в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 13.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ. ПОТ Р 0-200-01-95" (утв. Приказом Минтранса РФ от 13.12.95 N 106)
не действует Редакция от 13.12.1995 Подробная информация
"ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ. ПОТ Р 0-200-01-95" (утв. Приказом Минтранса РФ от 13.12.95 N 106)

6. Требования к техническому состоянию и оборудованию подвижного состава

6.1. Общие положения

6.1.1. Техническое состояние, оборудование и укомплектованность автомобилей всех типов, марок, назначений, прицепов, полуприцепов, а также всех механических транспортных средств с рабочим объемом цилиндров более 50 куб. м (в дальнейшем именуемые - "транспортные средства"), находящихся в эксплуатации, должны соответствовать требованиям действующего нормативного правового акта (п. 51 Приложения 1 к настоящим Правилам), а также настоящим Правилам.

6.1.2. К кабине (салону) автомобиля предъявляются следующие требования:

ветровое и боковое стекла не должны иметь трещин и затемнений, затрудняющих видимость;

боковые стекла должны плавно передвигаться от руки или стеклоподъемными механизмами;

на сидении и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы; сиденья и спинка должны иметь исправную регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя;

шум, вибрация, микроклимат и концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля, внутри салона и кабины автобуса и кузова легкового автомобиля должны соответствовать значениям, указанным в действующем нормативном правовом акте (п. 103 Приложения 1 к настоящим Правилам);

замки всех дверей, а также привод управления дверьми на автобусах, должны быть исправными, исключающими возможность их самопроизвольного открывания во время движения;

отопительные устройства кабины и салона в холодное время должны быть исправны; применять отработавшие газы в качестве теплоносителя для обогрева кабины и салона запрещается, они могут использоваться только для подогрева теплоносителя;

пол кабины, салона и кузова автомобиля должен застилаться ковриком, не имеющим случайных отверстий и прочих повреждений.

6.1.3. Органы управления автомобилем должны быть с исправными уплотнениями, препятствующими проникновению отработавших газов в кабину или пассажирский салон автомобиля (автобуса).

6.1.4. Системы питания, смазки и охлаждения не должны иметь течи топлива, масла, антифриза или воды.

6.1.5. Вентиляция картера двигателя должна работать исправно, не допуская прорыва газов в подкапотное пространство.

6.1.6. Сигнализация, извещающая водителя автобуса о положении дверей салона (открыты, закрыты), должна быть исправной.

6.1.7. Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца дисков колес должны быть исправны и правильно установлены на своих местах. Не допускается наличие трещин и погнутости дисков колес.

6.1.8. Техническое состояние электрооборудования автомобиля должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования должны иметь надежную, неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть чистой и надежно укреплена. Не допускается течь электролита из моноблока аккумуляторной батареи.

6.1.9. Каждый автомобиль должен быть обеспечен специальными упорами (не менее двух штук) для подкладывания под колеса, широкой подкладкой под пяту домкрата, а также медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителем.

6.1.10. Автобусы и грузовые автомобили, приспособленные для перевозки людей и специально оборудованные для этих целей, должны укомплектовываться дополнительно вторым огнетушителем, при этом один огнетушитель находится в кабине водителя, второй - в пассажирском салоне автобуса или кузове автомобиля.

6.1.11. При направлении в дальний рейс (продолжительностью более 1 суток) грузовые автомобили и автобусы должны дополнительно снабжаться металлическими козелками, лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, а в зимнее время - дополнительно цепями противоскольжения.

6.1.12. Храповик коленчатого вала должен иметь несработанные прорези, а пусковая рукоятка - прямую шпильку соответствующей длины и прочности. Ручка пусковой рукоятки должна быть гладкой, без заусенцев.

6.1.13. Выпускные трубы и глушитель не должны иметь трещин и пробоев, а их соединения не должны пропускать отработавшие газы. Конец выпускной трубы не должен иметь вмятин и повреждений.

Автомобили, работающие на уборке урожая, должны иметь выпускные трубы, оснащенные искрогасителями.

6.1.14. Автомобили с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах кабины.

6.1.15. Двери кабин, капоты должны быть с исправными ограничителями открытия и фиксаторами открытого и закрытого положения.

6.2. Дополнительные требования к грузовым автомобилям, прицепам, полуприцепам

6.2.1. Кузов грузового автомобиля, прицепа и полуприцепа не должен иметь поломанных брусьев и досок; техническое состояние бортов должно исключать возможность выпадания груза при движении автомобиля.

6.2.2. Борта кузова должны свободно открываться (откидываться), иметь исправные петли и запоры.

6.2.3. Для разовых перевозок пассажиров кузов бортового грузового автомобиля должен быть оборудован лестницей или скобами для посадки и высадки, сидениями на удобной высоте, но не менее 15 см от верхнего края бортов; сидения, расположенные вдоль бортов, должны иметь прочные спинки; бортовые запоры должны надежно закрепляться; число перевозимых людей не должно превышать количество оборудованных для сидения мест.

6.2.4. Грузовой автомобиль, используемый для постоянной перевозки людей, должен быть оборудован:

тентом или другим устройством, защищающим перевозимых людей от атмосферных воздействий;

ровным полом без сквозных отверстий и щелей;

звуковой и световой сигнализацией, связанной с кабиной;

стационарной или съемной лестницей для посадки и высадки людей со стороны заднего борта;

выпускной трубой глушителя, выведенной за габариты кузова на 30 - 50 мм.

Грузовой автомобиль с кузовом типа "фургон", используемый для перевозки людей и грузов с обязательным сопровождением людьми, кроме того, должен иметь:

исправные, открывающиеся наружу двери, расположенные сзади или с правой стороны кузова;

исправное устройство для фиксации дверей в открытом положении;

исправные замки, исключающие самопроизвольное открывание дверей во время движения;

подножки, расположенные непосредственно под дверями, для входа и выхода людей;

освещение, защищенное от механических повреждений;

устройство для обогрева в холодное время года.

6.2.5. Прицепы, полуприцепы и автомобили, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, должны оборудоваться исправными откидными стойками и щитами (последние устанавливаются между кабиной и кузовом), иметь поворотные круги, снабженные приспособлениями для закрепления этих кругов при движении автомобиля без груза.

6.2.6. Поворотные круги прицепов должны иметь исправные стопоры, исключающие поворачивание прицепа при движении назад.

6.2.7. Прицепы (кроме роспусков) должны иметь исправные устройства, поддерживающие сцепную петлю дышла в положении, удобном для сцепки с тягачом и отцепки от него.

6.2.8. Одноосные прицепы (кроме роспусков), а также прицепы, не имеющие тормозов, должны иметь предохранительные (аварийные) цепи или тросы, исключающие отрыв прицепа при поломке сцепного устройства. Цепи (тросы) не должны крепиться к тяговому крюку автомобиля или деталям его крепления.

Одноосные прицепы (кроме роспусков) должны также иметь исправные опорные стойки, обеспечивающие устойчивость прицепа в отцепленном состоянии.

6.2.9. Все прицепы и полуприцепы, за исключением одноосных, должны иметь исправный стояночный тормоз, обеспечивающий удержание прицепа после его отсоединения от тягача, а также не менее двух противооткатных упоров (башмаков).

6.2.10. Полуприцепы должны оборудоваться:

исправными устройствами, служащими передними опорами, когда они отцеплены от автомобиля - тягача;

исправными седельными устройствами.

6.2.11. Автомобили - самосвалы и прицепы - самосвалы должны иметь устройства необходимой прочности, исключающие возможность самопроизвольного опускания поднятого кузова.

На бортах автомобиля - самосвала должна быть нанесена яркой несмываемой краской надпись "Не работать без упора под поднятым кузовом", а автомобиля КамАЗ - "Не работать под поднятым кузовом, не установив стопор!".

6.2.12. Открывающийся борт автомобиля - самосвала или прицепа - самосвала должен плотно прилегать к кузову и исключать потерю груза, не допускается самопроизвольное открытие борта.

6.2.13. Выпускная труба глушителя автомобиля, перевозящего пожароопасные и взрывоопасные грузы, не должна проходить под кузовом и должна выводиться вправо под переднюю часть автомобиля (по ходу) с наклоном выпускного отверстия вниз.

6.2.14. Автомобили с закрытым кузовом, предназначенные для перевозки горючих и токсичных веществ в мелкой таре и бочках, должны иметь естественную вентиляцию кузова.

6.2.15. Емкость (тара) для перевозки опасных грузов должна иметь хорошо различимую предупредительную надпись и знаки в соответствии с действующим нормативным правовым актом (п. 26 Приложения 1 к настоящим Правилам).

6.2.16. Автомобиль, предназначенный для перевозки опасных грузов, дополнительно оснащается оборудованием и средствами пожаротушения в соответствии с действующим нормативным правовым актом (п. 64 Приложения 1 к настоящим Правилам).

6.2.17. Грузовой автомобиль, используемый для оказания скорой технической помощи, должен дополнительно иметь:

кузов типа "фургон";

верстак со слесарными тисками и комплект инструментов, приспособлений и инвентаря для ремонта автомобиля на линии;

специальные ящики с ячейками для хранения инструмента, запасных частей, приспособлений;

дополнительные источники освещения (прожекторы, переносные низковольтные лампы) для производства ремонта в ночное время;

приспособления для буксировки автомобилей на жесткой сцепке и трос, шанцевые инструменты и цепи противоскольжения;

металлические козелки и упоры под колеса;

дополнительные баки для доставки топлива, масла и оборудование для безопасной их заправки (шланги, насосы, воронки и т.п.);

бачок с питьевой водой;

устройства для вытаскивания и поднятия потерпевших аварию автомобилей, а также съемные решетки на переднем стекле.

6.3. Дополнительные требования к автомобилям, работающим на газовом топливе

6.3.1. Техническое состояние и эксплуатация автомобилей, работающих на газовом топливе, должны соответствовать требованиям технических условий и инструкций заводов - изготовителей.

6.3.2. Аппаратура, трубопроводы, магистральный и расходные вентили должны быть герметичными, исключающими проникновение газа в кабину, кузов, а также в атмосферу.

Герметичность газового оборудования на автомобиле должна проверяться в сроки, предусмотренные действующими нормативными правовыми актами (п. п. 82, 83 Приложения 1 к настоящим Правилам).

Баллоны для сжатого природного газа должны отвечать требованиям действующих нормативных правовых актов (п. п. 39, 84 Приложения 1 к настоящим Правилам).

6.3.3. Баллоны, устанавливаемые на автомобиль, должны окрашиваться в красный цвет, иметь нанесенные на них паспортные данные в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (п. п. 39, 84 Приложения 1 к настоящим Правилам) и надпись белой краской "Пропан" или "Метан".

6.3.4. Запрещается эксплуатировать автомобили, у баллонов которых:

отсутствуют паспортные данные;

истек срок освидетельствования;

имеются наружные повреждения (коррозия, трещины, выбоины, раковины и т.п.);

неисправны переходники и вентили;

окраска и надписи не соответствуют требованиям.

6.3.5. Баллоны с газом должны быть надежно закреплены на автомобиле.

6.3.6. Трубки газопровода высокого давления должны быть окрашены в красный цвет.

6.3.7. Запрещается эксплуатация автомобилей, работающих на газовом топливе, с неисправной газовой аппаратурой.

Автомобили с неисправной аппаратурой должны храниться на открытых, специально отведенных для этой цели площадках, без газа в баллонах.

6.4. Требования по переоборудованию автомобилей для работы на газовом топливе

6.4.1. Переоборудование автомобиля для работы на сжатом природном газе или сжиженном нефтяном газе производится в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (п. п. 82, 83, 57 Приложения 1 к настоящим Правилам).

6.4.2. После переоборудования автомобилю присваивается в установленном порядке номер модели, соответствующий модификации газобаллонного автомобиля, и он эксплуатируется согласно требованиям заводской инструкции для автомобилей данной модели и настоящих Правил.

6.4.3. При подготовке автомобиля к переоборудованию необходимо:

вымыть автомобиль, особенно те места, где будет производиться переоборудование (подкапотное пространство, внутри кабины, на раме и в других местах);

слить бензин из топливного бака и трубопроводов системы питания.

6.4.4. При производстве электромонтажных работ должны соблюдаться следующие требования:

закрепленные провода не должны поворачиваться относительно клемм приборов;

провода, идущие в моторный отсек к датчику низкого давления газа, электромагнитному бензиновому клапану, электромагнитному газовому клапану, электромагнитному пусковому клапану и другим элементам электрооборудования газобаллонной аппаратуры, не должны касаться нагревающихся деталей автомобиля;

не допускается касание металлических деталей автомобиля с токоведущими клеммами приборов и наконечниками проводов;

провода не должны располагаться на острых кромках и ребрах деталей автомобиля;

изоляционные трубки должны быть плотно посажены на наконечники проводов;

не допускаются резкие перегибы проводов, а также перекручивание и натяг их после присоединения к электрооборудованию.

6.4.5. Установку баллонов на автомобиль необходимо производить с помощью грузоподъемных устройств, предварительно убедившись в отсутствии газа в баллонах.

6.4.6. Устанавливаемые на автомобиле баллоны для сжатого природного газа должны быть из одной марки стали и иметь одинаковые сроки освидетельствования.

При установке таких баллонов на автомобиль необходимо выдерживать соответствующие технической документации расстояния от горловины до элементов конструкции. В местах крепления баллонов должны быть проложены резиновые прокладки.

Баллоны должны крепиться так, чтобы исключалась возможность их проворачивания и перемещения.

6.4.7. Перед установкой газопроводов высокого давления необходимо продуть их сжатым воздухом и осмотреть (не допускается наличие трещин и повреждений).

6.4.8. Выключатель "массы" должен быть установлен в кабине автомобиля в удобном для водителя месте.

6.4.9. При установке переходников и вентилей на баллонах должны соблюдаться следующие требования:

баллоны должны отвечать требованиям, предъявляемым к ним Госгортехнадзором России;

для обеспечения герметичности конические резьбы должны быть смазаны (свинцовым глетом, жидким стеклом или свинцовым суриком);

усилие при затяжке конических резьб переходников и вентилей должно соответствовать 450 - 500 H (45 - 50 кГс), для чего используются динамометрические ключи;

при монтаже переходников и вентилей баллон должен быть установлен в специальное зажимное устройство, препятствующее его проворачиванию;

вновь ввернутые переходники и вентили должны иметь не более четырех витков резьбы, не вошедших в резьбовые гнезда.

После сборки система питания совместно с баллонами должна быть проверена на герметичность воздухом, азотом или иными инертными газами под рабочим давлением; резьбовые соединения проверяются с помощью мыльной эмульсии или специального прибора - течеискателя.

6.5. Дополнительные требования к специализированному подвижному составу

6.5.1. Весь специализированный подвижной состав должен отвечать соответствующим техническим условиям.

6.5.2. Все лестницы, переходные мостики и рабочие площадки на подвижном составе должны содержаться в исправном состоянии и очищаться от грязи, льда и снега.

6.5.3. Рабочие площадки, находящиеся на высоте более 0,7 м, должны быть оборудованы исправным ограждением (перилами).

6.5.4. Каждый панелевоз должен быть укомплектован двумя козелками для подставки под раму полуприцепа при погрузочно - разгрузочных работах.

6.5.5. Для укрепления грузов на панелевозах должны быть исправные лебедки, страховочные цепи с крюками, а также тросы с угольниками.

6.5.6. Автомобили - цистерны для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны иметь надпись "Огнеопасно", не менее двух огнетушителей, лопату и заземляющее устройство (металлическую цепочку, приваренную одним концом к корпусу цистерны).

6.5.7. Автоцистерны для перевозки горючих и опасных жидкостей, а также битума должны иметь исправные "дыхательные" клапаны, обеспечивающие герметичность цистерн в заданных пределах.

6.5.8. Сливная арматура автоцистерн должна исключать возможность подтекания перевозимого груза.

6.5.9. Автоцистерны должны иметь исправные устройства для контроля уровня жидкости.

6.5.10. Автоцистерны для перевозки жидких и сыпучих грузов должны иметь устройства для заземления.

6.5.11. Автоцистерны для перевозки сыпучих материалов с пневматической разгрузкой должны быть оборудованы исправными манометрами, хорошо видимыми с пульта управления. Пульты управления должны иметь освещение.

6.5.12. Крышки загрузки люков автоцистерн должны иметь исправные быстродействующие запоры, обеспечивающие герметичность цистерн.

6.5.13. Автоцистерны, находящиеся под давлением, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к сосудам, работающим под давлением.

6.5.14. Внутренние стенки кузовов автомобилей или полуприцепов - рефрижераторов не должны иметь задиры и острые кромки.

6.5.15. Автомобили и полуприцепы с кузовом типа "фургон" должны иметь исправное освещение внутри кузова, обеспечивающее освещенность не менее 5 лк.

6.5.16. Подъемные механизмы, устройства управления подъемом (опусканием) кузова, бортов и т.п. на специализированном подвижном составе должны быть исправными.

Движущиеся детали (шестерни, ремни, цепи и т.п.) должны иметь исправное ограждение.

6.5.17. Конструкция металлических козелков, изготовляемых на предприятии, должна обеспечивать надежность и устойчивость при их применении. На каждом козелке должна быть указана предельно допустимая нагрузка.

  • Главная
  • "ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ. ПОТ Р 0-200-01-95" (утв. Приказом Минтранса РФ от 13.12.95 N 106)