в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 20.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ЗАКОН РСФСР от 19.04.91 N 1032-I (ред. от 27.01.95) "О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
не действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
ЗАКОН РСФСР от 19.04.91 N 1032-I (ред. от 27.01.95) "О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

I. Общие положения

Статья 1. Занятость граждан

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству СССР и Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход (далее - заработок)).

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности.

Статья 2. Занятые граждане

Занятыми считаются граждане:

работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу);

временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами;

самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также члены производственных кооперативов;

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

трудоспособные граждане, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально - технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее - служба занятости).

(в ред. Закона РФ от 15.07.92 N 3307-I, Федерального закона 27.01.95 N 10-ФЗ)

Статья 3. Безработные граждане

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. При этом не учитывается оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, а также выплаты выходного пособия и среднего заработка работникам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности или штата.

Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней с момента предъявления службе занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, а также документов удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справке о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. При этом гражданин признается безработным со дня предъявления указанных документов.

Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия, кроме граждан, получающих пенсию по инвалидности III группы;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (одно и то же место учебы) дважды.

Гражданин, который в установленном порядке не признан безработным, приобретает право на повторное обращение в службу занятости для признания таковым через две недели.

(в ред. Закона РФ от 15.07.92 N 3307-I)

Статья 4. Подходящая и не подходящая работа

1. Подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим местным Советом народных депутатов с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, включая работу временного характера, отвечающая требованиям законодательства о труде, считается подходящей для следующих категорий граждан:

впервые ищущих работу, и не имеющих профессии (специальности);

отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию или получить смежную профессию (специальность) после трехгодичного перерыва в работе или после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы.

2. Подходящей не может считаться работа, если:

она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние два месяца по последнему месту работы.

Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал средний уровень заработка в республике, входящей в состав Российской Федерации, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт - Петербурге. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже указанного среднего уровня в республике, входящей в состав Российской Федерации, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт - Петербурге.

(в ред. Закона РФ от 15.07.92 N 3307-I)

Статья 5. Государственная политика в области занятости населения

1. Государство обеспечивает проведение политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

2. Государственная политика в области занятости населения направлена на:

обеспечение равных возможностей всем гражданам, проживающим на территории Российской Федерации, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии, в реализации права на труд и свободный выбор занятости;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;

соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан в выборе вида занятости;

обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

сочетание самостоятельности республик, входящих в состав Российской Федерации, местных Советов народных депутатов в обеспечении занятости населения с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении важнейших проблем в этой области;

координацию деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов Российской Федерации, их организаций, ассоциаций (союзов) предпринимателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения;

обеспечение занятости в местах проживания малочисленных народов и народностей Российской Федерации с учетом национальных особенностей их хозяйственной и культурной деятельности, а также исторически сложившихся видов занятости;

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за рубежом и иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Статья 6. Законодательство о занятости населения

1. Отношения в сфере занятости населения регулируются настоящим Законом, законодательством Российской Федерации о труде и издаваемым в соответствии с ними законодательными актами, а также специальными законодательными актами, определяющими государственную политику в отношении отдельных групп населения, особо нуждающихся в социальной защите.

2. Законодательство о занятости населения распространяется также на постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не вытекает из актов законодательства Российской Федерации или не предусмотрено международными (межреспубликанскими) договорами Российской Федерации.

Статья 7. Разграничение полномочий в осуществлении государственной политики занятости населения

1. К ведению Российской Федерации в лице ее государственных органов власти и управления относятся:

определение и реализация с участием органов государственной власти и управления республик, входящих в состав Российской Федерации, местных Советов народных депутатов основных направлений государственной политики в области занятости населения на территории Российской Федерации;

координация деятельности органов государственной власти и управления республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономных областей и округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по вопросам занятости населения, заключение с ними соглашений и разработка общереспубликанских (Российской Федерации) программ в этой сфере;

определение минимальных и обязательных для всех республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга нормативов социальной и экономической защищенности граждан, проживающих на территории Российской Федерации, от безработицы.

2. Республики, входящие в состав Российской Федерации, края, области, автономные области и округа, города Москва и Санкт - Петербург в соответствии со своей компетенцией решают в полном объеме вопросы, связанные с разработкой и осуществлением политики занятости населения с учетом национальных, хозяйственных и культурных особенностей, обеспечением реализации прав граждан, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными и нормативными актами.

3. Законодательством республик, входящих в состав Российской Федерации, решениями местных Советов народных депутатов, а также коллективными договорами (другими соглашениями), могут предусматриваться иные, не противоречащие настоящему Закону, условия и порядок выплаты пособия по безработице, уточнения приведенного в статье 4 настоящего Закона определения подходящей работы, усиливающие социальную защищенность трудящихся, включая продление сроков выплаты и увеличение размера пособия, вознаграждения за труд на оплачиваемых общественных работах, а также стипендии в период обучения за счет собственных средств республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

4. В случае массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве местные Советы народных депутатов по предложению службы занятости и соответствующих профсоюзных органов могут приостановить на срок до шести месяцев решение о высвобождении или принимать решение о приведении поэтапного высвобождения работников в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств местных Советов народных депутатов.

  • Главная
  • ЗАКОН РСФСР от 19.04.91 N 1032-I (ред. от 27.01.95) "О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"