в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
  • Главная
  • "ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. ВСН 24-88" (утв. Минавтодором РСФСР 29.06.88)
действует Редакция от 29.06.1988 Подробная информация
"ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. ВСН 24-88" (утв. Минавтодором РСФСР 29.06.88)

1. Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог

1.1. К основным транспортно-эксплуатационным показателям автомобильной дороги относятся: обеспеченная скорость, пропускная способность, уровень загрузки ее движением, непрерывность, комфортность и безопасность движения, способность пропускать автомобили и автопоезда с осевой нагрузкой и грузоподъемностью (или общей массой), соответствующими категориями дороги.

1.2. Основными параметрами и характеристиками, определяющими транспортно-эксплуатационные показатели дороги, являются:

геометрические параметры, к которым относятся ширина проезжей части и краевых укрепленных полос, общая и укрепленная ширина обочин, продольные уклоны, радиусы кривых в плане и профиле, уклоны виражей и расстояние видимости;

прочность и состояние дорожной одежды проезжей части и обочин;

ровность и сцепление покрытий проезжей части и обочин;

состояние земляного полотна;

состояние и работоспособность водоотвода;

габариты, грузоподъемность и состояние мостов, путепроводов и других искусственных сооружений;

состояние элементов инженерного оборудования и обустройства дороги.

1.3. Скорость движения автомобилей оценивается по эксплуатационному коэффициенту обеспеченности расчетной скорости К_рсэ, который представляет собой отношение фактической максимальной скорости движения на каждом участке эксплуатируемой дороги V_фmax к расчетной скорости для данной категории дороги и рельефа местности V_p, принятой в соответствии со СНиП 2.05.02-85.

1.3.1. По техническому уровню, эксплуатационному состоянию и организации движения автомобильные дороги должны обеспечивать возможность безопасного движения одиночных автомобилей при благоприятных погодных условиях с максимальными скоростями, близкими к расчетным (К_рсэ >= 1) соответствующей категории, установленной для эксплуатируемой дороги, утвержденной технической документацией. В неблагоприятных погодно-климатических условиях допускается снижение обеспечиваемой максимальной скорости по отношению к расчетной, но не ниже значений, приведенных в табл.1.1.

1.3.2. Участки с К_рсэ от 0,5 до 0,75 в неблагоприятные для дорог периоды года требуют усиленного содержания и последующего улучшения, а участки с К_рсэ до 0,5 подлежат первоочередной перестройке.

Условия погоды и рельефа местности Допустимые значения обеспеченной максимальной скорости движения, км, для категории дорог
IA II III IV V
При благоприятных погодных условиях:
а) на основном протяжении дороги 120-150 100-120 100-120 100 80 60
б) на трудных участках пересеченной местности 100-120 90-100 90-100 80 60 40
в) на трудных участках горной местности 75-80 60 60 50 40 30
В неблагоприятных погодных условиях:
а) на основном протяжении дороги 90-100 80-90 80-90 75 60 45
б) на трудных участках пересеченной местности 80-90 70-75 70-75 60 45 30
в) на трудных участках горной местности 60 45 45 40 30 20
В исключительных случаях при неблагоприятных погодных условиях:
а) на основном протяжении дороги 60-75 50-60 50-60 50 40 30
б) на трудных участках пересеченной местности 60 50 50 40 30 20
в) на трудных участках горной местности 40 30 35 25 20 20

Примечания. 1. Допустимые значения скоростей установлены из условия снижения обеспечиваемой максимальной скорости по отношению к расчетной не более чем на 25% (К_рсэ >= 0,75) в осенне-весенний и зимний периоды года и, как исключение, не более чем на 50% (К_рсэ >= 0,5) во время сильных дождей, туманов, пыльных бурь, штормовых ветров, на участках пучин, а также во время гололеда, метелей и сильных снегопадов.

2. К трудным участкам пересеченной местности относят рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не более 0,5 км с боковыми глубокими балками и оврагами с неустойчивыми склонами. К трудным участкам горной местности относят участки перевалов через горные хребты и участки горных ущелий со сложными сильно изрезанными или неустойчивыми склонами.

1.4. Уровень загрузки дороги движением Z определяют как отношение фактической интенсивности, приведенной к легковому автомобилю (N, авт/ч), к пропускной способности (Р, авт/ч). Величина Z не должна превышать значений, приведенных в табл.1.2.

Таблица 1.2

Характеристика участков дороги Значение Z, не более
Подъезды к аэропортам, железнодорожным станциям, морским и речным причалам и пристаням (дороги категорий IA, IБ и II) 0,5
Внегородские автомобильные магистрали (дороги категории IA) 0,6
Входы в города, обходы и кольцевые дороги вокруг больших городов (дороги категорий IБ, II к III) 0,65
Автомобильные дороги II и III категорий 0,7

Примечание. В неблагоприятные для дорог периоды года допускается увеличение уровня загрузки, но не более чем на 15%.

1.4.1. Пропускную способность и уровень загрузки движением проверяют на дорогах и участках дорог с фактической интенсивностью более 4 тыс.авт./сут в физических единицах при состоянии дорог и условиях движения, характерных для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года. На дорогах и участках дорог с меньшей интенсивностью движения указанные показатели не проверяют.

1.4.2. Состояние искусственного сооружения по пропускной способности транспортных средств характеризуется отношением фактического расстояния между бордюром или ограждениями (габаритов для тоннелей) к нормальной величине, установленной для категории дороги. Отношение 0,95 и более характеризует соответствие сооружения нормам пропускной способности.

1.5. Состояние безопасности движения на дороге оценивают коэффициентом происшествий И, коэффициентом аварийности К_а (для участков дороги в равнинной и холмистой местности) и разницей коэффициентов К_а (на соседних участках в горной местности, если дорога проложена перевальным ходом и уклоны более 50%о, а радиус менее 300 м) и коэффициентом безопасности К_б. Коэффициенты аварийности и коэффициенты безопасности определяют отдельно для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года. Характеристика участков дорог по опасности движения и допустимые значения коэффициентов И, К_а и К_б приведены в табл.1.3.

На участках дороги в равнинной и холмистой местности с К_а >= 20, а также на участках дороги в горной местности с разницей К_а между соседними участками более 40%о, или при значениях К_б < 0,6 необходимо выполнение работ по повышению безопасности движения. При ремонте или реконструкции такие участки подлежат переустройству в первую очередь.

Таблица 1.3

Коэффициенты Степень опасности участков дороги
Не опасный Малоопасный Опасный Очень опасный
И 0,4 0,4-0,8 0,8-1,2 1,2
К_а (для участков дорог в равнинной и холмистой местности) 0-10 10-20 20-40 40
Разница в коэффициентах К_а соседних участков (для горной местности), % 20 20-40 40-100 100
К_б 0,8 0,6-0,8 0,4-0,6 0,4

1.5.1. Безопасность движения автомобилей по мостам, путепроводам, тоннелям и наплавным мостам считается обеспеченной, если их габариты и состояние покрытия соответствуют требованиям категории дороги, а ограждения находятся в исправном состоянии. К тоннелям дополнительно предъявляются требования по обеспеченности необходимым уровнем освещения и вентиляции, устанавливаемыми соответствующими нормативными документами.

1.6. Геометрические параметры (продольный и поперечный профили, высота насыпи, радиусы кривых, ширина проезжей части и обочин, габариты искусственных сооружений) должны соответствовать нормам, установленным для данной категории дороги (участка дороги). Отклонения фактических размеров не должны превышать требований соответствующих нормативных документов.

1.6.1. Отклонения ширины покрытия от проектных размеров в меньшую сторону не должны превышать: для цементобетонных покрытий 5 см, для асфальтобетонных и других типов покрытий 10 см.

1.6.2. Кромки покрытий проезжей части, краевых укрепленных полос и укрепленных обочин должны быть ровными в плане, иметь правильные и четкие очертания без изломов, разрушений и деформаций.

1.7. Прочность дорожной одежды оценивается коэффициентом запаса прочности К_пр, который представляет собой отношение фактического модуля упругости дорожной конструкции к требуемому по условиям движения в процессе эксплуатации и должен быть равен или больше единицы (К_пр >= 1).

1.7.1. При оценке прочности требуемые модули упругости нежестких дорожных одежд назначают с учетом действующих норм межремонтных сроков службы одежд, величины расчетной нагрузки и интенсивности движения расчетных автомобилей, типа покрытия, дорожно-климатической зоны, грунтово-гидрологических условий, общей толщины дорожной одежды, ее конструкции и эксплуатационной надежности на обследуемом участке в соответствии с действующей инструкцией по проектированию нежестких одежд.

1.7.2. Для дорожных одежд с цементобетонными покрытиями допускается использовать в качестве показателя прочности величину растягивающего напряжения при изгибе покрытия. В этом случае условие прочности с учетом интенсивности и состава движения определяется в соответствии с действующей инструкцией по проектированию жестких дорожных одежд.

1.7.3. Дорожные одежды на дорогах I - III категорий должны иметь прочность, обеспечивающую в расчетный период беспрепятственный пропуск автомобилей с осевой нагрузкой 10 тс (100 кН), на дорогах IV и V категорий с твердым покрытием до 6 тс (60 кН).

При ремонте (усилении) дорог IV и V категорий прочность дорожных одежд должна быть доведена под нагрузку 10 тс (100 кН).

1.8. Обочины дороги должны быть укреплены согласно положениям соответствующих нормативных документов с учетом местных грунтовых, гидрологических и климатических условий, иметь уклоны, способствующие быстрому отводу поверхностных вод. Прочность слоев укрепления должна соответствовать составу транспортного потока и обеспечивать заезд и остановку автомобилей без существенных деформаций и разрушения слоев укрепления. Прочность считается достаточной, если отношение ее фактического значения к требуемому по условиям движения в процессе эксплуатации не менее 0,85. Не допускается образование уступа и колей в местах сопряжения обочин с покрытием проезжей части.

1.9. Состояние покрытия проезжей части дорог по ровности оценивается коэффициентом ровности К_р, представляющим собой отношение предельно допустимых значений ровности к фактическому. Покрытие по ровности удовлетворяет условиям эксплуатации, если К_р >= 1. Предельно допустимые значения ровности приведены в табл.1.4.

Таблица 1.4

Интенсивность движения, авт./сут Категория дороги Тип дорожной одежды Предельно допустимые состояния покрытия по ровности
Показатель ровности, см/км Количество просветов под 3-метровой рейкой, превышающих указанные в СНиП 3.06.03-85, %
по прибору ПКРС-2 по толчкомеру ТХК-2
7000 I Капитальный 540 100 6
3000-7000 II " 660 120 7
1000-3000 III " 860 170 9
Облегченный 1100 240 12
500-1000 IV " 1200 265 14
200-500 Переходный 340 "
До 200 V "
Низший 510 "

Примечание. Допускаемые значения ровности по толчкомеру ТХК даны применительно к автомобилю УАЗ-452.

Таблица 1.5

Условия движения по СНиПу Коэффициент сцепления при скорости 60 км/ч Средняя глубина впадин шероховатости, мм, для дорог в дорожно-климатических зонах
I и V II-IV
Легкие 0,35/0,28 0,30 0,35
Затрудненные 0,40/0,30 0,35 0,40
Опасные 0,45/0,32 0,40 0,45

Примечания. 1. Сцепные качества покрытий следует считать удовлетворительными при условии соблюдения обоих параметров. 2. В знаменателе приведены значения коэффициента сцепления, полученные при измерении гладкой шиной (без протектора).

1.10. Сцепные качества и шероховатость покрытий характеризуются коэффициентом сцепления К_с, который определяется как отношение фактического коэффициента продольного сцепления к допустимому значению по условиям безопасности движения. Покрытие по сцеплению соответствует требованиям безопасности движения, если К_с >= 1. Предельные значения коэффициента сцепления и средняя глубина впадин шероховатости, допустимые значения в процессе эксплуатации дорожных покрытий не должны быть ниже значений, указанных в табл.1.5.

1.10.1. Разница коэффициента сцепления по ширине проезжей части не должна превышать 0,1. Разница между коэффициентами сцепления покрытия проезжей части и укрепленной обочины не должна превышать 0,15.

1.11. Откосы насыпей и выемок должны обладать стойкостью к воздействию местных климатических факторов (местная устойчивость). Они должны обеспечивать быстрый отвод поверхностных вод, быть укреплены с учетом условий эксплуатации, грунтов насыпей (выемок) согласно положениям инструктивных документов. Откосы особенно глубоких выемок и высоких насыпей должны иметь обеспеченную общую устойчивость, которая представляет собой отношение безопасной нагрузки Р_без для грунта насыпи (выемки), находящегося в данном состоянии по "плотности-влажности" к проектной Р_пр. Общая устойчивость считается обеспеченной, если отношение, т.е. К_без >= 1.

1.12. Системы устройства дренирования, сбора и отвода поверхностных и грунтовых вод должны постоянно находиться в работоспособном состоянии, обеспечивать пропуск и отвод расчетных объемов воды. Не разрешается эксплуатация дороги при отсутствии или неисправной системе водосбора и водоотвода.

1.13. Состояние мостов, путепроводов, наплавных мостов и паромных переправ по грузоподъемности характеризуется отношением фактической грузоподъемности к требуемой согласно действующим нормам на проектирование. Соответствие требованиям обеспечивается, если величина отношения составляет 0,9 и более.

1.13.1. Мостовой переход или водопропускная труба должны обеспечивать пропуск расчетного водного потока. Показателями обеспечения пропуска расчетных объемов воды являются равномерное распределение скоростей по ширине отверстия, отсутствие водоворотов и отложений наносов в зонах, охватываемых мостом и струенаправляющими дамбами, отсутствие образования новых проток на поймах, подтопления, а также размывов откосов насыпи у оголовков и развития оврагов.

1.13.2. Плавсредства паромных переправ и плавучие опоры наплавных мостов должны удовлетворять требованиям нормативных документов Минречфлота РСФСР.

  • Главная
  • "ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. ВСН 24-88" (утв. Минавтодором РСФСР 29.06.88)