в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 19.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕНТГЕНОВСКИХ КАБИНЕТОВ, АППАРАТОВ И ПРОВЕДЕНИЮ РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ. СанПиН 2.6.1.802-99" (утв. Главным государственным санитарным врачом 30.12.99)
отменен/утратил силу Редакция от 30.10.1999 Подробная информация
"ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕНТГЕНОВСКИХ КАБИНЕТОВ, АППАРАТОВ И ПРОВЕДЕНИЮ РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ. СанПиН 2.6.1.802-99" (утв. Главным государственным санитарным врачом 30.12.99)

5. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ, ОБОРУДОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ РЕНТГЕНОВСКОГО КАБИНЕТА

5.1. Рентгеновское отделение (кабинет) должно размещаться в соответствии с технологическим проектом и иметь санитарно - эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным правилам условий работы с источником физических факторов воздействия на человека.

5.2. Рентгеновское отделение (кабинет) не должно размещаться в жилых зданиях и детских учреждениях. Исключение составляют рентгеностоматологические кабинеты (аппараты), размещение которых в жилых зданиях регламентируется разделом 11 Правил. Допускается функционирование рентгеновских кабинетов в поликлиниках, встроенных в жилые здания, если смежные по вертикали и горизонтали помещения не являются жилыми. Допускается размещение рентгеновских кабинетов в пристройке к жилому дому, а также в цокольных этажах.

5.3. Рентгеновские кабинеты целесообразно размещать централизованно, в составе рентгеновского отделения, на стыке стационара и поликлиники. Отдельно размещают рентгеновские кабинеты инфекционных, туберкулезных и акушерских отделений больниц и, при необходимости, флюорографические кабинеты приемных отделений и поликлинических отделений.

5.4. Рентгеновское отделение, обслуживающее только стационар или только поликлинику, должно размещаться в торцовых частях здания. Отделение не должно быть проходным. Входы в рентгеновское отделение для пациентов стационара и поликлинического отделения выполняются преимущественно раздельными.

5.5. Не следует размещать рентгеновские кабинеты под помещениями, откуда возможно протекание воды через перекрытие (бассейны, душевые, уборные и др.). Запрещается размещение процедурной рентгеновского кабинета смежно с палатами для беременных и детей.

5.6. Состав и площади общих и специальных помещений рентгеновского кабинета представлены в Приложении 4. При этом должны учитываться характер и особенности проводимых рентгенологических исследований.

5.7. Площадь процедурной может быть скорректирована в соответствии с технологическим проектом, утвержденным в установленном порядке, с учетом следующих требований:

- расстояние от рабочего места персонала за малой защитной ширмой до стен помещения - не менее 1,5 м;

- расстояние от рабочего места персонала за большой защитной ширмой до стен помещения - не менее 0,6 м;

- расстояние от стола - штатива поворотного или от стола снимков до стен помещения - не менее 1,5 м;

- расстояние от стойки для снимков до ближайшей стены - не менее 0,1 м;

- расстояние от рентгеновской трубки до смотрового окна - не менее 2 м (для маммографических и дентальных аппаратов - не менее 1 м);

- ширина технологического прохода для персонала между штативами - не менее 0,8 м;

- зона размещения каталки для пациента - не менее 1,5 x 2 м;

- дополнительная площадь при технологической необходимости ввоза каталки в процедурную - 6 кв. м.

5.8. Фотолаборатория может состоять из одного помещения - "темной комнаты". При оснащении лаборатории проявочным автоматом и большом объеме работ следует предусматривать дополнительную "светлую" комнату для сортировки, маркировки и обрезки сухих снимков.

5.9. Минимальная площадь фотолаборатории ("темной комнаты") для малоформатных снимков - 6 кв. м, для крупноформатных снимков - 8 кв. м. Минимальная ширина прохода для персонала между элементами оборудования в темной комнате - 1,0 м. Ширина дверного проема - 0,9 - 1,0 м.

5.10. Состав и площадь помещений кабинета рентгеновской компьютерной томографии РКТ задаются фирмой - изготовителем компьютерного томографа в форме проектного предложения, которое принимается в расчет при создании технологического проекта кабинета, но не заменяет его. Проектное предложение не должно противоречить п. п. 5.6 - 5.7.

5.11. В помещениях рентгенодиагностического отделения (кабинета) должны обеспечиваться комфортные условия для пациентов и персонала, относительная влажность воздуха при этом во всех помещениях должна быть в пределах 40 - 60%.

5.12. Во вновь строящихся зданиях вентиляция рентгеновских кабинетов общего назначения должна быть автономной. В действующих отделениях допускается наличие неавтономной общеобменной приточно - вытяжной вентиляции, за исключением отделений компьютерной томографии и рентгеновских отделений инфекционных больниц.

5.13. Регламентируемая кратность воздухообмена, расчетные значения освещенности и температуры в помещениях рентгеновского отделения (кабинета) приведены в Приложении 5. Приток должен осуществляться в верхнюю зону, вытяжка - из нижней и верхней зон в отношении 50 +/- 10%.

5.14. Пол процедурной, кроме рентгенооперационной и фотолаборатории, должен быть выполнен из электроизоляционных материалов, допускающих влажную санитарную обработку (паркет, пол деревянный крашенный, линолеум и другие материалы, технология применения которых обеспечивает электробезопасность). В процедурной, рассчитанной на урологические исследования, должен устанавливаться видуар.

5.15. В рентгенооперационной, предоперационной, фотолаборатории полы должны быть покрыты водонепроницаемыми материалами, легко очищаемыми и допускающими частое мытье и дезинфекцию. Пол рентгенооперационной должен быть антистатичным и безискровым. При выполнении пола из антистатического линолеума необходимо заземление основания линолеума.

5.16. Поверхности стен и потолка в процедурной и комнате управления должны быть гладкими, легко очищаемыми и допускать влажную уборку.

5.17. Стены фотолаборатории должны быть отделаны кафелем светлых тонов, в первую очередь у раковины и устройства для фотообработки (кафельный фартук). Разрешается отделка кафелем на высоту 2 м с вышерасположенной отделкой материалами, допускающими их влажную многократную санитарную обработку.

5.18. Стены в рентгенооперационной должны отделываться материалами, не дающими световых бликов, например матовой плиткой.

5.19. Окно процедурной для рентгеноскопии снабжают светозащитными устройствами (жалюзи и т.п.) для затемнения от естественного освещения (прямого солнечного света).

5.20. Окно, передаточный люк и входную дверь фотолаборатории защищают светонепроницаемыми шторами с целью предупреждения засветок фотоматериалов.

5.21. Дверь из фотолаборатории, процедурной и комнаты управления в коридор должна из соображений пожарной безопасности открываться "на выход" (по ходу эвакуации), а из комнаты управления в процедурную - в сторону процедурной.

5.22. В процедурной, кроме процедурной для флюорографии и рентгенооперационной, должна быть предусмотрена установка раковины с подводом холодной и горячей воды.

5.23. У входа в процедурную кабинета рентгенодиагностики и в комнату управления кабинета рентгенотерапии на высоте 1,6 - 1,8 м от пола или над дверью должно размещаться световое табло (сигнал) "Не входить!" бело - красного цвета, автоматически загорающееся при включении рентгеновского аппарата. Допускается нанесение на световой сигнал знака радиационной опасности.

5.24. Не допускается размещение в процедурной оборудования, которое не включено в технологический проект, а также проведение работ, не относящихся к рентгенологическим исследованиям. В процедурной для исследования детей допускается наличие игрушек и отвлекающего оформления.

5.25. Размещение рентгеновского аппарата должно производиться таким образом, чтобы первичный пучок излучения был направлен в сторону капитальной стены, за которой размещается менее посещаемое помещение. Не следует направлять прямой пучок излучения в направление смотрового окна (комнаты управления, защитной ширмы). При расположении кабинета на первом этаже или при расстоянии до жилых и служебных помещений менее 30 м окна процедурной должны экранироваться защитными ставнями на высоту не менее 2 м от уровня пола.

5.26. Пульт управления рентгеновских аппаратов, кроме передвижных, палатных, хирургических, флюорографических, дентальных, маммографических, аппаратов для остеоденситометрии, должен располагаться в комнате управления. В комнате управления допускается установка второго рентгенотелевизионного монитора, АРМ рентгенолога и рентгенолаборанта. Для обеспечения возможности контроля за состоянием пациента должны быть предусмотрены смотровое окно и переговорное устройство громкоговорящей связи.

5.27. Управление передвижными, палатными, хирургическими, флюорографическими, дентальными, маммографическими аппаратами осуществляется в помещении проведения рентгенологического исследования с помощью выносного пульта управления на расстоянии не менее 2,5 м от рентгеновского излучателя, аппаратов для остеоденситометрии - не менее 1,5 м.

5.28. Высота процедурной рентгеновского кабинета должна обеспечивать функционирование технического оснащения, например потолочного крепления рентгеновского излучателя, штатива, телевизионного монитора, бестеневой лампы и др. Рентгеновская аппаратура с потолочной подвеской излучателя, экрано - снимочного устройства или усилителя рентгеновского изображения требует высоты помещения не менее 3 м. Высота процедурной кабинета рентгенотерапии в случае ротационного облучения должна быть не менее 3 м.

5.29. Ширина дверного проема в процедурной рентгенодиагностического кабинета, кабинета РКТ и рентгенооперационной должна быть не менее 1,2 м при высоте 2,0 м, размер остальных дверных проемов - 0,9 x 1,8 м.

5.30. Ориентация окон рентгеновского кабинета для рентгеноскопии и фотолаборатории предпочтительна в северо - западные направления.

5.31. Несущая способность пола, определяемая расчетом, должна обеспечивать монтаж наиболее массивных частей рентгенодиагностического аппарата или рентгенокомпьютерного томографа.

5.32. Функционирование рентгеновского кабинета (отделения) разрешается при наличии следующей документации:

- санитарно - эпидемиологического заключения на условия применения и хранения генерирующего источника ионизирующего излучения, соответствие рентгеновского кабинета санитарным правилам;

- лицензии на вид деятельности;

- заверенной копии регистрационного свидетельства Минздрава России на рентгеновский аппарат; технологического проекта на рентгеновский кабинет (или аппарат);

- акта комиссии по приемке рентгеновского кабинета в эксплуатацию;

- технического паспорта на рентгеновский кабинет (аппарат) с протоколами периодического контроля параметров рентгеновской аппаратуры в период эксплуатации;

- паспорта на вентиляционное оборудование, актов испытаний;

- актов испытания устройства защитного заземления с указанием сопротивления растекания тока основных заземлителей, актов проверки состояния сети заземления медицинского оборудования и электроустановок, протоколов измерения сопротивления изоляции проводов и кабелей;

- контрольно - технического журнала на рентгеновский аппарат (Приложение 2);

- актов обследований контролирующих организаций, протоколов дозиметрических измерений;

- протоколов дозиметрических измерений для планирования рентгенотерапии;

- инструкции по технике безопасности и радиационной безопасности, по предупреждению и ликвидации радиационных аварий;

- приказа об отнесении работающих лиц к персоналу групп А и Б;

- приказа о назначении лиц, ответственных за радиационную безопасность и радиационный контроль;

- заключения медицинской комиссии о прохождении персоналом группы А предварительных и периодических медицинских осмотров;

- журнала регистрации инструктажа по охране труда (Приложение 3);

- приказа о допуске персонала к работе с источником ионизирующего излучения;

- карточки (журнала, базы данных и др.) учета индивидуальных доз облучения персонала;

- документа, подтверждающего учет индивидуальных доз облучения пациентов (журнал, лист учета, база данных и т.д.);

- нормативных и инструктивно - методических документов.

5.33. До начала работы персонал обязан провести проверку исправности оборудования и реактивов. При обнаружении неисправностей необходимо приостановить работу и вызвать организацию, осуществляющую техническое обслуживание и ремонт оборудования.

5.34. После окончания рабочего дня должен производиться тщательный осмотр всех помещений рентгеновского отделения (кабинета): должны быть отключены рентгеновский аппарат, электроприборы, настольные лампы, электроосвещение. После окончания работы в кабинете должна быть проведена влажная уборка стен с мытьем полов и тщательная дезинфекция элементов и принадлежностей рентгеновского аппарата, с которыми соприкасаются пациент и врач при исследовании. При обнаружении свинцовой пыли, свидетельствующей о нарушении санитарно - гигиенических требований к эксплуатации средств защиты, должна проводиться влажная уборка с использованием 1 - 2-процентного раствора уксусной кислоты. Не допускается проведение влажной уборки процедурной и комнаты управления рентгеновского кабинета непосредственно перед началом и во время рентгенологических исследований.

  • Главная
  • "ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕНТГЕНОВСКИХ КАБИНЕТОВ, АППАРАТОВ И ПРОВЕДЕНИЮ РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ. СанПиН 2.6.1.802-99" (утв. Главным государственным санитарным врачом 30.12.99)