Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. ВСН 24-88" (утв. Минавтодором РСФСР 29.06.88)
8. Ремонт дорожных одежд
8.1. Общие положения.
8.1.1. Ремонт дорожных одежд включает работы по восстановлению слоя износа, улучшению ровности, повышению шероховатости и сцепных качеств покрытия, увеличению прочности дорожной конструкции, уширению проезжей части в соответствии с установленными требованиями.
8.1.2. Состав и объемы работ определяют на основе данных визуальных и инструментальных обследований с учетом положений, изложенных в гл.2.
8.1.3. В целях обеспечения безопасности движения в местах производства ремонтных работ, а также в целях охраны труда и соблюдения техники безопасности должны быть приняты меры по ограждению таких мест в соответствии с требованиями п.4.7 настоящих правил.
8.2. Асфальтобетонные и другие черные покрытия.
8.2.1. На асфальтобетонных и других черных покрытиях слой износа и сцепные свойства восстанавливают способами поверхностной обработки.
Различают три способа поверхностной обработки.
1. Одиночная обработка, при которой на очищенное от пыли и грязи покрытие разливают органическое вяжущее с последующим распределением щебня определенных фракций и его укаткой.
2. Одиночная обработка с двукратным распределением щебня. При этом вяжущее наносят в большем количестве, чем в первом случае, и по нему распределяют сначала щебень размером 15 - 25 мм с прикаткой его катками, а затем щебень фракции 5 - 10 мм, который укатывают за четыре-пять проходов катка по каждому следу со скоростью 2 - 3 км/ч.
3. Двойная обработка покрытия с розливом вяжущего в два приема и распределением после каждого розлива щебня и его укаткой. Этот способ применяют при значительных повреждениях покрытий (повышенный износ, большое количество трещин и мелких повреждений), а также на цементобетонных покрытиях.
8.2.2. Для поверхностной обработки применяют вязкие дорожные битумы, дегти или дегтеполимерные вяжущие, а также битумные эмульсии.
Щебень должен быть из пород высокой прочности. В исключительных случаях допускается применять разнопрочный щебень с содержанием менее прочного компонента не более 50%. Используют следующие фракции щебня: 5 - 10, 10 - 15, 15 - 20 и 20 - 25 мм. Выбор той или иной фракции зависит от состояния эксплуатируемого покрытия (сопротивление вдавливанию щебня), а также требуемой шероховатости поверхности покрытия.
8.2.3. Вяжущие материалы для поверхностной обработки следует применять при температуре нагрева, обеспечивающей нормальное прилипание к минеральному материалу. Для улучшения сцепления вяжущего с каменным материалом используют поверхностно-активные добавки или активаторы.
Щебень должен быть обработан органическим вяжущим материалом по норме 1 - 1,5% от массы щебня (в том числе битумом марок БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 130/200, МГ 130/200, МГ 70/130).
Необработанный щебень допускается применять на дорогах с интенсивностью движения менее 1000 авт/сут. Не обрабатывают битумом щебень, используемый для второй россыпи при устройстве поверхностной обработки с двукратным распределением щебня (см. п.8.2.1).
8.2.4. Поверхностную обработку устраивают, как правило, в летний период на сухом и достаточно прогретом покрытии при температуре воздуха не ниже 15°C (при использовании битумных эмульсий работы можно проводить при температуре воздуха не ниже 5°С).
К устройству поверхностной обработки приступают только после устранения всех имеющихся повреждений и деформаций на покрытии (выбоин, просадок, наплывов, трещин и др.) и тщательной очистки покрытия от пыли и грязи. В отдельных случаях при невозможности обеспечить требуемую чистоту покрытия рекомендуется его подгрунтовывать путем розлива жидкого битума по норме 0,3 - 0,5 л/м2.
8.2.5. Основной розлив вяжущего осуществляют на половине проезжей части в один прием без пропусков и разрывов. При возможности обеспечения объезда розлив вяжущего выполняют по всей ширине проезжей части.
8.2.6. По нанесенному тонкому слою вяжущего распределяют щебень самоходными, навесными или веерными распределителями и немедленно укатывают средними (два-три прохода по одному следу), а затем тяжелыми (не менее двух проходов по одному следу) катками. Для лучшего формирования поверхностной обработки целесообразно применять самоходные пневмокатки или катки с обрезиненными металлическими вальцами.
8.2.7. При устройстве поверхностных обработок с применением эмульсии ее разливают первоначально в количестве 30% нормы и рассыпают 70% нормы щебня, а затем сразу после распределения щебня разливают остальное количество эмульсии (70% нормы) и распределяют оставшийся щебень (30% нормы). Укладку выполняют согласно п.8.2.6, приурочивая эту операцию к началу распада эмульсии.
Таблица 8.1
Примечание. При применении необработанного щебня нормы розлива вяжущего повышают на 20%.
8.2.8. Нормы расхода органических вяжущих и минеральных материалов при поверхностных обработках приведены в табл.8.1.
8.2.9. При открытии движения необходимо обеспечить в течение первых 10 сут тщательный уход за поверхностной обработкой. Для сохранения нормальных условий формирования обработки, а также во избежание отрыва щебенок и повреждения стекол проезжающих автомобилей следует в этот же период ограничить скорость движения на участках с обработкой до 40 км/ч и организовать регулирование движения по ширине проезжей части. Незакрепившийся щебень должен быть удален с покрытия не позднее 1 сут после открытия движения. Дефектные места следует немедленно исправить.
8.2.10. На дорогах с интенсивным и тяжелым движением вместо обычной поверхностной обработки в качестве слоя износа устраивают шероховатые слои толщиной 1,5; 2,0 и 2,5 см из специально подобранных горячих щебеночных (50 - 85% щебня) смесей на основе органических вяжущих. Технология приготовления таких смесей аналогична применяемой для получения асфальтобетонных смесей. До укладки слоя осуществляют необходимую подготовку покрытия в соответствии с п.8.2.4
Смесь распределяют асфальтоукладчиком с выключенным трамбующим брусом и виброплитой. Толщина слоя должна быть на 3 - 5 мм больше максимального размера щебня в смеси. Расход смеси зависит от крупности щебня и составляет 30 - 60 кг/м2. Уплотняют смесь пнемокатками: легкими (10 - 14 проходов) при температуре смеси 120 - 140°С и затем тяжелыми (6 - 10 проходов) при температуре смеси 90 - 120°С.
8.2.11. Эффективной технологией повышения шероховатости асфальтобетонных и им подобных покрытий является втапливание прочного щебня в укладываемый слой малощебенистых (или песчаных) асфальтобетонных смесей. Для втапливания применяют щебень марки по прочности 1000 - 1200 и по износу И-I или И-II, обработанный органическим вяжущим (1 - 1,3% от массы щебня). Нормы расхода щебня принимают в зависимости от его размера: 5 - 10 мм - 6 - 8 кг/м2; 10 - 15 мм - 7 - 10 кг/м2; 15 - 20, 20 - 25 мм - 9 - 12 кг/м2.
Щебень распределяют механическими распределителями по свежеуложенному и слегка уплотненному трамбующим брусом асфальтоукладчика слою смеси, температура которой должна быть не менее 90 - 110°С для горячих смесей и 60 - 80°С для теплых. После распределения щебень втапливают за один-два прохода легких катков, а затем ведут укатку средними и тяжелыми катками, используя преимущественно самоходные катки на пневматических шинах.
8.2.12. Для восстановления слоя износа на дорогах III и IV категорий в III - V дорожно-климатических зонах в зависимости от состояния ремонтируемой поверхности, наличия материалов устраивают слои из песчаных или щебеночных литых (15 - 25% воды) пастоминеральных смесей на битумах или пастах (шламах) и литых эмульсионно-минеральных смесей. Слои из литых смесей укладывают толщиной, на 1 - 2 мм превышающей максимальный размер минеральных частиц.
Слои износа можно также устраивать из щебеночных (10 - 60% щебня размером до 25 мм) пасто-минеральных смесей сыпучей (до 8% воды) и пластичной (до 12% воды) консистенций. Смеси распределяют асфальтоукладчиком с выключенными трамбующим брусом и виброплитой слоями толщиной на 3 - 5 мм превышающей максимальный размер щебня. Уплотняют слои пневмокатками: средними (8 - 10 проходов) и затем тяжелыми (6-8 проходов). Окончательное формирование слоя происходит под действием движения.
8.2.13. Традиционный способ усиления дорожной одежды заключается в подготовке ремонтируемых участков, укладке (при необходимости) выравнивающего слоя и одного или нескольких слоев усиления из асфальтобетона.
8.2.14. Подготовку ремонтируемых мест осуществляют следующим образом:
устраняют повреждения дорожной одежды, исправляют при необходимости основание и земляное полотно;
очищают покрытие от пыли и грязи с помощью механических щеток;
смачивают очищенную поверхность органическим растворителем в количестве 0,1 - 0,15 л/м2, используя автогудронаторы или специальные распылители;
смоченную органическим растворителем поверхность можно подгрунтовывать жидким битумом по норме 0,3 - 0,5 л/м2.
8.2.15. При влажной поверхности старого покрытия до укладки слоя усиления (или выравнивающего слоя) ее рекомендуется обрабатывать специальным составом на основе олигомеров с отвердителем и пластификатором. В качестве олигомеров применяют мочевино- и меламиноформальдегидные (обычные и модифицированные) смолы и различные отвердители. В качестве отвердителей горячего твердения применяют 5 - 10%-ный раствор хлористого железа в количестве 5 - 8% от массы олигомера, или 3 - 5%-ный раствор сернокислого железа в количестве 5 - 8% от массы олигомера, 5 - 8%-ный раствор щавелевой кислоты в количестве 1 - 2% от массы олигомера. В качестве отвердителя холодного твердения применяют 3 - 5%-ный раствор соляной кислоты в количестве 5 - 7% от массы олигомера. Для повышения эластичности применяют пластификаторы: битумную эмульсию в количестве 10 - 15% от массы олигомера или водные растворы полиакриламида, поливинилацетата, карбоксиметилцеллюлозы в количестве 0,5 - 2% от массы олигомера.
Для приготовления водных растворов полиакриламида, поливинилацетата, карбоксиметилцеллюлозы их замачивают в воде в количестве 15 - 20% от массы воды на 1,5 - 2 сут. Перед введением в олигомер водный раствор тщательно перемешивают. После введения также перемешивают до равномерного распределения по всему объему и выдерживают в течение 30 - 45 мин при температуре наружного воздуха.
Отвердитель вводят непосредственно перед распределением олигомера. Если слой усиления устраивают из горячих асфальтобетонных смесей, то применяют отвердители горячего твердения, если из теплых и холодных смесей, то - холодного твердения. Скорость схватывания отвердителя зависит от температуры смеси и наружного воздуха: при температуре воздуха и смеси 20°С - 30 - 40 мин, при температуре смеси 100°С - 5 - 10 мин.
Распределение олигомера с отвердителем и пластификатором производят при помощи передвижных гудронаторов малой вместимости, распылителей, входящих в комплект авторемонтера, или краскопультов в количестве 0,5 - 0,7 л/м2.
8.2.16. Рабочие, занятые приготовлением и нанесением на ремонтируемое покрытие составов на основе олигомеров с отвердителем и пластификатором, должны быть обеспечены комбинезонами из плотной ткани, прорезиненными фартуками и перчатками. При попадании указанных веществ на кожу их необходимо удалить и промыть эти места водой с мылом.
8.2.17. После выполнения подготовительных работ в соответствии с пп.8.2.14 или 8.2.15 приступают к укладке выравнивающего слоя и затем слоя (или слоев) усиления, руководствуясь действующими требованиями при строительстве асфальтобетонных покрытий.
8.2.18. На дорожных одеждах с покрытием облегченного типа слой усиления целесообразно устраивать из влажных органоминеральных смесей (ВОМС), обеспечивающих возможность максимального применения местных материалов и промышленных отходов. Работы выполняют в соответствии с действующими положениями.
8.2.19. Наиболее экономичной технологией ремонта асфальтобетонных покрытий является технология, основанная на принципах регенерации (восстановление утраченных свойств). Эту технологию применяют для восстановления ровности верхнего слоя покрытия и его сплошности (устраняют трещины), а также для усиления дорожной одежды.
8.2.20. Регенерацию верхнего слоя асфальтобетонного покрытия выполняют различными способами термопрофилирования, основными операциями которых являются разогрев покрытия, рыхление его на глубину 2 - 5 см, планирование и уплотнение.
8.2.21. Термопрофилирование осуществляют с применением термопрофилировщиков, оснащенных блоками горелок инфракрасного излучения, или комплектом машин, состоящим из асфальторазогревателя и профилировщика или термопрофилировщика.
Термопрофилировщики условно делят на короткобазовые (с базой до 4 м) и длиннобазовые (с базой до 8 м). Профилировщики обычно бывают короткобазовыми.
К длиннобазозым термопрофилировщикам относятся отечественный термосмеситель ДЭ-232 и зарубежные машины типа "Ремиксер", к короткобазовым - машины типа "Реформер", а также профилировщик Госдорнии (УССР).
В комплекте к термосмесителю ДЭ-232 выпускается асфальторазогреватель ДЭ-234, а к профилировщику Госдорнии (УССР) - асфальторазогреватель Госдорнии (УССР).
8.2.22. В зависимости от состояния покрытия и вида термопрофилировочных машин применяют следующие разновидности технологии термопрофилирования: планирование, гомогенизацию, укладку, смешение, пластификацию.
8.2.23. Способ планирования является наиболее простым и экономичным и предусматривает выполнение только основных операций, указанных в п.8.2.20. Его осуществляют с применением короткобазового термопрофилировщика или профилировщика в комплекте с асфальторазогревателем.
Средняя глубина рыхления ремонтируемого покрытия не должна быть меньше: для песчаных - 20 мм; щебеночных смесей - 25 - 35 мм с зернами размером до 15 и 20 мм соответственно.
Способ планирования применяют, как правило, с устройством защитного слоя в виде поверхностной обработки или коврика износа. Условия применения способа:
водонасыщение образцов соответствующей толщины (см. глубину рыхления по п.8.2.23), сформованных из измельченного старого асфальтобетона при температуре 80 +- 3°C, не должно превышать 4%;
исправления поперечного профиля не требуется.
8.2.24. Способ гомогенизации (обеспечение однородности системы) отличается от способа планирования тем, что, кроме основных операций, перечисленных в п.8.2.20, он предусматривает в определенной мере и регенерацию асфальтобетона путем перемешивания старой асфальтобетонной смеси. При этом улучшаются уплотняемость слоя, однородность и физико-механические свойства асфальтобетона.
Требования к глубине рыхления такие же, как и для способа планирования.
Данный способ, как и предыдущий, является экономичным, так как не требует (или требует в минимальном количестве) добавления новой смеси.
Гомогенизацию осуществляют с применением термопрофилировщиков или профилировщиков, оснащенных мешалкой (термосмеситель ДЭ-232 или ремиксер, оба в комплекте с асфальторазогревателем).
Условия применения способа:
исправления поперечного профиля не требуется;
средняя амплитуда продольных неровностей 10-метровой длины и средний просвет под 3-метровой рейкой в поперечном направлении не должны превышать в сумме 16 мм <5>;
<5> Порядок определения этих показателей изложен в Технических правилах по термопрофилированию асфальтобетонных покрытий с использованием машины ДЭ-232.
свойства старого асфальтобетона должны отвечать действующим требованиям.
8.2.25. Способ укладки, кроме основных операций, перечисленных в п.8.2.20, предусматривает добавление новой смеси с расходом более 20 и до 50 кг/м2 в виде самостоятельного слоя над разрыхленной старой смесью. Его осуществляют с применением тех же машин, что и в предыдущем способе, а также комплекта машин Госдорнии.
Этот способ в отличие от рассмотренных выше имеет более широкую область применения, так как позволяет ремонтировать покрытия с большими амплитудами неровностей, более глубокими колеями, значительной ямочностью, неудовлетворительными поперечными уклонами и требующими корректировки свойствами асфальтобетона. Кроме того, способ укладки эффективен, когда по каким-либо причинам покрытие не удается разрыхлить на глубину, равную или превышающую минимально допустимую (см. п.8.2.23).
Преимуществом этого способа является возможность одновременного уплотнения старой и новой смеси в одном слое, что повышает его плотность.
8.2.26. Способ смешения в отличие от способа укладки предусматривает перемешивание новой добавляемой смеси со старой и укладку полученной смеси одним слоем. Его осуществляют с применением тех же машин, что и при способе гомогенизации (см. п.8.2.24),
Этот способ обладает всеми преимуществами предыдущего способа, но в отличие от него обеспечивает более высокое качество регенерированного слоя. Он позволяет также регенерировать старый асфальтобетон.
8.2.27. Способ пластификации предусматривает выполнение тех же операций, что и способ гомогенизации (см. п.8.2.24) и отличается от него лишь введением в старую смесь в процессе перемешивания пластификатора-восстановителя в количестве 0,1 - 0,6% от ее массы. В качестве пластификатора используют жидкие нефтепродукты с вязкостью при 50°С не менее 25 x 10(-6) м2/с и содержанием ароматических углеводородов не менее 25% по массе.
Пластификацию осуществляют с применением тех же машин, что и при способе гомогенизации, оснащенных узлом введения восстановителя.
Главным преимуществом способа пластификации является возможность существенной корректировки свойств старого асфальтобетона без добавления новой смеси, что выгодно отличает его от способов укладки и смешения. Он обладает также всеми преимуществами способа гомогенизации.
На способ пластификации распространяются те же ограничения, что и на способ гомогенизации, кроме касающегося свойств старого асфальтобетона (см. п.8.2.24).
Если из условий обеспечения ровности или исправления поперечного уклона необходимо добавление новой смеси, то способ пластификации применяют в сочетании со способами укладки или смешения.
8.2.28. Способы термопрофилирования применимы и в тех случаях, когда необходимо усиление дорожной одежды. В этом случае благодаря омоноличиванию верхнего слоя старого покрытия и обеспечению надежного сцепления между слоями расчетную толщину слоя усиления можно уменьшить в 1,5 - 2 раза.
Применяя комплекты машин, включающих термосмеситель ДЭ-232 или ремиксер, можно выполнять усиление дорожной одежды способом укладки или пластификации в сочетании со способом укладки. В этих случаях расход новой смеси превышает 50 кг/м2.
8.3. Цементобетонные покрытия.
8.3.1. Поверхностную обработку (защитный слой) на небольших по протяженности участках можно устраивать с применением эпоксидного вяжущего и полимербетонных смесей.
Эпоксидное вяжущее (см. пп.5.5.45 и 5.5.46) разливают на сухую чистую поверхность бетонного покрытия по норме 0,1 - 1,5 кг/м2 (нижний предел принимают при глубине шелушения до 3 см, верхний до 1 см). Вслед за розливом вяжущего производят россыпь мелкого щебня из плотных изверженных пород фракции 5 - 2,5 мм из расчета 5 - 7 кг на 1 кг вяжущего. Затем уплотняют слой двумя-тремя проходами легкого катка.
При использовании полимербетонных смесей (см. п.5.5.45) их укладывают по грунтовочному слою - эпоксидно-каменноугольному вяжущему (см. табл.5.4, 2-й состав), которое распределяют по норме 0,5 кг/м2. Укладку полимербетонной смеси производят после высыхания грунтовочного слоя через 25 - 30 мин. Смесь распределяют асфальтоукладчиком, а при небольших объемах работ - вручную. Уплотняют слой легкими двухвальцовыми катками массой до 5 т при средней скорости движения не более 5 км/ч.
Для предотвращения прилипания смеси к уплотняющему органу поверхность уложенного слоя присыпают резиновой крошкой или накрывают полиэтиленовой пленкой.
При работе с полимерными материалами необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.
8.3.2. В качестве защитного слоя применяют также двойную поверхностную обработку на основе органического вяжущего. Лучшие результаты достигаются при использовании резинобитумного вяжущего, представляющего собой смесь из набухшей и частично девулканизированной резиновой крошки, вязкого дорожного битума и каменноугольного масла.
Ориентировочное соотношение компонентов в резинобитумном вяжущем: битум БНД 60/90 или БНД 90-130 85 - 91%; каменноугольное масло 6 - 10%; резиновая крошка 3 - 5%.
8.3.3. Резинобитумное вяжущее готовят в мешалках с принудительным перемешиванием. В мешалку сначала загружают предварительно обезвоженный и нагретый до 150 - 160°C битум в количестве 10% от требуемой нормы, затем в него вводят расчетное количестве обезвоженного и нагретого до 40 - 70°С каменноугольного масла и смесь тщательно перемешивают в течение 10 - 15 мин. В разжиженный таким способом битум небольшими порциями вводят заданное количество просушенной резиновой крошки, просеянной через сито с отверстиями 3 мм.
Смесь перемешивают при температуре 150 - 160°С в течение 1 - 1,5 ч. Затем, не прекращая перемешивания, загружают остальное количестно обезвоженного и нагретого до 160°C битума. Окончательное перемешивание всех составляющих производят в течение 30 мин при температуре 160°С.
8.3.4. Технологический процесс устройства обработки включает: подгрунтовку предварительно очищенной поверхности покрытия разжиженным битумом (каменноугольным маслом, мазутом) по норме 0,3 - 0,4 л/м2; первый розлив резинобитумного вяжущего - 1,0 - 1,2 л/м2 и распределение обработанного битумом щебня фракции 20 - 25 мм в количестве 20 - 25 кг/м2 с последующей укаткой слоя двумя-тремя проходами легкого катка (5 - 8 т); второй розлив вяжущего по норме 0,8 - 0,9 л/м2 и распределение обработанного щебня фракции 10 - 15 мм (13 - 17 кг/м2) с последующим уплотнением четырьмя-пятью проходами легкого катка. Для лучшего формирования поверхностной обработки при уплотнении слоев следует применять самоходные катки на пневматических шинах.
Движение автомобилей целесообразно открывать на следующие сутки с регулированием по ширине покрытия в течение 10 - 15 дней и ограничением скорости до 40 км/ч.
8.3.5. Усиление дорожной одежды осуществляют путем укладки нового цементоили асфальтобетонного покрытия на существующем бетонном покрытии. Толщины слоев усиления назначают в соответствии с действующими требованиями, учитывая при этом опыт эксплуатации аналогичных конструкций в конкретных дорожно-климатических условиях.
8.4. Гравийные и щебеночные покрытия.
8.4.1. При ремонте восстанавливают слой износа - ровность покрытия. Это достигается путем проведения сплошной ремонтной профилировки с добавлением нового материала, обработки верхнего слоя органическими вяжущими или специальными обеспыливающими материалами, а также методом смешения на месте в соответствии с п.8.2.27.
8.4.2. Технология работ при проведении сплошной ремонтной профилировки состоит из:
механической очистки поверхности покрытия от грунта, грязи, мусора; кирковки проезжей части и предварительной профилировки; вывозки на покрытие готовой оптимальной гравийной или щебеночной смеси; распределения новой смеси; профилирования; увлажнения и уплотнения.
В процессе уплотнения следят за соблюдением поперечных уклонов и ровности покрытия, проверяя их шаблоном и 3-метровой рейкой.
8.4.3. Сплошную кирковку производят на глубину наиболее характерных для данного участка неровностей, но не менее чем на 5 см. Перед кирковкой и профилированием в сухую погоду покрытие поливают водой в количестве 6 - 12 л/м2.
На спланированную поверхность вывозят готовую гравийную или щебеночную смесь и выгружают в штабеля (кучи) на обочину, расстояние между которыми определяют в зависимости от потребности материала на 1 м2. При невозможности получения смесей их готовят на месте (дороге) путем добавления и тщательного перемешивания отдельных фракций автогрейдером (грейдером) или фрезой.
После разравнивания материал уплотняют самоходными катками с гладкими вальцами или пневматическими шинами. При применении прицепных катков в качестве тягача следует использовать трактора на пневматических шинах. Уплотнение начинают катками массой 5 - 8 т, а заканчивают катками массой 10 т и более. Уплотнение производят от краев проезжей части и постепенно переходят к середине. Каждый последующий проход катка должен перекрывать предыдущую полосу на 1/3 ширины следа.
Внешним признаком окончания уплотнения является отсутствие следа от катка и образование волны перед катком.
В процессе уплотнения гравийная (щебеночная) смесь должна иметь оптимальную влажность.
С целью создания плотного прочного и устойчивого покрытия материал в процессе уплотнения рекомендуется поливать водным раствором CaCl2 20 - 30%-ной концентрации с нормой расхода 2 - 3 л/м2.
8.4.4. При усилении гравийных и щебеночных покрытий производят их утолщение или устраивают более совершенные покрытия, используя старые в качестве оснований. Технология устройства таких покрытий та же, что и при новом строительстве.
8.5. Уширение дорожной одежды.
8.5.1. Уширение дорожной одежды выполняют с целью увеличения пропускной способности дороги и повышения безопасности движения. Возможны два варианта уширения: одностороннее (несимметричное) и двустороннее. Выбор варианта уширения и определение величины, на которую следует уширить проезжую часть, осуществляют на стадии разработки проекта.
8.5.2. При уширении проезжей части на величину, в 2 раза меньшую ширины обочины, на обочине вдоль кромки покрытия подготавливают корыто с вертикальными стенками на глубину до низа дополнительного слоя основания (дренирующего или морозозащитного). Дну корыта придают поперечный уклон 30-120% в сторону обочины для обеспечения водоотвода из основания дорожной одежды. При устройстве полос малой ширины (до 0,75 м) применяют специальные траншеекопатели и приспособления к машинам, в том числе навесные и прицепные плуги, специальные накладки на отвал автогрейдера или бульдозера, а также специальные механизмы для уширения проезжей части.
8.5.3. Технологический процесс устройства дорожной одежды на полосах уширения включает: обрезку кромки существующего покрытия с помощью специальных дисковых пил, навешиваемых на трактор; послойную отсыпку основания с тщательным уплотнением каждого слоя; устройство покрытия.
8.4.5. На полосах уширения при необходимости устраивают поверхностную обработку, захватывая на 0,2 - 0,3 м прикромочную полосу старого покрытия. Целесообразно поверхностную обработку устраивать сразу на всю ширину, перекрывая старое покрытие и полосы уширения.
8.5.5. При необходимости уширения проезжей части на величину, равную ширине обочин, большую или несколько меньшую ее, осуществляют срезку земляного полотна с уширяемой стороны. Сначала срезают и удаляют в сторону дерновой покров с откосов (если он имеется), затем остальную часть земляного полотна, используя грунт на уширение полотна ниже дорожной одежды. После уширения и уплотнения земляного полотна до нижней поверхности дополнительного слоя основания (дренирующего или морозозащитного) отсыпают материал для уширения этого слоя, укладывают и уплотняют материал для уширения основания и вровень с ним отсыпают и уплотняют грунт земляного полотна в пределах образуемой новой обочины. После этого устраивают уширение покрытия, укладывают (при необходимости) выравнивающий слой и поверх него новый верхний слой покрытия на всю ширину проезжей части. Затем укрепляют обочины и окончательно отделывают земляное полотно, укладывая на новый откос ранее снятый дерн.
8.5.6. При уширении дорожной одежды необходимым условием является надежное сопряжение конструкции уширения со старой одеждой и их равнопрочность, обеспечивающие совместную работу старой и новой части полотна.
- Главная
- "ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. ВСН 24-88" (утв. Минавтодором РСФСР 29.06.88)