в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 30.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромэнерго РФ от 21.12.2004 N 176 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К ПРИНЯТИЮ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ"
отменен/утратил силу Редакция от 21.12.2004 Подробная информация
ПРИКАЗ Минпромэнерго РФ от 21.12.2004 N 176 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К ПРИНЯТИЮ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ"

Приложение N 5. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА

Глава 1. Общие положенияСтатья 1. Цели Закона

Формулировка целей регламента должна точно соответствовать положениям статьи 6 Закона и по возможности быть максимально лаконичной.

Целью (целями) настоящего Закона является (являются):

обеспечение защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества при производстве, хранении, перевозке, реализации, использовании (эксплуатации) и утилизации (название) продукции

и/или

обеспечение охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при производстве, хранении, перевозке, реализации, использовании (эксплуатации) и утилизации (название) продукции

и/или

предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей при реализации, использовании (эксплуатации) и утилизации (название) продукции.

Статья 2. Область (сфера) применения Закона

В ней устанавливается перечень ОТР, на которые распространяется действие разрабатываемого технического регламента.

ОТР должны быть однозначно идентифицированы или указан способ, как это сделать. Необходимый перечень может быть дан в приложении. Сфера действия определяется любым удобным способом исходя из правил определения объектов (перечислением, исключением из перечисления, перечислением характерных свойств, комбинацией этих приемов). Необходимо только, чтобы все ОТР регулирования однозначно делились на две группы: включенные в область действия данного технического регламента и невключенные.

Статья 3. Основные понятия

В этой статье должны быть приведены понятия, которые необходимы для целей данного технического регламента.

Приводятся только те понятия, которые не используются в общепринятом смысле и не приведены в Законе. Могут быть даны необходимые ссылки на документы такого же уровня.

В этой статье не должны содержаться определения понятий:

встречающихся в тексте данного Закона не более чем в одной статье (в этом случае определение, если оно требуется, дается в указанной статье);

определенных в других законах, связанных с данным Законом.

Желательно избегать определения понятий, которые могут быть зарегистрированы государственным патентным ведомством (обладающих патентоспособностью), например, продуктов, не имеющих натуральных ингредиентов.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области действия данного технического регламента

1. В случае необходимости в этой статье приводится перечень законодательных актов, действующих в области применения требований данного технического регламента и необходимых для выполнения его положений.

2. Отдельно может оговариваться порядок введения требований международных договоров.

3. Может быть оговорен порядок применения нескольких технических регламентов, если они все распространяются на ОТР данного.

4. Может быть отдельно упомянуто, как обеспечивается минимальность и исчерпываемость устанавливаемых в техническом регламенте требований.

Глава 2. Требования безопасности для ОТР данного технического регламента

В данной главе необходимо требования к ОТР располагать в соответствии с перечнем опасностей, перечисленных в пункте 1 статьи 7 Закона (очевидно, с учетом их применимости к конкретному ОТР):

безопасность излучений;

биологическая безопасность;

взрывобезопасность;

механическая безопасность;

пожарная безопасность;

промышленная безопасность;

термическая безопасность;

химическая безопасность;

электрическая безопасность;

ядерная и радиационная безопасность;

электромагнитная совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования.

Установление требований рекомендуется дополнительно разделить по естественным стадиям, присущим данному ОТР: стадиям жизненного цикла, этапам, периодам, составляющим и т.п.

Следует иметь в виду, что согласно пункту 7 статьи 7 Закона технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.

В случае если некоторые требования к безопасности ОТР в достаточной степени покрываются значениями для этого ОТР, установленными в соответствующих общих технических регламентах, то в соответствующих местах делается ссылка на указанный общий технический регламент с указанием конкретных статей, пунктов и позиций, в которых содержатся значения этих требований.

Для продукции, например, удобно задавать требования безопасности по стадиям жизненного цикла.

Статья 5. Требования безопасности (к данному виду продукции) при проектировании

1. При проектировании данного вида продукции должны быть выявлены все опасности на всех стадиях ее жизненного цикла: проектирование, изготовление, реализация (обращение), эксплуатация, вывод из эксплуатации, утилизация, в том числе при нормальной эксплуатации (использовании), проектных аварийных ситуациях, предполагаемом недопустимом использовании.

При проектировании данного вида продукции должно быть предусмотрено предотвращение предполагаемого недопустимого использования.

2. Должны быть оценены риски для всех указанных в пункте 1 настоящей статьи стадий жизненного цикла данного вида продукции, и обеспечена возможность проверки выполненной оценки.

3. С учетом проведенной оценки рисков для данного вида продукции при проектировании должен быть определен весь комплекс мер для ликвидации и/или уменьшения (снижения) потенциального ущерба до приемлемого уровня на всех стадиях их жизненного цикла.

Статья 6. Требования безопасности для данного вида продукции при ее изготовлении

Обязательно должно быть указано, что требования данной статьи не распространяются на производства, расположенные вне территории Российской Федерации. Или в другой редакции: Требования данной статьи не распространяются на производства, находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации.

1. В данной статье устанавливаются требования, которые обязан выполнять изготовитель данного вида продукции при ее изготовлении. В статье прописывается, как должна быть обеспечена возможность контроля выполнения всех технологических операций, от которых зависит безопасность.

2. В данной статье указываются требования, состоящие в том, что если для обеспечения безопасности после и/или в процессе изготовления данного вида продукции требуется проведение испытаний, то они должны быть проведены в полном объеме с выполнением всех требований проекта.

3. Если при изготовлении данного вида продукции допущены отклонения от проекта, то уровень безопасности этой продукции не должен быть снижен. Проект должен быть соответственно изменен.

4. Если для обеспечения данного вида продукции проектом предусмотрено применение дополнительного оборудования, то изготовитель обязан обеспечить необходимое ее укомплектование.

5. Если для безопасного использования (эксплуатации) к данному виду продукции необходима техническая документация, то она должна прилагаться на русском языке, включать:

инструкцию по монтажу или сборке, наладке или регулировке;

инструкцию по штатному использованию и меры по обеспечению безопасности, которые необходимо соблюдать при эксплуатации (включая ввод в эксплуатацию, использование по прямому назначению, техническое обслуживание, все виды ремонта, транспортирование, упаковку, консервацию и условия хранения);

инструкцию по выводу из эксплуатации и утилизации.

Изготовитель обязан сопроводить продукцию информацией об оставшихся и/или не устраненных полностью опасностях и дать рекомендации по их предотвращению.

6. Вероятные ошибки при монтаже или сборке продукции, которые могут быть источником опасности, должны быть исключены конструктивным исполнением или, если это невозможно, то с помощью информации, указанной на самих деталях или на их корпусах.

7. Информация для приобретателя должна быть расположена на видном месте на продукции и выполнена изготовителем в виде маркировки, которая должна включать:

имя и адрес изготовителя;

наименование изделия;

обозначение серии или типа, номер;

год изготовления;

дополнительную информацию по безопасности (предельные значения, например, вес, габариты).

Кроме того, если продукция предназначена для применения в особой обстановке, то это должно быть на ней указано.

На конкретном виде продукции должна быть также нанесена информация, указывающая условия безопасной эксплуатации.

Статья 7. Требования безопасности при транспортировании данного вида продукции

1. Транспортирование и хранение данного вида продукции, а также ее хранение и складирование проводятся с учетом всех требований по безопасности, предусмотренных проектом.

2. Условия, сроки хранения и порядок транспортирования, упаковки и необходимая маркировка, влияющие на безопасность, должны определяться при проектировании и указываться в технической документации.

3. Материалы и вещества, применяемые для упаковки и консервации, должны быть безопасными.

4. Погрузка и/или разгрузка, транспортирование и складирование должны проводиться обученным персоналом с соблюдением требований безопасности труда.

Статья 8. Требования по безопасности при эксплуатации (применении) продукции

1. Должно быть указано, что данный вид продукции, поступающий в обращение на территории Российской Федерации и предназначенный для использования по прямому назначению, должен быть безопасен на протяжении срока, установленного в технической документации с учетом возможных нештатных ситуаций.

2. Должно быть указано, какие требования должны соблюдаться:

при установке, монтаже, подключении и т.п.;

при эксплуатации (включая проектные нештатные ситуации);

при проведении обслуживания, ремонтов и необходимых проверок;

при согласовании с изготовителем проводимых модификаций;

для подбора персонала требуемой квалификации.

Статья 9. Требования по безопасности данного вида продукции на стадиях выведения из эксплуатации и утилизации

1. Должен быть указан порядок обеспечения безопасности данного вида продукции при выводе ее из эксплуатации и утилизации.

2. В необходимых случаях с данным видом продукции должна поставляться инструкция по утилизации.

Инструкция по утилизации должна охватывать все части продукции, а также материалы и вещества, используемые для ее изготовления, эксплуатации, использованные и отработанные во время эксплуатации.

3. Персонал, проводящий все этапы утилизации продукции, должен иметь необходимую квалификацию, пройти соответствующее обучение и соблюдать все требования безопасности труда.

Статья 10. Предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (наименование) продукции

Эта статья должна содержать требования к информации для приобретателя и маркированию продукции, такие как:

правила идентификации партий продукции для обеспечения ее прослеживаемости;

перечень информации для приобретателей продукции, помещаемой на этикетке, и правила ее нанесения;

перечень информации для приобретателей, прилагаемой к продукции (руководство пользователя, гарантийные документы и т.п.).

В статью включаются только требования, которые необходимы для обеспечения безопасности продукции, но отсутствуют в Федеральном законе "О защите прав потребителей".

Кроме того, в статье может быть, например, информация о характеристиках и свойствах продукции, причиняющих вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. Такие свойства и характеристики продукции не могут быть включены в технический регламент как обязательные требования согласно пункту 7 статьи 7 Закона, но технический регламент должен содержать информацию об этих свойствах и о том, как можно снизить или вовсе элиминировать вред от использования продукции, имеющей такие свойства. Например, вред от излучения монитора какого-либо прибора или устройства может быть сведен к минимуму либо путем использования специальных фильтров, либо ограничением времени непрерывной работы с этим устройством, либо иными известными способами.

Статья 11. Применение документов в области стандартизации для обеспечения безопасности данного вида объектов технического регулирования

Указывается, каким образом на добровольной основе для обеспечения безопасности данных ОТР могут быть использованы гармонизированные с требованиями данного вида технического регламента национальные стандарты и другие нормативные и технические документы.

Глава 3. Особенности подтверждения соответствия данного вида ОТРСтатья 12. Формы проведения и способы доказательства соответствия для данного вида ОТР

Указывается, какой способ подтверждения соответствия и порядок проведения этого подтверждения должны применяться к данному виду ОТР.

Статья 13. Особенности ввоза (или вывоза) данного вида ОТР на территорию Российской Федерации

Указываются особенности помещения данного вида ОТР регулирования, подлежащих подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации.

Статья 14. Требования к органам по сертификации и испытательным лабораториям (центрам)

Указываются (в случае необходимости) особенности требований к органам по сертификации и испытательным лабораториям (центрам), осуществляющим подтверждение соответствия данного вида ОТР.

Глава 4. Государственный контроль (надзор)Статья 15. Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего специального технического регламента

1. Указываются особенности проведения государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего технического регламента как на стадии их обращения на территории Российской Федерации, так и на стадиях эксплуатации, вывода из эксплуатации и утилизации, если это необходимо для обеспечения безопасности.

Например: Государственный контроль (надзор) осуществляется на следующих стадиях обращения (название) продукции (лишнее исключить):

хранение (кроме складов готовой продукции у изготовителя продукции);

перевозка (транспортирование), кроме территории предприятия-изготовителя;

реализация сторонним приобретателям (включая реализацию продукции работникам предприятия для их личных нужд);

использование (эксплуатация), кроме производственного использования (эксплуатации);

утилизация.

2. Указываются требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданским лицам, а также их права при проведении государственного контроля (надзора).

Статья 16. Принудительный отзыв данного вида ОТР с рынка

Указываются причины и порядок отзыва с рынка данного вида ОТР.

Объясняется порядок обращения в судебные органы.

Перечисляются меры ответственности за нарушение требований об отзыве данного вида ОТР.

Глава 5. Заключительные и переходные положенияСтатья 17. Переходные положения

Указываются переходные положения и порядок их выполнения в переходный период, в том числе в отношении подтверждения соответствия и аккредитации.

В этой статье могут быть перечислены требования и нормы Закона, для выполнения которых необходима отсрочка введения в действие (например, перспективные требования), либо их введение связано с некоторыми событиями, например, с последующим принятием и вступлением в силу соответствующих общих технических регламентов.

Статья 18. Приведение нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом

В статье указываются все нормативно-правовые акты, которые должны быть приведены в соответствие с настоящим Законом.

Статья 19. Вступление в силу требований настоящего проекта технического регламента и порядок его приятия

Указывается срок, по истечении которого требования данного регламента становятся обязательными.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромэнерго РФ от 21.12.2004 N 176 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К ПРИНЯТИЮ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ"