в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 25.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПИСЬМО ЦБ РФ от 28.11.2001 N 137-Т "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ"
не действует Редакция от 28.11.2001 Подробная информация

ПИСЬМО ЦБ РФ от 28.11.2001 N 137-Т "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ"

ПИСЬМО

В соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст. 3418) кредитные организации осуществляют внутренний контроль - деятельность по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем (далее - внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем).

При этом внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, следует рассматривать как часть системы внутреннего контроля в кредитных организациях, организуемой в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" в порядке, установленном Банком России.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", руководствуясь интересами обеспечения стабильности банковской системы Российской Федерации, в целях ее защиты от проникновения преступных капиталов, учитывая международный опыт, рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) и Базельского комитета по банковскому надзору, Банк России направляет прилагаемые рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем (далее - Рекомендации).

Кредитные организации разрабатывают и утверждают правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, с учетом Рекомендаций. При этом кредитные организации, действующие на день подписания настоящего письма, должны разработать и утвердить указанные правила в срок до 1 февраля 2002 г.

Контроль за исполнением кредитными организациями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, осуществляется Банком России в порядке, установленном Банком России.

Доведите содержание настоящего письма, а также текст Рекомендаций до сведения кредитных организаций.

В.В.ГЕРАЩЕНКО

Приложения

Приложение
к Указанию оперативного характера
Банка России
N 137-Т от 28.11.2001

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Основным принципом разработки правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, является обеспечение участия всех сотрудников кредитной организации независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции в выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в деятельности физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (далее - клиенты).

1. Общие положения

1.1. Ответственным за организацию в кредитной организации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, является единоличный исполнительный орган кредитной организации (далее - руководитель кредитной организации).

1.2. Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, утверждаются руководителем кредитной организации.

1.3. Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, разрабатываются с учетом следующих общих положений:

1.3.1. необходимости сохранения конфиденциальности сведений о внутренних документах кредитной организации;

1.3.2. необходимости сохранения конфиденциальности сведений о счетах и вкладах клиентов кредитной организации, о клиентах и их операциях, а также иных сведений, определяемых кредитной организацией;

1.3.3. исключения вовлечения и соучастия сотрудников кредитной организации в осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

1.4. Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, включают порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности кредитной организации.

Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, включают также другие программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, определенные настоящими Рекомендациями.

2. Программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

2.1. Программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, разрабатываются кредитной организацией с учетом настоящих Рекомендаций, а также особенностей ее организации, основных направлений ее деятельности, клиентской базы и уровня ее рисков, связанных с клиентами и их операциями, и включают в себя:

2.1.1. программу идентификации и изучения кредитной организацией своих клиентов;

2.1.2. программу выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;

2.1.3. программу проверки информации о клиенте или операции клиента для подтверждения обоснованности или опровержения подозрений осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;

2.1.4. программу документального фиксирования информации, указанной в статье 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем";

2.1.5. программу хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

2.1.6. программы обучения сотрудников кредитной организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

2.1.7. иные программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

2.2. Кредитная организация разрабатывает программу идентификации и изучения своих клиентов.

При разработке кредитной организацией программы идентификации и изучения кредитной организацией своих клиентов рекомендуется использовать анкетирование клиента - составление документа, указанного в Приложении 1 к настоящим Рекомендациям, содержащего сведения о клиенте, его деятельности, операциях, которые клиент осуществляет через кредитную организацию, и иные сведения.

2.2.1. Кредитная организация идентифицирует и изучает своего клиента при совершении банковских операций и других сделок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.2.2. Кредитная организация получает от клиента информацию и документы, которые позволяют идентифицировать и изучить клиента.

Все документы, позволяющие идентифицировать и изучить клиента, должны быть действительными на дату их предъявления.

2.2.3. В целях идентификации и изучения клиента - физического лица кредитная организация в первую очередь выясняет на основании документа, удостоверяющего личность, следующие персональные данные:

фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);

дата и место рождения;

место жительства (регистрации);

место пребывания;

сведения о документе, удостоверяющем личность (наименование, серия и номер, орган, выдавший документ, дата выдачи документа) - и на основании свидетельства о постановке на учет в налоговом органе - идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

2.2.4. В целях идентификации и изучения клиента - юридического лица кредитная организация в первую очередь выясняет на основании учредительных документов, документов о государственной регистрации и иных документов следующие данные:

наименование;

регистрационный номер;

место регистрации;

место нахождения;

почтовый адрес;

идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

коды форм федерального государственного статистического наблюдения.

При изучении документов, в частности, учредительных документов юридического лица и документов, подтверждающих его государственную регистрацию, кредитная организация в целях более тщательного изучения своего клиента обращает особое внимание на:

оформление учредительных документов (включая все зарегистрированные изменения и дополнения) клиента и документов, подтверждающих государственную регистрацию клиента в качестве юридического лица;

состав учредителей (участников) юридического лица, определив лиц, имеющих возможность влиять на принятие решений органами юридического лица;

структуру органов управления юридического лица и их полномочия;

величину зарегистрированного и оплаченного уставного (складочного) капитала или величину уставного фонда, имущества.

2.2.5. Если кредитная организация установила, что от имени клиента действует его представитель, кредитная организация идентифицирует представителя, проверяет его полномочия, а также идентифицирует и изучает представляемого клиента.

2.2.6. В случае, если клиент открывает банковский счет (вносит вклад) на имя третьего лица, кредитная организация получает от клиента информацию и документы, позволяющие идентифицировать и изучить указанное третье лицо.

2.2.7. При установлении корреспондентских отношений кредитная организация выясняет, в том числе, путем направления запроса корреспонденту, осуществляются ли корреспондентом кредитной организации меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в том числе идентификация и изучение корреспондентом его клиентов.

Кредитной организации не рекомендуется устанавливать корреспондентские отношения, если ее корреспондентом не осуществляются меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

2.2.8. В целях концентрации усилий по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, на основании всей информации и документов, позволяющих идентифицировать и изучить клиента, кредитной организации рекомендуется оценить риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

Кредитной организации рекомендуется разработать критерии оценки риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. При этом в основу могут быть положены критерии оценки риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, установленные в Приложении 2 к настоящим Рекомендациям.

2.2.9. Кредитная организация обновляет сведения, полученные в результате идентификации и изучения клиента, периодически, но не реже одного раза в год в случаях, когда кредитная организация оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, как высокий, и не реже одного раза в три года в иных случаях.

2.2.10. Если кредитная организация оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, как высокий, то кредитная организация уделяет повышенное внимание операциям, проводимым по счетам клиента.

2.2.11. Если кредитная организация оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, как высокий, то кредитной организации рекомендуется в целях проверки информации о клиенте направить своего сотрудника, непосредственно отвечающего за работу с данным клиентом, на место осуществления деятельности клиента.

2.3. Кредитная организация разрабатывает программу выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

Для целей выявления иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, кредитная организация разрабатывает критерии выявления и признаки необычных сделок. При этом в основу могут быть положены критерии выявления и признаки необычных сделок, установленные в Приложении 3 к настоящим Рекомендациям.

2.4. Кредитная организация разрабатывает программу проверки информации о клиенте или операции клиента для подтверждения обоснованности или опровержения подозрений осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

В этих целях кредитной организации рекомендуется установить следующую процедуру.

2.4.1. При возникновении сомнений при квалификации операции клиента как операции, подлежащей обязательному контролю, указанной в абзаце втором подпункта 1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", или при выявлении необычных сделок сотрудник кредитной организации, выявивший указанную операцию или сделку, составляет Сообщение - документ, содержащий сведения об операции (сделке). Кредитной организации рекомендуется разработать форму Сообщения, включающую реквизиты, указанные в Приложении 4 к настоящим Рекомендациям.

Сообщение передается специальному должностному лицу, назначаемому в порядке, указанном в пункте 3 настоящих Рекомендаций (далее - ответственный сотрудник).

2.4.2. При необходимости квалификации операции клиента как операции, подлежащей обязательному контролю, ответственный сотрудник принимает окончательное решение о признании операции клиента операцией, подлежащей обязательному контролю, и представлении сведений о ней в уполномоченный орган.

2.4.3. При выявлении необычных сделок ответственный сотрудник принимает решение о дальнейших действиях кредитной организации в отношении клиента и его сделки.

2.4.4. При выявлении в деятельности клиента необычной сделки кредитная организация может предпринять следующие действия:

обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений, в том числе дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной сделки;

обеспечить повышенное внимание в соответствии с настоящими Рекомендациями ко всем операциям (сделкам) клиента, проводимым через кредитную организацию;

предпринять иные действия, которые кредитная организация сочтет целесообразными в целях и при условии соблюдения законодательства Российской Федерации.

2.4.5. О любом решении ответственного сотрудника по операции (сделке) делается соответствующая запись (отметка) на Сообщении.

2.5. Кредитная организация разрабатывает программу документального фиксирования информации, указанной в статье 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

2.5.1. Кредитная организация фиксирует информацию об операциях (сделках) клиента таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно воспроизвести детали операции (сделки) (в том числе сумму операции (сделки), валюту платежа, данные о контрагенте).

2.5.2. Кредитная организация фиксирует информацию и собирает документы для целей противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, таким образом, чтобы они могли быть использованы в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе.

2.6. Кредитная организация разрабатывает программу хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

2.6.1. Кредитная организация хранит следующие документы:

2.6.1.1. копии документов, содержащих сведения о клиенте, или их реквизиты - в течение не менее пяти лет после прекращения обязательств между кредитной организацией и клиентом;

2.6.1.2. оригиналы или копии, которые могут быть использованы в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе, документов по операциям (сделкам), а также Сообщения - в течение не менее пяти лет после совершения соответствующих операций (сделок);

2.6.1.3. иные документы, в том числе деловую переписку, - в течение не менее пяти лет после прекращения обязательств между кредитной организацией и клиентом.

2.6.2. Учет и хранение Сообщений осуществляет ответственный сотрудник.

2.7. Кредитная организация разрабатывает программы обучения сотрудников кредитной организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

2.7.1. Кредитная организация организует обучение своих сотрудников, исходя из их должностных обязанностей, по следующим направлениям:

2.7.1.1. ознакомление сотрудников с нормативными и иными актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

2.7.1.2. ознакомление сотрудников с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, утвержденными кредитной организацией;

2.7.1.3. практические занятия по реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в том числе программ его осуществления.

2.7.2. Программы обучения строятся исходя из того, что основным условием успешного осуществления кредитной организацией деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, является непосредственное участие каждого сотрудника в рамках его компетенции в данном процессе.

2.7.3. Обучение сотрудников кредитной организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, проводится регулярно, не реже одного раза в год.

3. Организация в кредитной организации работы по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

3.1. В правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, рекомендуется включить следующие положения об организации в кредитной организации работы по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

3.2. Руководитель кредитной организации назначает ответственного сотрудника - специальное должностное лицо, ответственное за разработку и реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и программ его осуществления, а также иных внутренних организационных мер в указанных целях.

Ответственный сотрудник независим в своей деятельности от других структурных подразделений кредитной организации и подотчетен только руководителю кредитной организации.

3.3. В кредитной организации с учетом особенностей ее организации, основных направлений ее деятельности, клиентской базы и уровня ее рисков, связанных с клиентами и их операциями, может быть сформировано или определено структурное подразделение по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, под руководством ответственного сотрудника.

Указанное подразделение действует на основании положения о данном структурном подразделении, утверждаемого в соответствии с внутренними документами кредитной организации.

3.4. В целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, ответственный сотрудник выполняет следующие функции:

3.4.1. Организует разработку и представляет на утверждение руководителю кредитной организации правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и программы его осуществления.

3.4.2. Организует реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в том числе программ его осуществления. В этих целях:

3.4.2.1. Консультирует сотрудников кредитной организации по вопросам, возникающим при реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в том числе при идентификации и изучении клиентов кредитной организации и оценке риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;

3.4.2.2. Принимает решения по переданным ему сообщениям;

3.4.2.3. Организует работу по обучению сотрудников кредитной организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

3.4.3. Организует представление в уполномоченный орган по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (далее - уполномоченный орган), сведений в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и нормативными актами Банка России.

3.4.4. Оказывает содействие уполномоченным представителям Банка России при проведении ими инспекционных проверок деятельности кредитной организации по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящими Рекомендациями и внутренними документами кредитной организации.

3.4.5. Не реже одного раза в год представляет письменный отчет о результатах реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в том числе программ его осуществления, руководителю кредитной организации. Порядок текущей отчетности ответственного сотрудника определяется внутренними документами кредитной организации.

3.4.6. Выполняет иные функции в соответствии с настоящими Рекомендациями и внутренними документами кредитной организации.

3.5. При осуществлении своих функций ответственный сотрудник вправе:

3.5.1. Получать от руководителей и сотрудников подразделений кредитной организации необходимые документы, в том числе: приказы и другие распорядительные документы, изданные руководством кредитной организации и ее подразделений; бухгалтерские и денежно - расчетные документы.

3.5.2. Снимать копии с полученных документов, в том числе копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах.

3.5.3. Входить в помещения подразделений кредитной организации, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей (денежные хранилища), компьютерной обработки данных (компьютерные залы) и хранения данных на машинных носителях.

3.5.4. Выдавать временные в пределах сроков, установленных законодательством Российской Федерации для проведения операции (сделки) (до решения руководителя кредитной организации), предписания о приостановлении проведения операции в целях получения дополнительной или проверки имеющейся информации о клиенте или операции.

3.5.5. Осуществлять иные права в соответствии с настоящими Рекомендациями и внутренними документами кредитной организации.

3.6. При осуществлении своих функций ответственный сотрудник обязан:

3.6.1. Обеспечивать сохранность и возврат полученных от соответствующих подразделений кредитной организации документов.

3.6.2. Соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении ответственным сотрудником его функций.

3.6.3. Выполнять иные обязанности в соответствии с настоящими Рекомендациями и внутренними документами кредитной организации.

3.7. Осуществление функций, установленных настоящими Рекомендациями и внутренними документами кредитной организации, относится к исключительной компетенции ответственного сотрудника.

Сотрудники структурного подразделения по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, могут осуществлять функции, указанные в подпунктах 3.4.2.1, 3.4.2.3 и 3.4.4 настоящих Рекомендаций, имеют права, указанные в подпунктах 3.5.1 - 3.5.3 настоящих Рекомендаций, и выполняют обязанности, указанные в подпункте 3.6 настоящих Рекомендаций.

3.8. Ответственный сотрудник может совмещать деятельность, отнесенную к его исключительной компетенции в соответствии с подпунктом 3.7 настоящих Рекомендаций, с осуществлением иных функций, кроме функций, осуществляемых службой внутреннего контроля, создаваемой в порядке, установленном Банком России, и при условии, что он не имеет права подписывать от имени кредитной организации платежные (расчетные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, связанные с возникновением прав и обязанностей кредитной организации, их осуществлением к исполнением, а также визировать такие документы (кроме документов по вопросам, относящимся к исключительной компетенции ответственного сотрудника в соответствии с настоящими Рекомендациями и внутренними документами кредитной организации).

3.9. Кредитная организация определяет квалификационные требования к ответственному сотруднику и сотрудникам подразделения по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (при его наличии), с учетом требований, определенных в Приложении 5 к настоящим Рекомендациям.

3.10. Сотрудники подразделений кредитной организации оказывают ответственному сотруднику (сотрудникам возглавляемого им структурного подразделения) содействие в осуществлении им функций в соответствии с настоящими Рекомендациями и внутренними документами кредитной организации.

3.11. Руководителем кредитной организации устанавливается порядок взаимодействия сотрудников кредитной организации с ответственным сотрудником по представлению последнего.

3.12. В случае возникновении у сотрудников кредитной организации вопросов при реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, они обращаются за консультацией к ответственному сотруднику.

3.13. В целях мониторинга за процессом функционирования системы внутреннего контроля в кредитных организациях служба внутреннего контроля кредитной организации, созданная в порядке, установленном Банком России (далее - служба внутреннего контроля), выполняет следующие функции:

3.13.1. Осуществляет контроль за соответствием деятельности кредитной организации, а также ее сотрудников Федеральному закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

3.13.2. Осуществляет контроль за соблюдением сотрудниками кредитной организации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, утвержденных кредитной организацией.

3.14. Служба внутреннего контроля выполняет указанные в настоящих Рекомендациях функции в порядке, установленном Банком России.

3.15. Сотрудники кредитной организации, в том числе ответственный сотрудник, которым стали известны факты нарушений нормативных актов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, допущенных сотрудниками кредитной организации при проведении операций (сделок), незамедлительно в письменном виде доводят эти факты до сведения своего непосредственного руководителя и службы внутреннего контроля.

4. Представление кредитной организацией в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"

4.1. В правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, рекомендуется включить следующие положения о представлении кредитной организацией в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

4.2. При выявлении в деятельности клиента операции, подлежащей обязательному контролю, кредитная организация представляет не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения, установленные в пункте 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", в уполномоченный орган.

4.3. При выявлении в деятельности клиента необычной сделки, в отношении которой у кредитной организации есть подозрение, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, кредитная организация представляет сведения, установленные в пункте 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", в уполномоченный орган на основании решения руководителя кредитной организации по представлению ответственного сотрудника.

5. Заключительные положения

5.1. Кредитным организациям рекомендуется идентифицировать и изучить в соответствии с настоящими Рекомендациями своих клиентов, находящихся на банковском обслуживании на день утверждения настоящих Рекомендаций, в течение трех месяцев со дня утверждения настоящих Рекомендаций.

Приложение 1
к Рекомендациям по разработке
кредитными организациями правил
внутреннего контроля в целях
противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных
преступным путем

1. АНКЕТА КЛИЕНТА - ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

1.1. Часть 1 (в виде таблицы)

Полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование
Организационно - правовая форма
Регистрационный номер
Дата государственной регистрации
Место государственной регистрации
Адрес места нахождения
Почтовый адрес
Номера контактных телефонов и факсов
Адрес электронной почты
Идентификационный номер налогоплательщика
Коды форм федерального государственного статистического наблюдения
Сведения о лице, открывающем счет для юридического лица (вносящем вклад в пользу юридического лица) (в случае открытия счета (внесения вклада) не самим юридическим лицом) (заполняется с учетом подпунктов 2.2.3 и 2.2.4 настоящих Рекомендаций)
Уровень риска
Дата открытия первого счета
Куратор счета
Резервный куратор счета (если существует)
Сотрудник, утвердивший открытие счета
Дата заполнения Анкеты клиента
Срок хранения Анкеты клиента

1.2. Часть 2 (текстовая)

Сведения об учредителях, собственниках имущества юридического лица, лицах, которые имеют право давать обязательные для юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его решения, в том числе сведения об основном обществе или преобладающем, участвующем обществе (для дочерних или зависимых обществ), холдинговой компании или финансово - промышленной группе (если клиент в ней участвует) (заполняется с учетом подпунктов 2.2.3 и 2.2.4 настоящих Рекомендаций)
Сведения о наличии лицензий (разрешений) на осуществление определенного вида деятельности или операций (номер лицензии (разрешения), когда, кем и на осуществление какого вида деятельности (операции) выдана)
Сведения об органах юридического лица (структура органов управления юридического лица и сведения о физических лицах, входящих в состав исполнительных органов юридического лица, с учетом подпунктов 2.2.3 и 2.2.4 настоящих Рекомендаций)
Обособленные подразделения (если имеются и сведения о них известны кредитной организации)
Основные виды деятельности (в том числе производимые товары, выполняемые работы, предоставляемые услуги)
Сведения о постоянных контрагентах
История, репутация, сектор рынка и конкуренция (сведения о реорганизации, изменения в характере деятельности, прошлые финансовые проблемы, репутация на национальном и зарубежных рынках, основные обслуживаемые рынки, присутствие на рынках, основная доля в конкуренции и на рынке)

1.3. Часть 3 (в виде таблицы)

Операции, проводимые по счету (предполагаемые клиентом, если клиент ранее не обслуживался) Число операций (за квартал) Общая сумма (за квартал)
Источники поступления денежных средств (ожидаемые клиентом, если клиент ранее не обслуживался) Число операций (за квартал) Общая сумма (за квартал)

1.4. Часть 4 (текстовая)

Характеристика операций (оценка соотношения операций с деятельностью клиента, реальных оборотов по счету заявленным и т.д.)

1.5. Часть 5 (текстовая)

Оценка риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (обоснование оценки в соответствии с критериями, разработанными кредитной организацией)

Куратор счета Руководитель подразделения

2. АНКЕТА КЛИЕНТА - ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА

2.1. Часть 1 (в виде таблицы)

Фамилия, имя и (если имеется) отчество
Дата рождения
Место рождения
Гражданство (подданство)
Место жительства (регистрации)
Сведения о лице, открывающем счет для физического лица (вносящем вклад в пользу физического лица) (в случае открытия счета (внесения вклада) не самим физическим лицом) (заполняется с учетом подпунктов 2.2.3 и 2.2.4 настоящих Рекомендаций)
Сведения о документе, удостоверяющем личность (наименование, серия и номер, орган, выдавший документ, дата выдачи документа)
Сведения о въездной визе (для лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации не предусмотрен безвизовый въезд на территорию Российской Федерации) (в том числе срок, на который выдана виза)
Сведения о свидетельстве о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей) (номер свидетельства, дата и место выдачи, орган, выдавший свидетельство, срок, на который выдано свидетельство)
Вид предпринимательской деятельности (для индивидуальных предпринимателей) (в том числе производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги)
Место работы и занимаемая должность
Идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии)
Номера контактных телефонов и факсов
Адрес электронной почты
Уровень риска
Дата открытия первого счета
Сотрудник, открывший счет
Сотрудник, утвердивший открытие счета
Дата заполнения Анкеты клиента
Срок хранения Анкеты клиента

2.2. Часть 2 (в виде таблицы)

Операции, проводимые по счету (предполагаемые клиентом, если клиент ранее не обслуживался) Число операций (за квартал) Общая сумма (за квартал)
Источники поступления денежных средств (ожидаемые клиентом, если клиент ранее не обслуживался) Число операций (за квартал) Общая сумма (за квартал)

2.3. Часть 3 (текстовая)

Характеристика операций (оценка соотношения операций с деятельностью клиента, реальных оборотов по счету заявленным и т.д.)

2.4. Часть 4 (текстовая)

Оценка риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (обоснование оценки в соответствии с критериями, разработанными кредитной организацией)
Сотрудник, открывший счет Руководитель подразделения

3. АНКЕТА КЛИЕНТА - КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1. Часть 1 (в виде таблицы)

Фирменное (полное официальное) и (в случае, если имеется) сокращенное наименование и наименование на иностранном языке
Организационно - правовая форма
Регистрационный номер
Дата государственной регистрации
Место государственной регистрации
Вид лицензии на осуществление банковских операций
Номер лицензии
Дата выдачи лицензии
Адрес места нахождения
Почтовый адрес
Номера контактных телефонов и факсов
Адрес электронной почты
Банковский идентификационный код
Идентификационный номер налогоплательщика
Коды форм федерального государственного статистического наблюдения
Уровень риска
Дата открытия первого счета
Куратор счета
Резервный куратор счета (если существует)
Сотрудник, утвердивший открытие счета
Дата заполнения Анкеты клиента
Срок хранения Анкеты клиента Постоянное

3.2. Часть 2 (текстовая)

Сведения об учредителях, лицах, которые имеют право давать обязательные для клиента указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, в том числе сведения об основном обществе или преобладающем, участвующем обществе (для дочерних или зависимых обществ), холдинговой или финансово - промышленной группе (если клиент в ней участвует) (заполняется с учетом подпунктов 2.2.3 и 2.2.4 настоящих Рекомендаций)
Сведения об органах клиента (структура органов управления юридического лица и сведения о физических лицах, входящих в состав исполнительных органов юридического лица, с учетом подпунктов 2.2.3 и 2.2.4 настоящих Рекомендаций)
Обособленные подразделения (если имеются и сведения о них известны кредитной организации)
Сведения о корреспондентах клиента
История, репутация, сектор рынка и конкуренция (сведения подтверждающие существование кредитной организации (например, ссылка на Bankers Almanac), сведения о реорганизации, измерения в характере деятельности, прошлые финансовые проблемы, репутация на национальном и зарубежных рынках, присутствие на рынках, основная доля в конкуренции и на рынке, специализация по банковским продуктам и пр.)

3.3. Часть 3 (в виде таблицы)

Операции, проводимые по счету (предполагаемые клиентом, если клиент ранее не обслуживался) Число операций (за квартал) Общая сумма (за квартал)
Источники поступления денежных средств (ожидаемые клиентом, если клиент ранее не обслуживался) Число операций (за квартал) Общая сумма (за квартал)

3.4. Часть 4 (текстовая)

Характеристика операций (оценка соотношения операций с деятельностью клиента, реальных оборотов по счету заявленным и т.д.)

3.5. Часть 5 (текстовая)

Оценка риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (обоснование оценки в соответствии с критериями, разработанными кредитной организацией)
Куратор счета Руководитель подразделения

Приложение 2
к Рекомендациям
по разработке кредитными
организациями правил внутреннего
контроля в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РИСКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КЛИЕНТОМ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ1. Вид деятельности - деятельность, подверженная высокому риску осуществления легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем:

1. деятельность юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся кредитными организациями, занимающихся переводом денежных средств, платежами в наличной форме по чекам, инкассацией денежных средств;

2. деятельность юридических лиц (в том числе кредитных организаций), зарегистрированных в оффшорных зонах, их обособленных подразделений, дочерних и зависимых обществ;

3. туристская деятельность (туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий);

4. игорный бизнес (предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением (казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места) от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение);

5. деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной, предметов искусства и антиквариата;

6. осуществление внешнеэкономических операций;

7. торговля (особенно экспорт) драгоценными металлами, драгоценными камнями, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни;

8. торговля (посредничество в торговле) недвижимым имуществом;

9. любая деятельность, связанная с интенсивным оборотом наличности (в том числе оказание услуг в сфере розничной торговли, в сфере общественного питания, розничная торговля горючим на бензоколонках и газозаправочных станциях и т.п.).

2. Географический фактор - районы высокого риска осуществления легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем:

1. государства (территории), где незаконно производятся или переправляются наркотические вещества;

2. государства (территории), разрешающие свободный оборот наркотических веществ (кроме государств, использующих наркотические вещества исключительно в медицинских целях);

3. государства (территории), о которых из международных источников известно, что они не соблюдают общепринятых стандартов в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или являются государствами (территориями) с повышенным уровнем преступности и коррупции;

4. государства (территории), где не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций.

3. Виды банковских операций - банковские операции (продукты), подверженные высокому риску использования в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

Банковские операции (продукты), позволяющие клиентам легко конвертировать денежные средства в наличной форме в безналичную форму или быстро переводить денежные средства из одного государства в другое.

Приложение 3
к Рекомендациям
по разработке кредитными
организациями правил внутреннего
контроля в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем

КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРИЗНАКИ НЕОБЫЧНЫХ СДЕЛОК

1. Общие признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем:

1.1. немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, но запрашиваемых в соответствии со сложившейся банковской практикой, а также излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции;

1.2. пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг (тариф комиссионного вознаграждения, ставки по срочным вкладам (депозитам) и вкладам (депозитам) до востребования и т.д.), а также предложение клиентом необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой комиссии при оказании такого рода услуг;

1.3. операции клиента не имеют явного экономического смысла, не соответствуют характеру деятельности клиента и не имеют целью управление ликвидностью или страхование рисков;

1.4. наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом, или от обычной рыночной практики;

1.5. необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;

1.6. внесение клиентом в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;

1.7. передача клиентом поручения об осуществлении операции через представителя (посредника), если представитель (посредник) выполняет поручение клиента без вступления в прямой (личный) контакт с кредитной организацией;

1.8. явное несоответствие операций, проводимых клиентом с участием кредитной организации, общепринятой рыночной практике совершения операций;

1.9. зачисление на счет клиента по одному основанию от одного или нескольких контрагентов сумм денежных средств, не превышающих по отдельности сумму, эквивалентную 600 000 рублей, но в результате сложения (если бы денежные средства были зачислены на основании одного платежного документа) превышающих указанную сумму (при условии, что деятельность клиента не связана с обслуживанием населения, сбором обязательных или добровольных платежей), с последующим переводом денежных средств на счет клиента, открытый в другой кредитной организации, или использованием денежных средств на покупку иностранной валюты, ценных бумаг и других высоколиквидных активов;

1.10. дробление сумм денежных средств, перечисляемых клиентом одному или нескольким контрагентам по одному основанию, в течение небольшого периода времени, при условии, что результат сложения перечисленных денежных средств (если бы они были перечислены на основании одного платежного документа) превышает сумму, эквивалентную 600 000 рублей;

1.11. отсутствие информации о клиенте (юридическом лице, в том числе кредитной организации) в официальных справочных изданиях, а также невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам;

1.12. отсутствие информации о клиенте у обслуживающих (или ранее обслуживавших) его кредитных организаций;

1.13. сложности, возникающие у кредитной организации при проверке представляемых клиентом в соответствии с настоящими Рекомендациями и внутренними документами кредитной организации сведений, неоправданные задержки в предоставлении клиентом документов и информации, представление клиентом информации, которую невозможно проверить или данная проверка является слишком дорогостоящей;

1.14. невозможность установления контрагентов клиента;

1.15. отсутствие очевидной связи между характером и родом деятельности клиента с услугами, за которыми клиент обращается к кредитной организации.

2. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств:

2.1. открытие в течение небольшого периода времени на имя одного клиента нескольких срочных депозитных счетов на сумму, не пресыщающую сумму, эквивалентную 600 000 рублей (кроме случаев, когда известно, что клиент, исходя из характера его деятельности, регулярно в течение определенного срока получает подобные суммы денежных средств), с последующим зачислением сумм по истечении срока вкладов (депозитов) на один счет и (или) последующим переводом в другую кредитную организацию;

2.2. зачисление на счет клиента значительного количества платежей от физических лиц на сумму, не превышающую сумму, эквивалентную 600 000 рублей, в том числе через кассу кредитной организации, если деятельность клиента не связана с оказанием услуг населению, сбором обязательных или добровольных платежей;

2.3. зачисление денежных средств на счет клиента - юридического лица, операции по которому не производились в течение более чем шести месяцев или были незначительными для данного клиента, с последующим снятием клиентом денежных средств в наличной форме;

2.4. регулярное зачисление на счет клиента денежных средств в наличной форме, в том числе на основании приходного кассового ордера, в результате продажи кредитной организации или инкассирования чеков, эмитированных международной платежной системой, предполагающих последующий акцепт (Traveller's Cheque, American Express, Thomas Cook и т.д.), с переводом всей или большей части суммы, даже если сумма меньше суммы, эквивалентной 600 000 рублей, в течение одного операционного дня или следующего за ним дня на счет клиента, открытый в другой кредитной организации, или в пользу третьего лица, в том числе нерезидента (кроме разовых случаев);

2.5. перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет (во вклад) за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета (вклада) из-за границы;

2.6. регулярное представление чеков, эмитированных кредитной организацией - нерезидентом и индоссированных нерезидентом, на инкассо, если подобный характер деятельности не соответствует известной деятельности клиента;

2.7. не связанное напрямую с деятельностью клиента неожиданное существенное увеличение сальдо на счете, которое впоследствии переводится в другую кредитную организацию или используется для целей покупки иностранной валюты (с переводом в пользу нерезидента), ценных бумаг на предъявителя;

2.8. существенное увеличение доли наличных денежных средств, поступающих на счет клиента - юридического лица, если обычными для основной деятельности клиента являются расчеты в безналичной форме;

2.9. перевод денежных средств со счета клиента - юридического лица на его счет в другой кредитной организации без видимого основания (например, без закрытия счета, не в целях погашения кредита, полученного от другой кредитной организации, равные или более низкие ставки по вкладам или равные либо худшие условия обслуживания в другой кредитной организации) с назначением платежа "перевод собственных средств";

2.10. нерегулярное или однократное использование клиентом счета для получения денежных средств с последующим их снятием в наличной форме на сумму меньше суммы, эквивалентной 600 000 рублей, с последующим закрытием счета либо прекращением по нему операций.

3. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при проведении операций по кредитным договорам:

3.1. предоставление кредита под обеспечение исполнения обязательства по его возврату в виде размещения на счете, открытом в кредитной организации - кредиторе или другой кредитной организации, денежных средств в валюте кредита, иной валюте или ценных бумаг на предъявителя;

3.2. погашение просроченной задолженности по кредитному договору, если условия деятельности клиента и информация, которой в отношении данного клиента располагает кредитная организация, не позволяет определить источник финансирования кредиторской задолженности;

3.3. предоставление кредита под залог драгоценных камней, ввезенных на территорию Российской Федерации, включая кредитование под залог указанных ценностей с размещением в хранилище кредитора, кроме случаев кредитования предприятий, производящих обработку драгоценных камней иностранного производства;

3.4. предоставление кредита под обеспечение в виде гарантии кредитной организации - нерезидента на сумму, составляющую целое число (100 тысяч, 1 миллион и т.д.), при условии отсутствия очевидной связи между местом деятельности клиента и его контрагентов и местом нахождения гаранта, особенно если гарантия выдается филиалом кредитной организации - нерезидента;

3.5. информация, изложенная в заявлении клиента о предоставлении кредита, не соответствует информации и документам, полученным в ходе переговоров от представителей клиента;

3.6. в погашение кредита клиента поступают денежные средства из не упомянутых клиентом или неизвестных источников погашения;

3.7. в кредитном договоре (договоре займа) предусмотрена уплата заемщиком - резидентом процентов и иных дополнительных платежей в пользу кредитора - нерезидента, в совокупности превышающих в год 30 процентов от основной суммы кредита (займа);

3.8. предоставление или получение кредита (займа) с процентной ставкой, существенно превышающей среднюю процентную ставку по кредитам на внутреннем и внешнем рынках.

4. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при проведении расчетов по клирингу:

4.1. регулярные денежные переводы клиента, являющиеся на основании сведений, содержащихся в заявлении на перевод, погашением сальдо расчетов по взаимозачету, кроме случаев участия клиента в межгосударственных или межправительственных клиринговых соглашениях и операций зачета взаимных требований между кредитными организациями.

5. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при использовании клиентом схем с участием страховщиков:

5.1. возврат страховой премии на сумму меньше суммы, эквивалентной 600 000 рублей, при досрочном расторжении клиентом договора добровольного страхования, если денежные средства переводятся из другой кредитной организации, в том числе кредитной организации - нерезидента.

6. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при проведении международных расчетов:

6.1. возврат клиентом - резидентом ранее уплаченного аванса нерезиденту (в том числе на сумму меньше суммы, эквивалентной 600 000 рублей) по договору поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в случаях, когда операция резидента с нерезидентом носит разовый характер (не повторяется, по меньшей мере, в течение шести месяцев) и (или) не связана с основной деятельностью клиента (на основании данных об основной деятельности клиента, имеющихся у кредитной организации);

6.2. уплата резидентом нерезиденту неустойки (пени, штрафа) за неисполнение договора поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или за нарушение условий договора, если размер неустойки превышает десять процентов от суммы непоставленных товаров (невыполненных работ, неоказанных услуг);

6.3. использование клиентом международных форм расчетов, не соответствующих характеру известной деятельности клиента (на основании данных об основной деятельности клиента, имеющихся в распоряжении кредитной организации);

6.4. получателем денежных средств либо товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) является нерезидент, не являющийся стороной по договору (контракту), предусматривающему импорт (экспорт) резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

6.5. в договоре (контракте) предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим;

6.6. оформление на разные наименования товарных позиций товарораспорядительных документов, грузовых таможенных деклараций и внешнеэкономических договоров (контрактов), по которым в кредитной организации оформлены паспорта экспортных (импортных) сделок (например, наименования товарных позиций в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД)), различаются в товарораспорядительных документах и внешнеэкономических договорах (контрактах);

6.7. товарораспорядительные документы, поступившие в кредитную организацию по внешнеэкономическим договорам (контрактам), по которым оформлены паспорта экспортных (импортных) сделок, не содержат четкого, со ссылкой на ТН ВЭД, описания товаров, являющихся предметом внешнеэкономических контрактов.

7. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при проведении операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами:

7.1. регулярное заключение клиентом срочных сделок или использование других производных финансовых инструментов, особенно не предусматривающих поставки базового актива, в операциях с одним или несколькими контрагентами, результатом чего является постоянный доход или постоянный убыток клиента;

7.2. разовая продажа (покупка) клиентом большого пакета не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, финансовых инструментов по ценам, существенно отличающимся от рыночных, при условии, что клиент не является профессиональным участником рынка ценных бумаг и ценные бумаги не передаются клиенту в погашение просроченной задолженности контрагента перед клиентом;

7.3. регулярные операции по покупке с последующей продажей ценных бумаг, не имеющих котировок и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, при условии, что доход от реализации ценных бумаг направляется на приобретение высоколиквидных обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (определяется в момент удовлетворения заявки на приобретение ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг);

7.4. одновременное выставление клиентом поручений на покупку и продажу ценных бумаг и других финансовых инструментов по ценам, имеющим заметное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам;

7.5. осуществление операций, при которых один и тот же финансовый инструмент многократно продается и затем выкупается в сделках с одной и той же стороной;

7.6. проведение операций с ценными бумагами на предъявителя, не размещенными в депозитариях.

8. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при осуществлении электронного банкинга и расчетов по пластиковым картам:

8.1. регулярное перечисление клиентом денежных средств на сумму меньше суммы, эквивалентной 600 000 рублей, одному или нескольким контрагентам при покупке (продаже) товаров (работ, услуг) посредством сети Интернет с использованием кредитной (дебетной) карты с предоставлением права на списание средств со счета клиента;

8.2. регулярное зачисление клиентом, предоставляющим услуги в сфере торговли посредством сети Интернет, денежных средств на сумму меньше суммы, эквивалентной 600 000 рублей, поступающих со счетов для расчетов с использованием кредитных (дебетных) карт клиентов других кредитных организаций;

8.3. регулярное снятие держателем кредитной или дебетной карты наличных денежных средств через кассу кредитной организации или через банкомат на сумму меньше суммы, эквивалентной 600 000 рублей (на основании данных по операциям с пластиковыми картами, регулярно направляемых (или доступных через удаленный терминал) через организацию, осуществляющую процессинг пластиковых карт на основании лицензии VISA International или Europay International). Исключение составляет снятие денежных средств, поступивших на счет работника от работодателя и представляющих выплату работодателем своим работникам любых форм материального вознаграждения.

Приложение 4
к Рекомендациям
по разработке кредитными
организациями правил внутреннего
контроля в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем

РЕКВИЗИТЫ СООБЩЕНИЯ

1. Сведения об операции (сделке), в том числе принадлежность к указанным категориям:

а. операция, подлежащая обязательному контролю;

б. необычная сделка -

а также содержание операции (сделки).

2. Сумма и валюта операции (сделки).

3. Сведения о лице (лицах), проводящих операцию (совершающих сделку).

4. Сведения о счете, с использованием которого проводится операция или сделка (кроме случаев осуществления переводов без открытия счета).

5. Описание возникших затруднений квалификации операции как подлежащей обязательному контролю или причины, по которым сделка квалифицируется как необычная.

6. Сведения о сотруднике, составившем сообщение.

7. Подпись сотрудника, составившего сообщение.

8. Дата составления сообщения.

9. Подпись руководителя подразделения.

Приложение 5
к Рекомендациям
по разработке кредитными
организациями правил внутреннего
контроля в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОМУ СОТРУДНИКУ И СОТРУДНИКАМ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

1. К ответственному сотруднику рекомендуется предъявлять следующие требования:

1.1. высшее юридическое или экономическое образование и опыт руководства подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыт руководства таким подразделением не менее двух лет;

1.2. отсутствие судимости;

1.3. знание работы подразделений по работе с клиентами и других подразделений кредитной организации, занимающихся совершением банковских операций и иных сделок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. К сотрудникам подразделения по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, рекомендуется предъявлять следующие требования:

2.1. высшее юридическое или экономическое образование и опыт работы в кредитной организации не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыт работы в кредитной организации не менее двух лет;

2.2. отсутствие судимости;

2.3. знание работы подразделений по работе с клиентами и других подразделений кредитной организации, занимающихся совершением банковских операций и иных сделок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На сайте «Zakonbase» представлен ПИСЬМО ЦБ РФ от 28.11.2001 N 137-Т "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПИСЬМО ЦБ РФ от 28.11.2001 N 137-Т "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПИСЬМО ЦБ РФ от 28.11.2001 N 137-Т "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

  • Главная
  • ПИСЬМО ЦБ РФ от 28.11.2001 N 137-Т "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ"