Последнее обновление: 14.03.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- "СУДА ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ. СанПиН 2.5.2-703-98 " (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.98 N 16)

4.3. Санитарный надзор при эксплуатации судов
4.3.1.1. Плановый текущий контроль - обследование судов, осуществляемое один раз в год, после зимнего отстоя и ремонта, при котором в конструкцию судна и его элементов не внесено конструктивных изменений.
По результатам планового текущего контроля, в случае отсутствия замечаний или их своевременного устранения, на судно выдается (или продлевается на 1 год) "Судовое санитарное свидетельство на право плавания" по форме, приведенной в Приложении 7.
Примечание. Суда смешанного плавания, работающие круглый год, подвергаются плановому текущему контролю один раз в 2 года в сроки, согласованные судовладельцем с региональными органами Госсанэпиднадзора.
4.3.1.2. При массовой сдаче судов внутреннего плавания в эксплуатацию перед началом навигации, судовладельцы и региональные органы Госсанэпиднадзора составляют графики предъявления судов для планового текущего контроля.
4.3.1.3. К моменту прибытия на судно представителей Госсанэпиднадзора для проведения планового текущего контроля на нем должны быть закончены все ремонтные работы, экипаж полностью укомплектован, жилые и общественные помещения снабжены необходимым инвентарем, помещения и оборудование пищеблока подготовлены к работе; системы водоснабжения, вентиляции, отопления, освещения, а также системы и устройства, предотвращающие загрязнение водной среды, должны находиться в рабочем состоянии.
4.3.1.4. Капитан (командир) или его первый помощник перед началом обследования представляют специалистам органов Госсанэпиднадзора следующие документы:
1. "Судовое санитарное свидетельство на право плавания", полученное в прошлом году.
2. "Акты текущего санитарного контроля" за прошлый год.
3. Результаты анализов проб питьевой воды и очищенной, обеззараженной сточной воды (последнее при наличии станции ООСВ), за прошлый год.
4. Список экипажа с указанием должности и медицинские книжки каждого члена экипажа.
5. Сведения о работах, касающихся санитарного состояния судна, выполненных в межнавигационный период, в том числе, о работах по ликвидации замечаний, отмеченных в Актах текущего санитарного контроля.
4.3.1.5. В процессе планового текущего санитарного контроля проводится обследование судовых помещений и проверка состояния и готовности к работе судовых систем и устройств, обеспечивающих необходимые условия обитаемости и предотвращение загрязнения водной среды.
4.3.1.6. При обследовании и оценке санитарного состояния жилых и общественных помещений экипажа и пассажиров проверяется следующее.
1. Наличие и состояние оборудования и инвентаря.
2. Состояние постельного белья, матрацев, подушек и одеял.
3. Количество комплектов постельного белья с учетом его смены не реже одного раза в неделю.
4. Наличие средств уборки помещений, уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств.
4.3.1.7. При обследовании и оценке санитарного состояния помещений и оборудования пищеблока проверяется следующее.
1. Состояние и оборудование камбуза, заготовочных, посудомоечных помещений, кладовых для хранения пищевых продуктов, в том числе холодильных камер (бытовых холодильников).
2. Наличие и состояние инвентаря камбуза (кипятильник, котлы, баки, кастрюли, сковороды); заготовочных (разделочные доски для разных продуктов и их маркировка); посудомоечных (моющих средств, щеток, мочалок и т.д.).
3. Наличие и состояние санодежды, нарукавников и фартуков работников пищеблока.
4. Наличие уборочного инвентаря, моющих и обеззараживающих средств.
4.3.1.8. При обследовании санитарно-бытовых и санитарно-гигиенических помещений проверяется следующее.
1. Наличие и состояние инвентаря и оборудования в прачечных и сушильных помещениях.
2. Состояние кладовых (шкафов) чистого и грязного белья.
3. Состояние кладовых (шкафов) для спецодежды экипажа.
4. Состояние и готовность к работе санитарно-технического оборудования в туалетах, умывальных, душевых, банях.
5. Наличие и состояние инвентаря и расходных материалов) в санитарно-гигиенических помещениях (скамеек, полочек для мыла и мочалок, вешалок для полотенец, туалетной бумаги, мыла и т.д.).
6. Наличие уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств.
4.3.1.9. При обследовании медицинских помещений проверяется наличие и состояние инвентаря в медицинской каюте, изоляторе, амбулатории; наличие необходимого перечня лекарств и средств оказания первой помощи.
При отсутствии на судне медицинских помещений проверяется наличие необходимого количества лекарств и средств оказания помощи в судовой аптечке, размещенной в каюте одного из членов комсостава или в ходовой рубке.
4.3.1.10. При обследовании машинных и служебных помещений проверяется следующее.
1. Наличие спецодежды у мотористов и механиков.
2. Наличие средств индивидуальной защиты от шума.
3. Состояние изоляции на нагретых поверхностях оборудования и трубопроводов.
4. Наличие и состояние защитных экранов на оборудовании для радиосвязи, радиолокации и радионавигации.
4.3.1.11. При обследовании системы водоснабжения проверяется следующее.
1. Условия приема питьевой воды, состояние шлангов.
2. Сертификаты на материалы покрытия внутренних поверхностей цистерн питьевой воды.
3. Акт о состоянии покрытий внутренних поверхностей цистерн питьевой воды.
4. Акт о проведении дезинфекции системы водоснабжения.
5. Техническое состояние станции ППВ путем ее включения и наблюдения за работой по штатным приборам в течение времени обследования.
6. Качество питьевой воды из пробных кранов после станции ППВ, после цистерны и после одного из водоразборных кранов системы водоснабжения с последующим анализом в лабораторных условиях.
Отбор проб питьевой воды должен производиться лабораторией регионального или зонального органа Госсанэпиднадзора строго в соответствии с ГОСТ 29183-91 (п. 1.4.18).
4.3.1.12. Для проверки в работе систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха без инструментальных измерений параметров микроклимата производится их включение и визуальное наблюдение за работой в течение всего времени обследования судна.
4.3.1.13. Состояние и готовность к работе системы искусственного освещения без измерения освещенности проверяется путем сопоставления фактически установленных светильников и источников света с указанными на схеме искусственного освещения.
4.3.1.14. При обследовании систем и устройств, предотвращающих загрязнение водной среды, проверяется следующее.
1. Условия передачи на очистные суда или непосредственно на причал, или специализированное судно сточных вод, нефтесодержащих вод, мусора и отходов.
2. Возможность пломбирования и наличие пломб на арматуре, через которую неочищенные сточные воды и нефтесодержащие воды могут быть выпущены в водный объект.
3. Наличие необходимого количества контейнеров (баков) для сбора мусора и отходов.
4. Техническое состояние станции ООСВ путем наблюдения за ее работой по штатным приборам. При работе станции ООСВ на сточных водах через 50-60 мин после ее включения отбирается проба очищенной, обеззараженной воды.
Если во время обследования в сборной цистерне судна нет сточных вод, станция ООСВ должна работать на забортной воде, а отбор проб переносится на последующий период.
5. Техническое состояние печи-инсинератора для сжигания мусора и отходов путем ее включения и наблюдения за работой по штатным приборам.
4.3.1.15. По результатам планового текущего контроля составляется "Акт текущего санитарного контроля", форма которого приведена в Приложении 8.
Акт составляется в двух экземплярах, один из которых хранится на судне до следующего планового текущего контроля; второй - в учреждении Госсанэпиднадзора, где хранится не менее двух лет.
4.3.1.16. На работы по проведению планового текущего контроля судовладельцы должны заблаговременно заключить договоры с региональными учреждениями Госсанэпиднадзора.
При определении объемов финансирования, которые предусматриваются в договорах, следует руководствоваться расчетными затратами времени на проведение планового текущего контроля в зависимости от типа и размеров судов, приведенными в таблице 4.1.
- Главная
- "СУДА ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ. СанПиН 2.5.2-703-98 " (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.98 N 16)