Последнее обновление: 04.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- УКАЗ Президента РФ от 28.04.97 N 426 "ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ В СФЕРАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ"
Железнодорожный транспорт
Исключительно важное социально-экономическое значение для стабилизации и развития экономики России в целом и ее регионов имеет железнодорожный транспорт. На его долю приходится около 77 процентов грузооборота, выполняемого транспортом общего пользования (без трубопроводного), и 45 процентов пассажирооборота.
В структуре издержек промышленности расходы, связанные с перевозками по магистральным железным дорогам, составляют около 6 процентов. В связи с этим сокращение транспортных затрат является важнейшей задачей повышения конкурентоспособности отечественной продукции.
Существующая организационно-производственная структура и низкая конкуренция со стороны других видов транспорта не способствуют созданию экономических стимулов к повышению эффективности работы железнодорожного транспорта.
Важная роль железнодорожного транспорта в экономике России и в реализации социально значимых услуг, связанных с пассажирскими перевозками, диктует необходимость принятия взвешенных и результативных мер по структурной реформе отрасли.
В настоящее время осуществляется перекрестное субсидирование пассажирских перевозок поездами дальнего следования и пригородного сообщения за счет тарифов на перевозки грузов. Реализация мер по дотированию убытков от пассажирских перевозок за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации при сбалансированных финансовых результатах работы отрасли позволила бы снизить уровень железнодорожных тарифов на перевозки грузов на 15-20 процентов.
Неполностью используются мощности по ремонту и развитию производственной базы предприятий железнодорожного транспорта, непосредственно не связанных с осуществлением перевозочного процесса (ремонтных, строительных, машиностроительных и других предприятий). Велики затраты на содержание объектов социальной сферы. Оптимизация загрузки производственных мощностей, а также выделение объектов социальной сферы из системы железнодорожного транспорта позволили бы сократить издержки отрасли.
Основными целями структурной реформы железнодорожного транспорта являются:
усиление государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте;
стимулирование развития конкуренции в различных сегментах рынка транспортных услуг, в потенциально-конкурентных видах хозяйственной деятельности и соответствующее ослабление государственного регулирования;
повышение качества обслуживания потребителей транспортных услуг.
2. Основные направления структурной реформыКонечная цель реформирования железнодорожного транспорта состоит в повышении эффективности его работы и сокращении транспортных издержек.
Дальнейший рост экономической эффективности железнодорожного транспорта, снижение тарифов на перевозки грузов будут обеспечены за счет реализации следующих мер:
прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок поездами дальнего следования и пригородного сообщения за счет совершенствования системы тарифов на перевозки грузов с переходом к их субсидированию из средств соответствующих бюджетов;
привлечение предприятиями железнодорожного транспорта к ремонту, выполнению подрядных работ и оказанию услуг предприятий и организаций других отраслей экономики, способных предложить соответствующую продукцию и услуги с наименьшими издержками и высоким качеством, а также обеспечить безопасность движения поездов;
выделение объектов социальной сферы из системы железнодорожного транспорта (кроме специализированных медицинских учреждений) и их передача в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность;
повышение эффективности эксплуатации малодеятельных железнодорожных линий и участков (продажа, полное закрытие, передача органам местного самоуправления);
совершенствование системы отчетности в целях обеспечения всестороннего анализа эффективности деятельности железнодорожного транспорта.
Реформа ценообразования на железнодорожном транспорте направлена в первую очередь на совершенствование системы транспортных тарифов, отвечающей следующим требованиям:
возмещение экономически обоснованных затрат и получение нормативного уровня прибыли;
обеспечение права выбора грузоотправителями транспортных услуг исходя из уровня их качества (дифференциация тарифа в зависимости от срока доставки, сохранности груза, уровня сервисного сопровождения перевозок).
Совершенствование системы управления железнодорожным транспортом, реструктуризация отрасли будут способствовать сокращению издержек и повышению экономической эффективности работы отрасли.
На основе разделения финансового учета затрат предприятий железнодорожного транспорта на содержание и эксплуатацию инфраструктуры, грузовые и пассажирские перевозки будет повышена ответственность соответствующих подразделений за результаты своей деятельности, а также эффективность государственного контроля в сфере естественных монополий на железнодорожном транспорте.
В целях повышения качества обслуживания населения, снижения эксплуатационных расходов, концентрации необходимых производственных фондов и трудовых ресурсов, создания условий для эффективного взаимодействия между предприятиями железнодорожного транспорта и органами исполнительной власти всех уровней будут созданы специализированные компании по перевозке пассажиров поездами дальнего следования, местного и пригородного сообщения, функционирующие на контрактной основе и имеющие самостоятельные балансы. Создание этих компаний будет возможно только при условии полного прекращения субсидирования убытков от пассажирских перевозок за счет тарифов на грузовые перевозки, повышения доходности пассажирских перевозок и решения в установленном порядке вопроса о компенсации убытков за счет средств соответствующих бюджетов.
В целях развития конкуренции на рынке железнодорожных транспортных услуг будут созданы условия для равного доступа к инфраструктуре и ремонтной базе железнодорожного транспорта различных владельцев подвижного состава (вагонов), имеющих соответствующие лицензии.
3. Этапы реализации структурной реформыРеализацию структурной реформы железнодорожного транспорта планируется осуществить в три этапа.
I этап - 1997 год:
введение нового порядка государственного регулирования тарифов на перевозки грузов и ставок сборов за погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые железнодорожным транспортом, с учетом изменения ценообразующих факторов (структуры и объемов перевозок, повышения производительности труда, изменения цен производителей промышленной продукции, снижения издержек, реализации мер по структурной реорганизации отрасли и других), а также с учетом обеспечения финансовой сбалансированности отрасли;
сокращение перекрестного субсидирования пользователей услуг грузового железнодорожного транспорта за счет ликвидации необоснованных тарифных льгот;
создание конкурентной среды на рынке фрахта железнодорожных перевозок;
совершенствование действующей системы тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом с учетом развития прогрессивных методов перевозок и улучшения качества транспортного обслуживания потребителей;
снижение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки;
выделение из системы федерального железнодорожного транспорта неиспользуемых мощностей (ремонтных, строительных, машиностроительных и других предприятий), их приватизация;
включение в проекты федерального бюджета на 1998 год и последующие годы средств на компенсацию убытков от железнодорожных пассажирских перевозок, в том числе на компенсацию потерь доходов железных дорог от предоставления отдельным категориям граждан льгот, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительных мер по возмещению убытков железным дорогам от перевозок пассажиров поездами пригородного сообщения за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации;
применение раздельного финансового учета затрат предприятий железнодорожного транспорта на грузовые и пассажирские перевозки;
создание условий для развития конкуренции на рынке железнодорожных транспортных услуг, обеспечивающих равный доступ к инфраструктуре и ремонтной базе железнодорожного транспорта различных владельцев подвижного состава (вагонов), имеющих соответствующие лицензии;
разработка программы реформирования системы управления железнодорожным транспортом, обеспечивающей снижение расходов, сохранение управляемости в отрасли и качественное обслуживание пользователей услуг железнодорожного транспорта;
завершение формирования Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте и создание условий для ее эффективного функционирования.
II этап - 1998 год:
создание в составе железных дорог специализированных компаний по перевозке пассажиров поездами дальнего следования, местного и пригородного сообщения;
выделение объектов социальной сферы из системы железнодорожного транспорта и передача их в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность;
выделение из системы железнодорожного транспорта неиспользуемых производственных мощностей;
сокращение убыточности малодеятельных железнодорожных линий и участков (продажа, полное закрытие, передача органам местного самоуправления);
привлечение предприятий железнодорожного транспорта к ремонту, выполнению подрядных работ и оказанию услуг предприятий и организаций других отраслей экономики, способных предложить соответствующую продукцию и услуги с наименьшими издержками и высоким качеством и обеспечивающих безопасность движения поездов;
применение раздельного финансового учета затрат предприятий железнодорожного транспорта на содержание и эксплуатацию инфраструктуры;
переход на контрактные взаимоотношения железнодорожного транспорта с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
III этап - 1999 - 2000 годы:
либерализация государственного регулирования тарифов в условиях развития конкуренции на железнодорожном транспорте;
формирование структуры управления железнодорожным транспортом, соответствующей условиям рыночной экономики;
разработка предложений по созданию концепции формирования транспортных тарифов исходя из развития конкуренции на рынке железнодорожных транспортных услуг.
- Главная
- УКАЗ Президента РФ от 28.04.97 N 426 "ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ В СФЕРАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ"