в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 04.04.2003 N 32 (ред. от 30.04.2010) "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ. СП 2.5.1250-03" (вместе с "САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА. СП 2.5.1250-03")
действует Редакция от 30.04.2010 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 04.04.2003 N 32 (ред. от 30.04.2010) "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ. СП 2.5.1250-03" (вместе с "САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА. СП 2.5.1250-03")

VI. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

6.1. Транспортная и гигиеническая характеристика перевозимых грузов. Классификация

6.1.1. Государственным стандартом на опасные грузы предусмотрено их деление на классы:

1 - взрывчатые материалы (ВМ);

2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

3 - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛЖВ);

4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ), вещества, выделяющие воспламеняющие газы при взаимодействии с водой;

5 - окисляющие вещества (ОК) и органические перекиси (ОП);

6 - ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);

7 - радиоактивные материалы (РМ);

8 - едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);

9 - прочие опасные вещества.

6.1.2. Транспортная опасность грузов по пожароопасным и окисляющим свойствам определяется по критериям, представленным в приложении N 3.

6.1.3. Современная технология предусматривает перевозку грузов насыпью, навалом или наливом на открытом подвижном составе, в универсальных или специальных контейнерах, в крытых вагонах, в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах.

6.1.4. Способы перевозки грузов определяют в значительной степени опасность для контактирующих с ними людей.

Вещества, с которыми соприкасаются рабочие, могут быть опасны при вдыхании, проглатывании и попадании на кожу. Вещества при попадании на кожу могут оказывать местное раздражающее действие и всасываться через неповрежденную кожу, оказывая общетоксическое действие.

Наибольшую опасность представляет для рабочих транспортная переработка навалочных сыпучих химических грузов (минеральные удобрения, строительные материалы).

Перевозка в таре значительно снижает выделение пыли.

Наиболее неблагоприятные условия создаются при ручной выгрузке опасных грузов.

6.2. Требования к различным способам перевозки опасных грузовПеревозка в транспортной таре

6.2.1. Конструкция тары должна быть надежной, хорошего качества и обеспечивать предотвращение любой потери (утечки) груза при транспортировании во всех климатических зонах с учетом нагрузок, возникающих при перевозке. На тару должны быть нанесены знаки опасности.

6.2.2. Материал для тары должен обладать прочностью, минимальными сорбционными свойствами по отношению к опасным грузам; легко подвергаться очистке, а в необходимых случаях обезвреживанию.

Перевозка опасных грузов в непрочной и легко рвущейся таре (бумажных мешках), а также навалом недопустима.

Перевозка в крытых вагонах и универсальных контейнерах

6.2.3. Вагоны (цистерны) и контейнеры должны подаваться под погрузку в очищенном и обезвреженном изнутри и снаружи виде.

6.2.4. После выгрузки опасных грузов необходимо осмотреть кузов вагона или контейнера, собрать и удалить из них остатки перевозимого груза с соблюдением необходимых мер предосторожности и безопасности.

6.2.5. При отправках ядовитых и едких веществ всех классов получатель грузов обязан после выгрузки тщательно очистить вагон от остатков перевозимых грузов, промыть горячей водой, а при необходимости обезвредить или дезактивировать его.

6.2.6. При обнаружении во время выгрузки поврежденной тары, рассыпанного или разлитого груза, наличия в вагоне запаха опасного вещества следует вызвать представителя грузополучателя и решить с ним вопрос обезвреживания вагона, а также сотрудника центра госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте в целях определения и выполнения необходимых профилактических мероприятий.

Перевозка в специальных контейнерах

6.2.7. Контейнеры должны выдерживать различные нагрузки, возникающие при перевозках во избежание утечки содержимого.

6.2.8. Контейнеры, предназначенные для перевозки некоторых опасных грузов, должны иметь дополнительную защиту, которая определяется степенью опасности данного вещества.

Конструкция тары, вагонов, цистерн, универсальных и специальных контейнеров согласовывается с центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте.

Перевозка опасных грузов в цистернах

6.2.9. Опасные наливные грузы с учетом их биологической опасности можно разделить на три группы: нефтепродукты (нефть и первичные продукты ее переработки), химические вещества (продукты органического и неорганического синтеза, жидкие минеральные удобрения, кислоты и щелочи), сжиженные и сжатые газы.

6.2.10. Конструкция цистерн, материал, из которого они изготовлены, внутренние и внешние покрытия должны соответствовать требованиям действующего санитарного законодательства, нормативно-техническим документам и стандартам.

6.2.4.3. Цистерны должны соответствовать роду наливаемого груза.

6.2.11. Перед началом налива цистерна должна быть тщательно осмотрена. Налив производится только в специально отведенных местах. Подготовка грузов к наливу (разбавление, смешивание, увлажнение) осуществляется в специально приспособленных емкостях.

6.2.12. При обнаружении течи налив прекращается и грузоотправитель обязан перекачать содержимое неисправной цистерны в емкость.

6.2.13. Места налива должны быть оборудованы приточной принудительной вентиляцией, а также снабжены противопожарным оборудованием и оборудованием по защите окружающей среды согласно установленным нормам.

6.2.14. По окончании налива необходимо протереть или промыть наружную поверхность котла цистерны, чтобы не было следов наливаемого груза. После слива грузов цистерны подлежат обработке на промывочно-пропарочных предприятиях.

6.2.15. На цистерны, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны наноситься знаки опасности.

6.3. Требования к погрузке и выгрузке опасных грузов

6.3.1. На предприятиях, где выполняются работы с опасными грузами, должна быть инструкция, которая определяет порядок выполнения операций, меры безопасности и ответственность лиц, связанных с организацией работ, согласованная с центрами госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте.

6.3.2. Погрузочно-разгрузочные работы следует производить в специально отведенных местах, удаленных от зданий, сооружений и других объектов на расстояние не менее 500 м (на ППС - 1000 м).

6.3.3. С лицами, связанными с погрузкой, выгрузкой, хранением и обработкой опасных грузов, должен проводиться инструктаж по вопросам свойств грузов, мерам профилактики, мерам первой медицинской помощи при возникновении аварийных ситуаций.

6.3.4. Погрузка, выгрузка и сортировка грузов должна максимально производиться с применением погрузочно-разгрузочных машин и механизмов. При ручных работах переносить на спине, плече или перед собой, а также бросать или волочить опасные грузы воспрещается.

6.3.5. Опасные грузы обезвреживают специалисты - представители грузоотправителя, которые обязаны присутствовать при погрузке и выгрузке.

6.3.6. Работы с опасными грузами выполняются в дневное время, кроме погрузки и выгрузки пека и изделий из него, работа с которыми должна производиться ночью или под навесом в пасмурные дни.

6.3.7. Перегрузочные работы с пеком, транспортируемым навалом, при скорости ветра более 3 м/сек., не допускаются.

6.3.8. При погрузке и выгрузке грузов принимаются меры против их розлива, стекания, рассыпания.

6.3.9. Грузовые документы на перевозимые опасные грузы должны иметь специальные отметки, предусмотренные правилами перевозки опасных грузов.

6.3.10. Конструкция помещений складов опасных грузов предусматривается из материалов, мало сорбирующих вредные вещества и легко поддающихся очистке и обезвреживанию (металлические, из пластических масс).

На действующих складах для защиты строительных и облицовочных материалов от проникновения вредных веществ временно возможно использовать полимерные атмосферостойкие лаки и другие покрытия.

Использовать деревянные стеллажи и поддоны в складах опасных грузов из-за высокой их сорбционной способности запрещается.

6.3.11. Для механизированной перегрузки опасных грузов наиболее предпочтительны погрузочно-разгрузочные механизмы, имеющие преимущественно дистанционный принцип управления. Использование для работы с опасными грузами открытых грузовых механизмов, непосредственно управляемых водителями, не разрешается. Кабины для грузовых механизмов, предназначенных для работы с опасными грузами, должны быть герметичными и оборудованными вентиляцией с очисткой подаваемого в кабину воздуха.

После работ с опасными грузами грузовые механизмы должны подвергаться очистке, в необходимых случаях - обезвреживанию.

6.3.12. Погрузочно-разгрузочные машины, работающие на карбюраторах или дизелях, использовать в закрытых помещениях запрещается.

6.3.13. В целях предупреждения отравлений все транспортируемые опасные грузы, как отечественные, так и зарубежные, должны иметь сертификаты с указанием мер безопасности (сертификаты зарубежных грузов должны быть переведены на русский язык). Аналогичные сертификаты должны сопровождать порожнюю тару и подвижной состав из-под опасных грузов, направляемые грузоотправителю или для обработки.

6.3.14. Погрузка и выгрузка опасных грузов (взрывчатых материалов, сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов, самовозгорающихся веществ, легковоспламеняющихся жидкостей и твердых веществ, окисляющихся веществ, едких и коррозионных веществ, ядовитых веществ, радиоактивных материалов) должны производиться в специально отведенных и оборудованных для этих целей местах.

Погрузочно-разгрузочные работы с разрядными грузами в местах общего пользования запрещаются.

6.3.15. Перед началом работ с опасными грузами во всех складских помещениях и в вагонах необходимо организовать сквозное проветривание в течение 30 минут (открывание дверей и люков). Во избежание пыления во время погрузочно-разгрузочных работ пек и изделия из него необходимо предварительно смачивать водой. В целях предупреждения фотодерматитов и отравлений погрузка и выгрузка пека и пексодержащих изделий должны производиться только в ночное время (в виде исключения допускается погрузка-выгрузка в пасмурные дни и обязательно под навесом). Работу с бестарными химическими грузами следует производить при наименьшей инсоляции и минимальных воздушных потоках. Погрузочно-разгрузочные работы навалочных химических грузов на открытом воздухе не допускаются при скорости ветра более 3 м/сек.

Совместная погрузка опасных грузов разных категорий, а также опасных грузов с неопасными не допускается.

Погрузка и выгрузка опасных грузов без маркировки не допускается.

6.3.16. Перед выгрузкой опасных грузов вагоны должны быть проветрены принудительной или естественной вентиляцией через открытые двери и люки. При естественной вентиляции проветривание вагонов должно производиться не менее 30 минут. Лица, участвующие в работе с опасными грузами, в период проветривания должны находиться с наветренной стороны вагона.

6.3.17. Перед погрузкой и выгрузкой опасных грузов необходимо проверить исправность тары. Перед выгрузкой необходимо проверить состояние тары. Поврежденные ящики с грузами (в брезенте) относят на места выгрузки не менее чем на 300 м, тщательно собирают остатки груза и при необходимости обезвреживают.

По окончании погрузки опасного груза в вагон должны быть проверены правильность загрузки, надежность крепления груза, после чего вагон должен быть немедленно опломбирован. При внутреннем осмотре вагонов, загруженных опасными грузами, или непосредственно после выгрузки грузов разрешается пользоваться только взрывобезопасными фонарями. Включать и выключать эти фонари в вагоне запрещается.

6.3.18. На предприятиях, производящих погрузку и выгрузку опасных грузов, для каждого вида груза разрабатываются планы ликвидации аварийных ситуаций (повреждение тары, просыпание или разлив опасного груза, утечка газа) в соответствии с правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам.

6.3.19. Погрузка (выгрузка) разрядных грузов производится специально разрешенным к производству подъемным такелажем и приспособлениями из искронеобразующих материалов.

6.3.20. При погрузке и выгрузке разрядные грузы не должны подвергаться толчкам, ударам и тряске. Переноска этих грузов вручную запрещена.

6.3.21. Работы с опасными грузами допускается производить в дневное время и, как исключение, в ночное время при условии достаточной освещенности мест производства работ взрывобезопасными светильниками.

6.3.22. При работе с ядовитыми газами и отравляющими веществами работающие должны быть обеспечены спецодеждой и средствами защиты органов дыхания, согласованными с центром госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте.

6.3.23. Перемещать баллоны с газом, не уложенные в специальные контейнеры, запрещается.

6.3.24. Налив и слив цистерн с нефтепродуктами должны осуществляться механизированным способом на складах отправителей и получателей.

6.3.25. Люки, крышки и колпаки цистерн должны открываться с наветренной стороны искронеобразующим инструментом.

6.3.26. Погрузку и выгрузку кислот и других едких веществ, перевозимых в таре, необходимо производить в специальных складах, пол которых находится на уровне с полом вагона.

В случае отсутствия склада с полом на уровне пола вагона выполнение работ с едкими веществами производится по разработанной в каждом случае инструкции предприятия по охране труда и технике безопасности, согласованной с органами госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте.

6.3.27. Бутыли с легковоспламеняющимися жидкостями, кислотами и другими едкими веществами должны перевозиться на специальных тележках или переноситься на носилках, имеющих специальные гнезда.

Перемещение указанных грузов на специальных носилках допускается на расстояние не более 50 м и только по горизонтальной поверхности. Бочки, емкости и ящики с едкими веществами разрешается перемещать только на тележках.

6.3.28. Корзины с бутылями в складе устанавливают в один ярус. При наличии специальных стеллажей допускается установка бутылей в два яруса.

6.3.29. Места погрузки и выгрузки кислот должны быть оборудованы электрическими лампами напряжением не более 12 В во взрывобезопасном исполнении.

6.3.30. Работы по погрузке и выгрузке пека и изделий, покрытых массой, содержащей пек, должны быть полностью механизированы. Погрузка и выгрузка пека и пексодержащих грузов должна производиться в ночное время или в пасмурные дни и обязательно под навесом.

Погрузка и хранение пека и изделий, покрытых массой, содержащей пек, в общих складах запрещается. Погрузка и выгрузка пека без тары на местах общего пользования не допускается.

6.3.31. Погрузка радиационных упаковок I, II, III транспортных категорий, суммарный транспортный индекс которых не превышает 50, при перевозке их в универсальных контейнерах МПС и мелкими отправками и выгрузка на местах общего пользования железнодорожных станций производится средствами железных дорог.

6.3.32. Погрузка и выгрузка радиационных упаковок при других способах перевозки их по железной дороге производятся средствами грузоотправителя и грузополучателя.

6.3.33. Погрузка радиационных упаковок производится только в крытые вагоны без тормозных площадок. Погрузка универсальных контейнеров с грузом радиоактивных веществ объемом свыше 5 м3 производится на открытый подвижной состав.

6.3.34. Погрузка и выгрузка радиоактивных упаковок, а также ликвидация аварийных ситуаций при погрузке и выгрузке должны производиться в соответствии с правилами безопасности при транспортировании радиоактивных веществ.

Вагоны после выгрузки ядовитых и едких веществ должны быть проверены представителем органов госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте с выдачей заключения о возможности перевозки в них людей, животных, фуража, продовольственных грузов.

6.4. Требования к воздуху рабочей зоны

6.4.1. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать предельно допустимых концентраций (ПДК).

6.4.2. При одновременном содержании в воздухе рабочей зоны нескольких вредных веществ однонаправленного действия сумма отношений фактических концентраций каждого из них (С1, С2 ... Сn) в воздухе к их ПДК (ПДК1, ПДК2 ... ПДКn) не должна превышать единицы, т.е.

С1 / ПДК1 + С2 / ПДК2 + ... + Сn / ПДКn <= 1.

6.4.3. При одновременном содержании в воздухе рабочей зоны нескольких веществ, не обладающих однонаправленным действием, ПДК остаются такими же, как и при изолированном воздействии.

6.4.4. ПДК в воздухе рабочей зоны распространяются на все рабочие места, независимо от их расположения, т.е. в закрытых помещениях, на открытых площадках, транспортных средствах.

6.4.5. Для определения концентрации опасных или вредных веществ в воздухе рабочей зоны отбор проб воздуха или инструментальный замер концентрации выделяемых веществ должен производиться строго в местах нахождения людей и в застойных зонах грузового и вагонного помещений.

6.4.6. В течение смены на отдельных участках технологического процесса последовательно отбирается не менее четырех проб воздуха.

6.4.7. При периодическом контроле содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны определяют максимально разовые концентрации. Периодичность санитарно-химического контроля устанавливают центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте в зависимости от степени опасности вещества, от характера технологического процесса.

6.4.8. Контроль за содержанием вредных или воспламеняющихся веществ в воздухе рабочей зоны устанавливается:

непрерывный - для вредных веществ 1-й степени опасности;

периодический - для вредных веществ 2-й и 3-й степени опасности и для воспламеняющихся веществ.

По согласованию с центрами госсанэпиднадзора для вредных веществ 1-й степени транспортной опасности допускается производить периодический контроль.

6.5. Мероприятия по охране окружающей среды

6.5.1. Санитарно-защитная зона от мест работы по погрузке, выгрузке и обработке опасных грузов должна составлять не менее 500 м.

6.5.2. Грузовой и вагонный участок работы с опасными грузами должен иметь цементное покрытие с уклоном для стока и дощатое ограждение высотой до 2 м из инвентарных щитов.

6.5.3. Предусматривается сбор и очистка сточных вод из канав в производственную канализацию на территории предприятий и железнодорожных станций при работах с опасными грузами.

6.5.4. Результаты проверки полноты обезвреживания пестицидов, нефтепродуктов и других веществ, а также промывных вод регистрируются в специальном журнале.

6.5.5. Сброс перевозимых опасных грузов, их остатков, а также промывных и сточных вод, содержащих эти вещества, в моря, поверхностные водоисточники и другие водоемы запрещается.

6.5.6. Места для закапывания обеззараженных токсичных веществ, растворов, промывных вод должны устраиваться не ближе 500 м от жилья, животноводческих ферм, колодцев, поверхностных водоемов по грунтовому потоку в направлении, предотвращающем загрязнение источников водоснабжения

6.5.7. Указанные ямы располагают в местах, где стояние уровня грунтовых вод не выше 2 м от поверхности земли. Земельный участок должен быть со слабофильтрующими грунтами (глина, суглинок, сланцы), характеризующимися коэффициентом фильтрации не более 10 см/сек.

6.5.8. Токсичные отходы запрещается закапывать в оврагах, балках, на участках с просадочными и вспучивающимися грунтами, а также в районах карстовых процессов.

6.6. Требования к режиму работы с опасными грузами

6.6.1. О работах с опасными грузами, как при плановой транспортировке, так и при ликвидации аварийных ситуаций, должны быть уведомлены штаб ГО, служба, технические инспекторы, центры госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте.

6.6.2. Для лиц, контактирующих с опасными грузами (на складах опасных грузов и других местах) санитарно-бытовые помещения устраивают по типу санпропускника.

6.6.3. В процессе работы с опасными грузами категорически запрещается пить, курить, принимать пищу.

6.6.4. Хранение пищевых продуктов на рабочих местах категорически запрещается. Прием пищи допускается только в столовых или специально отведенном помещении. Перед приемом пищи необходимо снять верхнюю одежду, протереть обувь, вымыть лицо и руки, прополоскать полость рта. Оставлять загрязненную спецодежду в помещении для приема пищи категорически запрещается.

6.6.5. При работе с вредными и опасными веществами пищу рекомендуется принимать не менее трех раз в сутки и употреблять не менее 2,5 л жидкости.

Рабочим, занятым на переработке вредных веществ, рекомендуется больше употреблять белковой пищи (творог, нежирное мясо, витамины). При работе с пестицидами следует также помнить, что при контакте с медьсодержащими веществами не разрешается принимать в пищу жиры, а с фосфидами цинка - жиры, молоко и яйца.

6.6.6. При работе с вредными и опасными веществами, особенно ядохимикатами, необходимо помнить, что не следует работать натощак.

6.6.7. В местах работ с вредными и опасными веществами постоянно должна находиться ежедневно сменяемая кипяченая вода. Вода должна находиться в бачках фонтанного типа, защищенных от попадания пыли и других вредных веществ. Бачки оборудуют плотно закрывающимися на замок крышками и пластмассовыми колпачками на выпускном отверстии.

6.6.8. При работе в дыхательных аппаратах физические нагрузки работающих должны быть снижены не менее чем в два раза от установленных норм для обычных условий. При погрузочно-разгрузочных и вагонообрабатывающих работах на грузовых дворах, складах и промывочно-пропарочных станциях с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания должен предоставляться отдых со снятием дыхательных аппаратов. Периодичность и продолжительность отдыха устанавливается специальным положением.

6.6.9. Положение разрабатывают в соответствии с действующим законодательством по охране труда в зависимости от свойств опасных грузов, температурных режимов ведения работ и особенностей технологического процесса, при этом суммарная продолжительность рабочего времени не должна превышать пяти часов в смену.

Продолжительность рабочего дня при работе с вредными веществами устанавливается администрацией по согласованию с профсоюзом и центрами госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте.

6.6.10. При обнаружении в процессе работы с опасными грузами малейших признаков вредного воздействия на организм работу необходимо приостановить, а пострадавшему оказать помощь и отправить в медпункт (в поликлинику). Возобновление работы в этих случаях возможно только после получения разрешения цехового или санитарного врача. При этом должны быть решены условия последующего безопасного ведения работ не только пострадавшим, но и другими работниками, занятыми в однотипных производственных процессах.

6.6.11. После окончания работы все предметы и участки, находившиеся в соприкосновении с вредными веществами 1 и 2 класса опасности вещества (такелаж, транспортные средства) после тщательной механической очистки, подвергают специальной санитарной обработке моющими средствами.

6.6.12. Средства индивидуальной защиты (СИЗ), загрязненные вредными веществами, снимают в следующем порядке: не снимая перчаток, вымыть или протереть их дезинфицирующим раствором, затем сполоснуть в чистой воде, снять очки, респиратор и комбинезон; снять перчатки методом выворачивания; помыть руки. При работе с пеком защитные очки снимают только после принятия душа.

6.6.13. В местах работ с опасными грузами должны быть инструкция по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях, а также медикаменты и перевязочные средства.

6.6.14. В местах работы с опасными грузами должны быть установлены гидранты и водяные колонки с повышенным напором струи для экстренного обмывания пораженных участков. По согласованию с центрами госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте непосредственно на участке переработки вредных веществ должен быть оборудован ингаляторий.

6.6.15. Лица, занятые погрузкой, нейтрализацией веществ, после работы должны пройти санитарную обработку под контролем медицинского персонала. Повторное использование спецодежды и других СИЗ без санитарной обработки не допускается.

6.7. Требования к обезвреживанию и уничтожению остатков опасных грузов

6.7.1. В случае просыпания - собрать в емкость, не прикасаясь к просыпанному веществу, и вывезти в место утилизации. Место просыпания промыть водой, засыпать песком, землей.

В случае пролива - не прикасаться к пролитому веществу. Устранить источники огня и искр. Убрать из зоны розлива горючие вещества. Устранить течь. Перекачать содержимое в исправную емкость. При невозможности устранения течи отвести вагон в безопасное место для выхода (слива) газа, жидкости. В рабочей одежде в помещение не входить.

Поверхности (территории, подвижных средств) промыть водой. Поврежденные баллоны вынести из вагона (склада) и опрокинуть в емкость с водой.

6.7.2. Остатки опасных грузов, пришедших в негодность в результате загрязнения или аварии на транспорте и не принятые грузополучателем, подлежат обезвреживанию и (или) ликвидации (захоронению) за пределами территории железной дороги.

Перетаривание опасных грузов и их временное хранение до отправки на переработку, нейтрализацию или захоронение производится на специальных площадках.

6.7.3. Порядок перетаривания, методы обезвреживания и вопросы захоронения остатков опасных грузов определяются инструкцией, разработанной и согласованной в установленном порядке.

6.7.4. В инструкции по ликвидации (захоронению) остатков опасных грузов отражают следующие вопросы: порядок ликвидации россыпей (розлива) или перетаривания поврежденных упаковок; методы обеззараживания или обезвреживания остатков грузов, причалов, транспортных средств, тары или оборудования; организация и порядок транспортирования остатков опасных грузов на площадки для перетаривания и временного хранения; определение класса опасности обезвреживаемых веществ и порядок техники безопасности и производственной санитарии при перетаривании, сборе россыпей (розлива), обезвреживания и транспортирования; организация и порядок контроля по предупреждению загрязненных объектов окружающей среды при выполнении указанных операций.

Инструкция после согласования и утверждения рассылается всем организациям и руководителям работ, участвующим в нейтрализации, уничтожении или захоронении опасных грузов.

6.7.5. Остатки опасных веществ, загрязненные в результате аварии либо при зачистке склада или грузовых помещений, собирают в тару и укладывают на специально отведенном месте до вызова с территории и последующей ликвидации.

6.7.6. Места россыпи (розлива) опасных веществ, транспортные средства, грузовые единицы, оборудование, инвентарь, тару, защитные устройства и приспособления, загрязненные вредными веществами, подвергают механической зачистке с последующим обезвреживанием.

6.7.7. Основными средствами обезвреживания являются растворы щелочей (3% каустическая сода, 5% кальцинированная сода, 10% свежегашеная известь), кашица хлорной извести (одна часть хлорной извести на три части воды).

Ртуть и ее соединения обрабатываются (одним из составов) - 20% водным раствором хлорного железа; 10% раствором перманганата калия, подкисленным соляной кислотой (5 мл кислоты на 1 л раствора); пастой "Перегуда" (одна весовая часть окиси марганца и две весовых части 5% соляной кислоты).

Цианистые соединения - смесью двух объемов 10% раствора железного купороса и одного объема 10% раствора гашеной извести.

Мышьяк и его соединения - 10% раствором медного купороса, затем смесью 2% раствора кальцинированной соды в соотношении 1:1. Экспозиция 24 часа.

Карбаматы - 1% раствором перманганата калия, подкисленного соляной кислотой (5 мл кислоты на 1 л раствора).

Дихлорэтан, метилхлорид, бромистый метил - дегазируют путем обработки острым паром.

Сероуглерод - 5% раствором кальцинированной соды, или 3 - 5% раствором щелочи.

ФОС, хлорорганические соединения, динитрофенольное соединение - обрабатывают 3 - 5% раствором кальцинированной соды (300 - 500 г на ведро воды). Заливают и оставляют на 5 - 6 часов. Можно обезвреживание провести древесной золой.

Ртутьорганические соединения обрабатывают раствором хлорной извести (1 кг хлорной извести на 4 л воды). После чего обрабатывают 3 - 10% раствором хромсернистого натрия или 10% раствором марганцовокислого калия.

Соли синильной кислоты - цианплав (кроме нерастворимых - цианистых серебра, меди, свинца) - обезвреживают смесью (2:1) из 10% раствора железного купороса и 10% гашеной извести.

Этилированные нефтепродукты: деревянные и неметаллические поверхности обрабатывают кашицей хлорной извести с последующим смыванием водой под напором через 30 минут.

Металлические поверхности обезвреживают путем тщательной двухкратной протирки ветошью, смоченной в неэтилированном бензине или керосине с последующим обмыванием водой под напором.

Места розлива этилированных нефтепродуктов засыпают древесными опилками, затем собирают их в металлическую тару для последующего уничтожения.

6.7.8. Места россыпи (розлива) пестицидов предварительно засыпают песком или древесными опилками, зачищают и проводят обработку одним из методов, описанных выше.

6.7.9. Тару из-под хлорорганических и фосфорорганических ядохимикатов после механической очистки заливают 5% раствором кальцинированной соды или 3% раствором каустической соды в количестве 5 - 10% ее объема, промывают все внутренние поверхности, перекатывая или переворачивая тару несколько раз на протяжении 5 - 6 часов, остатки раствора сливают, а тару несколько раз промывают чистой водой.

6.7.10. Тару из-под пестицидов, хорошо растворимых в воде (анабазин, натриевая и аминная соли 2,4-Д, трихлорацетат и пентахлорфенолят натрия) обезвреживают промыванием теплой водой.

6.7.11. Тару из-под ртутьорганических пестицидов обезвреживают 1% раствором сернистого натрия; из-под фосфида цинка - 2% серной кислотой; из-под цианплава - 10% суспензией смеси железного купороса и извести в соотношении 2:1.

При обезвреживании тары из-под фосфида цинка и цианплава, в связи с выделением ядовитых газов, необходимо обязательно применять фильтрующие противогазы: для фосфида цинка с коробкой марки Е или М, для цианплава - с коробкой марки В.

6.7.12. Уничтожение перевозимых опасных грузов допускается как крайняя мера и решается в каждом конкретном случае отдельно.

6.7.13. Способ уничтожения в каждом случае зависит от количества уничтожаемого вещества и местных условий, в которых оно производится:

препараты мышьяка и ртути уничтожают путем закапывания в землю. Для этого на расстоянии 1 км от жилья, водных, пищевых объектов, пастбищ выкапывают яму глубиной не менее 1 м. В одном месте разрешается закапывать не более 100 г препарата, которые предварительно смешивают с 10% раствором щелочи, равномерно заливают в яму и засыпают землей;

никотин-сульфат (анабазин-сульфат) уничтожается путем сжигания на противне. Предварительно к нему добавляется денатурированный спирт в соотношении - 1 г препарата и 10 г спирта. Можно сжигать и смешиванием с порошкообразным углем. Сжигать партиями не более 10 г. Уничтожение проводится особенно тщательно и осторожно в связи с высокой токсичностью и летучестью этих соединений. Мытье рук после работы по уничтожению пестицидов производится 1% раствором соляной кислоты, а затем мылом;

соли синильной кислоты и цианплав предварительно обезвреживают суспензией железного купороса и гашеной извести из расчета 6 весовых частей железного купороса и 3 весовые части гашеной извести на 1 весовую часть синильной кислоты. Суспензия готовится каждый раз перед употреблением путем растворения извести и железного купороса в воде из расчета 10%;

соли синильной кислоты (цианплав) вводят постепенно и осторожно в свежеприготовленный раствор, перемешивают около 30 минут, оставляют на 3 - 4 часа, затем выливают в яму глубиной 1 м на расстоянии 1 км от жилья, пищевых объектов, водных источников, пастбищ. Количество одновременно уничтожаемых препаратов не должно превышать 200 г;

сероуглерод в количестве до 1 кг уничтожается путем осторожного выливания на почву в открытом месте на расстоянии не менее 1 км от жилья, источников водоснабжения, пастбищ. Сероуглерод в количестве свыше 1 кг уничтожают путем сжигания, которое производится на открытом месте, на площадке, окопанной канавой, на расстоянии 1 км от жилья, пищевых объектов, рабочих мест, общественных зданий, проездных дорог и лесонасаждений. Сероуглерод к месту сжигания доставляется под слоем воды. В один прием разрешается сжигать не более 10 кг.

ФОС, ХОС, динитрофенольные соединения и другие ядохимикаты обезвреживаются 5% раствором едкой щелочи или водной суспензией гашеной извести или хлорной извести (суспензия в воде в соотношении 1:3). Обезвреживаемые вещества закапывают в яму глубиной 0,5 м, расположенную на расстоянии 0,5 км от жилых и пищевых объектов, водных источников, пастбищ.

6.7.14. Об уничтожении веществ должен быть составлен акт, и проводиться оно должно в присутствии ответственных лиц, согласно приказу руководителя учреждения.

6.8. Требования к обезвреживанию спецодежды

6.8.1. Спецодежду после каждой смены подвергают обезвреживанию путем тщательного обеспыливания, протирания рекомендованными растворами отдельных пятен или мест загрязнения вредными веществами.

Стирка спецодежды производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.

Спецодежда, подверженная сильному загрязнению или пропитанная насквозь вредными веществами, без предварительной обработки и стирки к повторному использованию не допускается.

6.8.2. Спецодежду, загрязненную фосфорорганическими пестицидами, динитрофенольными соединениями и соединениями меди, замачивают в 2% растворе соды в течение 2 - 3 часов, затем стирают или кипятят в течение 30 мин. в мыльно-содовом растворе (270 г мыла и 50 г соды на 10 кг сухой одежды) с последующим прополаскиванием в горячей, теплой и холодной воде. Рекомендуется добавлять в стиральный раствор порошок ОП-7 или ОП-10 в количестве 15% от массы взятого мыла.

6.8.3. Спецодежду, загрязненную хлорорганическими веществами, замачивают в 2% растворе соды в течение 6 часов с интенсивным перемешиванием в барабане.

Раствор меняют три раза, затем спецодежду кипятят два раза по 30 минут в мыльно-содовом растворе (250 г мыла и 50 г соды на ведро воды). На каждый 1 кг сухой одежды необходимо не менее 5 л раствора. В стиральный раствор рекомендуется добавлять порошок ОП-7 или ОП-10 в количестве 15% массы взятого мыла.

6.8.4. Спецодежду, загрязненную соединениями мышьяка, замачивают в течение 6 часов в горячем 1% растворе медного купороса, затем в 2% растворе сернокислого аммония, прополаскивают (до исчезновения синей окраски), затем кипятят в течение 30 минут в мыльно-содовом растворе. Работу необходимо производить под вытяжной вентиляцией или на открытом воздухе.

6.8.5. Спецодежду, загрязненную органическим соединением ртути, замачивают в течение 6 часов в 1% растворе соды или 1% растворе перманганата калия, затем стирают три раза по 30 минут в мыльно-содовом растворе с добавкой синтетического моющего средства - алкилсульфоната.

6.8.6. Спецодежду, загрязненную лакокрасочными материалами, замачивают в керосине, затем кипятят в мыльно-содовом растворе.

6.8.7. Обезвреживание и стирку спецодежды, загрязненной соединениями свинца, производят в мыльно-содовом растворе с добавлением сульфонафтеновой кислоты с последующей обработкой 5% раствором хлористого натрия.

6.8.8. Спецодежду при работе с нефтепродуктами (ППС) необходимо обрабатывать трихлорэтиленом автоматизированным путем в химчистке.

6.8.9. Резиновые сапоги, фартуки, перчатки обезвреживают методом нанесения на них кашицы хлорной извести с последующим обильным смыванием водой. Допускается для этой цели использовать кашицу или крепкий раствор кальцинированной соды.

6.8.10. Обезвреживание и стирку спецодежды проводят в специальных прачечных в резиновых перчатках с соблюдением мер индивидуальной защиты. Использование резиновых медицинских перчаток запрещается.

6.9. Требования к радиационному контролю транспортных средств с грузами

6.9.1. Радиационная защита и радиационная безопасность при перевозках радиационных грузов должны осуществляться с соблюдением требований санитарных правил по транспортировке радиоактивных материалов.

Ввоз и перевозка по территории Российской Федерации нормируемых по радиационному фактору грузов, не имеющих санитарно-эпидемиологического заключения, подтверждающего их радиационную безопасность, не допускается.

6.9.2. По результатам радиационного контроля в установленном порядке оформляется санитарно-эпидемиологическое заключение.

6.9.3. Юридические лица и физические лица, занимающиеся транспортировкой грузов, нормируемых по радиационному фактору, предоставляют результаты лабораторных исследований, подтверждающих радиационную безопасность.

6.9.4. Радиационному контролю подвергаются транспортные средства с нормируемыми по радиационному фактору грузами, на которые нет санитарно-эпидемиологических заключений, подтверждающих радиационную безопасность, выданных по результатам исследований аккредитованными в установленном порядке испытательными лабораторными центрами и лабораториями радиационного контроля.

Грузы, требующие подтверждения радиационной безопасности при их транспортировке по железным дорогам, определяются в установленном порядке.

6.9.5. Обо всех случаях обнаружении груза, который по результатам радиационного контроля не соответствует гигиеническим нормативам, информируется орган госсанэпидслужбы Российской Федерации. Дальнейшее использование данного груза без санитарно-эпидемиологического заключения не допускается.

6.9.6. Радиационному контролю подвергаются транспортные средства независимо от форм их дальнейшего использования после перевозки грузов, указанных в пункте 6.9.4.

6.9.7. При обнаружении локальных источников или транспортных средств, имеющих поверхностное радиоактивное загрязнение, работы по дезактивации проводятся силами специализированной организации или специально подготовленными сотрудниками, отнесенными к персоналу группы А.

6.10. Требования к перевозке инфекционных веществ

6.10.1. Стандартами по классификации опасных грузов инфекционные вещества определяются как вещества и материалы, содержащие жизнеспособные микроорганизмы, в том числе бактерии, вирусы, риккетсии, паразиты, грибки, их рекомбинации, генетически измененные микроорганизмы, гибриды или мутанты, о которых известно или обоснованно считается, что они способны вызывать болезни людей или животных.

6.10.2. К инфекционным веществам относятся материалы биологического происхождения, в которых содержится или предполагается наличие жизнеспособных болезнетворных агентов:

биологические препараты, предназначенные для иммунопрофилактики и диагностики инфекционных болезней людей или животных, содержащие штаммы живых микроорганизмов;

любой диагностический материал от человека или животного, включая экскременты, продукты секреции, кровь и ее компоненты, ткани и тканевые жидкости, перевозимые с целью установления диагноза или научных исследований;

биологические материалы, являющиеся отходами лечения животных или людей, биологических исследований, при выявлении в них инфекционных веществ.

6.10.3. Перевозку инфекционных веществ железнодорожным транспортом могут осуществлять научные, научно-практические и другие учреждения, имеющие специальное разрешение на работу с микроорганизмами, выданное в установленном порядке.

6.10.4. Перевозка допускается только после оформления разрешения на передачу инфекционных веществ из одной организации в другую в соответствии с требованиями санитарных правил по порядку учета, хранения, передачи и транспортировки микроорганизмов I - IV групп патогенности.

6.10.5. Категорически запрещается транспортировка железнодорожным транспортом живых животных и членистоногих, зараженных микроорганизмами I - IV групп патогенности.

6.10.6. В целях обеспечения безопасного провоза и своевременной доставки инфекционных веществ обязательна строгая координация действий грузоотправителя, железной дороги и грузополучателя, включающая:

предварительную договоренность между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем о перевозке инфекционных веществ;

подготовку сопроводительных документов для обеспечения беспрепятственной передачи груза;

выполнение требований санитарных правил по порядку учета, хранения, передачи и транспортировки микроорганизмов I - IV групп патогенности;

выбор кратчайшего маршрута;

информирование грузополучателя о виде отправки, номере поезда, номере вагона, номере перевозочного документа, дате и времени предполагаемого прибытия в пункт назначения;

слежение за перевозкой.

6.10.7. В зависимости от количества и вида инфекционного вещества перевозки могут осуществляться повагонными отправками в крытых вагонах, в специализированных контейнерах грузополучателей и грузоотправителей, а также с нарочными (сопровождающими) в пассажирских поездах. Грузовые места с инфекционными веществами, для которых требуется соблюдение определенного температурного режима, должны перевозиться только в рефрижераторных вагонах. Особые условия перевозки должны быть согласованы между грузоотправителем и железной дорогой.

6.10.8. Инфекционные вещества I - II групп патогенности разрешается перевозить по железным дорогам ручной кладью в купе пассажирских вагонов с двумя сопровождающими, один из которых должен иметь медицинское, ветеринарное или биологическое образование и допуск к работе с микроорганизмами I - II группы.

6.10.9. Чистые культуры микроорганизмов подлежат транспортировке железнодорожным транспортом в лиофилизированном виде или на плотных питательных средах. Передача органов, тканей и их суспензий, содержащих токсины и вирусы, допускается в консервирующей жидкости или в замороженном состоянии.

6.10.10. Упаковка инфекционных веществ должна полностью соответствовать требованиям санитарных правил по порядку учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I - IV групп патогенности.

6.10.11. Организация - отправитель должна заранее информировать руководство железнодорожной станции о транспортировке микроорганизмов I - IV групп патогенности.

6.10.12. В случае загрязнения вагона инфекционными веществами он может повторно использоваться только после проведения дезинфекции по режимам для конкретного возбудителя. Деревянные детали вагона, находившиеся в соприкосновении с инфекционными веществами I и II групп патогенности, должны быть удалены и сожжены.

6.10.13. Для получения инфекционных веществ грузополучателю необходимо получить разрешения органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

6.10.14. Грузополучатель должен иметь в своем распоряжении должным образом оборудованную и обеспеченную достаточным персоналом зону для приема инфекционных грузов. Выгрузка и распаковка должна производиться в местах необщего пользования на территории станции, удаленных от основных пассажиропотоков.

6.10.15. Начальник поезда обязан потребовать от сопровождающих разрешение на право перевозки инфекционных веществ.

6.10.16. Вес упаковки с микроорганизмами I - IV групп патогенности включается в общеразрешенный вес ручной клади пассажира.

6.10.17. Масса грузового места при использовании ящика из древесины или из картона не должна превышать 100 кг. При перевозке инфекционных веществ внутри грузового места между внутренней емкостью и наружной тарой должен быть помещен полный список содержимого. Каждое грузовое место должно иметь маркировку в соответствии с государственным стандартом по маркировке грузов. На грузовых местах с жидкими инфекционными веществами на двух противоположных сторонах должны быть нанесены манипуляционные знаки, обозначающие верх грузовых мест.

6.10.18. Работники поездной бригады обязаны оказывать содействие пассажирам, перевозящим инфекционные вещества при посадке, в пути следования, при высадке.

6.10.19. Погрузка и выгрузка инфекционных веществ производится с максимальной осторожностью. Места с грузом нельзя подвергать толчкам, тряске, ударам и кантовке. Волочение тяжелых мест допускается в исключительных случаях по ровному настилу из досок.

6.10.20. Не допускаются к сопровождению грузов лица в нетрезвом состоянии.

6.10.21. В случае возникновения аварийной ситуации при перевозке инфекционных веществ (разлив, рассыпание, нарушение целостности упаковки), утраты или хищения грузов об обстоятельствах происшествия сообщается органам государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органам ФСБ и МВД на железнодорожном транспорте, территориальной комиссии по чрезвычайным ситуациям для принятия мер по охране места происшествия, локализации и ликвидации последствий, организации розыска потерянного или похищенного груза. О происшествии ставятся в известность грузоотправитель и грузополучатель.

6.10.22. При ликвидации аварийной ситуации с инфекционными веществами следует руководствоваться индивидуальной информацией для конкретного инфекционного вещества, приведенной в соответствующей служебной инструкции сопровождающего.

6.10.23. Действия лиц, сопровождающих груз, при возникновении аварийной ситуации, связанной с разливом или рассыпанием инфекционного вещества:

надевают защитную одежду, в очаг входить только в средствах индивидуальной защиты;

изолируют опасную зону (очаг);

принимают средства экстренной профилактики;

извещают об аварии через проводника, бригадира поезда;

закрывают окна, двери, выключают вентиляцию;

изолируют лиц, соприкасавшихся с инфекционным веществом, в отдельном купе; при возможности им проводят частичную санитарную обработку;

проводят дезинфекцию места аварии, остатков груза и упаковочных материалов, соседних купе, коридора, мест общего пользования дезинфекционными средствами, имеющимися у сопровождающих груз и у проводника.

6.10.24. Персонал, участвующий в ликвидации последствий аварии, после окончания работ проходит полную санитарную обработку с последующим медицинским наблюдением.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 04.04.2003 N 32 (ред. от 30.04.2010) "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ. СП 2.5.1250-03" (вместе с "САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА. СП 2.5.1250-03")