Последнее обновление: 21.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ РАО "ЕЭС" РОССИИ. РД 153-34.0-03.125-2002 (утв. Распоряжением РАО "ЕЭС РОССИИ" от 23.04.2002 N 28р)
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАО "ЕЭС РОССИИ"
2.1.1. Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности <*> - один из важнейших элементов системы управления промышленной безопасностью РАО "ЕЭС России".
Целью производственного контроля является предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций к локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте за счет осуществления комплекса организационно-технических мероприятий.
Основным принципом производственного контроля является регулярность и плановость проверок опасных производственных объектов РАО "ЕЭС России" руководителями и уполномоченными органами разных уровней управления Общества.
<*> Далее по тексту - "производственный контроль".
Под системой производственного контроля промышленной безопасности (СПК ПБ) РАО "ЕЭС России" понимается совокупность органов управления, сил и средств Общества, обеспечивающих выполнение комплекса мероприятий по контролю за соблюдением требований федерального законодательства, общероссийских норм и правил, а также ведомственной нормативной документации в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах РАО "ЕЭС России".
2.1.2. Структурная схема системы производственного контроля промышленной безопасности РАО "ЕЭС России" представлена в приложении 4.
2.1.3. В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, настоящим Положением установлены следующие основные задачи, решаемые системой производственного контроля промышленной безопасности РАО "ЕЭС России":
- контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
- анализ состояния промышленной безопасности в структурных подразделениях и на предприятиях Общества, в том числе путем организации проведения соответствующих проверок и экспертиз;
- разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде;
- разработка, согласование и реализация программ, планов и иных организационно-распорядительных документов на основе результатов анализа состояния промышленной безопасности в структурных подразделениях и на предприятиях Общества;
- оценка, учет и нормирование основных промышленных рисков РАО "ЕЭС России";
- координация работ, направленных на предупреждение аварий и инцидентов на опасных производственных объектах Общества;
- обеспечение готовности структурных подразделений и предприятий Общества к локализации инцидентов и аварий и ликвидации их последствий;
- организация расследования и учета несчастных случаев, инцидентов и аварий на опасных производственных объектах Общества, причин их возникновения и осуществление компенсации, обусловленных ими потерь;
- организация контроля над своевременным проведением необходимых испытаний и освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах Общества, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;
- подготовка и аттестация работников служб производственного контроля структурных подразделений и предприятий Общества по вопросам промышленной безопасности;
- контроль за соблюдением технологической дисциплины в структурных подразделениях и на предприятиях Общества.
2.1.4. Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности осуществляется:
- руководителями I уровня управления - непосредственными руководителями работ (начальниками участков, мастерами, механиками, бригадирами и др.);
- руководителями II уровня управления - начальниками цехов и других производственных подразделений;
- руководителями III уровня управления - руководящими работниками и специалистами предприятия;
- руководителями IV уровня управления - руководящими работниками и специалистами аппарата управления акционерного общества, а также главными инженерами-инспекторами Территориального центра "Энерготехнадзора" (ТЦ ЭТН);
- руководителями V уровня управления - руководящими работниками и специалистами аппарата управления регионального филиала (представительства) РАО "ЕЭС России", а также главными инженерами-инспекторами Регионального предприятия "Энерготехнадзора" (РП ЭТН);
-руководители VI уровня управления - руководящими работниками и главными специалистами исполнительного аппарата РАО "ЕЭС России", в том числе, Департамента генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей (ДГИЭС).
2.1.5. Первый этап контроля
Ежедневно в начале работы и в процессе работы руководители I уровня проверяют порядок приемки-сдачи смены, техническое состояние оборудования, инструментов, приспособлений, состояние рабочих мест, соблюдение рабочими требований промышленной безопасности и принимают оперативные меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, о чем делается запись в оперативном журнале или другом документе.
Выявленные при проверке нарушения и недостатки должны быть устранены. Нарушения, которые не могут быть устранены персоналом смены, регистрируются в журнале дефектов для последующего принятия мер руководителем структурного подразделения предприятия.
Ответственность за осуществление первого этапа контроля, наряду с непосредственными участниками контроля по первому этапу, несет их непосредственный руководитель.
2.1.6. Второй этап контроля
Ответственность за проведение второго этапа контроля и своевременное устранение выявленных нарушений возлагается на руководителя структурного подразделения (цеха, службы) предприятия.
Обходы по второму этапу контроля организуются так, чтобы каждое рабочее место контролировалось одним из руководителей структурного подразделения (цеха, службы и т.д.) предприятия - не реже одного раза в месяц.
При обходе рабочих мест проверяется:
- выполнение персоналом правил, производственных и должностных инструкций, поддержания установленного режима работы оборудования;
- соблюдение персоналом порядка приемки-сдачи смены, ведения оперативной документации, производственной и трудовой дисциплины;
- своевременное выявление персоналом имеющихся дефектов и неполадок в работе оборудования и оперативного принятия мер к их устранению;
- правильность применения установленной нарядно-допускной системы при выполнении ремонтных и специальных работ;
- поддержание персоналом гигиены труда на рабочих местах;
- исправность и наличие на рабочих местах приспособлений и средств по производственной безопасности.
Каждый руководитель структурного подразделения предприятия должен посещать не менее одного рабочего места в неделю.
Результаты каждого обхода рабочего места должны оформляться записью в оперативном журнале или другом документе, который находится на проверяемом рабочем месте и используется при принятии соответствующих решений.
2.1.7. Третий этап контроля
Обходы по третьему этапу организуются так, чтобы каждое рабочее место контролировалось одним из руководителей не реже одного раза в полугодие.
Руководящие работники и специалисты предприятия при посещении рабочих мест по своим основным функциям обязаны проверять состояние промышленной безопасности и условий труда на объектах, принимать необходимые меры по устранению выявленных недостатков и оказывать руководителям подразделений практическую помощь в их работе.
Каждый руководитель (специалист) предприятия должен посещать не менее одного рабочего места в месяц.
Проверка проводится в объеме второго этапа с одновременной оценкой организации работы по первому и второму этапам контроля.
Результаты проверок по третьему этапу оформляются записью в оперативном журнале (другом документе, находящемся на рабочем месте), или же оформляются приказом (распоряжением) и обсуждаются на производственном совещании предприятия.
2.1.8. Четвертый этап контроля
Руководящие работники и специалисты аппарата управления АО-энерго не реже одного раза в полугодие осуществляют выборочную проверку организации работы по промышленной безопасности, принимают необходимые меры по устранению выявленных недостатков и оказывают руководителям предприятий практическую помощь в решении вопросов по промышленной безопасности.
Объем проверок и оформление их результатов соответствует третьему этапу.
Проверки осуществляются совместно с главными инженерами-инспекторами Территориального центра "Энерготехнадзора", руководителями и специалистами предприятия.
2.1.9. Пятый этап контроля
Руководящие работники и специалисты аппарата управления регионального филиала (представительства) не реже одного раза в полугодие осуществляют выборочную проверку организации работы по промышленной безопасности, принимают необходимые меры по устранению выявленных недостатков и оказывают руководителям предприятий и акционерных обществ практическую помощь в решении вопросов по промышленной безопасности.
Объем проверок и оформление их результатов соответствует третьему этапу.
Проверки осуществляются совместно с главными инженерами-инспекторами Регионального предприятия "Энерготехнадзора", руководителями и специалистами акционерного общества.
2.1.10. Шестой этап контроля
Руководящие работники и специалисты исполнительного аппарата РАО "ЕЭС России", руководящие работники и специалисты ДГИЭС ежегодно перед прохождением осенне-зимнего максимума нагрузок дают оценку возможности надежного производства и передачи энергии потребителям, а также проводят мероприятия по выявлению и устранению недостатков, снижающих устойчивость работы энергопредприятия или энергосистемы.
Для проверки приказом по РАО "ЕЭС России" назначается комиссия под председательством представителя Департамента генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей. В состав комиссии включаются руководители и специалисты проверяемых энергопредприятий, ТЦ и РП "Энерготехнадзор", филиалов (представительств), а также представители департаментов РАО "ЕЭС России" (по согласованию). Проверка оформляется актом установленной формы.
В целях использования всех возможностей эффективного воздействия на качество эксплуатации и надежность работы энергетического хозяйства не менее двух раз в месяц проводятся отраслевые тематические селекторные совещания. Тематика совещаний планируется на год. Вопросы производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах энергопредприятий рассматриваются ежеквартально.
Заблаговременно ставится задача главным инженерам предприятий (АО-энерго, филиалов и пр.), главным инженерам - инспекторам ТЦ и РП "Энерготехнадзор" с привлечением специалистов технических подразделений и инспекторского состава проверить состояние намеченного направления, выявить недостатки и наметить программу их устранения.
На селекторном совещании по материалам, подготавливаемым центрами и предприятиями "Энерготехнадзора", делается обзор ситуации по прорабатываемой теме, принимаются доклады главных инженеров энергосистем и электростанций о том, что обозначенные направления темы проработаны, и осуществляется их оценка.
При проведении селекторных совещаний устанавливается обязательное нахождение в студии руководителей и специалистов, ответственных за обеспечение надежности оборудования по соответствующим направлениям.
В селекторных совещаниях кроме технических служб АО-энерго (филиалов и пр.) могут участвовать руководители всех предприятий и их структурных подразделений.
2.2. Основные функции системы производственного контроля промышленной безопасности РАО "ЕЭС России"2.2.1. Общее руководство организацией работ по обеспечению промышленной безопасности в РАО "ЕЭС России", в его структурных подразделениях и на предприятиях осуществляет Председатель Правления Общества.
2.2.2. Член Правления, курирующий направление промышленной безопасности, руководит работой по обеспечению промышленной безопасности, организует и обеспечивает руководство производственным контролем за соблюдением требований промышленной безопасности в РАО "ЕЭС России" со стороны Департамента генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей, осуществляет руководство разработкой программ и планов в области промышленной безопасности, возглавляет Центральную экзаменационную комиссию по проверке знаний нормативных документов по технической эксплуатации, охране труда, промышленной и пожарной безопасности руководителей и специалистов РАО "ЕЭС России".
2.2.3. Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС России" в рамках управления системой производственного контроля промышленной безопасности осуществляет следующие функции:
- координация деятельности подразделений исполнительного аппарата, структурных подразделений и предприятий Общества по вопросам промышленной безопасности;
- оперативное и методическое руководство работами по обеспечению промышленной безопасности в РАО "ЕЭС России";
- организация разработки ведомственных руководящих документов по вопросам промышленной безопасности;
- ведомственный производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
- сбор и обработка информации об опасных производственных объектах Общества (по указанию руководства РАО "ЕЭС России");
- анализ состояния промышленной безопасности в структурных подразделениях и на предприятиях Общества, в том числе по результатам проведения соответствующих проверок и экспертиз;
- организация комиссий и участие в них (при необходимости) по расследованию технологических нарушений, пожаров и случаев травматизма;
- разработка, согласование и реализация программ, планов и иных организационно-распорядительных документов РАО "ЕЭС России" в рамках системы производственного контроля промышленной безопасности;
- участие в организации проведения работ по оценке, учету и нормированию основных промышленных рисков РАО "ЕЭС России";
- организация и участие в проверках готовности структурных подразделений и предприятий Общества к локализации инцидентов и аварий и ликвидации их последствий;
- учет и анализ аварий и инцидентов, подготовка обобщенных показателей надежности опасных производственных объектов для представления руководству Общества;
- организация работы Центральной комиссии РАО "ЕЭС России" по проверке знаний нормативных документов по технической эксплуатации, охране труда, промышленной и пожарной безопасности.
2.2.4. Департамент научно-технической политики и развития в рамках системы производственного контроля промышленной безопасности осуществляет следующие функции:
- обобщение отечественного и зарубежного опыта в области внедрения новой техники и технологий, направленных на совершенствование промышленной безопасности;
- участие в разработке основных направлений, концепций и программ технического перевооружения и реконструкции энергетических объектов, исходя из долгосрочных прогнозов развития электроэнергетики с учетом экологических требований, а также в целях надежного функционирования объединенных энергетических систем и ЕЭС России в целом;
- организация и проведение комплексных технико-экономических и экологических экспертиз, а также анализ результатов выполнения научно-исследовательских, проектных и других работ. Представление руководству Общества обоснованных рекомендаций по их использованию в интересах Общества и отрасли;
- планирование и финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по оценке, учету и нормированию основных промышленных рисков, декларированию опасных производственных объектов и проведению экспертиз промышленной безопасности на предприятиях РАО "ЕЭС России";
- методическое обеспечение лицензирования опасной производственной деятельности, экспертной деятельности, декларирования промышленной безопасности и сертификации, оценки риска и страхования опасных производственных объектов Общества;
- осуществление контроля за соответствием разрабатываемых в рамках НИОКР оборудования, аппаратуры и технологий требованиям промышленной безопасности;
- взаимодействие с Госгортехнадзором России при разработке и введении в действие отраслевых нормативно-технических документов.
2.2.5. Департамент электрических станций в рамках системы производственного контроля промышленной безопасности осуществляет следующие функции:
- осуществление совместно с ДГИЭС политики эффективного использования установленной мощности с обеспечением безаварийной и надежной работы электростанций Общества;
- осуществление единой технической политики в области эксплуатации основного и вспомогательного оборудования, зданий и сооружений, автоматики и систем регулирования электростанций;
- организация совместно с ДГИЭС разработки и исполнения планов подготовки электростанций Общества к работе в осенне-зимний период, паводковым и грозовым сезонам, координация этих работ на электростанциях Общества;
- организация обследований гидротехнических сооружений электростанций РАО "ЕЭС России" в рамках системы отраслевого надзора за безопасностью гидротехнических сооружений;
- анализ и обобщение результатов деятельности электростанций Общества, выявление негативных тенденций и принятие мер по их устранению, контроль за реализацией мероприятий;
- участие в работе комиссий по расследованию аварий и крупных нарушений в работе электростанций Общества, разработке противоаварийных мероприятий, в подготовке эксплуатационных и противоаварийных циркуляров и координация действий по устранению последствий крупных аварий на электростанциях Общества;
- организация разработки правил использования водных ресурсов водохранилищ гидроузлов электростанций РАО "ЕЭС России";
- организация разработки и контроль выполнения планов природоохранных мероприятий на электростанциях Общества;
- контроль за разработкой электростанциями РАО "ЕЭС России" деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
- контроль и участие в подготовке к эксплуатации вновь вводимых и реконструируемых электростанций (блоков) за счет федерального бюджета, либо с привлечением средств Общества;
- организация диагностики состояния основного оборудования электростанций Общества по ремонту, модернизации энергетического оборудования и внедрению в энергоремонтное производство передовых технологий;
- разработка и обеспечение выполнения программ и планов ремонтных работ, модернизации оборудования и сооружений;
- решение, совместно с Департаментом технического перевооружения и совершенствования энергоремонта, вопросов совершенствования организации и управления энергоремонтным производством, внедрения новых технологий.
2.2.6. Департамент электрических сетей в рамках системы производственного контроля промышленной безопасности осуществляет следующие функции:
- организация работы по повышению эффективности эксплуатации и совершенствованию управления электрических сетей Общества, охране окружающей среды, повышению безопасности труда и снижению аварийности;
- обеспечение готовности электрических сетей Общества к работе в осенне-зимний максимум нагрузки, паводковый и грозовой сезоны;
- разработка мер по проведению ремонтов, содержанию в исправном и безопасном состоянии зданий и сооружений электросетевых объектов Общества, организации испытаний линий электропередачи, оборудования и аппаратуры подстанций, схем и технологий в электрических сетях;
- разработка мер по выполнению аварийно-восстановительных работ, организации комплектования и хранения в исправном состоянии аварийного запаса оборудования и материалов для электрических сетей Общества;
- разработка мер по исполнению программ по техническому перевооружению электрических сетей Общества, в том числе работ по замене вышедшего из строя, физически и морально устаревшего оборудования.
2.2.7. Департамент технического перевооружения и совершенствования энергоремонта в рамках системы производственного контроля промышленной безопасности осуществляет следующие функции:
- формирование и осуществление технической политики в области технического перевооружения и ремонта энергетических объектов Общества;
- формирование технических требований к ремонту энергетических объектов Общества, а также совершенствование организации энергоремонтного производства на основе внедрения прогрессивных видов техники и технологий;
- разработка и реализация направлений модернизации основных производственных фондов и программ технического перевооружения и реконструкции энергетических объектов Общества.
2.2.8. Департамент экономического планирования и анализа в рамках системы производственного контроля промышленной безопасности осуществляет следующие функции:
- организация представления предприятиями Холдинга РАО "ЕЭС России" в Федеральную энергетическую комиссию России и Региональные энергетические комиссии обосновывающих материалов по включению в тарифы на энергию затрат на реализацию мероприятий по промышленной безопасности, необходимых для ликвидации аварий и инцидентов;
- защита в ФЭК России затрат по программе обеспечения промышленной безопасности РАО "ЕЭС России" в составе абонентной платы за услуги по организации функционирования и развития ЕЭС России;
- включение в план экономических показателей РАО "ЕЭС России" затрат по программе обеспечения промышленной безопасности РАО "ЕЭС России" в согласованных с ФЭК России размерах.
2.2.9. Центральное диспетчерское управление в рамках системы производственного контроля промышленной безопасности принимает оперативные меры по отключению и выводу из эксплуатации электротехнического оборудования и линий электропередачи при возникновении дефектов, представляющих угрозу для жизни персонала и населения, а также обеспечивает передачу срочных оперативных сообщений о каждом технологическом нарушении в работе предприятий РАО "ЕЭС России" в течение времени, определенного "Регламентом оперативных диспетчерских сообщений о технологических нарушениях в работе энергопредприятий и энергосистем, имеющих признаки аварии и (или) социально-значимые последствия".
2.3. Взаимодействие РАО "ЕЭС России" с Госгортехнадзором РоссииОбщее взаимодействие с Госгортехнадзором России по вопросам обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов Общества осуществляет Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС России".
2.4. Информационное и методическое обеспечение системы производственного контроля промышленной безопасности РАО "ЕЭС России"2.4.1. В рамках информационного обеспечения системы производственного контроля промышленной безопасности решаются следующие задачи:
- формирование информационных ресурсов Общества, в том числе информационного фонда документов;
- формирование и ведение информационных систем по аварийности и производственному травматизму;
- сбор и обработка информации о регистрации опасных производственных объектов Общества в Государственном реестре;
- взаимодействие и обмен информацией с информационными фондами органов государственного управления, а также с центральным аппаратом Госгортехнадзора России и его территориальными органами.
2.4.2. Информационное обеспечение в рамках системы производственного контроля промышленной безопасности осуществляется в соответствии с действующими в Обществе нормативными документами.
2.4.3. Обязательными сведениями, представляемыми в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей всеми филиалами, дочерними и зависимыми акционерными обществами РАО "ЕЭС России", являются:
- сведения о тяжелых и смертельных случаях, авариях 1 и 2 категории, крупных пожаров-незамедлительно (предварительная информация направляется электронной почтой или факсом в течение суток);
- акты и приказы специальных расследований по тяжелым несчастным случаям, пожарам, случаям со смертельным исходом - по истечении недели со дня завершения расследования;
- сведения по формам статистической отчетности по аварийности, травматизму и пожарам - ежемесячно и ежеквартально.
- Главная
- "ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ РАО "ЕЭС" РОССИИ. РД 153-34.0-03.125-2002 (утв. Распоряжением РАО "ЕЭС РОССИИ" от 23.04.2002 N 28р)
