в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 19.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромэнерго РФ от 21.12.2004 N 176 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К ПРИНЯТИЮ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ"
отменен/утратил силу Редакция от 21.12.2004 Подробная информация
ПРИКАЗ Минпромэнерго РФ от 21.12.2004 N 176 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К ПРИНЯТИЮ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ"

3. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕГЛАМЕНТЕ

3.1. Общее представление об ОТР.

3.1.1. В соответствии с определением понятия "технический регламент", установленным Законом, сфера действия регламентов как законодательных актов распространяется на:

материальные объекты (различные виды продукции, в т.ч. здания, строения, сооружения);

технологические процессы (производство, эксплуатация, хранение, перевозка, реализация и утилизация).

Эти два объекта технического регулирования взаимосвязаны:

с одной стороны, требования к параметрам материального объекта должны быть сформулированы для всех стадий жизненного цикла изделия, которые соответствуют названным группам технологических процессов,

с другой стороны, требования к технологиям должны включать не только требования к оборудованию, режимам обработки и вспомогательным материалам, но и учитывать возможные вредные воздействия свойств изделия в технологическом процессе.

3.1.2. Область действия регламента определяется только теми объектами технического регулирования, которые в нем перечислены. В Законе нет явных ограничений на размер и состав такого перечня, что при необходимости позволяет в одном техническом регламенте предъявлять требования к нескольким объектам, существенно различающимся типами и функциональным назначением. Вместе с тем при определении области действия регламента желательно исходить из соображений целесообразности охвата одним нормативным документом нескольких однородных объектов. В большинстве случаев при разработке регламента уместно ограничиться всего одним видом (типом) объектов, что упростит не только подготовку и принятие документа, но и дальнейшее его применение. Следует также предусматривать, что недостаточное обоснование в отношении хотя бы одного из названных в регламенте объектов может служить основанием для отказа в утверждении всего документа.

Однако в некоторых случаях включение в регламент нескольких видов объектов технического регулирования может оказаться вполне обоснованным, например, включение:

разнотипных объектов, имеющих связанное функциональное назначение;

объектов, требования к которым должны выполняться одним лицом (например, одновременно участвующему как в процессе производства продукции, так и в процессе эксплуатации средств этого производства).

объектов, участвующих в едином технологическом процессе.

При составлении подобных перечней объектов технического регулирования необходимо руководствоваться соображениями удобства последующего применения регламентов.

3.1.3. Любому ОТР в регламенте должны быть присвоены две группы реквизитов:

1) идентификационные (собственное наименование ОТР, идентификационный код по соответствующему классификатору, наименование высшей классификационной группировки);

собственное наименование ОТР на английском языке, соответствующее аналогичной зарубежной продукции или технологическому процессу;

2) свойства (характеристики свойств, физические величины), к которым, собственно, и устанавливаются требования в регламенте.

3.1.4. Основаниями для признания продукции или технологии опасным объектом и принятия решения о разработке регламента могут служить:

официально зарегистрированная чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) в Российской Федерации или за рубежом, где данный или подобный объект либо послужил источником ЧС либо, испытав какие-либо воздействия в процессе ЧС, увеличил ее масштабы;

результаты теоретических и/или экспериментальных исследований в области безопасности, в т.ч. прогнозы глобальных изменений внешней среды.

3.2. Идентификационные реквизиты материальных объектов

3.2.1. Особенности заполнения данного раздела проекта регламента, в котором ОТР, которые могут быть продукцией или процессами, присваиваются идентификационные реквизиты, показаны на примере.

Наименование: газотурбовоз

Код по классификатору: 31 8100 (Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (ОКП) (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 301) (разделы 01 - 34) (в ред. изменений N N 1 - 31 ОКП) (с изм. и доп. N N 32/2000, 33/2000, 34/2000, 35/2001, 36/2001, 37/2001, 38/2001, 39/2001, 40/2001, 41/2001, 42/2001, 43/2001, 44/2002, 45/2002, 46/2002, 47/2002, 48/2002, 49/2002, 50/2002, 51/2002, 52/2002, 53/2003, 54/2003, 55/2003, 56/2003, 57/2003, 58/2003, 59/2003, 60/2003, 61/2003, 62/2003, 63/2003, 64/2003, 65/2004, 66/2004, 67/2004, 68/2004, 69/2004), далее - ОКП.

Высшая классификационная группировка: тепловоз.

3.2.2. Если ОТР являются изделия или сырье, их собственные наименования должны точно соответствовать данным, приведенным в ОКП.

В случае, когда заданное условие точно соблюсти невозможно, допустимы альтернативные варианты:

а) если наименование отсутствует в ОКП, то записывается авторское наименование, а в сопроводительной документации излагается обоснование его выбора. При этом во избежание трудностей и спорных вопросов идентификации следует дать ссылку на продукцию-аналог, присутствующую в ОКП;

б) рекомендуемыми источниками информации могут также являться документы в области стандартизации, справочная литература (энциклопедии, словари, справочники), научно-технические документы (для принципиально новой продукции). Допускается использование нормативных документов, срок действия которых прекращен (ГОСТы, ГОСТы Р, ОСТы, МР, МУ). В этих случаях они приравниваются к научно-технической документации, а заимствование термина должно сопровождаться не только ссылкой на источник, но и соответствующим обоснованием. Согласно ст. 44 Закона приоритетными являются документы, составляющие Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов;

в) в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона регламент "должен содержать исчерпывающий перечень продукции", в отношении которой устанавливаются его требования. Поэтому, когда авторы проекта регламента предполагают, что не все типы данной продукции должны подпадать под действие регламента, т.е. из более высокой группы продукции, обозначенной в ОКП, должны быть исключены некоторые более низкие, а они отсутствуют в ОКП, то необходимо:

либо дать примечание об исключении неконтролируемой группы продукции (например, "за исключением тепловозов маневровых или внутризаводского использования"),

либо уточнить группировку в соответствии с принятой в данной отрасли классификацией (например, "тепловозы для магистральных линий");

г) при выборе варианта конкретизации наименования следует прежде всего обеспечить однозначность идентификации, редактирование этого текста может проводиться только без нарушения этого условия.

3.2.3. Указанный для ОТР код должен строго соответствовать коду в ОКП и содержать не менее двух знаков.

В том случае, когда данная группа продукции отсутствует в ОКП, следует обязательно указать высшую классификационную группировку и ее код.

3.2.4. Описание высшей классификационной группировки выполняется в соответствии с п. 3.2.2 Методических рекомендаций. Ее код приводится только в тех случаях, когда в соответствии с п. 3.2.3 невозможно указать код продукции, требования к которой регламентируются.

3.2.5. Эквивалент наименования продукции на английском языке следует заимствовать из действующих отечественных нормативных документов или официальных переводов иностранных нормативных документов, если они имеются.

В случае отсутствия этих изданий источниками информации могут служить иностранные документы с описанием аналогичных изделий, терминологические словари и энциклопедии. Допустимо также использовать нормативные документы прежних лет издания (стандарты разного уровня, методические указания и рекомендации). Применение этих источников должно быть обосновано в тексте пояснительной записки к регламенту.

Если полный зарубежный аналог изделия отсутствует, следует привести английский эквивалент наименования высшей классификационной группировки на английском языке.

3.3. Характеристики материальных объектов

3.3.1. Эта часть регламента составляет предмет нормотворчества и именно ее содержание обеспечивает достижение регламентом целей, поставленных в статье 6 Закона. Поэтому в этой части необходимо обеспечить точную идентификацию характеристик, логическое и терминологическое единство.

При работе с регламентами необходимо формулировать в них минимальные, но исчерпывающие требования и по возможности избегать включения в них готовых технических решений, если таковые могут ограничивать движение научно-технического прогресса.

3.3.2. Характеристики материальных объектов в регламенте для удобства анализа целесообразно разделить на следующие группы:

характеристики материалов и веществ, из которых изготовлена продукция;

структура и/или конструкция продукции (изделий, технических систем);

эксплуатационные (функциональные) характеристики, в т.ч. свойства, определяющие особенности хранения и реализации;

характеристики основных и побочных продуктов, являющихся результатом использования продукции по назначению;

характеристики, определяющие особенности утилизации.

Описание порядка установления требований к характеристикам приведено в разделе методических рекомендаций.

3.3.3. Характеристики материалов и веществ рекомендуется именовать в соответствии с Классификатором свойств веществ и материалов (Москва, Издательство стандартов, 1980. - 132 с.) или другой систематизацией, прошедшей научную апробацию. Отклонения от указанных наименований допускаются со ссылкой на источник, откуда взят соответствующий синоним, и обоснованием замены. В случае невозможности соблюсти это условие следует руководствоваться рекомендациями подпункта "б" пункта 3.2.2. При этом приоритетными считаются документы, подготовленные при участии МЧС России и/или Российской академией наук.

Для оценки опасности каждого ОТР, названного в проекте регламента, необходимо проанализировать все характеристики с учетом их проявления в штатных и нештатных ситуациях. В тех случаях, когда опасность и связанный с ней риск не могут быть оценены для каждой характеристики отдельно, рекомендуется пользоваться методами, описанными в пункте 4.1.8 настоящих Методических рекомендаций.

3.4. Идентификационные реквизиты технологических процессов целесообразно выбирать, основываясь на положениях стандартов системы разработки и постановки продукции на производство (СРПП).

3.5. Характеристики технологических процессов

При подготовке регламента необходимо провести анализ опасностей на всех стадиях жизненного цикла продукции. В Законе названы этапы: производство, эксплуатация, хранение, перевозка, реализация и утилизация. Для удобства рекомендуется прописывать этапы жизненного цикла более детально, разделив некоторые этапы на подэтапы: проектирование, изготовление, испытания, использование по назначению, обслуживание (если оно предусмотрено в процессах использования по назначению), ремонт, транспортирование, хранение (консервация), утилизация.

3.6. Общие правила идентификации ОТР

Идентификацию ОТР удобно обеспечивать в два этапа: сначала по названию, затем по перечню свойств. Оба этапа в целях совместимости и однозначности информации (данных об ОТР) обеспечиваются классификаторами, как это описано выше.

При использовании перечня свойств в качестве идентификационного признака необходимо, чтобы каждое свойство сопровождалось указанием соответствующих физических величин и методов их измерения.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромэнерго РФ от 21.12.2004 N 176 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К ПРИНЯТИЮ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ"