Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ВСН 49-86. УКАЗАНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ" (утв. Минавтодором РСФСР от 02.04.86)
3. Применение синтетических материалов для усиления земляного полотна и нижних слоев дорожной одежды
3.1.1. Принимаемые решения по введению в дорожную конструкцию прослоек из рулонных синтетических материалов должны обеспечивать максимальное использование комплекса их эксплуатационных свойств для полной реализации возможностей СМ как армирующих, дренирующих (гидроизолирующих) и защитных элементов.
В зависимости от конкретных условий строительства и ставящихся целей такие прослойки устраивают в верхней части дорожных конструкций (пп. 3.1.2 - 3.1.9) или в нижней части (основании) земляного полотна (пп. 3.1.10 - 3.1.14).
3.1.2. Усиление верхней части земляного полотна, нижних конструктивных слоев дорожной одежды и обочин направлено на повышение прочности дорожной конструкции. Оно может выполняться введением армирующей прослойки СМ тканого и нетканого типов, если их характеристики соответствуют требованиям табл. 2.2. Основные конструктивные решения приведены на рис.1 <*>.
<*> Рисунки не приводятся.
Рис. 1. Прослойки из CM в верхней части дорожных конструкций:
3.1.3. При армировании с одновременным улучшением условий дренирования прослойки СМ укладывают на всю ширину земляного полотна на контакте между песчаным дренирующим слоем и грунтом (рис. 1, а). При повышенной влажности грунтов земляного полотна возможно устройство одновременно двух прослоек из СМ (на поверхности земляного полотна и на глубине 0,5 - 0,8 м) с объединением их в обойму (рис. 1, б). В таких случаях следует использовать СМ нетканого типа, удовлетворяющие дополнительным требованиям п. 5.1.5, а при расчете учитывать положения п. 5.2.
3.1.4. При армировании верхней части дорожных конструкций, если одновременно не ставят цели улучшения условий дренирования, СМ укладывают непосредственно под нижний слой основания дорожной одежды только в пределах ширины проезжей части (рис. 1, в). К СМ в этом случае предъявляют дополнительные требования по деформативности (п. 3.2.2).
3.1.5. Если основание дорожной одежды представлено крупнофракционным материалом (щебень, гравий, шлак), прослойка СМ дополнительно выполняет защитные функции (см. п. 1.3). В этом случае можно не устраивать защитные слои из традиционных дорожно-строительных материалов, рекомендуемых п. 2.39 Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа BCН 46-83, Минтрансстрой СССР. М.: Транспорт, 1985 г. К СМ предъявляют дополнительные требования по сопротивляемости местным повреждениям (см. п. 2.2) и деформативности (п. 3.2.3).
При небольшой распределяющей способности дорожной одежды (дороги с переходным типом покрытия) и отсутствии необходимости выполнения СМ других функций возможно устройство защитных прослоек только в пределах полос наката (рис. 1, г). Такое решение не следует применять, если грунт под СМ имеет повышенную влажность.
3.1.6. Прослойки СМ в качестве защитных целесообразно использовать также для обеспечения принятой технологии устройства слоя основания - п. 3.1.7 (песчаного дренирующего слоя - п. 5.1.2), улучшения работы сборных железобетонных покрытий - п. 3.1.8.
3.1.7. Защитные прослойки из СМ для обеспечения принятой технологии устройства основания целесообразны в сложных условиях строительства: грунты земляного полотна повышенной влажности, значительная интенсивность движения в период строительства. Они выполняют свои функции только в период строительства дороги и могут создаваться из относительно недолговечных рулонных материалов - несинтетических или включающих в значительном объеме несинтетические компоненты. В частности, защитные прослойки на период строительства могут быть устроены из дешевых рулонных бумажных материалов (приложение 6).
3.1.8. Защитные прослойки из СМ под швами сборных железобетонных плит позволяют исключить выплески песка из-под плит при нарушении его динамической устойчивости, предотвратить размыв песка под швами и кромками покрытия. Полосы СМ, шириной не менее половины ширины плиты, укладывают как под продольные, так и под поперечные швы, причем в последнем случае их выводят на откосную часть (рис. 1, д). Следует применять нетканые СМ толщиной более 3,5 мм, с коэффициентом фильтрации более 50 м/сут и прочностью более 70 Н/см.
Прослойки из СМ при двухстадийном строительстве устраивают на второй стадии после завершения консолидации грунта при перекладке плит. На дорогах IV категории они заменяют монтажный слой из песко-цемента и основание из песчано-гравийной смеси при обеспеченной морозоустойчивости конструкции.
3.1.9. Прослойки из СМ для укрепления обочин применяют в качестве армирующих, защитных, дренирующих элементов. Их укладывают только в пределах краевой укрепительной полосы (рис. 1, е), если нет необходимости в выполнении ими дренирующих (гидроизолирующих) функций и не ставится задача защиты обочины от эрозии, или в противном случае на всю ширину обочины с выводом на откосную часть (рис. 1, ж). Для обеспечения лучших условий работы конструкции укрепления обочины допустимо в отдельных случаях устраивать прослойки СМ с обратным уклоном (рис. 1, з), если это не будет способствовать дополнительному увлажнению земляного полотна (например, укладка СМ, водопроницаемых только в направлении, нормальном к плоскости полотен (сетки, тканые CM) - на водопроницаемое основание).
При выборе места расположения СМ в конструкции укрепления обочин (уровень заложения, размещение по ширине) следует учитывать положения пп. 3.1.2 - 3.1.6 Указаний. Если применяемый СМ выполняет функции гидроизолирующей прослойки и занимает не менее 2/3 ширины обочины, при расчете дорожной одежды проезжей части величина расчетной влажности грунтов земляного полотна может быть снижена на 0,04 (в долях от W_т во II - III и на 0,02 в IV - V дорожно-климатических зонах.
3.1.10. При строительстве постоянных и временных дорог в районах распространения слабых грунтов (торф, переувлажненные минеральные грунты) целесообразно применение прослоек из СМ в качестве армирующих, дренирующих и защитных элементов в нижней части (основании) насыпей, параметры которых выбираются согласно положениям действующих документов. Их устройство позволяет снизить объемы земляных работ (исключение в ряде случаев необходимости удаления слабых грунтов, сокращение расхода привозных грунтов), обеспечить устойчивость основания и откосов насыпей, сократить сроки консолидации основания дорог. Устройство прослоек также исключает (уменьшает) взаимопроникновение материалов насыпи и грунта основания, улучшает условия отсыпки и уплотнения насыпи, что облегчает технологию производства работ, сокращает потери материала насыпи.
Рис. 2. Прослойки из CM в нижней части и основании насыпи постоянных (а, б) и временных (а, г, д) дорог:
3.1.11. При устройстве насыпей постоянных дорог для решения задачи ускорения консолидации грунтов (уменьшения сроков до устройств покрытия) применяют нетканые иглопробивные СМ толщиной более 3,5 мм (толщина под нагрузкой от веса насыпи не менее 2 мм), отвечающие требованиям по водопроницаемости. Прослойку из СМ устраивают непосредственно на слабом грунте - по всей ширине подошвы насыпи с запасом не менее 1,0 м в каждую сторону (рис. 2, а). Полотна СМ укладывают с перекрытием в, назначаемым с учетом осадки насыпи (в = 0,15 + 0,2S, м), рассчитанной в соответствии с действующими нормативными документами. Ориентировочные значения осадок S (м) для насыпей высотой 2 - 3 м, возводимых на болотах глубиной до 8 м приведены в табл. 3.1.
Подобное решение рекомендуется применять, если коэффициент фильтрации песка нижней части насыпи менее 1 м/сут. Расчетную степень консолидации основания, по достижении которой допустимо устройство покрытия, можно в этом случае снизить до 0,95 от требуемой нормами для дорог не выше III категории.
Таблица 3.1
Группа болота, м | Материал основания | |
Плотные торфы (коэффициент пористости до 15) | Высокопористые торфы (коэффициент пористости более 15) | |
2 | 0,5 | 0,9 |
4 | 1,0 | 1,5 |
6 | 1,5 | 2,0 |
8 | 2,0 | 2,5 |
3.1.12. Обеспечение устойчивости основания и откосов постоянных дорог достигается путем увеличения жесткости нижней части насыпи. В этом случае должна быть обеспечена равнопрочность устраиваемой прослойки из СМ в поперечном направлении (п. 3.3.4). CM укладывают в один или в два слоя, объединяя их в обойму (рис.2, б). Устойчивость откосов оценивают по методике п. 3.2.7.
3.1.13. Конструкции по рис. 2, а, б применяют на дорогах II - V категорий на болотах I, II типов, а для дорог I категории с асфальтобетонным покрытием на болотах I типа. Минимальную высоту насыпи назначают из условий снегозаносимости, возвышения низа дорожной одежды над уровнем поверхностных вод и исключения упругих колебаний от проходящего транспорта.
Нижняя часть насыпи постоянных дорог может быть возведена при применении СМ из местных грунтов в следующих случаях:
на дорогах III - V категории на болотах I, II типов. Местный грунт связный с К_w <= 1,2 (K_w - коэффициент переувлажнения, отношение фактической влажности к оптимальной). СМ укладывают на поверхность местного грунта (аналогично рис. 2, г);
на дорогах IV - V категорий на болотах I, II типов. Местный грунт связный с K_w>1,2 или торф сильноразложившийся влажностью до 400 - 500%. Местный грунт заключают в замкнутую обойму (см. рис.2, б).
Толщину верхней части насыпи назначают в этих случаях расчетом исходя из исключения упругих колебаний от проходящего транспорта, но не менее 1,0 м для дорог с асфальтобетонным и 1,2 м с цементобетонным покрытием. Толщину нижней части насыпи назначают из условия возвышения низа дорожной одежды над уровнем поверхностных вод или поверхности слабого основания с учетом осадки насыпи.
3.1.14. При устройстве временных автомобильных дорог, подъездов, обеспечении проезда на период строительства в сложных грунтово-гидрологических условиях СМ укладывают непосредственно на основание (рис. 2, в), в нижней части насыпи (см. рис. 2, г) или на лежневой настил, фашинную выстилку (рис. 2, д). При этом:
насыпь по рис. 2, д устраивают на болотах I типа глубиной до 4 м, сложенных плотным торфом, на минеральных грунтах повышенной влажности, если толщина насыпи по условию обеспечения проезда (п. 3.1.15) превышает осадку насыпи за период эксплуатации не менее чем на 0,2 м (на подтопляемых участках - не менее чем на глубину поверхностных вод + 0,2 м). При возможности подтопления целесообразно отгибать край СМ на откос с анкеровкой его в теле насыпи;
насыпь на рис. 2, г устраивают па глубоких болотах I типа, сложенных торфом малой и средней влажности, на болотах II типа и в перечисленных выше случаях, когда условие превышения толщины насыпи над осадкой за период эксплуатации не соблюдается. Нижняя часть насыпи может быть отсыпана из местного торфяного грунта с обязательным его уплотнением;
Таблица 3.2
Примечание. Общая продолжительность периодов эксплуатации дороги с названной интенсивностью до одного года; меньшие значения толщин принимают для насыпей из песчано-гравийных смесей оптимального состава, большие - для насыпей из мелких непылеватых песков.
насыпь толщиной 0,6 - 0,7 м по рис. 2, д устраивают на болотах II - III типов, сложенных сильносжимаемым слаборазложившимся торфом и на болотах сплавинного типа.
Минимальную толщину насыпей (см. рис.2, в, г) по условию обеспечения проезда (h_п) назначают по расчету или ориентировочно по табл. 3.2.
3.1.15. Параметры конструкций по пп. 3.1.13 и 3.1.14 принимаются согласно рекомендаций <**> и настоящих Указаний.
3.2. Методика расчета3.2.1. Расчет дорожных конструкции с армирующими и защитными прослойками из СМ в верхней части (активная зона земляного полотна, нижние конструктивные слои дорожной одежды, обочины) проводят в два этапа. На первом этапе рассчитывают конструкцию без прослоек. При этом:
дорожную одежду проезжей части дороги рассчитывают в соответствии с Инструкцией по проектированию дорожных одежд нежесткого типа ВСН 46-83 Минтрансстроя СССР. М.: Транспорт, 1985, с учетом п.3.1.9 Указаний;
конструкции укрепления обочин рассчитывают по Техническим указаниям по укреплению обочин автомобильных дорог ВСН 39-79 Минавтодора РСФСР. М.: Транспорт, 1980.
На втором этапе после назначения вида материалов, количества и толщин слоев проводят корректировку (уменьшение) толщин, соответствующую усилению конструкции и результате применения СМ (пп. 3.2.2 - 3.2.5 Указаний). При этом:
оценивают по пп. 3.2.2 и 3.2.3 соответствие применяемого СМ требованиям по деформативности;
выполняют расчеты по п. 3.2.3 (защитные прослойки) и по п. 3.2.4 (армирующие прослойки - перерасчет толщин слоев);
оценивают по п. 3.2.5 соответствие прочности СМ действующим в конструкции напряжениям.
При уменьшении толщин слоев проводят также повторный расчет дорожной одежды по сопротивлению сдвигу в грунтах, слабосвязных материалах и сопротивлению растяжению при изгибе монолитных слоев в соответствии с ВСН 46-83, причем при расчете дорожной одежды по сопротивлению сдвигу (п. 3.36 и 3.42 ВСН 46-83) величину активных напряжений сдвига в грунте, расположенном непосредственно под армирующей или защитной прослойкой из СМ (грунт земляного полотна, песок подстилающего слоя), уменьшают в 1,2 раза. Предварительно проводят расчет дренирующего слоя с CM из условия осушения по п. 5.2, если СМ выполняют функцию дренирования.
3.2.2. Корректировку толщин и количества слоев дорожной одежды проводят по п. 3.2.4, если СМ выполняют функции армирующих прослоек при условии, что Е_см не менее 350 Н/см и удовлетворяется неравенство
0,01 - коэффициент приведения размерностей;
f - коэффициент, зависящий от методики определения Е_см (f=2 - для методики приложения 1А, f = 1 - для методики приложения 1Б и других методик, предусматривающих проведение испытаний в условиях сложного напряженного состояния);
Е_см - условный модуль упругости СМ, принимаемый по результатам - испытаний или приложению 5, Н/см;
дельта - толщина синтетического материала, см;
Е_0 - модуль упругости на поверхности лежащих под СМ грунтовых слоев (см. п. 3.2.4), МПа.
3.2.3. Если 150 <= Е_см < 350 Н/см и прослойку из СМ укладывают на контакте "крупнофракционный материал (щебень, гравий) - грунт", модуль упругости на поверхности грунта без расчета повышают в 1,2 раза. Корректировку толщин в этом случае не выполняют, а конечный эффект от применения СМ выражают в увеличении межремонтных сроков службы (п. 7.6).
3.2.4. Корректировку толщин проводят следующим образом:
приводят к двухслойной назначенную согласно ВСН 46-83 конструкцию дорожной одежды (рис. 3, а), границей между слоями которой является прослойка СМ (рис. 3, б). Верхний слой имеет параметры (обозначения по рис. 3):
Рис. 3. Схемы к расчету по п. 3.2
Рис. 4. Номограмма к расчету по п. 3.2
Нижний слой имеет модуль упругости Е_0, равный модулю упругости на поверхности лежащих под СМ грунтовых слоев. Значение Е_0 находят по номограмме (рис. 4). При укладке СМ непосредственно на поверхность земляного полотна Е_0 равен модулю упругости грунта земляного полотна;
определяют общий модуль упругости на поверхности покрытия дорожной одежды:
Е_Общ(а) = Е_Общ/альфа_1(2), где альфа_1(2) - коэффициент усиления, принимаемый по табл. 3 приложения 2 при известных значениях Е_ср, Н, Е_см, Е_0, D (D = 37 см);
уменьшают толщину одного из слоев дорожной одежды до соблюдения условия Е_Общ(а) = Е_тр, так как Е_Общ(а) > Е_Общ >= Е_тр. Для этого исходя из нового значения модуля упругости на поверхности покрытия Е_Общ(а) последовательно сверху вниз с использованием номограммы (см. рис. 4) определяют значения модулей упругости на поверхности каждого слоя дорожной одежды вплоть до слоя, толщину которого предполагается уменьшить. По той же номограмме находят его условную толщину h_i при найденном новом (увеличенном) значении модуля упругости на поверхности этого слоя и скорректированное значение этой толщины h_i из выражения
Последовательность расчета показана в приложении 3А.
3.2.5. Проверку прочности прослойки СМ проводят во всех случаях (независимо от величины Е_см и выполняемых СМ функций) на действие строительных н эксплуатационных нагрузок в соответствии с критерием
сигма_а, R_расч - соответственно напряжения, возникающие в СМ от действия колесной нагрузки, и расчетное значение прочности СМ, МПа;
0,01 - коэффициент приведения размерностей;
1,9 - коэффициент, зависящий от соотношения коэффициентов Пуассона грунта мю_о и СМ мю_см (принято мю_о = мю_см = 0,3);
P - удельное давление от колеса расчетного автомобиля, МПа; Е_0 - см. п. 3.2.2;
эпсилон - безразмерный параметр (табл. 2 приложения 2);
К_р - коэффициент, определяемый из выражения К_р = K_n/m при значении K по п. 2.2.4;
n = 0,7 для полиамидных и полиэфирных, n = 0,4 для полипропиленовых СМ (вводится, если СМ выполняют функции армирующей прослойки);
m = 1,2 (вводится при укладке СМ на контакте крупнофракционный материал - грунт);
R_p - прочность СМ по результатам испытаний (приложение 1А, Б), Н/см;
дельта - толщина прослоек СМ.
При проверке прочности на действие строительных нагрузок принимают К = 1, а параметры Н_a и Е_ср(а) (см. сноску к табл. 2 приложения 2) - равными параметрам отсыпаемого непосредственно на СМ слоя.
3.2.6. Расчет насыпей на слабом основании с прослойкой из СМ на контакт "насыпь - слабое основание" выполняют в соответствии с действующими нормативными документами, руководствуясь также дополнительными положениями:
при расчете дорожных одежд расчетное значение относительной влажности слабого грунта основания может быть уменьшено на 5 - 10%;
расчетную степень консолидации основания назначают с учетом п. 3.1.11;
при применении CM для обеспечения устойчивости основания и откосов (п. 3.1.12) расчет устойчивости откосов проводят с учетом армирующего действия СМ (пп. 3.2.7, 3.2.8, 4. 2) и оценивают соответствие механических характеристик СМ условиям его применения (пп. 3.2.9, 3.2.10).
3.2.7. Коэффициент запаса устойчивости откосов насыпи с прослойкой СМ на слабом основании насыпи рассчитывают по формуле
дельта p_i - предельное значение растягивающих напряжений для грунта (п. 4.2.3);
n, дельта - количество и толщина прослоек СМ;
R_дл - длительная прочность СМ (п. 3.2.8);
P_i = гамма, F_i, B - вес каждого из блоков, на которые разбивается откос над поверхностью скольжения;
F_i, В, гамма_i, L_i - соответственно площадь, толщина, удельный вес грунта блоков и длина поверхности скольжения в их пределах;
бета_i - угол наклона поверхности скольжения в пределах i-го блока.
Если прослойки СМ расположены также в теле насыпи, расчет выполняют по п. 4.2 Указаний, заменяя сигма_р на R_дл для прослойки, расположенной в основании насыпи.
3.2.8. Значения длительной прочности СМ R_дл (по п. 3.2.7) назначают по результатам испытаний (см. приложение 1В). При использовании данных приложения 5 за R_дл принимают: для нетканых иглопробивных CM - 1,2 сигма_д, для остальных - сигма_д. Для СМ, не вошедших в таблицу приложения 5, можно ориентировочно принимать:
для тканых материалов, жестких сеток из полиамидного, полиэфирного сырья R_дл = 0,7 R_p/дельта, полипропиленового R_дл = 0,4R_р/дельта;
для нетканых иглопробивных СМ из полиамидного, полиэфирного сырья R_дл = 0,5R_р/сигма, полипропиленового R_дл = 0,2R_р/дельта, R_р - предел прочности СМ, определяемый по приложению 1А.
В любом случае величина R_дл не должна превышать значения KR_p/дельта (см. п. 2.2.4).
3.2.9. Приближенную оценку соответствия механических характеристик СМ, отвечающих требованиям табл. 2.2, условиям применения для нетканных иглопробивных и других сильно деформируемых материалов (эпсилон_0 >= 30%) выполняют в соответствии с выражением
f - см. п. 3.2.2; m_1,
H - соответственно заложение откоса и высота насыпи;
S - осадка насыпи, определяемая по действующим нормативным документам;
эпсилон_0 - общее относительное удлинение СМ при разрыве (назначается после испытаний по методике приложения 1А или по паспортным данным).
В случае применения жестких СМ с эпсилон < 30% для армирования оснований (п. 3.1.12) такую оценку выполняют исходя из условий восприятия ими всего усилия, соответствующего растягивающим напряжениям сигма_х в нижней части насыпи.
гамма, фи - удельный вес и угол внутреннего трения грунта насыпи;
остальные обозначения по п. 3.2.8, т. е. величина сигма_х не должна превышать значения R_дл (R_дл - см. п. 3.2.8).
3.2.10. При укладке СМ в основание насыпи на лежневой настил (п. 3.1.14) должно быть проверено соблюдение условия
l_п - размер пустот (щелей), перекрываемых СМ, см;
P - давление песчаной засыпки на прослойку, МПа.
3.3. Особенности технологии производства работ3.3.1. При устройстве прослоек из СМ в применяемые технологии дополнительно вводятся операции:
подготовка подстилающего прослойку грунта;
транспортировка, распределение по участку рулонов СМ, их укладка и при необходимости соединение;
отсыпка на СМ материала вышележащего слоя, его распределение и уплотнение.
Общая технологическая схема устройства прослоек из СМ приведена на рис.5.
3.3.2. Подготовка подстилающего СМ грунта состоит в профилировании его поверхности и уплотнении. Коэффициент уплотнения грунта должен соответствовать нормативным требованиям, поверхность не должна иметь колей, ям и других неровностей глубиной более 5 см.
Рис. 5. Общая технологическая схема устройства прослоек из СМ
Рис. 6. Способы укладки CM (а, б) и отсыпка на поверхность СМ материала, лежащего выше слоя (в):
При устройстве прослойки из СМ в основании насыпи, сложенном слабыми грунтами, подготовка может не выполняться, если отсутствует опасность повреждения СМ. При наличии глубокой колеи или ям их засыпают грунтом, планируют автогрейдером или бульдозером. Кустарник, деревья вырубают и спиливают в одном уровне с поверхностью. В этом случае корчевка пней может не проводиться. Если в момент производства работ на участке имеются поверхностные воды, то отсыпают защитный слой из местного грунта толщиной 20 - 30 см, но не менее чем на глубину подтопления.
3.3.3. Рулоны СМ транспортируют к месту производства работ непосредственно перед укладкой и распределяют по длине участка работ через расстояние, соответствующее длине полотна в рулоне.
3.3.4. Укладку полотен выполняют, как правило, вдоль земляного полотна путем раскатки рулонов вручную звеном из трех дорожных рабочих. После раскатки первых метров краевую часть (по ширине) полотна принимают к грунту двумя-тремя анкерами (стержни диаметром 3 - 5 мм) длиной 15 - 20 см с отогнутым верхним и заостренным нижним концами. При дальнейшей раскатке производят разравнивание полотна с небольшим продольным его натяжением и креплением к грунту анкерами (или другим способом) через 10 - 15 м (через 1,5 - 2,0 м при устройстве прослойки из CM на слабом основании). Крепление выполняют во избежание смещения полотна при действии ветровой нагрузки, укладке вышележащего слоя, а также для сохранения небольшого предварительного натяжения СМ. Полотна укладывают с перекрытием не менее 0,15 м (рис. 6, а) и при необходимости дополнительно соединяют. При устройстве прослойки из СМ в основании насыпи, сложенном слабыми грунтами, величину перекрытия назначают в соответствии с п. 3.1.11, но не менее 0,3 м.
Укладку полотен в поперечном направлении выполняют, если необходимо обеспечить равнопрочность полотна по ширине насыпи (устройство прослойки с целью обеспечения устойчивости слабого основания и откосов насыпи и невозможно обеспечить надежное соединение отдельных полотен. Величина перекрытия полотен в этом случае должна быть не менее 0,2 - 0,3 м; полотна крепят к грунту анкерами, устанавливаемыми на ширине перекрытия через 1,5 - 2,0 м.
В тяжелых грунтовых условиях возможна также укладка СМ по принципу, указанному на рис. 6, б (п. 3.3.5).
Производительность работ по укладке полотен может быть определена исходя из следующих данных: скорость раскатывания рулонов при их ширине 1,5 - 2,0 м составляет 1500 - 2000 м2/ч; потери времени на выравнивание и анкеровку полотен составляют в среднем 0,18 - 0,20 ч на одно полотно при его длине 80 - 100 м. В зависимости от условий выполнения работ, ширины полотна СМ в рулоне производительность колеблется от 1000 (грунты повышенной влажности, ширина полотна 1,5 - 2,0 м) до 10000 м2/смену (ширина полотна 4,5 м, продольная укладка).
Рис. 7. Схема установки для соединения полотен СМ тепловым способом
3.3.5. Соединение отдельных полотен СМ выполняют одним из технологически возможных способов (тепловое соединение, сшивание, склеивание и т. д.), которые наиболее приемлемы для данного вида синтетического материала и окружающих условий. Для обеспечения прочного соединения краевые зоны полотна в этих случаях перекрываются на 0,1 м. При соединении тепловым способом может быть применена установка <***>, схема которой приведена на рис. 7.
При производстве работ в сложных грунтово-гидрологических условиях (например, наличие грунтов повышенной влажности) для облегчения выполнения работ, улучшения их качества целесообразно соединение полотен частично или полностью выполнять за пределами участка строительства (на производственной базе строительной организации, предприятия-изготовителя). В этом случае выполняют укладку полотен увеличенной ширины. Раскатывают одно полотно поверх другого с соединением по краю одним из названных способов, а также иглопробиванием (в условиях предприятия-изготовителя), с последующим свертыванием в рулон, транспортировкой и раскладкой полученного блока полотен на месте производства работ (см. рис. 6, б).
3.3.6. Отсыпку на СМ материала вышележащего слоя необходимо вести с таким расчетом, чтобы СМ находился под действием дневного света не более 5 ч. Перед отсыпкой грунта проверяют качество усложненной прослойки путем визуального осмотра и фиксации сплошности, величины перекрытия, качества стыковки полотен. Также оценивают визуально качество самого СМ. По результатам осмотра составляют акт на скрытые работы, где приводят результаты осмотра, данные о поставщике и характеристики СМ, указанные в паспорте на партию СМ или на этикетках рулонов, а также данные, полученные при приемке СМ (прежде всего массу 1 м2 и толщину). В случае несоответствия фактических данных приведенным в паспорте, на этикетке или общим требованиям (п. 2.2 Указаний) производство работ следует приостановить и провести контрольные испытания образцов СМ (п. 2. 3 Указаний).
Отсыпку материала на СМ ведут по способу "от себя" без заезда занятых на строительстве машин на открытое полотно. Толщина отсыпаемого слоя в плотном теле должна быть не менее 15 см, а при устройстве прослойки из СМ на слабом основании - не менее 20 см при разовом пропуске транспорта и не менее величин, указанных в табл. 3.2 при регулярном проезде автомобилей. Разравнивание отсыпаемого непосредственно на СМ материала ведут бульдозером с последовательной срезкой и надвижкой его не менее чем за три прохода (рис. 6, в).
3.3.7. При устройстве прослойки на слабом основании уплотнение отсыпанного слоя ведут средствами, выбранными с учетом несущей способности основания. Уплотнение начинают легкими катками и выполняют от середины к краям насыпи. Последующие операции выполняют без изменения.
При планировании производства работ следует руководствоваться положениями Технологических карт по устройству дорожных одежд, и земляного полотна с применением рулонных синтетических текстильных материалов (Гипродорнии. М.: ЦБНТИ Минавтодора РСФСР, 1981), Технологической карты на возведение земляного полотна с прослойкой в основании насыпи из синтетических нетканых материалов (ВПТИТрансстрой, М.: Минтрансстрой СССР, 1985).
- Главная
- "ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ВСН 49-86. УКАЗАНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ" (утв. Минавтодором РСФСР от 02.04.86)