в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 19.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромэнерго РФ от 21.12.2004 N 176 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К ПРИНЯТИЮ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ"
отменен/утратил силу Редакция от 21.12.2004 Подробная информация
ПРИКАЗ Минпромэнерго РФ от 21.12.2004 N 176 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К ПРИНЯТИЮ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ"

4. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ОТР

4.1. Общие рекомендации

4.1.1. Требования к ОТР формируются таким образом, чтобы их соблюдение могло предотвратить опасные проявления свойств ОТР. В соответствии с определением понятия "требования" они должны быть выражены в регламенте в виде некоторого набора свойств и/или параметров процесса и значений физических величин, характеризующих свойства. Одновременно должны быть описаны критерии выбора этих свойств и величин. Если в регламенте требования приводятся в виде методики обеспечения безопасности, должно быть указано, как можно конкретно реализовать эту методику.

Набор выбранных свойств формируется по их принадлежности к группам, указанным в пункте 3.3.2.

Критерием выбора согласно статье 6 Закона служит значимость характеристик для обеспечения:

"защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей".

4.1.2. Регламентированию подлежат характеристики, влияющие согласно статье 7 Закона на безопасность защищаемых объектов от:

излучений,

биологических воздействий,

взрывов,

механических воздействий,

пожаров,

промышленных опасностей,

термических воздействий,

химических воздействий,

поражений электрическим током и электромагнитными полями,

ядерного и радиационного влияния.

Регламентируются также характеристики, обеспечивающие электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования,

единство измерений.

Защищаемые объекты понимаются согласно требованиям статьи 6 Закона.

4.1.3. Согласно статье 7 Закона в регламенте должны быть установлены минимально необходимые требования, т.е., указывая численные значения характеристик, следует использовать формулировки типа "не ниже", "не выше".

4.1.4. В соответствии с принципом "соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития" (статья 3 Закона) следует провести сравнительный анализ:

экономической целесообразности устанавливаемых требований (т.е. оценить, что рациональнее - улучшить характеристики продукции или повысить другие меры защиты);

перспективности выпуска продукции (других ОТР);

существования надежных с метрологической точки зрения методов определения характеристик и необходимых апробированных методов расчета.

4.1.5. В соответствии с принципом "единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия" (статья 3 Закона) рекомендуется приводить в пояснительной записке к регламенту указания по выбору методов определения устанавливаемых характеристик с обоснованием. При составлении указаний следует иметь в виду, что:

"Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов, разрабатываются с соблюдением положений статьи 9 настоящего Федерального закона федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции в течение шести месяцев со дня официального опубликования технических регламентов и утверждаются Правительством Российской Федерации".

4.1.6. В тексте регламента надо обосновать, что набор выбранных свойств и комплекс установленных требований к ним полностью обеспечивает данный вид безопасности.

4.1.7. Одной из целей принятия регламента названо "предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей". Обязательным условием решения этой комплексной задачи являются меры, приведенные в предыдущих разделах и относящиеся к обеспечению полноты и достоверности свойств и требований к ним. Очень важно обеспечить ясность и точность применения понятий и не двойного многозначного толкования терминов.

4.1.8. Для учета действия набора свойств рекомендуется применять системный анализ продукции. В этом случае ОТР рассматривается и описывается как техническая система, взаимодействующая с внешней средой (приложение N 2).

В качестве основы для проведения системного анализа рекомендуется использовать структурную схему ОТР совместно с разработанными правилами ее применения (приложение N 3).

Структурная схема представляет собой описание объекта как набора взаимодействующих элементов. Эти взаимодействия могут быть техническими (порождаемыми реальными физическими процессами в пространстве и времени) и логическими (например, отражающими причинно-следственные связи). При этом каждый элемент должен обладать свойством целостности, то есть однозначно определяться некоторым конечным набором свойств (в частности, технических характеристик), позволяющих отследить любое влияние элемента на поведение системы в целом. Сама структура, в свою очередь, должна удовлетворять свойству полноты: любое ее поведение должно быть объяснимо только с помощью анализа взаимодействия составляющих элементов.

Конкретный вид структурной схемы может быть произвольным. Разработчик проекта регламента (далее - разработчик) может использовать рисунки, чертежи, диаграммы, таблицы, другие виды графического представления информации. Допустимо текстовое описание как отдельных частей, так и всей рассматриваемой системы. Уровень обобщения, определяемый характером рассматриваемых элементов структурной схемы, и степень детализации (которая может выражаться в количестве используемых элементов и их учтенных свойств) также выбираются разработчиком.

Описываемая структурной схемой система моделирует те характеристики объекта технического регулирования, которые разработчик сам считает нужным выделить и исследовать в целях обеспечения безопасности. Связь между структурной схемой и реальными объектами осуществляют правила применения, дополнительно предлагаемые отдельно для каждой используемой схемы самим разработчиком в тех случаях, когда это представляется ему целесообразным.

На этапе проведения предварительного анализа рисков структурная схема объекта технического регулирования служит для иллюстрации возможного поведения системы, поэтому она должна быть представлена таким образом, чтобы были видны все потенциальные риски, превышающие предельный уровень, а также предполагаемые причины их возникновения. Такое представление впоследствии будет служить обоснованием необходимости принятия регламента.

Структурная схема является одной из основ для идентификации ОТР. Выбор структурной схемы важен потому, что, во-первых, вид схемы будет определять сферу применимости требований регламента, а во-вторых, правильный выбор схемы устраняет возможность задания в техническом регламенте требований, определяющих конструкцию или исполнение объекта, в тех случаях, когда это не вызвано требованиями обеспечения безопасности (пункт 4 статьи 7 Закона).

Кроме того, структурная схема ОТР используется на этапе определения обязательных требований безопасности. Путем анализа взаимодействия составных элементов выявляются возможные потенциально опасные сценарии поведения системы, описываемой структурной схемой, и для каждого из этих сценариев задаются обязательные требования безопасности, минимально необходимые для достижения целей, указанных в статье 6 Закона.

Рекомендации по построению структурных схем приведены в приложении N 3.

4.1.9. На следующем этапе работы целесообразно рассмотреть все возможные потенциальные опасности для защищаемых объектов, которые могут возникать на всех определенных Законом стадиях жизненного цикла продукции (эксплуатация, хранение, перевозка, реализация и утилизация). Образец построения базового перечня опасностей приведен в приложении N 4.

На основании сформированного перечня опасностей в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 8 Закона принимается решение о подготовке общего или специального технического регламента.

Анализ опасностей, порождаемых ОТР, выполняется с помощью структурной схемы и включает в наиболее полном виде следующие разделы:

построение структурной схемы ОТР;

правила применения схемы (и, как следствие, идентификации и включение реальных объектов в предметную область регламента);

анализ взаимодействий элементов системы, описываемой структурной схемой;

перечисление сценариев, описывающих развитие опасных ситуаций (либо методика по их выявлению) с указанием требований безопасности;

описание потенциально опасных сценариев поведения системы (предъявляется для обоснования необходимости разработки регламента);

выбор механизмов подтверждения соответствия.

При этом необходимо учитывать ограничение: обязательные требования безопасности, устанавливаемые в рамках регламента, могут быть сформулированы только для реальных свойств системы, которые учтены в используемой модели, описываемой структурной схемой.

4.1.10. Предъявляя требования безопасности, разработчик может действовать, руководствуясь одним из двух рекомендуемых подходов.

Первый подход предусматривает явное и исчерпывающее перечисление сценариев поведения системы, описывающих опасное поведение ОТР, с указанием потенциально возможных опасностей, превышающих предельно допустимый уровень, и требований, обеспечивающих устранение или снижение уровня таких опасностей.

Второй подход дает разработчику возможность самому предложить обязательный алгоритм исследования любой из используемых им структурных схем и зафиксировать его в проекте регламента. Этот алгоритм должен в полной мере отражать взгляды разработчика на то, как нужно анализировать поведение системы, описываемой структурной схемой, чтобы учесть все риски и сформулировать необходимые требования. Предлагаемый алгоритм (или методика) исследования системы должен быть ясно и недвусмысленно изложен в тексте проекта, обладать свойствами конечности и дискретности шагов (другими словами, он обязан быть однозначно и полностью реализуем на практике в процессе подтверждения соответствия требованиям регламента). Вопросы, касающиеся анализа поведения систем, описываемых структурными схемами, могут изучаться при оценке риска (например, методом FEMA).

Важно помнить, что требования, полученные на основе анализа используемой структурной схемы, в дальнейшем будут предъявляться к реальным ОТР лишь в той мере, которая задается правилами применения данной схемы.

4.2. Рекомендации по выбору свойств

4.2.1. Защита от излучений

В этом случае, как правило, действие различных видов излучений на объекты, подвергаемые потенциальной опасности, может рассматриваться независимо. Синергетические эффекты присутствуют, но они связаны с ухудшением общего состояния объекта. Возможно также суммирование эффектов воздействия одного вида излучения, например, для нейтронного излучения. Основными свойствами, характеризующими опасность излучения (кроме характеризующих его природу), являются его мощность и проникающая способность. Как правило, на основе анализа этих свойств формируются требования безопасности.

4.2.2. Защита от биологических опасностей

4.2.2.1. Ввиду сложности природы биологических опасностей защите от них должно быть уделено особое внимание, как это предписывается Законом. В пункте 9 статьи 7 Закона предписывается необходимость учета всех факторов, определяющих действие биологических опасностей: "Ветеринарно-санитарными и фитосанитарными мерами могут предусматриваться требования к продукции, методам ее обработки и производства, процедурам испытания продукции, инспектирования, подтверждения соответствия, карантинные правила, в том числе требования, связанные с перевозкой животных и растений, необходимых для обеспечения жизни или здоровья животных и растений во время их перевозки материалов, а также методы и процедуры отбора проб, методы исследования и оценки риска и иные содержащиеся в технических регламентах требования". В этом же пункте статьи 7 указывается на необходимость требуемой оперативности: "В случае, если безотлагательное применение ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер необходимо для достижения целей ветеринарно-санитарной и фитосанитарной защиты, а соответствующее научное обоснование является недостаточным или не может быть получено в необходимые сроки, ветеринарно-санитарные или фитосанитарные меры, предусмотренные техническими регламентами в отношении определенных видов продукции, могут быть применены на основе имеющейся информации, в том числе информации, полученной от соответствующих международных организаций, властей иностранных государств, информации о применяемых другими государствами соответствующих мерах или иной информации".

При оценке биологических опасностей должны быть учтены:

все потенциальные источники биологических опасностей;

возможные пути и способы воздействия этих источников на защищаемые объекты;

все возможные последствия опасных воздействий.

При действии биологических источников риска необходимо учитывать климатические и географические факторы.

Разработка ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер должна проводиться с учетом следующих экономических факторов:

потенциального ущерба от уменьшения объема производства продукции или ее продаж в случае проникновения, закрепления или распространения какого-либо вредителя или заболевания;

расходов на борьбу и/или ликвидацию источников биологической опасности;

оценки эффективности применяемых альтернативных мер для снижения рисков.

При написании этого раздела в регламенте рекомендуется учитывать современные санитарные нормы, правила и другие нормативные документы Минздравсоцразвития России и Ростехнадзора.

4.2.3. Защита от взрывов

При разработке требований по защите от взрывов можно использовать ГОСТ Р 51330.11-99 Смеси взрывоопасные. Классификация и методы испытаний. Также необходимо учитывать правила и другие нормативные документы МЧС России и Ростехнадзора, а также современные санитарные нормы Минздравсоцразвития России.

4.2.4. Защита от механических воздействий

4.2.4.1. Опасные классы и виды механических воздействий многочисленны, достаточно хорошо исследованы и описаны. Рекомендуется отдельно рассматривать воздействия на техногенные разработки: конструкции, устройства, здания, строения, сооружения, т.е. на то, что проектируется и разрабатывается, и действующие на людей, имущество, окружающую среду.

Для техногенных устройств и конструкций типа машин и оборудования за основу подхода могут быть взяты ГОСТ ИСО/ТО 12100-1-2001 Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методика и ГОСТ ИСО/ТО 12100-2-2002 Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические правила и технические требования. При установлении конкретных требований следует руководствоваться положениями раздела 3.1 настоящих Методических рекомендаций.

Для второй группы защищаемых объектов в приложении 4 приведен примерный перечень опасностей, на основе которого необходимо построить аналогичный соответствующий для выбранных видов ОТР, и действовать на основе рекомендаций раздела 3.1 настоящих Методических рекомендаций.

4.2.5. Защита от пожаров

При обеспечении пожарной безопасности необходимо помнить, что защитные меры состоят из двух частей: недопущения возгорания и эффективности средств пожаротушения. Для выполнения первой части защитных мер необходимо идентифицировать все источники потенциального возгорания, рассмотреть возможные способы их воспламенения и сценарии горения. Рекомендуется использовать общий подход раздела 3.1 настоящих Методических рекомендаций.

При определении достаточности средств пожаротушения и других средств спасения необходимо, исходя из полученных возможных сценариев пожаров, оценить эффективность этих средств, включая мощность средств борьбы с огнем, наличие необходимых путей эвакуации, обеспечение свободного подъезда пожарной техники, аварийных выходов и т.п.

При написании этого раздела в регламенте рекомендуется использовать содержание:

ГОСТ 12.1.004-91 <*> ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования;

ГОСТ 12.1.018-93 ССБТ. Пожарная безопасность. Электростатическая искробезопасность. Общие требования,

а также другие нормы, правила и нормативные документы Минздравсоцразвития России, МЧС России и Ростехнадзора.

4.2.6. Защита от промышленных опасностей

В этом разделе необходимо комплексное рассмотрение всех потенциальных опасностей, присущих данному производству, с учетом используемых технологий и оборудования по общей схеме, приведенной в пункте 3 данных рекомендаций.

4.2.7. Защита от термических воздействий

В этом разделе рассматриваются все потенциальные опасности и способы их реализации, порождаемые действием высоких и низких температур любой природы с учетом всех возможных способов их воздействия на защищаемые объекты. Должны также учитываться вторичные эффекты действия температур: возгорание, замерзание, разрушение и т.п.

4.2.8. Защита от химических воздействий

При написании этого раздела необходимо выделить и идентифицировать все источники химических воздействий, описать сценарии их действия на защищаемые объекты. Требуется также учесть синергетические эффекты. Необходимо принять во внимание положения стандартов:

ГОСТ 12.1.007-76 <*> ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности;

ГОСТ 12.1.014-84 ССБТ. Воздух рабочей зоны. Метод измерения концентрации вредных веществ индикаторными трубками;

ГОСТ 12.1.019-76 ССБТ. Воздух рабочей зоны. Требования к методикам измерения концентраций вредных веществ.

Должны быть учтены современные санитарные нормы, правила и другие нормативные документы Минздравсоцразвития России и Ростехнадзора.

Уточнение требования химической безопасности необходимо проводить с учетом особенностей защиты объектов, не вошедших в перечисленные выше документы.

4.2.9. Защита от поражений электрическим током и электромагнитными полями

При написании этого раздела в регламенте рекомендуется брать за основу содержание

ГОСТ 12.1.002-76 ССБТ. Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряженности и требования к проведению контроля на рабочих местах;

ГОСТ 12.1.009-76 ССБТ. Электробезопасность. Термины и определения;

ГОСТ 12.1.006-84 <*> ССБТ. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля;

ГОСТ 12.1.019-79 ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты;

ГОСТ Р 50030.2-99. Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 2. Автоматические выключатели,

а также другие современные санитарные нормы, правила и другие нормативные документы Минздравсоцразвития России и Ростехнадзора.

Уточнение требований электробезопасности необходимо проводить с учетом объектов защиты, не вошедших в указанные выше документы.

4.2.10. Защита от ядерного и радиационного воздействия.

При написании этого раздела должны быть выявлены и идентифицированы все воздействия, определены потенциальные пути и способы воздействия на защищаемые объекты, Оценка опасностей согласно разделу 3.1 настоящих Методических рекомендаций. Должны быть учтены соответствующие документы МЧС России, Ростехнадзора и руководства по гражданской обороне.

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минпромэнерго РФ от 21.12.2004 N 176 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К ПРИНЯТИЮ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ"