в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • УКАЗАНИЕ МПС РФ от 29.12.2001 N И-2036у
не действует Редакция от 29.12.2001 Подробная информация
УКАЗАНИЕ МПС РФ от 29.12.2001 N И-2036у

Раздел II. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

В соответствии со статьей 313 НК РФ налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций.

Учет производится на основании первичных документов бухгалтерского учета, а в ряде случаев, когда их недостаточно, составляются первичные документы налогового учета.

Система налогового учета организуется исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного периода к другому.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

1. Налог на добавленную стоимость

1.1. Общие положения

Порядок введения в действие части второй НК РФ установлен Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (указание МПС России от 18.08.2000 N 191 пр-у).

Организации исчисление и уплату налога на добавленную стоимость осуществляют в соответствии с главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, Методическими рекомендациями по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденными Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (указание МПС России от 10.01.2001 N И-21у).

Статьей 175 НК РФ установлены особенности исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, уплачивает налог по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений.

Организации определяют реализацию товаров (работ, услуг) по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов. В соответствии со статьей 167 НК РФ датой определения выручки принимается день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).

1.2. Объект налогообложения

К объекту налогообложения по налогу на добавленную стоимость в соответствии со статьей 146 НК РФ относятся:

реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации;

передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

выполнение строительно - монтажных работ для собственного потребления;

ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

1.3. Операции, не признаваемые реализацией товаров (работ, услуг)

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 НК РФ передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям не признается реализацией товаров (работ, услуг) и, следовательно, указанная операция не является объектом налогообложения.

Согласно пункту 3 статьи 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг:

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

1.4. Рыночная цена товара

Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ.

Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

1.5. Налоговая база

Налоговая база при реализации товаров работ, услуг определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

Налоговой базой признается:

стоимость перевозки (без включения налога на добавленную стоимость и налога с продаж) - при осуществлении железнодорожным транспортом перевозок грузов, грузобагажа, пассажиров, багажа и почты;

стоимость реализованных грузов, багажа и грузобагажа - при реализации грузов, багажа и грузобагажа в соответствии с Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации с подразделением в учете сумм на:

1) стоимость складских услуг, относящихся к хозяйственным операциям, связанным с реализацией грузов (транспортировка, хранение, сортировка и др.);

2) комиссионное вознаграждение организации, осуществляющей продажу грузов, багажа, грузобагажа;

3) задолженность собственнику грузов, багажа, грузобагажа;

стоимость товаров (выполненных работ, оказанных услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, - при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не применяются при исчислении налога на прибыль (статья 146 НК РФ);

стоимость выполненных строительно - монтажных работ для собственного потребления (хозяйственным способом) в момент принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством, - при выполнении организациями строительно - монтажных работ для собственного потребления (пунктом 10 статьи 167 НК РФ установлено, что дата выполнения строительно - монтажных работ для собственного потребления определяется как день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством);

сумма дохода, полученного организациями в виде вознаграждений при исполнении договоров, - при оказании услуг на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров (статья 156 НК РФ).

1.6. Налоговые вычеты

Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России (пункт 2 статьи 171 НК РФ).

В соответствии со статьей 171 НК РФ (пункт 6) вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками - застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно - монтажных работ, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства, а также суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно - монтажных работ для собственного потребления.

Согласно статье 172 НК РФ (пункт 5) вычеты сумм налога производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) или реализации объекта незавершенного капитального строительства.

Принятие объектов основных средств к учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки - передачи основных средств (форма ОС-1) и инвентарной карточки учета основных средств (форма ОС-6).

1.7. Условия принятия к вычету сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам)

1.7.1. Суммы налога на добавленную стоимость принимаются к вычету при наличии следующих условий.

Условия принятия к вычету сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам):

товары (работы, услуги) приобретены для производственной деятельности и иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении видов деятельности освобождаемых от налогообложения в соответствии со статьей 149 НК РФ и осуществлении операций не признаваемых реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ, а также если реализация осуществляется не на территории Российской Федерации в соответствии со статьями 147 и 148 НК РФ;

товары (работы, услуги) приняты на учет;

имеются счета - фактуры поставщика (поверенного агента);

товары (работы, услуги) оплачены;

счета - фактуры оформлены в соответствии с пунктом 5 статьи 169 НК РФ;

выделена отдельной строкой сумма НДС в расчетных и первичных документах.

При централизованном порядке оплаты товаров (работ, услуг) организации могут иметь заверенные копии счетов - фактур на общую группу (партию) закупок в централизованном порядке.

1.7.2. Заводы, выполняющие капитальный ремонт грузовых вагонов и контейнеров, предъявляют счета - фактуры за выполненную работу железным дорогам примыкания.

В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость, указанные заводами в счетах - фактурах, распределению между железными дорогами не подлежат и принимаются к вычету из бюджета на основании счетов - фактур заводов и поставщиков материальных ценностей (письмо Минфина России от 15.11.1999 N 04-03-10 объявлено письмом Департамента финансов МПС России от 16.11.1999 N ЦФС-9/125).

1.8. Применение извещения (авизо) при централизованном порядке оплаты

В соответствии с письмом Минфина России от 25.06.1997 N 04-03-11 (письмо Департамента финансов МПС России от 06.08.1997 N ЦФС-9/80) в случае приобретения подвижного состава, оборудования и других объектов основных средств, оплату за которые производит МПС России, а учет (оприходование) - организации, принимаются к зачету (возмещению) у организаций железнодорожного транспорта суммы налога на добавленную стоимость, указанные в извещении "авизо", при наличии счета - фактуры, копии счета - фактуры и официального подтверждения от МПС России факта оплаты подвижного состава, оборудования и других объектов основных средств.

Аналогичный порядок применения извещения ("авизо") для зачета (возмещения) сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) применяется в случае их централизованного приобретения железными дорогами для осуществления и обеспечения перевозочного процесса другими организациями, являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость.

1.9. Отнесение сумм налога на добавленную стоимость на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)

1.9.1. Суммы налога включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций при использовании товаров (работ, услуг) при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 149 НК РФ (в том числе при оказании услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом)).

1.9.2. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ (Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ (указание МПС России от 10.08.2000 N 179 пр-у)) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные железными дорогами поставщикам по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 2 статьи 149 НК РФ, при наличии раздельного учета таких операций (пункт 4 статьи 149 НК РФ) включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

1.9.3. В случае, если материальные ресурсы, по которым уплаченные поставщикам суммы налога на добавленную стоимость отнесены на расчеты с бюджетом и затем списываются на стоимость услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом, освобожденных от налогообложения, сумма налога, приходящаяся на стоимость материалов, использованных при оказании таких услуг, должна быть восстановлена на расчеты с бюджетом в порядке, установленном статьей 170 НК РФ.

1.9.4. В соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ в случае частичного использования покупателем приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению или освобождены от налогообложения, суммы налога, предъявленные продавцом, включаются в затраты в той пропорции, в которой приобретенные товары (работы, услуги) используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения).

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный налоговый период.

Стоимость материальных затрат, отнесенных на себестоимость необлагаемых НДС реализованных товаров (работ, услуг) в отчетном налоговом периоде определяется пропорционально выручке от реализации этих товаров (работ, услуг) в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг).

Если доля товаров (работ, услуг), используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, не превышает 5 процентов (в стоимостном выражении) общей стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг), используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), то суммы налога, предъявленные продавцами указанных товаров (работ, услуг), подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 НК РФ.

Указанный порядок применяется по производству и реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ, в том числе по реализации услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом.

1.10. Подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов

Пунктом 5 статьи 165 НК РФ предусмотрен порядок подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при оказании железными дорогами услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита.

Получение выручки за указанные перевозки в иностранной валюте на валютный счет МПС России признается на основании расчетного письма уполномоченного органа МПС России о распределении выручки в иностранной валюте за перевозку экспортных и транзитных грузов.

При получении выручки за перевозки экспортных грузов в рублях на железных дорогах отправления необходимы следующие документы:

выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки за оказанные услуги по перевозке экспортных грузов на счет железной дороги или комиссионера (поверенного, агента);

копии единых международных перевозочных документов с обязательным указанием страны назначения и отметками таможенных органов о перевозке товаров в режиме "экспорт товаров" ("транзит товаров").

При вывозе экспортируемых товаров судами через морские порты:

копии перевозочных документов внутреннего сообщения (транспортной железнодорожной накладной, дорожной ведомости, грузобагажной квитанции) с указанием страны назначения, отметками о перевозе товаров в режиме "экспорт товаров" ("транзит товаров"), отметками порта о приемке товаров для дальнейшего экспорта (транзита).

При оказании железными дорогами услуг по сопровождению, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию товаров, контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (услуг);

выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке;

грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввезен на таможенную территорию Российской Федерации);

копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации).

1.11. Особенности определения налоговой базы по налоговой ставке 0 процентов при оказании железными дорогами услуг по перевозке пассажиров и багажа

Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при оказании железными дорогами услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов в соответствии с пунктом 6 статьи 165 НК РФ в налоговые органы представляются следующие документы:

выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные услуги на счет российского налогоплательщика или комиссионера (поверенного, агента) в российском банке;

реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.

1.12. Порядок оформления счетов - фактур и ведения журналов учета

В соответствии со статьей 169 НК РФ счет - фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914 и от 15 марта 2001 г. N 189 утверждена форма счета - фактуры и Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.

Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета - фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 этой статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.

Изменения внешней формы счета - фактуры не должны нарушать последовательности расположения и числа показателей, утвержденных указанными Постановлениями Правительства Российской Федерации, в типовой форме счета - фактуры.

Вместе с тем в ряде случаев некоторые из строк и граф счета - фактуры не могут быть заполнены по причине отсутствия необходимой информации. В таких случаях в незаполненных строках и графах ставятся прочерки.

Организации могут заверять счета - фактуры печатями своих филиалов и обособленных подразделений, в том числе специальными печатями для счетов - фактур. Указанные печати должны содержать все обязательные реквизиты: ИНН организации, полное наименование организации на русском языке, местонахождение организации (субъект Российской Федерации). На печатях филиалов и обособленных подразделений организации, кроме перечисленных реквизитов, указывается наименование структурного подразделения. Порядок использования указанных печатей уполномоченными лицами утверждается распорядительным документом по организации.

При приобретении товаров (работ, услуг) через поверенного (агента) основанием у доверителя (принципала) для вычета налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) является счет - фактура, выставляемый продавцом на имя доверителя (принципала).

Если счет - фактура выставлен продавцом на имя комиссионера (агента), то основанием у комитента (принципала) для принятия налога на добавленную стоимость к вычету является счет - фактура, полученный от посредника. Счет - фактура выставляется посредником комитенту (принципалу) с отражением показателей из счета - фактуры, выставленного продавцом посреднику.

При реализации посредником от своего имени одному покупателю товаров (работ, услуг) комитента (принципала) одновременно с реализацией собственных товаров (работ, услуг) данному покупателю посредник может выставить единый счет - фактуру на указанные товары (работы, услуги).

В случае, если организация реализует товары (выполняет работы, оказывает услуги) через обособленные структурные подразделения, счета - фактуры оформляются в следующем порядке:

счета - фактуры на отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) выставляются покупателям обособленными структурными подразделениями;

нумерация счетов - фактур производится в порядке возрастания номеров в целом по организации.

Возможно как резервирование номеров по мере их выборки, так и присвоение составных номеров с индексом обособленного подразделения;

журналы учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж ведутся структурными подразделениями в виде разделов единых журналов учета, единых книг покупок и продаж организации.

За отчетный налоговый период указанные разделы книг покупок и продаж представляются обособленными подразделениями для оформления единых книг покупок и продаж налогоплательщика и составления деклараций по налогу на добавленную стоимость.

2. Налог на прибыль

С 1 января 2002 года Федеральным законом от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" введена глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

Организации в соответствии со статьей 271 НК РФ доходы признают в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

Датой получения дохода признается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

2.1. Объект налогообложения и налоговая база

2.1.1. Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

2.1.2. Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению.

При этом налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ (24%), определяется отдельно.

2.2. Доходы организации

В соответствии со статьей 248 НК РФ для целей налогообложения к доходам относятся:

доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

внереализационные доходы.

Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета.

Доходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях. При этом доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату признания этих доходов.

2.3. Налогообложение безвозмездно полученных ценностей

2.3.1. С 1 января 2002 года налогом на прибыль облагается стоимость имущества (работ, услуг) или имущественных прав, полученных безвозмездно.

Свидетельством безвозмездного получения имущества должна являться воля собственника, направленная на отчуждение этого имущества в пользу организации без каких-либо имущественных обязательств со стороны последнего.

2.3.2. При получении безвозмездно имущества (работ, услуг) оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, но не ниже остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и затрат на производство (приобретение) - по товарам (работам, услугам).

2.3.3. Статьей 251 НК РФ определены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.

При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:

- средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации";

- имущество, полученное бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;

- имущество, полученное организацией:

от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны не менее чем на 50 процентов состоит из вклада получающей организации;

от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны не менее чем на 50 процентов состоит из вклада получающей организации;

от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны не менее чем на 50 процентов состоит из вклада этого физического лица.

При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам;

- имущество, полученное организациями в рамках целевого финансирования по видам целевого финансирования, определенным в подпункте 15 пункта 1 статьи 251 НК РФ. При этом организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

При отсутствии такого учета у организации, получившей средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (подпункт 15 пункта 1 ст. 251 НК РФ);

- безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности, оборудование, используемое исключительно в образовательных целях (подпункт 23 пункта 1 ст. 251 НК РФ);

- положительная разница, полученная при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости;

- суммы восстановленных резервов под обесценение ценных бумаг;

- целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц.

2.4. Расходы организации

2.4.1. Статьей 252 НК РФ установлены правила признания и распределения расходов.

2.4.2. В соответствии со статьей 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами признаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

2.4.3. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

2.5. Материальные расходы

2.5.1. В соответствии с пунктом 6 статьи 254 НК РФ при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), организациями применяется метод оценки по средней себестоимости.

2.5.2. Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 256 НК РФ в состав амортизируемого имущества не включается имущество, первоначальная стоимость которого составляет до 10 тысяч рублей включительно.

Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

2.5.3. Пунктом 5 статьи 254 НК РФ предусмотрено, что к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно - материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также технологические потери при производстве и (или) транспортировке.

2.6. Расходы на оплату труда

2.6.1. Статьей 255 НК РФ предусмотрен перечень расходов, относящихся к оплате труда.

В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

2.6.2. Для целей налогообложения принимаются также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором (пункт 24 статьи 255 НК РФ), кроме расходов, не учитываемых в целях налогообложения в соответствии со статьей 270 НК РФ.

2.6.3. Расходы, предусмотренные Отраслевым тарифным соглашением по федеральному железнодорожному транспорту на 2001 - 2003 годы, заключенным между Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей и Министерством путей сообщения Российской Федерации с участием Министерства труда и социального развития Российской Федерации (указание МПС России от 29.12.2000 N 332у), для работников, находящихся в штате организации, отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности и принимаются для целей налогообложения.

К таким расходам могут быть отнесены следующие расходы:

возмещение расходов работникам федерального железнодорожного транспорта, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков;

возмещение расходов машинистам и помощникам машинистов локомотивов в поездном движении - за поездку (туда и обратно) продолжительностью не менее 7 часов, в размере установленных в Российской Федерации норм суточных при служебных командировках;

выплата вознаграждения за выслугу лет работникам основной деятельности железных дорог, промышленных организаций;

единовременная денежная помощь при возвращении уволенных в запас военнослужащих срочной службы в организации;

обеспечение бесплатной форменной одеждой по установленным нормативам, связанным с движением поездов и обслуживанием пассажиров, для которых ношение ее в рабочее время обязательно по перечню, согласованному с Центральным комитетом Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей;

доплата пострадавшим работникам в связи с несчастными случаями на производстве разницы между суммой возмещения вреда, исчисленной из заработной платы с учетом ее индексации по Отраслевому тарифному соглашению, и суммой страховых выплат, исчисленных по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

другие расходы, предусмотренные Отраслевым тарифным соглашением по федеральному железнодорожному транспорту.

2.6.4. Статьей 270 НК РФ определены расходы, не учитываемые в целях налогообложения.

В состав таких расходов включены в том числе отдельные виды расходов, предусмотренные отраслевым соглашением или коллективными договорами, в том числе:

на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей;

в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда;

на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам (тарифам) (ниже рыночных цен) товаров (работ, услуг) работникам;

иные расходы.

2.6.5. С 1 января 2002 года в состав расходов на оплату труда включаются суммы платежей по договорам обязательного и добровольного страхования, заключенным организацией в пользу своих работников.

Пунктом 16 статьи 255 НК РФ установлены нормативы принятия этих расходов для целей налогообложения:

совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда;

взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3 процентов от суммы расходов на оплату труда;

взносы по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного работника или утраты застрахованным работником трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 10 тысяч рублей в год на одного застрахованного работника.

2.7. Амортизируемое имущество

2.7.1. Статьей 256 НК РФ определен состав амортизируемого имущества.

Состав амортизируемого имущества для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета различается.

В частности, подпунктом 3 пункта 2 статьи 256 НК РФ в состав амортизируемого имущества не включается имущество, приобретенное с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств (в части стоимости, приходящейся на величину этих средств).

В бухгалтерском учете начисление амортизации по указанным объектам осуществляется в общеустановленном порядке.

2.7.2. Из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование. Эти объекты не амортизируются в целях налогового законодательства, однако по правилам бухгалтерского учета по таким основным средствам продолжается начисление амортизации.

2.7.3. Не признаются нематериальными активами для целей налогообложения организационные расходы и деловая репутация организации, учитываемые в бухгалтерском учете в составе нематериальных активов.

2.7.4. Амортизируемое имущество распределяется по группам в соответствии со сроком полезного использования, приведенным в статье 258 (пункт 3) НК РФ.

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, определяется Правительством Российской Федерации.

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций - изготовителей.

2.7.5. Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (пункт 8 статья 258 НК РФ).

То есть объекты недвижимости, подлежащие государственной регистрации, учитываемые на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", с момента документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию указанных прав для целей налогообложения включаются в состав соответствующей амортизационной группы.

Сумма начисленной по ним амортизации принимается для целей налогообложения.

2.7.6. Стоимость амортизируемого имущества определяется в соответствии со статьями 256, 257 НК РФ.

Срок полезного использования по принимаемым в эксплуатацию объектам подлежит определению приемочной комиссией в соответствии с требованиями статьи 258 НК РФ и утверждается руководителем (заместителем руководителя) организации (структурного подразделения).

По амортизируемому имуществу, числящемуся по состоянию на 1 января 2002 г., срок полезного использования утверждается руководителем (заместителем руководителя) организации (структурного подразделения).

Включение объектов в состав амортизируемого имущества производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию.

Начисление амортизации организации осуществляют линейным методом.

Начисление амортизации основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, производится с повышающим коэффициентом не выше 2 в соответствии с перечнями, составленными подразделениями и утвержденными руководителем (заместителем руководителя) организации (структурного подразделения). В течение года перечни подлежат изменению только по поступившим и выбывшим объектам. При внутреннем перемещении объектов получающим подразделением применяется повышающий коэффициент, утвержденный передающим подразделением. Ответственным за сообщение необходимых сведений является руководитель передающего подразделения.

По основным средствам, являющимся предметом лизинга, применяется повышающий коэффициент не выше 3. Решение о применении повышающего коэффициента принимается руководителем (заместителем руководителя) организации (структурного подразделения), которое оформляется приказом.

2.7.7. При приобретении основных средств, бывших в употреблении, по которым применяется линейный метод амортизации, норма амортизации определяется с учетом срока полезного использования, уменьшенного на число месяцев эксплуатации у предыдущих собственников.

2.7.8. Начисление амортизации производится до полного погашения стоимости объектов амортизируемого имущества.

2.7.9. Стоимость амортизируемого имущества по состоянию на 01.01.2002 определяется в размере восстановительной стоимости этих объектов в соответствии с пунктом 10 статьи 258 НК РФ.

2.8. Расходы на ремонт основных средств

2.8.1. Порядок отнесения расходов на ремонт основных средств регулируется статьей 260 НК РФ.

Организации промышленности, транспорта и связи, строительства, агропромышленного комплекса, жилищно - коммунального хозяйства расходы на капитальный ремонт основных средств для целей налогообложения признают в размере фактических затрат.

Организации прочих видов деятельности (торговля, снабжение, наука и др.) принимают в уменьшение налогооблагаемой прибыли расходы на ремонт основных средств в размере, не превышающем 10% первоначальной (восстановительной) стоимости амортизируемых основных средств.

2.8.2. Расходы, превышающие указанный в подпункте 2.8.1 настоящей учетной политики норматив, включаются в состав расходов, принимаемых для целей налогообложения, в зависимости от группы основных средств равномерно в течение 5 лет при ремонте основных средств или равномерно в течение срока полезного использования объекта амортизируемых основных средств.

2.9. Расходы на научные исследования и (или) опытно - конструкторские разработки

2.9.1. Статьей 262 НК РФ определен порядок принятия для целей налогообложения расходов на научные исследования и (или) опытно - конструкторские разработки.

2.9.2. С 2002 года налогоплательщики принимают для целей налогообложения фактически произведенные расходы (а не начисления в фонд НИОКР) по исследованиям и разработкам, которые должны быть завершены, оформлены актами сдачи - приемки.

Указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение 3 лет при условии использования этих исследований и разработок в производстве и (или) реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг).

2.9.3. Если исследования и разработки не дали положительного результата, то для целей налогообложения принимается не более 70% фактически произведенных расходов, которые включаются в состав прочих расходов организации равномерно в течение 3 лет в порядке, предусмотренном подпунктом 2.9.2 настоящей учетной политики.

2.10. Расходы, принимаемые для целей налогообложения в пределах норм, установленных законодательством

2.10.1. Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации (подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

2.10.2. Расходы на командировки (подпункт 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ) - суточные в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

2.10.3. Представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества (подпункт 22 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период (пункт 2, статья 264 НК РФ).

К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

2.10.4. К расходам на рекламу относятся:

расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок - продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы организации на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуществленные организацией в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса.

2.10.5. Предельная величина процентов, начисленная по долговому обязательству любого вида налогообложения при отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза - при оформлении долгового обязательства в рублях, и на 15 процентов - по кредитам в иностранной валюте (пункт 1 статьи 269 НК РФ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 272 НК РФ по кредитным и иным аналогичным договорам, заключенным на срок более одного отчетного (налогового) периода и не предусматривающим равномерное распределение расходов (либо предусматривающим неравномерное осуществление расходов), для целей налогообложения расходы, произведенные в виде процентов, признаются осуществленными и включаются в состав соответствующих расходов ежемесячно.

При этом расход определяется налогоплательщиком самостоятельно как доля предусмотренного условиями договора расхода, приходящегося на соответствующий месяц.

2.10.6. Расходы на подготовку и переподготовку кадров

В отличие от установленного ранее порядка с 1 января 2002 года расходы на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе принимаются в уменьшение налогооблагаемой базы без ограничений, однако пунктом 3 статьи 264 НК РФ установлены условия для признания таких расходов.

2.11. Расходы обслуживающих производств и хозяйств

2.11.1. Подпунктом 32 пункта 1 статьи 264 НК РФ установлен порядок признания расходов обслуживающих производств и хозяйств.

Если налогоплательщик осуществляет деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы, то расходы, связанные с реализацией услуг (убыток от деятельности), признаются для целей налогообложения при соблюдении условий, предусмотренных подпунктом 32 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Если не выполняется хотя бы одно из этих условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении этих видов деятельности, не учитывается в целях налогообложения.

2.11.2. Налогоплательщики, являющиеся градообразующими организациями и имеющие на балансе объекты жилищного фонда, учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта, детские дошкольные учреждения, детские лагеря отдыха и т.д., для целей налогообложения принимают фактические осуществленные расходы в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика.

2.11.3. Налогоплательщики ведут отдельный учет доходов и расходов, относящихся к видам деятельности, указанным в подпункте 32 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

2.12. Расходы общеотраслевого характера

Расходы общеотраслевого характера, от выполнения которых зависит стабильность функционирования всей отрасли и возможность ее развития, учитываются при налогообложении как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, в соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Определение перечня работ (услуг), имеющих общеотраслевое значение, и размера расходов, необходимых для их выполнения, осуществляется с учетом единства производственно - технологического комплекса железнодорожного транспорта на основании заявок железных дорог, прошедших экспертизу профилирующих департаментов (управлений) МПС России с утверждением коллегией МПС России.

2.13. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам

2.13.1. Для целей налогообложения сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной в конце предыдущего отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней (включительно) - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) - в сумму резерва включается 50% от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;

по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.

2.13.2. Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

2.13.3. Согласно пункту 10 статьи 270 НК РФ не учитываются в целях налогообложения суммы отчислений в резерв под обесценение вложений в ценные бумаги, создаваемые организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Налог на имущество

3.1. Порядок начисления и уплаты налога на имущество осуществляется в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (с учетом дополнений и изменений).

3.2. Плательщики налога

Плательщиками налога на имущество являются:

предприятия, учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;

филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.

3.3. Особый порядок постановки на учет

Постановка на учет в налоговых органах по месту нахождения железных дорог, отделений железных дорог, других организаций, являющихся юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется в соответствии со статьями 83 и 84 НК РФ.

Особенности порядка постановки на учет железных дорог, отделений железных дорог отражены в письме МНС России от 24.11.1999 N ФС-15-12/1310 (письмо Департамента финансов МПС России от 02.12.1999 N ЦФС-9/133).

Пунктом 6 Особенностей порядка постановки на учет железных дорог, отделений железных дорог установлено, что в соответствии со статьей 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Согласно статье 4 Федерального закона от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" имущество организаций и объекты железнодорожного транспорта относятся исключительно к федеральной собственности. Решение о закреплении имущества в хозяйственном ведении и оперативном управлении за организациями принимается МПС России.

В связи с этим железные дороги, отделения железных дорог, другие организации по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, закрепленных за ними МПС России на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств (письмо Департамента финансов МПС России "О постановке на учет в налоговых органах" от 23.11.2000 N ЦФН-15/96).

3.4. Объект налогообложения

3.4.1. Объектом налогообложения являются:

основные средства;

нематериальные активы;

запасы и затраты.

Основные средства и нематериальные активы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества.

3.4.2. В соответствии с Изменениями и дополнениями N 5 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", утвержденными Приказом МНС России от 15.11.2000 N БГ-03-04/389, в состав налогооблагаемой базы по налогу на имущество включаются остатки по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы", за исключением субсчетов: "Приобретение земельных участков", "Приобретение объектов природопользования", "Перевод молодняка животных в основное стадо", "Приобретение взрослых животных", "Доставка животных, полученных безвозмездно".

Расходы организации по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно - финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство, включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества организации по состоянию на 1 число месяца квартала, следующего за истечением срока строительства (монтажа), установленного договором подряда в соответствии с проектно - сметной документацией (проектом организации строительства).

3.5. Льготы по налогу на имущество

3.5.1. Не подлежит налогообложению имущество:

используемое исключительно для нужд образования и культуры;

научно - исследовательских учреждений;

используемое для образования страхового и сезонного запасов в организациях, связанных с сезонным (природно - климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

3.5.2. Для получения льготы по налогу на имущество при переводе объектов в запас или на консервацию необходимо разрешение МПС России (пункт 5 "ж" Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (письмо Финансового управления МПС России от 24.07.1995 N ЦФС-9/85)).

При образовании в организациях, связанных с сезонным (природно - климатическим) циклом поставок и работ, страхового и сезонного запасов, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти с целью получения льготы по налогу на имущество, необходимо руководствоваться письмом Госналогслужбы России от 06.05.1997 N СШ-6-02/348, согласованным с Минфином России, которым разъяснено, что территориальные органы власти самостоятельно определяют перечень предприятий расположенных на их территории и связанных с сезонным (природно - климатическим) циклом поставок и работ (исходя из условий их функционирования). Предприятия, включенные в такой перечень, согласовывают размеры страховых и сезонных запасов с указанными органами (письмо Госналогслужбы России от 09.02.1999 N 04-3-03/3, объявленное письмом Юридического управления МПС России от 19.02.1999 N ЦЮ-37).

3.5.3. Стоимость имущества организации, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам):

объектов жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика;

объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны;

железнодорожных путей сообщения (в том числе железнодорожных подъездных путей), линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов;

механизмов и оборудования, необходимых для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования транспорта;

мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей.

3.6. Льготы, предоставляемые органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

3.6.1. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджет субъектов Российской Федерации.

3.6.2. При установлении дополнительных льгот органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления может быть предусмотрено снижение ставок по налогу, а также установление льгот в части имущества организаций, используемого для деятельности, убытки от осуществления которой компенсируются из бюджетов соответствующих органов.

3.6.3. Законами отдельных субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено освобождение от налога на имущество вновь вводимых зданий, сооружений.

3.7. Ставки налога

Предельный размер налоговой ставки не может превышать 2% от налогооблагаемой базы.

Конкретные ставки налога на имущество предприятий устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

При отсутствии решений законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации об установлении конкретных ставок налога на имущество предприятий применяется максимальная ставка налога - 2%.

4. Особенности уплаты налогов

Текущие платежи в федеральный бюджет могут осуществляться на консолидированной основе МПС России за счет средств железных дорог и железными дорогами в форме денежных платежей и на принципах целевого финансирования расходов федерального бюджета по выполнению оборонного заказа на воинские и специальные перевозки.

Допускается осуществление МПС России уплаты текущих платежей в местные бюджеты и внебюджетные фонды за счет средств организаций.

5. Другие налоги

Другие налоги, установленные законодательством Российской Федерации, учитываются в общеустановленном порядке.

  • Главная
  • УКАЗАНИЕ МПС РФ от 29.12.2001 N И-2036у