Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 13.07.2009 N 915-р (ред. от 08.09.2010)
III. Мероприятия Программы
Достижение цели и решение задач университета осуществляются путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы.
Мероприятия Программы сгруппированы по 4 направлениям и приведены в приложении N 3.
Первое направление предполагает кадровое обеспечение атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей.
Второе направление предполагает научно-инновационное развитие университета, которое осуществляется по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники и по критическим технологиям Российской Федерации и в соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике 4 февраля 2006 г. (протокол N 1).
Третье направление предполагает формирование единого образовательного пространства университета.
Четвертое направление предполагает управление реализацией Программы.
В рамках первого направления осуществляются следующие мероприятия:
развитие интеграции науки и образования;
разработка и модернизация программ высшего и послевузовского профессионального образования по профильным специальностям университета;
разработка и модернизация образовательных программ среднего профессионального образования по профильным специальностям университета;
разработка программ дополнительного профессионального образования для переподготовки и повышения квалификации работников атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей;
развитие системы переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников, административно-хозяйственного, производственного и учебно-вспомогательного персонала университета;
международное сотрудничество и развитие экспорта образовательных услуг;
профессионально-ориентационная работа со школьниками. Подготовка школьников к поступлению в университет и формирование позитивного образа профессиональной деятельности;
приобретение учебного, учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования.
Университет осуществляет многоуровневую подготовку кадров для атомной отрасли, других высокотехнологичных отраслей по профильным направлениям подготовки.
Такая подготовка обеспечивается проведением существенной реструктуризации системы подготовки кадров в университете, разработкой и гармонизацией образовательных и профессиональных стандартов, модернизацией и разработкой образовательных программ, интеграцией образования и науки. Реструктуризация системы подготовки учитывает информацию об объединяемом потенциале образовательных учреждений, современные потребности высокотехнологичных отраслей, в первую очередь атомной отрасли, в объемах подготовки квалифицированных кадров, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Показатели потребности в специалистах среднего, высшего и послевузовского профессионального образования для атомной отрасли Российской Федерации приведены в приложении N 4.
Реализация образовательных программ высшего профессионального образования осуществляется по всем профильным направлениям подготовки университета. Реализация основных образовательных программ высшего профессионального образования осуществляется университетом в том числе на основе самостоятельно установленных образовательных стандартов и требований для реализации программ высшего профессионального образования. Разработка самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов предполагается за счет средств Корпорации. При этом основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по следующим уровням:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр", - бакалавриат;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр", - магистратура;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "специалист", - подготовка специалистов.
Бакалавриат в университете нацелен на подготовку квалифицированных кадров, владеющих базовыми основами профессиональной культуры и основными компетенциями. Предусматривается создание программ бакалавриата, обеспечивающих современную квалификацию специалистов массовых профессий, наиболее востребованных инновационной экономикой.
Инженерно-технологическая магистратура готовит инженеров-физиков, технологов, конструкторов, способных обеспечить мировой уровень высоких наукоемких технологий и продукции атомной отрасли в сфере реакторостроения, замкнутого топливного цикла, создания и обслуживания атомных станций, технологии разделения изотопов, физических и химических технологий ядерных материалов и радиационного материаловедения.
Исследовательская магистратура готовит исследователей и разработчиков высоких наукоемких технологий, установок и материалов для научно-исследовательских и научно-производственных организаций, включая Российский научный центр "Курчатовский институт", федеральные ядерные центры и государственные научные центры.
Управленческая магистратура готовит менеджеров проектов с базовым техническим образованием для сферы высоких технологий и нужд атомной отрасли, в том числе менеджеров международных проектов, магистров-аналитиков по экспортному контролю, вопросам ядерного нераспространения и мирного использования атомной энергии, а также по международному ядерному праву.
В магистратуре университета планируется также обучение студентов, окончивших бакалавриат и специалитет в других вузах.
Бакалавры, магистры и специалисты университета будут востребованы в атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслях и обеспечат решение задач по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.
Реализация образовательных программ послевузовского профессионального образования осуществляется по профильным специальностям в аспирантуре и докторантуре университета, а также путем прикрепления соискателей ученых степеней к университету.
При реализации образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования планируется постепенное увеличение доли магистров и аспирантов в общей численности обучаемых лиц.
Реализация образовательных программ среднего профессионального образования осуществляется по профильным специальностям, востребованным в первую очередь в атомной отрасли.
Специалисты со средним профессиональным образованием, подготавливаемые в университете, обеспечат удовлетворение потребностей регионов в кадрах и снизят кадровый дефицит.
В рамках мероприятия, касающегося развития интеграции науки и образования, осуществляется интеграция науки и образования путем использования в учебном и научном процессах уникальной научно-производственной базы университета, Российского научного центра "Курчатовский институт", федеральных ядерных центров и ведущих учреждений атомной отрасли, а также других российских научных центров, что позволяет сбалансировать федеральные, региональные и отраслевые интересы, играющие важную роль в подготовке кадров и удовлетворении образовательных потребностей населения в регионах.
Развивается система научно-образовательных центров, способствующих развитию процесса интеграции науки и образования внутри университета и вне его. При этом университет широко использует результаты научных исследований научно-образовательных центров в учебном процессе.
В состав университета входят более 20 научно-образовательных центров, в том числе "Радиационное материаловедение и радиационная безопасность", "Ядерное и электрофизическое приборостроение", "Материалы для спинтроники", "Ядерно-физический мониторинг", "Центр нейтрон-захватной терапии", "Физика и технология радиационно стойкой электроники", "Использование рентгеновского, синхронного излучений и нейтронов для исследования сложных соединений наноструктур", "Фундаментальные и прикладные исследования с использованием ускорителей заряженных частиц", "Лазерная физика. Лазерный термоядерный синтез", "Атомная энергетика", "Методы и средства исследования свойств материалов элементов активных зон ядерных реакторов в процессе облучения".
Разрабатываются и внедряются новые механизмы взаимодействия университета и работодателей, предусматривающие организацию совместных учебно-научных лабораторий, введение в практику заказа на выпускников (бакалавры, магистры и специалисты), совместный учебно-исследовательский и учебно-производственный процесс с целью быстрейшей адаптации указанных выпускников к условиям работы. В научно-образовательных центрах предусмотрена многоуровневая система непрерывного обучения и подготовки кадров для атомной отрасли на основе комплексного использования материально-технических и кадровых возможностей университета и организаций атомной отрасли. Для более качественной и эффективной подготовки специалистов осуществляется привлечение студентов к научной деятельности в существующих и создаваемых учебно-научных лабораториях.
В рамках указанного мероприятия реализуется программа привлечения молодых ученых и аспирантов к выполнению на базе университета научно-исследовательской работы в интересах атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей России.
Реализация этого мероприятия способствует обеспечению интеграции деятельности ведущих научных учреждений и университета, модернизации образовательного и научно-исследовательского процессов, созданию и развитию единого образовательного пространства и условий для непрерывного образования.
Университетом осуществляется мероприятие, касающееся реализации, разработки и модернизации основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования по профильным специальностям на основе образовательных стандартов третьего поколения, в том числе на основе самостоятельно разрабатываемых образовательных стандартов и требований для реализации образовательных программ высшего профессионального образования.
В рамках указанного мероприятия разрабатываются основные образовательные программы, разрабатываются и модернизируются учебные планы и рабочие программы учебных курсов и дисциплин (модулей), обеспечивающих высокое качество подготовки обучающихся лиц для атомной отрасли, других высокотехнологичных отраслей, а также программы учебной и производственной практики, календарные учебные графики, лабораторные практикумы и иные материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Кроме того, в рамках этого мероприятия разрабатываются образовательные контенты (учебно-методические материалы, включающие тексты лекций, учебно-методические пособия, учебники, учебно-методические материалы для практических занятий, семинаров, лабораторных работ и деловых игр, учебные видео- и аудиоматериалы, слайды, эскизы плакатов и другие дидактические материалы для работы профессорско-преподавательского состава, материалы для проведения дистанционного обучения) нового поколения, отвечающие современным образовательным стандартам и требованиям.
Развитие профессионального образования предусматривает расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса. С целью согласования образовательных и профессиональных стандартов разрабатывается и апробируется технология формирования перечня компетенций для стандартов нового поколения с участием работодателей на основе требований обновляемых профессиональных стандартов.
Для повышения качества образования внедряются современные методики образования - мастер-классы и деловые игры, электронные учебно-методические комплексы и сетевые технологии, а также обучение студентов навыкам самостоятельного получения знаний, в том числе с использованием дистанционных технологий обучения. Приоритетным направлением является опережающее развитие электронных образовательных ресурсов, формирование специализированных порталов и библиотек электронных учебных и учебно-методических материалов, позволяющих создать единую учебно-методическую базу материалов.
В рамках этого мероприятия разрабатываются в форме, готовой для публикации на бумажном носителе и в электронном виде, учебно-методические материалы, включая тексты лекций, учебно-методические пособия, учебно-методические материалы для практических занятий, семинаров, лабораторных работ и деловых игр, учебные видео- и аудиоматериалы, слайды, эскизы плакатов и другие дидактические материалы для работы преподавателей, и адаптируются для проведения дистанционного обучения.
Важное значение придается интеграции отраслевых региональных высокотехнологичных организаций и университета - научные и производственные кадры предприятий представляют собой его мощный научно-инновационный ресурс.
В рамках указанного мероприятия модернизируются образовательные программы послевузовского профессионального образования, проводятся стажировки аспирантов и докторантов университета в ведущих организациях атомной отрасли, других высокотехнологичных отраслей, российских и зарубежных научных центрах и технопарках, приглашаются ведущие профессора и ведущие специалисты отрасли из российских и зарубежных учебных заведений для научного руководства учебно-исследовательскими и дипломными работами студентов и аспирантов и научных консультаций докторантов.
Для преподавания в университете приглашаются ведущие ученые и специалисты-практики из региональных организаций высокотехнологичных отраслей.
Университетом осуществляется мероприятие, касающееся разработки и модернизации образовательных программ среднего профессионального образования, которые включают в себя учебные планы, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и материалы, обеспечивающие высокое качество подготовки студентов для атомной отрасли, других высокотехнологичных отраслей, а также программы учебной и производственной практики, календарные учебные графики, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий и возможность непрерывного образования, и разработки образовательных контентов нового поколения.
В рамках указанного мероприятия разрабатываются в форме, готовой для публикации на бумажном носителе и в электронном виде, а затем издаются учебно-методические материалы, включая тексты лекций, учебно-методические пособия, учебно-методические материалы для практических занятий, семинаров, лабораторных работ и деловых игр, учебные видео- и аудиоматериалы, слайды, эскизы плакатов и другие дидактические материалы для работы преподавателей.
Проводятся стажировки руководящих и педагогических работников, в том числе преподавателей, учебно-вспомогательного и иного персонала на ведущих предприятиях атомной отрасли, других высокотехнологичных отраслей, а также в технопарках (в том числе зарубежных).
В рамках мероприятия, касающегося разработки программ дополнительного профессионального образования для переподготовки и повышения квалификации работников атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей, в университете:
разрабатываются учебные программы повышения квалификации и переподготовки кадров, высвобождающихся в процессе реструктуризации атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей;
разрабатываются образовательные программы дополнительного профессионального образования с участием объединений работодателей для профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировок работников атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей;
создаются группы преподавателей для обучения специалистов атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей непосредственно на предприятиях;
разрабатываются в форме, готовой для публикации на бумажном носителе и в электронном виде, а затем издаются учебно-методические материалы, включая тексты лекций, учебно-методические пособия, учебно-методические материалы для практических занятий, семинаров, лабораторных работ и деловых игр, учебные видео- и аудиоматериалы, слайды, эскизы плакатов и другие дидактические материалы для работы преподавателей.
Образовательные программы дополнительного профессионального образования для атомной отрасли группируются в том числе по следующим направлениям подготовки:
современная и новая технологические платформы атомной энергетики;
перспективные высокоэффективные ядерные технологии;
современные информационно-коммуникационные технологии в ядерной сфере;
обеспечение безопасности ядерных материалов и объектов и ядерное нераспространение;
международный конкурентный анализ;
коммерциализация технологических разработок.
Для обеспечения потребности атомной отрасли в управляющих кадрах, экспертах и специалистах международного уровня по ядерному праву, экспортному контролю, вопросам ядерного нераспространения и мирного использования атомной энергии, для работы в международных организациях (Международное агентство по атомной энергии, представительства Корпорации за рубежом) специально разрабатываются рабочие программы учебных курсов, предметов и дисциплин (модулей) профессиональной переподготовки специалистов с необходимым объемом технической, специализированной правовой и языковой подготовки.
В рамках мероприятия, касающегося развития системы переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников, административно-хозяйственного, производственного и учебно-вспомогательного персонала университета:
реализуются программы переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников, административно-хозяйственного, производственного и учебно-вспомогательного персонала университета;
разрабатываются программы переподготовки и повышения квалификации в том числе по таким направлениям, как современные информационно-коммуникационные технологии в сфере образования, международное сотрудничество в образовании и международный конкурентный анализ, современные методики преподавания, включая использование мультимедийных, электронных обучающих средств и тестовых технологий;
создаются и реализуются программы переподготовки и повышения квалификации административно-хозяйственного персонала университета в том числе по таким направлениям, как управление качеством, менеджмент, экономика и финансы, современные методы и информационные технологии в управлении;
проводятся стажировки научно-педагогических работников на ведущих отраслевых предприятиях, в российских и зарубежных научных центрах, а также в технопарках.
При этом в первую очередь осуществляются переподготовка и повышение квалификации научно-педагогических и инженерно-технических работников возрастных категорий 30-39 и 40-49 лет, а также более молодых сотрудников.
Университет имеет большой опыт работы со студентами из государств - участников Содружества Независимых Государств, а также из стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки и предлагает полный спектр образовательных услуг по всем уровням подготовки, успешно конкурируя в сфере предоставления образовательных услуг с иными образовательными организациями, осуществляющими подготовку специалистов для ядерной отрасли.
В рамках мероприятия, касающегося международного сотрудничества и развития экспорта образовательных услуг:
проводятся стажировки студентов, аспирантов и докторантов университета в зарубежных образовательных учреждениях и научных центрах;
приглашаются ведущие зарубежные ученые и педагоги для разработки и чтения отдельных лекций, учебных курсов, предметов и дисциплин (модулей);
разрабатываются и публикуются учебно-методические материалы на иностранных языках, включая тексты лекций, учебно-методические пособия, учебно-методические материалы для практических занятий, семинаров, лабораторных работ и деловых игр;
проводятся всероссийские и международные конференции по вопросам образовательной деятельности и распространению лучших образовательно-научных и методических как российских, так и мировых достижений.
Университетом проводится мероприятие, касающееся профессионально-ориентационной работы со школьниками, их подготовки к поступлению в университет и формирования позитивного образа профессиональной деятельности.
Мероприятие направлено на совершенствование профессионально-ориентационной работы со школьниками, их подготовки к поступлению в университет, на повышение качества и объема научно-популярной информации о современных проблемах атомной науки и сферы высоких технологий в средствах массовой информации и сети Интернет и формирование позитивного образа профессиональной деятельности, а также на развитие престижа профессиональной деятельности и образования в структуре атомной отрасли.
В рамках указанного мероприятия осуществляются:
подготовка школьников к поступлению в университет (организуются подготовительные курсы, физико-математические классы, краткосрочные курсы по подготовке к сдаче единого государственного экзамена по математике и физике и воскресные физико-математические лектории, проводятся олимпиады школьников по физико-математическим дисциплинам, техническим и технологическим дисциплинам, а также по информационным технологиям, являющиеся основной формой отбора наиболее способной и подготовленной молодежи для поступления в университет, конкурсы научно-технического творчества, летние физико-математические школы и конференции);
обеспечение учебно-методическими материалами;
реклама среди молодежи достижений атомной отрасли, планов ее развития, современного уровня инженерно-физического образования посредством печатной продукции, средств массовой информации и встреч с молодежью на днях открытых дверей.
Университетом проводится мероприятие, касающееся приобретения учебного, учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования для приведения его лабораторий в соответствие с современными требованиями подготовки кадров для атомной отрасли, других высокотехнологичных отраслей.
В рамках указанного мероприятия закупается современное учебное, учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование, включающее современные тренажерные комплексы для оснащения, переоснащения и модернизации аудиторий, лабораторий, научно-образовательных центров, центров коллективного пользования, учебных кабинетов, учебных и учебно-производственных мастерских, обеспечивающее подготовку кадров по профильным специальностям и направлениям университета.
В рамках второго направления осуществляются следующие мероприятия:
проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, развитие научно-педагогических коллективов университета до мирового уровня;
приобретение уникального научного оборудования;
организация и проведение университетом всероссийских и международных научных конференций, создание и развитие научных журналов с высоким уровнем импакт-фактора.
В составе университета успешно работают научно-образовательные центры, в том числе по следующим профильным для университета направлениям:
современные ядерные, лазерные, плазменные и пучковые технологии;
нанотехнологии, наносистемы и наноматериалы;
радиационное материаловедение;
исследования материи в экстремальных состояниях;
радиационная стойкость изделий электроники, микроэлектроники и наноэлектроники;
ядерное и электрофизическое приборостроение;
физика сильных магнитных и электромагнитных полей;
современные сверхпроводящие материалы;
медицинская физика;
ядерная космофизика;
безопасность информационных и технических систем;
управляемый термоядерный синтез.
В университете работают, в частности, такие исследовательские лаборатории, как "Внутриреакторная дозиметрия и спектрометрия", "Теплофизика ядерно-энергетических установок", "Активные методы контроля и обнаружение делящихся, взрывчатых и наркотических веществ", "Проектирование систем физической защиты ядерно опасных объектов", "Радиометрия близкофоновых потоков гамма- и нейтронного излучений", "Разделение изотопов и масс-спектрометрия", "Ультрадисперсные (нано-) материалы", "Методы исследования наноматериалов", "Измерительные системы наноэлектроники", "Нанотроника", "Моделирование многомасштабных наносистем", "Измерение и моделирование характеристик горения и взрыва, оценка последствий техногенных аварий и катастроф", "Методические, метрологические и конструкторские основы обеспечения качества", "Диагностика состояния и свойств материалов", "Взаимодействие мощного лазерного излучения с веществом", "Физика взаимодействия импульсного рентгеновского излучения с веществом", "Взаимодействие тяжелых ионов с веществом", "Управляемый термоядерный синтез с магнитным удержанием", "Диагностика импульсной горячей плазмы", "Плазменные нанотехнологии", "Вакуумно-плазменные методы модификации поверхностей твердых тел", "Малая ускорительная", "Твердотельные лазеры", "Оптические методы мониторинга", "Компьютерные тренажеры ядерно-энергетических установок", "Методы исследования наноматериалов с использованием синхротронного излучения", "Защита информации на ядерно опасных объектах".
Кроме того, в университете в том числе функционируют:
атомный центр;
исследовательский центр аналитического обеспечения разработок функциональных наноматериалов;
лазерный исследовательский центр;
радиационно-ускорительный исследовательский центр;
исследовательский центр "ИПИ/CALS-технологии".
Получит опережающее развитие научно-инновационная деятельность университета, связанная с созданием целостной системы коммерциализации разработок и технологий, обучением студентов всех специальностей основам практических методов коммерциализации научных разработок, а также с подготовкой кадров для инновационной деятельности. С целью эффективной интеграции науки и образования, привлечения ученых из ведущих научных институтов к научной и преподавательской деятельности в университете особое внимание будет уделено созданию и развитию системы научно-образовательных центров с участием ведущих научных организаций по всем основным направлениям научных исследований университета.
Научно-инновационное развитие университета на основе принципов интеграции науки и образования связано с решением следующих основных задач:
развитие системы фундаментальных научных исследований по широкому спектру приоритетных направлений науки и техники как важнейшего инструмента освоения обучающимися лицами ключевых компетенций поиска, анализа, освоения и обновления информации;
развитие системы прикладных исследований по приоритетным направлениям науки, технологий и техники и коммерциализация результатов исследований;
обеспечение реализации полного цикла инновационного образования, трансферт инновационных технологий в экономику на основе интеграции науки и образования и эффективного партнерства с бизнес-сообществом;
привлечение российских ученых, работающих в ведущих научных центрах России и за рубежом, для выполнения научных исследований;
создание сети научно-образовательных центров на основе интеграции подразделений университета с ведущими научными центрами и организациями высокотехнологичных отраслей для достижения научных результатов мирового уровня.
Для решения задач модернизации и расширения научно-инновационной деятельности на основе интеграции образования, науки и производства университет проводит мероприятие, касающееся проведения фундаментальных и прикладных научных исследований и развития научно-педагогических школ мирового уровня.
Учеными университета до 2017 года предполагается получить научные результаты по многим направлениям фундаментальных исследований, в том числе:
физика ядра и элементарных частиц;
физика ядерных реакторов и ядерного топливного цикла;
физика взаимодействия электромагнитного излучения, нейтронов и заряженных частиц с веществом;
квантовая физика наноструктур и конденсированного состояния вещества;
физика твердого тела и наносистем;
физика высоких плотностей энергии и экстремальных состояний материи;
физика сверхпроводимости;
физика плазмы и управляемый термоядерный синтез;
лазерная физика;
физика поверхности и тонких пленок;
математическое моделирование в естественных науках и квантовые методы обработки информации;
ядерная космофизика;
нелинейная математическая физика и моделирование нелинейных процессов;
биофизика и медицинская физика.
Проведение прикладных научных исследований в университете осуществляется в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации и направлено в первую очередь на разработку конкурентоспособных технологий и устройств, предназначенных для последующей коммерциализации.
В связи с этим перспективными направлениями прикладных исследований университета в том числе являются:
энерготехнологии нового поколения, в том числе быстрые реакторы и замкнутый ядерный топливный цикл;
материаловедение, в том числе реакторные материалы и технологии их создания;
нанотехнологии, наноматериалы и наноиндустрия;
плазменные технологии;
лазерные технологии;
технологии тонких пленок;
микро- и наноэлектроника;
мощная импульсная электрофизика и сильноточная электроника;
техника и технологии ускорителей заряженных частиц;
технологии ядерно-физического мониторинга;
биотехнологии, медицинская физика;
высокоэффективные технологии очистки воды;
новые информационные технологии и информационная безопасность;
отраслевое управление и экономика.
В рамках указанного мероприятия реализуется система использования в учебном и исследовательском процессах уникальной научно-производственной базы ведущих предприятий атомной отрасли, федеральных ядерных центров и других российских научных центров, а также собственного научного оборудования.
Создаются условия для развития научно-педагогических коллективов университета, в которых молодые ученые, аспиранты и студенты работают с наиболее результативными научными работами старших поколений по приоритетным направлениям научных исследований.
Финансовое обеспечение этого мероприятия осуществляется из средств, полученных в результате участия в конкурсах в рамках федеральных целевых программ, региональных целевых программ, ведомственных целевых программ, других программ и конкурсов, предусматривающих проведение научных исследований и развитие научно-педагогических коллективов.
Также университетом проводится мероприятие, касающееся приобретения уникального научного оборудования с целью приведения исследовательской базы университета в соответствие с современными требованиям подготовки ученых и специалистов для организаций атомной отрасли, оборонно-промышленного комплекса и предприятий высокотехнологичных отраслей.
В рамках этого мероприятия закупается современное уникальное научное оборудование для обеспечения проведения научных исследований на качественно новом уровне по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники и критическим технологиям Российской Федерации.
Приобретаемое уникальное научное оборудование используется в первую очередь в научно-образовательных центрах и центрах коллективного пользования.
Реализация указанного мероприятия способствует модернизации образовательного и научно-исследовательского процессов и созданию единого образовательного пространства университета.
В рамках мероприятия, касающегося организации и проведения университетом всероссийских и международных научных конференций, а также создания и развития научных журналов с высоким уровнем импакт-фактора, университетом проводятся всероссийские и международные научные конференции, школы молодых ученых с привлечением ведущих российских и зарубежных ученых в целях эффективного освоения исследователями и преподавателями лучших научных российских и мировых достижений. Одной из главных задач студенческих конференций, научных сессий университета, конференций для старшеклассников и школ является привлечение к активному участию в научных исследованиях творческой молодежи.
Организуется издание научных журналов с высоким уровнем импакт-фактора в соответствии с основными научными компетенциями университета. Развивается инфраструктура редакционно-издательского подразделения университета, создаются условия для привлечения ученых мирового уровня в состав редакционных коллегий журналов.
В рамках третьего направления предполагается формирование единого образовательного пространства университета, которое обусловлено:
регионально-распределенной структурой университета;
многоуровневым характером процесса образования университета;
интеграцией информационных, технологических и экономических составляющих процесса создания университета;
необходимостью дальнейшего повышения качества подготовки кадров и подъема уровня образования в регионах;
необходимостью организационной, учебно-методической, научно-исследовательской поддержки инновационных подходов в образовании;
взаимодействием подразделений, ведущих образовательную деятельность, с учреждениями, осуществляющими научную и производственную деятельность, а также деятельность в области инновационного предпринимательства;
переходом процесса обучения на новые образовательные технологии, в том числе путем создания электронной образовательной среды;
разработкой новых инновационных технологических решений на основе объединения ресурсов различных учебных учреждений, входящих в состав университета.
В рамках третьего направления осуществляются следующие мероприятия:
создание структуры единого образовательного пространства и обеспечение системы функционирования университета;
развитие инфраструктуры имущественного комплекса университета.
Мероприятие, касающееся создания структуры единого образовательного пространства и обеспечения системы функционирования университета, предполагает обеспечение эффективного функционирования структурных подразделений, входящих в его состав, что достигается оптимальным сочетанием кадрового потенциала, инфраструктуры имущественного комплекса и информационно-коммуникационного обеспечения университета.
При создании единого образовательного пространства сетевого университета решаются следующие задачи:
создание структуры единого образовательного пространства;
обеспечение системы функционирования университета;
создание сетевой инфраструктуры и системы управления университетом;
развитие мобильности обучающихся лиц, аспирантов, молодых ученых и преподавателей в структуре университета;
развитие инфраструктуры имущественного комплекса университета.
Решение задач, стоящих перед университетом при создании структуры единого образовательного пространства и обеспечении системы его функционирования, требует создания новой сетевой инфраструктуры университета и единых межуровневых интерфейсов (среднее профессиональное образование - высшее профессиональное образование, бакалавриат - магистратура, магистратура - аспирантура) для:
развития многоуровневого непрерывного образования;
формирования системы единого методического и информационного обеспечения;
создания системы обеспечения качества образования и системы планирования и мониторинга;
развития и обеспечения мобильности обучающихся лиц, аспирантов, ученых и преподавателей с целью соблюдения единого стандарта качества образования, усиления мотивации и закрепления выпускников в отрасли;
формирования сети баз научной и производственной практики.
Сетевая инфраструктура университета обеспечивает доступность и надежность связи и состоит из:
информационной системы управления образовательными процессами (формирование учебных программ и расписания, планирование нагрузки, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, а также использование аудиторного фонда, расчет рейтинга студентов, формирование отчетности и другое);
системы управления обеспечивающими процессами (бюджетирование, бухгалтерия, кадровый учет, имущественный комплекс, отчетность);
системы управления программами и проектами (планирование, организация и ведение проектов, анализ достижения значений плановых индикаторов и результатов проекта, делопроизводство и другое);
системы электронного документооборота (организация электронного документооборота, электронная почта);
системы мониторинга и прогнозирования деятельности вуза по ключевым показателям (организация сбора и анализа отчетности, мониторинг, прогноз);
системы управления качеством образовательной деятельности университета;
системы управления интеллектуальными ресурсами (планирование научно-методической работы, управление развитием кадрового и интеллектуального потенциала, формирование баз знаний, мониторинг научной деятельности);
каталога образовательных информационных ресурсов (электронные библиотеки для студентов, электронные библиотеки для научной и учебно-методической работы, анализ обеспеченности учебно-методической литературой);
системы электронного обучения;
системы дистанционного обучения (образовательные ресурсы, тестирование, анализ, отчетность);
комплекса учебных лабораторий и мест прохождения практики;
системы информационных порталов образовательных учреждений;
сетевой системы высокопроизводительных вычислительных комплексов, обеспечивающей иерархический доступ к информационным ресурсам и необходимый уровень защиты и сохранности информации.
В рамках указанного мероприятия решаются следующие задачи по информационно-коммуникационному обеспечению сетевой инфраструктуры университета:
разработка электронных учебно-методических комплексов и сетевых технологий обучения разного уровня;
формирование системы дистанционного обучения, поддерживающей как индивидуальные, так и корпоративные формы обучения;
создание системы электронного документооборота, позволяющей существенно повысить эффективность функционирования университета, увеличить скорость принятия и прохождения решений, обеспечить контроль за исполнением документов, централизованное хранение и защиту служебной информации;
создание системы обмена электронными сообщениями как необходимой части системы электронного документооборота, построенной в качестве единой распределенной системы, предусматривающей схемы обеспечения доступности, отказоустойчивости и катастрофоустойчивости за счет применения средств репликации, резервирования оборудования и интеграции со схемами обеспечения доступности сетевой инфраструктуры;
создание системы порталов и файловых хранилищ, позволяющих размещать, хранить и предоставлять информацию сотрудникам университета и другим пользователям;
создание распределенной электронной библиотеки, обеспечивающей сохранность образовательных и научных материалов, более широкий и удобный доступ к информации из различных центров, входящих в состав университета;
наращивание совокупных библиотечных ресурсов университета на электронных и бумажных носителях с обеспечением подписки на базы данных и научные периодические издания;
создание консолидированных систем хранения информации для долговременного хранения больших объемов научных данных, полученных в результате проведения экспериментов или моделирования, и обеспечение производительного доступа к ним;
создание системы видеоконференцсвязи, необходимой для управления университетом и совместной работы над научно-образовательными проектами;
создание системы обеспечения информационной безопасности (часть информации, с которой работают научно-образовательные центры, входящие в состав университета, является критичной для обороноспособности и безопасности России).
В рамках мероприятия, касающегося развития инфраструктуры имущественного комплекса, который в настоящее время не позволяет в полной мере обеспечить количественную и качественную подготовку высококвалифицированных кадров, значительные средства планируется потратить на капитальный ремонт и реконструкцию имеющихся зданий, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций.
Общая площадь всех объектов учебных заведений, интегрируемых с университетом, составляет более 500 тысяч кв. метров. Поскольку большинство учебно-лабораторных корпусов и объектов социально-культурного назначения в учебных заведениях относятся к 1952-1975 годам постройки и нуждаются в модернизации, предполагается провести реконструкцию и капитальный ремонт 28 учебно-научных, социально-культурных и вспомогательных объектов университета.
Для обучения и работы с одаренными школьниками - будущими студентами университета будут созданы лицеи-интернаты за счет средств Корпорации.
В рамках четвертого направления предполагается управление реализацией Программы, включающее в себя следующие мероприятия:
завершение реорганизации образовательных учреждений, входящих в университет, и изменение его типа на автономное образовательное учреждение;
реализация государственного заказа при выполнении мероприятий Программы, организационно-техническое и информационное сопровождение конкурсных процедур;
аналитическое обеспечение реализации Программы;
создание системы управления качеством образовательной деятельности университета.
Управление университетом осуществляют ректор университета, ученый совет университета, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом университета органы.
Ректор осуществляет общее руководство Программой и несет персональную ответственность за ее реализацию (конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств), а также определяет формы и методы управления Программой. Ректор университета представляет учредителю университета ежегодный отчет о достижении результатов по ключевым индикаторам и показателям Программы.
Координационно-управляющими структурами университета являются ученый совет, научно-технический совет, учебно-производственный совет, учебно-методический совет, совет по работе с регионами, совет по информационным ресурсам и информационному обмену, центр профориентации и трудоустройства, центр качества, центр передачи и коммерциализации технологий и другие.
Для коллегиального рассмотрения основных вопросов, связанных с организацией проведения научных исследований, в университете создается научно-технический совет, который, в частности, готовит экспертизу заявок и результатов научных работ, выполняемых по федеральным и ведомственным целевым программам в университете, отзывы на работы, выдвигаемые на премии различных уровней, а также выполняет другие функции в соответствии с положением, утверждаемым ректором.
Учебно-производственный совет, в состав которого кроме представителей образовательных учреждений входят представители заказчиков-работодателей, занимается:
вопросами координации деятельности университета с работодателями;
установлением профильных компетенций с учетом мнения работодателей;
привлечением к преподаванию ведущих специалистов отрасли;
организацией практики студентов на предприятиях отрасли.
Учебно-методический совет:
вырабатывает единые требования к учебно-методической работе;
разрабатывает проекты единых общеуниверситетских образовательных стандартов и требований для реализации программ высшего профессионального образования и положений;
рассматривает основные образовательные программы;
рекомендует наборы типовых модулей гуманитарных и социально-экономических, математических, естественно-научных и профессиональных дисциплин для разных специальностей;
осуществляет отбор учебной литературы и рекомендует ее к изданию;
вырабатывает рекомендации и занимается вопросами обеспечения качества образования, включая вопросы контроля качества на вступительных испытаниях, в процессе учебы и на итоговой аттестации выпускников, а также создает единый банк тестовых заданий;
анализирует результаты мониторинга образовательной деятельности университета;
осуществляет экспертизу и внедрение новых методов преподавания.
Совет по работе с регионами:
координирует работу учебных заведений университета в регионах;
вырабатывает рекомендации и планирует взаимодействие с региональными научными и производственными организациями.
Совет по информационным ресурсам и информационному обмену:
вырабатывает общеуниверситетские стандарты хранения, накопления и обмена информацией и документами;
регулирует пополнение локальных библиотек на бумажных носителях;
осуществляет развитие общих электронных учебных ресурсов, включая образовательный портал университета;
формирует общеуниверситетскую политику внедрения и использования IT-технологий в учебном процессе и управлении, включая унификацию и лицензионную чистоту используемого программного обеспечения.
Центр передачи и коммерциализации технологий позволит:
обеспечить поиск партнеров по реализации инновационных проектов и перспективных технологий, а также для разработки маркетинговых стратегий, пропаганды опыта успешных компаний, организации обучения, консультирования, маркетинга и менеджмента;
оказывать содействие в привлечении средств для финансового обеспечения реализации инновационных проектов;
организовать предоставление услуг на всех этапах инновационного цикла (этот вид деятельности будет осуществляться после изменения типа государственного образовательного учреждения на автономное образовательное учреждение).
Управление реализацией Программы включает в себя проведение работ, связанных с обеспечением конкурсов по Программе, сбором, систематизацией и анализом статистической и текущей информации о реализации мероприятий Программы, прогнозированием динамики развития университета и кадровой ситуации в высокотехнологичных отраслях, мониторингом результатов выполнения мероприятий Программы, организацией независимой оценки показателей, внедрением информационных технологий и обеспечением их применения в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения мероприятий, осуществлением информационного обеспечения специализированного сайта в сети Интернет, а также с внедрением системы управления качеством образовательной деятельности в университете.
После создания автономного образовательного учреждения "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" путем изменения типа государственного образовательного учреждения реализация образовательной Программы будет осуществляться органами автономного образовательного учреждения - наблюдательным советом автономного образовательного учреждения, ректором университета, иными предусмотренными федеральными законами и уставом автономного образовательного учреждения органами.
Компетенция и порядок работы наблюдательного совета автономного образовательного учреждения определяются законодательством об автономных образовательных учреждениях и уставом автономного образовательного учреждения.
К компетенции руководителя автономного образовательного учреждения относятся вопросы осуществления текущего руководства управления Программой, деятельностью автономного образовательного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами и уставом автономного образовательного учреждения к компетенции учредителя автономного образовательного учреждения и наблюдательного совета автономного образовательного учреждения.
В рамках четвертого направления университет проводит мероприятие, касающееся завершения реорганизации образовательных учреждений, входящих в университет, и изменение его типа на автономное образовательное учреждение.
Реализация Программы на I этапе предусматривает:
в 2009-2010 годах - завершение реорганизации государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования;
в 2011 году - изменение типа государственного образовательного учреждения на автономное образовательное учреждение.
При создании автономного образовательного учреждения учитываются возможные социально-экономические последствия его создания, доступность для населения и качество выполняемых им работ и оказываемых услуг. Также учитывается, что имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным образовательным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного образовательного учреждения до изменения его типа.
В рамках мероприятия, касающегося реализации государственного заказа при выполнении мероприятий Программы и организационно-технического и информационного сопровождения конкурсных процедур, университет выполняет следующие основные функции:
осуществляет заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг за счет средств бюджетных и внебюджетных источников финансового обеспечения мероприятий Программы;
организует независимую экспертизу и привлекает независимых экспертов для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям, установленным государственными контрактами оценки показателей результативности и эффективности мероприятий Программы, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
внедряет информационные технологии и обеспечивает их применение в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения мероприятий Программы, осуществляет информационное обеспечение специализированного сайта в сети Интернет;
систематизирует аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы.
В рамках мероприятия, касающегося аналитического обеспечения реализации Программы, проводятся работы, связанные со сбором, систематизацией и анализом статистической и текущей информации о реализации мероприятий Программы, прогнозированием динамики развития университета и кадровой ситуации в высокотехнологичных отраслях, в том числе атомной отрасли, мониторингом хода и результатов реализации мероприятий Программы, а также оценкой уровня достижения цели и решения задач Программы и подготовкой аналитических материалов для органов управления Программой в соответствии с их компетенцией.
Кроме того, в рамках указанного мероприятия реализуются процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации мероприятий Программы и условиях участия в них исполнителей.
В рамках мероприятия, касающегося создания системы управления качеством образовательной деятельности университета, осуществляется обеспечение его высокой конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг за счет достижения высокого качества научных исследований и образовательного процесса и подготовки кадров, высокого уровня их профессиональных знаний, навыков и умений, а также высоких морально-нравственных качеств. Для реализации этой цели в университете создается центр качества.
Качество образовательной деятельности университета определяется:
качеством образовательных программ;
качеством подготовки студентов, аспирантов и докторантов;
качеством методического и материально-технического обеспечения научно-образовательного процесса;
профессиональным уровнем профессорско-преподавательского, научного и педагогического составов, а также иного персонала;
положительной мотивацией обучающихся лиц и персонала;
качеством технологий обучения;
качеством технологий тестирования и проверки знаний, умений и навыков обучающихся лиц;
качеством общего управления университетом.
Учет указанных факторов определит успех университета при разработке и внедрении эффективной системы управления качеством образования и проведения научных исследований.
В целях обеспечения решения указанных задач предусмотрен комплекс мер по обеспечению мобильности административно-хозяйственного персонала университета с учетом расположения учебных заведений, входящих в его состав.
Индикаторы реализации мероприятий Программы приведены в приложении N 3 к Программе.
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 13.07.2009 N 915-р (ред. от 08.09.2010)