Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.08.98 N 919 (ред. от 12.08.2010) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МИРОВОЙ ОКЕАН"
ПОДПРОГРАММА "ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИРОДЫ МИРОВОГО ОКЕАНА" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МИРОВОЙ ОКЕАН"
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2008 N 731, от 12.08.2010 N 619)
Паспорт подпрограммы "Исследование природы Мирового океана"Наименование подпрограммы | - подпрограмма "Исследование природы Мирового океана" |
Дата принятия решения о разработке подпрограммы и дата ее утверждения | - Указ Президента Российской Федерации от 17 января 1997 г. N 11, |
постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. N 192, | |
постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 919 | |
Государственный заказчик подпрограммы | - Министерство образования и науки Российской Федерации |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619) | |
Основные разработчики подпрограммы | - научные организации Российской академии наук, научно-исследовательские институты и центры федеральных органов исполнительной власти |
Цель и задачи подпрограммы | - целью подпрограммы является развитие научной базы для устойчивого прогресса отраслей морской деятельности, роста морского потенциала России, обеспечения ее национальной безопасности, снижения ущерба от природных и техногенных катастроф, выполнения задач других подпрограмм федеральной целевой программы "Мировой океан". |
Задачами подпрограммы являются: | |
изучение и оценка роли Мирового океана в резких изменениях климата в интересах эффективного стратегического планирования и безопасности страны; | |
оценка влияния изменений морской среды на динамику и сохранение биоресурсов морей России и необходимые меры для их сохранения; | |
исследования, направленные на совершенствование методов определения перспективных районов освоения минеральных и углеводородных ресурсов континентального склона и дна Мирового океана и обоснование новых подходов к оценке их перспективности; | |
батиметрические исследования окраинных морей Российской Федерации; | |
исследование связанных с Мировым океаном опасных и катастрофических природных явлений с целью их достоверного прогноза, эффективного предупреждения и минимизации рисков осуществления морской деятельности; | |
комплексные исследования процессов, характеристик и ресурсов морей западной части Арктики и Балтийского моря; | |
исследование возможных направлений развития морской деятельности Российской Федерации в условиях рисков и вызовов глобализации; | |
создание современных технических средств исследования Мирового океана | |
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации подпрограммы | - количество перспективных научных результатов, передаваемых для последующей разработки передовых технологий; |
количество научных публикаций (в том числе международных), содержащих результаты интеллектуальной деятельности; | |
прирост научной информации по существующим и новым базам данных; | |
количество подготовленных проектов методических документов; | |
количество полученных патентов на результаты интеллектуальной деятельности | |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619) | |
Срок реализации подпрограммы | - подпрограмма реализуется в 1998-2013 годах в 3 этапа: |
I этап - 1998-2002 годы; | |
II этап - 2003-2007 годы; | |
III этап - 2008-2013 годы | |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619) | |
Объемы и источники финансирования подпрограммы | - общий объем финансирования подпрограммы в 2008-2013 годах составляет 733,445 млн. рублей, в том числе: |
за счет средств федерального бюджета - 551,695 млн. рублей; | |
за счет средств внебюджетных источников - 181,75 млн. рублей. | |
Все средства направляются на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ | |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619) | |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | - повышение достоверности прогнозов климатических изменений на территории России, включая экстремальные климатические явления, за счет учета роли океанских процессов; |
среднесрочные и долгосрочные прогнозы и сценарии состояния морского биоразнообразия и функционирования морских экосистем; | |
методы мониторинга морских экосистем, критерии оценки экологических рисков для морских экосистем, возникающих в ходе экономического развития приморских регионов России, и рекомендации по их снижению; | |
научное обоснование совершенствования методов определения перспективных районов и разработка новых подходов к оценке перспективности освоения евразийского сектора Северного Ледовитого океана как резерва углеводородного сырья на ближайшую и долгосрочную перспективу; | |
защищенность населения прибрежных регионов и уменьшение ущерба от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, связанных с процессами, происходящими в Мировом океане; | |
рекомендации по долгосрочному планированию экономического развития прибрежных зон и организации морской деятельности в Баренцевом, Белом и Балтийском морях; | |
научно обоснованные предложения для включения в проект государственной стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2020 года и на отдаленную перспективу; | |
создание современных технических средств исследования Мирового океана |
Основной целью реализации подпрограммы "Исследование природы Мирового океана" (далее - подпрограмма) было комплексное решение проблемы изучения Мирового океана в интересах экономического развития и безопасности страны. При этом решались следующие задачи:
исследование природной среды Мирового океана и происходящих в нем ключевых процессов;
фундаментальные исследования процессов взаимодействия океана и атмосферы, в том числе глобального характера (парниковый эффект, энерго- и массообмен, биогеохимический цикл "углерод - кислород" и др.);
исследование природной среды и ресурсного потенциала континентального шельфа, исключительной экономической зоны, территориального моря и прибрежной зоны Российской Федерации;
изучение и мониторинг состояния Мирового океана и гидрометеорологической обстановки в прилегающих морях в целях обеспечения хозяйственной и оборонной деятельности России;
изучение динамики экосистем, морских биологических ресурсов и выявление новых районов промысла морепродуктов на основе оценки биопродуктивности различных акваторий Мирового океана, развитие марикультуры;
исследование строения и развития земной коры дна морей и океанов, прогноз и оценка минеральных ресурсов Мирового океана;
навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение выполнения оборонных и народно-хозяйственных задач;
исследование природных и антропогенных чрезвычайных ситуаций в морских акваториях и прибрежных районах (землетрясений, цунами, пожаров, наводнений, извержений вулканов, разливов нефти и т. д.);
изучение состояния и загрязнения Мирового океана, в особенности в прибрежных водах России, и подготовка соответствующих рекомендаций.
Для решения этих задач выполнялись следующие основные мероприятия подпрограммы:
анализ и прогноз климата Мирового океана для обеспечения экономической деятельности, обороноспособности и устойчивого развития страны;
исследование динамики экосистем, биогеохимических циклов, морских биологических ресурсов, биоразнообразия акваторий Мирового океана, проблем загрязнения морей России и Мирового океана;
исследование состава и строения земной коры Мирового океана, прогноз и оценка минеральных ресурсов;
комплексные исследования и мониторинг дальневосточных, арктических, Черного, Азовского, Каспийского и Балтийского морей.
Выполненные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы способствовали научному и научно-техническому обеспечению реализации крупных национальных проектов, направленных на освоение и использование ресурсов и пространств Мирового океана и, прежде всего, в акваториях, находящихся под юрисдикцией и суверенитетом Российской Федерации. Положительные результаты во многих случаях были получены за счет использования значительных научно-технических и иных заделов, которые были созданы морской наукой и практикой за годы, предшествовавшие кризису.
В течение I и II этапов реализации подпрограммы были восстановлены утраченные научные позиции России в области изучения Мирового океана и укреплена научная база для рационального освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития и безопасности страны.
За эти годы существенно расширились морские экспедиционные исследования во всех морях, прилегающих к России - Черном, Каспийском и Балтийском морях, в Арктике и на Дальнем Востоке. Осуществлялась разработка научного обоснования для создания сети наблюдения за состоянием морской среды, в частности обеспечения мониторинга загрязнения морей России. В результате этого возрос объем всех видов наблюдений за состоянием Мирового океана, позволяющих на количественном уровне исследовать ключевые процессы, управляющие изменением климата океана и влияющие на глобальный климат.
Расширение исследований основных параметров морской среды способствовало научному обоснованию путей рационального использования биологических, минеральных и энергетических ресурсов Мирового океана, преимущественно в прибрежных морях России. Ежегодно выполнялось более 100 комплексных морских экспедиций, по результатам которых оценивалось состояние запасов основных водных биологических ресурсов в промысловых районах Мирового океана, разрабатывались научно обоснованные рекомендации по их рациональному использованию и сохранению.
Эффективность проектов подпрограммы, связанных с комплексными исследованиями процессов, характеристик и ресурсов морей России, проявляется в большом прикладном значении для ее прибрежных регионов выполненных исследований. В частности, разработаны основы информационно-аналитической системы в области океанографии и численные модели циркуляции вод дальневосточных морей, новые средства и методы регистрации цунами. Завершено формирование электронных каталогов и архивов наблюдений за опасными стихийными явлениями по ветровым волнам, зыби, палеоцунами и обледенению судов в северной части Тихого океана. Итоги работы могут быть применены для прогнозов погоды и опасных явлений природы, рыболовства, морского и воздушного транспорта, лесного и сельского хозяйства, морской нефтедобычи, образования. Подготовлена оценка степени возможного экологического ущерба природным береговым и прибрежноморским системам при реализации проектов, связанных со строительством нефтепроводов в Приморье и на острове Сахалин.
Составлена сводка по геологической изученности арктического континентального шельфа Российской Федерации с использованием геоинформационной технологии. Впервые дана оценка нефтегазоносности и минерагенического потенциала Северного Ледовитого океана. Разработан комплект сейсмических и геологических карт арктического шельфа Российской Федерации на базе геоинформационных технологий (программный продукт ArcView), который планируется использовать при проведении региональных работ как в акватории восточного сектора российской части Арктики, так и в береговой зоне. Использование комплекта карт на базе геоинформационных технологий позволит значительно сократить затраты при планировании региональных работ по выявлению нефтегазоносных структур на арктическом шельфе России. Результаты оценки ресурсного потенциала углеводородного сырья Северного Ледовитого океана переданы в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Опубликован климатический атлас арктических морей, содержащий не имеющую аналогов по составу и объему комплексную океанологическую базу данных, включающую сведения по метеорологии, гидрологии, гидрохимии, планктону, бентосу, ихтиофауне, морским птицам и млекопитающим. База является свободно расширяемой, в нее могут включаться без изменения и доработки технологических элементов как новые виды наблюдений, так и новые типы данных. Применение экосистемной модели оценки состояния гидробиологических сообществ Каспийского моря позволило повысить уровень научного обоснования прогнозов и рекомендаций по сохранению экосистемы северной части Каспийского моря.
Эффективность мероприятий, связанных с комплексными научными исследованиями морей России проявляется в большом прикладном значении выполненных проектов. Разработанные рекомендации используются организациями и учреждениями, осуществляющими проектирование, строительство и эксплуатацию различных сооружений в прибрежных зонах и на морских шельфах. Экологические и социальные результаты реализации мероприятий подпрограммы выражаются в снижении затрат на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций при осуществлении морской деятельности и стихийных бедствий на суше, связанных с влиянием Мирового океана на климат. В частности, результаты исследования механизмов генерации и распространения волн цунами в Тихом океане показали принципиальную возможность спутникового мониторинга распространения волн цунами, что является весьма перспективным для цунамиопасных районов Дальнего Востока.
II. Цель и задачи подпрограммы, срок ее реализации, целевые индикаторы и показателиЦелью подпрограммы на III этапе реализации является развитие научной базы для устойчивого прогресса отраслей морской деятельности, роста морского потенциала России, обеспечения ее национальной безопасности, снижения ущерба от природных и техногенных катастроф, выполнения задач других подпрограмм федеральной целевой программы "Мировой океан".
Задачами подпрограммы являются:
изучение и оценка роли Мирового океана в резких изменениях климата в интересах эффективного стратегического планирования и безопасности страны;
оценка влияния изменений морской среды на динамику и сохранение биоресурсов морей России и необходимые меры для их сохранения;
исследования, направленные на совершенствование методов определения перспективных районов освоения минеральных и углеводородных ресурсов континентального склона и дна Мирового океана и обоснование новых подходов к оценке их перспективности;
батиметрические исследования окраинных морей Российской Федерации;
исследование связанных с Мировым океаном опасных и катастрофических природных явлений с целью их достоверного прогноза, эффективного предупреждения и минимизации рисков осуществления морской деятельности;
комплексные исследования процессов, характеристик и ресурсов морей западной части Арктики и Балтийского моря;
исследование возможных направлений развития морской деятельности Российской Федерации в условиях рисков и вызовов глобализации;
создание современных технических средств исследования Мирового океана.
Целевые показатели и индикаторы подпрограммы приведены в приложении N 5.
III. Мероприятия подпрограммыМероприятия подпрограммы формировались на основе положений Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, целей и задач федеральной целевой программы "Мировой океан".
При этом основное внимание сосредоточено на решении наиболее актуальных долгосрочных задач национальной морской политики, связанных с развитием функциональных и региональных направлений морской деятельности России. Перечень программных мероприятий отвечает интересам национальной безопасности, целям текущего и перспективного социально-экономического развития Российской Федерации, задачам структурной перестройки экономики страны.
Реализация подпрограммы предполагает проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по следующим направлениям.
Направление "Изучение и оценка роли Мирового океана в резких изменениях климата в интересах эффективного стратегического планирования и безопасности страны"
Последние достижения науки показывают, что успешность долгосрочных прогнозов климатических условий на континентах определяется достоверностью учета климатообразующих процессов в Мировом океане, который является наиболее инерционным звеном климатической системы. Особо важен анализ роли Мирового океана в прогнозировании экстремальных климатических событий на континентах (сильные осадки, наводнения, засухи, ураганные ветры и т. п.). Их частота и интенсивность возросла в последние годы, приводя к многочисленным человеческим жертвам и ущербу, исчисляемому миллиардами рублей.
В последние годы проблема возможных быстрых изменений климата, в том числе в Арктике, является предметом широкого обсуждения на межправительственном уровне. Наряду с обоснованным беспокойством резкими климатическими изменениями и их возможными катастрофическими последствиями существует немало спекулятивных заключений, часто основанных на ключевой роли Мирового океана в таких изменениях. В этой ситуации выработка взвешенной внешнеполитической позиции России по широкому спектру вопросов напрямую зависит от достоверного исследования роли Мирового океана в климатических изменениях. В ближайшем будущем придется решать внешнеполитические проблемы, связанные с поиском и добычей энергоносителей, использованием морских транспортных путей, национальной безопасностью, использованием морских биоресурсов, делимитацией континентального шельфа, состоянием окружающей среды, применением морского права к арктическим районам, и ряд других проблем. Эти проблемы существуют и в настоящее время, однако климатический фактор может стать причиной их обострения, особенно в условиях глобализации и ограниченности невозобновляемых ресурсов. При этом наряду с международными усилиями по оценке и предвидению последствий климатических изменений необходимо осуществлять независимую национальную оценку, учитывающую последствия океанских климатических изменений для России.
В рамках этого направления намечена реализация следующих основных мероприятий:
изучение резких изменений океанской термохалинной циркуляции в Атлантическом океане и их влияния на предсказуемость европейского климата, включая экстремальные климатические явления;
оценка текущих и будущих климатических изменений в Арктике, их воздействия на морскую деятельность и разработка мероприятий по минимизации негативных последствий климатических изменений;
определение роли процессов в северной части Тихого океана (потепление поверхностных и распреснение промежуточных вод) в межокеанском обмене, формировании устойчивых режимов океанской термохалинной циркуляции и климатических аномалиях дальневосточного региона.
Направление "Оценка влияния изменений морской среды на динамику биоресурсов морей России и необходимые меры для их сохранения"
Регулярная оценка состояния морской среды имеет особенно большое значение в условиях все возрастающей нагрузки на среду, что вызывается расширением освоения нефтегазовых ресурсов на шельфе морей Российской Федерации, предстоящим строительством газопровода по дну Балтийского моря и другими причинами.
На фоне коротко- и долгопериодных естественных флуктуаций состояния морской среды, формирующих гидрохимическую основу биопродуктивности морских экосистем и развитие морской биоты, в настоящее время сильнейшее воздействие на экосистемы морей России и, соответственно, на морское биоразнообразие, состав и структуру биологических сообществ оказывают добыча морских биоресурсов, масштабное браконьерство и все возрастающая промышленно-хозяйственная активность в прибрежных зонах и на шельфе, связанная с разведкой, добычей и транспортировкой углеводородного сырья, увеличением потока морского транспорта, прибрежного рыболовства и количества марикультурных хозяйств. Полученные данные свидетельствуют о кризисных изменениях функциональных характеристик морских экосистем и трофической структуры сообществ, вызванных чрезмерным выловом донных беспозвоночных животных и рыб, антропогенным загрязнением, вселением чужеродных видов микрофлоры и беспозвоночных животных из балластных вод и обрастания судов. Особенно это касается заливов и бухт, которые имеют сложные гидродинамику и гидрохимический режим. Именно в эти высокопродуктивные районы, которые менее всего пригодны для антропогенных стоков, поступает основной объем бытовых и техногенных отходов, создавая очаги локального или регионального загрязнения и нарушая естественный ход биологических процессов в море. В то же время заливы, бухты и эстуарии используются морскими хозяйствами для искусственного выращивания донных водорослей-макрофитов, беспозвоночных животных и рыб, что в течение короткого времени приводит к гиперэвтрофикации водоема, гибели аборигенных сообществ морских организмов и появлению токсической микрофлоры, в том числе опасной для человека.
Основными мероприятиями по указанному направлению являются:
анализ влияния крупномасштабной добычи и транспортировки углеводородов на экосистемы и биоресурсы шельфовой зоны морей России, выработка механизмов смягчения последствий нефтегазодобычи на окружающую среду и биоту;
анализ, изучение и разработка методов и средств для дистанционного мониторинга состояния и загрязнения прибрежных вод Российской Федерации и других районов Мирового океана;
разработка системы экологически устойчивого морского природопользования в северо-западных морях России (Баренцевом, Печорском, Белом, Балтийском морях и в акватории архипелага Шпицберген) на основе современных биологических и информационных технологий;
разработка системы оценки и минимизации экологических рисков, связанных с действием естественных климатических и антропогенных факторов в Черном и Азовском морях;
определение основ экологической безопасности морских экосистем и комплекса мероприятий по сохранению биологических ресурсов морей Российской Федерации;
определение влияния массового развития видов-вселенцев, вредоносных и токсических организмов на состояние морских экосистем, оценка экологических и экономических последствий развития инородных организмов, приводящих к катастрофическому снижению продуктивности, естественного биоразнообразия, качества морской среды и ее пользовательских свойств, хозяйственного потенциала.
Направление "Исследования, направленные на совершенствование методов определения перспективных районов освоения минеральных и углеводородных ресурсов континентального склона и дна Мирового океана и обоснование новых подходов к оценке их перспективности. Батиметрические исследования окраинных морей России"
Глубоководные и шельфово-глубоководные осадочные бассейны евразийского сектора Северного Ледовитого океана являются крупным резервом углеводородного сырья России. Промышленное освоение доступной части этого резерва начнется уже в ближайшие годы (Печорское море). Значительно большая неизученная часть будет вовлекаться в освоение не ранее второй половины XXI века. Все этапы освоения ресурсов углеводородов в пределах Северного Ледовитого океана, включая поисковый, потребуют применения новых технологий, которые еще не опробованы или не разработаны. Предлагается выполнить в 2008-2012 годах научно-методическое обоснование совершенствования методов и выработки новых подходов к оценке перспективности евразийского сектора Северного Ледовитого океана и оценить возможность использования новых разработок в области морских геолого-геофизических исследований.
Основными мероприятиями по указанному направлению являются:
исследования перспективных в отношении энергетических и минеральных ресурсов участков континентального склона и дна российских морей и Мирового океана с целью совершенствования методов и обоснования новых подходов к оценке их перспективности;
изучение влияния на глобальные изменения природной среды скоплений субмаринных газовых гидратов в зависимости от их ресурсного потенциала;
создание новых технологий и технических средств съемки рельефа дна и подстилающей поверхности с целью картографического обеспечения морской деятельности.
Направление "Исследование связанных с Мировым океаном опасных и катастрофических природных явлений с целью их достоверного прогноза, эффективного предупреждения и минимизации рисков осуществления морской деятельности"
По сравнению с сушей океанская среда является существенно более агрессивной, значительно повышая риски всех видов хозяйственной деятельности и предъявляя специфические требования к стратегическому и тактическому планированию. Несмотря на улучшение оценки вероятности и прогноза опасных явлений в Мировом океане, относительная роль неблагоприятных океанологических и метеорологических факторов в общем количестве инцидентов на море постоянно растет. Экстремальные климатические события на континентах (сильные осадки, наводнения, засухи, ураганные ветры и т. п.) приводят к многочисленным человеческим жертвам и ущербу, исчисляемому миллиардами рублей. Поскольку в последние годы частота и интенсивность таких событий сильно возросли, учет роли Мирового океана в их прогнозировании приобрел особую важность.
После катастрофического цунами в Индийском океане (декабрь 2004 г.) и ряда последующих подводных землетрясений для России особое значение приобретает создание эффективной системы предупреждения о цунами в наиболее сейсмоактивном Курило-Камчатском районе. В рамках Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО работает специальная группа экспертов по созданию глобальной системы предупреждения о цунами и других опасных природных явлениях, связанных с Мировым океаном. Российская система предупреждения о цунами должна войти составной частью в международную систему.
Основными мероприятиями по указанному направлению являются:
разработка и создание системы определения количественных региональных и глобальных характеристик экстремальных условий на поверхности Мирового океана для достоверного определения пределов их предсказуемости в условиях меняющегося климата;
определение роли процессов взаимодействия "океан - атмосфера" в формировании экстремальных среднеширотных и тропических циклонов и климатических изменений их интенсивности и частоты под влиянием океана;
исследование экстремальных изменений уровня Мирового океана и их климатической динамики;
исследование катастрофических цунами как совместного проявления гидродинамических и геолого-геофизических факторов и возможности их прогнозирования и предупреждения, создание комплексной системы мониторинга сейсмоактивности в Курило-Камчатском районе;
исследование опасных явлений на поверхности Мирового океана с помощью дистанционных акустических и оптических систем.
Направление "Комплексные исследования процессов, характеристик и ресурсов морей западной части Арктики и Балтийского моря"
В настоящее время экономическая активность и присутствие России в районе морей западной части Арктики и Балтийского моря не подкреплены соответствующим естественно-научным обеспечением, что позволило бы ей претендовать на экономическое и политическое лидерство в этом регионе. Учитывая ключевую роль морей и Мирового океана в развитии региона, необходимо обеспечить реализацию всех выгод, которые может дать интегральная морская политика в средне- и долгосрочной перспективе для экономического роста, конкурентоспособности, занятости, охраны окружающей среды и безопасности соответствующей части страны. Достижение поставленной цели потребует обеспечения рационального природопользования в северо-западных морях России с целью комплексного использования их биологических, энергетических, минеральных, пространственных, рекреационных и других ресурсов на основе всестороннего изучения всего многообразия гидрофизических, биогеохимических и геологических процессов, состояния экосистем, интенсивности и последствий антропогенных воздействий. Решению этой задачи будут способствовать комплексные исследования процессов, характеристик и ресурсов морей западной части Арктики и Балтийского моря.
Направление "Исследование возможных направлений развития морской деятельности Российской Федерации в условиях рисков и вызовов глобализации"
В рамках данного направления планируется провести комплексный анализ и обоснование конкурентоспособных моделей устойчивого развития морской деятельности Российской Федерации в условиях рисков и вызовов глобализации.
Направление "Создание современных технических средств исследования Мирового океана"
Основными мероприятиями по указанному направлению являются:
анализ современного состояния технических средств изучения Мирового океана, направленных на обеспечение хозяйственной и оборонной деятельности;
разработка и создание современной измерительной аппаратуры для исследования Мирового океана и прибрежных морей России.
Распределение объемов и источников финансирования подпрограммы по направлениям ее реализации приведено в приложении N 6.
IV. Ресурсное обеспечение подпрограммыПотребность в финансовых ресурсах для выполнения III этапа подпрограммы составляет 733,445 млн. рублей, в том числе:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
в 2008 году - 131,68 млн. рублей;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
в 2009 году - 110 млн. рублей;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
в 2010 году - 150 млн. рублей;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
в 2011 году - 157,61 млн. рублей;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
в 2012 году - 167,56 млн. рублей;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
в 2013 году - 16,595 млн. рублей.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
Финансирование подпрограммы предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета в размере 551,695 млн. рублей и внебюджетных источников в размере 181,75 млн. рублей.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
Внебюджетные средства в основном будут сформированы за счет собственных средств участников федеральной целевой программы "Мировой океан", средств от реализации договоров и контрактов с российскими и иностранными коммерческими организациями и фирмами, долевых взносов партнеров, в том числе иностранных (при совместном использовании исследовательских судов), средств международных и негосударственных российских фондов, средств от участия в международных и региональных программах, а также средств, полученных за счет реинвестирования прибыли от реализации инвестиционных проектов.
V. Механизм реализации подпрограммыМногоаспектность и комплексность проблемы изучения ресурсного потенциала и пространств Мирового океана в интересах экономического развития и обеспечения национальной безопасности России определяется тем, что она включает совокупность взаимосвязанных задач, решение которых требует координации деятельности органов власти федерального и регионального уровней, организаций различного профиля и организационно-правовых форм. В этих условиях программный подход к разработке комплекса мероприятий федерального уровня и механизма их реализации в наибольшей степени обеспечивает достижение целей государственной политики в области исследований Мирового океана.
Управление и контроль за реализацией подпрограммы в установленном порядке осуществляет государственный заказчик подпрограммы - Министерство образования и науки Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
Основными функциями государственного заказчика являются:
управление выполнением исследований в рамках подпрограммы, контроль за их реализацией;
координация деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук по осуществлению исследований и разработки технологий функционирования системы;
контроль за достижением целевых показателей выполнения подпрограммы;
проведение экспертизы реализации научных проектов;
размещение государственного заказа на выполнение мероприятий подпрограммы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Реализация подпрограммы будет осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых Министерством образования и науки Российской Федерации с исполнителями программных мероприятий.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
За прошедшие годы механизм реализации подпрограммы, включающий в себя механизм управления, многократно апробирован, его эффективность подтверждена регулярными проверками, проведенными специалистами Счетной палаты Российской Федерации.
Государственный заказчик подпрограммы:
несет ответственность за реализацию подпрограммы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд";
несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию подпрограммы, осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией подпрограммы и контроля за ходом мероприятий подпрограммы;
организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации подпрограммы, финансировании мероприятий подпрограммы;
подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации подпрограммы;
осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации подпрограммы;
осуществляет мониторинг хода реализации подпрограммы и анализ достижения ее целевых индикаторов и показателей;
направляет в Министерство экономического развития Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации подпрограммы, необходимую для выполнения возложенных на указанное Министерство функций государственного заказчика - координатора федеральной целевой программы "Мировой океан".
Министерство образования и науки Российской Федерации ежегодно, до 1 февраля, направляет государственному заказчику - координатору федеральной целевой программы "Мировой океан" доклад о ходе работ по подпрограмме и эффективности использования финансовых средств, подготовленный на основе форм и схем, разрабатываемых Министерством экономического развития Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
Доклад должен содержать:
сведения о результатах реализации подпрограммы за отчетный год;
данные о целевом использовании и объемах привлеченных средств федерального бюджета;
сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию подпрограммы;
сведения о соответствии фактических показателей реализации подпрограммы показателям, установленным при ее утверждении Правительством Российской Федерации;
информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
сведения о наличии, объемах и состоянии объектов незавершенного строительства;
сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов;
оценку влияния фактических результатов реализации подпрограммы на обороноспособность страны (мультипликативный эффект по результатам реализации подпрограммы).
VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности подпрограммыПодпрограмма на III этапе ее выполнения наряду с другими подпрограммами внесет весомый вклад в реализацию основных положений Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года. Являясь научной основой выполнения всех подпрограмм федеральной целевой программы "Мировой океан", подпрограмма будет обеспечивать научный фундамент достижения единых целей политики государства в области обеспечения национальных и геополитических интересов России, поддержания ее устойчивого экономического развития, получения конкретных практических результатов как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе. Реализация подпрограммы будет способствовать реальной интеграции морской деятельности отдельных ведомств и регионов как внутри страны, так и за рубежом, способствуя концентрации средств федерального бюджета на наиболее значимых проектах и мероприятиях указанной Программы.
Результатом исследования процессов взаимодействия Мирового океана и атмосферы станет своевременное предсказание и прогнозирование экстремальных ситуаций, связанных с различными негативными природными явлениями в морских акваториях и в прибрежных районах. Характеристики долгопериодных изменений циркуляции Атлантического океана и механизмов ее влияния на климат европейской части России могут быть использованы Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации при долгосрочном стратегическом планировании экономики страны.
Кроме того, прогнозные оценки долговременных изменений континентального климата под влиянием Мирового океана будут использованы в деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации при планировании структурных преобразований сельского хозяйства страны в условиях осуществления приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса". Прогнозные оценки влияния Атлантики на формирование климатических аномалий, включая экстремальные климатические события на континентах, будут использованы Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для оптимизации действий при чрезвычайных ситуациях, уменьшения затрат при их планировании, а также управления рисками.
Своевременное предупреждение природных, экологических, техногенных катастроф имеет значительно больший экономический эффект, чем затраты на ликвидацию последствий, восстановление разрушенных территорий и социальную поддержку населения. Комплексные исследования и мониторинг прибрежных морей России будут способствовать предотвращению загрязнения прибрежных зон морей России.
Результаты выполнения подпрограммы позволят оценивать и прогнозировать повторяемость экстремальных явлений, связанных с Мировым океаном, с возможностью их региональной адаптации и оптимизации принятия решений при осуществлении отдельных видов морской деятельности. Это существенно улучшит потребительские свойства используемых средств транспорта и добычи в Мировом океане, продлевая срок жизни судов на 20-25 процентов и платформ - на 10-20 процентов. Использование полученных результатов позволит на 20-30 процентов сократить прямые потери, связанные с авариями и катастрофами на море, и на 15 процентов - косвенные потери от неэффективного планирования, а также повысить экологическую безопасность морских операций.
Исследование влияния состояния и изменений морской среды на ее биопродуктивность позволит не только рационально планировать потребление биоресурсов морей и океанов, но и выполнить решение Организации Объединенных Наций о постоянном контроле состояния морской среды.
Экономическая эффективность и актуальность работ по определению перспективных районов освоения углеводородных и минеральных ресурсов континентального шельфа и дна Мирового океана обусловлены перспективой истощения их запасов на континентальной части Российской Федерации.
Полученные в результате геолого-геофизических исследований данные помогут уточнить положение внешней границы континентального шельфа.
Научное обеспечение реализации естественных природных конкурентных преимуществ морских акваторий и прибрежных территорий обеспечит в северо-западных районах России дополнительный экономический рост, инвестиционную привлекательность, занятость, охрану окружающей среды и уменьшение ущерба от природных и техногенных катастроф, а также безопасность страны.
Новый этап развития морской деятельности потребует создания новых современных технических средств.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.08.98 N 919 (ред. от 12.08.2010) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МИРОВОЙ ОКЕАН"