в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 23.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.12.2001 N 866 (ред. от 06.06.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"
не действует Редакция от 06.06.2002 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.12.2001 N 866 (ред. от 06.06.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.06.2002 N 388)

ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

Показатели / Годы 2002 - 2010 годы
- всего
В том числе: Процентов к общему объему финансирования
2002 2003 2004 2005 2006 - 2010
Финансовые средства по Программе - всего 93 049,74 9 126,34 11 916,16 12 955,2 12 917,05 46 143,99 100
Федеральный бюджет <*> 7 827,85 802 872,35 849,1 912,80 4 391,60 8,41
Средства бюджета Калининградской области <**> 2 868,19 257,86 324,56 386,25 497,17 1 402,35 3,08
Собственные средства предприятий и организаций 20 658,4 1 868,8 2 276,8 2 551 2 570,4 11 391,4 22,2
Кредиты коммерческих банков 6 732,8 657,2 1 394 719,5 677,3 3 284,8 7,24
Иностранные кредиты 13 168,5 1 423 1 295,6 1 797,4 1 806,4 6 846,1 14,15
Другие источники финансирования 41 794 4 117,48 5 752,85 6 651,95 6 452,98 18 818,74 44,92


<*> Подлежат ежегодному уточнению при разработке проекта федерального бюджета исходя из его возможностей.

<**> Подлежат ежегодному уточнению при разработке проекта бюджета Калининградской области исходя из его возможностей.

Система контроля за - исполнением Программы государственный заказчик и администрация Калининградской области отвечают за своевременное и полное проведение мероприятий и реализацию проектов Программы.
Текущий финансовый контроль за использованием средств федерального и областного бюджетов осуществляется уполномоченными органами государственной власти. Государственный комитет Российской Федерации по статистике осуществляет систематический учет хода реализации Программы
Ожидаемые конечные - результаты Программы создание в Калининградской области благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, способствующего привлечению инвестиций, развитию экспортно - ориентированных и импортозамещающих производств, повышению конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей;
обеспечение уровня жизни населения Калининградской области, сопоставимого с уровнем жизни граждан сопредельных государств;
увеличение валового регионального продукта на душу населения в 2,4 раза, по сравнению с показателями 2001 года;
рост уровня платежей в бюджеты всех уровней более чем в 2,7 раза, или более 19 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет более чем в 3,8 раза, или более 12 млрд. рублей;
бюджетная обеспеченность на душу населения возрастет ориентировочно в 2 раза и составит около 7 тыс. рублей на человека;
сохранение 17155 существующих и создание 15012 новых рабочих мест.

1. Социально - экономическое положение и стратегия развития Калининградской области

Калининградская область - самый западный регион Российской Федерации. Территория области - 5,1 тыс. км2, население - 948,7 тыс. человек, из них около 80 процентов - городское.

Область полностью отделена от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств (Польши и Литвы) и международными морскими водами. Экономико - географическое положение Калининградской области имеет выгоды, которые определяются следующим:

близостью к рынкам Западной и Восточной Европы;

близостью к трансъевропейским транспортным коридорам и другим европейским коммуникациям;

климатическими условиями, благоприятными для развития туризма;

наличием на территории области незамерзающего портового комплекса.

Область располагает существенными природными ресурсами. На ее территории находится единственное в мире промышленное месторождение янтаря, где сосредоточено более 90 процентов его мировых запасов, имеются перспективные запасы высококачественной низкосернистой нефти, бурого угля, торфа, каменной соли, строительных материалов, минеральных вод с минерализацией до 50 граммов солей на литр.

В силу своего специфического геополитического положения Калининградская область играет особую роль в обеспечении национальных интересов России в Балтийском регионе и в Европе в целом.

Основу экономики области составляет промышленность, формирующая 30,5 процента валового регионального продукта (данные 1998 года). Второе место по удельному весу занимает торговля (16,3 процента), далее следует транспорт (10,7 процента), сельское хозяйство (6,7 процента), строительство (5 процентов). В 2000 году среднедушевой валовой региональный продукт области равнялся 4,4 тыс. долларов США, что составляет 75 процентов от общероссийского уровня, 65 процентов от среднебалтийского, вдвое меньше, чем в Польше, и в 5 - 8 раз меньше, чем в других странах Европы.

Таблица 1

Валовой региональный продукт

1998 год 1999 год 2000 год (предварительная оценка)
Валовой региональный продукт, млн. рублей 8659,3 15662,7 21780
Индекс физического объема валового регионального продукта, процентов к предыдущему году 90,5 106,8 115
Валовой региональный продукт на душу населения, рублей 9140 16500 22900

За последнее десятилетие промышленное производство в регионе сократилось в большей степени, чем в среднем по России: объем выпуска промышленной продукции в 2000 году составил около 40 процентов от уровня 1990 года, тогда как в среднем по России - 54 процента. Промышленное производство в области характеризуется данными, приведенными в таблице 2.

Таблица 2

Объем промышленного производства

1998 год 1999 год 2000 год
Объем промышленной продукции (крупные и средние организации), млн. рублей 4031 8801,2 12965,6
Индекс физического объема промышленного производства (по всем организациям), процентов к предыдущему году 91 104 132,4

Индекс промышленного производства (по полному кругу организаций)

Диаграмма 1 (не приводится)

Более глубокий по сравнению со среднероссийским спад производства в Калининградской области обусловлен следующими факторами:

высокая степень зависимости промышленности от ввоза сырья, топлива, электроэнергии и комплектующих;

специфика отраслевой структуры региона: на отрасли, испытавшие наиболее глубокий спад (машиностроение с высокой долей военно - промышленного комплекса, целлюлозно - бумажная и рыбная промышленность), в начале 90-х годов в области приходилось свыше 70 процентов производства;

разрыв традиционных хозяйственных связей, вызванный отделением региона от основной территории страны границами независимых государств, проводящих дискриминационную тарифную политику в отношении транзитных перевозок между Калининградской областью и остальной территорией России.

В структуре промышленности доминирующее положение занимают топливная промышленность - 28,3 процента (таблица 3), пищевая промышленность - 23,3 процента (в основном представленная рыбной промышленностью), машиностроение и металлообработка - 19,1 процента, деревообрабатывающая и целлюлозно - бумажная промышленность - 13 процентов, электроэнергетика - 10,2 процента.

Таблица 3

Отраслевая структура промышленного производства (по крупным и средним организациям)

(процентов к общему объему производства)

1998 год 1999 год 2000 год
Продукция промышленности - всего 100 100 100
в том числе:
электроэнергетика 21,2 10,7 10,2
топливная промышленность 10,3 22,4 28,3
черная металлургия 0,9 0,4 0,3
химическая и нефтехимическая промышленность 0,4 0,12 0,1
машиностроение и металлообработка 13,2 17,6 19,1
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно - бумажная промышленность 9,7 11 13
промышленность стройматериалов 1,1 1 1,2
легкая промышленность 1,4 5,2 1,5
пищевая промышленность 37,8 28,4 23,3
мукомольно - крупяная и комбикормовая промышленность 1,8 1,5 1,6

Традиционно одной из ведущих отраслей промышленности области является рыбная. В 1990 - 2000 годах вылов рыбы и других морепродуктов в области уменьшился почти в 3 раза, удельный вес рыбной промышленности в общем объеме промышленного производства снизился с 30 до 15 процентов. Количество работающих в отрасли сократилось вдвое, что сделало ее очагом социальной напряженности.

Ведущие направления сельского хозяйства - молочное и мясное животноводство, выращивание картофеля и овощей, развиты птицеводство и пушное звероводство.

В 2000 году в сельском хозяйстве области произведено продукции на сумму 3,8 млрд. рублей (таблица 4). По данным за 1999 год, более 80 процентов объема производства приходится на сельскохозяйственные организации, 19 процентов - крестьянские (фермерские) хозяйства и лишь 0,2 процента - на личные хозяйства.

Таблица 4

Производство продукции сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий)

1998 год 1999 год 2000 год
Продукция сельского хозяйства, млн. рублей 1462,3 2648,9 3841,2
Индексы физического объема продукции сельского хозяйства, в сопоставимых ценах, процентов к предыдущему году 98 101 104

Индексы физического объема сельскохозяйственного производства

Диаграмма 2 (не приводится)

За последние годы произошло резкое снижение поголовья скота, посевных площадей зерновых, кормовых и овощных культур. Значительно уменьшилась продуктивность животноводства, снизилась урожайность сельскохозяйственных культур. Данные о производстве важнейших видов продукции сельского хозяйства приведены в таблице 5.

Таблица 5

Производство важнейших видов продукции сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий)

(тыс. тонн)

1998 год 1999 год 2000 год
Растениеводство
зерно (в весе после доработки) 173,5 152,2 194,6
рапс 3,1 6,5 13,6
картофель 167,1 144,5 221,3
Животноводство
мясо - реализация (живой вес) 50,5 44,4 36,8
молоко 238,5 224,4 219,7
яйца 230,7 215,3 201,7

Сложное финансовое положение организаций агропромышленного комплекса не позволило сохранить производственный потенциал сельского хозяйства: вдвое сократился машинно - тракторный парк, изношенность техники составляет более 70 процентов, требуют капитального ремонта производственные помещения, нарушилась инфраструктура обслуживающих производств.

Практически прекратилось агрохимическое и мелиоративное обслуживание сельскохозяйственных угодий. Техническое состояние мелиоративных систем на этих землях не соответствует установленным нормам и требует реконструкции.

В транспортном комплексе области одной из главных проблем является незагруженность портов. По большинству категорий грузов проектные мощности портов используются менее чем на 30 процентов, в особенности это касается специализированных терминалов по перевалке минеральных удобрений, нефтепродуктов, рефрижераторных грузов, металла и угля.

Причинами низкой эффективности использования мощностей портов являются: значительное удорожание перевозок в связи с транзитом грузов через территории иностранных государств, слабое развитие портовой инфраструктуры, узость морского канала и недостаточная глубина акватории калининградских портов, ограничивающая возможность обслуживания судов с большой осадкой.

Таблица 6

Грузовые и пассажирские перевозки транспортом общего пользования

1994 год 1998 год 1999 год 2000 год
Перевезено грузов, млн. тонн 16,7 8,8 7,9 8,04
Перевезено пассажиров, млн. человек 287,7 233,5 219,4 222

С учетом сложившейся политической и экономической ситуации повысилась роль внешней торговли в экономике области. В 2000 году внешнеторговый оборот вырос по сравнению с 1999 годом на 15,5 процента и составил 1340,3 млн. долларов США (таблица 7), в том числе экспорт - 452,5 млн. долларов США (рост в 1,6 раза), импорт - 887,8 млн. долларов США (рост на 1 процент).

Таблица 7

Объем внешней торговли

(в фактически действующих ценах,
млн. долларов США)

1998 год 1999 год 2000 год
Экспорт товаров - всего 327,9 287,7 452,5
в том числе:
в страны СНГ 11,3 9,7 8,8
в другие страны 316,6 278 443,7
Импорт товаров - всего 1231,2 872,5 887,8
в том числе:
из стран СНГ 33,1 23,1 44,8
из других стран 1198,1 849,4 843

Индексы физического объема инвестиций в основной капитал

Диаграмма 3 (не приводится)

Таблица 8

Оборот розничной торговли

1998 год 1999 год 2000 год
Оборот розничной торговли, млн. рублей 4973 8903 13970
Индекс физического объема оборота розничной торговли, процентов к предыдущему году 96 95 105

Таблица 9

Индексы цен (тарифов)

(декабрь к декабрю предыдущего
года, в процентах)

1998 год 1999 год 2000 год
Индекс потребительских цен - всего 202,5 134,5 117,5
в том числе:
на продовольственные товары 206,8 133,1 115,3
на непродовольственные товары 216,8 127,4 115,0
Индекс цен производителей промышленной продукции 153,4 151,9 127,7
Индекс цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию 123,7 209,7 110,9
Индекс тарифов на грузовые перевозки 147,8 125,2 247,2

Среднегодовая численность занятых в экономике Калининградской области сократилась с 435,3 тыс. человек в 1990 году до 401,1 тыс. человек в 2000 году (таблица 10).

Общая численность незанятых лиц, классифицирующихся как безработные в соответствии с методологией Международной организации труда, составила в 2000 г. 75,6 тыс. человек, официально зарегистрированных в службе занятости - 6,6 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,4 процента и в сравнении с 1992 годом вырос в 1,2 раза. Вместе с тем в течение последних четырех лет уровень регистрируемой безработицы снижался (наибольший уровень безработицы отмечался в 1995 году - 5,1 процента).

Таблица 10

Основные показатели занятости и безработицы

(тыс. человек)

1998 год 1999 год 2000 год
Численность экономически активного населения - всего, тыс. человек 480,9 476,6 476,7
в том числе:
занятых в экономике 399,6 401,1 401,1
безработных 81,3 75,5 75,6
Численность официально зарегистрированных безработных 13,4 7,1 6,6
Уровень общей безработицы, процентов 16,9 15,8 15,9
Уровень зарегистрированной безработицы, процентов 2,8 1,5 1,4

По уровню развития малого предпринимательства Калининградская область находится в числе лидеров среди российских регионов, уступая только г. Москве и г. Санкт - Петербургу (таблица 11).

Таблица 11

Основные показатели уровня развития малых предприятий Калининградской области и Российской Федерации в целом в 1999 году

Калининградская область Российская Федерация
Количество зарегистрированных малых предприятий в расчете на 10 тыс. населения на 1 января 2000 г., единиц 103,3 61
Доля работников, занятых на малых предприятиях (без учета вторичной занятости), в общей численности занятого населения, процентов 18,7 12,8

На 1 января 2000 г. в области было зарегистрировано 9,8 тыс. малых предприятий. Около 60 процентов из них - торговые организации, что значительно выше, чем удельный вес таких предприятий в общероссийской структуре. В промышленности функционирует лишь 17 процентов малых предприятий, в строительстве - 13 процентов. Это связано со спецификой механизмов Особой экономической зоны в Калининградской области, действующих на территории области.

Уровень жизни населения характеризуется данными таблицы 12.

Серьезной проблемой является продолжающееся снижение уровня реальных доходов людей старшего поколения. Разрыв родственных связей вследствие изолированности области приводит к ситуации, при которой граждане пожилого возраста вынуждены переходить на полное государственное содержание.

Таблица 12

Доходы населения

1998 год 1999 год 2000 год
Среднедушевые денежные доходы в месяц, рублей 708,6 1063 1670,4
Реальные денежные доходы, процентов к предыдущему году 89 82 128
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, рублей 834,7 1241,6 1985,2
Реальная начисленная заработная плата, процентов к предыдущему году 86 81 112
Средний размер назначенных месячных пенсий, рублей 377,5 487,9 416
Реальный размер назначенных месячных пенсий, процентов к предыдущему году 55 96 ...
Прожиточный минимум, рублей 428,7 783,9 919,3

Доходы населения

Диаграмма 4 (не приводится)

Демографическая ситуация в области за последние годы характеризуется нестабильным уровнем рождаемости и повышением уровня смертности, и, как следствие, ростом естественной убыли населения, которая в 2000 году достигла 6,1 тыс. человек (таблица 13). Остаются очень высокими показатели смертности населения в трудоспособном возрасте.

Для Калининградской области характерен высокий миграционный прирост. Коэффициент миграционного прироста, составлявший в 1999 году 3,8 человека на 1 тыс. населения (в среднем по России - 1,1), в 2000 году вырос на 39,5 процента. Пик миграционного прироста приходился на 1994 год (20 человек на 1 тыс. населения).

Таблица 13

Основные демографические показатели

1998 год 1999 год 2000 год
Численность постоянного населения (на конец года), тыс. человек 951,3 948,5 946,7
Родившиеся, тыс. человек 7,6 8,4 7,9
Умершие, тыс. человек 12,6 15,7 14
Естественный прирост, тыс. человек -5 -7,3 -6,1
Коэффициент естественного прироста, человек на 1 тыс. населения -5,3 -6,8 -7,3
Коэффициент миграционного прироста, человек на 1 тыс. населения 13,7 3,8 5,3

По охвату детей дошкольными учреждениями (49,5 процента) область занимает 45-е место среди регионов Российской Федерации, по обеспеченности местами детей в этих учреждениях - 66-е место.

Численность врачей на 10 тыс. жителей сократилась с 37,7 человека в 1992 году до 34 человек в 1999 году (57-е место), среднего медицинского персонала - со 109,1 до 101,1 человека (69-е место), число больничных коек - со 135,9 до 119,9 человека (45-е место).

По целому ряду показателей заболеваемости Калининградская область значительно превосходит среднероссийский уровень и уровень сопредельных государств (Литвы и Польши). Наблюдается рост заболеваемости туберкулезом: областные показатели превышают среднероссийские и составляют 91,5 человека на 100 тыс. населения, заболеваемость детей - 69,6 человека на 100 тыс. детского населения. В регионе сложилась эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции. Отмечается увеличение онкозаболеваемости. Ухудшается наркологическая ситуация. Данные факторы обуславливают необходимость развития материально - технической базы здравоохранения.

Бюджетные расходы на душу населения (с учетом прожиточного минимума) остаются ниже среднероссийского уровня. Ниже среднего и удельные расходы на образование, культуру и искусство, здравоохранение и физическую культуру, средства массовой информации, социальную политику, а также на жилищно - коммунальное хозяйство. В расчете на душу населения капитальные вложения не превышают 26 процентов от среднероссийского уровня.

Таблица 14

Доходы и расходы регионального консолидированного бюджета Калининградской области

(млн. рублей)

1998 год 1999 год 2000 год
Собственные доходы 658,9 936,1 1373
Регулирующие доходы 720,7 1310,9 1910,4
в том числе:
налог на прибыль 234,9 626,8 817,6
подоходный налог 322,6 421,2 644,2
НДС 140,3 194,0 258,1
акцизы 22,9 68,9 190,5
Средства, полученные в рамках межбюджетных отношений 164,8 284,7 532,2
Расходы 1627,8 2531,6 3859,5

Таблица 15

Структура доходов и расходов консолидированного бюджета Калининградской области

(процентов к итогу)

1998 год 1999 год 2000 год
Доходы - всего 100 100 100
в том числе:
налоговые 75,5 78,9 78,6
из них:
налог на прибыль 20,1 30,8 27,3
подоходный налог 27,7 20,7 21,5
НДС 12 9,5 8,6
акцизы 2 3,4 6,4
неналоговые 13,8 8,2 7,5
из них:
доходы от аренды 15,7 25,8 25
доходы от продажи имущества 2,3 6,5 1,6
Средства, полученные в рамках межбюджетных отношений 10,7 11 13,9
Расходы 100 100 100
в том числе:
управление 10,5 8,6 9,1
промышленность, энергетика и строительство 1,2 0,9 0,9
сельское хозяйство и рыболовство 2,7 2,6 3,1
транспорт и связь 2,8 2,3 1,8
жилищно - коммунальный комплекс 25,9 29,9 33,0
социально - культурные мероприятия 47 46,1 45
из них:
здравоохранение и физическая культура 14,4 14,5 15,8
образование 23,0 22,3 20,2
культура 2,1 2 2,5
социальная политика 7,5 7,3 6,5
Обслуживание государственного долга 0,0 0,0 0,2
Финансовая помощь бюджетам других уровней 24,9 13,2 16,7
Прочие расходы 7,5 6,2 3,8

Жилищный фонд в области составляет 17,4 млн. кв. м, из них около 80 процентов жилых зданий и инженерных коммуникаций построено в период до 1971 года.

Обеспеченность населенных пунктов области системами биологической очистки сточных вод составляет 5 - 8 процентов их необходимого количества.

Растет износ основных фондов организаций коммунального хозяйства, снижается надежность и устойчивость инженерных систем жизнеобеспечения населения.

Несмотря на осуществление в последнее время ряда природоохранных мероприятий, а также снижение выбросов загрязняющих веществ, экологическая ситуация на территории Калининградской области остается неблагополучной. Область не имеет полигонов по утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, мусороперерабатывающего завода, не решаются проблемы, связанные с утилизацией вооружения и боеприпасов.

2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Основная цель Программы заключается в создании условий для устойчивого социально - экономического развития Калининградской области на основе сбалансированной промышленной политики, достижения уровня жизни населения региона, сопоставимого с уровнем жизни сопредельных государств.

Для достижения этой цели необходимо решение:

а) задач обеспечения геостратегических интересов России в Балтийском регионе (42 проекта на сумму 61,9 млрд. рублей, что составляет - 66,6 процента от общего объема финансирования Программы), в том числе:

развития Калининграда как крупного транспортного узла России за счет модернизации транспортной инфраструктуры (14 проектов на сумму 14,7 млрд. рублей - 15,8 процента);

обеспечения устойчивого энергоснабжения области за счет реконструкции существующих и ввода новых энергоисточников (19 проектов на сумму 43,8 млрд. рублей - 47,1 процента);

улучшения экологической обстановки, достижения нормативных показателей состояния окружающей среды (9 проектов на сумму 3,4 млрд. рублей - 3,7 процента);

налаживания партнерских отношений с государствами Балтийского региона и Европейского союза;

б) задач федерального значения (59 проектов на сумму 16,3 млрд. рублей - 17,5 процента), в том числе:

создания в регионе условий для устойчивого социально - экономического развития, увеличения валового регионального продукта к 2010 году в 3,5 раза;

трансформации экономической структуры региона в направлении развития экспортного потенциала (32 проекта на сумму 9,2 млрд. рублей - 9,8 процента);

совершенствования механизма Особой экономической зоны и интеграции ее в мировое экономическое пространство, создания эффективной системы управления Особой экономической зоной (13 проектов на сумму 0,3 млрд. рублей - 0,3 процента);

повышения качества жизни и достижения уровня доходов населения, сопоставимого с уровнем доходов населения сопредельных государств;

развития телекоммуникационной инфраструктуры (4 проекта на сумму 4,4 млрд. рублей - 4,8 процента);

развития туристско - рекреационного комплекса (10 проектов на сумму 2,4 млрд. рублей - 2,6 процента);

в) задач регионального значения, требующих государственной поддержки (48 проектов на сумму 14,8 млрд. рублей - 15,9 процента), в том числе:

комплексного развития сельского хозяйства, обеспечения потребности населения области в основных продуктах питания за счет технического переоснащения и внедрения современных технологий во всех отраслях сельскохозяйственного производства (4 проекта на сумму 3,3 млрд. рублей - 3,5 процента);

развития рыбопромышленного комплекса (3 проекта на сумму 0,4 млрд. рублей - 0,5 процента);

развития отраслей социальной сферы (41 проект на сумму 11,1 млрд. рублей - 11,9 процента).

В ходе реализации Программы в области будут созданы необходимые условия для улучшения инвестиционного климата. Важнейшими из них являются развитие транспортной и телекоммуникационной систем, туристско - рекреационной инфраструктуры, обеспечение устойчивого энергоснабжения и улучшение экологической обстановки.

Для улучшения функционирования транспортного комплекса области предусматривается создать скоростную грузопассажирскую морскую линию Калининград - порты Ленинградской области, осуществить строительство глубоководного портового комплекса в г. Балтийске, контейнерного терминала в Калининградском морском торговом порту.

Для улучшения инвестиционного климата Калининградской области необходимо включить ее в европейские сети автомобильных дорог и, прежде всего, в транспортный коридор "Виа - Балтика", который пройдет вдоль побережья Балтийского моря (Берлин - Гданьск - государства Балтии - Санкт - Петербург - Скандинавия), а также развивать телекоммуникационную инфраструктуру. В комплекс мер по превращению Калининграда в крупный узел связи и телекоммуникаций, соединяющий не только Россию и Европу, но и различные страны Балтийского региона, входят:

строительство волоконно - оптической линии связи г. Калининград - г. Санкт - Петербург;

развитие внутризоновой цифровой сети связи с применением волоконно - оптических линий связи;

модернизация системы телефонной связи (использование цифровых технологий, прокладка нового кабеля, модернизация подстанций);

строительство новой ретрансляционной станции (за пределами Калининграда) с целью расширения числа передающих каналов и обеспечения надежной трансляции местных, ретрансляции центральных российских программ.

Развитие туристско - рекреационного комплекса способно стать одним из эффективных рычагов структурной перестройки экономики области и обеспечить:

растущий спрос отечественных и зарубежных потребителей на все виды туристических продуктов и услуг;

сохранение и рациональное использование богатого историко - культурного и природного наследия области.

Огромное значение для функционирования хозяйства области имеет энергетическая обеспеченность. Для решения этой проблемы предусматривается строительство базового энергоисточника - Калининградской ТЭЦ-2 (первая очередь - энергоблок мощностью 450 МВт, ввод - в 2005 году). Необходимо также рассмотреть вопрос строительства второй очереди ТЭЦ-2, а также второго газопровода с комплексом подземного хранения газа.

Дополнительным фактором, определяющим инвестиционную привлекательность региона, является экологическая ситуация. В целях улучшения экологической обстановки и выхода на нормативный уровень состояния компонентов окружающей среды необходимо:

ввести в строй очистные сооружения, модернизировать канализационные сети и системы водоснабжения;

перевести промышленные производства на экологически чистые технологии;

построить полигон утилизации отходов производства и потребления, мусороперерабатывающий завод;

перевести электростанции и котельные на газовое топливо, местные виды топлива.

К числу отраслевых приоритетов, обеспечивающих конкурентоспособность и реализацию стратегических преимуществ области, относятся янтарная промышленность, рыбохозяйственный и аграрно - промышленный комплексы.

В условиях, когда на долю Калининградской области на мировом рынке приходится около 90 процентов необработанного янтаря и лишь несколько процентов изделий из янтаря, главной задачей в янтарной промышленности становится осуществление структурной перестройки производства, координация движения товарно - сырьевых, материально - технических и финансовых ресурсов.

Одно из направлений развития рыбопромышленного комплекса - обновление флота - позволит расширить рыбодобычу и создаст благоприятную среду для остальных сопряженных производств. Здесь важнейшей задачей является отработка механизма финансовой аренды (лизинга).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.06.2002 N 388)

Для улучшения состояния сельского хозяйства необходимы меры по поддержанию систем мелиорации во избежание полной деградации земельного фонда, развитию механизмов финансово - кредитной системы модернизации сельскохозяйственного производства на основе его технического переоснащения и внедрения современных технологий во всех отраслях, обеспечивающих выход на качественно новый уровень продуктивности в земледелии и животноводстве.

Одна из основных задач реализации Программы - повышение качества жизни населения области, которое характеризуется не только его доходами и стоимостью жизни, но и жилищными условиями, состоянием здоровья, уровнем образования, экологической ситуацией, работой общественного транспорта, личной безопасностью и т.д. В Программе поставлены конкретные задачи по достижению уровня доходов в соответствии с минимальным потребительским бюджетом.

Проекты и мероприятия для включения в Программу отбирались на основании следующих принципов:

а) инвестиционные проекты:

значение реализации проекта для Российской Федерации и Калининградской области с точки зрения укрепления межрегиональных связей и сотрудничества со странами Европейского союза, экспортного потенциала, развития импортозамещающих производств, улучшения структуры промышленности;

величина бюджетного эффекта для федерального и областного бюджетов;

коммерческий эффект реализации проекта, величина срока окупаемости заемных средств;

б) некоммерческие мероприятия:

острота проблемы, решаемой данным мероприятием;

достижение социальных нормативов уровня жизни населения.

Программа реализуется в 2002 - 2010 годах в два этапа: I этап - 2002 - 2005 годы, II этап - 2006 - 2010 годы.

Реализация Программы начинается с проведения мероприятий, необходимых для решения следующих наиболее актуальных проблем в экономике и социальной сфере:

реализация группы приоритетных инвестиционных проектов, отличающихся высокой коммерческой и бюджетной эффективностью;

создание базы для реализации стратегических направлений в развитии сотрудничества со странами Европейского союза (в области энергетики, транспортной и телекоммуникационной инфраструктур);

реформирование бюджетообразующих в прошлом экспортно - ориентированных организаций янтарной промышленности и рыбохозяйственного комплекса;

формирование инвестиционного потенциала области для возобновления экономического роста;

отработка новых механизмов финансирования инвестиционных проектов и мероприятий посредством сочетания собственных и заемных средств инвесторов и поддержки за счет федерального и областного бюджетов.

В 2006 - 2010 годах продолжится реализация инвестиционных и социальных мероприятий, закрепляющих достигнутые на первом этапе реализации Программы положительные результаты в развитии экономики и реформировании социальной сферы. Направляя часть денежных средств, остающихся в распоряжении организаций в результате реализации проектов на предыдущем этапе Программы, Калининградская область получит дополнительную возможность для реализации оставшихся проектов.

В связи с реализацией Программы предстоит осуществить разработку новых и пересмотр ряда действующих областных законодательных актов, нормативных и методических документов, организовать информационно - аналитическое сопровождение для контроля параметров социально - экономического развития области, обеспечить управление осуществлением Программы.

В соответствии с п. 33 порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального законапоставках продукции для федеральных государственных нужд", предусматривается возможность ежегодного уточнения целевых показателей и затрат по программным мероприятиям, механизма реализации Программы и состава исполнителей.

3. Система программных мероприятий

Стратегия развития территории Калининградской области в соответствии с законодательством определяется в том числе посредством разработки градостроительной документации - Территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Калининградской области и ее частей (генерального плана области), а также генеральных планов городов и других поселений.

Последний генеральный план области был утвержден в 1979 году. Отдельные территории Калининградской области относятся к зонам особого регулирования градостроительной деятельности. В этих условиях, а также с учетом анклавности Калининградской области растет необходимость разработки Территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Калининградской области и ее частей с элементами консолидированных схем. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации регулирование градостроительной деятельности на этих территориях, а также контроль за разработкой схем и проектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения и их благоустройство относятся к полномочиям Правительства Российской Федерации.

Для решения задач планомерного развития территории области в рамках Программы предусматривается разработка Территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Калининградской области и ее частей, в том числе градостроительной документации территорий особого регулирования градостроительной деятельности. Развитие инфраструктуры зон отдыха городов - курортов федерального значения Светлогорска и Зеленогорска также будет основываться на решениях генеральных планов этих городов, разработка которых предусмотрена в рамках вышеназванного мероприятия.

Важнейшим мероприятием является создание государственного градостроительного кадастра Калининградской области, предусмотренное Градостроительным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 271 "Об утверждении Положения о ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в Российской Федерации". Его создание и ведение обеспечивает различные организации и граждан достоверной информацией о среде жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях, в том числе об ограничении использования территорий и объектов недвижимости, и другой информацией, необходимой для градостроительной, инвестиционной, землеустроительной и иной хозяйственной деятельности, оценки и налогообложения объектов недвижимости.

4. Ресурсное обеспечение Программы

капитальные вложения - 82,46 процента;
прочие - 17,50 процента;
НИОКР - 0,04 процента;

Основными источниками средств для реализации Программы являются:

собственные средства участников Программы - 20,66 млрд. рублей (22,2 процента);
средства федерального бюджета (подлежат ежегодному уточнению при разработке проектов федерального бюджета и федеральной адресной инвестиционной программы исходя из возможностей федерального бюджета) - 7,83 млрд. рублей (8,41 процента);
средства областного бюджета (подлежат ежегодному уточнению при разработке проекта областного бюджета исходя из его возможностей) - 2,87 млрд. рублей (3,08 процента);
средства иностранных кредиторов и кредиты отечественных коммерческих банков - 19,9 млрд. рублей (21,39 процента);
средства других источников (средства, распределяемые федеральными органами исполнительной власти, РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", муниципальными образованиями, населения) - 41,79 млрд. рублей (44,92 процента).

Объемы и источники финансирования по Программе в целом с распределением по комплексам приведены в таблице 17.

Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется исходя из бюджетной заявки на очередной финансовый год, представляемой государственным заказчиком и принятой с учетом возможностей бюджета, потребностей Программы и необходимости продолжения начатых работ.

Базовый вариант финансирования мероприятий программы за счет средств федерального бюджета приведен в таблицах 16 и 17. В случае благоприятного развития социально - экономической ситуации в стране объем финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета может быть увеличен до 12,1 млрд. рублей.

5. Механизм реализации Программы

Программа осуществляется на основе действующего законодательства, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам программной разработки и решения актуальных проблем социально - экономического развития России.

Механизм реализации Программы включает следующие элементы:

стратегическое планирование и прогнозирование (определение стратегических направлений, темпов и пропорций развития хозяйственного комплекса области в целом, его важнейших отраслевых и межотраслевых комплексов);

экономические и правовые формы воздействия, регулирующие отношения федеральных, региональных и отраслевых органов, заказчиков и исполнителей в процессе реализации мероприятий и проектов Программы;

организационную структуру управления Программой (определение состава, функций и согласованности звеньев административно - хозяйственного управления).

Для осуществления Программы предусматривается использовать финансово - кредитный механизм, государственную контрактную систему закупки и поставки продукции, налоговое законодательство, лизинг.

Главным условием реализации Программы является привлечение в экономику и социальную сферу Калининградской области достаточных финансовых ресурсов. Для решения социальных и экономических проблем области Программа предусматривает финансирование за счет средств федерального бюджета на безвозвратной основе. В законе о федеральном бюджете на каждый финансовый год определяются объем финансирования конкретных расходов на Программу "Развитие Калининградской области на период до 2010 года".

Одновременно с этим для финансирования инвестиционной части Программы предполагается использовать кредиты. В соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" выбор исполнителей ряда программных мероприятий будет осуществлен на конкурсной основе.

Значимость федерального финансирования будет возрастать на фоне финансовой поддержки Европейским союзом сопредельных с областью Польши и Литвы.

Наряду с мероприятиями по ресурсному обеспечению в Программе намечен ряд организационных мер, которые будут способствовать росту деловой и инвестиционной активности в Калининградской области. Для этого могут быть созданы:

страховая компания для мобилизации долгосрочных финансовых ресурсов населения и организаций в целях инвестирования проектов;

агентство по управлению фондом для страхования инвестиционных рисков.

В качестве важного элемента формирования инвестиционной инфраструктуры области предусматривается также создание без участия средств федерального бюджета лизинговых и страховых компаний.

Перечень мероприятий по совершенствованию нормативно - правовой базы реализации Программы приведен в приложении N 4.

6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации

Комплексное управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик, который:

определяет наиболее эффективные формы и порядок организации работ по реализации Программы;

координирует работу исполнителей программных мероприятий и проектов;

осуществляет согласование объемов финансирования на очередной финансовый год и на весь период реализации Программы;

утверждает распределение федеральных средств, выделяемых на безвозвратной основе, по проектам, мероприятиям и расходным статьям (капитальные вложения, НИОКР, прочие расходы). При сокращении объемов финансирования Программы корректирует перечень мероприятий и вводимых объектов на очередной год, определяет приоритеты, принимает меры по привлечению средств внебюджетных источников для финансирования Программы;

обеспечивает контроль за ходом реализации Программы, в том числе за эффективным и целевым использованием выделяемых финансовых средств, за качеством проводимых мероприятий, за выполнением сроков реализации мероприятий, исполнением договоров и контрактов;

осуществляет сбор отчетности о ходе выполнения программных мероприятий, подготавливает и в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по статистике доклад о реализации Программы и информацию о конкурсном размещении заказов на выполнение программных мероприятий, в Министерство финансов Российской Федерации - отчет об эффективности использования финансовых средств.

Государственный заказчик в своей работе руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", "О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации", "Об экологической экспертизе", "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", от 3 августа 1996 г. N 928 "О реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственный заказчик на договорной основе передает часть своих функций по управлению Программой администрации Калининградской области на условиях, предусматриваемых Правительством Российской Федерации, это будет способствовать повышению ответственности администрации Калининградской области за организацию своевременного и качественного выполнения мероприятий Программы.

Государственный заказчик и администрация Калининградской области готовят:

проекты ведомственных нормативных актов по соответствующим проблемам;

проекты решений органов законодательной и исполнительной власти Калининградской области по проблемам осуществления Программы;

решения по отбору проектов и мероприятий для реализации в рамках Программы;

предложения, связанные с корректировкой целевых показателей, сроков, исполнителей и объемов ресурсов по Программе.

Такая организационная структура управления Программы способствует разделению ответственности за принятие и выполнение конкретных решений и позволяет эффективно реализовать сочетание федеральных и региональных, территориальных и отраслевых задач развития.

Контроль государственного заказчика и администрации Калининградской области обеспечивает своевременное и полное осуществление мероприятий и проектов Программы, а также эффективное и целевое использование финансовых средств.

При необходимости Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации и области могут проводиться экспертные проверки хода реализации Программы. По результатам указанных проверок в Правительство Российской Федерации могут вноситься соответствующие предложения по вопросам реализации Программы.

7. Оценка эффективности, социально - экономических и экологических последствий реализации Программы

За период осуществления Программы будет создана база для реализации стратегических направлений развития области, что позволит ей достичь уровня социально - экономического развития, сопоставимого с уровнем развития сопредельных государств.

К основным результатам реализации Программы можно отнести:

создание в Особой экономической зоне благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата будет способствовать привлечению инвестиций, развитию экспортно - ориентированных и импортозамещающих производств, повышению конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей;

создание современной инфраструктуры, в том числе международного транспортного узла, увеличит объем промышленного производства и обеспечит оборонные интересы России, углубление и расширение морского канала позволит принимать крупнотоннажные суда;

создание современной телекоммуникационной инфраструктуры (прокладка подводной волоконно - оптической линии связи Калининград - Санкт - Петербург, развитие внутризоновой цифровой сети связи с применением волоконно - оптических линий связи, модернизация системы телефонной связи на базе цифровых технологий) решит проблему обеспечения региона надежной и качественной связью;

обеспечение устойчивого энергоснабжения региона. Строительство ТЭЦ-2 позволит предупредить возможный ущерб в размере 135 млн. долларов США потребителей Калининградской области от изменения тарифов при отделении Литвы от электросетей РАО "ЕЭС России". Реконструкция существующих газовых сетей, строительство второго газопровода позволят в будущем обеспечить регион электроэнергией и теплом, ликвидировать зависимость региона от поставок электроэнергии, заменить физически и морально устаревшее оборудование на современное, экологически чистое, осуществлять экспорт электроэнергии из Калининградской области;

оптимизация работы организаций янтарной промышленности позволит ликвидировать ущерб, наносимый от контрабандного вывоза сырья за рубеж, оцениваемый в миллионы долларов США в год;

значительное улучшение экологической обстановки в области и прилегающей акватории Балтийского моря будет способствовать выполнению международных обязательств Российской Федерацией.

В дальнейшем динамично развивающаяся экономика области обеспечит значительный рост уровня жизни населения, в том числе:

обеспечение всеобщей доступности и повышение качества базовых социальных услуг, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общее образование;

сокращение уровня бедности по мере роста денежных доходов населения на основе экономического роста и уменьшения их дифференциации за счет адресности социальной поддержки населения, перераспределения социальных расходов в пользу малоимущих;

улучшение демографической ситуации в результате осуществления мероприятий по снижению смертности, создание предпосылок для стабилизации рождаемости и последующего демографического роста;

создание экономических условий, позволяющих трудоспособному населению за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая приобретение и содержание комфортного жилья, пользование улучшенными услугами в сфере образования и здравоохранения, а также достойный уровень жизни в пожилом возрасте;

адаптация содержания профессионального образования и структуры подготовки кадров к потребностям рынка труда;

дифференциация и индивидуализация образовательного процесса путем развития образовательных программ, ориентированных на различные контингенты обучающихся - от одаренных детей до лиц с ограниченными возможностями здоровья;

комплексное обновление учебно - лабораторной базы образовательных учреждений, информатизация системы образования;

реальная доступность медицинской помощи для широких слоев населения;

оптимизация расходов бюджета области на здравоохранение, повышение эффективности использования ресурсов за счет реструктуризации сети лечебно - профилактических учреждений;

реконструкция и строительство объектов культуры и искусства.

Основными показателями изменения социально - экономического положения области в результате реализации Программы являются:

величина валового регионального продукта;

объем промышленного производства;

уровень налогов и других обязательных платежей, собираемых на территории региона, и связанный с этим бюджетный эффект (таблицы 19, 20);

уровень прибыли организаций, определяющий коммерческую эффективность Программы (таблица 21);

количество рабочих мест и связанный с этим социальный эффект (таблица 18).

Рассчитанный для определенного момента времени эффект называется текущим, соответствующие интегральные эффекты определяются как суммы текущих за определенный период реализации Программы.

Таблица 18

Показатели эффективности программных мероприятий

Число рабочих мест Платежи в бюджет Прибыль Социальный эффект
всего новых федеральный областной
человек млн. рублей в год (в ценах 2001 года)
Всего 32 167 15 012 12 564,2 7 321,9 17 527,8 3 781,4

В 2000 году валовый региональный продукт на душу населения Калининградской области с учетом индекса паритета покупательной способности составлял 3,8 тыс. долларов США, аналогичный показатель для Республики Польша - 6,6 тыс. долларов США. Предполагая, что Республика Польша сохранит рост валового внутреннего продукта на уровне 4 процентов в год (при уровне роста паритета покупательной способности за десятилетие на 5 процентов), в 2010 году для Республики Польша этот показатель составит 9 тыс. долларов США. Аналогичный показатель для Литвы в 2000 году составлял 5,6 тыс. долларов США и при сохранении достигнутых за последние пять лет средних темпов роста экономики и покупательной способности в последующие 10 лет достигнет 7,0 тыс. долларов США.

При реализации Программы в полном объеме валовый региональный продукт на душу населения Калининградской области за десять лет возрастет в 2,4 раза, а с учетом роста паритета покупательной способности показатель валового регионального продукта на душу населения возрастет в 1,9 раза и составит 7,2 тыс. долларов США. Таким образом, по уровню экономического развития Калининградская область заметно приблизится к Польше и догонит Литву.

За время реализации Программы уровень поступлений в бюджеты всех уровней возрастет более чем в 2,7 раза и составит более 19 млрд. рублей (в ценах 2001 года), в том числе в федеральный бюджет - более чем в 3,8 раза (более 12 млрд. рублей).

Бюджетная обеспеченность на душу населения возрастет почти в 2 раза и составит около 7 тыс. рублей на человека. Дотационность областного бюджета будет ликвидирована уже в 2004 году.

Таблица 19

Налоговые платежи

(млн. рублей, в ценах 2001 года)

2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Текущие платежи в федеральный бюджет 1526 3117 3863 4732 6853 7721 9433 11071 12064 12564
Интегральные платежи в федеральный бюджет 1526 4643 8506 13238 20091 27812 37245 48316 60380 72944
Текущие платежи в областной бюджет 1137 2064 2618 3561 4725 5518 6210 6891 7091 7322
Интегральные платежи в областной бюджет 1137 3201 5819 9380 14105 19623 25833 32724 39815 47137

Таблица 20

Бюджетный эффект от реализации Программы

(млн. рублей, в ценах 2001 года)

2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 - 2010 годы
Текущий федеральный бюджетный эффект 1 904,9 396,6 1 230,5 3 567,3 46 569,5
Интегральный федеральный бюджетный эффект 1 904,9 2 301,5 3 532 7 099,3 53 668,8
Текущий областной бюджетный эффект 1 452,69 1 739,75 2 655,6 3 853,43 31 702,83
Интегральный областной бюджетный эффект 1 452,69 3 192,44 5 848,04 9 701,47 41 404,3

Таблица 21

Коммерческий эффект от реализации программных мероприятий

(млн. рублей, в ценах 2001 года)

2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Текущий коммерческий эффект -5884,32 -11089,2 -9208,83 -4370,66 6849,22 9237,599 11522,74 12908,06 13605,6
Интегральный коммерческий эффект -5884,32 -16973,5 -26182,3 -30553 -23703,8 -14466,2 -2943,45 9964,61 23570,21
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.12.2001 N 866 (ред. от 06.06.2002) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"