в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 28.09.2005 N 1529-р
действует Редакция от 28.09.2005 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 28.09.2005 N 1529-р

I. Обоснование соответствия проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

В условиях сохранения высокого уровня угрозы техногенного и природного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций для устойчивого социально-экономического развития страны одним из важных элементов обеспечения национальной безопасности России является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов.

Проблема заключается в обеспечении снижения рисков чрезвычайных ситуаций и потерь человеческого, природного и экономического потенциала путем концентрации материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях создания условий безопасной жизнедеятельности и координации действий федерального центра и субъектов Российской Федерации.

С 2000 по 2005 годы решение задач в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций осуществлялось в соответствии с федеральной целевой программой "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" (далее - программа). В ходе ее реализации был получен положительный опыт решения проблемы обеспечения комплексной безопасности в стране программно-целевыми методами с участием 15 федеральных органов исполнительной власти и всех субъектов Российской Федерации.

В рамках программы выполнено более 100 научно-исследовательских работ, подготовлено более 30 нормативных документов в сфере обеспечения природно-техногенной безопасности.

Создана система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведена реконструкция центров мониторинга и прогнозирования Северо-Западного и Сибирского региональных центров. В 2005 году завершается реконструкция Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования, центров мониторинга и прогнозирования Центрального, Южного, Дальневосточного, Приволжско-Уральского региональных центров и Кемеровской области.

Разработана и апробирована в Вологодской области и Сибирском федеральном округе дистанционная вертолетная система дробления льда и уничтожения ледовых заторов с использованием фюзеляжного раскладчика зарядов, что позволяет более эффективно предотвращать зимние наводнения, обусловленные образованием ледовых заторов.

Разработан и издан Атлас природных и техногенных опасностей и рисков на территории Российской Федерации.

Началась работа по созданию единых дежурно-диспетчерских служб, разработаны их типовые технические проекты для городов с различной численностью населения.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обеспечивало координацию деятельности в субъектах Российской Федерации, включая разработку и реализацию региональных целевых программ в сфере снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Предварительные итоги реализации программы свидетельствуют о том, что не весь ее потенциал был реализован в полном объеме. В первую очередь это связано со следующими факторами:

изменение структуры потенциальных источников возникновения кризисных и чрезвычайных ситуаций;

недостаток ресурсов, необходимых для достижения прогресса и устойчивой положительной динамики в решении основных задач программы;

недостаточная эффективность механизмов, применяемых для решения ключевых задач программы в условиях модернизации системы государственного управления (перераспределения функций в сфере защиты населения и экономики от чрезвычайных ситуаций между органами государственной власти и органами местного самоуправления);

отсутствие эффективных механизмов стимулирования привлечения дополнительных ресурсов, в том числе внебюджетных средств;

отсутствие эффективной практики применения механизмов гражданской и имущественной ответственности по обстоятельствам возникновения чрезвычайных ситуаций и причинения ущерба гражданам, окружающей среде и социальной инфраструктуре, стимулирования добровольных обязательств бизнеса и корпоративной ответственности.

Несмотря на указанные недостатки, реализация программных мероприятий позволила обеспечить разработку основных элементов правового регулирования в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций и координацию действий федеральных органов государственной власти в сфере их ответственности. Программа обеспечила базовые условия, необходимые для реализации неотложных мер в отношении критически важных объектов во исполнение решений совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу о мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений (протокол от 13 ноября 2003 г. N 4).

В решении указанного заседания отмечено, что в современных условиях негативные факторы техногенного и природного характера представляют одну из наиболее реальных угроз для обеспечения стабильного социально-экономического развития страны, а существующая государственная система управления не в полной мере соответствует спектру угроз национальной безопасности Российской Федерации.

В связи с этим была поставлена задача корректировки и продления до 2010 года программы с учетом включения в ее состав таких направлений, как системные исследования, обеспечение пожарной безопасности, обеспечение техногенной и информационной безопасности объектов и населения, а также их защиты от негативных природных явлений (в том числе землетрясений и цунами), обеспечение безопасности объектов жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, совершенствование систем физической защиты и охраны объектов, системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, централизованного оповещения населения и связи, а также гражданской обороны. Данные обстоятельства потребовали разработки новой программы.

С учетом разграничения функций и ответственности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" (далее - Программа) направлена на создание условий для уменьшения рисков чрезвычайных ситуаций, реализацию превентивных мер, а также мероприятий по ликвидации причиненного и накопленного ущерба.

Важным приоритетом Программы является привлечение и расширение участия институтов бизнеса и гражданского общества в реализации проектов и программ безопасного развития.

Источниками чрезвычайных ситуаций являются стихийные природные явления, природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности либо связанные с накопленным экологическим ущербом, а также крупные техногенные аварии и катастрофы.

Значительную угрозу для населения и объектов экономики страны представляют сейсмические опасности, так как более 25 процентов территории Российской Федерации с населением 20 миллионов человек может подвергаться землетрясениям силой 7 баллов и выше. На сейсмоопасных территориях находится большое количество критически важных объектов и жилых зданий, которые имеют дефицит сейсмостойкости в 2-3 балла, что в случае сильного землетрясения может привести к их серьезным разрушениям.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует свыше 2,5 тыс. химически опасных объектов, более 1,5 тыс. радиационно опасных объектов, 8 тыс. пожаро- и взрывоопасных объектов, более 30 тыс. гидротехнических сооружений и других объектов. Большая часть этих объектов представляет не только экономическую, оборонную и социальную значимость для страны, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на этих объектах проживает свыше 90 миллионов жителей страны.

Статистика пожаров в Российской Федерации за последние 5 лет свидетельствует о том, что количество пожаров сохраняется на уровне около 250 тысяч в год. Вместе с тем продолжает увеличиваться число крупных пожаров в жилом секторе и на объектах экономики.

Социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства.

Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями и пожарами, а также техногенные аварии являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики страны и, как следствие, для устойчивого развития и национальной безопасности России.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 28.09.2005 N 1529-р