Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 09.12.2005 N 2189-р
IV. Возможные варианты решения проблем развития Курильских островов, оценка их преимуществ и рисков
Для обеспечения социально-экономического развития Курильских островов могут быть определены 2 основных варианта решения проблем:
разработка Программы на основе перечня незавершенных инвестиционных проектов развития производственной и социальной инфраструктуры, предусмотренных федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994-2005 годы)";
разработка Программы, основанной на реализации новых подходов к решению финансово-экономических, организационных и технологических проблем.
В соответствии с первым вариантом решения проблем развития Курильских островов дальнейшая федеральная поддержка будет осуществляться фактически в виде продолжения реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994-2005 годы)".
Это решение приемлемо для завершения уже реализуемых мероприятий. Однако такой подход не приведет к существенному увеличению внебюджетных инвестиций в экономику Курильских островов. Даже создание современной и отвечающей общероссийским стандартам социальной, транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры Курильских островов не гарантирует притока средств частных инвесторов, поскольку несовершенна нормативно-правовая база, в соответствии с которой осуществляется пользование водными биологическими ресурсами (например, отсутствие увязки объемов добываемых водных биологических ресурсов с эффективностью их использования, проблемы развития прибрежного рыболовства и т. д.).
Указанная ситуация приведет к необходимости постоянного финансирования из федерального и областного бюджетов мероприятий, связанных с поддержанием и возобновлением созданных объектов инфраструктуры, и не обеспечит экономическую самостоятельность Курильских островов в условиях открытой экономики.
Таким образом, для реализации задач по превращению Дальнего Востока в основную территорию для сотрудничества с сопредельными государствами, обеспечения интеграции экономической системы Курильских островов с экономической системой Азиатско-Тихоокеанского региона, а также качественного улучшения уровня жизни населения, предпочтительным оказывается второй вариант решения проблем развития Курильских островов, в соответствии с которым одним из приоритетных направлений Программы должно стать увеличение, а зачастую и возобновление промышленного объема водных биологических ресурсов.
Бесконтрольное освоение природных ресурсов Охотского моря в середине 1990-х годов привело к подрыву сырьевой базы промышленности Курильских островов. В сложившейся ситуации необходимость строительства сети предприятий по воспроизводству лососевых видов рыб (горбуша, кета) очевидна. Современный уровень промыслового использования лососевых видов рыб находится на пределе возможного, а в отдельные годы промысловое изъятие превышает 90 процентов общей численности нерестовой популяции. Природные возможности стабильного, а не эпизодического увеличения численности популяции ценных видов рыб очень малы, что связано в первую очередь с проходным образом жизни лососевых видов рыб. Дальнейшая интенсификация промысла исключительно за счет естественного воспроизводства неизбежно приведет к подрыву запасов ценных видов рыб.
Проблема искусственного рыборазведения решается медленно и неэффективно. На Курильских островах имеется лишь 2 рыборазводных завода, тогда как на соседних Японских островах функционируют 21 государственный, 12 муниципальных и 256 частных заводов, выпускающих на морской нагул ежегодно 2 млрд. штук молоди. Увеличение ресурсной базы Курильских островов в среднесрочной перспективе возможно только путем создания сети государственных рыборазводных заводов, а в дальнейшем - путем строительства таких заводов за счет внебюджетных источников. Кроме того, последующее увеличение объемов допустимого вылова водных биологических ресурсов будет реализовываться под контролем государства (без участия в финансировании).
В рамках Программы необходимо предусмотреть наряду с развитием современной инфраструктуры региона возможность признания территории Курильских островов в установленном законодательством Российской Федерации порядке особой экономической зоной. Использование режима особой экономической зоны на территории Курильских островов может оказать существенное влияние на экономику Курильских островов, позволив привлечь средства внебюджетных источников, которые будут направлены на диверсификацию экономики.
Вместе с тем указанный вариант решения проблем развития Курильских островов несет в себе риск потери уникальности российской территории, связанный с вытеснением из производственной сферы местного населения и заменой его иностранной рабочей силой.
Следует учесть, что в перспективе также может возникнуть риск вытеснения российских компаний иностранными (в случае непринятия мер по повышению их конкурентоспособности в условиях открытой экономики).
Кроме того, существует риск неэффективного (для российской экономики) использования добытых водных биологических ресурсов, связанный с их вывозом за рубеж без переработки на территории Российской Федерации.
Таким образом, создание нормативно-правовой базы, исключающей возникновение указанных рисков, должно стать важным направлением формирования и реализации Программы.
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 09.12.2005 N 2189-р