Последнее обновление: 26.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "СВОД ПРАВИЛ. ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ. СП 52.13330.2011" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 783)
Приложения
Приложение А
(справочное)
В настоящем своде правил использованы ссылки на следующие нормативные документы:
Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
СНиП 23-01-99*. Строительная климатология
СНиП 2.05.09-90. Трамвайные и троллейбусные линии
СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"
ГОСТ Р 12.4.026-2001. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ 12.2.007.0-75. Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности
ГОСТ 21.607-82. Система проектной документации для строительства. Электрическое освещение территорий промышленных предприятий. Рабочие чертежи
ГОСТ 21.608-84. Система проектной документации для строительства. Внутреннее электрическое освещение. Рабочие чертежи
ГОСТ 24940-96. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Методы измерения освещенности
ГОСТ 26824-86. Здания и сооружения. Методы измерения яркости
ГОСТ 27900-88 (МЭК 598-2-22-90). Светильники для аварийного освещения. Технические требования
ГОСТ Р МЭК 60598-2-22. Светильники. Часть 2-22. Частные требования. Светильники для аварийного освещения
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий
СанПиН 2.2.1/2.1.1.2585-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Изменения и дополнения N 1 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
Приложение Б
(обязательное)
В настоящем своде правил применены следующие термины и их определения:
Аварийное освещение: освещение, предусматриваемое в случае выхода из строя питания рабочего освещения.
Автотранспортный тоннель: часть дороги для проезда автомобильного транспорта, имеющая перекрытие над проезжей частью, которое препятствует дневному освещению дорожного полотна и тем самым ухудшает водителю условия видимости дорожной обстановки. Понятие тоннеля распространяется и на солнцезащитные экраны, примыкающие к порталам тоннеля.
Примечания. 1. Под это определение подпадает проезд, определяемый как часть дороги, перекрытая проходящей сверху другой автомобильной или железнодорожной магистралью, при этом длина перекрытия не превышает ширины этой магистрали.
2. Под понятие тоннеля не подпадает галерея, определяемая как часть дороги, перекрытие которой на всем ее протяжении имеет одну или обе светопроницаемые стены.
Акцентирующее освещение: выделение светом отдельных деталей на менее освещенном фоне.
Боковое естественное освещение: естественное освещение помещения через световые проемы в наружных стенах.
Верхнее естественное освещение: естественное освещение помещения через фонари, световые проемы в стенах в местах перепада высоты здания.
Внутренняя зона тоннеля: участок тоннеля, примыкающий к переходной зоне и заканчивающийся у начала выездной зоны, а при ее отсутствии - у выездного портала.
Выездная зона тоннеля: участок тоннеля длиной, равной расстоянию безопасного торможения, примыкающий к внутренней зоне и заканчивающийся у выездного портала.
Выездной портал тоннеля: часть строительной конструкции тоннеля, обрамляющая выезд из тоннеля.
Въездная зона тоннеля: участок тоннеля, включающий пороговую и переходную зоны.
Въездной портал тоннеля: часть строительной конструкции тоннеля, обрамляющая въезд в тоннель.
Примечание. При наличии солнцезащитного экрана въездной портал соответствует началу перекрытой им проезжей части.
Геометрический коэффициент естественной освещенности: отношение естественной освещенности, создаваемой в рассматриваемой точке заданной плоскости внутри помещения светом, прошедшим через незаполненный световой проем и исходящим непосредственно от равномерно яркого неба к одновременному значению наружной горизонтальной освещенности под открытым полностью небосводом, при этом участие прямого солнечного света в создании той или другой освещенности исключается; выражается в процентах.
Двустороннее боковое естественное освещение: естественное освещение помещения за счет светопроемов, расположенных в плоскости двух окон.
Дежурное освещение: освещение в нерабочее время.
Длина тоннеля: расстояние между въездным и выездным порталами, отсчитываемое вдоль центральной линии проезжей части.
Длинный тоннель: тоннель, который либо имеет длину более 125 м, либо при подъезде к которому водитель, находящийся на РБТ перед въездным порталом, видит менее 20% площади рамки выездного портала или вообще ее не видит.
Дорога (городская): автомобильная дорога, проходящая по городским территориям и являющаяся составным элементом городской дорожно-уличной сети, а также соединяющая город с функционально связанными с ним объектами. В отличие от улиц городские дороги прокладывают преимущественно по свободным от застройки территориям.
Дополнительное искусственное освещение: освещение, которое используется в течение рабочего дня в зонах с недостаточным естественным освещением.
Естественное освещение: освещение помещений светом неба (прямым или отраженным), проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях.
Заливающее освещение: общее (равномерное или неравномерное) освещение всего фасада здания или сооружения или его существенной части световыми приборами.
Знак безопасности: знак, дающий информацию безопасности с помощью комбинации цвета, формы и графических символов или текста.
Знак безопасности с внешней подсветкой: знак безопасности, который при необходимости освещается внешним источником.
Знак безопасности с внутренней подсветкой: знак безопасности, который при необходимости освещается внутренним источником.
Индекс цветопередачи: мера соответствия зрительных восприятий цветного объекта, освещенного исследуемым и стандартным источниками света при определенных условиях наблюдения.
Интенсивность движения: число транспортных средств в единицу времени (единиц в час), проходящих через поперечное сечение полотна дороги в часы пик.
Комбинированное искусственное освещение: искусственное освещение, при котором к общему искусственному освещению добавляется местное.
Комбинированное естественное освещение: сочетание верхнего и бокового естественного освещения.
Контраст объекта различения с фоном К: определяется отношением абсолютной величины разности между яркостью объекта и фона к яркости фона.
Контраст объекта различения с фоном считается:
большим - при К более 0,5 (объект и фон резко отличаются по яркости);
средним - при К от 0,2 до 0,5 (объект и фон заметно отличаются по яркости);
малым - при К менее 0,2 (объект и фон мало отличаются по яркости).
Короткий тоннель: тоннель, который имеет длину не более 125 м либо при подъезде к которому водитель, находящийся на расстоянии безопасного торможения перед въездным порталом, может видеть не менее 20% площади рамки выездного портала.
Коэффициент естественной освещенности (КЕО): отношение естественной освещенности, создаваемой в некоторой точке заданной плоскости внутри помещения светом неба (непосредственным или после отражений), к одновременному значению наружной горизонтальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода; выражается в процентах.
Коэффициент запаса К_З (для естественного освещения): расчетный коэффициент, учитывающий снижение КЕО в процессе эксплуатации вследствие загрязнения и старения светопрозрачных заполнений в световых проемах, а также снижения отражающих свойств поверхностей помещения.
Коэффициент запаса К_З (для искусственного освещения): расчетный коэффициент, учитывающий снижение освещенности или яркости в процессе эксплуатации осветительной установки вследствие загрязнения и невосстанавливаемого изменения отражающих и пропускающих свойств оптических элементов осветительных приборов, спада светового потока и выхода из строя источников света, а также загрязнения поверхностей помещения, наружных стен здания или сооружения, проезжей части дороги или улицы.
Примечание. Коэффициент запаса К_З обратно пропорционален коэффициенту эксплуатации, используемому в европейской практике [1].
Коэффициент пульсации освещенности К_П, %: критерий оценки относительной глубины колебаний освещенности в осветительной установке в результате изменения во времени светового потока источников света при их питании переменным током, выражающийся формулой
где Е_МАКС и Е_МИН - соответственно максимальное и минимальное значения освещенности за период ее колебания, лк;
Е_ср - среднее значение освещенности за этот же период, лк.
Коэффициент светового климата m: коэффициент, учитывающий особенности светового климата.
Локальное освещение: освещение части здания или сооружения, а также отдельных архитектурных элементов при отсутствии заливающего освещения.
Местное освещение: освещение, дополнительное к общему, создаваемое светильниками, концентрирующими световой поток непосредственно на рабочих местах.
Неравномерность естественного освещения: отношение среднего значения к наименьшему значению КЕО в пределах характерного разреза помещения.
Облачное небо МКО (по определению Международной комиссии по освещению - МКО): небо, полностью закрытое облаками и удовлетворяющее условию, при котором отношение его яркости на высоте тета над горизонтом к яркости в зените равно .(1 + 2sin тета) / 3
Общее освещение: освещение, при котором светильники размещаются в верхней зоне помещения равномерно (общее равномерное освещение) или применительно к расположению оборудования (общее локализованное освещение).
Объект различения: рассматриваемый предмет, отдельная его часть или дефект, которые требуется различать в процессе работы.
Объединенный показатель дискомфорта URG: общеевропейский критерий оценки дискомфортной блескости, вызывающей неприятные ощущения при неравномерном распределении яркостей в поле зрения, определяемый по формуле
где L_i - яркость блеского источника, кд/м2;
омега_i - угловой размер блеского источника, стер;
p_i - индекс позиции блеского источника относительно линии зрения;
L_а - яркость адаптации, кд/м2.
Объединенный показатель дискомфорта UGR связан с показателем дискомфорта M по формуле
UGR = 16lgM - 4,8. (Б.3)
При проектировании объединенный показатель дискомфорта рассчитывается инженерным методом с помощью программных средств.
Освещение больших площадей (антипаническое освещение): вид эвакуационного освещения для предотвращения паники и безопасного подхода к путям эвакуации.
Освещение зон повышенной опасности: вид эвакуационного освещения для безопасного завершения потенциально опасного процесса.
Освещение путей эвакуации: часть эвакуационного аварийного освещения для надежного определения и безопасного использования путей эвакуации.
Освещенность E: отношение светового потока, падающего на элемент поверхности, к площади этого элемента; лк.
Относительная площадь световых проемов S_ф / S_п; S_о / S_п: отношение площади фонарей или окон к освещаемой площади пола помещения; выражается в процентах.
Отраженная блескость: характеристика отражения светового потока от рабочей поверхности в направлении глаз работающего, определяющая снижение видимости вследствие чрезмерного увеличения яркости рабочей поверхности и вуалирующего действия, снижающих контраст между объектом и фоном.
Перекресток: участок, где две или более улиц или дорог соединяются или пересекаются в одном уровне.
Площадь окон S_о: суммарная площадь световых проемов (в свету), находящихся в наружных стенах освещаемого помещения; м2.
Площадь фонарей S_ф: суммарная площадь световых проемов (в свету) всех фонарей, находящихся в покрытии над освещаемым помещением или пролетом; м2.
Подъездная зона тоннеля: участок дороги вне тоннеля длиной, равной расстоянию безопасного торможения, примыкающий к въездному порталу.
Показатель дискомфорта M: критерий оценки дискомфортной блескости, вызывающей неприятные ощущения при неравномерном распределении яркостей в поле зрения, определяемый согласно [1] по формуле
где L_i - яркость блеского источника, кд/м2;
омега_i - угловой размер блеского источника, стер;
p_i - индекс позиции блеского источника относительно линии зрения;
L_а - яркость адаптации, кд/м2.
Показатель дискомфорта M и объединенный показатель дискомфорта UGR связаны между собой формулой
При проектировании показатель дискомфорта M рассчитывается через объединенный показатель дискомфорта UGR.
Показатель ослепленности P: критерий оценки слепящего действия осветительной установки, определяемый выражением
P = (S - 1)1000, (Б.6)
где S - коэффициент ослепленности, равный отношению пороговых разностей яркости при наличии и отсутствии слепящих источников в поле зрения.
Полуцилиндрическая освещенность: критерий оценки различения лиц встречных пешеходов. Определяется как средняя плотность светового потока на поверхности вертикально расположенного на продольной линии улицы на высоте 1,5 м полуцилиндра, радиус и высота которого стремятся к нулю.
Пороговая зона тоннеля: участок тоннеля длиной, равной расстоянию безопасного торможения, примыкающий к въездному порталу.
Пороговое приращение яркостей TI, %: критерий, регламентирующий слепящее действие светильников в поле зрения водителя транспортного средства, определяется по формуле
где L_ср - средняя яркость дорожного покрытия, кд/м2;
k - множитель, равный 950 при и 650 при ;
E_v,i - вертикальная освещенность на глазу водителя от i-го светильника, лк;
омега_i - угол между направлением на i-й светильник и линией зрения, градусы;
n - число светильников, попадающих в поле зрения водителя в пределах изменения угла омега (2° < омега < 20°).
Проезд: территория, предназначенная для движения как транспорта, так и пешеходов.
Путь эвакуации: маршрут, предназначенный для эвакуации при чрезвычайной ситуации.
Рабочая поверхность: поверхность, на которой производится работа и нормируется или измеряется освещенность.
Рабочее освещение: освещение, обеспечивающее нормируемые осветительные условия (освещенность, качество освещения) в помещениях и в местах производства работ вне зданий.
Равномерность распределения освещенности: Отношение максимальной освещенности к минимальной, Е_МИН / Е_МАКС.
Равномерность распределения яркости дорожного покрытия общая: отношение минимального значения яркости дорожного покрытия L_МИН к среднему L_ср.
Равномерность распределения яркости дорожного покрытия продольная L_МИН / L_МАКС: отношение минимального значения яркости дорожного покрытия L_МИН к максимальному его значению L_МАКС по оси полосы движения.
Развязка: соединение дорог в разных уровнях со съездами для перехода транспортных средств с одной дороги на другую.
Расстояние безопасного торможения (РБТ): минимальное расстояние, требуемое для надежного приведения транспортного средства, движущегося с установленной скоростью, в состояние полной остановки. РБТ определяется суммарным временем реагирования водителя на появившееся препятствие для принятия решения и торможения транспортного средства.
Расчетное значение КЕО е_р: значение, полученное расчетным путем при проектировании естественного или совмещенного освещения помещений; выражается в процентах и определяется:
а) при боковом освещении по формуле
б) при верхнем освещении по формуле
в) при комбинированном (верхнем и боковом) освещении по формуле
где L - число участков небосвода, видимых через световой проем из расчетной точки;
эпсилон_бi - геометрический КЕО в расчетной точке при боковом освещении, учитывающий прямой свет от i-го участка неба;
q_i - коэффициент, учитывающий неравномерную яркость i-го участка облачного неба МКО;
M - число участков фасадов зданий противостоящей застройки, видимых через световой проем из расчетной точки;
эпсилон_здi - геометрический КЕО в расчетной точке при боковом освещении, учитывающий свет, отраженный от j-го участка фасадов зданий противостоящей застройки;
b_фj - средняя относительная яркость j-го участка фасадов зданий противостоящей застройки;
r_o - коэффициент, учитывающий повышение КЕО при боковом освещении благодаря свету, отраженному от поверхностей помещения и подстилающего слоя, прилегающего к зданию;
k_здi - коэффициент, учитывающий изменения внутренней отраженной составляющей КЕО в помещении при наличии противостоящих зданий, определяемый по формуле
где k_здo - коэффициент, учитывающий изменения внутренней отраженной составляющей КЕО в помещении при полном закрытии небосвода зданиями, видимыми из расчетной точки;
тау_0 - общий коэффициент светопропускания, определяемый по формуле
где тау_1 - коэффициент светопропускания материала;
тау_2 - коэффициент, учитывающий потери света в переплетах светопроема. Размеры светопроема принимаются равными размерам коробки переплета по наружному обмеру;
тау_3 - коэффициент, учитывающий потери света в несущих конструкциях (при боковом освещении );
тау_4 - коэффициент, учитывающий потери света в солнцезащитных устройствах;
тау_5 - коэффициент, учитывающий потери света в защитной сетке, устанавливаемой под фонарями, принимаемый равным 0,9;
К_3 - коэффициент запаса, определяемый по таблице 3;
T - число световых проемов в покрытии;
эпсилон_бi - геометрический КЕО в расчетной точке при верхнем освещении от i-го проема;
эпсилон_ср - среднее значение геометрического КЕО при верхнем освещении на линии пересечения условной рабочей поверхности и плоскости характерного вертикального разреза помещения, определяемое из соотношения
N - число расчетных точек;
r_2 - коэффициент, учитывающий повышение КЕО при верхнем освещении благодаря свету, отраженному от поверхностей помещения;
k_ф - коэффициент, учитывающий тип фонаря.
Резервное освещение: вид аварийного освещения для продолжения работы в случае отключения рабочего освещения.
Световой климат: совокупность условий естественного освещения в той или иной местности (освещенность и количество освещения на горизонтальной и различно ориентированных по сторонам горизонта вертикальных поверхностях, создаваемых рассеянным светом неба и прямым светом солнца, продолжительность солнечного сияния и альбедо подстилающей поверхности) за период более десяти лет.
Светодиод: источник света, основанный на испускании некогерентного излучения в видимом диапазоне длин волн при пропускании электрического тока через полупроводниковый диод.
Селитебная зона: территория, предназначенная для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.
Система симметричного освещения тоннелей: система освещения при размещении на потолке или стенах тоннеля светильников со светораспределением, симметричным относительно своих главных продольной и поперечной плоскостей, при котором основная часть светового потока светильников направлена вдоль (продольная система) или поперек (поперечная система) движения транспорта.
Система встречного освещения тоннелей: система освещения с размещением, как правило, на потолке светильников асимметричного светораспределения в плоскости, параллельной оси проезжей части, существенно большая часть светового потока которых направлена навстречу движению транспорта.
Совмещенное освещение: освещение, при котором недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным.
Солнцезащитный экран: строительная конструкция, устанавливаемая над примыкающим к въездному порталу участком дороги для исключения попадания прямого солнечного света или снижения проникновения рассеянного дневного света на проезжую часть этого участка. Предназначен для яркостной переадаптации водителя при въезде в тоннель.
Средняя освещенность улиц, дорог и площадей: освещенность, средневзвешенная по площади дорожного покрытия.
Средняя яркость дорожного покрытия L_ср: средняя по площади проезжей части яркость сухого дорожного покрытия в направлении глаза наблюдателя, находящегося на оси полосы движения транспорта, кд/м2.
Средняя яркость дорожного покрытия в переходной зоне тоннеля L_tr: средняя по площади проезжей части яркость сухого дорожного покрытия в направлении глаза наблюдателя, находящегося на оси полосы движения транспорта в переходной зоне тоннеля, кд/м2.
Средняя яркость дорожного покрытия в пороговой зоне тоннеля L_th: средняя по площади проезжей части яркость сухого дорожного покрытия в направлении глаза наблюдателя, находящегося на оси полосы движения транспорта в первой половине пороговой зоны тоннеля, кд/м2.
Среднее значение КЕО e_ср: при верхнем или комбинированном освещении определяется по формуле
где e_1 и e_n - значения КЕО при верхнем или комбинированном освещении в первой и последней точках характерного разреза помещения;
e_i - значения КЕО в остальных точках характерного разреза помещения (i = 2, 3,..., N - 1).
Стандартные условия наблюдения в дорожном освещении: регламентируемые при расчете яркости дорожного покрытия условия наблюдения водителем транспортного средства, при которых глаз наблюдателя располагается на высоте 1,5 м над дорожным покрытием и удален от расчетной точки на расстояние, при котором линия зрения направлена в расчетную точку под углом 1 +/- 0,5° к плоскости полотна дороги.
Стробоскопический эффект: явление искажения зрительного восприятия вращающихся, движущихся или сменяющихся объектов в мелькающем свете, возникающее при совпадении кратности частотных характеристик движения объектов и изменении светового потока во времени в осветительных установках, выполненных источниками света, питаемыми переменным током.
Транспортная зона тоннеля: часть строительного комплекса тоннеля, содержащая непосредственно проезжую часть, заключенную между въездным и выездным порталами.
Тротуар: пешеходная часть улицы.
Улица: пространство, полностью или частично ограниченное зданиями с одной или обеих сторон, с проезжей частью для транспорта, пешеходными и велосипедными дорожками.
Условная рабочая поверхность: условно принятая горизонтальная поверхность, расположенная на высоте 0,8 м от пола.
Установленная скорость движения: максимальная проектная скорость движения транспорта в тоннеле.
Утилитарное наружное освещение: стационарное освещение, предназначенное для обеспечения безопасного и комфортного движения транспортных средств и пешеходов.
Участок дороги со стандартной геометрией: участок дороги или улицы, проезжая часть которого имеет прямоугольное полотно длиной, определяемой стандартными условиями наблюдения. Для таких участков нормирование освещения проезжей части ведется по яркости.
Участок дороги с нестандартной геометрией: участок дороги или улицы, имеющей отклонения от стандартной геометрии, например повороты, развилки, въезды и съезды с эстакад, криволинейные (в плане и профиле) участки и др. При выполнении стандартных условий наблюдения нормирование освещения проезжей части таких участков ведется по яркости, в противном случае - по освещенности.
Фликер-эффект в автотранспортном движении: эффект монотонного мелькания ярких частей светильников и их бликов от корпуса автомобиля, вызывающий раздражение у водителя при определенной частоте и продолжительности мельканий.
Фон: поверхность, прилегающая непосредственно к объекту различения, на которой он рассматривается.
Фон считается: светлым - при коэффициенте отражения поверхности более 0,4; средним - то же, от 0,2 до 0,4; темным - то же, менее 0,2.
Характерный разрез помещения: поперечный разрез посередине помещения, плоскость которого перпендикулярна к плоскости остекления световых проемов (при боковом освещении) или к продольной оси пролетов помещения. В характерный разрез помещения должны попадать участки с наибольшим количеством рабочих мест, а также точки рабочей зоны, наиболее удаленные от световых проемов.
Цветовая температура Т_ц: температура излучателя Планка (черного тела), при которой его излучение имеет ту же цветность, что и излучение рассматриваемого объекта K.
Цветопередача: общее понятие, характеризующее влияние спектрального состава источника света на зрительное восприятие цветных объектов, сознательно или бессознательно сравниваемое с восприятием тех же объектов, освещенных стандартным источником света.
Цилиндрическая освещенность Е_ц: характеристика насыщенности помещения светом. Определяется как средняя плотность светового потока на поверхности вертикально расположенного в помещении цилиндра, радиус и высота которого стремятся к нулю.
Эвакуационное освещение: вид аварийного освещения для эвакуации людей или завершения потенциально опасного процесса.
Эвакуационный выход: выход, предназначенный для эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях.
Эквивалентный размер объекта различения: размер равнояркого круга на равноярком фоне, имеющего такой же пороговый контраст, что и объект различения при данной яркости фона.
Яркость адаптации в подъездной зоне тоннеля L_20: средняя яркость внутри 20-градусного (по диаметру) поля адаптации, видимого водителем, находящимся на оси дорожного полотна на расстоянии безопасного торможения перед въездным порталом, при этом линия зрения водителя нацелена на центр рамки въездного портала, кд/м2.
Приложение В
(обязательное)
Вертикальный размер поля пиктограммы светового указателя (знака безопасности) в зависимости от дистанции распознавания знака определяется по формуле:
h = l/Z,
где l - расстояние различения;
h - минимальная высота знака;
Z - коэффициент, равный 100 для знаков, освещенных извне, и 200 - для знаков, освещенных изнутри.
Рисунок В.2. Определение расстояния различения знака безопасности
Приложение Г
(обязательное)
Г.1. Для протяженных объектов различения, имеющих длину b > 2a, где a - ширина объекта, разряд зрительных работ определяется по эквивалентному размеру объекта. В остальных случаях разряд зрительных работ определяется по минимальному размеру объекта различения.
При расстояниях от глаза до объекта, меньших 500 мм, эквивалентный размер определяется по номограмме, приведенной на рисунке Г.1.
Рисунок Г.1. Номограмма для определения эквивалентного размера протяженных объектов различения при расстояниях от глаза до объекта до 500 мм
При расстояниях от глаза до объекта, больших 500 мм, эквивалентный размер определяется по номограмме, приведенной на рисунке Г.2.
Рисунок Г.2. Номограмма для определения эквивалентного размера протяженных объектов различения при расстояниях от глаза до объекта более 500 мм
Г.2. Преобразование линейных размеров объекта различения (в миллиметрах) в угловые (в угловых минутах) при использовании номограммы, приведенной на рисунке Г.2, осуществляется по формуле
альфа = 60 arctg (x / l), (Г.1)
где x - размер объекта, мм;
l - расстояние от глаз до объекта, мм.
Преобразование полученного по номограмме эквивалентного размера из угловых размеров (угловых минут) в линейные (миллиметры) осуществляется по формуле
x = ltg (альфа / 60). (Г.2)
Приложение Д
(обязательное)
Таблица Д.1
Эксплуатационные группы светильников
Таблица Д.2
Группы твердости светотехнических материалов
Ж.1. В дневном режиме для облегчения зрительной адаптации водителей должен быть обеспечен плавный переход от естественного освещения при въезде в тоннель к существенно более низкому искусственному освещению основной части тоннеля, а также обратный переход при выезде из него. С этой целью в тоннеле выделяют четыре яркостные зоны: пороговую переходную, внутреннюю и выездную, а перед въездным порталом - подъездную зону в соответствии с рисунком Ж.1. Яркостный режим и длину каждой зоны назначают с учетом проектной скорости и интенсивности движения транспорта, длины тоннеля, его кривизны в плане и профиле, ориентации въездного портала относительно сторон света и условий его обзора.
Рисунок Ж.1. Яркостные зоны тоннеля в дневном режиме
Рисунок Ж.2. Вид на въездной портал с расстояния безопасного торможения
Примечание. Пунктирным кругом помечено 20-градусное поле адаптации.
Ж.2. Значение яркости адаптации в подъездной зоне тоннеля определяется для условий, наихудших с точки зрения переадаптации, то есть для яркого солнечного дня. Для существующего тоннеля (например, при его реконструкции) значение может быть получено путем фотометрирования въездного портала при указанных условиях с помощью яркомера, имеющего 20-градусное поле измерения.
Ж.3. При отсутствии экспериментальных исходных данных для нахождения значения рекомендуется пользоваться формулой
L_20 = K_cL_c + K_rL_r + K_вL_в, (Ж.1)
где K_c, K_r и K_в - доли площади соответственно небосвода, дорожного полотна и окружения портала в поле адаптации, а L_c, L_r и L_в - их средние яркости, ориентировочные значения которых приведены в таблице Ж.1 в зависимости от ориентации въездного портала относительно сторон света.
Таблица Ж.1
Яркость участков поля адаптации
Ж.4. Кривая продольного спада яркости дорожного покрытия переходной зоны , выраженная в процентах относительно средней яркости дорожного покрытия первой половины пороговой зоны , показанная на рисунке Ж.3, описывается формулой
где d - расстояние вглубь тоннеля от начала переходной зоны, м;
v - скорость движения, км/ч.
Рисунок Ж.3. Кривая спада яркости дорожного покрытия в переходной зоне
Примечание. Пунктиром показан пример ступенчатой аппроксимации этой кривой.
Приложение З
(рекомендуемое)
Таблица З.1
Рекомендуемые источники света при системе общего освещения
Рекомендуемые источники света при системе комбинированного освещения
- Главная
- "СВОД ПРАВИЛ. ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ. СП 52.13330.2011" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 783)