в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 07.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПИСЬМО ЦБ РФ от 28.11.2001 N 137-Т "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ"
не действует Редакция от 28.11.2001 Подробная информация
ПИСЬМО ЦБ РФ от 28.11.2001 N 137-Т "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ"

2. Программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

2.1. Программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, разрабатываются кредитной организацией с учетом настоящих Рекомендаций, а также особенностей ее организации, основных направлений ее деятельности, клиентской базы и уровня ее рисков, связанных с клиентами и их операциями, и включают в себя:

2.1.1. программу идентификации и изучения кредитной организацией своих клиентов;

2.1.2. программу выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;

2.1.3. программу проверки информации о клиенте или операции клиента для подтверждения обоснованности или опровержения подозрений осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;

2.1.4. программу документального фиксирования информации, указанной в статье 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем";

2.1.5. программу хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

2.1.6. программы обучения сотрудников кредитной организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

2.1.7. иные программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

2.2. Кредитная организация разрабатывает программу идентификации и изучения своих клиентов.

При разработке кредитной организацией программы идентификации и изучения кредитной организацией своих клиентов рекомендуется использовать анкетирование клиента - составление документа, указанного в Приложении 1 к настоящим Рекомендациям, содержащего сведения о клиенте, его деятельности, операциях, которые клиент осуществляет через кредитную организацию, и иные сведения.

2.2.1. Кредитная организация идентифицирует и изучает своего клиента при совершении банковских операций и других сделок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.2.2. Кредитная организация получает от клиента информацию и документы, которые позволяют идентифицировать и изучить клиента.

Все документы, позволяющие идентифицировать и изучить клиента, должны быть действительными на дату их предъявления.

2.2.3. В целях идентификации и изучения клиента - физического лица кредитная организация в первую очередь выясняет на основании документа, удостоверяющего личность, следующие персональные данные:

фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);

дата и место рождения;

место жительства (регистрации);

место пребывания;

сведения о документе, удостоверяющем личность (наименование, серия и номер, орган, выдавший документ, дата выдачи документа) - и на основании свидетельства о постановке на учет в налоговом органе - идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

2.2.4. В целях идентификации и изучения клиента - юридического лица кредитная организация в первую очередь выясняет на основании учредительных документов, документов о государственной регистрации и иных документов следующие данные:

наименование;

регистрационный номер;

место регистрации;

место нахождения;

почтовый адрес;

идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

коды форм федерального государственного статистического наблюдения.

При изучении документов, в частности, учредительных документов юридического лица и документов, подтверждающих его государственную регистрацию, кредитная организация в целях более тщательного изучения своего клиента обращает особое внимание на:

оформление учредительных документов (включая все зарегистрированные изменения и дополнения) клиента и документов, подтверждающих государственную регистрацию клиента в качестве юридического лица;

состав учредителей (участников) юридического лица, определив лиц, имеющих возможность влиять на принятие решений органами юридического лица;

структуру органов управления юридического лица и их полномочия;

величину зарегистрированного и оплаченного уставного (складочного) капитала или величину уставного фонда, имущества.

2.2.5. Если кредитная организация установила, что от имени клиента действует его представитель, кредитная организация идентифицирует представителя, проверяет его полномочия, а также идентифицирует и изучает представляемого клиента.

2.2.6. В случае, если клиент открывает банковский счет (вносит вклад) на имя третьего лица, кредитная организация получает от клиента информацию и документы, позволяющие идентифицировать и изучить указанное третье лицо.

2.2.7. При установлении корреспондентских отношений кредитная организация выясняет, в том числе, путем направления запроса корреспонденту, осуществляются ли корреспондентом кредитной организации меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в том числе идентификация и изучение корреспондентом его клиентов.

Кредитной организации не рекомендуется устанавливать корреспондентские отношения, если ее корреспондентом не осуществляются меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

2.2.8. В целях концентрации усилий по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, на основании всей информации и документов, позволяющих идентифицировать и изучить клиента, кредитной организации рекомендуется оценить риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

Кредитной организации рекомендуется разработать критерии оценки риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. При этом в основу могут быть положены критерии оценки риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, установленные в Приложении 2 к настоящим Рекомендациям.

2.2.9. Кредитная организация обновляет сведения, полученные в результате идентификации и изучения клиента, периодически, но не реже одного раза в год в случаях, когда кредитная организация оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, как высокий, и не реже одного раза в три года в иных случаях.

2.2.10. Если кредитная организация оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, как высокий, то кредитная организация уделяет повышенное внимание операциям, проводимым по счетам клиента.

2.2.11. Если кредитная организация оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, как высокий, то кредитной организации рекомендуется в целях проверки информации о клиенте направить своего сотрудника, непосредственно отвечающего за работу с данным клиентом, на место осуществления деятельности клиента.

2.3. Кредитная организация разрабатывает программу выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

Для целей выявления иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, кредитная организация разрабатывает критерии выявления и признаки необычных сделок. При этом в основу могут быть положены критерии выявления и признаки необычных сделок, установленные в Приложении 3 к настоящим Рекомендациям.

2.4. Кредитная организация разрабатывает программу проверки информации о клиенте или операции клиента для подтверждения обоснованности или опровержения подозрений осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

В этих целях кредитной организации рекомендуется установить следующую процедуру.

2.4.1. При возникновении сомнений при квалификации операции клиента как операции, подлежащей обязательному контролю, указанной в абзаце втором подпункта 1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", или при выявлении необычных сделок сотрудник кредитной организации, выявивший указанную операцию или сделку, составляет Сообщение - документ, содержащий сведения об операции (сделке). Кредитной организации рекомендуется разработать форму Сообщения, включающую реквизиты, указанные в Приложении 4 к настоящим Рекомендациям.

Сообщение передается специальному должностному лицу, назначаемому в порядке, указанном в пункте 3 настоящих Рекомендаций (далее - ответственный сотрудник).

2.4.2. При необходимости квалификации операции клиента как операции, подлежащей обязательному контролю, ответственный сотрудник принимает окончательное решение о признании операции клиента операцией, подлежащей обязательному контролю, и представлении сведений о ней в уполномоченный орган.

2.4.3. При выявлении необычных сделок ответственный сотрудник принимает решение о дальнейших действиях кредитной организации в отношении клиента и его сделки.

2.4.4. При выявлении в деятельности клиента необычной сделки кредитная организация может предпринять следующие действия:

обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений, в том числе дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной сделки;

обеспечить повышенное внимание в соответствии с настоящими Рекомендациями ко всем операциям (сделкам) клиента, проводимым через кредитную организацию;

предпринять иные действия, которые кредитная организация сочтет целесообразными в целях и при условии соблюдения законодательства Российской Федерации.

2.4.5. О любом решении ответственного сотрудника по операции (сделке) делается соответствующая запись (отметка) на Сообщении.

2.5. Кредитная организация разрабатывает программу документального фиксирования информации, указанной в статье 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

2.5.1. Кредитная организация фиксирует информацию об операциях (сделках) клиента таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно воспроизвести детали операции (сделки) (в том числе сумму операции (сделки), валюту платежа, данные о контрагенте).

2.5.2. Кредитная организация фиксирует информацию и собирает документы для целей противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, таким образом, чтобы они могли быть использованы в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе.

2.6. Кредитная организация разрабатывает программу хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

2.6.1. Кредитная организация хранит следующие документы:

2.6.1.1. копии документов, содержащих сведения о клиенте, или их реквизиты - в течение не менее пяти лет после прекращения обязательств между кредитной организацией и клиентом;

2.6.1.2. оригиналы или копии, которые могут быть использованы в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе, документов по операциям (сделкам), а также Сообщения - в течение не менее пяти лет после совершения соответствующих операций (сделок);

2.6.1.3. иные документы, в том числе деловую переписку, - в течение не менее пяти лет после прекращения обязательств между кредитной организацией и клиентом.

2.6.2. Учет и хранение Сообщений осуществляет ответственный сотрудник.

2.7. Кредитная организация разрабатывает программы обучения сотрудников кредитной организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

2.7.1. Кредитная организация организует обучение своих сотрудников, исходя из их должностных обязанностей, по следующим направлениям:

2.7.1.1. ознакомление сотрудников с нормативными и иными актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

2.7.1.2. ознакомление сотрудников с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, утвержденными кредитной организацией;

2.7.1.3. практические занятия по реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в том числе программ его осуществления.

2.7.2. Программы обучения строятся исходя из того, что основным условием успешного осуществления кредитной организацией деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, является непосредственное участие каждого сотрудника в рамках его компетенции в данном процессе.

2.7.3. Обучение сотрудников кредитной организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, проводится регулярно, не реже одного раза в год.

  • Главная
  • ПИСЬМО ЦБ РФ от 28.11.2001 N 137-Т "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ"