в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 21.12.2001 N 888 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ (2002-2004 ГОДЫ)"
действует Редакция от 21.12.2001 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 21.12.2001 N 888 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ (2002-2004 ГОДЫ)"

4. Система программных мероприятий

1. В целях совершенствования механизмов обеспечения поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, усиления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах необходимо реализовать следующие мероприятия:

1) создание технологической среды и автоматизированного банка данных на основе информационных ресурсов различных ведомств для решения контрольных и аналитических задач налоговых органов, в том числе:

создание автоматизированной системы, позволяющей принимать от различных ведомств и обрабатывать информацию о финансовых и товарных потоках, объемах производства определенных категорий налогоплательщиков, социально-экономическом состоянии и налоговом потенциале регионов России, среднестатистические данные по отраслям производства и категориям налогоплательщиков, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на налоговые органы функций;

создание системы информационного обмена с иностранными государствами в рамках межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений;

создание автоматизированного банка данных налоговых органов на основе информационных ресурсов различных ведомств;

организация оперативного доступа к соответствующей информации работников налоговых органов различных уровней в установленном порядке, разработка требований и создание инструментальных средств, обеспечивающих защиту информации;

анализ полученной информации в целях повышения достоверности оценки налоговой базы как региона в целом, так и отдельных категорий налогоплательщиков, выявление несоответствий, использование этой информации для пресечения налоговых нарушений, выявление вертикально интегрированных и взаимозависимых структур налогоплательщиков, создаваемых с целью ухода от уплаты налогов и сборов;

разработка методов, алгоритмов и программ автоматизированной системы выявления основных схем ухода от налогообложения и сокрытия налоговой базы;

наблюдение и систематизация методов ухода от налогообложения в целях подготовки предложений по внесению изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;

разработка среднестатистических параметров деятельности определенных категорий налогоплательщиков для проведения анализа и оценки достоверности информации, указанной в налоговой отчетности;

разработка методов и средств адаптации структуры банка данных и соответствующих программных продуктов при корректировке нормативно-технологической среды;

2) развитие и внедрение системы автоматизированной камеральной проверки в целях контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, оценки потенциальных сумм доначислений, в том числе:

создание единого информационно-аналитического блока системы налоговых органов на основе информационных ресурсов, включающих имеющиеся в налоговых органах данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии регионов, среднестатистические данные по отраслям и категориям налогоплательщиков, а также другие сведения, отражающие деятельность хозяйствующих субъектов;

разработка методов проведения в отраслевом разрезе анализа достоверности информации, указанной в налоговой отчетности;

разработка и внедрение автоматизированной системы отбора, обеспечивающей составление списков налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;

разработка методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности, определение косвенных параметров, характеризующих деятельность организаций;

совершенствование алгоритмов автоматизированного отбора, определяющих очередность налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки и осуществляющих оценку потенциальных доначислений с использованием баз данных внешних источников и информационных ресурсов налоговых органов;

определение приоритетных отраслей экономики, в отношении которых необходимо разработать методики камеральных проверок;

создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках;

3) внедрение прогрессивных методов проведения выездных налоговых проверок, разработка и внедрение автоматизированных систем сопровождения выездных налоговых проверок в целях анализа состояния бухгалтерского учета налогоплательщика и определения наиболее вероятных сфер совершения налоговых правонарушений, в том числе:

разработка автоматизированной системы предпроверочного анализа состояния бухгалтерского учета налогоплательщика в целях выявления потенциальных нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и минимизации рабочего времени налогового инспектора на проведение проверки;

разработка автоматизированной системы экономического моделирования на основе среднестатистических финансовых данных, дающих налоговому инспектору представление о соотношении доходов, расходов, активов, пассивов и прибыли налогоплательщика, ведущего хозяйственную деятельность в определенном секторе экономики;

разработка методического и программного обеспечения по применению косвенных методов определения доходов (метода сопоставления доходов и расходов, методов, основанных на анализе источников средств и их использования, собственного капитала, банковских депозитов и др.);

совершенствование системы планирования, организации и проведения единовременных налоговых проверок, синхронизированных по всем звеньям налоговой системы и включающих проверку как головных субъектов, так и вертикально интегрированных групп;

4) совершенствование системы учета налоговых платежей, создание системы информационного взаимодействия налоговых органов и органов федерального казначейства по обмену электронными сводными реестрами с электронными платежными документами на перечисление платежей в бюджеты всех уровней, в том числе:

заключение межведомственных соглашений, создание технологической среды информационного электронного взаимодействия налоговых органов, органов федерального казначейства, учреждений Центрального банка Российской Федерации и кредитных организаций;

совершенствование процессов обработки и форм электронных сводных реестров и платежных документов в целях повышения эффективности и минимизации затрат;

создание защищенных телекоммуникационных сетей между налоговыми органами и органами федерального казначейства;

5) развитие и внедрение системы формирования в электронном виде и представления в налоговые органы деклараций и других документов, а также системы их приема и обработки, накопление данных о доходах и имуществе граждан, в том числе для решения вопросов социального характера:

внесение изменений в законодательство Российской Федерации по налогам и сборам в части представления отчетности налогоплательщиков в электронном виде;

разработка технологии передачи и приема отчетности налогоплательщиков по телекоммуникационным каналам с применением средств защиты;

разработка комплекса программных средств, обеспечивающих технологию электронного представления деклараций и других документов;

создание базы данных о доходах и имуществе граждан;

6) разработка системы ведения электронного учета, обработки, накопления и передачи данных о выписанных и полученных налогоплательщиками счетах-фактурах с целью использования их при проведении налоговых проверок, в том числе:

разработка порядка ведения электронного учета, обработки и передачи данных о счетах-фактурах, а также создания базы данных на основе информации о счетах-фактурах и использования ее при проведении налоговых проверок;

внесение изменений в нормативные правовые акты в части определения обязанности налогоплательщиков представлять в электронном виде информацию, содержащуюся в счетах-фактурах, ответственности за ее непредставление, порядка, формы и перечня представляемых данных;

разработка комплекса программных средств, обеспечивающих учет, обработку и передачу данных о счетах-фактурах, создание и ведение базы данных, а также использование ее при проведении налоговых проверок;

разработка инструктивно-технологической документации по функционированию системы;

программно-техническое обеспечение налоговых органов "пилотных" регионов;

внедрение системы в "пилотных" регионах, создание в налоговых органах этих регионов базы данных информации, содержащейся в счетах-фактурах, и использование ее при проведении камеральных и выездных налоговых проверок;

7) совершенствование средств и методов работы с крупнейшими налогоплательщиками, включая организации в сфере естественных монополий, в том числе:

разработка методики определения и анализа с помощью программных средств организационных особенностей крупнейших налогоплательщиков, специфики их реформирования и влияния на уровень налоговой базы и объемы налоговых поступлений;

разработка методов оценки отраслевых особенностей, проблем финансово-хозяйственной деятельности и налогообложения крупнейших налогоплательщиков;

разработка методов выявления сокрытия налоговой базы в зависимости от организационных и отраслевых особенностей крупнейших налогоплательщиков;

создание методического аппарата прогноза с помощью программных средств объемов налоговых поступлений и оптимальной налоговой нагрузки крупнейших налогоплательщиков с учетом социально-экономических факторов и региональной конъюнктуры рынка;

8) повышение эффективности работы по взысканию недоимки в части развития процессов персонифицированного уведомления налогоплательщиков об образовавшейся задолженности, индивидуальной работы с крупными должниками и вкладчиками проблемных банков, совершенствование механизма реструктуризации задолженности и проведения банкротства, в том числе:

расширение практики проведения индивидуальной работы с крупными налогоплательщиками - должниками и вкладчиками проблемных банков;

совершенствование системы обмена информацией с Центральным банком Российской Федерации в части получения сведений о задолженности, образовавшейся у проблемных банков;

совершенствование механизма проведения процедуры банкротства;

совершенствование системы персонифицированного уведомления налогоплательщиков об образовавшейся задолженности;

9) совершенствование методики определения с помощью программных средств налогового потенциала субъектов Российской Федерации, участие в планировании распределения доходов бюджетов по субъектам Российской Федерации на основе внедрения налогового паспорта субъекта Российской Федерации, в том числе:

совершенствование методологических подходов к определению налогового потенциала субъектов Российской Федерации и участие в планировании распределения доходов бюджетов по субъектам Российской Федерации;

совершенствование налогового паспорта субъекта Российской Федерации и программных средств по его обработке;

использование информационных ресурсов различных ведомств для проведения анализа достоверности оценки налоговой базы региона и корректировки плановых заданий.

2. Развитие системы учета налогоплательщиков, обеспечивающей оперативный контроль за деятельностью всех субъектов налогообложения, предполагает реализацию системы следующих мероприятий:

1) создание в налоговых органах системы автоматизированного учета организаций и физических лиц на основании информации, получаемой налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе:

проведение обследования и создание технологической среды для получения информации от регистрирующих органов и ее обработки;

разработка автоматизированной системы учета организаций и физических лиц в налоговых органах на основании информации, получаемой от регистрирующих органов;

подготовка предложений по порядку придания юридической силы документам, передаваемым регистрирующими органами в электронном виде;

внедрение системы автоматизированного учета организаций и физических лиц в налоговых органах;

2) совершенствование структуры и ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков с целью обеспечения полноты и точности содержащейся в нем информации, оперативного доступа к данным в соответствии с установленным порядком, в том числе:

систематический анализ полноты и достоверности информации, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, на основе сведений, получаемых от соответствующих федеральных органов исполнительной власти, учреждений и организаций;

доработка средств ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков в целях предоставления налоговым органам оперативного доступа к федеральной базе данных указанного реестра в соответствии с их полномочиями и установленным порядком получения информации;

осуществление комплекса мероприятий по обеспечению защиты информации при передаче конфиденциальных данных, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

внедрение системы оперативного доступа налоговых органов к данным Единого государственного реестра налогоплательщиков;

разработка предложений по внесению дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах по расширению сферы применения идентификационного номера налогоплательщика.

3. Для решения задач по повышению правовой грамотности, информированности налогоплательщиков и, как следствие, уровня добровольного соблюдения ими законодательства Российской Федерации о налогах и сборах предполагается осуществить следующие мероприятия:

1) внедрение в практику работы прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием современных технических средств, в том числе:

разработка концепции оказания налогоплательщикам консультационных услуг;

разработка концепции создания комплексной системы налогового образования граждан Российской Федерации и участие в ее реализации;

организация порталов, интернет-сайтов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и управлений Министерства по субъектам Российской Федерации с целью размещения материалов по актуальным вопросам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

изучение опыта и разработка предложений по организации сети телефонного консультирования Министерства Российской Федерации по налогам и сборам;

2) внедрение системы "самоначисления", упрощение процедур заполнения и представления деклараций и других документов, в том числе:

переход на систему "самоначисления" и бесконтактный способ подачи деклараций;

пересмотр форм деклараций с целью их упрощения, обеспечения единообразия, а также включения в них сведений, необходимых для аудиторской проверки и сверки деклараций по различным налогам;

разработка для налогоплательщиков легко доступных для понимания инструкций по заполнению деклараций;

3) развитие системы досудебного разбирательства в налоговых органах спорных вопросов с налогоплательщиками с целью сокращения числа их обращений в судебные инстанции.

При организации работы в этом направлении необходимо:

разработать механизм досудебного разбирательства споров в налоговых органах;

внести изменения в процесс разбора жалоб налогоплательщиков.

4. Создание, внедрение и организация эффективного использования единой информационной, программно-технической и телекоммуникационной системы налоговых органов (с учетом обеспечения безопасности информации) предусматривают:

1) создание телекоммуникационной сети Министерства Российской Федерации по налогам и сборам для обмена конфиденциальной и открытой информацией, в том числе:

обеспечение налоговых органов всех уровней телекоммуникационными узлами с интеграцией услуг;

развитие средств защиты информации, в том числе криптографической, в составе телекоммуникационных узлов налоговых органов всех уровней;

оснащение автономными средствами электронной цифровой подписи отдельных рабочих мест сотрудников налоговых органов;

оснащение автономными средствами криптографической защиты информации отдельных рабочих мест сотрудников налоговых органов;

аттестация объектов информатизации для обработки конфиденциальной и открытой информации;

2) обеспечение налоговых органов новыми системными программными средствами, развитие, внедрение и сопровождение технических систем и программных комплексов, обеспечивающих информационно-технологическую поддержку всех аспектов налогового администрирования.

С этой целью необходимо осуществить:

развитие, внедрение и сопровождение систем и программных комплексов, обеспечивающих информационно-технологическую поддержку всех аспектов налогового администрирования;

техническое обеспечение перехода налоговых органов на использование современной эффективной системы электронной обработки данных. Обеспечение налоговых органов новыми системными программными средствами.

5. Для решения задачи внедрения прогрессивных форм организации и администрирования налоговых органов, в том числе новых организационных структур и технологических процессов, необходимо реализовать следующие мероприятия:

1) совершенствование организационных структур налоговых органов России по следующим направлениям:

реорганизация территориальных налоговых органов путем перехода на типовые структуры, построенные по функциональному принципу;

создание системы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков;

перераспределение функций и оптимизация численности работников налоговых органов по уровням системы, включая:

перераспределение функций по администрированию крупнейших налогоплательщиков;

оптимизацию численности и перераспределение функций в связи с созданием межрегиональных и межрайонных инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам;

внедрение единого подхода к распределению численности работников налоговых органов с целью их более рационального использования с учетом налогового потенциала региона, оперативного управления численностью указанных работников, перераспределения ее в зависимости от приоритетности проводимой работы;

2) создание межрайонных инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по централизованной обработке данных в гг. Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург с целью повышения производительности и снижения затрат при обработке больших потоков документов и данных, в том числе:

разработка функциональной и информационной модели налоговых органов в условиях централизованной обработки данных;

проектирование технологии централизованной обработки данных;

создание системы программно-технической поддержки и технологической среды централизованной обработки данных;

оптимизация численности и перераспределение функций в условиях централизованной обработки данных;

опытная эксплуатация отдельных технологических режимов централизованной обработки данных;

3) разработка типовых технологических процессов при осуществлении налогового администрирования на всех уровнях. Проведение оценки затрат на осуществление мероприятий по налоговому администрированию с учетом их результативности, в том числе:

описание налоговых процессов и процедур с целью их унификации;

проведение анализа проблем и определение путей совершенствования технологий и процедур с целью повышения эффективности и минимизации затрат, связанных с их выполнением;

проведение оценки затрат на осуществление мероприятий по налоговому администрированию с учетом их результативности;

обеспечение нормативно-технологической поддержки усовершенствованных налоговых процессов и процедур;

осуществление апробации внедрения прогрессивных форм организации и налогового администрирования в "пилотных" инспекциях Министерства Российской Федерации по налогам и сборам;

обеспечение ресурсной поддержки новых аспектов налогового администрирования (включая особенности организационно-структурных изменений налоговых органов), в том числе:

повышение уровня технической оснащенности рабочих мест;

проведение капитального строительства и капитального ремонта объектов административного назначения территориальных налоговых органов;

осуществление мероприятий по созданию системы охраны объектов налоговых органов, включая пожарную защиту и защиту информации от противоправных посягательств;

транспортное обеспечение налоговых органов с целью повышения оперативности их работы.

6. Необходимо повысить профессиональный уровень работников налоговых органов, обеспечить соблюдение ими профессиональной этики, справедливое и беспристрастное отношение к налогоплательщику.

Налоговая система не в состоянии выполнить поставленные задачи без соответствующего кадрового обеспечения. Работники налоговых органов должны отвечать высоким профессиональным требованиям, что предполагает наличие образования и опыта работы, а также постоянное повышение квалификации. В этой связи необходимо создать гибкую, многоуровневую и непрерывную систему подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров.

Развитие указанной системы предусматривает:

1) обеспечение многоуровневой профессиональной подготовки различных возрастных групп и должностных категорий работников налоговых органов в соответствии с задачами налогового администрирования, в том числе:

развитие Всероссийской государственной налоговой академии;

создание при управлениях Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации центров подготовки персонала (в статусе государственных учреждений);

использование возможностей средних профессиональных учебных заведений (колледжей) для подготовки специалистов для замещения младших государственных должностей федеральной государственной службы;

2) внедрение в процесс подготовки работников налоговых органов новых информационных и образовательных технологий, в том числе дистанционное обучение, компьютерное тестирование и другие методы.

Важным условием соблюдения профессиональной этики работников налоговых органов, а также обеспечения их защиты является развитие системы безопасности налоговых органов, которое предусматривает:

совершенствование законодательства Российской Федерации в области защиты работников налоговых органов от противоправных посягательств и предупреждения правонарушений в налоговых органах;

профилактику правонарушений в отношении налоговых органов и их работников, предупреждение возможных правонарушений со стороны отдельных работников налоговых органов, защиту конфиденциальной информации.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 21.12.2001 N 888 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ (2002-2004 ГОДЫ)"