Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.08.98 N 919 (ред. от 12.08.2010) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МИРОВОЙ ОКЕАН"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "МИРОВОЙ ОКЕАН"
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2008 N 731, от 12.08.2010 N 619)
Паспорт федеральной целевой программы "Мировой океан"Наименование Программы | - федеральная целевая программа "Мировой океан" |
Дата принятия решения о разработке Программы и дата ее утверждения | - Указ Президента Российской Федерации от 17 января 1997 г. N 11, |
постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. N 192, | |
постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 919 | |
Государственный заказчик - координатор Программы | - Министерство экономического развития Российской Федерации |
Основные разработчики Программы | - Министерство обороны Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство связи, Федеральное агентство по науке и инновациям, Российская академия наук |
Цель и задачи Программы | - целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны и охраны ее морских границ. |
Задачами Программы являются: | |
строительство и ввод в действие пусковых объектов региональных центров и береговых комплексных постов наблюдения единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки; | |
обеспечение геополитических и экономических интересов России на арктическом направлении; | |
создание нового зимовочного и транспортного комплекса в Антарктиде (на базе станции Прогресс); | |
накопление знаний о природной среде Антарктики; | |
подготовка предложений по повышению эффективности единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане; | |
увеличение количества прибрежных субъектов Российской Федерации, которые пользуются единой государственной системой информации об обстановке в Мировом океане; | |
разработка мероприятий по комплексному управлению прибрежными зонами (в рамках стратегий и программ комплексного социально-экономического развития приморских регионов, программ развития прибрежных муниципальных образований), морскими ресурсами и пространствами; | |
разработка предложений по повышению эффективности комплексных межведомственных проектов, направленных на интеграцию подходов заинтересованных сторон в области развития морской деятельности Российской Федерации | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - количество построенных (реконструированных и модернизированных) и введенных в действие пусковых объектов региональных центров и береговых комплексных постов наблюдения единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки; |
количество построенных и введенных в эксплуатацию объектов на антарктической станции Прогресс; | |
прирост количества параметров, характеризующих состояние обстановки в Мировом океане, включенных в единую государственную систему информации об обстановке в Мировом океане; | |
рост доли прибрежных регионов (субъектов Российской Федерации), органы государственной власти которых используют единую государственную систему информации об обстановке в Мировом океане, в общем числе прибрежных регионов; | |
прирост среднесуточного количества обращений к единой государственной системе информации об обстановке в Мировом океане всех категорий пользователей; | |
прирост объема информации о природной среде Антарктики в информационной системе "Антарктика"; | |
количество подготовленных проектов методических документов; | |
количество полученных патентов на результаты интеллектуальной деятельности; | |
выпуск товарной продукции производственного комплекса по переработке рыбы и морепродуктов на архипелаге Шпицберген; | |
предотвращенный экологический ущерб в Арктике; | |
количество реализуемых комплексных межведомственных проектов; | |
очистка загрязненных территорий в Арктической зоне Российской Федерации и на архипелаге Шпицберген | |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619) | |
Срок и этапы реализации Программы | - Программа реализуется с 1998 по 2013 год в 3 этапа: |
I этап - 1998-2002 годы; | |
II этап - 2003-2007 годы; | |
III этап - 2008-2013 годы | |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619) | |
Перечень подпрограмм Программы | - подпрограмма "Исследование природы Мирового океана"; |
подпрограмма "Военно-стратегические интересы России в Мировом океане"; | |
подпрограмма "Освоение и использование Арктики"; | |
подпрограмма "Изучение и исследование Антарктики"; | |
подпрограмма "Создание единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане" | |
Объемы и источники финансирования Программы | - общий объем финансирования Программы на 2008-2013 годы составляет 6641,5047 млн. рублей, в том числе за счет: |
средств федерального бюджета - 5242,9978 млн. рублей; | |
средств внебюджетных источников - 1398,5069 млн. рублей. | |
Средства направляются: | |
на капитальные вложения - в размере 2540,712 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 2337,712 млн. рублей; | |
на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - в размере 3564,8627 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 2425,0558 млн. рублей; | |
на прочие нужды - в размере 535,93 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 480,23 млн. рублей | |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - реализация мероприятий Программы должна способствовать сохранению и развитию научно-технического, социально-экономического и сырьевого потенциалов России, повысить достоверность и оперативность получения информации о состоянии обстановки в Мировом океане, достоверность прогнозов климатических изменений, а также способствовать социально-экономическому развитию приморских регионов страны и создать основу для дальнейшей реализации проектов комплексного освоения, использования, сохранения и исследования Арктики |
Основной целью федеральной целевой программы "Мировой океан" (далее - Программа) является комплексное решение проблем изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Для достижения этой цели необходимо обеспечить формирование скоординированной государственной политики, нацеленной на консолидацию внутригосударственных и международных интересов России в деле использования Мирового океана.
Цель I этапа реализации Программы (1998-2002 годы) сводилась к стабилизации основных показателей деятельности Российской Федерации в Мировом океане. Приоритет был отдан проектам, реализующим политику сокращения ущерба от свертывания морской деятельности Российской Федерации в Мировом океане, при одновременном глубоком и всестороннем анализе состояния дел, возможностей, а также текущих и перспективных потребностей.
Позитивным результатом реализации Программы на I этапе стало начало работ по многим направлениям морской деятельности. В частности, началось постепенное восстановление российского присутствия в Антарктике, для чего были осуществлены работы по модернизации инфраструктуры российских антарктических станций, проведена закупка и изготовление природоохранного оборудования, начаты проектные работы по созданию нового зимовочного комплекса и строительству снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы на станции Прогресс.
С 2000 года возобновились геолого-разведочные работы на железо-марганцевые конкреции и кобальто-марганцевые корки, которые практически не велись в 1990-е годы. В результате проведенных работ удалось ликвидировать неравномерность изученности всего российского разведочного региона в Тихом океане, получить уникальные результаты геоэкологических исследований в районе будущей добычи железо-марганцевых конкреций. Впервые в России началась промышленная добыча нефти на шельфе острова Сахалин, активизировались после почти 10-летнего перерыва региональные геолого-геофизические работы на баренцевоморском, северокаспийском шельфе и в Азово-Черноморском бассейне.
В результате работ, выполненных на I этапе реализации Программы, были созданы организационно-методические и технологические условия для введения в эксплуатацию центрального Web-сервера единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, разработана технология распределения сети баз метаданных, данных и информации о морской среде системы, реализована технология ведения оперативной базы данных, поступающих по каналам глобальной системы телесвязи, и доступа к этой базе данных пользователей и центров единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, проведено оснащение центров указанной системы современным телекоммуникационным оборудованием и системным программным обеспечением, реализован спутниковый проект по включению в нее потока данных с космического аппарата "ТЕРРА", опробована интегрированная схема получения, дешифровки и оперативного использования спутниковой информации, включая ледовые, гидрологические и метеорологические прогнозы на трассах Северного морского пути.
Существенно расширились морские экспедиционные исследования в прилегающих к России Черном, Каспийском и Балтийском морях, а также в Арктике и на Дальнем Востоке, в результате чего возрос объем всех видов наблюдений за состоянием Мирового океана, позволяющих на количественном уровне исследовать ключевые процессы, управляющие изменением климата Мирового океана и определяющие его влияние на глобальный климат.
Расширение исследований основных параметров морской среды способствовало научному обоснованию путей рационального использования биологических, минеральных и энергетических ресурсов Мирового океана преимущественно в прибрежных морях России. Ежегодно выполнялось более 100 комплексных морских экспедиций, по результатам которых оценивалось состояние запасов основных водных биологических ресурсов в промысловых районах Мирового океана. Также ежегодно разрабатывался прогноз общих допустимых уловов на предстоящий год. В проектах Программы решались задачи повышения эффективности использования транспортных коммуникаций России и устранения угрозы ее транспортной изоляции путем развития российской портовой системы.
Инвестиционная составляющая Программы на I этапе ее реализации была незначительна. За счет инвестиций были осуществлены работы по модернизации инфраструктуры российских антарктических станций, произведена закупка и изготовление природоохранного оборудования, выполнены проектные работы по созданию нового зимовочного комплекса и строительству снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы на станции Прогресс.
Важным шагом к практической реализации национальных интересов России в Мировом океане стало утверждение Президентом Российской Федерации Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Морская доктрина), основная идея которой, а также многие ее основополагающие тезисы стали результатом научных проработок и обоснований, подготовленных в рамках Программы. В целях эффективной реализации основных положений, изложенных в Морской доктрине, был создан специальный надведомственный орган управления - Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации.
Цель II этапа Программы (2003-2007 годы) - наращивание заделов в правовой, природоохранной, материально-технической, научной, технологической и иных сферах морской деятельности Российской Федерации, позволяющих обеспечивать долгосрочные интересы и потребности.
На II этапе реализации Программы большое внимание было уделено выполнению инвестиционных проектов. В рамках подпрограммы "Военно-стратегические интересы России в Мировом океане" осуществлено строительство 2 постов наблюдения на важнейших стратегических направлениях - в Приморском крае и Черноморско-Каспийском регионе.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
Инвестиционные проекты подпрограммы "Изучение и исследование Антарктики" направлены на проектирование и строительство объектов в высоких широтах и обеспечение морских транспортных операций. На II этапе реализации Программы продолжено строительство зимовочного комплекса, электростанции и снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы на станции Прогресс. В целях укрепления материально-технической базы Российской антарктической экспедиции и обеспечения походов на внутриконтинентальную станцию Восток произведена закупка техники, проведено дооснащение станций технологическим природоохранным оборудованием (в соответствии с требованиями Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 года), закуплено медицинское и противопожарное оборудование.
В целях повышения эффективности и конкурентоспособности технических средств освоения углеводородных месторождений на морском шельфе в рамках подпрограммы "Шельф" (утверждена и включена в Программу постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 г. N 623) велись работы по реконструкции технической базы предприятий - участников этой подпрограммы.
Задачи международно-правового обеспечения национальных интересов России в Мировом океане прежде всего решались путем реализации мероприятий подпрограммы "Международно-правовые вопросы и их политический аспект". Подпрограмма была направлена на повышение эффективности участия России в универсальных морских конвенциях и международных организациях.
Активная работа по совершенствованию законодательной базы осуществлялась в рамках подпрограммы "Использование биологических ресурсов Мирового океана". Ежегодно готовились проекты актов Правительства Российской Федерации об утверждении сводных объемов общего допустимого улова водных промысловых объектов, о квотах на вылов (добычу) биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Были разработаны нормативно-правовые рекомендации по защите интересов России при разработке процедур разрешения споров в рамках Организации по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана, Комиссии по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана, Международной комиссии по сохранению атлантических тунцов и других международных рыболовных организаций.
Выполненные на II этапе реализации Программы проекты, связанные с исследованием природы Мирового океана, способствовали получению достоверной количественной картины климатического состояния Мирового океана и его изменения на протяжении нескольких десятилетий, а также построению эффективной системы для диагноза и прогнозирования климатических характеристик океана.
Новые данные о биологии, динамике численности, распределении промысловых гидробионтов и среде их обитания позволили оценить состояние запасов, уточнить прогнозы и подготовить рекомендации по рациональному освоению водных биологических ресурсов в промысловых районах исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Кроме того, в ходе реализации II этапа Программы разработаны научные подходы к оптимальному решению задач по поиску месторождений полезных ископаемых на дне океанов и морей, предварительной оценке их экономической значимости, выполнен сбор и систематизация материалов в виде информационно-аналитической системы "Океангеоресурсы" по различным твердым полезным ископаемым, которая рекомендована к использованию при оценке ресурсов кобальто-марганцевых корок гайотов в Тихом океане и глубоководных полиметаллических сульфидов в Атлантическом океане, а также внедрены в производственные организации Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации результаты разработки указанной системы.
Эффективность проектов подпрограммы "Исследование природы Мирового океана", связанных с комплексными исследованиями процессов, характеристик и ресурсов морей, прилегающих к России, проявляется в большом прикладном значении выполненных исследований для ее прибрежных регионов. В процессе реализации указанной подпрограммы разработаны основы информационно-аналитической системы по океанографии и численные модели циркуляции вод дальневосточных морей, новые средства и методы регистрации цунами, завершено формирование электронных каталогов и архивов наблюдений за опасными стихийными явлениями по ветровым волнам, зыби, палеоцунами и обледенению судов в северной части Тихого океана, составлена сводка по геологической изученности арктического континентального шельфа Российской Федерации с использованием геоинформационных технологий, впервые даны оценки нефтегазоносности и минерагеническому потенциалу Северного Ледовитого океана, разработан комплект сейсмических и геологических карт арктического шельфа России на базе геоинформационных технологий (программный продукт ArcView), опубликован климатический атлас арктических морей, содержащий не имеющую аналогов по составу и объему комплексную океанологическую базу данных, включающую сведения по метеорологии, гидрологии, гидрохимии, планктону, бентосу, ихтиофауне, морским птицам и млекопитающим.
Проекты, выполненные в рамках подпрограммы "Минеральные ресурсы Мирового океана, Арктики и Антарктики", направлены на изучение геологического строения и минеральных ресурсов недр континентального шельфа Российской Федерации и морского дна для подготовки минерально-сырьевого потенциала к промышленному освоению.
В результате реализации подпрограммы "Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана" изготовлен и испытан гидроакустический комплекс связи и передачи данных автономной донной станции, выполнены проектные и макетные работы по созданию геофизического комплекса двойного применения "Магма" в составе судна-носителя "Магма-С" и геофизической протяженной буксируемой системы "Магма-А". В целях развития транспортных коммуникаций России в Мировом океане приведены в соответствие со стандартами Европейского союза требования документов, касающихся процесса перевозки и перевалки грузовых единиц на морском и смежных видах транспорта, подготовлена окончательная редакция проекта концепции развития Северного морского пути, в которой предусматривается объединение транспортных подсистем Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока в единый транспортный комплекс.
В результате реализации проекта по созданию интегрированной системы управления и информационного обеспечения судов в Финском заливе с целью снижения аварийности судов (в том числе перевозящих опасные грузы) путем оказания им информационной поддержки береговыми службами управления движением судов России, Финляндии и Эстонии созданы соответствующие базы данных, разработаны процедуры обмена между странами информацией с экспериментальной оценкой. В рамках создания региональной межгосударственной системы мониторинга морских судов в Балтийском море (на базе автоматических информационных систем) проведен экспериментальный сеанс передачи информации с сервера Хельсинской комиссии по защите морской среды района Балтийского моря на сервер Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота. Указанная система будет обслуживать всю акваторию Балтийского моря и позволит в реальном масштабе времени оценивать развитие опасных ситуаций в местах интенсивного движения судов и предпринимать меры по организации их безопасного движения, начата разработка интегрированной региональной системы управления движением судов Дальневосточного бассейна. Результатом реализации проектов подпрограммы по развитию транспортных коммуникаций России стало обеспечение транспортной независимости ее морских портов.
В процессе реализации подпрограммы "Освоение и использование Арктики" разработана система мероприятий стратегической программы действий по устранению последствий и угроз загрязнения окружающей среды арктической зоны Российской Федерации от наземных видов деятельности и подготовлены предложения по механизмам реализации указанной стратегической программы с учетом соблюдения и увязки национальных интересов и международных приоритетов в области защиты окружающей среды. Полученные результаты позволили выполнить обязательства Российской Федерации, связанные с деятельностью Арктического совета.
В целях закрепления позиции России в Антарктике и обеспечения ее долгосрочных научных и практических интересов в этом регионе проведены исследования, связанные с получением новых данных о состоянии природы региона, определением изменения его природной среды и оценкой влияния этого процесса на глобальные изменения, развитием системы мониторинга окружающей среды, а также с разработкой и совершенствованием технологий, обеспечивающих деятельность человека в Антарктике.
Результаты реализации проектов подпрограммы "Создание единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане" обеспечили подготовку этой системы к опытной эксплуатации, развитие и документирование ее основных элементов (9 центров) в организациях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по рыболовству и Российской академии наук. В рамках подпрограммы разработана опытная технология интеграции и управления распределенными информационными ресурсами, произведена модернизация Интернет-портала единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане и введены в эксплуатацию новые сервисы портала. В целях внедрения результатов подпрограммы в практику разработаны Положение о единой государственной системе информации об обстановке в Мировом океане, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 836, и план мероприятий по вводу первой очереди единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане в эксплуатацию в 2005-2007 годах, утвержденный Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
С 2004 года в рамках международного проекта Совместной комиссии по океанографии и морской метеорологии, образованной Всемирной метеорологической организацией и Межправительственной океанографической комиссией ЮНЕСКО, осуществляются работы по созданию технологии "сквозного" управления данными о морской среде, в основе которой используются решения единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане.
Кроме того, в рамках реализации указанной подпрограммы повысилось комплексное информационное обеспечение морской деятельности Российской Федерации. В частности, к декабрю 2007 г. в систему распределенных баз данных единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане включено 1200 информационных ресурсов, которые содержат данные о состоянии морской среды и морской деятельности.
В рамках реализации мероприятий государственного заказчика - координатора Программы осуществлены такие межведомственные проекты, направленные на решение проблем, связанных с изучением и освоением ресурсов и пространств Мирового океана, как "Гипербария", "Меридиан" и "Меридиан плюс".
В ходе реализации проекта "Меридиан плюс" проведено 30 комплексных экспедиций общей продолжительностью около 1000 суток. Особенность проекта - комплексный характер решения проблем современной океанологии, включая климатологические, геофизические, гидрохимические, биологические, геологические и метеорологические исследования, а также исследования двойного назначения, включая специальные акустические эксперименты. Реализация проекта обеспечила координацию научных исследований, которые проводились 22 научными институтами и организациями государственных заказчиков подпрограмм и другими заинтересованными ведомствами. Это позволило получить значительные научные результаты и осуществить мониторинг состояния природной среды в ряде ключевых точек Мирового океана. В ходе реализации проекта проведены исследования, обеспечившие выполнение обязательств России по участию в международных программах Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО (выполнено 2 трансокеанских разреза, в Южном океане Россией впервые осуществлен запуск всплывающих буев).
Высокая результативность проекта обусловлена использованием эффективной схемы проведения научных рейсов, которая основана на привлечении финансовых средств иностранных фрахтователей судов. Доля внебюджетного финансирования в этом проекте составляет около 90 процентов, что существенно повышает результативность использования средств федерального бюджета, выделенных на этот проект.
Кроме того, реализован проект по созданию комплекса приборных средств для научно-исследовательских судов, проводящих исследования по охране окружающей среды, животного и растительного мира. К концу 2005 года комплексы приборных средств в полном объеме были размещены и установлены на бортах научно-исследовательских судов "Академик Сергей Вавилов" и "Академик Иоффе". Введение этого комплекса в строй обеспечивает полное соответствие ряда российских научно-исследовательских судов международным стандартам, необходимым для осуществления комплексных океанографических работ.
Эффективность реализации Программы существенно повышена за счет разработки и построения системы координации и согласования деятельности государственных заказчиков ее подпрограмм с использованием постоянного представительства в сети Интернет. В частности, в 2005 году разработана система мониторинга мероприятий, выполняемых в рамках Программы. На базе web-сайта Программы разработана система удаленного взаимодействия с ее участниками, позволяющая оперативно обмениваться необходимыми материалами посредством сети Интернет с непосредственными исполнителями работ и органами государственной власти - государственными заказчиками подпрограмм.
Реализация II этапа Программы показывает, что ее главные задачи, предусмотренные для этого этапа, в основном выполнены.
В 2004 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 г. N 649 завершена реализация подпрограмм "Международно-правовые вопросы и их политический аспект", "Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана" и "Использование биологических ресурсов Мирового океана".
В 2006 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 317 завершена реализация подпрограмм "Минеральные ресурсы Мирового океана, Арктики и Антарктики", "Транспортные коммуникации России в Мировом океане", а также подпрограммы "Шельф".
II. Цель и задачи Программы, срок реализации, целевые индикаторы и показателиЦели и задачи подпрограмм Программы на III этапе ее реализации уточнены с учетом результатов работ, полученных на предыдущих этапах реализации Программы, а также итогов реализации других целевых программ, имеющих отношение к морской деятельности Российской Федерации. При определении целей и задач III этапа Программы разработчики руководствовались основными положениями Морской доктрины и Концепции Программы, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 17 января 1997 г. N 11 (далее - Концепция).
Такой подход обеспечивает преемственность проводимых работ, учитывает современные требования к развитию морской деятельности Российской Федерации, а также позволяет существенно повысить экономическую эффективность выполняемых подпрограмм и Программы.
Целью Программы на III этапе ее реализации является рост морского потенциала России в соответствии со стратегией социально-экономического развития. Достижение этой цели связано с решением следующих основных задач:
строительство и ввод в действие пусковых объектов региональных центров и береговых комплексных постов наблюдения единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки;
обеспечение геополитических и экономических интересов России на арктическом направлении;
создание нового зимовочного и транспортного комплекса в Антарктиде (на базе станции Прогресс);
накопление знаний о природной среде Антарктики;
подготовка предложений по повышению эффективности единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане;
увеличение количества прибрежных субъектов Российской Федерации, которые пользуются единой государственной системой информации об обстановке в Мировом океане;
разработка мероприятий по комплексному управлению прибрежными зонами (в рамках стратегий и программ комплексного социально-экономического развития приморских регионов, а также программ развития прибрежных муниципальных образований), морскими ресурсами и пространствами;
разработка предложений по повышению эффективности комплексных межведомственных проектов, направленных на интеграцию подходов заинтересованных сторон в области развития морской деятельности Российской Федерации.
Цели подпрограмм представляют собой совокупность научно-технических, экономических, социальных, экологических и организационных мероприятий, обеспечивающих в комплексе реализацию Программы.
Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 1.
III. Мероприятия ПрограммыМероприятия III этапа реализации Программы, включающие в себя мероприятия и проекты подпрограмм, а также мероприятия государственного заказчика - координатора Программы, формировались на базе основных положений Морской доктрины и Концепции.
При отборе мероприятий учитывались следующие факторы:
необходимость обеспечения комплексного подхода к изучению, освоению и использованию ресурсов (минеральных, биологических и энергетических) и пространств Мирового океана в интересах экономического развития Российской Федерации;
необходимость концентрации финансовых ресурсов на выполнении важнейших задач III этапа реализации Программы;
необходимость повышения уровня софинансирования подпрограмм за счет средств внебюджетных источников.
На III этапе реализации Программы предусматривается значительное увеличение доли межведомственных мероприятий.
Уточнение объемов финансирования мероприятий подпрограмм осуществлено на основе комплексного анализа соответствующих технико-экономических обоснований и реальности финансирования указанных мероприятий в течение всего срока реализации Программы как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств внебюджетных источников. При этом учтены финансовые показатели, заложенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года, и обеспечена концентрация ресурсов федерального бюджета на наиболее приоритетных и эффективных мероприятиях Программы.
Мероприятия подпрограмм приведены в соответствующих приложениях.
Основная часть мероприятий Программы включает мероприятия, реализуемые в рамках подпрограмм их государственными заказчиками - федеральными органами исполнительной власти. Вместе с тем некоторые задачи, важные для достижения цели Программы, в силу их междисциплинарного характера не входят в сферу компетенции государственных заказчиков подпрограмм и будут выполнены государственным заказчиком - координатором Программы.
Цель и задачи мероприятий государственного заказчика - координатора Программы сформулированы с учетом результатов работ, полученных на предыдущих этапах реализации Программы.
Целью мероприятий государственного заказчика - координатора Программы на III этапе ее реализации является создание благоприятных условий для комплексного развития морской деятельности Российской Федерации, а также для реализации комплексных межведомственных проектов и комплексных проектов развития прибрежных зон Российской Федерации.
Задачами мероприятий государственного заказчика - координатора Программы являются:
формирование предложений по скоординированной политике, нацеленной на консолидацию внутригосударственных и международных интересов России в деле использования Мирового океана;
подготовка рекомендаций по устойчивому социально-экономическому развитию прибрежных регионов;
эффективная реализация комплексных межведомственных проектов, направленных на интеграцию развития морской деятельности России;
координация деятельности государственных заказчиков подпрограмм.
Для эффективного решения поставленных задач предусматриваются:
разработка предложений, направленных на обеспечение единой организационно-методической деятельности в рамках Программы;
проведение исследований по повышению эффективности мероприятий, выполняемых государственными заказчиками подпрограмм;
оценка эффективности наиболее актуальных форм и механизмов привлечения внебюджетных финансовых источников для реализации проектов и мероприятий Программы.
Такой подход к мероприятиям государственного заказчика - координатора Программы позволит обеспечить преемственность проводимых работ и учет современных требований к развитию морской деятельности Российской Федерации, будет способствовать комплексному и согласованному выполнению подпрограмм и позволит существенно повысить экономическую эффективность подпрограмм и Программы.
Целевые индикаторы и показатели мероприятий государственного заказчика - координатора Программы приведены в приложении N 2.
Основными принципами формирования мероприятий государственного заказчика - координатора Программы являются:
повышение эффективности межведомственных институциональных и инфраструктурных проектов;
разработка мер по динамичному развитию хозяйственной деятельности в Мировом океане и ее перспективных видов;
интегральный подход к управлению морской деятельностью Российской Федерации, обеспечивающий в средне- и долгосрочной перспективе дополнительный экономический рост, конкурентоспособность, занятость, охрану окружающей среды и безопасность России на основе естественных природных конкурентных преимуществ ее морских акваторий и прибрежных территорий;
дифференциация морской деятельности на уровне отдельных прибрежных регионов России с целью развития их специализации и повышения конкурентоспособности, а также согласование федеральных и региональных программ с позиций объединения усилий на приоритетном развитии прибрежных регионов.
При подготовке мероприятий государственного заказчика - координатора Программы основное внимание сосредоточено на выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих комплексное решение наиболее актуальных долгосрочных задач, связанных с развитием региональных направлений морской деятельности Российской Федерации. В систему мероприятий государственного заказчика - координатора Программы включены значимые проекты, реализация которых позволит создать предпосылки и условия для эффективного развития морской деятельности Российской Федерации после завершения III этапа Программы в 2013 году.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
В рамках реализации мероприятий государственного заказчика - координатора Программы будут выполнены следующие проекты:
"Комплексное изучение и освоение ресурсов и пространств Мирового океана на базе современных комплексов приборных средств";
"Исследование возможностей разработки эффективной системы формализованных навигационно-гидрографических данных для различных пользователей";
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
"Гипербария";
"Исследование перспектив развития морской деятельности России на период 2008-2012 годов и последующие годы";
"Разработка эффективной системы оценки и учета потенциала развития прибрежных территорий при формировании федеральных и региональных программ";
"Разработка концепций комплексного развития и управления наиболее освоенными и перспективными прибрежными зонами России".
Целью проекта, касающегося комплексного изучения и освоения ресурсов и пространств Мирового океана, является разработка рекомендаций по обеспечению всех субъектов морской деятельности в Российской Федерации регулярной информацией об изменении климатических характеристик и параметрах состояния морской среды в ключевых для прогнозирования климата и экономической деятельности районах Мирового океана и российских морей.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
проведение регулярных комплексных исследований в ключевых районах Мирового океана и российских морей, предусматривающих гидрофизические, гидрохимические, гидробиологические, геолого-геофизические, гидрографические, гидроакустические и экологические исследования, а также обследование современного состояния подводных потенциально опасных объектов;
разработка рекомендаций по оптимальному размещению в ключевых с точки зрения прогноза климата и подверженности антропогенному воздействию районах Мирового океана и российских морей стационарных систем наблюдений полного спектра характеристик морской толщи, границы раздела океан - атмосфера и у морского дна.
В результате реализации этого проекта будет рекомендована к реализации комплексная интегрированная система оценки климатических изменений и состояния среды в ключевых районах Мирового океана и российских морей для обеспечения эффективной и безопасной экономической деятельности и улучшения прогнозирования климата.
Основным показателем реализации указанного проекта станет подготовка рекомендаций по обеспечению:
регулярного поступления высокоточной комплексной информации об изменениях климата и состоянии морской среды в ключевых районах Мирового океана и российских морей;
эффективного научного анализа информации о климатических изменениях и состоянии среды и возможности построения прогностических оценок;
эффективности и безопасности всех видов морской деятельности Российской Федерации в Мировом океане и российских морях.
Реализация указанного проекта предусматривает использование эффективной схемы проведения научных рейсов, основанной на привлечении средств внебюджетных источников.
При реализации проекта, касающегося исследования возможностей разработки эффективной системы формализованных навигационно-гидрографических данных для различных пользователей, предполагается решить следующие задачи:
анализ и оценка состояния полноты отображения навигационно-гидрографической информации в существующих руководствах и пособиях для обеспечения морской деятельности Российской Федерации;
сравнительный анализ существующих систем навигационно-гидрографического обеспечения (справочные пособия, атласы, лоции, руководства для плавания, карты, таблицы и т. д.);
исследование направлений развития многоцелевых электронных информационно-справочных систем;
разработка проекта концепции создания системы формализованных навигационно-гидрографических данных для различных пользователей;
разработка технологии создания системы формализованных навигационно-гидрографических данных для различных пользователей;
разработка методов создания электронных форм отображения навигационно-гидрографической информации о параметрах физических полей в Мировом океане;
разработка технологии контроля и отображения навигационно-гидрографических элементов в прибрежной зоне;
разработка программно-математического обеспечения формирования структурных элементов многоцелевых информационно-справочных систем;
разработка предложений по формированию макетов многоцелевых формализованных систем навигационно-гидрографических параметров отдельных районов Мирового океана.
Целью проекта "Гипербария" является разработка рекомендаций по повышению безопасности водолазных спусков в гражданских и военных ведомствах, сохранение жизни и здоровья человека в экстремальных и аварийных условиях повышенного давления водной и газовой среды.
В результате выполнения указанного проекта предполагается разработать медико-технические и гигиенические рекомендации к мобильному гипербарическому комплексу, обеспечивающему проведение водолазных спусков до 80 метров и длительную лечебную декомпрессию пострадавших водолазов при начальном давлении 100 метров водного столба, а также опытный образец системы анализа газовой среды мобильного барокомплекса, обеспечивающего длительное пребывание человека при давлении до 100 метров водного столба.
При реализации проекта, касающегося исследования перспектив развития морской деятельности Российской Федерации на период 2008-2012 годов и последующие годы, предполагается решить следующие задачи:
проведение анализа мировых тенденций в развитии морской деятельности и оценка вероятных ключевых проблем и вызовов в развитии морской деятельности Российской Федерации в 2008-2012 годах в контексте стратегических задач ее социально-экономического развития;
проведение анализа и оценки приоритетных направлений развития морской деятельности на среднесрочную перспективу;
разработка предложений по совершенствованию методов управления прибрежными зонами и морской деятельностью с целью устойчивого морского хозяйствования;
проведение анализа различных направлений морской деятельности, системы реализуемых и запланированных мероприятий Программы, а также проведение оценки на этой основе вероятных вариантов развития морской деятельности и ожидаемых результатов;
реализация в соответствии с результатами проведенного анализа ключевых проектов, имеющих первостепенное межведомственное значение для различных областей морской деятельности;
проведение оценки ожидаемых масштабов, динамики и структуры совокупных бюджетных расходов по вероятным вариантам и направлениям развития морской деятельности на основе анализа потребностей, а также результативности и эффективности бюджетных расходов;
проведение оценки мультипликативного влияния морской деятельности на социально-экономическое развитие страны и ее прибрежных регионов.
В рамках проекта, касающегося разработки эффективной системы оценки и учета потенциала развития прибрежных территорий при формировании федеральных и региональных программ, будут осуществлены:
анализ основных структурно-функциональных характеристик потенциала прибрежных территорий Российской Федерации;
анализ состава и содержания разработанных методик оценки отдельных элементов потенциала территорий (минерально-сырьевая база, биоресурсы, транспорт, рекреационный потенциал, трудовые ресурсы, инфраструктура и т. д.);
разработка классификации факторов, отражающих потенциал прибрежной территории и его специфику, и оценка их относительной значимости;
разработка методических подходов к созданию систематизированного свода данных о прибрежной зоне природной, экологической, социально-экономической и административной направленности, реализуемого в формате геоинформационной системы;
разработка систем показателей (индикаторов) для контроля за тенденциями в природно-экологическом состоянии и социально-экономических условиях в прибрежной зоне, необходимых для определения экономической ценности ее участков при различных вариантах управленческих решений;
разработка методических рекомендаций для разработчиков федеральных целевых и региональных программ по оценке и учету потенциала прибрежных регионов в процессе формирования соответствующих структурных разделов программ.
Цель проекта, касающегося разработки концепций комплексного развития и управления наиболее освоенными и перспективными прибрежными зонами России, - в реализации комплексного управления этими зонами, предусмотренного Концепцией.
В рамках указанного проекта будут осуществлены:
сравнительный анализ и разработка рекомендаций по использованию естественных природных конкурентных преимуществ морских акваторий и прибрежных территорий в обеспечении дополнительного экономического роста, конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, занятости, повышения комфортности и качества жизни, охраны окружающей среды и уменьшения ущерба от природных и техногенных катастроф, а также безопасности страны;
разработка предложений по применению интегральных подходов, обеспечивающих экономико-правовыми методами гармонизацию многочисленных противоречивых интересов прибрежных и морских природопользователей, позволяющих учесть взаимосвязанность видов морского природопользования, преодолеть фрагментарность, присущую отраслевому подходу, обеспечить соответствие морской деятельности природоохранным целям, участие всех заинтересованных сторон в разработке социально-экономических программ, способствовать их межотраслевой гармонизации;
сравнительный анализ и разработка интегральных управленческих технологий в прибрежном и морском природопользовании;
разработка инструментария стратегического планирования при разработке стратегий и реализации программ развития приморских территорий Российской Федерации;
разработка новых форм пространственной организации морской деятельности Российской Федерации, позволяющих повысить эффективность всех ее видов - особых экономических зон, региональных кластеров, вертикально интегрированных холдингов в отдельных видах морской деятельности, региональных центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, механизмов государственно-частного партнерства и т. д.;
подготовка предложений по совершенствованию социальной, демографической и миграционной политики с обеспечением условий для сохранения и обучения высококвалифицированных специалистов для морской деятельности.
Результаты проекта станут основой разработки программ развития прибрежных регионов России как составного элемента стратегий и программ комплексного социально-экономического развития приморских регионов, а также программ развития прибрежных муниципальных образований.
Потребность в финансовых ресурсах для выполнения мероприятий государственного заказчика - координатора Программы составляет 998,9351 млн. рублей, в том числе (по годам ее реализации):
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
в 2008 году - 244,7 млн. рублей;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
в 2009 году - 193,6741 млн. рублей;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
в 2010 году - 164,55 млн. рублей;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
в 2011 году - 181,66 млн. рублей;
в 2012 году - 195 млн. рублей;
в 2013 году - 19,351 млн. рублей.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
Финансирование мероприятий государственного заказчика - координатора Программы предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета в размере 498,9351 млн. рублей, а также за счет привлечения средств из внебюджетных источников в размере 500 млн. рублей.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
Реализация мероприятий государственного заказчика - координатора Программы должна обеспечить повышение результативности расходов по Программе в целом за счет координации деятельности государственных заказчиков подпрограмм, программного планирования, оценки достигнутых результатов в ходе реализации Программы, а также за счет выполнения комплексных межведомственных проектов, комплексного совершенствования регулирования морской деятельности России и привлечения средств внебюджетных источников.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения ПрограммыПотребность в финансовых ресурсах для выполнения III этапа Программы за счет средств всех источников финансирования составляет 6641,5047 млн. рублей, в том числе (по годам ее реализации):
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
в 2008 году - 901,248 млн. рублей;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
в 2009 году - 902,637 млн. рублей;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
в 2010 году - 972,75 млн. рублей;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
в 2011 году - 1499,52 млн. рублей;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
в 2012 году - 1452,21 млн. рублей;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
в 2013 году - 913,1397 млн. рублей.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
Финансирование Программы предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Размер финансовых средств федерального бюджета, необходимых для реализации Программы, составляет 5242,9978 млн. рублей, а средств внебюджетных источников - 1398,5069 млн. рублей.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
Привлекаемые средства внебюджетных источников в основном будут сформированы за счет собственных средств участников Программы, реализации договоров и контрактов с российскими и зарубежными коммерческими организациями и фирмами, долевых взносов партнеров, в том числе иностранных, при совместном использовании исследовательских судов, средств международных и негосударственных российских фондов, участия в международных и региональных программах, а также за счет реинвестирования прибыли от реализации инвестиционных проектов.
Предоставление средств федерального бюджета для финансирования мероприятий Программы осуществляется целевым образом с их распределением по подпрограммам и мероприятиям государственного заказчика - координатора Программы. Распределение объемов и источников финансирования Программы по подпрограммам и мероприятиям государственного заказчика - координатора Программы представлено в приложении N 3, по государственным заказчикам подпрограмм - в приложении N 4.
V. Механизм реализации и управления ПрограммойМногоаспектность и комплексность проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсного потенциала и пространств Мирового океана в интересах экономического развития и обеспечения национальной безопасности России обусловлены совокупностью взаимосвязанных задач, решение которых требует координации деятельности органов власти федерального и регионального уровней, организаций различного профиля и организационно-правовых форм.
Важнейшей целью освоения Мирового океана является долговременная эксплуатация его пространств и ресурсов на основе системного подхода к определению стратегии развития, размещения, организации и управления хозяйственной деятельностью, выбора эффективных направлений укрепления и наращивания морской мощи России, сочетания совокупности средств как для освоения Мирового океана, так и для защиты государственных интересов.
Основными принципами планирования морской деятельности Российской Федерации должны являться:
системный подход к развитию морской деятельности Российской Федерации в целом;
сочетание мер по развитию долгосрочного комплексного потенциала морской деятельности и мер по его практическому использованию по отдельным направлениям с достижением социально-экономических эффектов в среднесрочной перспективе;
обеспечение баланса военных и гражданских интересов в морской деятельности, унификация инфраструктуры для такой деятельности;
взаимодействие и координация усилий субъектов национальной морской политики.
Государственный заказчик - координатор Программы осуществляет следующие функции:
обеспечение комплексности задач морской деятельности в рамках действующих федеральных целевых программ. Вне программной поддержки могут оказаться новые инновационные направления морской деятельности, находящиеся на стыке ведения федеральных органов исполнительной власти или имеющие критически важное значение, но не относящиеся к компетенции какого-либо одного ведомства. Важно учитывать приоритетность задач морской деятельности в целом для обеспечения ее комплексности исходя из взаимосвязанности видов морского природопользования между собой и с окружающей средой;
системный анализ и подготовка предложений по развитию морской деятельности, оценка результативности бюджетных расходов. В настоящее время оценка результатов морской деятельности и мероприятий Программы в этой сфере осуществляется на основании докладов о результатах деятельности отдельных министерств и отчетов о результатах реализации различных федеральных целевых программ. В Программе предусматривается разработка общей системы показателей для комплексной оценки результатов морской деятельности и влияния на их достижение всей совокупности реализуемых программных и непрограммных мероприятий.
Механизм реализации Программы включает комплекс мер, осуществляемых государственным заказчиком - координатором Программы в целях повышения эффективности реализации отдельных мероприятий и достижения планируемых результатов в целом.
Основные функции государственного заказчика - координатора Программы должны заключаться:
в разработке новых подходов и инструментов системного решения задач морской деятельности Российской Федерации и механизмов привлечения средств внебюджетных источников;
в системном анализе развития морской деятельности и оценке результативности бюджетных расходов.
Управление и контроль за реализацией мероприятий в установленном порядке осуществляет государственный заказчик - координатор Программы.
За прошедшие годы апробирован механизм реализации Программы. Его эффективность подтверждена регулярными проверками Счетной палаты Российской Федерации.
Министерство экономического развития Российской Федерации:
осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков подпрограмм Программы, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников;
несет ответственность за реализацию Программы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594;
организует внедрение информационных технологий в целях управления и контроля за выполнением мероприятий Программы;
организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы, а также о финансировании мероприятий Программы;
осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы;
осуществляет мониторинг реализации Программы и анализ достижения ее целевых индикаторов и показателей;
подготавливает статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы, необходимую для выполнения возложенных на Министерство функций государственного заказчика - координатора Программы;
подготавливает ежегодно, до 1 марта, для направления в Правительство Российской Федерации доклад о ходе работ, выполняемых в рамках Программы, и об эффективности использования финансовых средств, который должен содержать:
сведения о результатах реализации Программы за отчетный год;
данные о целевом использовании и размерах привлеченных средств федерального бюджета;
сведения о соответствии результатов реализации Программы фактическим затратам на ее реализацию;
сведения о соответствии фактических показателей реализации Программы показателям, установленным при ее утверждении Правительством Российской Федерации;
информацию о ходе и полноте выполнения мероприятий Программы;
сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства;
сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов;
оценку влияния фактических результатов реализации Программы на обороноспособность страны (мультипликативный эффект по результатам реализации Программы).
Программа предусматривает осуществление ряда укрупненных инвестиционных проектов в отношении объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в рамках реализации подпрограмм "Военно-стратегические интересы России в Мировом океане" и "Освоение и использование Арктики".
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
Укрупненный инвестиционный проект представляет собой объединение взаимосвязанных инвестиционных проектов по отдельным объектам капитального строительства в целях повышения гибкости и оперативности управления ходом реализации мероприятий и включает однотипные объекты капитального строительства или объекты капитального строительства, увязанные в рамках укрупненного инвестиционного проекта.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
Пообъектная детализация укрупненного инвестиционного проекта предусматривает представление информации о включенных в него объектах капитального строительства с указанием объемов ресурсного обеспечения по всем источникам финансирования и по годам реализации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
Для этих целей государственный заказчик Программы представляет субъекту бюджетного планирования предложения о пообъектном распределении государственных капитальных вложений по установленной форме для согласования. После согласования с субъектом бюджетного планирования указанные предложения подлежат согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
При этом объекты капитального строительства должны пройти интегральную оценку и проверку на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590 "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения".
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности ПрограммыСпецифика Программы определяется ее комплексным межведомственным характером, что обусловливает и особый подход к оценке ее эффективности. Программа как инструмент совершенствования общегосударственной системы регулирования и управления морской деятельностью Российской Федерации должна способствовать:
реализации российских интересов в системе международных отношений;
решению острых социально-экономических проблем России;
переходу России к устойчивому социально-экономическому развитию;
обеспечению национальной безопасности и поддержанию достойных позиций России как развитой морской державы.
Программа на III этапе ее реализации станет действенным механизмом выполнения основных положений Морской доктрины. Эффективность Программы состоит в достижении единых целей политики государства в области обеспечения национальных и геополитических интересов России, поддержании ее устойчивого экономического развития, получении конкретных практических результатов как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе. Реализация Программы обеспечит интеграцию деятельности отдельных ведомств и регионов по развитию морской деятельности Российской Федерации как внутри страны, так и за рубежом, что позволит повысить результативность использования средств федерального бюджета за счет их концентрации на наиболее значимых проектах и мероприятиях Программы.
Эффективность Программы определяется по следующим направлениям:
коммерческая эффективность, характеризующая результативность затрат в морской сфере с позиций инвестора;
бюджетная эффективность, позволяющая оценить влияние экономики морской деятельности на консолидированный бюджет Российской Федерации в результате реализации Программы.
В целом результаты реализации Программы характеризуются значительным мультипликативным эффектом, который во многом определяется комплексностью решаемых проблем. Эффективность выполнения мероприятий Программы будет проявляться в улучшении показателей, характеризующих состояние и динамику развития отраслей морской деятельности Российской Федерации, а также смежных отраслей, непосредственно связанных с ними производственно-технологической цепочкой.
Эффект от реализации Программы будет распространяться не только на регионы, в которых выполняются ее проекты и мероприятия, но также и на регионы, в которых сосредоточены промышленные предприятия и организации, обеспечивающие потребности отраслей морской деятельности Российской Федерации в технических средствах и технологиях, научных разработках, переработке сырья, предоставляющие различные виды услуг, необходимых для нормального и бесперебойного функционирования морского комплекса России в целом.
Реализация Программы позволит обеспечить необходимые масштабы морской деятельности Российской Федерации за счет развития и использования технологического потенциала, достижений в области морских наук, информационных технологий, а также в области перспективных средств связи и коммуникаций.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.08.98 N 919 (ред. от 12.08.2010) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МИРОВОЙ ОКЕАН"