в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • УКАЗ Президента РФ от 28.04.97 N 426 "ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ В СФЕРАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ"
действует Редакция от 28.04.1997 Подробная информация
УКАЗ Президента РФ от 28.04.97 N 426 "ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ В СФЕРАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ"

Газовая промышленность

1. Основные проблемы и цели структурной реформы

Добыча природного и нефтяного попутного газа осуществляется Российским акционерным обществом "Газпром", акционерным обществом "Норильскгазпром", акционерным обществом "Якутгазпром" и нефтедобывающими предприятиями.

Российское акционерное общество "Газпром" обеспечивает производство и транспортировку газа в объеме около 94 процентов, поставляемого российским потребителям, расположенным в зоне единой системы газоснабжения, при сохранении единой, вертикально и горизонтально интегрированной структуры газовой промышленности России. В состав Российского акционерного общества "Газпром" входят в качестве дочерних компаний предприятия, занимающиеся геологоразведкой и бурением скважин, обустройством газовых месторождений, комплектацией и снабжением, машиностроением и приборостроением для нужд газовой промышленности и другими видами деятельности. Такая структура Российского акционерного общества "Газпром" в условиях экономического спада позволила сохранить стабильность функционирования отрасли, надежное газоснабжение потребителей и поступление крупных экспортных доходов в бюджет страны.

Вместе с тем сложившееся положение ведет к появлению целого ряда проблем.

Неразделенность в рамках Российского акционерного общества "Газпром" монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности Российского акционерного общества "Газпром" и обусловленное этим отсутствие ясности порядка формирования структуры затрат по видам деятельности не позволяют установить необходимый контроль за издержками предприятий Российского акционерного общества "Газпром" в монопольных видах деятельности.

До последнего времени использовался упрощенный режим государственного регулирования газовой промышленности, при котором Российскому акционерному обществу "Газпром" было предоставлено право изменения оптовой цены на газ в соответствии с индексом роста цен на промышленную продукцию. Финансовое положение и издержки Российского акционерного общества "Газпром" при этом не рассматривались.

Предстоит продолжить работу по дифференциации цен на природный газ с учетом стоимости его транспортировки, объемов потребления по сезонам, характера нагрузки и степени надежности газоснабжения. Сохраняется перекрестное субсидирование одних потребителей за счет других.

Требует совершенствования порядок доступа независимых поставщиков к газотранспортной системе Российского акционерного общества "Газпром".

Целью структурной реформы в газовой промышленности является формирование условий для более эффективного газоснабжения потребителей России, в том числе:

усиление государственного регулирования в сфере транспортировки газа;

стимулирование конкуренции в потенциально конкурентных видах хозяйственной деятельности и постепенное ослабление в соответствии с этим государственного регулирования;

развитие договорных отношений между поставщиками и потребителями газа.

2. Основные направления структурной реформы газовой промышленности

Реформирование сферы естественной монополии в газовой промышленности направлено, в первую очередь, на формирование в этой сфере системы цен на газ, отвечающей следующим требованиям:

обеспечение самофинансирования Российского акционерного общества "Газпром" посредством возмещения обоснованных затрат при разных уровнях надежности газоснабжения, включая покрытие текущих издержек и обеспечение необходимого уровня прибыли;

стимулирование надежного газоснабжения посредством обеспечения необходимой гибкости цен при предоставлении потребителям права выбора условий своего газоснабжения;

соответствие цен условиям равновесия спроса и предложения, недопущение дефицита или избытка газа на рынке.

Механизм ценообразования будет согласован с механизмами начисления и взимания налогов, с инвестиционной политикой Российского акционерного общества "Газпром" и величиной дивидендов акционеров. При установлении цен на газ будут учитываться условия конкуренции различных видов топлива и принципы стимулирования энергосбережения.

Будут установлены правила и порядок регулирования цен на газ. Необходимо сохранение государственного регулирования в сфере естественной монополии путем установления тарифов на услуги по транспортировке газа. Для выполнения этих задач органам государственного регулирования необходимо разработать соответствующую нормативно-методическую документацию.

Цены добычи газа будут контролироваться в соответствии с антимонопольным законодательством.

В рамках Российского акционерного общества "Газпром" будет установлено более четкое разграничение финансовых результатов по отдельным структурным подразделениям этого акционерного общества и по видам их деятельности и будет обеспечена "прозрачность" формирования затрат по всей "газовой цепочке".

Меры, направленные на стимулирование конкуренции в газовой промышленности и использование эффективных газосберегающих технологий, должны заключаться в том, чтобы независимые российские производители газа на территории Российской Федерации получили недискриминационные права на доступ к свободным мощностям газотранспортной системы.

Коммерческая деятельность независимых российских производителей газа будет осуществляться на основе договоров, заключаемых с потребителями газа. При этом цена продажи газа конечным потребителям не будет подлежать государственному регулированию.

3. Этапы реализации структурной реформы

Структурную реформу планируется осуществить в три этапа.

I этап -1997 год:

введение цен на природный газ, дифференцированных в зависимости от стоимости его транспортировки от мест добычи до потребителей;

разработка и внедрение единой системы тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам как для независимых поставщиков газа, не входящих в Российское акционерное общество "Газпром", так и для организаций названного акционерного общества;

подготовка предложений по созданию благоприятных экономических условий для привлечения отечественных и иностранных инвесторов к освоению новых газовых месторождений и строительству газопроводов;

проведение конкурса на предоставление права на разработку газовых месторождений, в первую очередь месторождений, расположенных вблизи действующих магистральных газопроводов;

подготовка предложений по обеспечению "прозрачности" производственных затрат структурных подразделений Российского акционерного общества "Газпром" по добыче и транспортировке газа;

разработка форм федерального статистического наблюдения в газовой промышленности и форм отчетности предприятий Российского акционерного общества "Газпром", представляемых в органы регулирования естественных монополий и федеральные органы исполнительной власти;

подготовка предложений о создании торговых компаний в целях развития внутрироссийского рынка природного газа и обеспечения сделок по торговле на основе прямых договоров с потребителями;

внесение изменений в Правила поставки газа потребителям Российской Федерации, устанавливающие порядок заключения прямых договоров между поставщиками и потребителями газа;

подготовка и утверждение нормативных документов, устанавливающих порядок регулирования цен на природный газ;

разработка и утверждение Правительством Российской Федерации положения об обеспечении доступа поставщиков газа к газотранспортной системе Российского акционерного общества "Газпром"

создание межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с доступом к газотранспортной системе Российского акционерного общества "Газпром" независимых поставщиков;

внесение в соответствии Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" Российского акционерного общества "Газпром" в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке долю свыше 35 процентов;

обеспечение соответствия устава Российского акционерного общества "Газпром" Федеральному закону "Об акционерных обществах".

II этап - 1998 год:

прекращение практики перекрестного субсидирования разных групп потребителей газа и доведение оптовой цены на газ, предназначенный для реализации населению, до уровня оптовой цены на газ, отпускаемый организациями Российского акционерного общества "Газпром" газораспределительным организациям (перепродавцам) для промышленных нужд (без акциза);

передача полномочий в области государственного регулирования тарифов на транспортировку газа по местным сетям региональным энергетическим комиссиям, осуществляющим свою деятельность под методическим руководством и контролем федеральных органов исполнительной власти.

III этап - 1999-2000 годы:

обособление внутри Российского акционерного общества "Газпром" структурных подразделений по транспортировке газа от организаций по добыче газа;

запуск и отработка механизмов функционирования рынка прямых договоров на поставку природного газа;

переход к регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа, предоставляемые предприятиями Российского акционерного общества "Газпром".

  • Главная
  • УКАЗ Президента РФ от 28.04.97 N 426 "ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ В СФЕРАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ"