в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 20.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • УКАЗАНИЕ МПС РФ от 29.12.2001 N И-2036у
не действует Редакция от 29.12.2001 Подробная информация
УКАЗАНИЕ МПС РФ от 29.12.2001 N И-2036у

1. Налог на добавленную стоимость

1.1. Общие положения

Порядок введения в действие части второй НК РФ установлен Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (указание МПС России от 18.08.2000 N 191 пр-у).

Организации исчисление и уплату налога на добавленную стоимость осуществляют в соответствии с главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, Методическими рекомендациями по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденными Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (указание МПС России от 10.01.2001 N И-21у).

Статьей 175 НК РФ установлены особенности исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, уплачивает налог по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений.

Организации определяют реализацию товаров (работ, услуг) по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов. В соответствии со статьей 167 НК РФ датой определения выручки принимается день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).

1.2. Объект налогообложения

К объекту налогообложения по налогу на добавленную стоимость в соответствии со статьей 146 НК РФ относятся:

реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации;

передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

выполнение строительно - монтажных работ для собственного потребления;

ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

1.3. Операции, не признаваемые реализацией товаров (работ, услуг)

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 НК РФ передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям не признается реализацией товаров (работ, услуг) и, следовательно, указанная операция не является объектом налогообложения.

Согласно пункту 3 статьи 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг:

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

1.4. Рыночная цена товара

Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ.

Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

1.5. Налоговая база

Налоговая база при реализации товаров работ, услуг определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

Налоговой базой признается:

стоимость перевозки (без включения налога на добавленную стоимость и налога с продаж) - при осуществлении железнодорожным транспортом перевозок грузов, грузобагажа, пассажиров, багажа и почты;

стоимость реализованных грузов, багажа и грузобагажа - при реализации грузов, багажа и грузобагажа в соответствии с Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации с подразделением в учете сумм на:

1) стоимость складских услуг, относящихся к хозяйственным операциям, связанным с реализацией грузов (транспортировка, хранение, сортировка и др.);

2) комиссионное вознаграждение организации, осуществляющей продажу грузов, багажа, грузобагажа;

3) задолженность собственнику грузов, багажа, грузобагажа;

стоимость товаров (выполненных работ, оказанных услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, - при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не применяются при исчислении налога на прибыль (статья 146 НК РФ);

стоимость выполненных строительно - монтажных работ для собственного потребления (хозяйственным способом) в момент принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством, - при выполнении организациями строительно - монтажных работ для собственного потребления (пунктом 10 статьи 167 НК РФ установлено, что дата выполнения строительно - монтажных работ для собственного потребления определяется как день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством);

сумма дохода, полученного организациями в виде вознаграждений при исполнении договоров, - при оказании услуг на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров (статья 156 НК РФ).

1.6. Налоговые вычеты

Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России (пункт 2 статьи 171 НК РФ).

В соответствии со статьей 171 НК РФ (пункт 6) вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками - застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно - монтажных работ, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства, а также суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно - монтажных работ для собственного потребления.

Согласно статье 172 НК РФ (пункт 5) вычеты сумм налога производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) или реализации объекта незавершенного капитального строительства.

Принятие объектов основных средств к учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки - передачи основных средств (форма ОС-1) и инвентарной карточки учета основных средств (форма ОС-6).

1.7. Условия принятия к вычету сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам)

1.7.1. Суммы налога на добавленную стоимость принимаются к вычету при наличии следующих условий.

Условия принятия к вычету сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам):

товары (работы, услуги) приобретены для производственной деятельности и иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении видов деятельности освобождаемых от налогообложения в соответствии со статьей 149 НК РФ и осуществлении операций не признаваемых реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ, а также если реализация осуществляется не на территории Российской Федерации в соответствии со статьями 147 и 148 НК РФ;

товары (работы, услуги) приняты на учет;

имеются счета - фактуры поставщика (поверенного агента);

товары (работы, услуги) оплачены;

счета - фактуры оформлены в соответствии с пунктом 5 статьи 169 НК РФ;

выделена отдельной строкой сумма НДС в расчетных и первичных документах.

При централизованном порядке оплаты товаров (работ, услуг) организации могут иметь заверенные копии счетов - фактур на общую группу (партию) закупок в централизованном порядке.

1.7.2. Заводы, выполняющие капитальный ремонт грузовых вагонов и контейнеров, предъявляют счета - фактуры за выполненную работу железным дорогам примыкания.

В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость, указанные заводами в счетах - фактурах, распределению между железными дорогами не подлежат и принимаются к вычету из бюджета на основании счетов - фактур заводов и поставщиков материальных ценностей (письмо Минфина России от 15.11.1999 N 04-03-10 объявлено письмом Департамента финансов МПС России от 16.11.1999 N ЦФС-9/125).

1.8. Применение извещения (авизо) при централизованном порядке оплаты

В соответствии с письмом Минфина России от 25.06.1997 N 04-03-11 (письмо Департамента финансов МПС России от 06.08.1997 N ЦФС-9/80) в случае приобретения подвижного состава, оборудования и других объектов основных средств, оплату за которые производит МПС России, а учет (оприходование) - организации, принимаются к зачету (возмещению) у организаций железнодорожного транспорта суммы налога на добавленную стоимость, указанные в извещении "авизо", при наличии счета - фактуры, копии счета - фактуры и официального подтверждения от МПС России факта оплаты подвижного состава, оборудования и других объектов основных средств.

Аналогичный порядок применения извещения ("авизо") для зачета (возмещения) сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) применяется в случае их централизованного приобретения железными дорогами для осуществления и обеспечения перевозочного процесса другими организациями, являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость.

1.9. Отнесение сумм налога на добавленную стоимость на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)

1.9.1. Суммы налога включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций при использовании товаров (работ, услуг) при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 149 НК РФ (в том числе при оказании услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом)).

1.9.2. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ (Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ (указание МПС России от 10.08.2000 N 179 пр-у)) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные железными дорогами поставщикам по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 2 статьи 149 НК РФ, при наличии раздельного учета таких операций (пункт 4 статьи 149 НК РФ) включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

1.9.3. В случае, если материальные ресурсы, по которым уплаченные поставщикам суммы налога на добавленную стоимость отнесены на расчеты с бюджетом и затем списываются на стоимость услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом, освобожденных от налогообложения, сумма налога, приходящаяся на стоимость материалов, использованных при оказании таких услуг, должна быть восстановлена на расчеты с бюджетом в порядке, установленном статьей 170 НК РФ.

1.9.4. В соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ в случае частичного использования покупателем приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению или освобождены от налогообложения, суммы налога, предъявленные продавцом, включаются в затраты в той пропорции, в которой приобретенные товары (работы, услуги) используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения).

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный налоговый период.

Стоимость материальных затрат, отнесенных на себестоимость необлагаемых НДС реализованных товаров (работ, услуг) в отчетном налоговом периоде определяется пропорционально выручке от реализации этих товаров (работ, услуг) в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг).

Если доля товаров (работ, услуг), используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, не превышает 5 процентов (в стоимостном выражении) общей стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг), используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), то суммы налога, предъявленные продавцами указанных товаров (работ, услуг), подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 НК РФ.

Указанный порядок применяется по производству и реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ, в том числе по реализации услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом.

1.10. Подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов

Пунктом 5 статьи 165 НК РФ предусмотрен порядок подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при оказании железными дорогами услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита.

Получение выручки за указанные перевозки в иностранной валюте на валютный счет МПС России признается на основании расчетного письма уполномоченного органа МПС России о распределении выручки в иностранной валюте за перевозку экспортных и транзитных грузов.

При получении выручки за перевозки экспортных грузов в рублях на железных дорогах отправления необходимы следующие документы:

выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки за оказанные услуги по перевозке экспортных грузов на счет железной дороги или комиссионера (поверенного, агента);

копии единых международных перевозочных документов с обязательным указанием страны назначения и отметками таможенных органов о перевозке товаров в режиме "экспорт товаров" ("транзит товаров").

При вывозе экспортируемых товаров судами через морские порты:

копии перевозочных документов внутреннего сообщения (транспортной железнодорожной накладной, дорожной ведомости, грузобагажной квитанции) с указанием страны назначения, отметками о перевозе товаров в режиме "экспорт товаров" ("транзит товаров"), отметками порта о приемке товаров для дальнейшего экспорта (транзита).

При оказании железными дорогами услуг по сопровождению, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию товаров, контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (услуг);

выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке;

грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввезен на таможенную территорию Российской Федерации);

копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации).

1.11. Особенности определения налоговой базы по налоговой ставке 0 процентов при оказании железными дорогами услуг по перевозке пассажиров и багажа

Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при оказании железными дорогами услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов в соответствии с пунктом 6 статьи 165 НК РФ в налоговые органы представляются следующие документы:

выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные услуги на счет российского налогоплательщика или комиссионера (поверенного, агента) в российском банке;

реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.

1.12. Порядок оформления счетов - фактур и ведения журналов учета

В соответствии со статьей 169 НК РФ счет - фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914 и от 15 марта 2001 г. N 189 утверждена форма счета - фактуры и Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.

Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета - фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.

Изменения внешней формы счета - фактуры не должны нарушать последовательности расположения и числа показателей, утвержденных указанными Постановлениями Правительства Российской Федерации, в типовой форме счета - фактуры.

Вместе с тем в ряде случаев некоторые из строк и граф счета - фактуры не могут быть заполнены по причине отсутствия необходимой информации. В таких случаях в незаполненных строках и графах ставятся прочерки.

Организации могут заверять счета - фактуры печатями своих филиалов и обособленных подразделений, в том числе специальными печатями для счетов - фактур. Указанные печати должны содержать все обязательные реквизиты: ИНН организации, полное наименование организации на русском языке, местонахождение организации (субъект Российской Федерации). На печатях филиалов и обособленных подразделений организации, кроме перечисленных реквизитов, указывается наименование структурного подразделения. Порядок использования указанных печатей уполномоченными лицами утверждается распорядительным документом по организации.

При приобретении товаров (работ, услуг) через поверенного (агента) основанием у доверителя (принципала) для вычета налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) является счет - фактура, выставляемый продавцом на имя доверителя (принципала).

Если счет - фактура выставлен продавцом на имя комиссионера (агента), то основанием у комитента (принципала) для принятия налога на добавленную стоимость к вычету является счет - фактура, полученный от посредника. Счет - фактура выставляется посредником комитенту (принципалу) с отражением показателей из счета - фактуры, выставленного продавцом посреднику.

При реализации посредником от своего имени одному покупателю товаров (работ, услуг) комитента (принципала) одновременно с реализацией собственных товаров (работ, услуг) данному покупателю посредник может выставить единый счет - фактуру на указанные товары (работы, услуги).

В случае, если организация реализует товары (выполняет работы, оказывает услуги) через обособленные структурные подразделения, счета - фактуры оформляются в следующем порядке:

счета - фактуры на отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) выставляются покупателям обособленными структурными подразделениями;

нумерация счетов - фактур производится в порядке возрастания номеров в целом по организации.

Возможно как резервирование номеров по мере их выборки, так и присвоение составных номеров с индексом обособленного подразделения;

журналы учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж ведутся структурными подразделениями в виде разделов единых журналов учета, единых книг покупок и продаж организации.

За отчетный налоговый период указанные разделы книг покупок и продаж представляются обособленными подразделениями для оформления единых книг покупок и продаж налогоплательщика и составления деклараций по налогу на добавленную стоимость.

  • Главная
  • УКАЗАНИЕ МПС РФ от 29.12.2001 N И-2036у