Последнее обновление: 14.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПРИКАЗ ГКАП РФ от 20.12.96 N 169 (ред. от 11.03.99) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок используется:
- при анализе состояния конкурентной среды на федеральных и региональных товарных рынках, выполняемом при подготовке Государственного доклада по конкурентной политике, Государственной программы демонополизации, отраслевых и региональных программ демонополизации;
- при разработке программы мер по преодолению барьеров входа на товарные рынки, программ поддержки предпринимательства и развития конкуренции;
- в процессе анализа социально - экономических последствий принятия тех или иных нормативных актов для состояния конкуренции на товарных рынках;
- при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Настоящий Порядок также может быть использован при решении вопросов о предоставлении хозяйствующим субъектам кредитных, финансовых и налоговых льгот и в других случаях, требующих анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках и положения на них хозяйствующих субъектов.
1.2. При практическом использовании настоящего Порядка необходимо учитывать региональные и отраслевые особенности конкретных товарных рынков (федеральных, региональных).
1.3. В настоящем Порядке используются определенные Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" понятия товара, взаимозаменяемых товаров, товарного рынка, хозяйствующих субъектов, конкуренции, доминирующего положения, а также следующие понятия:
продуктовые (товарные) границы товарного рынка - группа (набор) взаимозаменяемых товаров,
географические (территориальные) границы товарного рынка - территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары - заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами,
структура рынка - совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли,
барьеры входа на рынок - обстоятельства, препятствующие возможностям для новых хозяйствующих субъектов войти на товарный рынок.
1.4. Для оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках проводится расчетно - аналитическая работа по определению:
- продуктовых границ товарного рынка;
- субъектов товарного рынка (количества и состава продавцов и покупателей);
- географических границ товарного рынка;
- объема товарного ресурса рынка;
- доли хозяйствующего субъекта на рынке;
- количественных показателей структуры товарного рынка;
- качественных показателей структуры товарного рынка (барьеры входа);
- рыночного потенциала хозяйствующего субъекта.
По результатам проведенного анализа делаются выводы о развитости или неразвитости конкуренции на товарном рынке, целесообразности и формах воздействия антимонопольных органов на изменение ситуации.
1.5. Процедура оценки состояния конкурентной среды осуществляется в указанной выше последовательности. В каждом конкретном случае она может изменяться. Так, если товарная группа определена однозначно, следует, пропустив соответствующий этап, переходить к определению состава покупателей и продавцов. Возможен также пропуск нескольких этапов. При установлении указанных выше параметров, после прохождения каждого из этапов необходима корректировка показателей, определенных на предыдущем этапе.
1.6. Информационная база для определения параметров товарных рынков.
Оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках осуществляется на основе всей получаемой информации от продавцов, покупателей, конкурентов, в том числе государственных, общественных, научных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций, экспертов.
В качестве источников исходной информации о рынках используются:
- данные государственной статистической отчетности, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
- информация от налоговых, таможенных органов, банковских структур, инвестиционных фондов;
- сведения об объемах производства и реализации видов продукции (работ, услуг), полученные антимонопольными органами непосредственно от хозяйствующих субъектов (Приложение 1);
- данные выборочных опросов покупателей, характеризующие: покупательские предпочтения, критерии взаимозаменяемости товаров, критерии определения географических границ товарного рынка (Приложение 2);
- данные товароведческой экспертизы, подтверждающие или отрицающие взаимозаменяемость товаров при формировании товарных групп;
- данные ведомственных и независимых информационных центров и служб о состоянии, структуре и объемах товарных рынков, участии в товарообороте отдельных производителей и покупателей продукции.
- Главная
- ПРИКАЗ ГКАП РФ от 20.12.96 N 169 (ред. от 11.03.99) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"