Последнее обновление: 15.03.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи

- Главная
- ПРИКАЗ Росстроя от 18.11.2004 N 220 "О СОЗДАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОДСИСТЕМ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ"

ПОЛОЖЕНИЕ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ "ЗАЩИТЫ ГОРОДОВ, НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ОТ АВАРИЙ, КАТАСТРОФ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ"
1.1. Настоящее Положение разработано во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и определяет принципы построения, состав сил и средств функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Агентство), порядок выполнения задач и взаимодействие основных ее элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС).
1.2. Функциональная подсистема РСЧС Агентства предназначена для организации работы в области обеспечения защиты городов и населенных пунктов Российской Федерации от воздействия опасных природных и техногенных процессов, безопасности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству, обеспечения участия сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС в составе сил постоянной готовности Федерального уровня РСЧС (постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций").
2. Задачи подсистемы2.1. Обеспечение готовности к действиям органов управления сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС.
2.2. Осуществление организационно-технических мероприятий, направленных на защиту городов, населенных пунктов от аварий, катастроф и стихийных бедствий и участие в их ликвидации.
3. Функции подсистемы3.1. Разработка методов проектирования, строительства и эксплуатации объектов в районах с экстремальными условиями, методов и средств изучения, оценки и прогнозирования опасных природных и техногенных процессов, разработка новых и совершенствование существующих методов инженерной защиты территорий.
3.2. Подготовка предложений по нормативному обеспечению строительства и инженерной защиты объектов в экстремальных условиях.
3.3. Расчет ущерба, причиненного объектам и имуществу граждан вследствие ЧС, расчет потребностей в материальных ресурсах, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также для полного восстановления объектов, которым нанесен ущерб.
3.4. Организация и осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав отрасли.
3.5. Обеспечение участия специализированных строительно-монтажных и проектных организаций в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС.
3.6. Участие аварийно-спасательных формирований и иных формирований, оснащенных специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами в зоне ЧС;
3.7. Координация и руководство восстановительными работами в зонах ЧС.
3.8. Оперативное реагирование при угрозе и возникновению ЧС, своевременная выработка основных решений по ее предупреждению и ликвидации, привлечению необходимых сил и средств, финансовых и материальных ресурсов.
3.9. Организация связи и взаимодействия подсистемы со специально уполномоченными органами России по охране окружающей среды и средствами массовой информации.
4. Структура подсистемы4.1. Функциональная подсистема РСЧС Агентства действует на федеральном, региональном, территориальном, местном уровнях управления.
Все уровни управления имеют координирующие органы; постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные решать задачи предупреждения и ликвидации ЧС; силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС; систему связи, оповещения и информационного обеспечения центрального аппарата Агентства, резервы финансовых и материальных средств.
Принципиальная схема организации функциональной подсистемы РСЧС Агентства и ее место в общей структуре РСЧС приведены в приложение N 1.
4.2. Основу управления в функциональной подсистеме РСЧС составляют координирующие органы, постоянно действующие органы управления и органы повседневного управления.
4.3. Координирующими органами являются:
на федеральном уровне в Агентстве - Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - Комиссия);
на территориальном уровне (в пределах территории субъектов Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
на местном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления.
4.4. Основными задачами Комиссии являются:
разработка предложений по совершенствованию функциональной подсистемы в целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
координация деятельности органов управления и сил функциональной подсистемы;
обеспечение согласования действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС;
подготовка специальных информационных материалов, необходимых для работы по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.
4.5. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы РСЧС являются:
в центральном аппарате Агентства - управления Агентства (в части, касающейся ЧС), Управление жилищно-коммунального хозяйства Агентства, государственное учреждение "Управление горного надзора и военизированных горноспасательных частей" (далее - ГУ "Управление ГН и ВГСЧ").
Функции постоянно действующих органов управления функциональной подсистемы Агентства по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС приведены в приложение N 4.
4.6. Органами повседневного управления являются:
в центральном аппарате Агентства - центральный диспетчерский отдел;
в ГУ "Управление ГН и ВГСЧ" - рабочий аппарат при начальнике Управления;
в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - территориальные диспетчерские отделы и диспетчерские пункты служб ЖКХ муниципальных образований.
4.7. В состав сил и средств функциональной подсистемы в Агентстве входят:
силы постоянной готовности - военизированные горноспасательные подразделения горноспасательной службы в транспортном строительстве. Их состав и органы управления приведены в приложение N 2 <*>;
<*> Приложение N 2 не приводится.
силы и средства наблюдения и контроля за состоянием потенциально опасных и технически особо сложных объектов строительного комплекса;
штатные и нештатные (создаваемые по решению руководителей организаций и объектов строительного комплекса на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений) аварийно-спасательные формирования, невоенизированные формирования ГО и специальные формирования.
4.8. Информационное обеспечение деятельностью функциональной подсистемой осуществляется органами повседневного управления центрального аппарата Агентства и организациями строительного комплекса. Структура информационного обеспечения функциональной подсистемы РСЧС Агентства приведена в приложение N 3 <*>.
<*> Приложение N 3 не приводится.
4.8.1. Основными задачами информационного обеспечения являются:
сбор и обработка данных о фактах нарушения нормального режима работы предприятий строительного комплекса, о происшедших (возникших) ЧС в городах и населенных пунктах и ходе работ по их ликвидации;
обмен информацией между органами управления функциональной подсистемы РСЧС Агентства;
взаимодействие с информационно-управляющей системой РСЧС.
4.8.2. Порядок сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и приказа Агентства от 22 октября 2004 г. N 134 "О предоставлении в Минпромэнерго России оперативной и текущей информации о чрезвычайных ситуациях на объектах жизнеобеспечения населения".
4.8.3. Порядок представления информации с индексом "ЧС" установлен следующий:
информация от организаций по имеющимся средствам связи через оперативные дежурно-диспетчерские службы немедленно доводится до территориальных органов управления РСЧС (по подчиненности) с последующим подтверждением по факсу (телетайпу) и передается через центральный диспетчерский отдел Агентства, где данные обобщаются и докладываются руководителю Агентства, председателю Комиссии Агентства через оперативного дежурного Агентства для принятия оперативных решений; управления центрального аппарата Агентства информируются об этом в части их касающейся;
с получением информации оперативный дежурный Агентства немедленно докладывает ее руководителю Агентства, председателю Комиссии, оперативному дежурному МЧС России и действует в соответствии с полученными распоряжениями.
4.8.4. Письменные донесения (доклады) подписывают соответствующие руководители или должностные лица, которым в установленном порядке предоставлено это право.
4.8.5. Сокрытие, несвоевременное предоставление должностными лицами заведомо ложной информации в области предупреждения и ликвидации ЧС влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Режим функционирования подсистемы и осуществляемые мероприятия5.1. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением Правительства Российской Федерации, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов, в котором может находиться функциональная подсистема РСЧС Агентства:
режим повседневной деятельности - при нормальной строительно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности - при ухудшении строительно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
режим ЧС - при возникновении и во время ликвидации ЧС.
5.2. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании подсистемы РСЧС, являются:
5.2.1. В режиме повседневной деятельности:
осуществление наблюдения за состоянием окружающей среды и прогнозирование ЧС;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
участие в разработке и реализации целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
планирование действий органов управления и сил функциональной подсистемы, организация подготовки и обеспечения ее деятельности;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
проведение в пределах полномочий Агентства государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
осуществление в пределах своих полномочий контроля за необходимыми видами страхования;
ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.
5.2.2. В режиме повышенной готовности:
усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил функциональной подсистемы на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;
уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов созданных для ликвидации ЧС.
5.2.3. В режиме ЧС:
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС;
проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств функциональной подсистемы;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.
6. Финансирование и создание резервов6.1. Финансирование мероприятий по предупреждению ЧС, созданию функциональной подсистемы РСЧС Агентства, содержанию органов управления, уполномоченных решать задачи предупреждения и ликвидации ЧС, осуществляется:
в центральном аппарате Агентства - за счет средств Агентства;
в отраслевых структурах управления, на предприятиях и в организациях, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, - за счет собственных средств.
6.2. Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС проводится за счет средств предприятий и организаций, попавших в зоны ЧС, средств Агентства, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
6.3. При отсутствии или недостаточности средств на финансирование мероприятий по ликвидации ЧС из перечисленных в пункте 6.2источников, готовится обоснование в МЧС России с просьбой о выделении средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
6.4. Для экстренного привлечения необходимых средств для ликвидации ЧС создаются резервы финансовых и материальных ресурсов (постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"):
центральный аппарат Агентства по эти вопросам осуществляет методическое руководство и контроль;
резервы финансовых и материальных ресурсов предприятий и организаций формируются за счет собственных средств.
Создание резервов осуществляется путем выделения из соответствующих бюджетов средств, предусмотренных на предупреждение и ликвидацию ЧС, средств страховых взносов, полученных в результате целевых видов страхования риска от особо крупных аварий и катастроф, фиксированных объемов продовольственных, медицинских и других материально-технических ресурсов, ежегодно выделяемых для этих целей.
7. Планирование в рамках подсистемы7.1. Планирование действий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется с целью максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае возникновения ЧС и проводится на всех предприятиях и в организациях, входящих в их состав.
Объем и содержание планируемых мероприятий определяются, исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
7.2. Организационно-методическое руководство планированием действий по предупреждению и ликвидации ЧС в рамках функциональной подсистемы осуществляется Агентством на основе указаний МЧС России.
7.3. Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС Агентства, акционерных обществ и компаний, предприятий и организаций строительного комплекса разрабатываются соответствующими постоянно действующими органами управления по делам ГО и ЧС и утверждаются соответственно Агентством, руководителями АО, АК, предприятий и организаций.
7.4. Взаимодействие функциональной подсистемы РСЧС Агентства с МЧС России осуществляется:
в повседневной деятельности - при согласовании нормативно-правовых актов, методических и других материалов по функционированию подсистемы РСЧС и их практической реализации;
в ЧС - при согласовании возможного привлечения сил постоянной готовности МЧС России к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в городах, населенных пунктах и необходимости совместных действий по ликвидации ЧС.
- Главная
- ПРИКАЗ Росстроя от 18.11.2004 N 220 "О СОЗДАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОДСИСТЕМ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ"