в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 28.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "СУДА ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ. СанПиН 2.5.2-703-98 " (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.98 N 16)
действует Редакция от 30.04.1998 Подробная информация
"СУДА ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ. СанПиН 2.5.2-703-98 " (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.98 N 16)

Приложение 3 САНИТАРНЫЕ НОРМЫ ШУМА НА СУДАХ ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО ПЛАВАНИЯ


<*> Санитарные нормы шума на судах внутреннего и смешанного плавания разработаны НИИ медицины труда РАМН и АО "Инженерный центр речного судостроения" взамен "Санитарных норм шума на речных судах" N 5186-90

1. Характеристика шума, нормируемые параметры и допустимые значения

1.1. Шум, воздействующий на членов экипажа, работающих в машинных помещениях, по классификации ГОСТ 12.1.003-83 является непостоянным. Характеристикой непостоянного шума является эквивалентный по энергии (далее эквивалентный) уровень звука.

Нормируемыми параметрами шума в машинных помещениях устанавливаются эквивалентные уровни звука LA_экв, дБА, и эквивалентные уровни звукового давления L_экв, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000;4000; 8000 Гц, определяемые по п. 3.

Нормируемые параметры учитывают особенности организации и режима вахтенной службы на судах внутреннего и смешанного плавания и установлены из условия ограничения шумовой нагрузки на членов экипажа, работающих в машинных помещениях, L_экв (8 часов) - до 80 дБА.

1.2. Нормируемыми параметрами шума в центральном посту управления (ЦПУ), в служебных, общественных, дежурных, жилых и медицинских помещениях устанавливаются уровни звука и уровни звукового давления, измеренные в ходовом режиме, соответствующем спецификационной мощности энергетической установки (далее "ходовой режим").

1.3. Значения допустимых параметров шума в помещениях судов приведены в табл. 1.

1.4. Для судов, имеющих одну из следующих характеристик: длина от 10 до 25 м, осадка от 0,7 до 1,0 м, дедвейт от 100 до 320 т, мощность главных двигателей менее 220 кВт, с динамическим принципом поддержания (СДПП) и водоизмещающих со скоростью 30 км/ч и более, значения нормируемых параметров шума следует принимать на 5 дБА (дБ) выше значений, указанных в табл. 1.

1.5. Для судов, имеющих одну из следующих характеристик: длина менее 10 м, осадка до 0,7 м, грузоподъемность менее 100 т, значения нормируемых параметров шума следует принимать на 10 дБА (дБ) выше значений, указанных в табл. 1.

1.6. Для шума, создаваемого системами вентиляции, воздушного отопления и кондиционирования воздуха, нормируемыми параметрами являются уровни звука и звукового давления, измеренные на стояночном режиме судна. Значения нормируемых параметров должна быть на 5 дБ (дБА) ниже значений, указанных в табл. 1.

2. Общие требования к измерению шума

2.1. Измерения уровней звука и звукового давления следует проводить в соответствии с ГОСТ 12.1.020-79 "Шум. Метод контроля на морских и речных судах".

2.2. Для оценки фактических уровней шума и сопоставления с нормируемыми параметрами измерения уровней звука и уровней звукового давления должны производиться на следующих режимах работы судна:

- стояночном в жилых, общественных, служебных, дежурных и помещениях медицинского назначения при работе в них систем вентиляции, воздушного отопления и кондиционирования воздуха;

- стояночном в машинных помещениях и ЦПУ при работе стояночного дизель-генератора;

- ходовом во всех нормируемых помещениях с отключенными системами вентиляции, воздушного отопления и кондиционирования воздуха.

2.3. Точки измерения уровней звука и звукового давления в машинных помещениях должны располагаться в мастерской, у места для ведения документации и общего наблюдения, а также в рабочих зонах на расстоянии 1 м от следующих агрегатов:

- главный двигатель или один из главных двигателей;

- дизель-генератор или один из дизель-генераторов;

- компрессор и баллоны сжатого воздуха для запуска двигателей;

- котлоагрегат или один из котлоагрегатов;

- станции приготовления питьевой воды, очистки и обеззараживания сточных и нефтесодержащих вод, инсинераторы (одна из них, расположенная в наиболее шумном помещении);

- один из насосов, расположенных в помещениях главных механизмов;

- главный распределительный щит.

2.4. Измерения уровней звука и звукового давления в жилых, общественных, производственных, служебных, дежурных и помещениях медицинского назначения площадью до 15 кв.м проводятся на рабочих местах или в центре. В помещениях большей площади количество точек устанавливается из расчета одна точка на 15 кв.м.

3. Определение нормируемых параметров шума

3.1. Эквивалентные уровни шума в дБА и уровни звукового давления в дБ определяются по формуле:

L = 10 lg(l/T x 10(0,1L_i))

где

Т - общая длительность периода, для которого определяется L_ экв;

t_i- длительность i-го периода, в течение которого действует шум с параметром L_i ;

L_i- расчетный (при выполнении расчетов ожидаемых уровней шума) или измеренный (при испытаниях судна) уровень звука (дБА) или уровни звукового давления (дБ) в i-ой рабочей зоне, в которой находится член экипажа в течении времени t_i.

3.2. Эквивалентные уровни рассчитываются на основании результатов измерений или расчетов уровней звукового давления в машинных помещениях судна и оценки продолжительности их действия на членов экипажа в ходовом и стояночном режиме работы судна.

3.3. Эквивалентный уровень L_экв, действующий на персонал, работающий в машинных помещениях, определяется путем логарифмического суммирования его двух составляющих:

- эквивалентного уровня, действующего на членов экипажа в ходовом режиме работы судна (L_экв.х);

- эквивалентного уровня, действующего в стояночном режиме работы судна (L_экв.с).

Таблица 1

Допустимые параметры шума для речных судов внутреннего и смешанного плавания

Помещение, место работы или отдыха Индекс предельного спектра (ПС) Уровни звукового давления в дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами в Гц Уровни звука, дБА
31,5 63 125 250 500 1000 2000 4000 8000
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1. Машинные помещения
- постоянная вахта 80 110 99 98 87 83 80 78 76 74 85(3)
- периодич. - безвахтенное обслуживание 100 115 115 111 106 103 100 98 96 94 105(3)
- безвахтенное обслуживание 105 115 115 114 111 108 105 103 101 99 110(3)
2. Центральный пост управления (ЦПУ) и производственные помещения, расположенные вне машинных помещений 70 103 91 83 77 73 70 68 66 64 75
3. Служебные помещения
- судов I группы 55 93 79 70 63 58 55 52 50 49 60
- судов II и III групп 60 95 83 74 67 63 60 58 56 54 65
4. Общественные помещения
- кают-компании, столовые, салоны отдыха, кабинеты в каютах комсостава 55 93 79 70 63 58 55 52 50 49 60
- пассажирские салоны на судах II и III групп, рестораны, буфеты 60 95 83 74 67 63 60 58 56 54 65
5. Жилые помещения и помещения медицинского назначения судов
- I группы судов 50 90 75 66 59 54 50 47 45 44 55
- II группы судов 55 93 79 70 63 58 55 52 50 49 60
- III группы 60 95 83 74 67 63 60 58 56 54 65

Примечания 1. В машинных помещениях нормируемыми параметрами являются эквивалентные уровни звука и эквивалентные уровни звукового давления.

2. Постоянная вахта - две вахты в сутки по 4 часа с отдыхом 8 часов между ними.

3. При периодически-безвахтенном обслуживании во время технического обслуживания на ходу судна - применение индивидуальных защитных средств обязательно.

3.3.1. Расчет эквивалентного уровня, действующего в ходовом режиме L_экв. х, производится в следующей последовательности:

- из каждого уровня, измеренного или вычисленного для ходового режима в рабочих зонах машинных помещений, перечисленных в п. 2.3, вычитается поправка, указанная в табл. 2., учитывающая время нахождения члена экипажа в данной рабочей зоне;

Таблица 2

Значения поправок в зависимости от длительности действия шума в основных рабочих зонах машинных помещений (МП), дБА, дБ

NN п/п Рабочие зоны в машинных помещениях Периодическое обслуживание или постоянная вахта в МП Вахтенное обслуживание для ходового режима
для ходового режима для стояночного режима при наличии дизельгенерат. при отсутствии дизельгенерат.
1. Главные двигатели 7 4 2 1
2. Дизель-генераторы 10 8 10
3. Компрессор и баллоны сжатого воздуха для запуска двигателей 17 17 17
4. Котлоагрегаты 14 13 14
5. Станции приготовления питьевой воды, очистки и обеззараживания сточных и нефтесодержащих вод, инсинераторы 10 11
6. Насосы 17 13 17
7. Главный распределительный щит 9 17 14
8. Мастерская 8 7 10
9. Место для ведения документации и наблюдения за оборудованием 6 13 17 7

- производится логарифмическое суммирование полученных уровней;

- из полученного суммарного уровня вычитается поправка, указанная в табл. 3., учитывающая время пребывания членов экипажа и машинных помещениях в ходовом режиме.

Таблица 3

Значения поправок в зависимости от длительности действия шума при ходовом и стояночном режимах работы судна

Тип судна Поправка, дБА или дБ
для ходового режима для стояночного режима
Сухогрузные суда 2,2 4,0
Наливные суда, буксиры и толкачи 1,5 5,2
Пассажирские суда I группы 3,5 2,5
Пассажирские суда II и III групп 1,2 6,0

3.3.2. Расчет эквивалентного уровня, действующего в стояночном режиме L_экв. с, производится в следующей последовательности:

- из каждого уровня, измеренного или вычисленного для стояночного режима в рабочих зонах машинных помещений, перечисленных в п. 2.3, вычитается поправка, указанная в табл. 2., учитывающая время нахождения члена экипажа в данной рабочей зоне машинного помещения;

- производится логарифмическое суммирование полученных уровней;

- из полученного суммарного уровня вычитается поправка, указанная в табл. 3., учитывающая время пребывания членов экипажа в машинных помещениях в стояночном режиме.

3.4. Для судов с особыми режимами эксплуатации, отличными от указанных в настоящих нормах, значения поправок могут уточняться при согласовании проектов судов с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

4. Пример расчета эквивалентных уровней звукового давления

4.1.1. Тип судна - грузовой теплоход внутреннего плавания грузоподъемностью 2000 т.

Таблица 4

Уровни звукового давления в помещении энергетической установки, дБ

NN п/п Исходные данные Способ определения Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц Уровень звука, дБА
31,5 63 125 250 500 1000 2000 4000 8000
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Ходовой режим
Результаты измерений
1 L1 Измерение в зоне 1 97 98 101 103 102 98 94 92 86 104
2 L2 Измерение в зоне 2 98 95 98 99 101 96 91 87 81 101
3 L3 Измерение в зоне 3 98 97 99 99 100 95 89 89 82 100
4 L4 Измерение в зоне 4 97 98 99 100 100 96 90 93 83 102
5 L5 Измерение в зоне 5 98 96 96 102 100 94 88 86 80 100
6 L6 Измерение в зоне 6 97 99 100 101 101 97 91 90 84 101
7 L7 Измерение в зоне 7 103 94 95 96 97 93 87 84 76 98
8 L8 Измерение в зоне 8 97 98 99 100 100 96 90 93 83 102
9 L9 Измерение в зоне 9 98 97 100 100 100 97 93 90 84 102
Поправка на длительность действия шума в рабочих зонах, принимаемая по табл. 2
10 L1 Поправка к уровню в зоне 1 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7
11 L2 Поправка к уровню в зоне 2 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10
12 L3 Поправка к уровню в зоне 3 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17
13 L4 Поправка к уровню в зоне 4 14 14 14 14 14 14 14 14 14 14
14 L5 Поправка к уровню в зоне 5 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10
15 L6 Поправка к уровню в зоне 6 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17
16 L7 Поправка к уровню в зоне 7 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10
17 L8 Поправка к уровню в зоне 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8
18 L9 Поправка к уровню в зоне 9 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6
Вычисление корректированных уровней
19 L_кр.1 (1) - (10) 90 91 94 96 95 91 87 85 79 97
20 L_кр.2 (2) - (11) 88 85 88 89 91 86 81 77 71 91
21 L_кр.3 (3) - (12) 81 80 82 82 83 78 72 72 65 83
22 L_кр.4 (4) - (13) 83 84 85 86 86 82 76 79 69 88
23 L_кр.5 (5) - (14) 88 86 86 92 90 84 78 76 70 90
24 L_кр.6 (6) - (15) 80 82 83 84 84 80 74 73 67 84
25 L_кр.7 (7) - (16) 93 84 85 86 87 83 77 74 66 88
26 L_кр.8 (8) - (17) 89 90 91 92 92 88 82 85 75 96
27 L_кр.9 (9) - (18) 92 91 94 94 94 91 87 84 78 96
Вычисление эквивалентного уровня, действующего в ходовом режиме L_экв.х
Логарифмическое суммирование уровней (см. п. 5)
Логарифмическое суммирование уровней (19) и (27)
28 L_кр.1L_кр.9 или L_кр.9L_кр.1 (19) - (27) или (27) - (19) 2 0 0 2 1 0 0 1 1 1
29 L_кр. Табл. п. 2.1. 2,2 3,0 3,0 2,2 2,5 3,0 3,0 2,5 2,5 2,5
30 L_сум. 19 и 27 (19) + (29) или (27) + (29), округленно 94 94 97 98 98 94 90 88 82 100
31 L_сум. 26 и 30 Логарифм, сумма (26) и (30), аналогично п. (28)...(30) 95 96 98 99 99 95 91 90 83 102
32 L_сум. 20 и 31 Логарифм, сумма (20) и (31), аналогично п. (28)...(30) 96 96 98 99 100 96 91 90 83 102
33 L_сум. 23 и 32 Логарифм, сумма (23) и (32), аналогично п. (28)...(30) 97 96 98 99 100 96 91 90 83 102
34 L_сум. 25 и 33 Логарифм, сумма (25) и (33), аналогично п. (28)...(30) 99 96 98 99 100 96 91 90 83 102
35 DL Табл. 3 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2 2,2
36 L_экв.х (34) - (35) 97 94 96 97 98 94 89 88 81 100
Стояночный режим
Результаты измерений
37 L1 Измерение в зоне 1 79 82 85 82 84 84 76 72 61 87
38 L2 Измерение в зоне 2 79 85 85 88 92 92 85 80 76 94
39 L3 Измерение в зоне 3 77 82 82 84 87 84 77 71 62 88
40 L4 Измерение в зоне 4 77 84 81 81 81 80 73 71 61 84
41 L5 Измерение в зоне 5 80 77 81 81 83 79 72 67 60 84
42 L6 Измерение в зоне 6 80 80 79 79 80 77 69 65 57 81
43 L7 Измерение в зоне 7 82 80 83 83 87 84 80 75 73 88
44 L8 Измерение в зоне 8 79 78 77 77 78 76 70 68 53 80
45 L9 Измерение в зоне 9 81 85 82 82 86 86 79 73 67 89
Поправка на длительность действия рабочего шума в рабочих зонах, принимаемая по табл. 2
46 L1 Поправка к уровню в зоне 1 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4
47 L2 Поправка к уровню в зоне 2 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8
48 L3 Поправка к уровню в зоне 3 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17
49 L4 Поправка к уровню в зоне 4 13 131 13 13 13 13 13 13 13 13
50 L5 Поправка к уровню в зоне 5 11 11 11 11 11 11 11 11 11 11
51 L6 Поправка к уровню в зоне 6 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13
52 L7 Поправка к уровню в зоне 7 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17
53 L8 Поправка к уровню в зоне 8 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7
54 L9 Поправка к уровню в зоне 9 13 13 13 13 13 13 13 13 13 13
Вычисление корректированных уровней
55 L_кр.1 (37) - (46) 75 78 81 78 80 80 72 68 57 83
56 L_кр.2 (38) - (47) 71 77 77 80 84 84 75 72 68 86
57 L_кр.3 (39) - (48) 60 65 65 67 70 67 60 54 45 71
58 L_кр.4 (40) - (49) 64 71 68 68 68 67 60 58 48 71
59 L_кр.5 (41) - (50) 69 66 70 70 72 68 61 56 49 73
60 L_кр.6 (42) - (51) 67 67 66 66 67 64 56 52 44 68
61 L_кр.7 (43) - (52) 65 63 66 66 70 67 63 58 57 71
62 L_кр.8 (44) - (53) 72 71 70 70 71 69 63 61 46 73
63 L_кр.9 (45) - (54) 68 72 69 69 70 68 62 60 45 72
Вычисление эквивалентного уровня, действующего в стояночном режиме L_экв.с
Логарифмическое суммирование уровней (см. п. 5)
64 L_сум. 55 и 56 Логарифм, сумма (55) и (56), аналогично п. (28)...(30) 77 81 83 82 86 86 77 74 68 88
65 L_сум. 63 и 64 Логарифм, сумма (63) и (64), аналогично п. (28)...(30) 78 82 83 82 86 86 77 74 68 88
66 L_сум. 62 и 65 Логарифм, сумма (62) и (65), аналогично п. (28)...(30) 79 82 83 82 86 86 77 74 68 88
67 L Табл. 3 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0
68 L_экв.с (66) - (67) 75 78 79 78 82 82 73 70 64 84
Эквивалентный уровень, действующий в помещении
69 L_экв. Логарифм, сумма (36) и (68), аналогично п. (28)...(30) 97 94 96 97 98 94 89 88 81 100

4.1.2. группа по классификации СанПиН - I.

4.1.3. Организация вахтенной службы в машинных помещениях - периодически - безвахтенное обслуживание.

  • Главная
  • "СУДА ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ. СанПиН 2.5.2-703-98 " (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.98 N 16)