Последнее обновление: 21.11.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. ВСН 24-88" (утв. Минавтодором РСФСР 29.06.88)
10. Озеленение автомобильных дорог
10.1. Общие положения
10.1.1. Насаждения вдоль автомобильных дорог создают для защиты полотна от снежных заносов (снегозащитное озеленение) и для архитектурно-художественного оформления (декоративное озеленение).
Насаждения применяют также для защиты дорог от размывов (противоэрозионное озеленение), от песчаных заносов (пескозащитное озеленение), сильных ветров и пыльных бурь.
Озеленение дорог включает в себя также устройство специальных шумозащитных насаждений и мероприятия по организации питомников, уходу за насаждениями, их учету и охране.
10.1.2. Озеленение дорог осуществляется на основании утвержденных проектов и размещается на специально отведенных участках. Разработка проектно-сметной документации на озеленение производится в соответствии с требованиями СНиПа и действующими нормативно-техническими документами.
10.2. Снегозащитные насаждения.
10.2.1. Насаждения для защиты автомобильных дорог от снежных заносов создают в виде одной или нескольких лесных полос, а при небольших объемах снегоприноса - в виде живых изгородей из ели или кустарников.
10.2.2. По своему действию снегозащитные насаждения представляют собой объемную преграду, внутри и вблизи которой снижается скорость ветра и происходит отложение снега.
10.2.3. Снегозащитная лесная полоса состоит из нескольких рядов деревьев и кустарниковой опушки, расположенной с полевой стороны лесной полосы.
10.2.4. Живая изгородь представляет собой густую двухрядную посадку деревьев или кустарников, которой путем систематической стрижки придаются определенная высота, плотность и форма. Живые изгороди применяются при небольших объемах снегоприноса (до 25 м3/м).
10.2.5. Расстояние от бровки земляного полотна до придорожной лесной полосы, ширина лесных полос и величина разрывов между лесными полосами при объемах снегоприноса до 250 м3/м определяются в зависимости от объема снегоприноса по табл.10.1 и рис.10.1.
В отдельных регионах при объемах снегоприноса свыше 250 м3/м снегозащитные лесонасаждения создаются по индивидуальным проектам в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.
10.2.6. На основе типовых схем снегозащитных насаждений (см. рис.10.1) выбираются рабочие схемы лесных полос для каждого конкретного участка. Рабочую схему составляет проектная организация. Она определяет состав древесных и кустарниковых пород, их размещение по рядам, а также количество рядов, ширину междурядий и размещение растений в рядах.
Таблица 10.1
10.2.7. Снегозадерживающая лесная полоса должна иметь плотную (непродуваемую) конструкцию. Обязательным элементом каждой полосы должна быть густая двухрядная кустарниковая опушка.
10.2.8. Расстояние между рядами деревьев и кустарников в лесной полосе должно быть одинаковым и в благоприятных лесорастительных условиях принимается 2,5 м, а в тяжелых условиях 3 - 3,5 м. Расстояние между растениями в ряду допускается в пределах 0,5 - 1 м.
10.2.9. Подбор древесных и кустарниковых пород для снегозащитных насаждений производят с учетом лесорастительных условий каждого конкретного участка насаждений, биологических и снегозадерживающих особенностей деревьев и кустарников, а также требований, указанных в п.10.2.7.
В насаждения не следует вводить березу, культурные плодово-ягодные деревья и кустарники, а также породы, являющиеся очагом распространения грибковых болезней и насекомых - вредителей сельскохозяйственных, плодовых и технических культур.
10.2.10. Породы, используемые для живых изгородей, должны хорошо переносить систематическую стрижку.
Одной из лучших хвойных пород для устройства живых изгородей является ель. Из лиственных пород для устройства живых изгородей рекомендуются: ива белая, вяз обыкновенный, акация желтая, лещина, алыча, лох узколистный, сирень, боярышник, ирга, тамариск. Для создания непроходимых колючих изгородей используют шиповник, боярышник, а в южных районах - гледичию.
Указанный ассортимент пород деревьев и кустарников для живых изгородей является ориентировочным и может быть расширен.
10.2.11. Живые изгороди создают из одной породы. При большом их протяжении через промежутки 500 - 800 м меняют породу во избежание монотонного вида и массового повреждения грибковыми болезнями или насекомыми-вредителями.
В еловых изгородях через каждые 100 - 200 м следует включать перемычки длиной не менее 10 м из лиственных пород в противопожарных целях.
10.2.12. Древесные и кустарниковые породы в лесных полосах и живых изгородях должны размещаться "чистыми" рядами, т.е. каждый рад лесной полосы должен состоять из одной породы деревьев или кустарников. Чередование разных пород в одном ряду как при посадке лесных полос, так и при дополнениях не допускается.
10.2.13. При объемах снегоприноса в пределах 25 - 100 м3/м допускается создавать насаждения с древесным ярусом из одной породы низкокронных деревьев во всех рядах с сохранением кустарниковой опушки.
10.2.14. В связи с возможностью переноса снега под углом по отношению к оси дороги снегозащитные лесные полосы создаются длиннее защищаемого участка дороги на 50 - 100 м. В условиях снегоприноса более 100 м3 эта величина должна быть обоснована расчетом для ветров под углом более 30° с учетом расстояния между лесными полосами и защищаемым участком дороги.
10.2.15. Наиболее простыми и эффективными мероприятиями по повышению работоспособности имеющихся снегозащитных насаждений являются рубки ухода, которые должны производиться в соответствии с Инструкцией по проведению рубок ухода в снегозащитных насаждениях вдоль автомобильных дорог.
10.2.16. В тех случаях, когда вдоль заносимых участков дорог имеются неудовлетворительные по инструкции, составу пород, размещению и другим признакам снегозащитные насаждения, которые нельзя исправить рубками ухода, выполняются мероприятия по их усилению путем увеличения ширины таких насаждений или создания дополнительных лесных полос.
10.2.17. Ширину имеющихся насаждений увеличивают в насаждениях, расположенных на нормальных расстояниях от дороги, соответствующих объему снегоприноса, но имеющих недостаточную густоту по ярусам (насаждения без густой кустарниковой опушки или изреженные в древесном ярусе), и в насаждениях, имеющих плотную конструкцию, но расположенных на расстояниях от дороги, меньших, чем это необходимо для соответствующих объемов снегоприноса.
10.2.18. Увеличение ширины насаждения производит путем посадки или посева с полевой стороны этих насаждений дополнительных рядов деревьев и кустарников.
Количество дополнительных рядов определяется в зависимости от объема снегоприноса и работоспособности имеющихся насаждений. При этом исходят из необходимости обеспечивать плотную конструкцию лесных полос и соответствующее объему снегоприноса расстояние от наветренной опушки насаждений до бровки земляного полотна. Расстояния между дополнительными рядами принимаются в пределах 2,5 - 3,5м.
10.2.19. Плотная конструкция лесных полос обеспечивается посадкой с полевой стороны дополнительной двухрядной кустарниковой опушки, а при изреженности имеющихся насаждений в древесном ярусе - посадкой кустарниковой опушки в сочетании с несколькими рядами низко- и высококронных деревьев.
Таблица 10.2
<*> Закрайкой называется обрабатываемая при создании лесных полос лента земли шириной 1,5 м, примыкающая к полевому опушечному ряду лесополосы.
10.2.20. Расстояние от первого полевого ряда новой наветренной опушки насаждений до бровки земляного полотна дороги должны быть не менее указанных в табл.10.2 и на рис.10.2.
10.2.21. Дополнительные лесные полосы проектируют обычно при объемах снегоприноса 100 м3/м и более в тех случаях, когда имеющиеся насаждения, расположенные на недостаточном удалении от дороги, нецелесообразно усиливать путем увеличения их ширины в связи с необходимостью посадки более шести-семи рядов деревьев и кустарников.
10.2.22. При создании дополнительных лесных полос часто возникает необходимость одновременного усиления имеющихся придорожных насаждений путем увеличения их ширины.
Типовые схемы размещения дополнительных лесных полос в сочетании с усилением соответствующих придорожных насаждений в зависимости от объема снегоприноса показаны на рис.10.2. Величина параметров l1, l2 и d зависит от ширины существующей лесной полосы С, ее расстояния от дороги и ширины дополнительных лесных полос а.
10.2.23. Подготовка почвы под лесные полосы и выращивание снегозащитных лесонасаждений осуществляются с соблюдением региональных требований, предъявляемых к выращиванию защитных лесонасаждений.
10.2.24. Число уходов за почвой (рыхление, культивация, прополка и др.) при создании защитных лесонасаждений вдоль автомобильных дорог устанавливается в зависимости от природной зоны (табл.10.3).
10.2.25. Снегозащитные лесные полосы создаются главным образом посадкой сеянцев или саженцев, а также посевом семян древесных и кустарниковых пород или комбинированным способом (посевом и посадкой). Посев семян производится применительно к установленным схемам посадки (см. рис.10.1) сплошной строчкой или лунками, равномерно распределенными в ряду. Примерные нормы высева и глубины заделки семян указаны в табл.10.4.
Таблица 10.3
10.2.26. Посевы и посадки при необходимости пополняют осенью или весной после первого вегетационного периода. При ширине междурядий 2,5 м пополнение рядов производится во всех случаях, когда расстояние в рядах между прижившимися сеянцами превышает 1 м. В живых изгородях посадки пополняют во всех местах отпада. Пополнение производят лучшим посадочным материалом тех пород, которые отпали, и только в ямки под лопату.
10.2.27. Снегозащитные лесонасаждения, созданные подрядным способом, передаются в эксплуатацию дорожным организациям в 3 - 5-летнем возрасте при сомкнутости крон (в облиственном состоянии) не ниже 90%. В зоне комплексных каштановых почв сомкнутость крон определяется в рядах.
Таблица 10.4
10.3. Декоративное озеленение.
10.3.1. В соответствии с существующими садово-парковыми стилями и местными условиями декоративное озеленение автомобильных дорог выполняется следующими приемами:
регулярным - линейные (аллейные или рядовые) посадки деревьев и кустарников, а также живые изгороди;
ландшафтным или свободным - групповые посадки деревьев и кустарников в увязке с прилегающим к дороге ландшафтом;
смешанным - сочетание регулярных и свободных посадок, а также комплексные посадки у перекрестков, автобусных остановок, путепроводов, у входов в лес и т.п.
10.3.2. Декоративные аллейные насаждения размещают не ближе 6 - 7 м от бровки земляного полотна, а при наличии высоких насыпей и глубоких выемок - не ближе 1 м от подошвы насыпи или бровки выемки. Декоративные насаждения создают так, чтобы древесно-кустарниковые посадки не вызывали заносов на дороге. Живые изгороди, а также плотные ландшафтные группы из деревьев и кустарников, размещенные близко к дороге, проходящей даже в незаносимой насыпи, в ряде случаев могут вызывать снежные заносы, во избежание которых посадки размещают с учетом длины возможных снежных шлейфов, но не ближе 12 - 15 м от земляного полотна. Вместе с тем растения, используемые для озеленения дорог, должны иметь определенные декоративные качества (форму и размеры крон, цвет листьев, общий габитус и др.), позволяющие создавать красивые насаждения.
10.3.3. На подъездах к населенным пунктам и в других местах применяют цветочное оформление в виде рабаток (грядок или полосок), клумб и особенно цветочных пятен, а также участков цветущего газона.
10.3.4. При создании декоративных насаждений и уходе в каждом регионе применяется технология, принятая в зеленом строительстве.
10.4. Противоэрозионное озеленение.
10.4.1. Противоэрозионное озеленение проводят с целью защиты дорог от разрушительного действия растущих оврагов, размыва непосредственно водными потоками, размыва и разрушения селевыми потоками, а также с целью борьбы с оползнями.
Противоэрозионные и противооползневые насаждения создают в каждом случае по специально разработанному проекту.
10.4.2. Приовражные лесные полосы размещают вдоль бровок оврагов и выше вершины на 30 - 50 м.
10.4.3. Ширину приовражных полос принимают от 20 до 50 м в зависимости от изрезанности ложбинами и промоинами прилегающих склонов, а также с учетом общего характера рельефа местности в отношении направления и концентрации поверхностного стока.
10.4.4. Противоэрозионное озеленение оврагов следует сочетать с простейшими гидротехническими сооружениями: обвалованием с целью отвода стока от размываемых вершин, устройством водосборных лотков, запруд и т.п.
10.4.5. Для защиты от размыва откосов дамб и насыпей на затопляемых поймах рек преимущественно применяют посадки местных кустарниковых и древовидных ив, размещая их полосами вдоль откосов в пределах высшего и низшего уровней воды. Посадки проводят весной, начиная от линии высшего уровня воды и продолжая по мере ее спада.
10.4.6. Для защиты дорог от размыва и разрушения селевыми потоками применяют посадку массивных насаждений на селеопасных склонах гор в сочетании с техническими укрепительными мероприятиями.
10.5. Пескозащитное озеленение.
10.5.1. Пескозащитное озеленение производится с целью защиты автомобильных дорог от песчаных заносов путем создания насаждений, закрепления прилегающих к дороге песков посевом трав и установления специального режима использования данной территории.
10.5.2. Пескозащитные насаждения создают в каждом случае по специально разработанному проекту.
10.5.3. При закреплении песков растительностью вспомогательными средствами, приостанавливающими движение песков на период прорастания семян и укрепления корневой системы растений, служат механическая защита, розлив вяжущих материалов или другие способы фиксации поверхности песков.
10.5.4. Растительностью закрепляют барханные и слабозаросшие пески, а также очаги дефляции ("язвы" и котловины выдувания в полузаросших и заросших песках).
10.5.5. Пески закрепляют растительностью:
по обе стороны дороги, если ось ее совпадает с направлением движения песков или составляет с ним угол меньше 30°;
только с наветренной стороны дороги, если пески имеют явно выраженное поступательное движение, направленное под углом больше 30° к оси дороги, и заносы с противоположной стороны невозможны.
10.5.6. При фитомелиорации песков для защиты дорог от заносов пески равномерно заращивают (сплошное облесение).
Сплошное облесение применяют как основной способ закрепления песков всюду, где условия произрастания растений (влажность песков) позволяют создавать достаточно густые насаждения, необходимые для полной остановки движения песков.
Условия произрастания растений оценивают по данным изысканий, по опыту фитомелиоративных работ и по состоянию естественной растительности в ближайших районах со сходными местными условиями.
10.5.7. Сплошное облесение выполняют следующими способами:
на участках, где дорога пересекает подвижные формы или вплотную приближается к ним, всю площадь закрепляемых полос засаживают в один сезон черенками, дичками и сеянцами кустарников с подсевом семян, сооружая механическую защиту или закрепляя битумной пленкой для предохранения растений от выдувания;
на менее опасных участках "блокируют барханы": в первый год проводят посадку черенков и посев семян (без механической защиты или с защитой в небольшом объеме) в межбарханных понижениях и на нижних частях пологих склонов барханов; в следующие годы под защитой этих посадок засеивают вершины барханов, если они не зарастают естественным путем;
наименее опасные участки песков оставляют для самозарастания, создавая для ускорения "очаги облесения" - участки насаждений площадью по 0,1 - 0,5 га на каждые 2 - 3 га песков.
10.5.8. Для предохранения посадок и посевов от выдувания применяют следующие защиты:
механическую устилочно-рядовую укладку камыша или травы поперечными к направлению ветра рядами шириной 25 - 30 см (при продольной укладке камыша или травы в ряду) или 50 - 70 см (при поперечной укладке). Промежутки между рядами делают 2 - 4 м. Ряды закрепляют легкой присыпкой песком и притрамбовывают. Расход материала от 30 до 90 м3/га. Этот вид защиты рекомендуется в районах с ветрами средней силы;
механическую стоячую полульную (полураскрытую), при которой траву или резаный камыш длиной от 25 до 70 см поперечными к ветру рядами или клетками 2 x 2, 3 x 3 или 4 x 4 устанавливают в канавки глубиной 20 - 30 см в виде заборчика толщиной 6 - 8 см, выравнивают вертикально (для полустоячих защит с наклоном по ветру под углом 20 - 25°), присыпают песком и притрамбовывают. Лучшее время установки - декабрь. Расход материала от 60 до 100 м3/га, выработка - 70 - 150 м ряда на 1 чел.-день. Защита этого вида выдерживает сильные ветры. Ее недостаток - иссушение песка, ухудшающее условия развития растений;
временное закрепление поверхности песка жидкообразными вяжущими материалами-фиксаторами. Нормы расхода фиксаторов для закрепления песков, методику определения расхода битумной эмульсии рабочего состава, а также технологию работ принимают в соответствии с действующими положениями.
10.5.9. При выборе растений для закрепления песков целесообразно использовать местные виды, развивающиеся лучше других. Наиболее рационально применять растения, хорошо развивающиеся как на не заросших, так и на заросших песках.
10.5.10. Семена собирают с хорошо развитых, обильно плодоносящих растений, не пораженных болезнями или вредителями. Участки для заготовки семян выбирают по согласованию с органами лесного хозяйства.
10.5.11. Для заготовки черенков выбирают хорошо развитые молодые прямые побеги здоровых молодых растений, имеющие толщину в комле не менее 1 см, а длину 40 - 50 см. Заготовленные в январе-феврале, черенки перед посадкой прикапывают или высаживают, оберегая от пересушивания. Наилучшие результаты дают черенки, срезанные перед началом весеннего движения соков и сразу же высаженные.
10.5.12. Посев семян на песках проводится без подготовки почвы на небольших участках, закрепленных механической защитой. Семена бросают на песок и слегка притрамбовывают. На участках без защиты, в местах, не подверженных выдуванию, семена высевают в лунки: лопатой поднимают слой песка толщиной 2 - 3 см, бросают в лунку несколько семян и присыпают их тем же песком. На больших площадях применяют механизированные способы сева и аэросев с предварительным обескрыливанием семян.
Наилучшие результаты в южных пустынях дают посевы зимой и перед весенними дождями. В северной части пустынной зоны применяют осенние и весенние посевы.
10.5.13. Черенки сажают под меч Колесова, которым делают во влажном песке щель и прижимают опущенный в нее черенок, забивая меч на расстоянии 10 - 15 см от черенка и наклоняя на себя и от себя. Правильно посаженный черенок торчит из песка на 1 - 2 см. Его трудно извлечь из песка. Хорошие результаты дает посадка черенков под лом. Черенок в этом случае не прижимают, а засыпают сухим песком.
Для получения нормальной густоты (800 - 1500 растений на 1 га) посадки проводят с интервалами 1 - 3 или 1 - 2 м, высаживая на 1 га 3 - 5 тыс. черенков. При комбинированных посадках с посевом трав высаживают половинную норму черенков. В северной части пустынной зоны благодаря большой влажности песков можно допускать значительно более густое расположение растений - до 7 - 10 тыс. черенков на 1 га.
10.5.14. Посадка сеянцев и укоренившихся черенков рекомендуется только в местах с особенно неблагоприятными условиями произрастания, где другие способы не дают удовлетворительных результатов. Сеянцы и укорененные черенки, требующие квалифицированного ухода, выращивают в специальных питомниках лесного хозяйства.
Для улучшения приживаемости рекомендуется обмакивать сеянцы и черенки перед посадкой в глинистый раствор с добавкой гетероауксина (0,3 - 0,4 г/л).
10.5.15. Уход за посадками в первый год сводится к защите растений от выдувания. Индивидуальная защита отдельных растений путем пригребания к ним песка, обкладывания травой и тем более глиной не дает желаемого результата, поэтому на участках, подверженных выдуванию, рекомендуется применять закрепление поверхности вяжущими материалами или механическую защиту.
Ремонт в первый год роста посадок проводится после каждого их повреждения. В следующие годы осуществляют пополнение - посадку растений на участках, где они не прижились, и ремонт механической защиты. На второй год обычно приходится вновь засаживать около половины общей площади, а на третий год еще 25%.
Во взрослых насаждениях проводят планомерные выборочные рубки, которые удлиняют срок защитного действия насаждения и охраняют естественный самосев.
10.6. Организация питомников.
10.6.1. Назначение дорожных питомников - выращивать посадочный материал для снегозащитных и декоративных насаждений в виде сеянцев и саженцев. В зависимости от цели и срока продолжительности действия питомники делятся на временные и постоянные.
10.6.2. Временные питомники закладывают на короткий срок (1 - 3 года) размером от 0,5 до 3 га. Постоянные питомники организуются на специально отведенных территориях и предназначаются для выращивания посадочного материала различного ассортимента и возраста.
10.6.3. Выбор места под питомник, план организации питомников и агротехника выращивания посадочного материала производятся в соответствии с действующими нормативными документами Гослескомитета СССР.
10.7 Уход за насаждениями, борьба с вредителями и болезнями растений.
10.7.1. Уход за молодыми снегозащитными лесонасаждениями до возраста, в котором сомкнутость крон деревьев и кустарников достигает 90%, производится в соответствии с Правилами пп.10.2.25 и 11.2.27. В тяжелых лесорастительных условиях уход за почвой в лесных полосах при необходимости должен выполняться ежегодно в течение всей жизни насаждений.
Дальнейший уход за вступившими в работу снегозащитными насаждениями заключается в ежегодной опашке лесных полос на глубину до 20 см по закрайкам шириной 1,5 - 2,5 м и в проведении рубок ухода.
10.7.2. Уход за декоративными насаждениями включает систематическое рыхление почвы и удаление сорняков в пределах приствольных кругов, декоративных групп растений и в живых изгородях, полив насаждений в засушливые периоды, удобрение и подкормку растений, обрезку и стрижку, борьбу с вредителями и болезнями.
10.7.3. Технология работ по уходу за декоративными насаждениями должна соответствовать нормам и правилам, принятым для зеленого строительства в населенных пунктах соответствующего региона.
10.7.4. Борьба с вредителями и болезнями осуществляется путем проведения систематического надзора, а также профилактических и истребительных мероприятий. При этом главной задачей дорожной службы является содержание зеленых насаждений в хорошем санитарном состоянии, а также обеспечение профилактической обработки насаждений, которая должна производиться станциями защиты растений.
10.7.5. При обнаружении массовых заболеваний и вредителей необходимо срочно связаться с местными станциями защиты растений для обработки пораженных участков.
10.8. Учет и охрана насаждений.
10.8.1. Создание придорожных насаждений фиксируют актом приемки работ, составляемым комиссией в составе представителя автодора, упрдора (облдорстроя) в лице инженера-лесовода и представителей дорожного участка - начальника или главного инженера, лесовода, дорожного мастера. В акте записывают дату, место и площадь посадки, схему посадки с указанием пород, характеристики посадочного материала, подготовки почвы, способа посадки и качества выполненных работ.
10.8.2. На основе актов приемки работ посадки регистрируют в инвентаризационной книге дорожной организации, в которой указывают все сведения о приживаемости посадок и проводимых в них в последующие годы работах (уход за почвой, рубка ухода и т.п.), а также данные о состоянии насаждений (на основании инвентаризационных пересчетов, проводящихся периодически через 5 лет).
10.8.3. Молодые посадки до ввода в эксплуатацию подлежат ежегодной инвентаризации по состоянию на 1 октября. При каждой инвентаризации фиксируют состояние посадок, приживаемость деревьев и кустарников и намечают необходимые агротехнические и лесоводственные мероприятия.
10.8.4. После смыкания крон деревьев в снегозащитных насаждениях проводится их очередная инвентаризация и составляется акт о переводе их в действующие снегозащитные насаждения. На основании указанного акта вносятся соответствующие изменения о наличии насаждений в паспорт дороги.
10.8.5. Виновных в уничтожении и порче деревьев и кустарников в защитных и декоративных насаждениях привлекают к ответственности согласно действующим Правилам по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений и существующим законам об охране природы и охраны лесов в СССР и союзных республиках.
- Главная
- "ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. ВСН 24-88" (утв. Минавтодором РСФСР 29.06.88)