в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 18.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.08.98 N 919 (ред. от 12.08.2010) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МИРОВОЙ ОКЕАН"
действует Редакция от 12.08.2010 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.08.98 N 919 (ред. от 12.08.2010) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МИРОВОЙ ОКЕАН"

ПОДПРОГРАММА "СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБСТАНОВКЕ В МИРОВОМ ОКЕАНЕ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МИРОВОЙ ОКЕАН"

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2008 N 731, от 12.08.2010 N 619)

Паспорт подпрограммы "Создание единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане"
Наименование подпрограммы - подпрограмма "Создание единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане"
Дата принятия решения о разработке подпрограммы и дата ее утверждения - Указ Президента Российской Федерации от 17 января 1997 г. N 11,
постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. N 192,
постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 919
Государственный заказчик подпрограммы - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Основной разработчик подпрограммы - государственное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации - Мировой центр данных"
Цель и задачи подпрограммы - целью подпрограммы является разработка научно обоснованных рекомендаций по эффективному развитию и совершенствованию единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, основанной на существующих ведомственных системах и направленной на информационное обеспечение исследований, освоения и использования ресурсов Мирового океана, поддержку принятия решений по проблемам изучения и освоения Мирового океана.
Задачами подпрограммы являются:
разработка рекомендаций по развитию и совершенствованию единой технологической и информационной инфраструктуры интеграции, обмена, распространения и использования информации об обстановке в Мировом океане, отвечающей мировому уровню;
разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию методов и средств оценки обстановки в Мировом океане, предназначенных для решения прикладных задач информационного обеспечения различных видов морской деятельности;
разработка оптимальных методов координированного ведения и использования информационных ресурсов в области обстановки в Мировом океане на основе взаимодействия ведомственных информационных систем и деятельности центров единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации подпрограммы - прирост количества действующих центров единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане;
прирост количества параметров, характеризующих состояние обстановки в Мировом океане, включенных в единую государственную систему информации об обстановке в Мировом океане;
прирост количества отечественных и зарубежных (международных) информационных систем, с которыми единая государственная система информации об обстановке в Мировом океане осуществляет взаимодействие (обмен) информацией;
прирост количества информационных ресурсов единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, предоставляемых средствами системы для обслуживания;
прирост среднесуточного количества обращений к единой государственной системе информации об обстановке в Мировом океане всех категорий пользователей;
рост доли параметров состояния обстановки в Мировом океане, интегрированных в единую государственную систему информации об обстановке в Мировом океане, в общем количестве параметров (гражданского и двойного назначения), обрабатываемых ведомственными системами;
рост доли прибрежных регионов (субъектов Российской Федерации), органы государственной власти которых используют единую государственную систему информации об обстановке в Мировом океане, в общем числе прибрежных регионов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
Срок реализации подпрограммы - подпрограмма реализуется с 1998 по 2013 год в 3 этапа:
I этап - 1998-2002 годы;
II этап - 2003-2007 годы;
III этап - 2008-2013 годы
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
Объемы и источники финансирования подпрограммы - общий объем финансирования подпрограммы на 2008-2013 годы составляет 936,8748 млн. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 756,1679 млн. рублей;
за счет средств внебюджетных источников - 180,7069 млн. рублей.
Средства направляются:
на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - в размере 906,8748 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 726,1679 млн. рублей;
на прочие нужды за счет средств федерального бюджета - в размере 30 млн. рублей
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы - реализация мероприятий подпрограммы позволит обеспечить разработку научно обоснованных предложений по построению и вводу в действие полнофункциональной единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане - системы нового поколения в составе:
технических спецификаций, программно-аппаратных комплексов общесистемной инфраструктуры единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане нового качества на основе современных телекоммуникационных и геоинформационных технологий и средств информационного взаимодействия и обслуживания, информационной безопасности и защиты информации;
действующих центров единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане и тематических технологий обработки данных в центрах, обеспечивающих:
взаимодействие информационных систем Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Федерального космического агентства, Федерального агентства по рыболовству и Российской академии наук;
интеграцию ведомственных информационных ресурсов и формирование единого информационного пространства в области обстановки в Мировом океане;
представление интегрированных информационных ресурсов в области обстановки в Мировом океане на серверах центров единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане и действующих технологий комплексного информационного обеспечения (порталы, автоматизированные рабочие места пользователей, программные комплексы) морской деятельности (морские перевозки, добыча водных биологических и минеральных ресурсов, оборона страны, рекреационный комплекс, научные исследования океана, осуществляемые организациями и предприятиями федеральных органов исполнительной власти, государственными и частными компаниями)
I. Характеристика проблемы

Исследования в области создания единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане обусловлены необходимостью эффективного обеспечения всех видов морской деятельности актуальной и полной информацией, которая является основой решения научно-технических, экономических, военно-стратегических и других задач в области изучения, освоения и использования Мирового океана.

По предварительным оценкам, информационное обеспечение морской деятельности связано с необходимостью накапливать, обрабатывать и сохранять не менее чем 160 терабайт информации с приростом 5-7 терабайт в год, что сравнимо с объемом информации Государственной публичной научно-технической библиотеки России.

В настоящее время информация об обстановке в Мировом океане сосредоточена в более чем 30 информационных системах федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук. Интенсивно развиваются региональные и муниципальные информационные системы по тематике морской среды и морской деятельности, а также аналогичные системы, обладателями которых являются коммерческие структуры. Эти системы функционируют, как правило, без необходимого взаимодействия, что приводит к дублированию работ и избыточности разработок. Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ее принадлежностью к конкретной информационной системе. Для совместного использования информации об обстановке в Мировом океане, создаваемой различными системами, приходится выполнять трудоемкие и длительные работы по поиску, преобразованию, переработке и комплексированию данных.

Недостаточная мощность технических средств, телекоммуникационных сетей (средняя пропускная скорость каналов связи в России на два порядка ниже по сравнению со странами Европы) не позволяет наладить своевременную обработку и доставку информации в нужное место и необходимые сроки.

Следствием этого является использование при планировании и осуществлении морской деятельности ограниченных объемов информации.

В 2003-2007 годах разрабатывались и испытывались информационные технологии и ресурсы 1-й очереди единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане. Ее построение и функционирование осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 836 "Об утверждении Положения о единой государственной системе информации об обстановке в Мировом океане" путем интеграции и рационального использования информационных систем заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук (далее - участники единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане).

Интеграция всех государственных информационных ресурсов об обстановке в Мировом океане в рамках единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане и организация информационного обеспечения морской деятельности в России на качественно новом уровне требуют решения сложного комплекса проблем организационного и технико-технологического характера, связанных с разработкой новых базовых средств и усовершенствованием существующих на основе подходов и информационных технологий мирового уровня, с наращиванием информационного потенциала указанной системы и технологий реализации прикладных задач информационного обеспечения морской деятельности, с внедрением указанной системы в качестве рабочего инструмента для информационной поддержки планирования и осуществления действий, адекватных текущему и ожидаемому состоянию обстановки в Мировом океане.

Масштабность и специфика поставленной задачи, постоянное развитие методов ее решения, быстрые изменения в области информационных технологий и вычислительной техники не позволяют ограничить проводимые мероприятия конкретными временными и ведомственными рамками. Проблемы в рассматриваемой области имеют сугубо комплексный межотраслевой характер. Для развивающейся экономики России и формирования качественно новой структуры деятельности России в Мировом океане важное значение имеет эффективность ее морской и прибрежной деятельности. В связи с этим построение и ввод в действие полнофункциональной, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке информационных услуг единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане является общенациональной потребностью.

Это обусловливает необходимость использования программного метода, включая целевую государственную финансовую поддержку, межведомственную координацию научно-технических работ и организационных решений.

Мировые тенденции в рассматриваемой области также состоят в движении от разрозненных средств и комплексов к интегрированным системам, обеспечивающим своевременную и достоверную информацию в совместимых стандартах для обоснованных решений и действий в сфере морской деятельности.

Исследования в области разработки систем, аналогичных единой государственной системе информации об обстановке в Мировом океане, ведутся в нескольких международных программах, таких, как программа Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО, Всемирной метеорологической организации и Международного совета науки "Глобальная система наблюдений за океаном", программы Организации Объединенных Наций "Система глобальной оценки морской среды" и "Система систем глобальных наблюдений за Землей".

Существует ряд крупных инициатив в рассматриваемой области в Европе, в частности программа Европейского сообщества SeaDataNet, США, Франции и других развитых странах мира.

II. Цель и задачи подпрограммы, срок реализации, целевые индикаторы и показатели

Цель и задачи III этапа подпрограммы сформулированы на основе положений Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Морская доктрина), Концепции федеральной целевой программы "Мировой океан", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 января 1997 г. N 11, Положения о единой государственной системе информации об обстановке в Мировом океане, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 836, а также результатов работ на предыдущих этапах выполнения подпрограммы, последних отечественных и зарубежных достижениях в области информационных систем и технологий.

Цель III этапа подпрограммы состоит в разработке научно обоснованных рекомендаций по эффективному развитию и совершенствованию единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, основанной на существующих ведомственных системах и направленной на информационное обеспечение исследований, освоения и использования ресурсов Мирового океана, а также на поддержку принятия решений по проблемам изучения и освоения Мирового океана.

Для достижения указанной цели необходимо обеспечить выполнение следующих задач:

разработка рекомендаций по развитию и совершенствованию единой технологической и информационной инфраструктуры интеграции, обмена, распространения и использования информации об обстановке в Мировом океане, отвечающей мировому уровню;

разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию методов и средств оценки обстановки в Мировом океане, предназначенных для решения прикладных задач информационного обеспечения различных видов морской деятельности;

разработка оптимальных методов координированного ведения и использования информационных ресурсов в области обстановки в Мировом океане на основе взаимодействия ведомственных информационных систем и деятельности центров единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане.

Актуальность и достижимость цели III этапа подпрограммы и обоснованность задач подпрограммы обеспечиваются:

существенным заделом в исследованиях по созданию единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане и оценкой возможностей современных телекоммуникационных и геоинформационных технологий и средств информационного взаимодействия и обслуживания, информационной безопасности и защиты информации;

вовлечением в процесс реализации задач подпрограммы центров единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане и других организаций, представляющих всех участников этой системы;

общегосударственной потребностью в исследованиях по эффективному использованию широкомасштабного и полнофункционального инструмента информационного обеспечения развивающейся экономики страны и всех видов морской деятельности;

учетом мировых тенденций в рассматриваемой области и участием разработчиков единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане в соответствующих международных исследовательских проектах.

Исследования в области разработки полнофункциональной единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане будут осуществляться последовательно в ходе практического использования ее 1-й очереди посредством разработки новых и усовершенствованных средств и ресурсов системы.

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы приведены в приложении N 13.

III. Мероприятия подпрограммы

Перечень мероприятий подпрограммы подготовлен на основе положений Морской доктрины, Концепции федеральной целевой программы "Мировой океан", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 января 1997 г. N 11, Положения о единой государственной системе информации об обстановке в Мировом океане, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 836.

Мероприятия подпрограммы направлены:

на разработку научно-практических рекомендаций по развитию и совершенствованию новой технологической инфраструктуры функционирования единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане;

на исследования в области обеспечения интеграции информационных ресурсов и средств всех участников единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане и решения проблем межотраслевого информационного взаимодействия;

на разработку научно обоснованных рекомендаций по методам и средствам комплексного информационного обеспечения морской деятельности с дифференциацией информации и методов ее получения и распространения в зависимости от категории пользователей единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане.

При подготовке мероприятий подпрограммы учтена необходимость расширения доли финансирования работ по подпрограмме за счет средств внебюджетных источников (включая международные проекты).

Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 14.

В части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ мероприятия подпрограммы ориентированы на исследования в области перспективных разработок для построения полнофункциональной единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане мирового уровня в процессе использования 1-й очереди системы.

Разработка рекомендаций по развитию и совершенствованию полнофункциональной единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане будет осуществляться посредством:

разработки научных рекомендаций по поиску оптимального развития общесистемных технологий и наращивания информационного потенциала этой системы с использованием новых информационных технологий, в частности геопространственной архитектуры, электронных сервисов, средств распределенного обмена и вычислений;

разработки рекомендаций по развитию методов и технологий выполнения прикладных задач информационного обеспечения различных видов морской деятельности через общесистемные и тематические технологии центров этой системы.

Подпрограмма предусматривает реализацию следующих мероприятий:

разработка рекомендаций по развитию и совершенствованию инфраструктуры единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане;

разработка методов и средств формирования и ведения информационных ресурсов об обстановке в Мировом океане;

разработка методов и средств информационного обслуживания пользователей единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане;

разработка методов и средств оперативной оценки состояния и загрязнения природной среды Мирового океана;

разработка методов и средств функционирования подсистемы единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане для информационного обеспечения деятельности Военно-Морского Флота, сопряжения этой системы с единой государственной системой освещения надводной и подводной обстановки;

разработка методов и средств накопления, обработки, анализа и представления информации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения, поиска и спасания во внутренних водах, в территориальном море и на прибрежных территориях Российской Федерации;

разработка методов и средств накопления, обработки, анализа и представления информации по морским транспортным перевозкам и прибрежно-портовой деятельности;

разработка методов и средств накопления, обработки, анализа и представления информации по освоению, использованию, воспроизводству и охране биологических ресурсов в Мировом океане;

разработка методов и средств накопления, обработки, анализа и представления информации по освоению и использованию нефтегазовых ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации;

оснащение центров единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане аппаратно-программными комплексами для функционирования телекоммуникационных информационных технологий.

Мероприятие, касающееся разработки рекомендаций по развитию и совершенствованию инфраструктуры единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, представляет собой системообразующий проект и предусматривает исследования в области развития базовых элементов этой системы и подготовку предложений по организации использования ее 1-й очереди и ее ввода в действие в полном объеме.

Будут разработаны рекомендации по совершенствованию технологической базы единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане на основе средств открытой сервисно ориентированной геопространственной архитектуры и стандартов Международной организации по стандартизации серии 19100, принятых в качестве международных стандартов для построения современных геоинформационных систем.

Применение средств сервисно ориентированной инфраструктуры обеспечит интегрируемость и тиражируемость технологий, разрабатываемых в рамках подпрограммы в целом, совместимость единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане с ведомственными информационными системами, что снизит уровень дублирования разработок, а также создаст условия самоорганизации процессов формирования и использования информации об обстановке в Мировом океане.

Посредством развития виртуальной телекоммуникационной сети единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане предусматривается создание общесистемной транспортной среды для регламентированного информационного обмена и взаимодействия информационных систем, включая реализацию мер по защите информации и обеспечению информационной безопасности объектов информационного взаимодействия.

Предусматривается разработать рекомендации по составу типового комплекта технологических средств центра единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане и подготовить предложения по оптимальному его применению как в центрах этой системы, так и в организациях поставщиков информации (услуг).

Для сопровождения эксплуатации и развития единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане планируется разработать методы и механизмы технологии управления функционированием этой системы, что обеспечит:

интегрированную систему сбора сведений, полученных от всех центров указанной системы, отслеживание состояния ее ресурсов и их применение;

оперативную оценку выполнения обязательств центров этой системы, решений рабочих органов, других координирующих и контролирующих органов;

рациональность управления ресурсами этой системы посредством оптимизации применения серверов и других средств технического обеспечения ее работы, трафиков данных с учетом информационных нагрузок и других характеристик.

Мероприятие, касающееся разработки методов и средств формирования и ведения информационных ресурсов об обстановке в Мировом океане, ориентировано на исследования в области разработки рекомендаций по интеграции ведомственных информационных систем в единое информационное пространство. Разработанные стандарты и программные средства новой технологической инфраструктуры единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане составят современную и высокоэффективную основу для решения этой задачи.

Предусматривается разработать методы и средства анализа, оценки и контроля интегрируемых информационных систем и ресурсов на основе установленных показателей. Такие показатели, поддерживаемые в актуальном состоянии и доводимые до сведения органов государственного управления морской деятельности, обеспечат эффективное управление государственными информационными ресурсами в области Мирового океана.

Планируется исследовать и разработать новый подход в части формирования информационных ресурсов в центрах единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане в виде распределенных баз данных с гарантированными характеристиками актуальности, целостности, полноты и качества информации. Такой подход предусматривает создание баз данных по основным направлениям этой системы, в частности гидрометеорологии, морскому транспорту, добыче биологических ресурсов, социально-экономическим условиям и другим направлениям, а также фонда данных, полученных в период проведения Международного полярного года.

Интеграция разнородной информации об обстановке в Мировом океане осуществляется посредством разработки методов ведения системы распределенных баз данных, использующей в качестве источников данных локальные системы данных в центрах единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане. Для эффективной работы как отдельных процессов интеграции данных, так и устойчивого функционирования всей единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане требуется разработать и внедрить методы и средства:

назначения региональных или тематических источников данных системы распределенных баз данных, в том числе подмножеств единого информационного пространства с дифференцированием по набору параметров, географии, условиям доступа и другим критериям;

своевременного обновления источников данных системы распределенных баз данных, обеспечения их постоянной готовности и информационной безопасности.

В дальнейшем предусматривается развитие информационных интерфейсов с Глобальной системой наблюдений за Землей, Глобальной системой наблюдений за океаном, порталом океанографических данных Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО, информационной системой Всемирной метеорологической организации и Европейской сетью морских данных.

Мероприятие, касающееся разработки методов и средств информационного обслуживания пользователей единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, предполагает проведение исследований и разработку методов оперативного информационного обслуживания ее пользователей в рамках методологии комплексного информационного обеспечения морской деятельности.

Предусматриваются исследования в области разработки технологии интегральной оценки обстановки в Мировом океане, обеспечивающей регулярный выпуск материалов мониторинга обстановки в Мировом океане в виде ежемесячных бюллетеней и ежегодных изданий, что позволит повысить качество управления морской деятельностью и согласованных методик анализа.

Одновременно будут развиты средства целевого информационного сопровождения крупных проектов или важных разовых мероприятий, в частности строительства и ремонта подводных трубопроводов, проводки караванов судов в высоких широтах, трансокеанских перевозок крупногабаритных грузов, подъема затонувших судов и других мероприятий, посредством предоставления на автоматизированные рабочие места органов управления информации в объемах, видовом составе, географическом масштабе, форме и частоте представления, задаваемых заказчиком.

В технологическом плане для организации комплексного информационного обеспечения морской деятельности предусматриваются исследования в области усовершенствования уже освоенных средств информационного обслуживания пользователей единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, в частности портала системы и автоматизированных рабочих мест пользователей, на основе новой технологической инфраструктуры этой системы. Видимая пользователям часть единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане будет представлять собой следующие порталы различного функционального назначения:

технологический портал для мониторинга информационных систем и ресурсов, формирования информационного пространства единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане и другой системообразующей деятельности;

портал для получения общедоступной информации;

порталы для информационного обеспечения федеральных органов государственной власти и Российской академии наук;

региональные порталы для информационного обеспечения субъектов Российской Федерации;

порталы для информационного обеспечения государственных и частных предприятий.

Для построения порталов и автоматизированных рабочих мест будут исследованы и получат развитие автоматизированные средства конструирования профильных схем информационного обслуживания в зависимости от потребностей пользователей, специфики выполняемых прикладных задач и других требований.

В спектре услуг, предоставляемых единой государственной системой информации об обстановке в Мировом океане, предусматривается разработать методы и механизмы межсистемного информационного обмена, состоящие в автоматизированном аккумулировании информации источников данных системы распределенных баз данных, представляющих одну или несколько конкретных информационных систем, и доставки данных в заданную информационную систему органов государственной власти и Российской академии наук по согласованным номенклатуре и регламенту.

Мероприятие, касающееся разработки методов и средств оперативной оценки состояния и загрязнения природной среды Мирового океана, предусматривает получение новой информации об океане посредством усовершенствованных методов и моделей анализа состояния океана на основе современных систем наблюдений за океаном.

На начальном этапе выполнения проекта предусматриваются исследования и разработка базы данных на основе всех доступных источников данных, в том числе данные с буев, и данных других систем наблюдений за океаном, центров единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане и международных центров данных о состоянии и загрязнении Мирового океана. Программные комплексы ведения базы данных обеспечат высокое качество данных по унифицированным методикам, процедуры мониторинга потоков данных и оценки их полноты в сравнении с международными аналогами, а также сервисы доступа к базе данных с применением общесистемных технических спецификаций обмена данными и информационных интерфейсов.

Планируется разработать технологию оперативной оценки гидрометеорологического и гидрофизического состояния и загрязнения природной среды Мирового океана, включая опасные и стихийные явления, на основе базы оперативных данных об океане и других ресурсов единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, а также новых методов интеграции данных. Технология будет основана на общесистемной сервисно ориентированной архитектуре и обеспечивать унификацию используемых методов и моделей, пространственно-временных масштабов и форматов представления данных анализа, индикации опасности воздействия среды на определенный вид морской деятельности, в том числе морские перевозки, портовую деятельность, добычу и транспортировку углеводородного сырья и др.

В технологии будут реализованы сервисы доступа к информации мониторинга открытого океана, морей России и прибрежных регионов, моделирования развития процессов по сценариям пользователей для решения прикладных задач оперативного информационного обеспечения морских транспортных перевозок, добычи биологических ресурсов и энергетических ресурсов в качестве элемента технологий интеграции и комплексного информационного обеспечения единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане.

Мероприятие, касающееся разработки методов и средств функционирования подсистемы единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане для информационного обеспечения деятельности Военно-Морского Флота, сопряжения этой системы с единой государственной системой освещения надводной и подводной обстановки, предусматривает исследования, направленные на усовершенствование информационного обеспечения деятельности Военно-Морского Флота.

Отдельно будет исследована и разработана технология взаимодействия единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане и единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки через военную подсистему, обеспечивающая регламентированный обмен данными между выделенным центром единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане и главным и региональными центрами единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки.

В рамках этого мероприятия будут осуществлены исследования по развитию технологии подготовки и распространения электронных карт в распределенной среде единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане. Планируется разработать новую версию фонда электронной картографической информации указанной системы, включающей картографические основы, созданные на базе сертифицированных электронных топографических и морских навигационных карт Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а также тематические (гидрометеорология, биологические ресурсы, геофизика, литодинамика и др.) электронные карты масштабов от 1:10 000 000 до 1: 200 000.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)

Технология по использованию электронной картографической информации будет разработана на основе общесистемной архитектуры, что позволит обеспечить сервисы по доступу к информации и выполнению процедур обработки векторных данных для реализации прикладных задач информационного обеспечения в качестве элемента технологий интеграции и комплексного информационного обеспечения единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане. Планируется подготовить рекомендации по переводу картографических элементов общесистемных и тематических технологий указанной системы на использование фонда картографической информации на основе применения этой технологии.

Предусматривается усовершенствовать технологии подготовки навигационных и других специализированных электронных пособий и решения аналитических задач для информационного обеспечения морской деятельности и издать новые версии электронных пособий по тематике технологии.

Подпрограммой также предусматривается реализация мероприятий, касающихся разработки методов и средств накопления, обработки, анализа и представления информации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения, поиска и спасания во внутренних водах, в территориальном море и на прибрежных территориях Российской Федерации, разработки методов и средств накопления, обработки, анализа и представления информации по морским транспортным перевозкам и прибрежно-портовой деятельности, разработки методов и средств накопления, обработки, анализа и представления информации по освоению, использованию, воспроизводству и охране биологических ресурсов в Мировом океане, разработки методов и средств накопления, обработки, анализа и представления информации по освоению и использованию нефтегазовых ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации.

В рамках этих мероприятий первоочередное внимание будет уделено разработке рекомендаций по совершенствованию прикладного информационного обеспечения следующих видов морской деятельности:

защита населения и промышленных объектов в море и на прибрежных территориях Российской Федерации от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

осуществление морских и смешанных ("река-море") грузопассажирских перевозок и прибрежно-портовой деятельности;

освоение, использование, воспроизводство и охрана биологических ресурсов в Мировом океане;

разведка, освоение и использование нефтегазоносных ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации.

С этой целью предусматривается осуществить исследования в области разработки технологии подготовки и представления данных проблемно ориентированной направленности и агрегированной информации в виде стандартизированных количественных и качественных показателей состояния морской деятельности, в частности объема и результатов перевозок, объема и динамики добычи биологических ресурсов и минерального сырья, цены за фрахт, количества и тяжести аварий, потери времени, перерасхода топлива и других показателей. Эти показатели будут составлять информационную основу интегральной оценки обстановки в Мировом океане. Важным элементом технологии должны стать видовые программно-аппаратные комплексы информационного обеспечения морской деятельности, мобильные с точки зрения установки и применения непосредственно на объектах деятельности, в частности на судне, в порту, на нефтяной вышке и др.

В рамках мероприятия, касающегося оснащения центров единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане аппаратно-программными комплексами для функционирования телекоммуникационных информационных технологий, будут введены в действие в центрах этой системы программно-аппаратные комплексы и другое оборудование 2 категорий:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)

телекоммуникационные аппаратно-программные комплексы;

аппаратно-программные комплексы обработки данных.

Телекоммуникационные аппаратно-программные комплексы, установленные в центрах единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, обеспечат работу виртуальной телекоммуникационной сети этой системы, представляющей транспортную среду интеграции распределенных источников данных в ее центрах и доведения информации до сведения ее пользователей со средствами защиты и применением шифрованных туннелей передачи данных.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)

Аппаратно-программные комплексы обработки данных в центрах единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане (не менее 100 единиц) составят межотраслевой комплекс технических средств, включающий серверы баз данных, серверы приложений, рабочие станции, геоинформационные системы, системы хранения информации, другое оборудование и программное обеспечение. Такие комплексы обеспечат работу:

общесистемных технологий, обеспечивающих процессы интеграции и совместного использования данных об обстановке в Мировом океане, в частности систем распределенных баз данных, централизованной базы метаданных, порталов и сервисов администрирования системы, электронного картографического фонда и других систем;

тематических технологий, осуществляющих накопление, обработку данных и подготовку информационных ресурсов единой системы.

IV. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы

Общий объем финансирования, требуемого для реализации III этапа подпрограммы, составляет 936,8748 млн. рублей, в том числе:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)

в 2008 году - 203,064 млн. рублей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)

в 2009 году - 178,9095 млн. рублей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)

в 2010 году - 93,15 млн. рублей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)

в 2011 году - 204 млн. рублей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)

в 2012 году - 128,5 млн. рублей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)

в 2013 году - 129,2513 млн. рублей.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)

Финансирование мероприятий III этапа подпрограммы планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета в размере 756,1679 млн. рублей и внебюджетных источников - 180,7069 млн. рублей.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)

На выполнение подпрограммы за счет средств федерального бюджета включаются расходы:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)

на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 726,1679 млн. рублей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 619)

на прочие нужды - 30 млн. рублей.

Для привлечения дополнительных источников финансирования подпрограммы предполагается осуществить как на национальном, так и на международном уровнях подписание соглашений с потенциальными инвесторами, активизацию информационно-рекламной деятельности и расширение контактов с зарубежными партнерами.

V. Механизм реализации подпрограммы

Комплексность проблемы построения полнофункциональной единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане и ее использования в морской деятельности определяет необходимость применения эффективного механизма реализации подпрограммы. Механизм реализации подпрограммы основан на системном подходе.

В методическом плане мероприятия подпрограммы будут реализованы на основе концепции по созданию полнофункциональной единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане. Указанная концепция будет утверждена государственным заказчиком подпрограммы.

Государственный заказчик подпрограммы осуществляет следующие основные функции:

управление выполнением исследований в рамках подпрограммы и контроль за их реализацией;

координация работ заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук по исследованиям и разработке технологий функционирования системы;

контроль за достижением целевых показателей выполнения подпрограммы;

проведение экспертизы реализации научных проектов;

размещение государственного заказа на выполнение мероприятий подпрограммы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решение задач и рассмотрение вопросов межотраслевого значения в области функционирования единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане осуществляет Межведомственная комиссия по решению задач и рассмотрению вопросов межотраслевого значения в области функционирования единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, образованная Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 836.

Реализация подпрограммы будет осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с исполнителями мероприятий подпрограммы.

Научно-методическое руководство реализацией подпрограммы осуществляется научно-техническим советом подпрограммы.

За прошедшие годы механизм реализации подпрограммы многократно апробирован, его эффективность подтверждена регулярными проверками, проведенными специалистами Счетной палаты Российской Федерации.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет следующие функции:

несет ответственность за реализацию подпрограммы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд";

несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию подпрограммы, осуществляет управление ее исполнителями и обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;

организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией подпрограммы и контроля за ходом реализации ее мероприятий;

организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации подпрограммы, а также о финансировании ее мероприятий;

подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации подпрограммы;

осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации подпрограммы;

осуществляет мониторинг хода реализации подпрограммы и анализ достижения ее целевых индикаторов и показателей.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды направляет в Министерство экономического развития Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации подпрограммы, необходимую для выполнения возложенных на Министерство функций государственного заказчика - координатора федеральной целевой программы "Мировой океан".

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды направляет ежегодно, до 1 февраля, государственному заказчику - координатору федеральной целевой программы "Мировой океан" доклад о ходе работ по подпрограмме и об эффективности использования финансовых средств, подготовленный на основе форм и схем, разрабатываемых Министерством экономического развития Российской Федерации.

Доклад должен содержать:

сведения о результатах реализации подпрограммы за отчетный год;

данные о целевом использовании и об объемах привлеченных средств федерального бюджета;

сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию подпрограммы;

сведения о соответствии фактических показателей реализации подпрограммы показателям, установленным при ее утверждении Правительством Российской Федерации;

информацию о ходе и полноте выполнения мероприятий подпрограммы;

сведения о наличии, об объемах и о состоянии незавершенного строительства;

сведения о внедрении и об эффективности инновационных проектов;

оценку влияния фактических результатов реализации подпрограммы на обороноспособность страны (мультипликативный эффект по результатам реализации подпрограммы).

VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности подпрограммы

Эффективность предусмотренных подпрограммой исследований оценивается с точки зрения соответствия полученных результатов запланированным, а также эффективности и социально-экономических последствий использования единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане в практике морской деятельности.

В процессе выполнения подпрограммы будут проведены исследования, позволяющие построить полнофункциональную единую государственную систему информации об обстановке в Мировом океане, предназначенную:

для информационной поддержки принятия управленческих решений полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и органами исполнительной власти приморских субъектов Российской Федерации;

для комплексного информационного обеспечения основных видов морской деятельности, в частности морских перевозок, добычи водных биологических и минеральных ресурсов, обороны страны, научных исследований океана, осуществляемых организациями и предприятиями федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и частными компаниями.

Потенциальная эффективность применения единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане предопределяется высокой степенью зависимости качества принимаемых решений в ходе морской деятельности от наличия и своевременности использования актуальной и полной информации об обстановке на морских акваториях и в прибрежных районах.

Исследования в области создания полнофункциональной единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, интегрирующей отечественные и доступные зарубежные информационные ресурсы, обеспечат качественно новый уровень информационного сопровождения решения научно-технических, экономических, военно-стратегических и других задач в области изучения, освоения и использования Мирового океана.

В целом положительные социальные и экологические последствия выполнения III этапа подпрограммы определяются, прежде всего, возможностью практического применения исследований единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане в качестве инструмента информационной поддержки реализации основных функциональных и региональных направлений морской деятельности, определенных в Морской доктрине.

Эффективность исследований, связанных с разработкой систем по эксплуатации единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, проявится:

в разработке рекомендаций по эффективному развитию информационного потенциала в области обстановки в Мировом океане, отвечающего запросам обеспечения обороноспособности и устойчивого социально-экономического развития страны;

в повышении согласованности, качества и своевременности решений, принимаемых органами государственной власти по осуществлению стратегических задач Морской доктрины;

в повышении деловой активности субъектов морской деятельности путем обеспечения им равной возможности пользоваться открытой информацией об обстановке в Мировом океане;

в повышении роли России в мировом сообществе как страны, которая будет обладать интегрированной информационной системой, адекватной мировому уровню, а также способности России влиять на формирование и реализацию решений в области международных отношений в рассматриваемой области.

Оперативная доставка требуемой информации в связи с природными, экологическими и техногенными катастрофами будет способствовать предотвращению загрязнения прибрежных зон и создаст условия для уменьшения расходов на ликвидацию последствий аварий и стихийных бедствий, восстановление разрушенных территорий и социальную поддержку населения.

Предоставление широкого доступа к информации об обстановке в Мировом океане населению страны сыграет существенную роль в развитии открытости гражданского общества в России, повышении уровня информированности граждан и общественных организаций о деятельности государственных органов управления в области морской деятельности.

Исследования в области реализации единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане на основе научно обоснованной системы показателей и индикаторов состояния морских природных процессов и морских отраслей предоставят действенный и объективный механизм управления морской деятельностью в России, включая мониторинг реализации задач национальной морской политики.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.08.98 N 919 (ред. от 12.08.2010) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МИРОВОЙ ОКЕАН"