в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 27.12.2025

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ И ЛЕСОХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ПОТ РО 00-97" (утв. Госкомлеспромом РФ 06.06.97)
действует Редакция от 06.06.1997 Подробная информация
"ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ И ЛЕСОХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ПОТ РО 00-97" (утв. Госкомлеспромом РФ 06.06.97)

Приложение 8. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА НЕКАТЕГОРИРОВАННЫХ АВАРИЙ, НЕ ОТНОСЯЩИХСЯ К АВАРИЯМ 1 И 2 КАТЕГОРИЙ, И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ НЕПОЛАДОК, НЕ ПОВЛЕКШИХ ЗА СОБОЙ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, НА ХИМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ГОСГОРТЕХНАДЗОРУ РОССИИ

(согласовано с Госгортехнадзором и утверждено б. Минлеспромом)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение распространяется на химические предприятия и производства лесной промышленности, подконтрольные Госгортехнадзору России, и устанавливает требования к организации проведения расследования и учету некатегорированных аварий и производственных неполадок, не повлекших за собой несчастных случаев.

1.2. Положение не распространяется на объекты энергетического хозяйства (электроподстанции, котельные ТЭЦ и др.), железнодорожный, автомобильный транспорт, на ремонтные и вспомогательные цехи.

1.3. Некатегорированные аварии и производственные неполадки, повлекшие за собой несчастные случаи, расследуются в соответствии с требованиями "Инструкции о расследовании и учете несчастных случаев на подконтрольных Госгортехнадзору предприятиях и объектах", утвержденной Госгортехнадзором.

Аварии, относящиеся к 1 и 2 категориям, расследуются в соответствии с "Инструкцией по техническому расследованию и учету аварий, не повлекших за собой несчастных случаев, на подконтрольных Госгортехнадзору предприятиях и объектах", утвержденной Госгортехнадзором.

1.4. К некатегорированным авариям (далее по тексту - аварии) следует относить ситуации, связанные с внезапным разрушением либо повреждением технологического оборудования, взрывами, вспышками парогазовых или пылевоздушных смесей, загораниями горючих веществ, внезапным высвобождением различных видов энергии или выделением токсичных и взрывоопасных газов (паров), вызвавшим длительное (более суток) нарушение производственного процесса или частичную потерю производственных мощностей (их простою и снижению объемов производства), а также ситуации, характер которых и возможные последствия представляют потенциальную опасность для производства, жизни и здоровья работников, если происшествия не относятся к авариям 1 и 2 категории.

1.5. К производственным неполадкам относятся другие нарушения технологического процесса, работы оборудования и т.п., не классифицированные как аварии.

В зависимости от характера и значимости в создании аварийной ситуации производственные неполадки подразделяются на две группы.

К 1 группе относятся производственные неполадки, характеризуемые внезапной остановкой производства или технологических процессов с возникновением предаварийных ситуаций, вызванных:

взрывами;

вспышками, загораниями, выбросами из аппаратуры и трубопроводов взрывоопасных, горючих и токсичных продуктов;

пожарами, которые не расследуются специальными комиссиями;

срабатыванием предохранительных устройств или систем блокировок противоаварийной защиты;

достижением критических значений параметров технологических процессов.

К 2 группе относятся производственные неполадки, возникновение которых не сопряжено с образованием опасных предаварийных ситуаций, характеризующихся кратковременной остановкой процесса или без таковой, и вызванные:

повреждением основного, резервного, вспомогательного оборудования, арматуры, инженерных сетей, коммуникаций и т.п.;

отключением пара, воды, электроэнергии, сжатого воздуха, хладагента, инертного газа;

отказом в работе приборов контроля и управлении системой противоаварийной защиты при обеспечении перевода технологического объекта в безопасное состояние.

1.6. При любой аварии и производственной неполадке работники в соответствии с планом ликвидации аварийной ситуации обязаны немедленно принять все зависящие от них меры, предотвращающие возможность распространения повреждений (разрушений) аварийного объекта и устраняющие опасность для жизни людей. Одновременно следует доложить о случившемся должностным лицам (сменному мастеру или др.), которые немедленно информируют диспетчера предприятия, начальника цеха (производства), а последние сообщают об их возникновении соответствующим вышестоящим должностным лицам (руководителям служб, работодателю).

1.7. Работодатель обязан незамедлительно сообщать об авариях и производственных неполадках 1 группы вышестоящей отраслевой организации и местным органам Госгортехнадзора и отраслевого профсоюза.

1.8. Организация и контроль за обязательным проведением расследования производственных неполадок возлагается на работодателя предприятия.

2. Назначение и состав комиссий по расследованию аварий и производственных неполадок

2.1. Аварии и производственные неполадки расследуют комиссии, в состав которых входят представители организаций (предприятий) и, в необходимых случаях, органов Госгортехнадзора, профсоюзной, проектной, научно-исследовательской организации.

2.2. Приказы о назначении комиссии издают:

по расследованию аварий - министерство (ведомство) по согласованию с Госгортехнадзором России;

по расследованию производственных неполадок 1 группы - вышестоящая отраслевая организация;

по расследованию производственных неполадок 2 группы - предприятие (организация).

2.3. В состав комиссии должны входить:

при расследовании аварии - руководящие работники вышестоящей отраслевой организации, предприятия, представитель Госгортехнадзора России и государственный инспектор по охране труда по данной области, краю, республике;

при расследовании производственных неполадок 1 группы - представитель вышестоящей отраслевой организации, наиболее опытные специалисты предприятия, представитель органов Госгортехнадзора России и государственный инспектор по охране труда по данной области, краю, республике;

при расследовании производственных неполадок 2 группы - наиболее опытные специалисты предприятия по усмотрению работодателя предприятия, по согласованию, представитель органов Госгортехнадзора России и государственный инспектор по охране труда;

в необходимых случаях для участия в расследовании аварий и производственных неполадок (по согласованию) - представители военизированного газоспасательного отряда, военизированной пожарной части, эксперты других организаций (научно-исследовательских, проектных, конструкторских, заводов-изготовителей и т.п.).

3. Организация расследования аварий и производственных неполадок

3.1. Расследование имеет целью установить причины аварии или производственной неполадки, наметить меры по устранению их последствий и предупреждению возникновения подобных случаев на данном или других родственных предприятиях, определить материальный ущерб и ответственность должностных лиц.

3.2. Комиссия по расследованию аварий должна без задержки начать расследование причин аварии или производственной неполадки, составить акт расследования по прилагаемой форме (образец 1) и оформить другие необходимые документы и материалы в следующие сроки:

по авариям и производственным неполадкам 1 группы - в течение 5 дней;

по производственным неполадкам 2 группы - в течение 3 дней.

Срок расследования, при необходимости, может быть увеличен организацией, назначившей комиссию.

Акт подписывается членами комиссии.

3.3. При расследовании устанавливаются: соответствие технологии, оборудования, аппаратуры, средств управления и противопожарной защиты требованиям действующих правил безопасности; нагрузки на аппараты (потоки), состояние конструкций перед аварией или производственной неполадкой, нарушение норм и правил проектирования или эксплуатации технологического процесса, оборудования, трубопроводов, средств КИПиА, зданий, сооружений; отступления от проекта, являвшиеся непосредственной причиной аварии или неполадки; факторы, способствовавшие ее возникновению и развитию; соответствие действий работников плану ликвидации аварийных ситуаций.

3.4. Комиссия в ходе расследования:

обследует техническое состояние объекта после аварии, неполадки;

определяет основные причины, вызвавшие аварию или неполадку;

определяет экономический ущерб, причиненный аварией, производственной неполадкой;

определяет возможный срок восстановления производства;

выявляет лиц, виновных в возникновении аварии или неполадки, и допущенные ими нарушения;

намечает организационно-технические мероприятия по исключению подобных аварий или производственных неполадок.

С целью выявления либо уточнения причины аварии или производственной неполадки комиссия в необходимых случаях проводит опрос руководителя и исполнителей работ на участке, где произошла авария или неполадка, и свидетелей, а также пользуется их письменными объяснениями.

3.5. К акту расследования аварии или производственной неполадки должны быть приложены: приказ о назначении комиссии для расследования причин аварии или неполадки, эскизы (фотографии) места аварии или неполадки, протокол осмотра места аварии или неполадки, опроса и объяснения ответственных должностных лиц и свидетелей, данные лабораторных исследований и другие материалы, характеризующие обстоятельства аварии или неполадки. В необходимых случаях к акту прилагаются заключения экспертных комиссий, сведения об обучении и проверке знаний работников, сведения об экономическом ущербе от аварии или производственной неполадки.

3.6. Ответственность за своевременное и качественное расследование, а также оформление всех материалов возлагается на председателя комиссии.

3.7. Техническое оформление материалов расследования (акта и приложений к нему) возлагается на предприятие, которое обязано не позднее трех дней после окончания расследования разослать их:

при аварии - вышестоящей отраслевой организации, Госгортехнадзору России и головному отраслевому институту;

при производственной неполадке 1 группы - вышестоящий отраслевой организации, соответствующему подразделению Госгортехнадзора России и головному отраслевому институту;

при производственной неполадке 2 группы - в цех, где произошла производственная неполадка, производственному (производственно-техническому, техническому) отделу, соответствующей службе или отделу в зависимости от характера неполадки, головному отраслевому институту.

Головными институтами по составлению банка данных причин аварий и неполадок являются: по хлорным производствам и связанным с ними объектам - ОАО "Центральный научно-исследовательский институт бумаги (ЦНИИБ); по лесохимическим предприятиям и лесохимическим цехам - ЦБП - "Центральный научно-исследовательский и проектный институт лесохимической промышленности" (ЦНИЛХИ).

4. Порядок утверждения и рассмотрения материалов по расследованию причин аварий и производственных неполадок

4.1. Акты и мероприятия, разработанные комиссией на основании результатов расследования, утверждаются;

по авариям - приказом министерства (ведомства);

по производственным неполадкам 1 группы - приказом руководителя вышестоящей отраслевой организации;

по производственным неполадкам 2 группы - приказом работодателя предприятия.

4.2. В случае установления фактов неправильного или неполного определения причины аварии или производственной неполадки акт возвращается на дорасследование и материальный ущерб до его окончания не учитывается.

4.3. В приказе по результатам расследования аварии или производственной неполадки указываются обстоятельства, причины, вызвавшие ее; разработанные комиссией мероприятия, сроки выполнения мероприятий и ответственные лица за их выполнение. Приказ доводится до сведения трудовых коллективов.

4.4. Вышестоящая отраслевая организация должна обеспечить изучение и анализ обстоятельств, причин аварии или производственной неполадки и намеченных комиссией мероприятий работниками на родственных предприятиях в аналогичных условиях, и принять меры по недопущению на них подобных аварий или неполадок.

4.5. Головной отраслевой институт по результатам расследований составляет и содержит банк данных причин и обстоятельств возникновения аварий и производственных неполадок, анализирует имеющиеся данные и на основании анализа разрабатывает предложения по совершенствованию технологии, оборудования, арматуры, приборов КИПиА, инструкций по охране труда и эксплуатации технологических процессов, планов ликвидации аварийных ситуаций и т.п. с целью предупреждения и сокращения случаев возникновения аварий и производственных неполадок на предприятиях отрасли.

4.6. Если авария или неполадка произошла из-за конструктивных недостатков оборудования, то работодатель обязан направить заводу - изготовителю этого оборудования обоснованную рекламацию, а ее копии - вышестоящей отраслевой организации, в ведении которой находится завод-изготовитель, и своей.

4.7. В соответствии со сроками, установленными приказом, предприятие представляет в вышестоящую и другие заинтересованные организации письменную информацию о выполнении мероприятий, предложенных комиссией по расследованию.

5. Учет аварий и производственных неполадок

5.1. Регистрация и учет актов расследования аварий и производственных неполадок ведется производственным (производственно-техническим, техническим) отделом предприятия в специальном журнале, составленном по форме согласно образцу 2.

Каждому акту присваивается регистрационный номер, состоящий из двух частей, написанных через тире: первая обозначает порядковый номер акта (по журналу регистрации), вторая - две последние цифры года.

5.2. Все расследованные аварии и производственные неполадки должны также регистрироваться в производственном журнале цеха (участка).

5.3. Работники служб территориальных научно-производственных (производственных) объединений обязаны регулярно обследовать подведомственные предприятия, проверять выполнение разработанных мероприятий по предупреждению аварий и производственных неполадок, а также вести контроль по их учету.

Образец 1
(к приложению 8)

Образец1. АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИИ (ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ НЕПОЛАДКИ)

Отраслевая вышестоящая\r\nорганизация (министерство)\r\n__________________________\r\nОрганизация (предприятие)\r\n__________________________\r\nЦех ______________________\r\n \r\n АКТ N _________\r\n \r\n "__" ___________ 19__ г.\r\n расследования аварии\r\n (производственной неполадки),\r\n \r\n происшедшей "__" _________ 19__ г. ___________________________\r\n(цех, производство)\r\n 1. Состав комиссии по расследованию аварии (производственной\r\nнеполадки), назначенной приказом <*> _______ по\r\n___________________________\r\nот "__" ________________ 19__ г.\r\n \r\n Председатель _________________________________________________\r\n (фамилия, и.о., должность)\r\n \r\n Члены ________________________________________________________\r\n (фамилия, и.о., должность)\r\n ______________________________________________________________\r\n ______________________________________________________________\r\n ______________________________________________________________\r\n \r\n 2. Состояние цеха (оборудования, производства) перед аварией\r\n(неполадкой)\r\n__________________________________________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\n 3. Краткая характеристика обстоятельств, при которых произошла\r\nавария (неполадка): условия работы цеха (оборудование, нагрузка по\r\nмощности, работа приборов КИПиА, блокировок, квалификация\r\nработников, причастных к аварии (неполадке), и т.д.\r\n__________________________________________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\n 4. Подробное описание аварии (неполадки) с указанием\r\nпоследовательности проведения технологических операций или других\r\nдействий _________________________________________________________\r\n 5. Наименование: а) проектной организации, разработавшей\r\nпроект или осуществившей привязку типового или индивидуального\r\nпроекта __________________________________________________________\r\n б) экспертных органов, давших заключение по проекту __________\r\n__________________________________________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\n в) завода - изготовителя оборудования, приборов и т.п., по\r\nпричине которых произошла авария (неполадка) _____________________\r\n__________________________________________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\n 6. Фамилии, имена, отчества должностных лиц, непосредственно\r\nруководивших ведением технологического процесса __________________\r\n__________________________________________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\n 7. Отступление от проекта и нарушения СНиП, ГОСТ, правил по\r\nтехнической эксплуатации зданий, сооружений, оборудования,\r\nтрубопроводов, приборов и т.п. ___________________________________\r\n__________________________________________________________________\r\n 8. Причины аварии по объективным данным расследования причин и\r\nрезультатам опроса очевидцев и должностных лиц ___________________\r\n__________________________________________________________________\r\n Указываются должностные лица, непосредственно причастные к\r\nпричине аварии (неполадки) _______________________________________\r\n 9. Рекомендации и мероприятия по ликвидации последствий и\r\nисключению подобных аварий (неполадок), срок исполнения,\r\nисполнители ______________________________________________________\r\n 10. Материальный ущерб, включающий ориентировочную стоимость\r\nликвидации аварии (неполадки), потери производства в натуральном\r\nвыражении и потери в денежном выражении __________________________\r\n 11. Продолжительность простоя объекта в результате аварии\r\n(неполадки) в сутках (часах) _____________________________________\r\n \r\n Приложение: (перечень прилагаемых документов)\r\n \r\n Председатель комиссии ________________________________________\r\n (подпись, N служебного телефона)\r\n \r\n Члены комиссии _______________________________________________\r\n (подписи)\r\n__________________________________________________________________\r\n \r\n Представители привлеченных организаций _______________________\r\n (подписи)\r\n \r\n \r\n

Образец 2
к приложению 8

Образец2. ЖУРНАЛ УЧЕТА АВАРИЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ НЕПОЛАДОК
N акта, дата Наименование цеха, участка, отделения Дата аварии, производственной неполадки Краткая характеристика, категория аварии, производственной неполадки Причины аварии, производственной неполадки Продолжительность простоя в часах (сутках), ориентировочный материальный ущерб Основные мероприятия по устранению и недодпущению подобных аварий и произв. неполадок Срок выполнения мероприятий Приказ, дата от ___ N __ Дата фактического выполнения мероприятий
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Главная
  • "ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ И ЛЕСОХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ПОТ РО 00-97" (утв. Госкомлеспромом РФ 06.06.97)