Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 13.07.2009 N 915-р (ред. от 08.09.2010)
II. Цель и задачи университета, сроки и этапы реализации Программы, целевые индикаторы и показатели
Университет - высшее учебное заведение, предметом деятельности которого является подготовка специалистов по образовательным программам среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и по дополнительным профессиональным образовательным программам, а также ведение научной деятельности.
Целью создания университета является кадровое и научно-инновационное обеспечение атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей по профильным специальностям университета на основе системной модернизации многоуровневого профессионального образования университета, обеспечения интеграции науки, образования и производства.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
развить систему фундаментальных научных исследований по приоритетным направлениям науки, прежде всего ядерной, как важнейший инструмент освоения студентами ключевых компетенций поиска, анализа, освоения и обновления информации;
развить систему прикладных исследований по приоритетным направлениям науки, технологий и техники, способствовать коммерциализации результатов исследований;
обеспечить эффективное взаимодействие с российскими учеными, работающими в ведущих российских научных центрах и за рубежом на постоянной и временной основе, использование их опыта, навыков и знаний для достижения передового уровня образования, развития науки и высоких технологий, выполнения на мировом уровне широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований;
обеспечить на основе интеграции науки и образования и эффективного партнерства с бизнес-сообществом реализацию полного цикла инновационного образования и трансферт инновационных технологий в экономику;
создать совместно с ведущими научными центрами и организациями систему научно-образовательных центров университета для проведения научных исследований, подготовки и переподготовки кадров, в том числе для подготовки кадров высшей квалификации, предусматривая при этом обеспечение центров новейшим оборудованием, а также приглашение ведущих российских и зарубежных ученых для достижения результатов мирового уровня;
модернизировать в рамках единого образовательного пространства систему образования разного уровня в университете как необходимое условие кадрового и научно-инновационного обеспечения развития высокотехнологичных отраслей, приоритетных направлений российской науки, техники и технологий, а также инновационного социально-экономического развития регионов;
модернизировать инфраструктуру, материально-техническую базу и имущественный комплекс сетевого университета для обеспечения качественного образования, научных исследований, высокотехнологических разработок мирового уровня, соответствующих требованиям инновационного развития экономики страны и современным потребностям общества;
создать эффективную систему управления сетевым университетом.
Создание университета направлено на преодоление следующих системных вызовов, перед которыми оказалась экономика страны на современном этапе развития:
усиление глобальной конкуренции не только в области технологий, но и в сфере развития человеческого капитала;
появление новой волны технологических изменений, резко усиливающей роль инноваций в социально-экономическом развитии;
возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития;
исчерпывание источников экспортно-сырьевого развития и необходимость перехода к инновационному развитию экономики;
формирование системы международного разделения труда в области высоких технологий и развитие международного научно-технологического сотрудничества.
Оптимизация финансовых и административных ресурсов в рамках единого образовательного пространства будет способствовать развитию высокотехнологичных отраслей страны, прежде всего атомной отрасли, решению проблем в социальной сфере, созданию площадки для эффективного диалога работодателей и учреждений образования, а также закреплению кадров в организациях атомной отрасли и инновационному развитию регионов.
Приоритетными направлениями инновационной, образовательной и научно-исследовательской деятельности (компетенциями) университета являются:
ядерно-физическое и нанофизическое направления, включающие физику атомного ядра, физику элементарных частиц, физику плазмы, взаимодействие излучений с веществом и физику высоких плотностей энергии, квантовую физику конденсированного состояния вещества, физику нанотехнологических процессов и лазерную физику;
ядерно-инжиниринговое и нанотехнологическое направления, включающие ядерную технику и энергетику, обеспечение ядерной и радиационной безопасности, инжиниринг, нанотехнологии и наноиндустрию, лазерные, плазменные, пучковые технологии, разделение изотопов, ядерные материалы, радиационное материаловедение, микро- и наноэлектронику, физико-химические технологии, ядерную медицину, биотехнологии и другое;
направление, касающееся современных информационных технологий, включающее информационные технологии в фундаментальных и прикладных исследованиях, моделирование технологических и физических процессов, тренажеры, сетевой инжиниринг, обеспечение информационной и технологической безопасности и другое;
направление, касающееся экономики и управления в сфере высоких технологий, прежде всего ядерных и нанотехнологий, включающее менеджмент, международное научно-технологическое сотрудничество и другое.
Создание университета, глубоко интегрированного с ведущими научными центрами и предприятиями ядерного комплекса и иными высокотехнологичными региональными научно-исследовательскими центрами и предприятиями, окажет существенное влияние на развитие атомной и других высокотехнологичных отраслей России и регионов, повышение национальной безопасности и конкурентоспособности на глобальных рынках знаний и высоких технологий, решение важнейших научно-технических проблем современности (освоение энергии термоядерного синтеза, новых видов производства, накопления и передачи энергии, изучение фундаментальных свойств материи, создание новых материалов и устройств и другое), а также повысит уровень квалификации и профессиональной культуры персонала ядерно опасных объектов России, что приведет к снижению социальных рисков и уменьшению риска глобальных катастроф.
Структура подготовки специалистов университета нацелена на обеспечение условий непрерывного образования и включает такие уровни, как среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование (бакалавриат, магистратура и подготовка специалистов) и послевузовское профессиональное образование (аспирантура и докторантура). Помимо указанных образовательных уровней университет обеспечит довузовскую профильную подготовку и дополнительное образование (переподготовка и повышение квалификации).
Университет будет готовить кадры по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники для высокотехнологичных отраслей экономики, социальной сферы, а также для нужд ядерного энергетического комплекса, ядерного оружейного комплекса, научно-технологического комплекса, комплекса по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, а также для наноиндустрии и региональных промышленных комплексов. Это предполагает проведение существенной реструктуризации системы подготовки во всех структурных подразделениях университета на основе глубокой модернизации и интеграции образовательного и научно-исследовательского процессов, развития кадрового потенциала. Основные специальности среднего профессионального образования и высшего профессионального образования структурированы в соответствии с приоритетными направлениями инновационной, образовательной и научно-исследовательской деятельности университета.
Разработка, модернизация и реализация основных образовательных программ, соответствующих современным требованиям к подготовке специалистов, основываются на принципах, закладываемых в федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения.
Для непрерывного образования и перехода к двухуровневой системе с приоритетом магистерской подготовки осуществляется разработка учебных программ, основанная на формировании перечня компетенций для государственных образовательных стандартов третьего поколения с участием работодателей на основе обновляемых профессиональных стандартов.
На основе единого методического обеспечения и единых требований к результатам обучения будут разработаны и внедрены современные методы организации обучения и взаимодействия с региональными образовательными учреждениями, включающие формирование мобильных бригад преподавателей, обеспечение мобильности студентов и координацию дистанционных форм обучения.
Кроме того, Программой предусматривается устойчивое и эффективное взаимодействие с российскими учеными и профессорами, работающими в других регионах и за рубежом на постоянной и временной основе, использование их опыта, навыков и знаний для развития науки, образования и высоких технологий, привлечение их к подготовке кадров, в том числе научных и научно-педагогических, разработке образовательных курсов по новейшим направлениям развития науки и технологий, подготовке материалов по научным направлениям и перспективным исследованиям для аспирантов и студентов, а также научно-популярных материалов для школьников и школьных учителей.
Программа направлена на создание благоприятных социальных условий для гармоничного развития личности, решение задач, связанных с передачей культурных и социальных норм и стандартов общественной жизни с учетом особенностей учащихся как социальной группы общества. Развитие инфраструктуры университета, включающее строительство и модернизацию учебных корпусов, общежитий и объектов социального назначения повысит качество образования и жизни учащихся. Развитие студенческого самоуправления приведет к повышению социальной активности молодежи.
Во всех регионах, где расположены учебные заведения университета, предусматривается развитие системы подготовки школьников к поступлению в университет на основе организации отраслевых олимпиад по физико-математическим дисциплинам и конкурсов научно-технического творчества школьников. Для привлечения талантливой молодежи России к участию в указанных мероприятиях предусматриваются размещение информации в сети Интернет, выпуск специальных справочников и буклетов, серий популярных изданий, видеофильмов и сборников задач. Планируются специальные циклы лекций и выпуск соответствующих изданий для школьников по современным проблемам ядерной физики, техники и технологий. Все это обеспечит приток талантливой молодежи для обучения в университете и будет способствовать созданию реальных конкурентных преимуществ университета на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг.
Объединенный потенциал университета обеспечит своевременную и качественную переподготовку, поддержание и повышение квалификации педагогических кадров, работников атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей.
Интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности университета предусматривает развитие сотрудничества с ведущими научно-исследовательскими центрами, включающего создание научно-образовательных центров в университете, кафедр университета в научных организациях отрасли, а в перспективе - осуществление интеграции университета с рядом ведущих научных центров и организаций высокотехнологичных отраслей, а также развитие и оснащение центров коллективного пользования. Создаваемые лаборатории и центры призваны играть важную роль не только в подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей, но и в удовлетворении потребностей регионов в таких кадрах.
Программой предусматривается существенная интенсификация работ, проводимых подразделениями университета совместно с основными предприятиями отрасли, в том числе в рамках федеральных целевых программ, реализующих мероприятия в атомном комплексе. Указанные работы имеют целью укрепление и развитие научно-технологического сотрудничества университета с атомной отраслью, другими высокотехнологичными отраслями, оборонно-промышленным комплексом и бизнесом.
Для выполнения широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований на мировом уровне и обеспечения эффективного трансферта технологий в экономику предусматривается эффективное взаимодействие с российскими учеными ведущих научных центров.
Взаимодействие университета с профильными международными организациями и зарубежными университетами, научными и промышленными центрами осуществляется в следующих целях:
интеграция университета с мировой сетью воспроизводства носителей ядерных знаний;
международная сертификация образовательных программ;
проведение совместных исследований по перспективным направлениям развития ядерной энергетики и ядерных технологий;
формирование предпосылок для эффективного участия Российской Федерации в международной системе разделения труда, сотрудничества и конкуренции.
Международная деятельность университета будет направлена на завоевание позиций в группе лидеров в мировом научно-образовательном пространстве и существенное развитие экспорта образовательных услуг. Для реализации этих целей университет будет расширять число магистерских и аспирантских образовательных программ для иностранных студентов, разрабатывать совместные образовательные программы и организовывать регулярный обмен студентами с ведущими мировыми ядерными университетами, проводить аккредитацию образовательных программ в США, Европе и Азии, а также расширять научные контакты с Международным агентством по атомной энергии, Европейским центром ядерных исследований, международными организациями, крупнейшими научными центрами и университетами США, Европы и Азии.
Для оценки эффективности деятельности университета разработаны основные целевые индикаторы и показатели, позволяющие контролировать ход решения задач по годам, которые приведены в приложении N 2.
Реализация Программы предусматривает следующие этапы:
I этап - создание университета и изменение его типа на автономное образовательное учреждение (2009-2011 годы);
II этап - развитие университета (2012-2015 годы);
III этап - завоевание университетом лидирующих позиций в российском образовательном пространстве и укрепление позиций в мировом образовательном пространстве (2016-2017 годы).
На I этапе будут выполнены следующие мероприятия:
завершение в 2009 году реорганизации университета, предусмотренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 480-р;
создание системы реализации государственного заказа при выполнении мероприятий Программы и системы мониторинга реализации Программы (2010 год);
оптимизация использования учебно-научных помещений и общежитий для осуществления профильной научно-образовательной деятельности на основе инвентаризации имущественного комплекса и материально-технической базы учебных заведений (2011 год);
проведение анализа эффективности образовательной деятельности учебных заведений по удовлетворению кадровых потребностей предприятий высокотехнологичных отраслей и региональных кадровых потребностей и начало работ по модернизации существующих и созданию новых образовательных программ на основе указанного анализа (2011 год);
создание в основном информационной инфраструктуры университета (2011 год);
создание системы управления университетом (2011 год);
осуществление перехода университета в автономное образовательное учреждение путем изменения типа государственного образовательного учреждения (2011 год).
На II этапе будут решены следующие основные задачи:
создание эффективной системы интеграции науки и образования и привлечение ведущих специалистов и ученых для работы в университете;
завершение в основном модернизации учебных образовательных стандартов и программ с учетом требований работодателей;
завершение в основном развития материально-технической базы и имущественного комплекса.
На III этапе предполагается завоевание университетом лидирующих позиций в российском образовательном пространстве и укрепление его позиций в мировом научно-образовательном пространстве.
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 13.07.2009 N 915-р (ред. от 08.09.2010)