в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 01.05.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р

5. Развитие человеческого капитала и повышение качества жизни

Модернизация образования

Сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда. В связи с этим приоритетными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации в сфере образования являются законодательное обеспечение модернизации российской системы образования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг, создание системы независимой оценки контроля качества образования.

Необходимо модернизировать систему образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим и послевузовским профессиональным образованием, путем совершенствования образовательных программ и стандартов, большей ориентации на потребности рынка труда, четкого определения границ обязательств государства в области образования на разных его уровнях. Предстоит провести реструктуризацию сети образовательных организаций, изменить систему бюджетного финансирования путем перехода на нормативно-подушевое финансирование и внедрения образовательных кредитов. Необходимо также повысить контроль за эффективностью использования внебюджетных средств.

Основные усилия Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе будут направлены на реализацию приоритетного национального проекта в сфере образования.

Предусматривается осуществление следующих мероприятий:

стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

информатизация образования;

расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву;

формирование 2 национальных университетов и 2 бизнес-школ;

дополнительное вознаграждение учителей за классное руководство, в том числе учителей начальных классов;

ежегодное поощрение лучших учителей.

Кроме того, первоочередными мерами являются:

оказание государственной поддержки высшим и общеобразовательным учреждениям в приобретении лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизации учебных классов и подготовке преподавателей общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

внедрение в образовательных учреждениях современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения, а также подключение общеобразовательных школ к сети Интернет;

переход на новую систему оплаты труда педагогов в школьных учреждениях, стимулирующую повышение качества образования, а также завершение перехода к нормативному финансированию учебного процесса;

оказание способной и талантливой молодежи государственной поддержки, включая предоставление грантов для школьников, студентов и молодых специалистов.

Задачи обеспечения качества, доступности и эффективности образования определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и приоритетных направлениях развития образовательной системы. Применительно к предстоящему среднесрочному периоду эти задачи могут быть решены путем осуществления следующих мер:

а) обеспечение развития инфраструктуры непрерывного профессионального образования, включающей:

создание общенациональной системы оценки качества образования на всех уровнях образования, а также при прохождении различных образовательных программ, обеспечивающих повышение квалификации, профессиональную переподготовку, смену форм и областей профессиональной деятельности;

расширение числа организаций, реализующих образовательные программы непрерывного профессионального образования (в первую очередь, повышения квалификации и переподготовки кадров) путем привлечения в эту сферу различных необразовательных организаций, имеющих ресурсы для осуществления разнообразных дополнительных профессиональных программ;

развитие общественных профессиональных организаций с широким представительством работодателей, деятельность которых будет направлена на формирование адекватных запросам рынка труда требований к реализации профессиональных образовательных программ подготовки специалистов, поиск и отбор современных образовательных технологий, а также проведение оценки (аттестации и аккредитации) качества образовательных программ;

реструктуризацию системы профессионального образования, включая ведомственное переподчинение и передачу образовательных учреждений на уровень субъектов Российской Федерации, оптимизацию сети учреждений профессионального образования, в том числе путем интеграции учреждений разного уровня образования, формирование дифференцированной федерально-региональной структуры организаций высшего образования;

переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. Вследствие этого такие управленческие функции, как контроль, финансирование и оценка качества деятельности, будут осуществляться в отношении образовательных программ;

б) осуществление перехода на уровневую систему высшего профессионального образования, создание организационных и правовых механизмов интеграции программ начального и среднего профессионального образования, включения их в систему непрерывного профессионального образования.

Будут разработаны новые образовательные стандарты профессионального образования с учетом современных квалификационных требований к различным категориям работников, будет обеспечено участие работодателей в разработке указанных стандартов, учебных планов и программ, а также в итоговой государственной аттестации выпускников учебных заведений профессионального образования.

На всех уровнях образовательной системы повышение качества и инновационный характер образования будут обеспечиваться путем внедрения новых образовательных технологий, развития интерактивных форм обучения, широкого использования проектных методов и методов, позволяющих имитировать реальные ситуации, а также современных обучающих программ. Повышение качества высшего и послевузовского образования будет основываться на интеграции образования, науки и практической деятельности;

в) значительное повышение эффективности системы образования детей предшкольного возраста с обеспечением максимального охвата программами предшкольного обучения детей 5 - 6 лет, в первую очередь детей из малообеспеченных семей, с тем чтобы предоставить им равные стартовые возможности в получении школьного образования.

Для удовлетворения индивидуальных потребностей детей в получении знаний в течение всего периода обучения в общеобразовательной школе им будут предоставляться услуги дополнительного образования;

г) создание условий для повышения инвестиционной привлекательности системы образования путем:

преобразования образовательных учреждений в новые организационно-правовые формы государственных (муниципальных) автономных учреждений, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов и получающих эти ресурсы по результатам своей деятельности;

повышения качества кадрового состава системы образования. Следует разработать и ввести в действие эффективные механизмы системы оплаты труда педагогических работников, ориентированных на повышение качества и эффективности работы. Важным элементом роста качества кадрового состава станет модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования. Будут созданы условия для повышения квалификации и переподготовки действующего управленческого персонала среднего звена;

создания условий для развития общественных институтов в управлении образованием. Распространение практики использования таких форм общественного участия в управлении, как попечительские и наблюдательные советы, позволит повысить контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений, что будет способствовать снижению инвестиционных рисков при инвестировании в образовательную сферу;

обеспечения прозрачности процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями;

внедрения новых механизмов финансирования учебных заведений на основе нормативно-подушевого и программного принципов, разработки и апробации механизмов государственной поддержки образовательного кредитования.

Реализация указанных мер позволит обеспечить более эффективное включение образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

Модернизация здравоохранения

За последние 10 лет состояние здоровья населения России не улучшилось. Средняя продолжительность жизни граждан на 10 - 12 лет ниже, чем в странах с развитой экономикой. Смертность населения с 1993 по 2003 год увеличилась на 13,1 процента, в том числе лиц в трудоспособном возрасте - на 6,7 процента. Высокими по сравнению со среднеевропейскими показателями остаются уровни материнской, младенческой и детской смертности. Только треть детей в возрасте до 18 лет здоровы. Растет потребность в медицинской помощи, так как течение болезней становится более тяжелым и длительным. Увеличивается удельный вес запущенных патологий, лечение которых требует значительных затрат.

В системе здравоохранения существуют следующие серьезные проблемы:

ограниченность государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, в том числе профилактических мероприятий, а также несбалансированность их с финансовыми ресурсами. В связи с этим увеличивается плата за оказание медицинской помощи в неконтролируемых формах. Доступность медицинской помощи для населения снижается. В наиболее сложном положении оказываются наименее обеспеченные слои населения. Назрела необходимость в уточнении системы государственных гарантий, неотъемлемой частью которой является профилактика заболеваний;

отсутствие существенного влияния сложившейся системы обязательного медицинского страхования на эффективность использования ресурсов здравоохранения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не выполняют свои обязательства по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в полном объеме. Существенно обострилась проблема неравенства регионов, связанная с различным уровнем финансирования здравоохранения. Централизуемая в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования часть налоговых платежей недостаточна для выравнивания условий финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования. Деятельность страховых медицинских организаций не смогла существенно повлиять на эффективность использования средств обязательного медицинского страхования. Отсутствуют действенные рычаги привлечения средств граждан и организаций в эту систему;

неэффективное использование ресурсов в системе здравоохранения. Система оказания медицинской помощи характеризуется избыточной сетью медицинских учреждений с низким материально-техническим оснащением, доминированием стационарной помощи, недостаточной приоритетностью первичной медико-санитарной помощи, слабым развитием сети специализированных медицинских учреждений профилактической направленности, недостаточной мотивацией медицинского персонала к качественной работе.

Целью модернизации здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Этой цели соответствуют следующие направления и мероприятия реформы:

а) законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению.

Гарантируемые объемы оказания медицинской помощи конкретизируются на основе стандартизации медицинских технологий, в том числе профилактики заболеваний. Для каждого вида заболеваний на федеральном уровне разрабатываются и утверждаются стандарты оказания медицинской помощи, включающие перечни медицинских услуг и лекарственных средств, а также алгоритмы выполнения медицинских услуг, единые для всей страны. На их основе субъекты Российской Федерации разрабатывают клинико-экономические стандарты, конкретизирующие требования федеральных стандартов и содержащие оценку стоимости оказания медицинской помощи.

В случае если предусмотренные клинико-экономическим стандартом медицинские услуги не могут быть предоставлены в связи с наличием медицинских противопоказаний к их применению, гарантируется оказание медицинской помощи, не предусмотренной клинико-экономическим стандартом, что предполагает принятие решения на более высоком уровне, то есть врачебной комиссией медицинской организации. Такой подход обеспечивает конкретизацию объемов бесплатной помощи и сохраняет необходимую свободу принятия врачом решения;

б) модернизация системы обязательного медицинского страхования, предполагающая:

упорядочение положения субъектов правоотношений по обязательному медицинскому страхованию;

завершение перевода системы обязательного медицинского страхования и в целом отрасли здравоохранения на страховые принципы. Действующая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения должна быть преобразована в систему финансирования, основанную на страховом принципе, то есть двухканальная система поступления финансовых средств в медицинскую организацию должна уступить место преимущественно одноканальной системе;

перенесение части финансовой ответственности в негосударственный сектор. Страховые медицинские организации должны стать информированными покупателями медицинских услуг в интересах застрахованных. Участие страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования необходимо для создания в системе здравоохранения субъектов, экономически заинтересованных в защите прав пациентов и в повышении эффективности использования ресурсов системы здравоохранения, достигаемой благодаря конкуренции страховых медицинских организаций. Одним из основных условий достижения конкуренции является реальный выбор самими застрахованными страховой медицинской организации;

укрепление финансовой основы системы обязательного медицинского страхования путем реализации территориальных программ и более жестких обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения. Страховые взносы субъекта Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения должны устанавливаться в размере не меньшем, чем размер, обеспечивающий сбалансированность суммы средств из всех источников, предназначенных для финансирования базовой программы обязательного медицинского страхования, и ее стоимости;

в) совершенствование системы оказания медицинской помощи, в том числе:

обеспечение приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи с акцентом на профилактику заболеваний, осуществление программы развития общих врачебных практик. В ближайшие 2 года новым диагностическим оборудованием необходимо оснастить более 10 тыс. муниципальных поликлиник (из них более одной трети на селе), а также значительное число районных больниц и фельдшерских пунктов. В начале 2006 года заработная плата участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики должна в среднем увеличиться на 10 тыс. рублей в месяц, а медсестер - не менее чем на 5 тыс. рублей. Будет обеспечена подготовка более 10 тыс. участковых врачей и врачей общей практики, обновлен автопарк "скорой помощи", включая приобретение реанимобилей, медоборудования и современных систем связи;

повышение доступности высоких медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии, травматологии и, прежде всего, их использование при лечении детей. Число граждан, которым за счет средств федерального бюджета будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь, должно вырасти к 2008 году не менее чем в 4 раза. Для этого предстоит поднять уровень эффективности работы уже существующих центров высоких медицинских технологий и построить новые центры в субъектах Российской Федерации, в том числе расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке;

перемещение части объемов оказания медицинской помощи со стационарного этапа на амбулаторный, сокращение части излишних мощностей больниц, их использование для реабилитационного лечения и оказания медико-социальной помощи;

преобразование значительной части медицинских учреждений в новые организационно-правовые формы государственных (муниципальных) автономных учреждений, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов и получающих эти ресурсы за результаты своей деятельности;

обеспечение перехода от принципа содержания медицинских учреждений к принципу оплаты конкретных объемов оказания медицинской помощи;

переход к новым методам оплаты труда медицинских работников.

Эти меры будут способствовать позитивным преобразованиям в системе здравоохранения, формированию ответственности граждан за состояние собственного здоровья, улучшению финансового обеспечения отрасли, повышению качества и доступности медицинской помощи, а также усилению ее профилактической направленности;

г) обеспечение доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам, формирование комплексной программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.

Для обеспечения населения эффективными, безопасными и качественными лекарственными средствами будут решены следующие задачи:

внедрение в практику здравоохранения эффективных механизмов финансирования лекарственного обеспечения населения, в первую очередь социально незащищенных категорий граждан;

внедрение дополнительного медицинского страхования лекарственного обеспечения граждан (лекарственное страхование);

совершенствование системы государственного регулирования цен на лекарственные средства;

совершенствование механизмов государственного контроля деятельности субъектов обращения лекарственных средств с учетом международных регуляторных требований.

Планируется разработать приоритетные направления деятельности государства в сфере обеспечения граждан качественными, эффективными, безопасными и доступными лекарственными средствами.

С целью гармонизации с международными требованиями планируется внести изменения в законодательство Российской Федерации по вопросам производства и реализации лекарственных средств;

д) улучшение состояния здоровья детей и женщин путем повышения доступности и качества медицинской помощи.

Охрана здоровья матерей и детей, репродуктивного здоровья населения России при сложившейся социально-демографической ситуации в последние годы становится одним из основных критериев эффективности здравоохранения. Планируемый комплекс мер по созданию эффективной системы охраны материнства и детства, репродуктивного здоровья населения будет способствовать обеспечению единой государственной политики в этой области, сохранению и укреплению здоровья матери и ребенка, профилактике нарушений репродуктивного здоровья населения.

Решение поставленной задачи будет реализовываться путем:

расширения и интенсификации профилактической деятельности, включая всеобщую диспансеризацию детей;

расширения видов специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи;

внедрения высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных и врожденных заболеваний, пороков развития у детей;

развития перинатальной помощи;

осуществления системы эффективных мер по сохранению и восстановлению репродуктивного здоровья;

разработки и реализации мер по улучшению показателей здоровья подростков, в том числе юношей допризывного и призывного возрастов;

е) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителя и благополучия человека.

Одним из важнейших аспектов реформирования здравоохранения является усиление и совершенствование мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний (инфекционных и массовых неинфекционных) и снижение риска воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на население.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации будет продолжено осуществление мероприятий, направленных на снижение уровня инфекционной заболеваемости, профилактику, выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды на здоровье человека, обеспечение санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, недопущение распространения инфекционных болезней при занесении их на территорию страны.

Для развития нормативного правового регулирования в сфере обеспечения благополучия человека будут установлены (с учетом степени риска причинения вреда) необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности среды обитания человека, продукции, процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Будет реализован комплекс мер по снижению масштабов алкоголизма и наркомании, укреплению здорового образа жизни, развитию физической культуры и спорта;

ж) повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области здравоохранения.

С целью повышения качества подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования и конкурентоспособности российского диплома о высшем медицинском образовании, а также реализации первоочередных мероприятий, вытекающих из Болонских договоренностей, будет обеспечено завершение формирования системы медицинского и фармацевтического образования в соответствии с международными требованиями.

Будет совершенствоваться единая национальная система контроля качества подготовки специалистов на всех этапах непрерывного образования.

Государственный заказ на подготовку кадров в области здравоохранения будет соответствовать дифференцированным нормативам потребности в различных видах медицинских услуг, учитывающим региональные особенности организации работы и размещения сети медицинских учреждений, демографическую ситуацию и динамику здоровья населения, а также необходимость возрождения профилактики заболеваний как традиции российской медицинской школы;

з) создание на базе развития фармацевтики и биотехнологии принципиально новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения, а также лекарственных средств и диагностических препаратов нового поколения.

Радикальные инновации, способные конкурировать в мире, будут связаны с развитием биомедицинских исследований и применением биотехнологий для создания принципиально новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, лекарственных средств и диагностических препаратов нового поколения.

Предусматриваются развитие телемедицинских услуг, обеспечивающих возможность дистанционной диагностики, анализа данных результатов обследования, уточнения диагноза и консультирования, а также создание систем мониторинга состояния здоровья населения, включая паспорт здоровья, систем персонифицированного учета медицинских услуг на основе внедрения телекоммуникационных технологий.

С использованием программно-целевых методов будут разрабатываться меры, направленные на повышение качества медицинской помощи и улучшение здоровья населения, включающие развитие стандартизации в области здравоохранения, разработку новых технологий и методов медицинской и социальной реабилитации.

Важным направлением, способствующим улучшению состояния здоровья населения, будет являться реализация мер, создающих условия для развития массовой физической культуры и спорта.

Формирование рынка доступного жилья

В настоящее время в основном сформирована нормативная правовая база, регулирующая вопросы, связанные с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере. В то же время существует ряд проблем, связанных с имеющимися значительными диспропорциями между потребностями населения в жилье и возможностями приобретения жилья, отсутствием системы долгосрочного жилищного кредитования, недостаточными объемами жилищного строительства, не удовлетворяющими платежеспособный спрос населения, низким качеством жилищных и коммунальных услуг, высоким уровнем износа коммунальной инфраструктуры, низкими темпами обеспечения граждан жилыми помещениями социального использования и исполнения государственных обязательств перед отдельными категориями граждан по обеспечению их жильем.

На решение упомянутых проблем направлен приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", целью которого является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России.

На первом этапе реализации приоритетного национального проекта выделены следующие направления:

повышение доступности жилья;

выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан;

увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;

увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры.

Меры, предусмотренные в рамках каждого направления, предполагают развитие правовой базы, обеспечение сбалансированной поддержки расширения как спроса, так и предложения на рынке жилья, а также выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.

Механизмом реализации государственной поддержки является федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы и входящие в ее состав подпрограммы.

Для повышения доступности жилья молодым семьям и молодым специалистам на селе, нуждающимся в обеспечении жильем или улучшении жилищных условий, предусматривается реализация следующих мер:

предоставление субсидий молодым семьям на приобретение жилья (строительство индивидуального жилья) или оплату первого взноса при получении ипотечного кредита в размере 40 процентов от средней стоимости стандартного жилья, в том числе 10 процентов - за счет федерального бюджета, 30 процентов - за счет средств региональных или местных бюджетов;

страхование ипотечных жилищных кредитов для молодых семей с целью снижения размера первоначального взноса при получении ипотечного кредита (формирование уставного капитала соответствующей организации за счет средств федерального бюджета или субсидирование расходов граждан на уплату страховой премии);

предоставление молодым специалистам на селе субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе на погашение первого взноса при получении ипотечного кредита (субсидирование от 10 до 50 процентов от средней стоимости стандартного жилья за счет средств федерального бюджета дифференцировано по регионам при условии долевого финансирования со стороны региональных или местных бюджетов).

Целью реализации направления по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан является обеспечение возможности приобретения жилья гражданами, перед которыми Российская Федерация имеет обязательства по обеспечению жильем или улучшению жилищных условий. Основными мерами, осуществляемыми по данному направлению, являются:

предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, перед которыми имеются обязательства Российской Федерации по обеспечению жильем (уволенные и увольняемые военнослужащие, граждане, переселяемые с комплекса "Байконур", из северных территорий, вынужденные переселенцы, пострадавшие вследствие радиационных аварий и катастроф);

выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов - очередников на улучшение жилищных условий, перед которыми Российская Федерация взяла на себя обязательства по улучшению жилищных условий в процессе разграничения полномочий.

В целях обеспечения условий для увеличения предложения жилья соответственно увеличивающемуся платежеспособному спросу населения, а также повышения качества предоставляемых коммунальных услуг необходима реализация следующих мероприятий, направленных на увеличение объемов жилищного строительства и модернизацию коммунальной инфраструктуры:

обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой, в том числе путем предоставления государственных гарантий и субсидирования (до 50 процентов) процентных ставок по кредитам на реализацию проектов по подготовке земельных участков коммунальной инфраструктурой на условиях долевого финансирования с региональными и местными бюджетами; предоставление средств федерального бюджета на условиях долевого финансирования с региональными и местными бюджетами и частными инвесторами;

создание револьверного фонда, оказывающего поддержку муниципалитетам и коммунальным предприятиям в осуществлении заимствований;

сокращение административных барьеров, связанных с доступом застройщиков на рынок жилищного строительства, развитие рыночной инфраструктуры, повышение эффективности градостроительного и антимонопольного регулирования в сфере жилищного строительства.

В 2005 году в Российской Федерации общая сумма выданных ипотечных кредитов составила около 50 млрд. рублей, тогда как в развитых странах объемы ипотечного кредитования обеспечивают до 20 - 30 процентов валового внутреннего продукта.

В целях увеличения объемов ипотечного жилищного кредитования необходимо обеспечить создание условий для увеличения предоставления долгосрочных ипотечных кредитов населению на основе развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных кредитов путем реализации следующих мер:

увеличение в 2006-2008 годах уставного капитала открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" на 14,2 млрд. рублей, а также предоставление государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям указанного акционерного общества на сумму до 58 млрд. рублей;

завершение формирования нормативной правовой базы для выпуска ипотечных ценных бумаг;

формирование инфраструктуры системы ипотечного жилищного кредитования и рынка ипотечных ценных бумаг.

Деятельность Правительства Российской Федерации в этой сфере должна быть также направлена на решение следующих задач:

использование системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов для увеличения объемов долевого строительства многоквартирных домов и строительства индивидуальных домов;

развитие жилищно-накопительных институтов (создание строительно-сберегательных касс);

снятие обязательных требований обеспечения государственной гарантией Российской Федерации ипотечных ценных бумаг для инвестирования средств пенсионных накоплений;

содействие развитию новых институтов инфраструктуры рынка жилья, в том числе страхованию ипотечных кредитов, созданию кредитных бюро, совершенствованию системы государственной регистрации прав на недвижимость и учета объектов недвижимости (повышение прозрачности, надежности и информационной доступности, снижение затрат и времени обслуживания);

определение четких процедур территориального планирования с установлением градостроительных регламентов и видов разрешенного использования недвижимости на уровне муниципальных образований;

обеспечение перехода к предоставлению застройщикам для целей жилищного строительства сформированных земельных участков в собственность на торгах и до начала строительно-инвестиционного процесса. Это обеспечит возможность привлечения застройщиками кредитных ресурсов на строительство жилья под залог земельных участков и возводимого жилья.

Решение указанных задач позволит существенно расширить платежеспособный спрос населения на жилье, увеличить предложение жилья за счет увеличения объемов жилищного строительства и обеспечить доступность жилья для основных групп населения.

В результате реализации указанных мер произойдет увеличение годового ввода жилья с 41,2 млн. кв. метров в 2004 году до 70 - 80 млн. кв. метров в 2010 году, при этом доля населения с доходами, позволяющими приобрести стандартную квартиру с использованием собственных и кредитных средств, возрастет с 9 до 25 - 30 процентов.

Развитие агропромышленного комплекса и рыболовства

При сохранении в среднесрочной перспективе сложившегося уровня конкурентоспособности агропромышленного комплекса возможности его развития будут недостаточны для гарантированного удовлетворения спроса населения на продовольствие российского производства, устойчивого воспроизводства материально-технических ресурсов, кадрового и природно-экологического потенциала сельского хозяйства, повышения уровня жизни сельского населения.

В этих условиях целью развития агропромышленного комплекса и рыболовства является ускорение темпов роста объемов сельскохозяйственной продукции и продукции рыбохозяйственного комплекса на основе повышения эффективного использования ресурсного потенциала и конкурентоспособности продукции, решения социальных проблем сельских территорий и сокращения разрыва в уровне жизни сельского и городского населения.

Ускорение темпов роста агропромышленного комплекса намечается обеспечить путем:

развития и эффективного использования ресурсного потенциала. Предполагается остановить тенденцию сокращения машинного парка в сельском хозяйстве и увеличить количество тракторов, зерноуборочных комбайнов, а также увеличить внесение минеральных удобрений на посевные площади;

модернизации промыслового флота и береговой инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса;

улучшения рыночной сферы в агропромышленном комплексе и облегчения доступа производителей к рынкам готовой продукции и производственных ресурсов (земельных, финансовых, материально-технических, информационных);

формирования экономически активных субъектов бизнеса в агропромышленном комплексе, улучшения воспроизводства природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве;

стимулирования развития малых форм хозяйствования;

создания условий для устойчивого развития сельских территорий;

формирования профессионально подготовленного кадрового трудового ресурса;

создания единой системы информационного обеспечения.

Выполнение поставленных задач по ускоренному и динамичному развитию агропромышленного комплекса предусматривается путем осуществления Стратегии развития агропромышленного комплекса и приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса".

В ходе осуществления указанного проекта предусматривается реализация первоочередных мер, направленных на ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования.

Для этого необходимо обеспечить:

создание условий для привлечения в отрасль инвестиционных ресурсов;

повышение доступности кредитных ресурсов для финансирования строительства и модернизации животноводческих комплексов, дополнительное выделение из федерального бюджета ассигнований на субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам;

наращивание объемов поставок техники, оборудования и племенного скота на условиях лизинга;

сохранение режима ограничения импорта мяса;

стимулирование импорта технологического оборудования для животноводства и первичной переработки продукции, не имеющего российских аналогов;

предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по строительству (приобретению) жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе.

В целях создания необходимых условий для привлечения в животноводство инвестиционных ресурсов предусматривается субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым на срок до 8 лет и предназначенным для финансирования строительства и модернизации животноводческих комплексов.

Привлекаемые и собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом поставок оборудования и племенного скота по лизингу позволят провести на основе современных технологий модернизацию и техническое перевооружение ряда животноводческих комплексов.

Одним из важных факторов, способствующих увеличению объемов производства продукции животноводства, является укрепление кормовой базы отрасли и улучшение работы ветеринарной службы.

Основными задачами являются создание принципиально новой инженерно-технической базы отрасли и использование техники нового поколения, способствующей достижению уровня производства говядины и свинины, отвечающего требованиям стандартов качества и ассортимента, обеспечивающих охрану окружающей среды от загрязнений отходами и выбросами объектов животноводства, а также обеспечение безопасных и социально привлекательных условий труда.

Повышение конкурентоспособности российской продукции требует оснащения предприятий оборудованием, которое отвечает современным требованиям. В связи с этим необходимо создать условия для ввоза импортного технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, путем снижения или отмены ввозных таможенных пошлин.

Реализация сценария ускоренного развития животноводства с ориентацией на внутренний рынок позволит увеличить производство мяса на 7 процентов, молока - на 4,5 процента при стабилизации поголовья крупного рогатого скота на уровне не ниже 2005 года.

В настоящее время в Российской Федерации личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства в существенной мере заполняют нишу, образовавшуюся от сокращения объемов сельскохозяйственной продукции, производимой крупными хозяйствами.

В связи с этим вопросы обеспечения доступности земельных и финансовых ресурсов, а также строительства, реконструкции и модернизации производства становятся все более актуальными.

Основной целью является увеличение объемов товарного производства в сфере малых форм хозяйствования путем:

расширения доступа к заемным средствам на основе субсидирования процентных ставок по кредитам;

модернизации и развития инфраструктурной сети заготовительных, снабженческих и сбытовых предприятий агропромышленного комплекса;

модернизации и развития предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции;

упрощения доступа к заемным средствам путем создания системы сельской кредитной кооперации;

обеспечения товаропроизводителей долгосрочными финансовыми ресурсами на основе поэтапного вовлечения в рыночный оборот земель сельскохозяйственного назначения.

Дополнительно создаваемая инфраструктура в виде снабженческо-сбытовых и перерабатывающих мощностей даст возможность обеспечить мелким товаропроизводителям гарантированный сбыт произведенной продукции, сохранить ее качественный и товарный вид, увеличить степень переработки и увеличить доходы от ее реализации.

Существующие сельские кредитные кооперативы имеют слабую материальную базу, значительный дефицит ресурсов, в технологическом, инфраструктурном и кадровом плане существенно отстают от требований рынка.

В связи с этим предстоит решить задачу по развитию системы финансовой взаимопомощи на селе на основе упрощения доступа субъектов мелкотоварного сельскохозяйственного производства к кредитно-финансовым ресурсам.

Реализация мероприятий приоритетного национального проекта позволит в значительной степени улучшить, а в ряде случаев создать мелким товаропроизводителям условия для наращивания объемов производства, гарантированного сбыта продукции, повышения качества продукции, облегчения условий труда и роста его производительности.

Важным вопросом является создание системы земельно-ипотечного кредитования, позволяющей привлекать средства на длительный срок и под низкие процентные ставки под залог земельных участков.

Необходимо также совершенствование законодательства Российской Федерации, в том числе налогового, таможенно-тарифного и о техническом регулировании.

Кроме того, основными направлениями развития агропромышленного комплекса являются:

а) развитие зернового экспортного потенциала с учетом роста потребителей зерна на внутреннем рынке, в том числе:

широкомасштабное внедрение современных ресурсосберегающих технологий производства зерна;

внедрение высокоурожайных сортов зерновых культур;

повышение уровня технического оснащения и использования минеральных удобрений;

стимулирование строительства и реконструкции объектов портовой инфраструктуры, обновление флота и вагонного парка (субсидирование инвестиционных проектов);

финансовая и организационная поддержка экспортеров зерна, развитие институциональной среды экспорта (упрощение процедур оформления экспортных операций, переход к международным принципам стандартизации и сертификации, содействие развитию биржевой торговли);

товарные и закупочные интервенции, ориентированные не только на биржевую торговлю, но и на повышение стабильности доходов непосредственных производителей.

Реализация мер по развитию зернового экспортного потенциала позволит довести производство зерна в 2008 году до 85 млн. тонн, в 2010 году - до 100 млн. тонн и в 2015 году - до 105 млн. тонн. Потенциальные возможности по экспорту зерна составят в 2008 году 12,4 млн. тонн, в 2015 году - 15 млн. тонн;

б) обеспечение эффективного использования ресурсного потенциала и повышение конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса, в том числе:

развитие инновационного потенциала рыбохозяйственного комплекса на основе структурно-технологической модернизации и обновления промыслового флота, обрабатывающих мощностей и инфраструктуры отрасли;

возрождение экспедиционного промысла рыбы и морепродуктов за пределами исключительной зоны Российской Федерации;

формирование эффективной системы реализации рыбной продукции путем создания современной инфраструктуры рынка этой продукции, развития экспортного потенциала;

развитие аквакультуры на основе ресурсосбережения и наиболее полного и рационального использования природного потенциала водоемов в целях увеличения рыбоводной продукции.

Реализация предусмотренных мер по развитию рыбохозяйственного комплекса позволит увеличить улов рыбы и добычу морепродуктов с 3 млн. тонн в 2004 году до 4,5 млн. тонн в 2008 году и до 2010 года - до 4,7 млн. тонн, что позволит сократить долю рыбной продукции импортного производства на внутреннем рынке соответственно с 30,8 процента до 18,9 процента в 2008 году;

в) устойчивое развитие сельских территорий, в том числе:

повышение уровня жизни сельского населения;

поддержание экологического равновесия, сохранение и улучшение ландшафта сельской местности.

Кроме того, предусматривается реализация мер по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.

Цель устойчивого развития сельских территорий заключается в снижении бедности путем роста доходов от сельского хозяйства, расширении несельскохозяйственной занятости населения, улучшении доступа сельских жителей к услугам отраслей социальной и инженерной инфраструктуры.

Уровень занятости сельского населения в трудоспособном возрасте возрастет к 2008 году до 80,3 процента, доля сельского населения с доходами ниже прожиточного минимума сократится до 38,5 процента, удельный вес жилой площади в сельской местности, оборудованной водопроводом, достигнет 54 процентов.

Повышение устойчивости демографического развития и миграционная политика

Демографические процессы лежат в основе многих долгосрочных тенденций, определяющих социально-экономическое развитие и национальную безопасность страны.

В связи с этим сложившаяся многолетняя тенденция к сокращению численности населения России за счет таких составляющих демографического развития, как рождаемость, смертность и миграция, приобретая признаки депопуляции, ограничивает возможности социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны.

На протяжении последних 40 лет происходит уменьшение величины естественного прироста населения в результате снижения рождаемости и увеличения смертности.

Некоторое увеличение показателей рождаемости, наблюдаемое начиная с 2000 года, является недостаточным не только для расширенного, но и для простого воспроизводства населения. Показатели, характеризующие рождаемость в России, близки к уровню развитых стран, а в перспективе уровень рождаемости в России не будет существенно отличаться от среднеевропейского уровня.

Одной из негативных тенденций демографического развития страны является стабильно увеличивающиеся показатели смертности населения Российской Федерации. Однако в отличие от рождаемости по показателям смертности Россия заметно выделяется среди стран, имеющих близкий к ней уровень рождаемости. В России отмечается высокая младенческая смертность, смертность населения в рабочем возрасте, особенно мужчин.

Комплекс мер, направленных на сокращение смертности, прежде всего младенческой, улучшение репродуктивного здоровья населения, а также на повышение рождаемости, предусмотрен в разделах Программы, связанных с развитием человеческого капитала и с реформированием здравоохранения, сокращением масштабов бедности и формированием рынка доступного жилья.

Необходимость разработки современной миграционной политики диктуется не только требованием решить накопившиеся проблемы, связанные с миграционными процессами в прошлом, но и целым рядом внутренних и внешних факторов.

Сложившиеся тенденции изменения показателей естественного движения населения России свидетельствуют о том, что существует потенциал преодоления депопуляции за счет трех факторов - увеличения рождаемости, как минимум, до среднеевропейского уровня, снижения смертности населения в трудоспособном возрасте до уровня не ниже конца восьмидесятых годов и реализации современной миграционной политики, которая должна обеспечить компенсацию сокращения численности населения.

Международная миграция специалистов является одним из существенных источников увеличения человеческого капитала. Основным ресурсом в области миграции иностранных специалистов в среднесрочной перспективе являются страны СНГ, граждане которых в большинстве своем могут социализироваться в российском обществе, разделяют ценности российской культуры и знают русский язык.

Главными целями миграционной политики являются содействие устойчивому росту экономики и сбалансированному социальному развитию страны, соблюдение интересов национальной безопасности и профилактика международного терроризма посредством регулирования миграционных процессов.

Политика в сфере экономической иммиграции должна обеспечить постоянную иммиграцию, эффективное регулирование временных трудовых перемещений и борьбу с нелегальной миграцией.

Меры по развитию постоянной иммиграции должны быть направлены на привлечение в страну квалифицированных специалистов. Для реализации программы переселений необходимо:

разработать законодательство об иммиграции, определяющее правила переселений и интеграции иммигрантов в российское общество;

определить основные категории иммигрантов, в том числе иммигрантов, воссоединяющихся с семьями, экономических иммигрантов и беженцев;

разработать программы по содействию постоянной иммиграции и расселению иммигрантов;

определить критерии привлечения в приоритетном порядке экономических иммигрантов из государств - участников СНГ и дальнего зарубежья с учетом их профессиональных и личностных характеристик.

Среди первоочередных мер, направленных на повышение эффективности временной иммиграции, следует выделить:

упрощение процедур привлечения и использования иностранной рабочей силы;

изменение механизма квотирования выдачи иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности на более эффективный механизм, обеспечивающий в полном объеме необходимую иммиграцию и соблюдение государственных интересов;

реализацию программ по привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов;

совершенствование системы привлечения иностранной рабочей силы на основе двусторонних межгосударственных соглашений;

разработку мер социальной защиты временных иммигрантов и членов их семей.

Статус вынужденного переселенца должен предоставляться лишь тем лицам, кто в этом действительно нуждается. В связи с ограниченностью ресурсов предполагается установление квот для беженцев, а также изменение критериев для признания лица беженцем или вынужденным переселенцем.

Первоочередные меры предупреждения и пресечения нелегальной миграции включают:

разработку и реализацию программы регуляризации (легализации) положения нелегальных иммигрантов;

введение жесткой системы наказаний за контрабанду и торговлю людьми, а также усиление санкций к работодателям, использующим труд нелегальных иммигрантов;

модернизацию системы иммиграционного контроля;

развитие международного сотрудничества, в том числе в рамках соглашений по борьбе с организованной преступностью и реадмиссионных соглашений.

Сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи

Доля бедных в России оценивается на уровне 20 процентов. Анализ структуры бедности свидетельствует, что среди бедных около 50 процентов составляют лица трудоспособного возраста.

Высокий уровень трудоспособных граждан в общем количестве бедных определяется прежде всего низким уровнем оплаты труда. Около 30 процентов бедных составляют семьи, где все трудоспособные граждане имеют регулярную оплачиваемую работу. Кроме того, дети из бедных семей имеют значительно меньше возможностей, чем дети из обеспеченных семей, на получение высшего и среднего профессионального образования, что в дальнейшем ведет к снижению их конкурентоспособности на рынке труда.

В территориальном отношении бедность концентрируется в сельской местности и небольших городах.

Несмотря на увеличение в 2000 - 2004 годах темпов роста реальных доходов населения, продолжает оставаться значительным число семей, имеющих уровень потребления, незначительно превышающий прожиточный минимум.

Существующие программы социальной помощи не оказывают достаточного влияния на снижение уровня бедности, поскольку основная часть ресурсов, выделяемых в рамках реализации указанных программ, распределяется в пользу небедных категорий населения.

Недостаточно развита практика участия органов власти, бизнеса и некоммерческих организаций в реализации совместных проектов, направленных на снижение уровня бедности.

В связи с этим целью политики в области доходов населения является существенное снижение уровня бедности на основе поддержания высоких темпов экономического роста, обеспечения макроэкономической стабильности, роста денежных доходов населения, повышения эффективности программ социальной защиты и совершенствования механизмов социального партнерства.

Для достижения поставленной цели необходимо существенно повысить эффективность реализации социальных программ, что требует изменения форм и методов работы органов социальной защиты населения, которые должны быть направлены на создание единой системы обеспечения занятости и социальной защиты населения, обеспечение координации деятельности органов социальной защиты населения, органов службы занятости населения и органов, осуществляющих предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи, на основе совместного планирования и реализации социальных программ, а также использования единых информационных баз данных о бедных домохозяйствах.

Необходимы также меры, направленные на повышение доступности профессионального образования для детей из бедных семей, в том числе предусматривающие реализацию программ, разработанных с участием органов социальной защиты населения и органов образования.

Особое внимание должно быть уделено обеспечению эффективного взаимодействия органов социальной защиты населения и органов службы занятости населения с негосударственными организациями, деятельность которых направлена на оказание помощи нуждающимся категориям населения, а также с представителями делового сообщества. Необходимо обеспечить развитие механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих объединять средства государства и частных благотворителей, а также привлекать негосударственные организации для совместной разработки и реализации программ сокращения бедности на условиях государственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах. Для этого потребуется внесение изменений в бюджетное, налоговое и гражданское законодательство.

Требует развития система мониторинга бедности и контроля за эффективностью и результативностью программ помощи нуждающимся на основе единых методик, применяемых в международной практике.

В регионах с высоким уровнем бедности особое внимание должно быть уделено развитию инфраструктуры, созданию благоприятного инвестиционного климата, содействию трудовой миграции, развитию малого предпринимательства, совершенствованию систем переквалификации граждан.

Необходимо на первом этапе (в 2006 году) перестроить систему оказания социальной помощи, в том числе предусмотрев обеспечение межведомственной координации, разработку наиболее эффективных программ в рамках экспериментов, совершенствование системы администрирования, формирование баз данных и проведение мониторинга эффективности программ. На втором этапе (в 2007 году) возможен переход к широкому внедрению наиболее эффективных программ по борьбе с бедностью и перераспределение на эти цели ресурсов бюджетов всех уровней.

Введение новых механизмов предоставления государственной социальной помощи и замена натуральных льгот денежными компенсациями будут способствовать повышению эффективности оказания социальной помощи и содействовать улучшению материального положения миллионов граждан.

Следует усилить адресный характер предоставления социальной помощи, учитывающий как доходы, так и особенности различных групп населения, нуждающихся не только в материальной, но и в иных видах социальной поддержки. Это позволит оптимизировать систему социальной помощи и направить бюджетные средства в пользу особо нуждающихся граждан.

Необходимо совершенствование системы социального обслуживания граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, повышение качества и увеличение объема предоставляемых государственных услуг, в том числе направленных на реабилитацию и социальную интеграцию инвалидов.

Повышение качества и доступности государственных социальных услуг требует развития страховых механизмов, а также создания новых моделей управления социальной инфраструктурой. Для решения этой задачи предполагается проводить работу по формированию рынка социальных услуг с равными возможностями для их поставщиков, представляющих государственные и негосударственные социальные службы, созданию новых организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания. В приоритетном порядке социальные услуги будут предоставляться наиболее нуждающимся гражданам, например, одиноким пожилым людям (уход на дому). Необходимо также создание домов-интернатов и геронтологических центров малой вместимости.

Отказ от сметного финансирования государственных социальных служб потребует определения фактической стоимости каждой социальной услуги, перехода на оказание социальных услуг на основе государственного заказа, а также их полной или частичной оплаты гражданами, имеющими достаточный уровень дохода.

Для решения указанных задач предполагается:

внести изменения в законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы в сфере социального обслуживания;

определить единые требования к стандартам предоставления социальных услуг населению.

Для повышения качества услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов и увеличения объема этих услуг требуются совершенствование системы медико-социальной экспертизы и системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также обеспечение жильем инвалидов.

Кроме того, необходимо создать инфраструктуру реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе, активизировать формирование реабилитационной индустрии по выпуску современных технических средств реабилитации, разработать для каждого инвалида индивидуальную программу реабилитации, включающую меры по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

Реализация указанных мер позволит обеспечить сокращение численности инвалидов, ежегодный возврат к труду 80 - 100 тысяч инвалидов, укрепление материально-технической базы реабилитационных учреждений и протезно-ортопедических предприятий.

Распространение бедности среди семей с детьми обусловливает повышенный риск асоциального поведения как родителей, так и их детей, что ведет к безнадзорности и противоправному поведению детей. Для предотвращения последующего воспроизводства бедности, сокращения численности безнадзорных и беспризорных детей, сокращения социального сиротства и противоправного поведения несовершеннолетних предполагается сосредоточить усилия на реализации следующих мер:

проведение профилактической работы с семьями на ранних стадиях их социального неблагополучия;

создание системы комплексной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

разработка и внедрение инновационных моделей семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

создание форм и технологий профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними, нуждающимися в социальной реабилитации;

реализация мер по развитию системы внешкольного воспитания и детского спорта;

создание системы ювенальной юстиции.

Кроме того, необходимо создание системы социальной реабилитации групп повышенного риска бедности, включая лиц, отбывших срок лишения свободы, и лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью.

Развитие рынка труда и реформирование системы оплаты труда

Устойчивые и высокие темпы экономического роста невозможно обеспечить без развития рынка труда и создания условий для возникновения эффективных рабочих мест.

Для этого следует обеспечить решение целого комплекса задач в различных областях экономики, в том числе задач, связанных с развитием эффективных трудовых отношений.

Для развития рынка труда необходимо:

совершенствовать трудовое законодательство Российской Федерации;

способствовать мобильности рабочей силы;

повышать занятость и качество оказания государственных услуг в сфере содействия занятости населения.

Основными направлениями совершенствования трудового законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения рациональной занятости и возможности создания новых рабочих мест являются:

повышение гибкости использования рабочей силы;

развитие системы социального партнерства на уровне регионов и отдельных предприятий;

изменение системы предоставления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также совершенствование государственной экспертизы условий труда.

Для повышения мобильности рабочей силы необходимо в среднесрочной перспективе направить усилия на:

снятие административных ограничений для перемещения рабочей силы внутри страны;

создание эффективного механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации;

формирование экономических условий, содействующих свободному перемещению рабочей силы;

разработку механизмов, обеспечивающих доступность найма и приобретения жилья.

Низкий уровень заработной платы в бюджетной сфере и ряде отраслей экономики деформирует систему спроса и предложения на рабочую силу, способствует развитию бедности, ограничивает рост внутреннего потребительского спроса, не стимулирует внедрение эффективных и современных технологий.

Необходимо в течение 3 лет повысить заработную плату работников бюджетной сферы в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза.

Наряду с повышением заработной платы назрела необходимость в принятии решений и разработке механизмов, направленных на повышение мотивации к достижению эффективных результатов учреждений бюджетной сферы.

Одновременно с модернизацией системы учреждений бюджетной сферы, в том числе с переходом части учреждений на новые организационно-правовые формы, необходимо реформирование системы оплаты труда, направленное на повышение стимулирования работников к оказанию качественных услуг.

В связи с тем, что применение единой для всех отраслей тарифной сетки существенно осложняет проведение работы по дальнейшему совершенствованию оплаты труда и ее повышению, на федеральном уровне предполагается перейти к отраслевым системам оплаты труда, максимально адаптированным к новым условиям хозяйствования.

Новые системы оплаты труда должны быть построены на единых основополагающих принципах и при этом учитывать специфику каждой из бюджетных отраслей. При их внедрении повышение общего уровня оплаты труда будет осуществляться за счет увеличения расходов федерального бюджета, оптимизации структуры занятости в бюджетной сфере и реструктуризации сети бюджетных учреждений.

В этих условиях решение вопросов занятости высвобождаемых работников бюджетной сферы потребует координации усилий и взаимодействия органов службы занятости населения, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, объединений работодателей на следующих направлениях:

развитие новых форм и методов оказания содействия занятости населения, в том числе в части превентивного обучения высвобождаемых работников;

обеспечение синхронизации процессов высвобождения работников бюджетной сферы и поддержки развития в регионах малого предпринимательства с целью организации собственного дела.

Существенным фактором, влияющим на качество занятости и рынка труда, является состояние условий труда. Около 20 процентов рабочих мест в российской экономике связаны с опасными и вредными условиями труда, из них до 60 процентов рабочих мест приходится на бюджетообразующие отрасли экономики.

Производственный травматизм увеличивает численность граждан с ограниченной трудоспособностью, для которых затруднен подбор нового рабочего места.

Для создания экономической заинтересованности работодателей в повышении качества производственной среды необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях:

разработка механизмов, способствующих повышению мотивации работодателей к созданию безопасных и безвредных условий труда с одновременным законодательно закрепленным усилением мер их ответственности за охрану труда;

проведение экспертизы условий труда, в том числе с участием негосударственных организаций;

совершенствование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Изменение законодательства Российской Федерации в части разграничения бюджетных полномочий требует ускоренного решения вопросов развития социального партнерства на уровне субъектов Российской Федерации, создания эффективной системы договорного регулирования социально-трудовых отношений и решения проблем занятости.

Серьезной проблемой, требующей решения в среднесрочной перспективе, является повышение эффективности службы занятости, органы которой должны стать важным инструментом перераспределения рабочей силы.

В этой связи основными направлениями повышения качества услуг в сфере содействия занятости являются:

совершенствование системы информирования населения о состоянии рынка труда и возможностях трудоустройства в различных отраслях экономики;

реализация превентивных мер содействия занятости граждан, внедрение эффективных механизмов перепрофилирования безработных граждан;

совершенствование профессиональной переподготовки и повышения квалификации граждан, ищущих работу;

расширение номенклатуры и разработка стандартов услуг государственной службы занятости;

взаимодействие с негосударственными организациями в области содействия занятости населения.

Совершенствование пенсионной системы в России

В целях реализации пенсионной реформы в России в 2001-2002 годах был принят основной пакет законодательных актов, обеспечивающих переход от распределительной системы финансирования пенсий к смешанной пенсионной системе, организационно дополненной негосударственными организациями и обеспечивающей широкую возможность выбора застрахованными лицами порядка формирования своих пенсионных накоплений.

Вместе с тем в пенсионной системе Российской Федерации остается нерешенным ряд проблем, тормозящих ее дальнейшее развитие.

В их числе реформирование льготных пенсий, назначенных ранее общеустановленного пенсионного возраста лицам, занятым на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии, обеспечение среднесрочной и долгосрочной финансовой стабильности пенсионной системы.

Остаются не в полной мере реализованными конкурентные преимущества негосударственных организаций в сфере обязательного пенсионного страхования. Требуют дальнейшего совершенствования механизмы сбора и учета страховых взносов, методики учета операций по формированию и инвестированию пенсионных накоплений, а также учета доходов от инвестирования пенсионных накоплений.

Основными направлениями проведения пенсионной реформы являются:

а) завершение формирования нормативной правовой базы обеспечения проведения пенсионной реформы. Совершенствование законодательства Российской Федерации в части регулирования, в том числе:

профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации;

порядка финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и особенностей инвестирования пенсионных накоплений, формируемых в пользу граждан пенсионного возраста в Российской Федерации;

особенностей финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии, сформированной в негосударственных пенсионных фондах;

прав застрахованных лиц на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Также предстоит повысить уровень пенсионного обеспечения с тем, чтобы в среднесрочной перспективе размеры социальных пенсий полностью обеспечивали прожиточный минимум пенсионеру, и соответственно были бы повышены базовые части трудовых пенсий;

б) разработка мер по развитию механизмов обязательного пенсионного страхования, дополнительного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования, в том числе путем:

повышения привлекательности негосударственных организаций в сфере обязательного пенсионного страхования за счет расширения предлагаемых ими форм пенсионных продуктов;

уточнения правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации и негосударственных пенсионных фондов;

разработки мер по повышению эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений и предотвращения конфликта интересов в сфере формирования и инвестирования пенсионных накоплений, определения порядка инвестирования пенсионных накоплений в ценные бумаги иностранных эмитентов;

установления требований к раскрытию информации негосударственными пенсионными фондами;

развития институциональной основы актуарной деятельности.

Развитие институтов гражданского общества

В настоящее время созданы и работают институты, обеспечивающие взаимодействие гражданского общества и государства в решении важных для страны проблем. Организации гражданского общества вносят ощутимый вклад в повышение качества решений, принимаемых органами государственной власти, и контроля за их реализацией посредством проведения различных экспертиз, консультаций, общественных слушаний.

Активизация деятельности гражданского общества является одной из важнейших предпосылок успешности административной реформы, реформирования судебной системы и правоохранительных органов (через реализацию эффективного гражданского контроля), проведения реформы образования (через развитие попечительских и наблюдательных советов учебных учреждений) и реформы жилищно-коммунального хозяйства (через содействие формированию товариществ собственников жилья).

Задача содействия развитию гражданского общества носит комплексный характер и должна быть реализована в виде пакета мер законодательного и организационного характера. Основной целью развития институтов гражданского общества является укрепление институтов гражданского общества, представляющих интересы различных социальных и экономических групп.

Приоритетными направлениями развития организаций гражданского общества являются:

а) модернизация законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, включая:

наделение некоммерческих организаций правом получать пожертвования вне зависимости от их организационно-правовой формы;

устранение разночтений в Гражданском кодексе Российской Федерации, федеральных законах "О некоммерческих организациях" и "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", касающихся определения организационно-правовых форм, структуры органов и порядка управления некоммерческими организациями;

определение понятия и статуса ресурсного капитала некоммерческой организации, доходы от которого служат источником финансирования уставной деятельности, условий его создания и использования;

сокращение административных барьеров в сфере деятельности некоммерческих организаций;

развитие механизмов образовательной и информационно-консультационной поддержки деятельности некоммерческих организаций;

б) обеспечение равных условий доступа негосударственных и государственных некоммерческих организаций на рынки социальных услуг, в том числе путем:

обеспечения равенства условий налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм;

установления стандартов качества социального обслуживания, расширения круга организационно-правовых форм некоммерческих организаций, действующих в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

создания прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки независимых самоорганизующихся общественных объединений;

формирования нормативной и методической базы для развития некоммерческих организаций, включая расширение практики выделения грантов и конкурсного размещения государственного (муниципального) заказа на предоставление социальных услуг;

в) обеспечение прозрачности деятельности некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая содействие развитию независимых попечительских советов, в предотвращении конфликта интересов;

г) развитие механизмов независимой общественной экспертизы и государственно-общественных консультаций на ранних стадиях подготовки и принятия решений, в том числе путем:

проведения консультаций органов государственной власти и органов местного самоуправления с заинтересованной общественностью на ранней стадии подготовки и принятия решений;

проведения публичных слушаний по бюджетным и другим общественно значимым вопросам;

создания и поддержки общественных советов при органах исполнительной власти, органах местного самоуправления, имея в виду обеспечение транспарентного механизма формирования таких советов, включающего переговоры с сетевыми гражданскими организациями и коалициями гражданских организаций;

продвижения общественных интересов;

обеспечения прав человека при усилении мер безопасности, общественного контроля за местами предварительного заключения и пенитенциарными учреждениями;

д) развитие механизмов общественного мониторинга, включая:

содействие проведению общественного мониторинга реализации и результатов реформ;

развитие механизмов общественного контроля в интернатах, социально-реабилитационных учреждениях и домах ребенка;

е) создание механизмов, способствующих усилению социальной ответственности бизнеса, в том числе распространению отчетности компаний о решении социальных вопросов;

ж) развитие системы гражданского образования, направленного на обеспечение граждан знаниями и навыками, необходимыми для активного участия в демократическом гражданском обществе, предполагающее:

поэтапное введение профильных образовательных курсов в высших и средних учебных заведениях;

реализацию программ в сфере практического и внешкольного образования, направленного на все группы населения;

расширение участия России в программах по развитию гражданского образования ЮНЕСКО, Совета Европы и других международных организаций.

Политика в сфере культуры и массовых коммуникаций

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Такими условиями являются высокий уровень духовного состояния нации, культуры народов России, свобода средств массовой информации.

Государственная поддержка культуры и массовых коммуникаций направлена на обеспечение широкого доступа к культурным ценностям, знаниям и информации, сохранение национальной самобытности культур народов России, а также на развитие профессионального искусства и народного творчества.

Основными целями политики в сфере культуры и массовых коммуникаций на среднесрочный период являются:

сохранение культурного наследия России, ее культурного потенциала, единого культурного пространства страны;

интеграция отечественной культуры в мировой культурный процесс и информационное пространство;

развитие разнообразных форм культурной деятельности и расширение круга потребителей услуг культуры;

создание условий для адаптации культуры и сферы массовых коммуникаций к рыночным условиям;

обеспечение доступа различных групп граждан к культурному наследию и информационным ресурсам с учетом включения услуг культуры в состав потребительской корзины.

Исходя из указанных целей, предстоит решить следующие основные задачи:

проведение комплексных мероприятий по государственной охране, а также сохранению и реставрации объектов культурного наследия, музейных ценностей, архивных документов, библиотечных фондов;

содержание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей сохранность объектов культурного наследия, музейных, архивных и библиотечных ценностей, гарантирующей доступ к ним граждан;

проведение общероссийского мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда, переход на более высокий технологический уровень оперативного учета и контроля их использования;

проведение инвентаризации объектов культурного наследия, уточнение их пообъектного состава и прав собственности на памятники истории и культуры;

осуществление действенного государственного контроля за сохранностью объектов культурного наследия при их приватизации, а также передаче в собственность, пользование, владение или аренду;

выявление и поддержка творчески одаренной молодежи;

поддержка перспективных творческих проектов;

адресная поддержка профессионального искусства;

популяризация достижений отечественной культуры за рубежом, в том числе путем обмена программами в области культуры;

активизация делового и международного сотрудничества, включая культурные обмены, проведение гастролей, выставок, семинаров и конференций;

модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации, включая переход на цифровое вещание и увеличение вещания на страны ближнего и дальнего зарубежья;

увеличение перечня и объема услуг, предоставляемых учреждениями культуры в соответствии с интересами и потребностями населения;

создание условий для эффективной защиты авторских и смежных прав в сфере культуры и массовых коммуникаций;

обеспечение государством защиты культурных ценностей;

разработка методологических основ экономической эффективности в отдельных областях культурной деятельности;

стимулирование экономических механизмов, направленных на развитие рыночных отношений в сфере культуры, с учетом разнообразия форм государственной и частной поддержки;

повышение адресности и увеличение разнообразия услуг культуры и информационных услуг;

разработка, внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий в сфере культуры и массовых коммуникаций;

обеспечение доступа населения к социально значимой информации путем создания на базе общедоступных библиотек общероссийской сети центров правовой, деловой и иной информации;

создание и ведение сводного каталога музеев, архивов и библиотек России, формирование Национальной электронной библиотеки, развитие информационных услуг, предоставляемых населению на базе центральных и муниципальных библиотек;

обеспечение максимальной доступности для населения страны социально значимого пакета телерадиопрограмм федерального и регионального уровня;

расширение перечня и повышение качества услуг, оказываемых архивами и библиотеками в целях обеспечения граждан необходимой информацией, связанной с реализацией их законных прав и свобод, в том числе на получение различных видов социальной поддержки;

оказание поддержки проведению конкурсов, фестивалей, гастролей, выставок и увеличение их количества;

развитие инфраструктуры отрасли культуры, укрепление ее материально-технической базы.

В среднесрочной перспективе важным фактором, способствующим развитию отрасли, будет являться стимулирование увеличения доли частного финансирования сферы культуры, в том числе использование механизмов частно-государственного партнерства, развития меценатства и благотворительности.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р