в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 19.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромэнерго РФ от 21.12.2004 N 176 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К ПРИНЯТИЮ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ"
отменен/утратил силу Редакция от 21.12.2004 Подробная информация
ПРИКАЗ Минпромэнерго РФ от 21.12.2004 N 176 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К ПРИНЯТИЮ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ"

Приложения

Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по разработке и подготовке к принятию
проектов технических регламентов

Приложение N 1. СПРАВКА О ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРЕДМЕТНЫХ КЛАССИФИКАЦИЯХ

П2.1. Общие сведения

П2.1.1. Научная классификация (синоним: систематизация) как категория в логике и способ познания мира имеет давнюю историю во всех областях человеческой деятельности. Опыт применения методов классификации значительно обогатился, когда начали развиваться библиотечные и экономические справочные системы. Дополнительный импульс практика классификации получила от разработки автоматизированных управляющих, информационных и экспертных систем. В настоящее время методы и принципы построения классификационных схем разработаны довольно тщательно, изложены в научно-методической литературе и, во многом, включены в учебные пособия и нормативную документацию.

П2.1.2. Процедура анализа классификационных схем для их применения в техническом регламенте должна соответствовать принципам их логического построения. Следует:

1) определить назначение рассматриваемой классификации;

2) уточнить делимое понятие (предметную область), т.е. множество объектов, подлежащих классификации, и выделить разделы, которые относятся непосредственно к данному виду ОТР или к смежным областям;

3) определить набор классификационных признаков, принятых в данной классификационной схеме за основание деления;

4) оценить структуру и строгость классификации и особенности ее применения (там, где это возможно).

При этом следует иметь в виду, что:

1) назначение классификации соответствует кругу технических, экономических, управленческих и других задач, для решения которых она предназначена;

2) любая классификация опирается на определение понятия, что позволяет выделить предметную область классификации. В нашем случае она ограничена продукцией и технологическими процессами ее производства, эксплуатации и утилизации.

П2.1.3. В системе стандартизации задача классификации объектов стандартизации играла значительную роль. ГОСТ Р 1.5-92 устанавливал, что классификационные структуры должны входить в основополагающие организационно-методические стандарты (п. 7.1.1) и в стандарты общих технических условий (п. 7.2.2). В методической литературе по стандартизации прошлых лет пояснялось также, что разработка любых групп (систем) стандартов должна начинаться со стандартов на терминологию и классификацию.

Госстандарт России возглавлял работы по ведению общесоюзных классификаторов и курировал работы по отраслевым классификаторам. Приоритет здесь отдавался продукции базовых отраслей народного хозяйства: материалам, машинам и т.д. Тем не менее изделия даже малых предприятий также имели свою нишу в системе народного хозяйства, а следовательно, и место в Общесоюзном классификаторе продукции.

П2.1.4. При построении новой классификации наиболее сложным является выбор и упорядочение признаков, применяемых в качестве основания деления. В основу формирования классификационных группировок, несомненно, должны быть положены признаки, которые можно считать определяющими при решении технико-экономических задач. Важно также определить всю совокупность и последовательность этих признаков (последнее особенно важно для фасетных классификаций).

Анализ существующих схем, как правило, затруднен тем, что разработчики классификаций зачастую не только не приводят обоснование для выбора признаков деления, но и не указывают сами эти признаки. Осложняющим фактором является также то обстоятельство, что в нашем случае на данном этапе работ технико-экономические задачи исследования также не сформулированы.

В том случае, когда классификационные признаки не названы в руководствах по пользованию анализируемой системой, их можно будет определить двумя путями:

сравнением установленных подклассов между собой;

использованием системообразующих признаков, вошедших в делимое понятие.

П2.2. Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 ОКП, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 301. Издание официальное, тома 1 - 2, Госстандарт России, М., 1995, 560 с. (далее - ОКП)

П2.2.1. ОКП разрабатывался ВНИИКИ Госстандарта России как часть Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. В число разработчиков ОКП входило еще 20 организаций, различного профиля.

П2.2.2. Классификационные группировки на самом верхнем уровне выражаются перечнем классов:

01 0000 Электроэнергия, теплоэнергия, вода, лед, холод

02 0000 Нефть, нефтепродукты, газ

............

16 0000 Крепежные изделия общемашиностроительного применения

............

41 0000 Продукция общемашиностроительного применения

............

75 0000 Техника авиационная

............

95 0000 Продукция полиграфической промышленности

96 0000 Изделия культурно-бытового, хозяйственного, учебного назначения театрально-зрелищных предприятий, вспомогательные для легкой промышленности

97 0000 Продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства

98 0000 Продукция животноводства.

П2.2.3. Каждая позиция ОКП содержит шестизначный и пятиразрядный код, включающий сведения о классе (две первые цифры), подклассе, группе, подгруппе и виде продукции. Выбор классификационных группировок отражал структуру народного хозяйства, на момент создания ОКП зафиксированную набором отраслевых министерств. Определенную роль играла также значимость этих министерств и номенклатура их продукции. Так, например, металлам отдано несколько классов (с 08 до 14), а мебели или медицинской технике - по одному классу. Всего собрано 83 класса в диапазоне от 01 0000 до 99 0000. С тех пор структура ОКП не претерпела каких-либо изменений на уровне высших классификационных группировок.

Подход к формированию структуры классификационных группировок можно проиллюстрировать на примере таких часто упоминаемых в СМИ изделий, как устройства для развлечений.

96 800 - означает подкласс Оборудование, инвентарь и принадлежности театрально-зрелищных предприятий и учреждений культуры

96 8500 - Аттракционы и запасные части к ним

96 8510 - Аттракционы/с вращением вокруг вертикальной оси

96 8520 - Аттракционы с вращением вокруг горизонтальной оси

96 8530 - Автодромы

96 8540 - Горы катальные и железные дороги детские

Соответственно, позиция 96 8500 по терминологии ОКП представляет собой группу однородной продукции. Эта группа, в свою очередь, включает перечисленные подгруппы.

Внутри подгрупп осуществляется дальнейшее деление на виды продукции, что фиксируется числом в шестом разряде (пятой ступени классификации от первого знака) кода. Например, подгруппа

96 8520 Аттракционы с вращением вокруг горизонтальной оси

включает два вида продукции:

96 8521 Аттракционы малой вместимости с качанием

96 8522 Колеса обозрения.

П2.2.4. Разработчики ОКП не указали методику выбора и упорядочивания признаков, которые послужили основанием для классификации. Сказано только, что "деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам". В первом приближении видно, что для деления на классы (первая ступень деления - две первые цифры слева) на равных основаниях могут использоваться характеристики изделия как объекта производства, так и объекта потребления (сравните, например, 52 0000 - Оборудование для регулирования дорожного движения, 53 0000 - Продукция лесозаготовительной промышленности).

Анализ деления аттракционов на подгруппы и виды также не позволяет обнаружить явные классификационные признаки. Две первые подгруппы - 96 8510 и 96 8520 характеризуются видом движения транспортного средства (вращательным), а различаются направлением оси вращения (вертикальная или горизонтальная). Если следовать этому принципу, то по правилам классификации: 1) на этой же ступени деления должны находиться аттракционы с поступательным и комбинированным движением; 2) аттракционы с вращательным движением должны занимать одну подгруппу, а деление в зависимости от направления осей следует осуществлять на ступень ниже. Эти методические требования к классификации здесь не соблюдаются.

Таким образом, можно заключить, что ОКП не подчиняется строгим классификационным принципам.

П2.2.5. В целом ОКП используется при:

решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам;

сертификации продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок ОКП;

статистическом анализе производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях;

структуризации промышленно-экономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо-сбытовых операций.

П2.3. Универсальная десятичная классификация, (третье советское издание. Выпуск 5. Часть 2. 67/69 Различные отрасли промышленности и ремесла. Строительство. М., Издательство стандартов, 1986, 258 с.) (далее - УДК)

П2.3.1. УДК является международной. Ее высшие классификационные группировки одинаковы для всех стран, принявших эту систему, в т.ч. России, США, практически всех стран Европы. Применяется она для систематизации произведений печати и различных непубликуемых документов (отчеты, диссертации, служебная документация и т.п.) в таких хранилищах информации, как библиотеки и архивы. Отвечает за ведение УДК организация МФД - Международный Форум по Документации. Совместно с национальными комитетами она разрабатывает дополнения к УДК и готовит их публикацию в виде отдельных выпусков.

П2.3.2. В основе структуры УДК лежит "принцип деления на десять", т.е. разбиения любой группы классифицируемых объектов на десять разделов. На первой ступени классификации все отрасли знаний разделены на 10 групп:

0 Общий раздел

1 Философия

2 Религия

3 Общественные науки. Право. Управление

4 (Резерв)

5 Математика. Естественные науки

6 Прикладные знания. Медицинская техника

7 Искусство. Прикладное искусство. Игры. Спорт

8 Филология. Языкознание. Художественная литература

9 Краеведение. География. Биография. История

Это деление отражает подход к основному содержанию библиотечных фондов в начале XX века.

Каждый из разделов делится на 10 разделов более низкого уровня, те, в свою очередь, тоже на 10 разделов и т.д. Каждая из цифр, стоящая в определенном разряде, носит название индекса. Для удобства чтения полного кода при его записи после каждых трех индексов ставится точка. Чтобы обеспечить более точное описание документа, в УДК применяют определители. Различают общие и специальные определители. Общие могут применяться во всех группировках (например, определитель языка). Они присоединяются к основному индексу с помощью знаков "точка" и "дефис" и уточняют:

форму и характер документа;

географическое место;

язык;

время;

точку зрения.

Специальные разрабатываются для каждой группировки по необходимым для нее классификационным признакам. Все определители присоединяются к основному индексу посредством различных знаков. Специальные определители уточняют предмет описания в документе и присоединяются с помощью знаков "двоеточие", "плюс", "слэш" и других (:, +, /). Они позволяют уточнять объекты описания, давать их перечни, выражать отношения подчиненности между ними и т.д.

Пример применения специального определителя, присоединяемого через дефис:

62. Инженерное дело. Технические устройства

62-59. Устройства для замедления, торможения и остановки.

П2.3.3. Уже упоминавшиеся выше в качестве примера сложных технических систем аттракционы отнесены к индексу "6", внутри которого организована группировка "67/68. Разные производства". В ней, в свою очередь, размещается группировка "688. Производство художественных изделий". В этой группировке выделено место для раздела "688.77. Карусели, качели, кони-качалки, люльки для качалок, оборудование площадок для развлечений".

П2.3.4. Одним из преимуществ системы УДК является возможность построения большого количества фактически независимых подсистем классификации, использующих разный набор признаков и характеризующих предмет с разных сторон. Так, например, сделано по приводам для аттракционов. Такие подсистемы можно формально объединять, что позволяет получить достаточно детальную классификацию. Этому же способствует возможность выполнять деление уровней до необходимой конкретизации.

П2.4. Международная патентная классификация (Международная патентная классификация (шестая редакция). Общие сведения (пер. с англ. официального текста "General Information on the Sixth Edition of the International Patent", публикация N 409), M., 1995) (далее - МПК)

П2.4.1. МПК является системой, идентифицирующей определенным образом патентные документы. По состоянию на 1994 год МПК полностью использовали 56 стран, в т.ч. Австрия, Великобритания, Германия, Испания, Япония. Общий объем их патентного фонда составлял к этому времени более 18 млн. патентов. Другие 18 стран, такие как Бельгия, Италия, Колумбия, используют для своих патентных документов (более 1 400 тыс. единиц) классификации, совпадающие с МПК до уровня подкласса (четвертая ступень систематизации).

П2.4.2. Для проведения систематизации в МПК установлено пять ступеней деления: разделы, подразделы, классы, подклассы, рубрики.

На первой (самой верхней) ступени деления каждый из 8 разделов имеет индекс в виде заглавной буквы латинского алфавита и название из одного или нескольких слов. Предусмотрены разделы:

А - Удовлетворение жизненных потребностей

В - Различные технологические процессы. Транспортирование

С - Химия и металлургия

D - Текстиль и бумага

Е - Строительство и горное дело

F - Механика, освещение, отопление, двигатели и насосы, оружие и боеприпасы, взрывные работы

G - Физика

Н - Электричество.

Если вернуться для сравнения к уже рассмотренному примеру, группировке "устройства для развлечения", то на первой (высшей) ступени деления интерес представляет раздел

А - Удовлетворение жизненных потребностей.

Вторая ступень деления: каждый раздел делится на подразделы. Подразделы имеют только заголовки, состоящие из одного или более слов. Раздел А, например, состоит из четырех подразделов:

Сельское хозяйство

Пищевые продукты и табачные изделия

Предметы домашнего обихода и личного пользования

Здравоохранение; спорт и массовые развлечения.

Третья ступень деления: в каждом подразделе выделены классы. Заголовок класса состоит из одного или нескольких слов, а индекс - из индекса соответствующего раздела, после которого стоят две арабские цифры. Так, в подразделе "Здравоохранение; спорт и массовые развлечения" третья ступень деления, ведущая к аттракционам, - класс.

А 63 Спорт, игры, массовые развлечения.

Четвертая ступень деления: каждый класс делится на подклассы, обозначаемые заголовком и индексом. Заголовок, как и в предыдущих случаях, состоит из одного или нескольких слов, а индекс - из индекса соответствующего класса, после которого стоит заглавная буква латинского алфавита. В нашем примере устройств для развлечения

А 63 В Снаряды и устройства для физических упражнений, гимнастики, плавания, альпинизма, фехтования, игры с мячами, тренировочные устройства

А 63 С Коньки, лыжи, роликовые коньки, проектирование и планирование кортов, катков и т.п.

А 63 D Кегли и прочие игры с шарами, например, итальянская игра боккиа, кегельбаны и принадлежности к ним, бильярд

А 63 F Карточные игры, игры на досках, игры типа рулетки, комнатные игры с небольшими движущимися игральными предметами, разные игры

А 63 G Карусели, качели, кони-качалки, горки для катания, прочие подобные устройства для массовых развлечений

A 63 Н Игрушки, например волчки, куклы, обручи, строительные наборы и т.п.

А 63 I Оборудование театров, цирков и т.п., устройства для демонстрации фокусов и т.п.

А 63 К Конный спорт. Скачки, оборудование и принадлежности для них.

Таким образом, из восьми группировок (подклассов), выделенных в подразделе А 63, аттракционам посвящен подкласс А 63 G Карусели, качели, кони-качалки, горки для катания, прочие подобные устройства для массовых развлечений.

Пятая ступень деления выражается в том, что в каждом подклассе организуются свои группы и подгруппы. Каждая основная группа и подгруппа состоит из заголовка и индекса. Заголовок выражается одним или несколькими словами, а индекс состоит из индекса подкласса и двух чисел, разделенных косой чертой. Первое число составляют из одной, двух или четырех цифр. В основных группах второе число представлено двумя нулями. В нашем примере содержание подкласса А 63 G составляют

Карусели

1/00 Карусели

1/02 .закрытого типа (с маскирующими туннелями)

1/04 .с салазками

1/06 .с несколькими концентрическими поворотными кругами

1/08 .с силовым приводом

1/10 ..электрическими

1/12 .приводимые в движение пассажирами

1/14 ..отталкиванием ногами от неподвижной поверхности или бегом на месте

1/16 ..с помощью захватных колец

1/17 ..с помощью весел

1/20 ..с помощью колебательных или качательных движений

1/22 .с велосипедами, служащими в качестве сидений

1/24 .с сиденьями, движущимися в горизонтальной плоскости не по кругу

1/26 ..совершающими планетарное движение в горизонтальной плоскости

1/28 .с подвесными сиденьями, отклоняющимися под действием центробежной силы

1/30 .с перемещающимися вверх и вниз сиденьями, выполненными в виде фигур

1/32 .с сиденьями, из которых два и большее количество образуют балансирные качели

1/34 .с сиденьями, перемещающимися по волнистой траектории

1/36 .с расположенными подвижно в виде качелей сиденьями, перемещающимися не в радиальном направлении

1/38 .с качающимися поворотными кругами

1/40 ..с наклонными мачтами

1/42 ..выполненными в виде конуса

1/44 .перемещающимися вверх и вниз

1/46 ..приводимыми в движение винтовым шпинделем

1/48 .с подвижно установленными на кругах колясками, которые при вращении карусели перемещаются к наружной стороне.

Подводя итог описанию МПК, можно сказать, что схема МПК включает 8 разделов, 20 подразделов, 118 классов, 624 подкласса, более 67 тысяч рубрик.

П2.4.3. Нетрудно заметить, что названия и порядок следования группировок во многом совпадают с УДК. Дальнейшее деление на рубрики выполнено по конструктивным признакам. Здесь также существует текстуальное совпадение с УДК. Например, Карусели с подвесными сиденьями, отклоняющимися под действием центробежной силы, в МПК имеют индекс А 63 G 1/28, а в УДК - 688.771.3. Правда, в редакции УДК имеется уточнение "движущимися вверх и вниз и в форме вращающихся качелей".

П2.4.4. Официальное издание МПК выходит на английском языке, с которого потом готовят аутентичные переводы на другие языки стран-участниц. Издание выходит 1 раз в несколько лет. В настоящее время действует 6-е издание (1995 год), но происходит его постепенная замена на 7-е издание (2000 год).

Два тома (9-й и 10-й) отводятся описанию принципов организации МПК и методов работы с ней. Они носят название "Введение в МПК".

В основе систематизации МПК лежит принцип сочетания двух подходов:

подход 1 - изобретения классифицируются по отраслям промышленности или областям человеческой деятельности;

подход 2 - классификация изобретений производится в соответствии с характерной для них функцией.

П2.5. Классификация стальных конструкций

П2.5.1. Классификация стальных строительных конструкций выполнена по ГОСТ 23118-99. В разделе 3 этого ГОСТа вводится классификация:

3.1.1. По назначению

несущие (основные и вспомогательные),

ограждающие,

совмещающие функции несущих и ограждающих;

3.1.2. По видам соединения

сварные,

болтовые,

клепаные,

винтовые,

комбинированные;

3.1.3. По степени заводской готовности

полностью изготовленные на заводе,

изготовленные на заводе в виде отправочных марок (элементов) и укрупняемые при монтаже.

3.1.4. По условиям эксплуатации и строительства в зависимости от:

вида силового воздействия:

воспринимающие постоянные, временные нагрузки и воздействия,

воспринимающие, кроме постоянных и временных, особые нагрузки типа подвижных, вибрационных, взрывных, сейсмических;

степени агрессивности внешней среды, эксплуатируемые в средах:

неагрессивных,

слабоагрессивных,

среднеагрессивных,

сильноагрессивных;

температурных условий возведения и эксплуатации:

с расчетной температурой минус 40 град. С и выше,

с расчетной температурой от минус 40 град. С до минус 50 град. С включительно,

с расчетной температурой ниже минус 50 град. С до минус 65 град. С включительно,

с температурой воздействия 100 - 150 град. С,

эксплуатируемые в отапливаемых и неотапливаемых зданиях и сооружениях;

характера функционирования:

стационарные,

сборно-разборные,

передвижные.

3.1.5. По ответственности в зависимости от опасности последствий, т.е. конструкции, отказ которых:

может привести к полной непригодности к эксплуатации здания или сооружения в целом либо значительной его части;

может привести к затруднению нормальной эксплуатации здания или сооружения;

не приводит к нарушению функционирования других конструкций или их элементов.

П2.5.2. В случае применения такой классификации для опасной продукции деление, предложенное в пункте 3.1.5 "в зависимости от опасности последствий", следует произвести, в первую очередь, с точки зрения опасности для людей и окружающей среды, в т.ч. непосредственных пользователей (персонала).

П2.5.3. Для всех сложных технических систем и их составных частей (агрегатов, элементов конструкций) важно четко разделить изделия по видам воздействующих нагрузок: усталостных, ударных и т.д.

П2.6. Классификация механизмов

П2.6.1. Авторы учебных пособий и научных публикаций применяют для механизмов самые различные классификационные схемы. Приведем три из них:

по физическим характеристикам звеньев;

по характеру движения;

по кинематическим парам, входящим в состав механизмов.

П2.6.2. Классификация по физическим характеристикам звеньев [Добровольский В.В. Теория механизмов. М.: Машгиз, 1951. 467 с.] включает группы механизмов:

механические, т.е. механизмы с твердыми звеньями, в т.ч. с

- - абсолютно твердыми, которые, в первом приближении, могут быть приняты за неизменяемые,

- - упругими, деформации которых существенным образом влияют на движение механизма,

- - гибкими, движения которых могут быть охарактеризованы как движения абсолютно гибкой нерастяжимой нити;

гидравлические и пневматические, в состав которых входят жидкие и газообразные звенья, существенно влияющие на движение механизма; при этом жидкие звенья считаются в первом приближении за абсолютно несжимаемые с отсутствием внутреннего трения, а газообразные - за "идеальные газы",

- электрические, движение которых существенным образом зависит от электромагнитных полей в звеньях и между звеньями механизма;

- радиомеханизмы, в которых связующим звеном служит среда, передающая радиоволны от одного звена к другому;

- фотомеханизмы, в которых роль передатчика движения выполняет световой луч.

Классификация "по физическим характеристикам звеньев" не является строгой, поскольку механизмы с абсолютно твердыми звеньями могут относиться к электрическим, а гидравлика и газовая динамика являются областями механики, хотя с точки зрения удобства их стоит разделить.

П2.6.3. Классификация по характеру движения [Заблонский К.И., Белоконев И.М., Щекин Б.М. Теория механизмов и машин: Учебник - К.: Выща шк. Головное изд-во, 1989. - 376 с., 349 ил., 18 табл.] включает две группы механизмов:

плоские, у которых траектории точек подвижных звеньев описывают плоские кривые, лежащие в параллельных плоскостях;

пространственные, точки звеньев которых описывают неплоские траектории или траектории, лежащие в пересекающихся плоскостях.

П2.6.4. Классификация по кинематическим парам, входящим в состав механизмов [Левитский Н.И. Теория механизмов и машин. - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1979. 576 с.] различает:

- механизмы с низшими парами, т.е. такими, в которых требуемое относительное движение звеньев может быть получено постоянным соприкасанием элементов пары по поверхности (вращательная, поступательная, винтовая, цилиндрическая, сферическая и плоскостная пары);

- механизмы с высшими парами, т.е. такими, в которых требуемое относительное движение звеньев может быть получено только соприкасанием элементов пары по линиям и в точках.

Классификация по деталям опасных конструкций вряд ли целесообразна (уж во всяком случае, как основная), поскольку в ней не проявляется явно основная цель изготовления продукции (достижение определенного эффекта), к тому же она может оказаться очень громоздкой.

Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
по разработке и подготовке к принятию
проектов технических регламентов

Приложение N 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

П3.1. Для оценки значения показателей, характеризующих опасность ОТР, для которых будет разрабатываться данный проект, могут использоваться теоретические описания, результаты практического опыта и готовые технические решения.

П3.2. Сложность определения потенциальной опасности большинства ОТР состоит в том, что, несмотря на то, что действия любого фактора, определяющего эту опасность, описываются на основе известных законов природы, очень часто трудно выделить действие именно этого фактора вне зависимости от других. Т.е. для того, чтобы можно было применить аппарат, используемый в той или иной области знаний, или результаты практического опыта, необходимо соответствующим образом сформулировать описание каждого этапа сценария развития опасной ситуации. При этом, конечно, должны быть учтены и влияние опасных факторов друг на друга, и условия их реализации.

При теоретическом описании строится модель, отражающая предметную область данного проекта с точки зрения адекватного проявления свойств, реализация которых является опасной, и тут возможно три случая.

П3.3. В первом случае возможно описать действие каждого опасного фактора по этапам сценария либо с помощью известного аппарата и/или применить существующие практические результаты. Внешние воздействия учитываются как обычно. Это самый простой случай.

П3.4. Во втором случае ОТР представляется как некоторая структура, состоящая из элементов и связей. Причем используется именно структурное представление в том смысле, что свойства каждого элемента и связи в этой структуре определяют однозначно и свойства всей структуры в целом. Внешние по отношению к структуре, представляющей ОТР, воздействия учитываются как обычно. Более детально этот случай описан в приложении N 3.

П3.5. Третий вариант описания ОТР. В общем случае ОТР может быть описан только в виде системы, т.е. свойства этой системы не могут быть полностью адекватно описаны только через взаимодействие элементов и связей. Система, вообще говоря, может быть и многоуровневой. В этом случае либо используются известные в разных отраслях знаний описания систем (Итоги науки и техники. ГНТП "Безопасность". Концепция и итоги работы, 1991 - 1992. - М.: ВИНИТИ, 1993, 528 с.; Хенли Э., Кумамото X. Надежность технических систем и оценка риска. - Машиностроение, 1984, - 528 с.; Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Функционирование и развитие сложных народно-хозяйственных, технических, энергетических, транспортных систем, систем связи и коммуникаций: 2 ч. - М.: МГФ Знание, 199, - Ч. 1. 448 с. Ч. 2. 416 с.) с учетом различных применяемых упрощений их описания, либо практические приемы обеспечения безопасности сложных ОТР.

П3.6. Кроме перечисленных в П3.3 - П3.5 случаев, возможны и их различные комбинации, которые представляют собой простую суперпозицию перечисленных случаев и описываются последовательным применением указанных рекомендаций.

Приложение N 3
к Методическим рекомендациям
по разработке и подготовке к принятию
проектов технических регламентов

Приложение N 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СТРУКТУРНЫХ СХЕМ ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОТР

Построение структурной схемы объекта.

ОТР могут быть достаточно сложными, поэтому иногда перед построением системы, моделирующей такой объект, удобно построить его структурную схему. Для многих ОТР этого может оказаться достаточно.

В основу использования структурных схем в целях технического регулирования заложена концепция моделирования реальных объектов или процессов, т.е. представления их в виде набора взаимодействующих элементов, характеризуемых конечным набором свойств. Термин "структурная схема" означает документальное отражение построенной модели ОТР, причем сам этот объект уже понимается в более широком смысле и моделирует все реальные объекты, для которых данное представление оказывается применимым.

Как известно, моделирование по своей сути является попыткой свести многообразие окружающего мира к набору основных характеристик, представляющих наибольшую важность для исследования. При этом неизбежно опускаются многие детали реальных объектов, в результате чего любая полученная модель не может претендовать на полное соответствие действительности.

Таким образом, одна из начальных задач разработчика при построении структурной схемы состоит в том, чтобы выявить и включить в рассмотрение те свойства реального ОТР, сочетание которых позволит с достаточной степенью определенности судить о том, насколько этот объект может быть потенциально опасен.

Первым шагом на этом пути должно стать определение типа объекта технического регулирования (см. раздел 3.1 настоящих Методических рекомендаций). Все типы, кроме первого, относятся к процессам, следовательно, при анализе безопасности соответствующих объектов должны учитываться стадии процессов, их взаимодействие во времени. Объекты первого типа (продукция, результат работ или услуг), процессами не являются, а значит, для них нужно будет рассматривать преимущественно технические характеристики и исследовать возможные риски, возникающие в заданный период времени при правильной эксплуатации.

Разрабатываемая структурная схема может быть представлена в произвольной форме, но должна содержать следующие обязательные части:

конечный перечень элементов структуры (при необходимости включающий информацию о пространственно-временных характеристиках некоторых элементов);

для каждого элемента - конечный набор его свойств (исчерпывающий для целей построения модели);

описание имеющихся связей или взаимодействий элементов;

информация о начальных состояниях и внешних связях системы.

Смысл положения о начальных состояниях и внешних связях системы раскрывается при исследовании сценариев поведения систем.

За основу для создания структурной схемы рекомендуется взять существующий инженерный проект ОТР (или план-график работ, если речь идет о процессе). Это позволит выделить главные элементы исследуемой структуры и определить основные виды взаимодействий между ними (логические, механические, энергетические, информационные).

Далее возможно два варианта. Может оказаться, что при анализе функционирования построенной структуры у нее не появляется новых свойств, непосредственно не вытекающих из свойств элементов и связей. Тогда задание требований при разработка проекта технического регламента осуществляется на основе анализа структурной схемы.

Если при анализе функционирования построенной структуры у нее появляются новые свойства, непосредственно не вытекающие из свойств элементов и связей структуры (свойство системы), то необходимо перейти к построению системы (см. приложение N 2).

Приложение N 4
к Методическим рекомендациям
по разработке и подготовке к принятию
проектов технических регламентов

Приложение N 4. ОбразецПОСТРОЕНИЯ БАЗОВОГО ПЕРЕЧНЯ ОПАСНОСТЕЙ (ОПАСНОСТИ, ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ И СОБЫТИЯ ПО ГОСТ Р 51344-99)

20. Опасности, связанные с функциями передвижения

20.1. Рывки в начале движения

20.2. Движение в отсутствие водителя

20.3. Движение, когда не все детали находятся в безопасном положении

20.4. Превышение допустимой скорости машины, когда человек, управляющий ею, идет рядом

20.5. Сильные вибрации при движении

20.6. Невозможность притормозить или полностью остановить отдельных узлов

21. Опасности, связанные с расположением рабочего места, включая место водителя

21.1. Падение человека при посадке на рабочее место или выпадение из него на машину

21.2. Загазованность/запыленность рабочего места

21.3. Пожароопасность (воспламеняемость кабины, отсутствие средств пожаротушения)

21.4. Механические опасности на рабочем месте:

a) касание колес

b) наматывание

c) выпадение наружу или попадание внутрь

d) поломки быстровращающихся элементов

e) касание элементов машины или инструментов

21.5. Недостаточный обзор с рабочего места

21.6. Недостаточное освещение

21.7. Неудобное сиденье

21.8. Недопустимый уровень шума на рабочем месте

21.9. Недопустимый уровень вибрации на рабочем месте

21.10. Невозможность быстрой эвакуации с рабочего места/отсутствует аварийный выход

22. Опасности, связанные с системами управления

22.1. Неудовлетворительное размещение органов управления

22.2. Неудовлетворительная конструкция органов управления

23. Опасности при работе на машине (потеря стабильности)

24. Опасности, связанные с источниками энергии или ее передачей

24.1. Опасности от двигателей и батарей

24.2. Опасности при передаче энергии между машинами

24.3. Опасности от разъемов и кабелей

25. Опасности, связанные с посторонними лицами

25.1. Самовольное включение или использование

25.2. Перемещение деталей или узлов за допустимые пределы

25.3. Отсутствие или неисправность световых или звуковых сигнальных устройств

26. Недостатки инструкций для водителей или обслуживающего персонала

Приложение N 5. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТАГлава 1. Общие положенияСтатья 1. Цели Закона

Формулировка целей регламента должна точно соответствовать положениям статьи 6 Закона и по возможности быть максимально лаконичной.

Целью (целями) настоящего Закона является (являются):

обеспечение защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества при производстве, хранении, перевозке, реализации, использовании (эксплуатации) и утилизации (название) продукции

и/или

обеспечение охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при производстве, хранении, перевозке, реализации, использовании (эксплуатации) и утилизации (название) продукции

и/или

предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей при реализации, использовании (эксплуатации) и утилизации (название) продукции.

Статья 2. Область (сфера) применения Закона

В ней устанавливается перечень ОТР, на которые распространяется действие разрабатываемого технического регламента.

ОТР должны быть однозначно идентифицированы или указан способ, как это сделать. Необходимый перечень может быть дан в приложении. Сфера действия определяется любым удобным способом исходя из правил определения объектов (перечислением, исключением из перечисления, перечислением характерных свойств, комбинацией этих приемов). Необходимо только, чтобы все ОТР регулирования однозначно делились на две группы: включенные в область действия данного технического регламента и невключенные.

Статья 3. Основные понятия

В этой статье должны быть приведены понятия, которые необходимы для целей данного технического регламента.

Приводятся только те понятия, которые не используются в общепринятом смысле и не приведены в Законе. Могут быть даны необходимые ссылки на документы такого же уровня.

В этой статье не должны содержаться определения понятий:

встречающихся в тексте данного Закона не более чем в одной статье (в этом случае определение, если оно требуется, дается в указанной статье);

определенных в других законах, связанных с данным Законом.

Желательно избегать определения понятий, которые могут быть зарегистрированы государственным патентным ведомством (обладающих патентоспособностью), например, продуктов, не имеющих натуральных ингредиентов.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области действия данного технического регламента

1. В случае необходимости в этой статье приводится перечень законодательных актов, действующих в области применения требований данного технического регламента и необходимых для выполнения его положений.

2. Отдельно может оговариваться порядок введения требований международных договоров.

3. Может быть оговорен порядок применения нескольких технических регламентов, если они все распространяются на ОТР данного.

4. Может быть отдельно упомянуто, как обеспечивается минимальность и исчерпываемость устанавливаемых в техническом регламенте требований.

Глава 2. Требования безопасности для ОТР данного технического регламента

В данной главе необходимо требования к ОТР располагать в соответствии с перечнем опасностей, перечисленных в пункте 1 статьи 7 Закона (очевидно, с учетом их применимости к конкретному ОТР):

безопасность излучений;

биологическая безопасность;

взрывобезопасность;

механическая безопасность;

пожарная безопасность;

промышленная безопасность;

термическая безопасность;

химическая безопасность;

электрическая безопасность;

ядерная и радиационная безопасность;

электромагнитная совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования.

Установление требований рекомендуется дополнительно разделить по естественным стадиям, присущим данному ОТР: стадиям жизненного цикла, этапам, периодам, составляющим и т.п.

Следует иметь в виду, что согласно пункту 7 статьи 7 Закона технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.

В случае если некоторые требования к безопасности ОТР в достаточной степени покрываются значениями для этого ОТР, установленными в соответствующих общих технических регламентах, то в соответствующих местах делается ссылка на указанный общий технический регламент с указанием конкретных статей, пунктов и позиций, в которых содержатся значения этих требований.

Для продукции, например, удобно задавать требования безопасности по стадиям жизненного цикла.

Статья 5. Требования безопасности (к данному виду продукции) при проектировании

1. При проектировании данного вида продукции должны быть выявлены все опасности на всех стадиях ее жизненного цикла: проектирование, изготовление, реализация (обращение), эксплуатация, вывод из эксплуатации, утилизация, в том числе при нормальной эксплуатации (использовании), проектных аварийных ситуациях, предполагаемом недопустимом использовании.

При проектировании данного вида продукции должно быть предусмотрено предотвращение предполагаемого недопустимого использования.

2. Должны быть оценены риски для всех указанных в пункте 1 настоящей статьи стадий жизненного цикла данного вида продукции, и обеспечена возможность проверки выполненной оценки.

3. С учетом проведенной оценки рисков для данного вида продукции при проектировании должен быть определен весь комплекс мер для ликвидации и/или уменьшения (снижения) потенциального ущерба до приемлемого уровня на всех стадиях их жизненного цикла.

Статья 6. Требования безопасности для данного вида продукции при ее изготовлении

Обязательно должно быть указано, что требования данной статьи не распространяются на производства, расположенные вне территории Российской Федерации. Или в другой редакции: Требования данной статьи не распространяются на производства, находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации.

1. В данной статье устанавливаются требования, которые обязан выполнять изготовитель данного вида продукции при ее изготовлении. В статье прописывается, как должна быть обеспечена возможность контроля выполнения всех технологических операций, от которых зависит безопасность.

2. В данной статье указываются требования, состоящие в том, что если для обеспечения безопасности после и/или в процессе изготовления данного вида продукции требуется проведение испытаний, то они должны быть проведены в полном объеме с выполнением всех требований проекта.

3. Если при изготовлении данного вида продукции допущены отклонения от проекта, то уровень безопасности этой продукции не должен быть снижен. Проект должен быть соответственно изменен.

4. Если для обеспечения данного вида продукции проектом предусмотрено применение дополнительного оборудования, то изготовитель обязан обеспечить необходимое ее укомплектование.

5. Если для безопасного использования (эксплуатации) к данному виду продукции необходима техническая документация, то она должна прилагаться на русском языке, включать:

инструкцию по монтажу или сборке, наладке или регулировке;

инструкцию по штатному использованию и меры по обеспечению безопасности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации (включая ввод в эксплуатацию, использование по прямому назначению, техническое обслуживание, все виды ремонта, транспортирование, упаковку, консервацию и условия хранения);

инструкцию по выводу из эксплуатации и утилизации.

Изготовитель обязан сопроводить продукцию информацией об оставшихся и/или не устраненных полностью опасностях и дать рекомендации по их предотвращению.

6. Вероятные ошибки при монтаже или сборке продукции, которые могут быть источником опасности, должны быть исключены конструктивным исполнением или, если это невозможно, то с помощью информации, указанной на самих деталях или на их корпусах.

7. Информация для приобретателя должна быть расположена на видном месте на продукции и выполнена изготовителем в виде маркировки, которая должна включать:

имя и адрес изготовителя;

наименование изделия;

обозначение серии или типа, номер;

год изготовления;

дополнительную информацию по безопасности (предельные значения, например, вес, габариты).

Кроме того, если продукция предназначена для применения в особой обстановке, то это должно быть на ней указано.

На конкретном виде продукции должна быть также нанесена информация, указывающая условия безопасной эксплуатации.

Статья 7. Требования безопасности при транспортировании данного вида продукции

1. Транспортирование и хранение данного вида продукции, а также ее хранение и складирование проводятся с учетом всех требований по безопасности, предусмотренных проектом.

2. Условия, сроки хранения и порядок транспортирования, упаковки и необходимая маркировка, влияющие на безопасность, должны определяться при проектировании и указываться в технической документации.

3. Материалы и вещества, применяемые для упаковки и консервации, должны быть безопасными.

4. Погрузка и/или разгрузка, транспортирование и складирование должны проводиться обученным персоналом с соблюдением требований безопасности труда.

Статья 8. Требования по безопасности при эксплуатации (применении) продукции

1. Должно быть указано, что данный вид продукции, поступающий в обращение на территории Российской Федерации и предназначенный для использования по прямому назначению, должен быть безопасен на протяжении срока, установленного в технической документации с учетом возможных нештатных ситуаций.

2. Должно быть указано, какие требования должны соблюдаться:

при установке, монтаже, подключении и т.п.;

при эксплуатации (включая проектные нештатные ситуации);

при проведении обслуживания, ремонтов и необходимых проверок;

при согласовании с изготовителем проводимых модификаций;

для подбора персонала требуемой квалификации.

Статья 9. Требования по безопасности данного вида продукции на стадиях выведения из эксплуатации и утилизации

1. Должен быть указан порядок обеспечения безопасности данного вида продукции при выводе ее из эксплуатации и утилизации.

2. В необходимых случаях с данным видом продукции должна поставляться инструкция по утилизации.

Инструкция по утилизации должна охватывать все части продукции, а также материалы и вещества, используемые для ее изготовления, эксплуатации, использованные и отработанные во время эксплуатации.

3. Персонал, проводящий все этапы утилизации продукции, должен иметь необходимую квалификацию, пройти соответствующее обучение и соблюдать все требования безопасности труда.

Статья 10. Предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (наименование) продукции

Эта статья должна содержать требования к информации для приобретателя и маркированию продукции, такие как:

правила идентификации партий продукции для обеспечения ее прослеживаемости;

перечень информации для приобретателей продукции, помещаемой на этикетке, и правила ее нанесения;

перечень информации для приобретателей, прилагаемой к продукции (руководство пользователя, гарантийные документы и т.п.).

В статью включаются только требования, которые необходимы для обеспечения безопасности продукции, но отсутствуют в Федеральном законе "О защите прав потребителей".

Кроме того, в статье может быть, например, информация о характеристиках и свойствах продукции, причиняющих вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. Такие свойства и характеристики продукции не могут быть включены в технический регламент как обязательные требования согласно пункту 7 статьи 7 Закона, но технический регламент должен содержать информацию об этих свойствах и о том, как можно снизить или вовсе элиминировать вред от использования продукции, имеющей такие свойства. Например, вред от излучения монитора какого-либо прибора или устройства может быть сведен к минимуму либо путем использования специальных фильтров, либо ограничением времени непрерывной работы с этим устройством, либо иными известными способами.

Статья 11. Применение документов в области стандартизации для обеспечения безопасности данного вида объектов технического регулирования

Указывается, каким образом на добровольной основе для обеспечения безопасности данных ОТР могут быть использованы гармонизированные с требованиями данного вида технического регламента национальные стандарты и другие нормативные и технические документы.

Глава 3. Особенности подтверждения соответствия данного вида ОТРСтатья 12. Формы проведения и способы доказательства соответствия для данного вида ОТР

Указывается, какой способ подтверждения соответствия и порядок проведения этого подтверждения должны применяться к данному виду ОТР.

Статья 13. Особенности ввоза (или вывоза) данного вида ОТР на территорию Российской Федерации

Указываются особенности помещения данного вида ОТР регулирования, подлежащих подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации.

Статья 14. Требования к органам по сертификации и испытательным лабораториям (центрам)

Указываются (в случае необходимости) особенности требований к органам по сертификации и испытательным лабораториям (центрам), осуществляющим подтверждение соответствия данного вида ОТР.

Глава 4. Государственный контроль (надзор)Статья 15. Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего специального технического регламента

1. Указываются особенности проведения государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего технического регламента как на стадии их обращения на территории Российской Федерации, так и на стадиях эксплуатации, вывода из эксплуатации и утилизации, если это необходимо для обеспечения безопасности.

Например: Государственный контроль (надзор) осуществляется на следующих стадиях обращения (название) продукции (лишнее исключить):

хранение (кроме складов готовой продукции у изготовителя продукции);

перевозка (транспортирование), кроме территории предприятия-изготовителя;

реализация сторонним приобретателям (включая реализацию продукции работникам предприятия для их личных нужд);

использование (эксплуатация), кроме производственного использования (эксплуатации);

утилизация.

2. Указываются требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданским лицам, а также их права при проведении государственного контроля (надзора).

Статья 16. Принудительный отзыв данного вида ОТР с рынка

Указываются причины и порядок отзыва с рынка данного вида ОТР.

Объясняется порядок обращения в судебные органы.

Перечисляются меры ответственности за нарушение требований об отзыве данного вида ОТР.

Глава 5. Заключительные и переходные положенияСтатья 17. Переходные положения

Указываются переходные положения и порядок их выполнения в переходный период, в том числе в отношении подтверждения соответствия и аккредитации.

В этой статье могут быть перечислены требования и нормы Закона, для выполнения которых необходима отсрочка введения в действие (например, перспективные требования), либо их введение связано с некоторыми событиями, например, с последующим принятием и вступлением в силу соответствующих общих технических регламентов.

Статья 18. Приведение нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом

В статье указываются все нормативно-правовые акты, которые должны быть приведены в соответствие с настоящим Законом.

Статья 19. Вступление в силу требований настоящего проекта технического регламента и порядок его приятия

Указывается срок, по истечении которого требования данного регламента становятся обязательными.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 19 июня 2004 г.).

3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

4. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗпромышленной безопасности опасных производственных объектов", 21 июля 1997 г. (Российская газета, 30 июля 1997 г.).

5. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

6. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти".

7. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изм. и доп. от 20 мая 2004 г.).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 г. N 32 "О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации".

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации".

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2003 г. N 673 "Об опубликовании и размере платы за опубликование документов о разработке, обсуждении и экспертной оценке проектов технических регламентов, проектов законодательных и иных нормативных правовых актов о технических регламентах".

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2003 г. N 513 "Об утверждении Положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию".

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 500 "О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию".

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 316 "О мерах по реализации Федерального закона "О техническом регулировании" (с изм. и доп. от 17 июля 2003 г.).

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 803 "О совершенствовании организации исполнения федеральных законов".

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 576 "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов".

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. N 347 "О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" (с изм. и доп. от 2 августа 2001 г.).

: В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 15.04.2000 N 347, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 N 389

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

18. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 33-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп. от 29 марта, 29 мая, 11 декабря 2002 г., 12 февраля, 26 марта 2003 г., 26 мая 2004 г.).

19. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп. от 15 апреля, 19 июня, 16 июля, 23 октября, 4 декабря 1998 г., 21 апреля, 21, 29 сентября, 26 ноября 1999 г., 19 января, 15 марта, 19 мая, 2, 28 июня, 7 июля, 4, 27 октября, 6, 15, 22 декабря 2000 г., 14 марта, 5 апреля, 13, 22 июня, 13, 19 декабря 2001 г., 8 февраля, 13, 20 марта, 20, 27 сентября, 23 октября, 15 ноября, 11, 15 декабря 2002 г., 12 февраля, 2 апреля, 23 мая, 29 декабря 2003 г., 16 января, 11, 13, 20 февраля, 19, 24 марта, 2, 23 апреля, 21 мая, 9 июля 2004 г.).

20. Приказ Госстандарта России от 3 декабря 2003 г. N 1186 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2003 г. N 673 "Об опубликовании и размере платы за опубликование документов о разработке, обсуждении и экспертной оценке проектов технических регламентов, проектов законодательных и иных нормативных правовых актов о технических регламентах".

21. Приказ Госстандарта России от 14 ноября 2003 г. N 1097 "Об утверждении Положения о журнале "Вестник технического регулирования" и состава Редакционного совета журнала".

22. Приказ Госстандарта России от 1 октября 2003 г. N 873 "О создании при Госстандарте России Координационного совета по формированию экспертных комиссий по техническому регулированию".

23. Протокол N 24-2003 совещания руководителей национальных органов по стандартизации, метрологии, сертификации государств - участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (Москва, 4 - 5 декабря 2003 г.) (извлечение).

24. Приказ Минюста России от 14 июля 1999 г. N 217 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" и другие.

25. Приказ Минюста России от 19 января 2001 г. N 14 "Об утверждении Регламента законопроектной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации".

26. Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (направлены письмом Аппарата Государственной Думы от 18 ноября 2003 г. N вн2-18/490).

27. Общероссийский классификатор стандартов OК (MK (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001-2000 (утв. Постановлением Госстандарта России от 17 мая 2000 г. N 138-ст) (с изм. и доп. N 1/2003).

28. Классификатор природных и техногенных чрезвычайных ситуаций по месту возникновения и характеру воздействия источника ЧС (к Рекомендациям по составлению донесений о чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями, утвержден Приказом Госкомэкологии России от 1 марта 2000 г. N 120).

29. Международная патентная классификация (шестая редакция). Общие сведения (пер. с англ. официального текста "General Information on the Sixth Edition of the International Patent", публикация N 409), M., 1995.

30. Общероссийский классификатор продукции OK 005-93 ОКП, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 301. Издание официальное, тома 1 - 2, Госстандарт России, М., 1995, 560 с.

31. Универсальная десятичная классификация. Третье советское издание. Выпуск 5. Часть 2. 67/69 Различные отрасли промышленности и ремесла. Строительство. М., Издательство стандартов, 1986, 258 с.

32. Классификатор свойств веществ и материалов. - М.: Издательство стандартов, 1980, 132 с.

33. Руководство 2 ИСО/МЭК:1966. Русская версия 1999. Стандартизация и смежные виды деятельности - Общий словарь.

34. ГОСТ Р 51344-99 "Безопасность машин. Принципы оценки и определения риска".

35. ГОСТ 23118-99 "Конструкции металлические строительные. Общие технические условия".

36. ГОСТ 25866-83 "Эксплуатация техники. Термины и определения".

37. ГОСТ Р 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий".

38. ГОСТ 12.1.012-90. "Система стандартов безопасности труда". Вибрационная безопасность. Общие требования".

39. Использование процессов оценки и уменьшения риска при разработке технических регламентов и стандартов (Проект ТАСИС). Комментарий Е.Р. Петросяна. - Вестник технического регулирования, 2004, N 7, с. 18 - 31.

40. Политехнический словарь. Гл. ред. И.И. Артоболевский. М., "Советская энциклопедия", 1976, 608 с., ил.

41. Словарь терминов по информатике на русском и английском языках/Г.С. Жданова, Е.С. Колобродова, В.А. Полушкин, А.И. Черный (Под ред. А.И. Михайлова), М., "Наука", 1971, 360 с.

42. Захаров Б.В., Киреев B.C., Юдин Д.Л. Толковый словарь по машиностроению. Основные термины. - Под ред. A.M. Дальского. - М.: Рус. яз., 1987, 304 с.

43. Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1985, 1600 с., ил.

44. Дружинин В.Б., Конторов Д.С. Проблемы системологии. М., "Советское радио", 1976, 300 с., ил.

45. Дружинин В.Б., Конторов Д.С. Проблемы системологии. М., "Советское радио", 1976, 300 с., ил.

46. Куликов Г.Б. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. М. Изд-во МГУП "Мир книги", 1998, 270 с.

47. A.M. Лепихин, Н.А. Махутов, В.В. Москвичев, А.П. Черняев, Вероятностный риск-анализ конструкций технических систем, Новосибирск, Наука, 2003, 256 с.

48. Справочное издание "Термины и рекомендации по подготовке документов, связанных с разработкой законопроектов федеральными органами исполнительной власти" Ред. О.В. Лужина, Российская правовая академия Минюста России, - М., 2001.

49. Управление риском. Устойчивое развитие. Синергетика. Отв. ред. И.М. Макаров, - М.: Наука, 2000, 431 с. (Серия "Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения").

50. Аналитическая информация о порядке подготовки и реализации законов/Отв. Ред. Ю.А. Тихомиров, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М.: Юридический дом "Юстицинформ", 2000.

51. Хенли Э., Кумамото X. Надежность технических систем и оценка риска. - Машиностроение, 1984, 528 с.

52. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Функционирование и развитие сложных народно-хозяйственных, технических, энергетических, транспортных систем, систем связи и коммуникаций: 2 ч. - М.: МГФ Знание, 199, - Ч. 1. 448 с. Ч. 2, 416 с.

53. Итоги науки и техники. ГНТП "Безопасность". Концепция и итоги работы, 1991 - 1992. - М.: ВИНИТИ, 1993, 528 с.

54. Управление риском: Риск. Устойчивое развитие. Синергетика. - М. Наука, 2000, 431 с. - (Серия "Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения").

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромэнерго РФ от 21.12.2004 N 176 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К ПРИНЯТИЮ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ"