Последнее обновление: 22.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 04.04.2000 N 303 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЦИДЕНТОВ С ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДКОМИССИЯ
1. Основными задачами инженерно-технической подкомиссии являются:
определение состояния воздушного судна до и после авиационного происшествия;
изучение характера его эксплуатации, качества технического обслуживания и ремонта;
выявление возможных недостатков в конструкции, технологии изготовления и ремонта воздушного судна, установление наличия (или отсутствия) отказов авиационной техники и причин этих отказов;
проведение специальных исследований и испытаний с целью установления причин отказов авиационной техники.
2. Инженерно-техническая подкомиссия, как правило, состоит из следующих рабочих групп:
а) группа анализа выполнения правил эксплуатации, технического обслуживания и ремонта авиационной техники;
в) группа силовых установок;
г) группа авиационного и радиоэлектронного оборудования.
В случае необходимости в инженерно-технической подкомиссии могут быть образованы и другие рабочие группы.
3. Группа анализа выполнения правил эксплуатации, технического обслуживания и ремонта авиационной техники устанавливает:
а) своевременность и полноту выполнения регламентных работ, проведения доработок, замены агрегатов и выполнения работ по замечаниям экипажа в процессе эксплуатации воздушного судна, потерпевшего бедствие;
б) полноту и качество последнего технического обслуживания по периодической и оперативной формам регламента, качество работ по устранению замечаний экипажа за предыдущий полет, методы и эффективность устранения дефектов (особенно в случае их повторения), причины повторяемости дефектов;
в) условия эксплуатации и хранения воздушного судна, потерпевшего бедствие;
г) уровень профессиональной подготовки инженерно-технического состава, обслуживающего данное воздушное судно;
д) полноту и качество контроля за обслуживанием воздушного судна со стороны руководящего инженерно-технического состава;
е) количество и качество заправленных горюче-смазочных материалов;
ж) наличие и состояние инструмента и технических средств, применяемых при обслуживании воздушного судна;
з) качество ведения технической документации на воздушное судно, наличие нормативных документов по технической эксплуатации авиационной техники и недостатки в этих документах;
и) повторные или опасные дефекты, выявленные в процессе эксплуатации воздушного судна.
4. Группа анализа выполнения правил эксплуатации, технического обслуживания и ремонта авиационной техники изучает и анализирует:
а) формуляры самолета (вертолета), двигателей и их агрегатов, техническую документацию, документацию на обслуживание, ремонт воздушного судна, иную документацию, свидетельствующую о состоянии воздушного судна перед авиационным происшествием;
б) достоверность сведений, содержащихся в технической документации;
в) записи бортовых средств объективного контроля в последнем и предыдущих полетах, показания очевидцев авиационного происшествия;
г) документацию по расследованию авиационных происшествий, причины которых аналогичны причинам данного авиационного происшествия;
д) фактическое состояние организации и обеспечения технического обслуживания воздушного судна;
е) материалы и документы по организации подготовки инженерно-технического состава, эксплуатирующего авиационную технику.
5. По результатам работы группа анализа выполнения правил эксплуатации, технического обслуживания и ремонта авиационной техники представляет отчет, который должен содержать:
а) данные о воздушном судне;
б) данные о техническом обслуживании и ремонте;
в) оценку профессиональной подготовки инженерно-технического персонала, непосредственно обслуживающего воздушное судно, с указанием всех нарушений, допущенных при подготовке и допуске к самостоятельной работе;
г) оценку организации и обеспечения технического обслуживания воздушного судна с указанием всех выявленных отклонений от требований нормативных документов по технической эксплуатации авиационной техники;
д) все выявленные при расследовании нарушения и недостатки, допущенные инженерно-техническим персоналом в процессе технического обслуживания воздушного судна;
е) оценку полноты и качества ремонта воздушного судна (на основании документации);
ж) количество и качество ГСМ, находящихся на борту воздушного судна перед полетом;
з) общую оценку качества технической эксплуатации воздушного судна.
Если при расследовании авиационного происшествия выявлены отказы систем и агрегатов воздушного судна, то приводится перечень всех имевших место ранее отказов и неисправностей этих систем и агрегатов с оценкой способов их устранения.
6. К отчету прилагаются следующие материалы:
а) документы на последнее техническое обслуживание воздушного судна;
б) документы по заправке воздушного судна ГСМ;
в) акты отбора проб ГСМ;
г) результаты анализов ГСМ (при необходимости специальных жидкостей и газов);
д) справка о результатах проверки качества технического обслуживания воздушного судна в организации, которой оно принадлежит (при необходимости);
е) справка о подготовке и допуске к работе специалистов инженерно-авиационной службы;
ж) объяснительные записки специалистов инженерно-авиационной службы и копии протоколов их опроса (при необходимости).
7. Рабочие группы планера и систем, силовых установок, авиационного и радиоэлектронного оборудования изучают состояние воздушного судна после происшествия в целях выявления возможных отказов и установления их причин или подтверждения работоспособности систем и агрегатов воздушного судна в процессе возникновения и развития особой ситуации.
8. Рабочие группы (с учетом специфики каждой):
а) изучают место авиационного происшествия, определяют пространственное положение воздушного судна и его конфигурацию в момент столкновения с земной поверхностью или препятствием;
б) осматривают элементы конструкции воздушного судна, производят поиск недостающих элементов конструкции (при необходимости совместно с группой по составлению схемы (кроки) места авиационного происшествия);
в) уточняют схему (кроки) места происшествия;
г) изучают состояние элементов конструкции, систем и агрегатов воздушного судна, выявляют признаки их отказов;
д) проводят доступные на месте исследования и испытания систем и агрегатов воздушного судна, отбирают элементы его конструкции для отправки на лабораторные исследования;
е) оформляют документацию на отправляемые для исследования элементы конструкции воздушного судна (с разрешения председателя комиссии по расследованию);
ж) отбирают пробы ГСМ для анализа, отправляют их на исследование и анализируют полученные результаты;
з) описывают и фотографируют системы и агрегаты воздушного судна с указанием характерных особенностей;
и) изучают результаты расшифровки записей средств объективного контроля, показания членов экипажа, очевидцев авиационного происшествия, техническую документацию по эксплуатации воздушного судна;
к) принимают при необходимости участие в опросе членов экипажа и очевидцев авиационного происшествия;
л) выполняют при необходимости натурную выкладку элементов конструкции воздушного судна;
м) обобщают и анализируют результаты исследований элементов конструкции воздушного судна, в том числе проведенных по аналогичным случаям ранее;
н) производят поиск и изъятие бортовых средств объективного контроля и радиоактивных датчиков;
о) устанавливают наличие, причины и последствия пожара или взрыва, дают оценку работе систем пожаротушения.
9. По результатам работы группы планера и систем, силовых установок, авиационного и радиоэлектронного оборудования представляют отчеты, которые должны содержать:
а) подробное описание состояния элементов конструкции воздушного судна, систем и агрегатов с указанием признаков, характеризующих их отказы или работоспособность;
б) описание характера и последовательности разрушения воздушного судна;
в) результаты исследований и экспериментов по определению работоспособности или причин отказов систем и агрегатов воздушного судна, проводившихся как на месте происшествия, так и в лабораторных условиях;
г) описание признаков пожара, места и времени его возникновения;
д) анализ записей средств объективного контроля;
е) анализ полученных результатов исследований и экспериментов с приведением доказательств работоспособности систем и агрегатов воздушного судна или наличия отказов.
Приводятся режимы работы двигателей, важнейших систем и агрегатов, положение органов управления, механизации и шасси в момент авиационного происшествия. При наличии отказов систем указываются время и характер отказов, их последовательность, взаимосвязь и причины.
10. К отчетам прилагаются:
а) фотографии элементов конструкции воздушного судна с пояснениями;
б) акты, протоколы осмотра, проверки, разборки, исследования агрегатов и систем воздушного судна;
в) отчеты о результатах исследования элементов конструкции воздушного судна, его систем и агрегатов.
К отчету рабочей группы авиационного и радиоэлектронного оборудования, кроме того, прилагаются:
акты об обнаружении и изъятии бортовых средств объективного контроля;
акт об обнаружении и передаче радиоактивных устройств воздушного судна (оформляется в установленном порядке).
11. Инженерно-техническая подкомиссия по результатам работы рабочих групп представляет отчет, в котором на основании обобщения и анализа материалов рабочих групп делает выводы о работоспособности систем и агрегатов воздушного судна, а при наличии отказов - об их последовательности, взаимосвязи и причинах, а также дает оценку организации и качеству технического обслуживания и ремонта воздушного судна.
12. В отчете указываются сведения о воздушном судне, двигателе (двигателях), технической эксплуатации:
1) сведения о воздушном судне:
тип, государственный учетный и заводской номера;
принадлежность;
завод-изготовитель и дата выпуска;
ресурсы и сроки службы: гарантийные и назначенные (общий, до первого ремонта, межремонтный);
наработка с начала эксплуатации (часы, минуты, количество посадок);
количество ремонтов, дата и место последнего ремонта, наработка после последнего ремонта (часы, минуты, количество посадок);
сведения о летной годности (наличие, номер и срок действия свидетельства о государственном учете, дата выдачи и наименование органа, выдавшего свидетельство);
2) сведения о каждом двигателе:
тип, заводской номер;
завод-изготовитель и дата выпуска;
ресурсы и сроки службы: гарантийные и назначенные (общий, до первого ремонта, межремонтный);
наработка с начала эксплуатации (часы, минуты, циклы);
количество ремонтов, дата и место последнего ремонта, наработка после последнего ремонта (часы, минуты, циклы);
дата установки на самолет (вертолет), каким предприятием установлен.
Для вертолетов аналогичные сведения указываются и о главном редукторе.
При необходимости указываются аналогичные сведения об отказавших агрегатах систем планера и силовых установок;
3) сведения о технической эксплуатации:
дата, место и форма последнего технического обслуживания;
состав бригады, выполнявшей обслуживание, фамилия руководителя бригады, лица, контролировавшего выполнение работ;
наработка после последнего технического обслуживания;
перечень отказов и неисправностей, устранявшихся при последнем техническом обслуживании, которые могут быть связаны с причиной происшествия, с указанием методов устранения;
перечень отказов и неисправностей за период эксплуатации после последнего ремонта с указанием дат и методов их устранения;
перечень бюллетеней авиационной промышленности, не выполненных при эксплуатации и при ремонте воздушного судна, и причины невыполнения.
13. К отчету инженерно-технической подкомиссии прилагаются:
а) списки членов подкомиссии и ее рабочих групп;
б) отчеты рабочих групп, входящих в состав подкомиссии;
в) акты об обнаружении и изъятии бортовых средств объективного контроля.
АКТ ОБ ОБНАРУЖЕНИИ И ИЗЪЯТИИ БОРТОВЫХ СРЕДСТВ ОБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ АКТ\r\n об обнаружении и изъятии бортовых средств объективного контроля
\r\n
\r\n
\r\n Комиссия в составе:
\r\n _________________________________
\r\n (должность, ф. и. о.)
\r\n _________________________________
\r\n _________________________________
\r\n
\r\nпри расследовании авиационного происшествия с самолетом
\r\n(вертолетом)_______________________________________________________
\r\n (тип, государственный учетный и заводской номера)
\r\nобнаружила на месте происшествия контейнер (элементы его
\r\nконструкции) бортового самописца (магнитофона)_____________________
\r\n___________________________________________________________________
\r\n (тип бортового самописца, магнитофона).
\r\n Состояние бортового самописца (магнитофона)___________________
\r\n___________________________________________________________________
\r\n (указываются повреждения, заводской номер, номера пломб, если
\r\n они имеются)
\r\n Контейнер (носитель информации) бортового самописца
\r\n(магнитофона) изъят с места происшествия, опломбирован печатью с
\r\nоттиском и передан в ______________________________________________
\r\n
\r\n
\r\nКонтейнер бортового самописца Контейнер бортового самописца
\r\nсдали: принял:
\r\n_____________________________ _____________________________
\r\n(должность, подписи, ф. и. о.) (должность, подписи, ф. и. о.)
\r\n
\r\n_____________________________ _____________________________
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 04.04.2000 N 303 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЦИДЕНТОВ С ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"