в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 22.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Главная
  • ПРИКАЗ ЦБ РФ от 11.09.97 N 02-394 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ "О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА БАНКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ФИЛИАЛЫ"
отменен/утратил силу Редакция от 11.09.1997 Подробная информация
ПРИКАЗ ЦБ РФ от 11.09.97 N 02-394 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ "О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА БАНКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ФИЛИАЛЫ"

Инструкция


<*> Здесь и далее под термином "надзор" понимается банковский надзор.

<**> Настоящая Инструкция распространяется на банки, имеющие филиалы, в том числе на Сберегательный банк Российской Федерации и Агропромбанк. Под филиалами Сбербанка РФ в целях настоящей Инструкции понимаются территориальные банки Сбербанка РФ, список которых доводится до территориальных учреждений Банка России ОПЕРУ-2. Порядок надзора за филиалами Сбербанка РФ, не являющимися территориальными банками, будет доведен до территориальных учреждений Банка России дополнительно. Под филиалами Агропромбанка в целях настоящей Инструкции понимаются региональные банки Агропромбанка, список которых доводится до территориальных учреждений Банка России ОПЕРУ-2. Порядок надзора за филиалами Агропромбанка, не являющимися региональными банками, будет доведен до территориальных учреждений Банка России дополнительно. При необходимости определить специфику осуществления надзора за указанными или иными банками соответствующее территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головного офиса банка и ОПЕРУ-2 обращается с соответствующими предложениями в Банк России (Департамент пруденциального банковского надзора).

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет особенности организации надзора за банками, имеющими филиалы <*>. Необходимость выделения банков, имеющих филиалы, в самостоятельную надзорную категорию обусловлена тем, что эти банки наряду с общими рисками, присущими банковской деятельности, подвержены повышенным региональному и страховому рискам, а также дополнительному риску потери такими банками управляемости.


<*> Далее по тексту банки, имеющие филиалы, именуются банками.

2. Под региональным риском понимается вероятность возникновения экономических трудностей для банка в силу экономических проблем на территории, где функционирует филиал (филиалы) банка и иных неблагоприятных условий деятельности.

Страновой риск состоит в вероятности понесения убытков, которые могут быть вызваны существенными изменениями экономических и (или) правовых условий в странах, где расположены зарубежные филиалы банка.

Дополнительный риск потери управляемости (риск управления) состоит в вероятности принятия руководством филиалов неподконтрольных руководству и собственникам банка решений или невыполнения филиалами принятых руководством и собственниками банка решений.

3. Филиалом банка является созданное в установленном законодательством и нормативными актами Банка России порядке обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка и осуществляющее от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных выданной банку лицензией Банка России.

Филиал банка ведет самостоятельный баланс и представляет отчетность в территориальное учреждение Банка России по месту своего нахождения в соответствии с настоящей Инструкцией.

4. Филиалы банка не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшим их банком.

Руководители филиалов осуществляют свою деятельность на основании доверенностей, выданных банком.

5. Внутрибанковский контроль за деятельностью филиалов организуется головным офисом банка в порядке, определенном уставом банка и Положением о внутреннем контроле в банке.

6. Надзор за деятельностью банка осуществляется территориальным учреждением Банка России по месту нахождения его головного офиса <*> во взаимодействии с территориальными учреждениями Банка России по месту нахождения филиалов банка.


<*> Здесь и далее под территориальным учреждением Банка России понимается и ОПЕРУ-2.

7. Надзор за деятельностью филиалов банка призван обеспечить дополнительные условия для осуществления эффективного надзора за банком. Указанный надзор осуществляют территориальные учреждения Банка России по месту нахождения филиалов банка. Территориальное учреждение Банка России по месту нахождения филиала банка направляет информацию о недостатках в деятельности филиала головному офису банка и территориальному учреждению Банка России по месту его нахождения в соответствии с порядком, установленным настоящей Инструкцией.

II. Особенности документарного надзора за банками

8. Представление банками бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности осуществляется в соответствии с требованиями письма Банка России от 25.03.97 N 429. При этом головной офис банка помимо представления сводной (с учетом деятельности филиалов) бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности представляет соответствующую отчетность отдельно по головному офису.

9. В целях обеспечения получения территориальным учреждением Банка России по месту нахождения головного офиса банка комплексной базовой информации о деятельности банка, включая деятельность его филиалов устанавливается следующий порядок сбора отчетности.

Территориальные учреждения Банка России по месту нахождения филиалов банков получают и после проверки в установленном порядке направляют по системе БАНКОМ в адрес ГЦИ:

- в сроки, предусмотренные для представления ежемесячной отчетности, - отчетность, полученную от филиалов банков в соответствии с пунктом 24.4 настоящей Инструкции;

- в сроки, предусмотренные для ежеквартальной отчетности, - отчетность, полученную от филиалов банков в соответствии с пунктами 24.4 и 24.5 настоящей Инструкции.

Порядок, сроки, перечень и макет передачи информации в электронном виде по системе БАНКОМ, а также порядок получения отчетности филиалов из ГЦИ Банка России территориальными учреждениями Банка России по месту нахождения головных офисов банков будут сообщены дополнительно.

10. При наличии у банка признаков финансовых трудностей территориальному учреждению Банка России по месту нахождения головного офиса банка предоставляется право усилить оперативность надзора путем установления индивидуальных (вплоть до ежедневных) сроков представления соответствующих форм отчетности.

11. В процессе сбора и обработки отчетности территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головного офиса банка осуществляет контроль за:

а) своевременностью и полнотой представления банком установленной отчетности;

б) совпадением данных об оборотах и остатках на корреспондентском счете головного офиса (161) и счетах обязательных резервных требований (816 и 681) по балансу банка с данными РКЦ (815 и 680);

в) соответствием выполняемых банком операций требованиям банковского законодательства;

г) полнотой и своевременностью выполнения банком обязательных резервных требований;

д) соблюдением банком установленных значений показателей, по которым установлены обязательные экономические нормативы, правильностью их расчета в соответствии с требованиями Инструкции Банка России от 30.01.96 N 1;

е) соблюдением установленных лимитов (сублимитов) открытой валютной позиции;

ж) соблюдением иных пруденциальных норм деятельности, контроль за которыми может быть произведен на основании данных отчетности (создание резерва на возможные потери по ссудам и резерва под обесценение ценных бумаг в соответствии с требованиями Банка России; достаточность собственных средств (капитала) банка и др.).

Кроме того, территориальному учреждению Банка России по месту нахождения головного офиса банка рекомендуется осуществлять контроль за совпадением остатков на счетах межфилиальных расчетов (089, 890, 893) в балансах филиалов банка и в балансе банка, а также равенством остатков по указанным счетам по активу и по пассиву в сводном балансе банка.

12. Анализ отчетности банка и его филиалов, осуществляемый территориальным учреждением Банка России по месту нахождения головного офиса банка, включает:

а) системный анализ деятельности банка на основании изучения как баланса банка, так и отдельно балансов его головного офиса и филиалов;

б) анализ сложившихся значений показателей, по которым установлены обязательные экономические нормативы (а для филиалов - предельные лимиты операций), и тенденций их изменения <*>

в) анализ сложившихся значений показателей по другим пруденциальным нормам деятельности, упомянутым в подпунктах д), ж) и з) пункта 11 и тенденций их изменения <*>


<*> Период, за который анализируется динамика изменения показателей, определяется территориальным учреждением Банка России самостоятельно в зависимости от задач проводимого анализа.

г) анализ качества активов на основании форм общей финансовой отчетности в соответствии с Инструкцией Банка России от 24.08.93 N 17;

д) анализ управления ликвидностью, включая анализ информации о остатках и оборотах на корреспондентских счетах, данных о наличии задержек оплаты расчетных документов из-за недостаточности средств на корреспондентских счетах головного офиса и (или) филиалов (приложение 13 к Инструкции Банка России от 24.08.93 N 17);

е) анализ соответствия положения о внутрибанковском контроле требованиям Банка России и эффективности деятельности службы внутреннего контроля.

13. Особое внимание при осуществлении документарного надзора следует уделять крупным филиалам банка, валюта баланса которых составляет 5 процентов и более от валюты сводного (с учетом всех филиалов) баланса банка.

III. Специфика анализа финансового состояния крупных банков

14. Настоящий раздел определяет основанную на документарном надзоре специфику анализа финансово - хозяйственной деятельности крупных банков, т.е. банков, возникновение финансовых трудностей в одном из которых может иметь негативные последствия для состояния экономики и банковской системы региона либо России в целом <*>.


<*> Под банком регионального значения рекомендуется понимать банк, занимающий существенное место на рынке (соответствующем сегменте рынка) банковских либо финансовых услуг региона. Место банка на рынке (сегменте рынка) может быть признано существенным, если его доля в оказываемых соответствующих услугах составляет 10% и более от объема таких услуг, оказываемых в регионе (для г. Москвы данный показатель составляет 1% и более от объема услуг, который рассчитывается без учета операций Сбербанка РФ).

В целях более точной оценки состояния крупных банков территориальным учреждениям Банка России по месту нахождения головных офисов банков рекомендуется проводить анализ причини возможных последствий возникновения следующих ситуаций <*>:

а) резкое <**> сокращение или рост остатков либо оборотов по балансовому счету 161;

б) значительное <***> сокращение валюты баланса;


<*> Указанный анализ может быть проведен территориальными учреждениями Банка России при осуществлении надзора за иными банками и филиалами банков в части, касающейся их деятельности.

<**> Здесь и далее под "резким" сокращением (ростом) показателя понимается изменение соответствующего показателя на 30% и более по сравнению с данными за предыдущий месяц.

<***> Здесь и далее под "значительным" сокращением (ростом) показателя понимается изменение соответствующего показателя более чем на 10% за истекший месяц либо более чем на 20% за последние три месяца либо более чем на 30% за последние полгода.

в) значительное сокращение вложений банка на рынке ГКО-ОФЗ;

г) частое (более 3 раз в месяц) обращение за кредитами Банка России, а также существенное (более 3% к общему объему привлеченных ресурсов), либо значительно нарастающее, участие этих кредитов в формировании ресурсной базы банка;

д) значительно нарастающее участие межбанковских кредитов в формировании ресурсной базы банков;

е) резкое изменение объема операций по размещению межбанковских кредитов;

ж) изменения доходности и емкости рынков, которые являются существенными для формирования доходов, расходов либо прибыли банка (значение рынков рекомендуется рассматривать как существенное, когда операции на этих рынках формируют не менее 5% величины соответствующих показателей);

з) значительное снижение высоколиквидных активов в общем объеме активов банка;

и) резкое увеличение или сокращение основных средств и другого имущества банка;

к) значительное увеличение неоперационных расходов;

л) значительное изменение удельного веса головного офиса либо филиала в структуре активов и пассивов и финансовых результатах банка;

м) рост удельного веса в валюте баланса и (или) в общем числе филиалов убыточных филиалов;

н) значительное сокращение клиентской базы;

о) прекращение обслуживания крупных клиентов, включая бюджетные организации <*>


<*> Ситуация выявляется на основе сбора и обработки дополнительной информации о банке.

п) наличие финансовых проблем у крупных клиентов банка.

Для проведения анализа территориальные учреждения Банка России вправе запрашивать у банка информацию о составе и финансовом состоянии крупных клиентов, заемщиков и кредиторов банка, копии документов их юридических и кредитных дел, информацию об их основной деятельности, а также иную необходимую информацию.

15. Территориальные учреждения Банка России анализируют изменения в состоянии рынков, способных повлиять на ситуацию в банках, а также данные о проблемах экономики территорий (отраслей), на обслуживании которых специализируется банк.

IV. Порядок осуществления документарного надзора за филиалами

16. Порядок открытия филиалов банка установлен требованиями Инструкции Банка России от 27.09.96 N 49 "О порядке регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности", письма Банка России от 04.04.96 N 267 "О введении в действие "Порядка предоставления Центральным банком Российской Федерации разрешений российским уполномоченным банкам на участие в уставном капитале банков и иных кредитных организаций за границей, а также на открытие филиалов за границей" и Инструкции Банка России от 04.04.96 N 38 "Порядок предоставления Центральным банком Российской Федерации разрешений российским уполномоченным банкам на участие в уставном капитале банков в иных кредитных организаций за границей, а также на открытие филиалов за границей".

17. Непосредственный надзор за текущей деятельностью филиалов банка осуществляют территориальные учреждения Банка России по месту их нахождения.

18. Надзор за деятельностью филиала банка осуществляется с целью оценки степени риска, которую деятельность филиала несет для банка, и приведения этой деятельности в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством и Банком России.

19. Осуществление надзора производится по следующим основным направлениям:

а) проверка соответствия выполняемых филиалом банка функций и операций тем функциям и операциям, которые делегированы филиалу банком и закреплены в положении о филиале, а также оценка деятельности руководителей филиалов на предмет осуществления ими деятельности в соответствии с полномочиями, закрепленными в выданной банком доверенности;

б) проверка соблюдения филиалом установленных ему банком норм и предельных объемов (лимитов) осуществления операций;

в) оценка риска по осуществляемой филиалом банка деятельности.

20. Банк может устанавливать плановые показатели финансового результата деятельности филиала, в том числе и плановые убытки. В случае наличия в составе банка планово убыточных филиалов банк ежеквартально в сроки представления квартальной отчетности направляет:

- в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головного офиса планы - графики финансового результата убыточных филиалов помесячно до конца года, а также порядок перераспределения доходов внутри банка и указания источников покрытия образовавшихся убытков;

- в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения филиала планы - графики финансового результата убыточных филиалов помесячно до конца года. Наличие у планово убыточного филиала убытков в пределах установленного плана не является признаком финансовых проблем у филиала.

21. Под предельными объемами (лимитами) осуществления операций понимаются в том числе:

- максимальная сумма кредита, предоставляемого филиалом одному заемщику или группе связанных заемщиков;

- максимальная совокупная сумма кредитов, предоставляемых филиалом одному заемщику или группе связанных заемщиков, включая предоставленные гарантии и поручительства, а также приобретенные долговые обязательства заемщика (включая долговые ценные бумаги, не котируемые на рынке);

- максимальная совокупная сумма кредитов, которая может быть выдана филиалом;

- максимальная сумма обязательств, принятых на себя филиалом, в отношении одного или группы связанных кредиторов (вкладчиков);

- максимальная сумма привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

- максимальная сумма сделки по приобретению ценных бумаг одного эмитента, котируемых на рынке;

- максимальная сумма средств, которые могут быть направлены на приобретение ценных бумаг одного эмитента, котируемых на рынке;

- максимальная сумма средств, которая может быть направлена на приобретение ценных бумаг других юридических лиц, котируемых на рынке;

- максимальная сумма выпущенных от имени банка векселей (если такое право предоставлено филиалу);

- максимальная сумма средств, которая может быть направлена на финансирование капитальных вложений, приобретение основных средств и других материальных активов;

- сублимиты на открытые валютные позиции (устанавливаются в соответствии с требованиями Инструкции Банка России от 22.05.96 N 41);

- сублимиты на открытые позиции по операциям с драгоценными металлами (устанавливаются в соответствии с требованиями письма Банка России от 14.03.97 N 424).

Вышеприведенный перечень является примерным и может быть дополнен или сокращен в зависимости от перечня банковских операций и сделок, право на выполнение которых делегировано банком конкретному филиалу.

Лимиты по каждому конкретному виду операций устанавливаются банком по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. На следующий рабочий день после установления (изменения) предельных объемов (лимитов) филиалу банка головной офис доводит указанную информацию до территориального учреждения Банка России по месту своего нахождения, а также до своих филиалов. Территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головного офиса не позднее следующего рабочего дня с даты получения значений лимитов доводит их до территориальных учреждений Банка России по месту нахождения филиалов банка.

По согласованию с территориальным учреждением Банка России по месту нахождения своего головного офиса банк может установить иную форму контроля за деятельностью филиалов без установления предельных объемов (лимитов) осуществления операций. В этом случае территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головного офиса банка устанавливает для банка соответствующую форму отчетности по контролю за филиалами и доводит его до сведения территориального учреждения Банка России по месту нахождения филиала банка (вместо Приложения 4 к настоящей Инструкции).

22. Оценка риска финансово - хозяйственной деятельности филиала банка базируется на:

- определении состояния внутреннего контроля за деятельностью филиала со стороны головного офиса и внутреннего контроля в филиале;

- анализе соблюдения филиалом лимитов операций на кредитном, депозитном, межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг, установленных головным офисом;

- выявлении специализации деятельности филиала, его места в структуре банка, определении характера взаимоотношений и взаимодействия между ним и головным офисом, филиалами данного банка, а также между данным филиалом и другими банками;

- анализе качества активов, в том числе кредитного и инвестиционного портфеля в целях определения процентного, рыночного и других видов риска;

- проверке полноты формирования резерва на возможные потери по ссудам и резерва под обесценение вложений в ценные бумаги <*>.


<*> Требования Банка России по формированию резерва на возможные потери по ссудам и резерва под обесценение вложений в ценные бумаги распространяются на заграничные филиалы российских банков в том случае, если указанные требования выше, чем аналогичные требования, установленные национальным банковским законодательством страны пребывания.

При оценке риска финансово - хозяйственной деятельности филиала территориальному учреждению по месту нахождения филиала рекомендуется анализировать также в части, касающейся филиалов, показатели, предусмотренные пунктом 14 (подпункты а), б), в), д), е), ж), к), н), о) и п)) настоящей Инструкции.

23. Территориальное учреждение Банка России по месту нахождения филиала банка осуществляется надзор за его деятельностью по двум направлениям:

а) документарный надзор;

б) инспекционный проверки (см. раздел V настоящий Инструкции).

24. В целях обеспечения полномочий Банка России по осуществлению надзора, начиная с отчетности на 1 октября 1997 г., филиалы кредитных организаций представляют в территориальные учреждения Банка России по месту своего нахождения, а зарубежные филиалы в территориальные учреждения Банка России по месту нахождения головного офиса следующую бухгалтерскую и финансовую отчетность:

24.1. Ежедневно:

- отчет об открытых валютных позициях (для филиалов банков, которые отчитываются в ежедневном режиме). Сроки представления отчетности для зарубежных филиалов устанавливаются территориальным учреждением Банка России по месту нахождения головного офиса банка.

24.2. Еженедельно:

- отчет об открытых валютных позициях (для филиалов банков, которые отчитываются в еженедельном режиме).

24.3. Подекадно:

- отчет по картотекам к внебалансовым счетам 9919 и 9920 (в соответствии с письмом Банка России от 16.07.96 N 305).

24.4. Ежемесячно:

- балансы в форме оборотной ведомости на первое число отчетного месяца с указанием входящих остатков на начало месяца, оборотов по дебету и кредиту за месяц и остатков на конец отчетного месяца по балансовым и внебалансовым счетам;

- приложения N N 3, 13, 17, 21, 22, входящие в состав общей финансовой отчетности в соответствии с Инструкцией Банка России от 24.08.93 N 17;

- справку об открытых корреспондентских счетах "ностро" и "лоро" и остатках средств на них по форме согласно приложению 1 письма Банка России от 28.02.97 N 419;

- справку о предоставленных межбанковских кредитах и размещенных в кредитных организациях депозитах по форме согласно приложению 2 письма Банка России от 28.02.97 N 419;

- справку о полученных межбанковских кредитах и привлеченных от кредитных организаций депозитах по форме согласно приложению 3 письма Банка России от 28.02.97 N 419;

- расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности (балансовые счета 904, 076, 932) по форме согласно Приложениям 1 - 3;

- справку о выполнении филиалом установленных головным офисом предельных объемов (лимитов) операций по форме согласно Приложению 4.

24.5. Ежеквартально дополнительно к перечисленным в пункте 24.4 формам отчетности:

- отчет о прибылях и убытках (форма N 2);

- отчет об использовании прибыли (форма N 3);

- приложения N N 7, 8, 11, 12, 16, входящие в состав общей финансовой отчетности в соответствии с Инструкцией Банка России от 24.08.93 N 17;

- справку об открытых корреспондентских счетах и остатках средств на них в разрезе балансовых счетов, видов валют и стран по форме согласно приложению 1 письма Банка России от 28.02.97 N 419.

24.6. Филиалы кредитных организаций представляют отчетность в территориальные учреждения Банка России по месту своего нахождения в сроки, установленные согласно письму Банка России от 25.03.97 N 429 для банков без филиалов.

Филиалы российских банков, расположенные за территорией Российской Федерации, кроме представления отчетности в территориальные учреждения Банка России по месту нахождения головного офиса, представляют отчетность в органы банковского надзора страны пребывания в соответствии с национальным законодательством.

25. Территориальные учреждения Банка России по месту нахождения филиалов вправе получать от филиалов по запросу необходимую информацию об их деятельности, в том числе о характере операций, отраженных на счетах баланса или в других формах отчетности, а также получать от филиалов пояснения по полученной информации.

26. При наличии у филиала банка признаков финансовых трудностей территориальному учреждению Банка России по месту нахождения филиала предоставляется право усилить оперативность надзора путем установления индивидуальных (вплоть до ежедневных) сроков представления соответствующих форм отчетности.

27. Осуществление надзора за деятельностью филиалов иностранных кредитных организаций на территории Российской Федерации возлагается на территориальные учреждения Банка России по месту их регистрации в соответствии с настоящей Инструкцией.

V. Организация инспекционных проверок

28. Инспекционные проверки банков и их филиалов осуществляются в соответствии с Инструкцией Банка России от 19.02.96 N 34 "О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)".

29. В целях реализации системного подхода к оценке достоверности получаемой информации, а также определения реального финансового состояния как банка в целом, так и его филиальной сети, выявления ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков, осуществляются межрегиональные проверки банков, включая их филиалы.

30. Межрегиональные проверки банков и их филиалов могут иметь комплексный либо тематический характер в зависимости от целевого назначения проверки, а также с учетом степени проблемности банка, определяемой в соответствии с письмом Банка России от 28.05.97 N 457.

31. Координацию и контроль за своевременным проведением инспекционных проверок банков и их филиалов на межрегиональном уровне осуществляет Департамент инспектирования кредитных организаций Банка России.

32. Комплексные инспекционные проверки банков и их филиалов, проводимые на межрегиональном уровне, организуются и проводятся на основе годового плана, утверждаемого руководством Банка России.

Внеплановые комплексные межрегиональные проверки банков и их филиалов осуществляются только по указанию Председателя Банка России или его Первого заместителя.

VI. Особенности применения мер воздействия к банкамА. Меры воздействия, применяемые к банкам за нарушения, выявленные в их деятельности

33. При выявлении в результате ежемесячной аналитической работы негативных тенденций финансового состояния банка территориальное учреждение Банка России обязано применить меры воздействия, в том числе предупредительные (в соответствии с Инструкцией Банка России от 31.03.97 N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности"), либо назначить проверку банка (филиала банка), а в случае неблагоприятных рыночных тенденций информировать о них и, по возможности, консультировать банк по вопросам оптимальной тактики функционирования в неблагоприятной экономической ситуации.

Б. Меры воздействия, применяемые к банкам за нарушения, выявленные в деятельности их филиалов

34. В случае выявления в деятельности филиала банка нарушений федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации территориальное учреждение Банка России по месту нахождения филиала имеет право:

34.1. Направить головному офису банка и в копии территориальному учреждению Банка России по месту нахождения головного офиса:

- информативное письмо о недостатках, имеющихся в деятельности филиала банка <*>

- предписание с требованием устранения недостатков, допущенных филиалом банка <*>


<*> Направляется также в копии руководству филиала.

- требование о замене руководства филиала банка;

- требование о закрытии филиала банка.

34.2. Направить территориальному учреждению Банка России по месту нахождения головного офиса и в копии головному офису банка предложение о применении к банку соответствующих мер воздействия с изложением фактов нарушений филиалом банка действующего законодательства и требований Банка России, с обоснованием применения предлагаемой меры воздействия. К письму территориального учреждения в обязательном порядке должно быть приложено документальное подтверждение изложенных фактов (копии форм отчетности, актов проверок, справок и т.д.).

35. Порядок применения мер воздействия к банкам за нарушения, выявленные в деятельности их филиалов, изложены в Инструкции Банка России от 31.03.97 N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности".

VII. Особенности работы с банками, испытывающими финансовые трудности

36. По согласованию с банком при наличии у последнего признаков проблемности (в соответствии с письмом Банка России от 28.05.97 N 457) территориальному учреждению Банка России по месту нахождения головного офиса банка предоставляется право направить в банк в качестве наблюдателей без права вмешательства в оперативную деятельность банка экспертов из числа сотрудников территориального учреждения Банка России с правом доступа к информации о текущей деятельности банка.

37. В случае выявления у банка серьезных финансовых трудностей или серьезных недостатков в деятельности филиала устанавливается следующий порядок взаимодействия между территориальными учреждениями Банка России по месту нахождения головного офиса банка и территориальными учреждениями Банка России по месту нахождения филиалов банка:

37.1. Территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головного офиса банка:

37.1.1. вправе поручить территориальному учреждению Банка России по месту нахождения:

- филиала банка, имеющего недостатки в деятельности, потребовать от филиала разработки мероприятий по устранению недостатков;

- филиала банка, не имеющего признаков проблемности (пункт 37.2.2 настоящей Инструкции), направить требование о разработке мероприятий, обеспечивающих его финансовую устойчивость в период проведения в банке мероприятий по финансовому оздоровлению, включая требование об установлении головным офисом лимитов неснижаемых остатков ликвидных средств филиала банка.

37.1.2. рассматривает общий план санации банка с учетом заключений территориальных учреждений Банка России по месту нахождения филиалов банка по мероприятиям по устранению недостатков в деятельности филиалов банка.

37.2. Территориальное учреждение Банка России по месту нахождения филиала банка:

37.2.1. обязано исполнить поручение территориального учреждения Банка России по месту нахождения головного офиса банка и направить филиалу банка требование о разработке мероприятий по устранению недостатков в его деятельности (либо мероприятий, обеспечивающих его финансовую устойчивость);

37.2.2. обязано направить требование о разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков филиалу банка <*>, в деятельности которого на момент предъявления указанного требования присутствовал хотя бы один из следующих признаков проблемности:


<*> Направляется в копии в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головного офиса банка и руководству банка.

- убыточная деятельность в тех случаях, когда убыток образовался вследствие недостатков в деятельности филиала;

- наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных и других расчетных документов клиентов и филиала в связи с отсутствием средств на корреспондентском субсчете филиала свыше 3 дней подряд;

- выявление серьезных недостатков в учете и отчетности (значительное завышение либо занижение финансового результата, неправильная классификация кредитов и т.д.);

- непредставление на текущую отчетную дату (в т.ч. представление с задержкой 5 рабочих дней и более) требуемых форм отчетности.

При направлении филиалу банка требования о разработке мероприятий по устранению недостатков в его деятельности территориальное учреждение Банка России по месту нахождения филиала банка анализирует в части, касающейся филиалов, показатели, предусмотренные пунктом 14 (подпункты а), б), в), д), е), ж), к), н), о) и п)) настоящей Инструкции;

37.2.3. направляет в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головного офиса банка полученные от филиалов банка мероприятия, а также заключения по этим мероприятиям;

37.2.4. обеспечивает анализ, контроль за исполнением и оперативное информирование территориального учреждения Банка России по месту нахождения головного офиса банка о ходе выполнения мероприятий по устранению недостатков в деятельности конкретных филиалов банка.

VIII. Порядок взаимодействия между территориальными учреждениями Банка России, осуществляющими надзор за банками, и территориальными учреждениями, осуществляющими надзор за филиалами банков <*>


<*> Порядок взаимодействия территориальных учреждений Банка России по месту нахождения головного офиса и территориальными учреждениями по месту нахождения филиалов банка при организации банковского санирования изложен в пункте 37 настоящей Инструкции.

38. В целях осуществления эффективного надзора за банками между территориальными учреждениями Банка России по месту нахождения их головных офисов и территориальными учреждениями Банка России по месту нахождения их филиалов, устанавливается следующий порядок взаимодействия:

а) территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головного офиса банка:

вправе:

- запрашивать у территориальных учреждений по месту нахождения филиалов банка необходимую дополнительную информацию о деятельности филиалов;

- поручить территориальным учреждениям по месту нахождения филиалов банка проведение комплексных и тематических проверок филиалов банков с определением срока при условии предварительного согласования с Департаментом инспектирования кредитных организаций Банка России;

обязано:

- предоставить информацию в соответствии с подпунктом б) настоящего пункта в порядке, установленном Банком России;

- обеспечить надлежащее взаимодействие с территориальным учреждением Банка России по месту нахождения филиала банка при проведении его проверки по своему поручению;

б) территориальные учреждения Банка России по месту нахождения филиалов банка:

вправе:

- запрашивать от территориального учреждения Банка России по месту нахождения головного офиса банка, филиалы которого находятся на поднадзорной им территории, дополнительную информацию о деятельности банка в порядке, установленном Банком России;

- ставить перед территориальным учреждением Банка России по месту нахождения головного офиса банка вопрос о совместной проверке филиала банка (как тематической, так и комплексной), а также о совместной проверке банка;

обязано:

- одновременно с регистрацией поручения на проведение проверки филиала направлять в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головного офиса банка соответствующее уведомление с приложением задания на проверку;

- предусмотреть проведение порученной территориальным учреждением Банка России по месту нахождения головного офиса проверки филиала банка в максимально сжатые сроки;

- предоставить отчетность в соответствии с подпунктом а) настоящего пункта;

в) при наличии признаков проблемности в деятельности филиалов банка (см. пункт 37.2.2 настоящей Инструкции) территориальные учреждения Банка России по месту нахождения филиалов оперативно информируют об этом территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головного офиса банка.

Председатель
Банка России
С.К.ДУБИНИН

  • Главная
  • ПРИКАЗ ЦБ РФ от 11.09.97 N 02-394 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ "О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА БАНКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ФИЛИАЛЫ"