в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • "СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ. СНиП 31-06-2009" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 01.09.2009 N 390)
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
"СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ. СНиП 31-06-2009" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 01.09.2009 N 390)

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ

4.1. Состав помещений и их площади определяются в соответствии с технологией функциональных процессов соответствующих типов общественных зданий и в соответствии с расчетными нормативами, приведенными в настоящих нормах.

4.2. Снижение норм площадей, установленных для отдельных помещений или групп помещений, не должно превышать 10%; а для помещений, встроенных в жилые дома, - 15%. Указанное снижение норм не должно ухудшать процесс деятельности в данных помещениях.

4.3. В дошкольных образовательных учреждениях (в дальнейшем - ДОУ) состав и площади основных помещений полнокомплектной групповой ячейки (для учреждений общего типа), а также малокомплектных групповых ячеек принимаются по таблице 4.1. Площади основных помещений дошкольных учреждений компенсирующего вида с учетом вида заболеваний следует принимать по СанПиН 2.4.1.1249.

Таблица 4.1

Помещения Полнокомплектная групповая ячейка (универсальная для ясельной и дошкольной группы), м2 Малокомплектная групповая ячейка
ясельная на 1 ребенка, не менее, м2 дошкольная на 1 ребенка, не менее, м2
Групповая 50 2,5 2,0
Спальня 50 1,8 2,0
Раздевальная 18 1,0 1,0
Туалетная 16 0,8 0,9
Буфетная 3,8 3,8 3,8

4.4. Групповые ячейки разновозрастных групп ДОУ следует размещать обособленно друг от друга и других помещений.

Раздевальные групп дошкольного возраста, размещенных на втором или третьем этажах, могут предусматриваться на первом этаже.

4.5. В зданиях ДОУ в 1А, 1Б и 1Г климатических подрайонах следует предусматривать отапливаемые прогулочные веранды из расчета на одно место, не менее:

1,8 м2 - для детей ясельного возраста;

2 м2 - для детей дошкольного возраста.

Прогулочные веранды для детей ясельного и дошкольного возрастов должны быть раздельными.

4.6. Из каждой групповой ячейки должно быть не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов.

4.7. Площадь помещений для групп кратковременного пребывания дошкольников при жилых домах (подготовительные к школе и прогулочные группы) следует принимать для каждой группы: групповая - 40 м2, раздевальная - 18 м2, туалетная - 16 м2, буфетная - 3,8 м2.

В состав помещений должна входить также комната (гардеробная) персонала с уборной.

4.8. В ДОУ общего типа следует предусматривать два зала: один для музыкальных, другой для физкультурных занятий площадью не менее 100 м2 каждый. В ДОУ вместимостью до 5 групп (100 мест) включительно допускается один общий зал для музыкальных и физкультурных занятий. Залы не должны быть проходными.

4.9. Размеры ванн бассейнов в ДОУ общего типа следует принимать шириной 3 - 4 м, длиной 6 - 7 м. Глубина воды должна быть от 0,6 до 0,8 м.

4.10. Учебные секции для 1 класса и 2 - 4 классов должны быть обособленными и непроходными для учащихся других возрастных групп.

4.11. Площади основных учебных помещений общеобразовательных учебных заведений (в дальнейшем - школы), учреждений начального и среднего профессионального образования, учреждений высшего профессионального образования (в дальнейшем - высшие учебные заведения) следует принимать по таблице 4.2.

Таблица 4.2

Помещения Площадь на 1 учащегося, не менее, м2
Классы-кабинеты школ:
при фронтальных формах занятий 2,5
при смешанных и индивидуальных формах занятий 3,0
при групповых формах занятий 3,5
Специальные кабинеты и лаборатории по естественным наукам (кроме высших учебных заведений) 3,0
Лекционные аудитории до 75 мест в гимназиях и лицеях 1,0
Лаборатории общетеоретического (общеобразовательного) профиля:
в учреждениях среднего профессионального образования; 2,5
в высших учебных заведениях 4,0
Лаборатории и кабинеты профессионально-технического и специального профиля:
в учреждениях начального и среднего профессионального образования; 2,4 <*>
в высших учебных заведениях 6,0
Кабинет информатики и вычислительной техники, компьютерный класс 6 (на 1 место у дисплея)
Лингафонные кабинеты:
во всех образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений; 2,4
в высших учебных заведениях 3,0
Кабинеты черчения, курсового и дипломного проектирования:
в учреждениях начального и среднего профессионального образования; 2,4
в высших учебных заведениях 3,6
Аудитории с числом мест:
12 - 15 2,5
25 2,2
30 1,8
в учреждениях начального и среднего профессионального образования 1,2
50 - 150
в высших учебных заведениях и учебных комбинатах:
50 - 75 1,5
От 76 до 100 1,3
От 101 до 150 1,2
От 151 до 350 1,1
351 и более 1,0
Мастерские трудового обучения и общественно-полезного труда (кроме учебно-производственных мастерских) в школах 7,5
<*> В общую площадь лаборатории необходимо дополнительно включать площадь для размещения технологического оборудования по профилю обучения.
Примечание. Площадь учебных помещений, не приведенных в таблице 4.2, устанавливается заданием на проектирование.

4.12. При проектировании учебных помещений образовательных учреждений, оснащенных вычислительной техникой, следует руководствоваться СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 и СанПиН 2.4.2.1178-02. Необходимо предусматривать выход локальной компьютерной сети здания в глобальную компьютерную сеть (Интернет).

4.13. Спальные комнаты в школах-интернатах и интернатах при школах следует предусматривать площадью не менее 4 м2 на одного учащегося.

Площадь спальной - игровой комнаты для учащихся первого класса школ следует принимать из расчета не менее 2,5 м2 на одного учащегося.

4.14. В зданиях школ следует предусматривать медицинские помещения, состав и площадь которых устанавливаются в задании на проектирование.

4.15. Площадь административных помещений общественных зданий следует принимать по СНиП 31-05. При этом следует учитывать, что на одного работника в этих помещениях должно приходиться не менее 6 м2 без учета площади, предназначенной для размещения оргтехники.

4.16. Лабораторные и производственные помещения технического и естественного направления в зданиях образовательного и административного назначения следует проектировать с учетом требований СНиП 31-03.

4.17. Вместимость палат лечебных учреждений должна быть не более 4-х коек. Вместимость палат для новорожденных, послеоперационных, палат реанимации и интенсивной терапии должна быть не более 12 коек.

Ориентировочную площадь в палатах лечебных учреждений от двух коек и более следует принимать по расчетному показателю площади на 1 место по таблице 4.3.

Таблица 4.3

Отделения Площадь на 1 койку, не менее, м2
Для взрослых:
Ортопедотравматологические, нейрохирургические, ожоговые, радиологические, восстановительного лечения и др. для больных, передвигающихся с помощью кресел-колясок 10
Интенсивной терапии 15
Послеоперационные 13
Прочие 8
Для детей до 7 лет:
С дневным пребыванием матерей 9,0
С круглосуточным пребыванием матерей 12
Ортопедотравматологические, нейрохирургические, ожоговые, радиологические, восстановительного лечения и др. для больных, передвигающихся с помощью кресел-колясок 10
Интенсивной терапии 15
Послеоперационные 13
Прочие 6,0
Для новорожденных: 4,5
В палатах для детей с дневным пребыванием матерей 10
Для детей с круглосуточным пребыванием матерей 9,0
Интенсивной терапии, послеоперационные для новорожденных 9,0

Минимальная площадь однокоечных палат (без учета площади шлюзов и санузлов) приведена в таблице 4.4.

Таблица 4.4

Профиль отделения Площадь на 1 койку, не менее, м2
Медико-социальные (в домах и отделениях сестринского ухода и хосписах) 14
Восстановительного лечения, нейрохирургические, ортопедо-травматологические, ожоговые, радиологические и палаты для больных, передвигающихся с помощью кресел-колясок 12
Для новорожденных 6
Для детей до 7 лет с круглосуточным пребыванием матерей 14
Для взрослых или детей старше 7 лет с сопровождающим 16
Для ожоговых больных 18
Интенсивной терапии и послеоперационные 18
Прочие 12

4.18. Процедурные рентгеновских кабинетов, кабинетов и помещений отделений лучевой терапии, в которых находятся источники ионизирующих излучений, помещения лабораторий радиоизотопной диагностики, где ведутся работы I и II классов, не допускается размещать смежно (по горизонтали или вертикали) с палатами для беременных и детей.

4.19. Расчетный показатель площади жилых комнат в санаториях, санаториях-профилакториях и учреждениях отдыха на одно место следует принимать по таблице 4.5.

Таблица 4.5

Учреждения Площадь, м2, на 1 место (не менее)
Санатории, санатории-профилактории, а также учреждения отдыха для взрослых (или семей с детьми) 9,0
Детские оздоровительные и оздоровительные лагеря для старшеклассников 6,0
Санаторные детские оздоровительные лагеря 7,0

Площадь жилой комнаты должна быть не менее 12 м2.

4.20. Площадь зрительных залов следует принимать по расчетному показателю площади на одно место, не менее, м2, для:

кинотеатров круглогодичного действия - 1,0;

кинотеатров сезонного действия - 0,9;

клубов - 0,65;

театров, концертных и универсальных залов - 0,7;

малых, камерных театров - 0,9.

Площадь зрительного зала с балконами, ложами и ярусами следует определять в пределах ограждающих конструкций:

для кинотеатров - включая эстраду;

для клубов, театров, концертных и универсальных залов - до передней границы эстрады, сцены, авансцены, арены или барьера оркестровой ямы.

Высота уровня планшета сцены (авансцены, эстрады) над уровнем пола первого ряда зрительских мест в залах с горизонтальным полом должна быть не более 1,1 м.

4.21. Площадь конференц-залов следует принимать по расчетному показателю площади на одно место, не менее, м2:

в залах до 150 мест:

с пюпитрами у кресел - 1,25;

без пюпитров - 1,1;

в залах на 150 и более мест:

с пюпитрами у кресел - 1,1;

без пюпитров - 1,0.

4.22. Площадь актового зала (без учета эстрады) следует принимать по расчетному показателю на одно зрительское место, не менее, м2:

в школах, в учреждениях начального и среднего профессионального образования - 0,65;

в высших учебных заведениях - 0,8.

4.23. Площадь фойе следует принимать по расчетному показателю площади на одно зрительское место в залах, не менее, м2:

при актовых залах учреждений начального и среднего профессионального образования, кинозалах и спортивно-зрелищных залах - 0,4;

в театрах, клубах, концертных залах, при актовых залах высших учебных заведений - 0,6;

в кинотеатрах - 0,55;

в кинотеатрах с универсальным залом - 0,7;

в детских кинотеатрах - 0,8.

Рекреации общеобразовательных учреждений проектируются из расчета 2 м2 на учащегося, как правило, в виде зальных помещений. Рекреации учреждений начального и среднего профессионального образования проектируются из расчета 0,6 м2 на учащегося, а в высших учебных заведениях и учебных комбинатах - 0,5 м2 на учащегося.

4.24. Параметры киноэкрана и зрительного зала в культурно-зрелищных учреждениях при оборудовании киноустановками приведены в Приложении Е.

4.25. Объем зрительных залов и аудиторий рекомендуется принимать на одно зрительское место, не менее, м3:

драматических театров - 4 - 5;

кинотеатров - 4 - 6;

клубов - 4 - 7;

музыкально-драматических театров и театров музыкальной комедии - 5 - 7;

театров оперы и балета - 6 - 8;

аудиторий - 4 - 5;

концертных залов - по заданию на проектирование.

Примечание. В зависимости от объемно-планировочного решения зала допускается увеличение или уменьшение указанных величин на 20%, а при применении соответствующих инженерных решений - более чем на 20%.

4.26. Размещение актовых и спортивных залов учебных заведений, их общую площадь, а также набор помещений для клубной работы следует уточнять, в зависимости от местных условий, исходя из возможности обслуживания населения указанными помещениями.

4.27. Общую площадь физкультурно-спортивных залов и помещений (без учета вспомогательных помещений при них) следует принимать из расчета на одного занимающегося, не менее, м2:

основная и полная средняя школа - 0,9;

учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования - 1,0;

учебные заведения последипломного образования - 0,2.

Размеры и устройство физкультурно-спортивных залов и вспомогательных помещений при них определяются в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.1178, СанПиН 2.1.2.1188, части 1 и 2 СП 31-112.

Необходимость устройства бассейна и легкоатлетического манежа устанавливается заданием на проектирование.

4.28. Площадь читального зала в массовых библиотеках централизованной библиотечной системы следует принимать не менее 2,4 м2 на одно читательское место (при оборудовании читального зала одно- или двухместными столами).

4.29. Площадь помещений закрытого хранения библиотечных фондов и архивных документов следует принимать не менее 2,5 м2 на 1000 единиц хранения.

Площадь зоны фондов открытого доступа читальных залов и абонемента должна быть не менее 4,5 м2 на 1000 единиц хранения.

4.30. Общую площадь библиотеки учебных заведений следует принимать по расчетному показателю площади на одного учащегося (студента), не менее, м2:

в школах и учреждениях начального профессионального образования - 0,6;

в учреждениях среднего профессионального образования - 0,8;

в высших учебных заведениях:

технического профиля - 1,1;

гуманитарного и медицинского профиля - 1,3;

культуры - 2,3.

4.31. Площадь обеденного зала (без раздаточной) следует принимать по расчетному показателю площади на одно посадочное место в зале, не менее, м2:

в школах (на 1/3 численности учащихся, преподавателей, администрации):

до 80 мест в зале - 0,75;

на 80 и более мест в зале - 0,7;

в учреждениях начального профессионального образования - 0,8;

в учреждениях среднего профессионального образования - 1,3;

при высших учебных заведениях - 1,8;

при больницах восстановительного лечения ортопедического и неврологического профилей, при социальных учреждениях с инвалидами на креслах-колясках - 2,5;

при лечебных и социальных учреждениях со стационаром - 1,2;

в ресторанах - 1,8;

то же, с эстрадой и танцплощадкой - 2,0;

в столовых общедоступных - 1,8;

в кафе, закусочных и пивных барах - 1,6;

в кафе-автоматах, предприятиях быстрого обслуживания и безалкогольных барах, в туристских хижинах и приютах - 1,4;

в детских оздоровительных лагерях (летних) и оздоровительных лагерях для старшеклассников - 1,0;

в санаторных детских оздоровительных лагерях - 1,4;

в санаториях, санаториях-профилакториях, домах (пансионатах) отдыха, базах отдыха, молодежных лагерях, туристских базах:

при самообслуживании (включая раздаточную линию) - 1,8;

при обслуживании официантами - 1,4.

Площадь обеденных залов в специализированных предприятиях общественного питания следует принимать по заданию на проектирование.

4.32. В общественных зданиях вестибюль принимается - 0,2 - 0,3 м2, а гардероб - 0,15 м2 на одного расчетного посетителя.

4.33. Санитарно-бытовые помещения следует предусматривать раздельно для обслуживающего персонала, работающих и т.п., а также для посетителей, зрителей и т.п. Для расчета санитарных приборов соотношение мужчин и женщин принимается 1:1, если иное не указано в задании на проектирование.

4.34. Расчетная нагрузка на один санитарный прибор назначается в зависимости от типа общественного здания:

мужчины - 1 унитаз на: от 20 до 30 чел. (для сотрудников, школьников), от 50 до 60 чел. (для посетителей); 1 писсуар на: от 15 до 18 чел. (для сотрудников), от 50 до 80 чел. (для посетителей), 0,5 лоткового писсуара (для 30 школьников); 1 умывальник на 4 унитаза (но не менее 1 на уборную);

женщины - 1 унитаз на: не более 15 чел. (для сотрудников), 20 чел. (для школьниц); от 25 до 30 чел. (для посетителей); 1 умывальник на 2 унитаза (но не менее 1 на уборную).

Примечания. 1. Конкретное количество приборов уточняется в зависимости от назначения учреждения. 2. Набор дополнительных санитарных приборов и их пропускная способность в зданиях дошкольных образовательных учреждений, стационаров лечебных и социальных учреждений, в физкультурно-спортивных сооружениях устанавливаются технологическим заданием.

4.35. В женских уборных для работающих в общественном здании, для артистов и персонала зрительского или клубного комплекса, в общежитиях учебных заведений, спальных корпусах интернатов дополнительно предусматриваются гигиенический душ, биде или другое гигиеническое оборудование. Размещать его следует в одной кабинке совместно с унитазом.

4.36. Помещения уборных в общественных зданиях и сооружениях (кроме открытых спортивных сооружений) следует размещать на расстоянии, не превышающем 75 м от наиболее удаленного места постоянного пребывания людей.

На открытых плоскостных спортивных сооружениях, лыжных и гребных базах и т.п. расстояние от мест занятий или самого удаленного места на трибунах для зрителей до уборных не должно превышать 150 м.

При сезонном использовании зданий или открытых сооружений в неканализованных районах следует выделять специальные места для установки биотуалетов.

4.37. При палатах стационаров лечебных и социальных учреждений следует предусматривать приближенные санитарные узлы. Двери санузлов могут открываться как в шлюз при палате, так и непосредственно в палату.

4.38. В зданиях следует предусматривать помещения для хранения, очистки и сушки уборочного инвентаря, оборудованные системой горячего и холодного водоснабжения и, как правило, смежные с уборными. Площадь этих помещений следует принимать из расчета 0,8 м2 на каждые 100 м2 площади этажа, но не менее 4 м2.

  • Главная
  • "СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ. СНиП 31-06-2009" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 01.09.2009 N 390)