установленными критериями оценки эффективности работы организаций культуры (по определенным соотношениям показателей, охарактеризованным в Принципах проведения паспортизации технической оснащенности объектов культуры и в данной Методике).
7. Анализ информации, заложенной в паспортах исследованных объектов культуры, и формирование аналитических записок по результатам паспортизации.
2. Методика расчета показателей паспортов технической оснащенности библиотеки, промышленного предприятия отрасли культуры, кинотеатраПроизводные показатели рассчитываются по определенным формулам, закладываемым в информационную систему. При этом в ИС сохраняется возможность дополнить перечень рассчитываемых показателей и при необходимости изменить формулы их расчета.
Таблица 1
Методика расчета показателей паспорта библиотеки
Методика расчета показателей паспорта технической оснащенности промышленного предприятия отрасли культуры
Методика расчета показателей паспорта технической оснащенности кинотеатра
Выручка от кинопоказа за отчетный период по кинотеатру в целом и, в том числе, по каждому из имеющихся отдельных кинозалов определяется как сумма произведений показателей "Количество зрителей за отчетный период, приобретших кинобилет за данную цену" и "Цена кинобилета, уплаченная зрителем за просмотр фильма", рассчитанных для разных ценовых, категорий кинобилетов.
Пример расчетов 1:
Определение выручки от кинопоказа
Таблица "Средняя заполняемость залов кинотеатра (в % к общему количеству мест)" составляется для каждого зала кинотеатра по кварталам отчетного периода отдельно для будних и выходных дней по утренним, дневным, вечерним и ночным сеансам (при наличии таковых).
Заполняемость кинозалов в зависимости от времени суток в среднем за отчетный период вычисляется как среднее арифметическое поквартальных показателей заполняемости кинозалов в будние и выходные дни.
Пример расчетов 2:
Средняя заполняемость залов кинотеатра (в % от общего количества мест)
Данные таблицы "Дополнительные показатели работы кинотеатра за последний год (если отчетный период меньше года - за отчетный период)" заполняются для каждого зрительного зала кинотеатра.
"Среднее количество зрителей, посмотревших один фильм за все время его показа в кинотеатре" = "Количество зрителей, посетивших в рассматриваемом периоде определенный кинозал" х "Количество наименований фильмов (составлявших репертуар кинотеатра), продемонстрированных за рассматриваемый период в этом кинозале".
В дополнение к среднему показателю отношения количества посетивших кинотеатр в отчетном периоде зрителей, к количеству демонстрировавшихся в кинотеатре фильмов важна информация по кинотеатру в целом о фильмах, собравших наименьшее и наибольшее количество зрителей за время показа и, соответственно, о количестве зрителей, посмотревших эти фильмы. Эти данные необходимо внести в таблицу далее в Пункте 3 по кинозалам, в которых демонстрировались эти фильмы.
3. Механизмы расчета показателей экономической эффективности деятельности организаций культурыНекоторые экономические показатели, содержащиеся в паспортах объектов культуры, могут быть рассчитаны на основании данных официальной бухгалтерской отчетности организации. Среди них:
1. Оборачиваемость капитала = Выручка от основной деятельности (Валовый доход)/Активы
Показатель отражает масштабы деятельности организации относительно объемов вложенных в активы средств. На этапе осуществления первоначальных вложений в деятельность организации устанавливается планируемый масштаб деятельности, от которого во многом зависит степень достижения поставленных учредителем целей. Несоответствие объемов деятельности величине вложенных в организацию с целью их достижения средств не позволяет получить планируемые результаты, а потому является показателем нерационального планирования использования активов. Показатель планируемых масштабов деятельности рассчитывается исходя из заложенной проектной мощности, кадрового состава работников, технических и конъюнктурных возможностей осуществления определенного объема работ.
2. Коэффициент обеспеченности внеоборотных активов долгосрочными источниками финансирования = (Долгосрочные пассивы + Собственные средства)/Внеоборотные активы
Показатель характеризует степень рискованности финансовой политики организации. Значение показателя меньше единицы говорит о том, что организация финансирует долгосрочные активы за счет краткосрочных ненадежных источников, прежде всего кредиторской задолженности, что увеличивает риск непогашения кредиторской задолженности со всеми последствиями, включая инициирование процедуры банкротства. Рискованная финансовая политика в отдельных случаях может быть оправдана, а в некоторых и необходима, однако долгосрочное ее применение снижает финансовую устойчивость организации до неприемлемого уровня.
Собственные средства рассчитываются на основе данных бухгалтерского баланса (данные представлены по предприятию):
Собственные средства = Капитал и резервы (490) - Задолженность учредителей (244) - убытки (390) + (-) корректировки (переоценка основных средств и др.) + Целевое финансирование (стр. 460) (в части направления средств в качестве инвестиций (как вклад в уставный капитал), то есть за вычетом покрытия текущих расходов).
3. Доля просроченной кредиторской задолженности в ее общей величине = Просроченная кредиторская задолженность/Общая величина кредиторской задолженности.
Величина просроченной кредиторской задолженности непосредственно отражает существующие угрозы банкротства организации и говорит о степени ее вовлеченности в "экономику неплатежей", когда текущая деятельность финансируется за счет накопления просроченных долгов.
4. Период финансового цикла.
Период финансового цикла (ПФЦ) в днях рассчитывается по формуле:
ПФЦ = ВОЗ + ВОД - ВОК;
ВОЗ = Средние запасы за период
Себестоимость реализованных товаров х Т
ВОД = Средняя дебиторская задолженность
Валовая выручка от реализации х Т
ВОК = Средняя кредиторская задолженность
Валовая выручка от реализации х Т
где: ПФЦ - период финансового цикла;
ВОК - время обращения кредиторской задолженности;
ВОЗ - время обращения запасов;
ВОД - время обращения дебиторской задолженности;
Т - длина периода, по которому рассчитываются средние показатели (год = 360 дней, квартал = 90 дней, месяц = 30 дней и т.п.).
Продолжительность периода финансового цикла отражает эффективность управления оборотным капиталом в организации, то есть достижение оптимального равновесия в сроках оборачиваемости и, соответственно, в величинах запасов, кредиторской и дебиторской задолженности.
Оптимальное среднее значение показателя чуть меньше или больше нуля, так как это говорит о сбалансированном накоплении капитала в обороте и кредиторских обязательств. То есть организация не кредитует своих контрагентов в ущерб собственным интересам, одновременно не накапливая чрезмерную кредиторскую задолженность. Однако в организациях с быстрой оборачиваемостью капитала допустимо меньшее значение показателя, так как кредитуется оборот организации, который обеспечивает приемлемый уровень ликвидности.
5. Величина отчислений от чистой прибыли (полученного дохода) в государственный бюджет = % норматив отчислений х Объем полученной за период чистой прибыли (дохода).
Абсолютная величина отчислений от прибыли (дохода) организации в бюджет пропорционально зависит от полученной в отчетном периоде чистой прибыли (дохода), то есть одновременно говорите ее объеме. Показатель отражает коммерческую эффективность вложения государственных ресурсов в деятельность организации. Предприятиям, осуществляющим свою деятельность на хозрасчетной основе, необходимо приносить прибыль своему собственнику в лице государства, поэтому показатель отчислений от чистой прибыли в бюджет должен планироваться на перспективу (в идеальном случае, уже в момент создания новой организации, собственником которой является государство).
Норматив отчислений от прибыли (полученного дохода) целесообразно рассчитывать по регрессивной шкале, то есть в процентном от прибыли (дохода) выражении его величина будет убывать с ростом прибыли (дохода), целью чего служит мотивация организаций к увеличению абсолютной величины получаемой за период прибыли (дохода).
В настоящее время данный показатель будет использован как для предприятий, так и для учреждений, подведомственных Минкультуры России. Однако уже в ближайшем будущем его применение для формирования аналитических выводов об эффективности текущей деятельности следует ограничить только предприятиями, так как работа учреждений направлена на достижение другого результата - выполнение социальных и других общественных функций, а не получение дополнительных доходов в бюджет.
6. Рентабельность деятельности организации по чистой прибыли = Чистая прибыль (Доход организации после отчислений налога на прибыль) (стр. 160)/Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (стр. 010)
Данный показатель отражает прибыльность работы организации в целом, включая прибыльность вида деятельности организации. При его сравнении с долей отчислений из чистой прибыли организации в федеральный бюджет проясняется коммерческая значимость этой организации для государства и оценивается необходимость изменения коэффициента отчислений из прибыли в бюджет. Кроме того, сравнивается коммерческая и "государственная" эффективность деятельности организации. То есть оценивается чистый доход, получаемый от деятельности самой организацией и государством, но и качественные и количественные показатели, характеризующие результативность работы организации по достижению целей, определенных перед организацией государством как ее учредителем.
7. Величина чистых активов организации = Внеоборотные активы (Раздел I баланса: стр. 190) + Оборотные активы (Раздел II: стр. 290) - Балансовая стоимость собственных акций, выкупленных у акционеров (стр. 252) - НДС по приобретенным ценностям (стр. 220) - Целевые финансирования и поступления (стр. 450) - Долгосрочные обязательства (Раздел IV: стр. 590) - Краткосрочные обязательства (Раздел V: стр. 690) + Доходы будущих периодов (стр. 640)
Расчет значения чистых активов позволяет оценить соответствие взятых организацией обязательств величине ее активов. В случае значительного превышения расчетных активов расчетными пассивами (отрицательного значения чистых активов) организация финансирует за счет накопления обязательств затраты своей деятельности, которые не компенсируются получаемыми от текущей работы доходами. В результате часть взятых обязательств фактически не используется с целью дополнительного изыскания прибыли, что говорит о неэффективности работы организации и ее неустойчивом финансовом положении.
Рассчитанные показатели создают основу для последующей оценки их значений путем сравнения с оптимальными величинами или с другими показателями, характеризующими различные аспекты деятельности организации. В ИС существует возможность дополнить описание выводов, характеризующих трактовку тех или иных сочетаний анализируемых показателей. Примером установления зависимостей между показателями может служить механизм оценки экономической эффективности деятельности, который будет применяться в ходе паспортизации объектов культуры.
4. Критерии оценки экономической эффективности деятельности объектов культурыСледствием анализа показателей, получивших отражение в паспортах объектов культуры, должно стать проведение мероприятий по совершенствованию управления организациями культуры. Исходя из этого, в результате аналитической обработки показателей их паспортов ситуация может быть интерпретирована несколькими способами:
1. Стабильные высокие показатели финансовой устойчивости и рентабельности указывают на эффективную деятельность с минимизацией рисков:
- Внеоборотные активы покрыты собственным капиталом
- Чистые активы > 0 (значительная положительная величина)
- Хороший показатель рентабельности или
- Собственный капитал (СК) (равный значению статьи"Капитал и резервы" бухгалтерского баланса) < Внеоборотных активов (ВА) < СК + Долгосрочные пассивы (ДП)
- Чистые активы > 0 (значительная положительная величина)
- Рентабельность выше среднего уровня
2. Хорошие показатели эффективности деятельности, которые необходимо подкреплять постоянным внедрением новых решений с целью увеличения объема получаемой прибыли, а также закрепления и улучшения положения на рынке.
- СК < ВА < СК + ДП
- СК > Чистые активы (ЧА) > 0
- Рентабельность на среднем или приемлемом уровне
3. Большая вероятность возникновения кризиса, связанного с необходимостью увеличения обязательств для финансирования вложений в активы из-за нехватки собственных средств в сочетании с проведением высокорисковой политики финансирования вложений во внеоборотные активы путем увеличения краткосрочных пассивов. Первоначальными мерами по уменьшению вероятности возникновения кризиса могут стать повышение уровня рентабельности или общего объема получаемой прибыли, уменьшение величины основных средств и совершенствование механизмов управления оборотным капиталом.
- ВА > СК + ДП - Убытки (У) (+ Прибыль (П))
- СК = ЧА > 0
- СК (на конец периода) - У (+ П) (за период) <
- ВА (на конец периода) + Оборотные активы (ОА) (за конец периода) - Краткосрочные пассивы (КП) (на начало периода) - ДП (на начало периода)
- Рентабельность > 0
4. Существование кризисных явлений, возникновение которых во многом связано со случайными (внешними) чрезвычайными внутренними причинами (начисление штрафных санкций, общеотраслевой спад спроса на продукцию, политические и природные факторы и др.). Здесь многое зависит от того, существует ли проработанная стратегия развития, в том числе и маркетинговая; остаются ли у организации перспективы развития в связи с изменившимися условиями. Важно также и то, насколько профессионально налажен и эффективен управленческий процесс.
- СК + ДП < ВА < ЧА
- Накопленный убыток > 0
- Рентабельность продаж > 0
5. Ухудшение ситуации, связанное с появлением убытков от основной деятельности в текущем периоде при сохранении финансовой устойчивости на приемлемом уровне. При этом рискованность проводимой финансовой политики может быть низкой, что увеличивает шансы повышения эффективности с меньшими потерями, или высокой, что, соответственно, затрудняет процесс выхода из кризиса.
- СК + ДП =< ВА < ЧА > 0
- Накопленный убыток = 0
6. Присутствие системного кризиса, вызванного во многом внутренними причинами, который, вполне возможно, не удастся преодолеть.
- ЧА < 0
- ВА > СК + ДП
- Рентабельность < 0
Находящийся в решающей стадии развития системный кризис управления организацией почти с единичной вероятностью повлечет прекращение деятельности либо путем продажи активов, либо путем полного перепрофилирования с использованием только части активов и значительными инвестициями в основной и оборотный капитал, то есть фактически через реализацию нового проекта, подразумевающего взятие обязательств по выплате накопленной задолженности кредиторам в будущих периодах за счет полученной прибыли (что равноценно реструктуризации задолженности). Системный кризис организации может включать в себя:
- Получение убытков от хозяйственной деятельности, возрастающих в динамике и в сумме начинающих превышать квартальную выручку от реализации.
- Утрату собственного капитала в обороте, а также финансирование внеоборотных активов за счет краткосрочных пассивов, величина которых не покрывается ни выручкой от реализации за текущий период, ни имеющимся объемом оборотных активов.
- Увеличение объема просроченной кредиторской задолженности поставщикам, покупателям, а также бюджетам разных уровней и внебюджетным фондам, что влечет начисление штрафов, пеней и других штрафных санкций, то есть к дополнительным убыткам.
- Нарастающее отвлечение средств в незавершенное производство и запасы, а оборотного капитала - в дебиторскую задолженность с высокой возможностью ее невозврата (товарные ссуды потребителям, общая величина которых не покрывается полугодовой выручкой от реализации).
- Другие явления, ведущие в конечном счете к нарастанию убытков и отвлечения средств из реально работающего оборота.
Сходный по форме анализ будет проводиться по качественным и специальным показателям, характеризующим деятельность организаций культуры. В результате же формируются аналитические выводы о текущей ситуации в организации культуры и рекомендации о возможных способах воздействия на повышение эффективности ее деятельности.
Приложение 4
к приказу Минкультуры РФ
от 24 сентября 2002 г. N 1388
- Главная
- ПРИКАЗ Минкультуры РФ от 24.09.2002 N 1388 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СБОРА И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ДАННЫХ ДЛЯ ПАСПОРТИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ"
