в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.11.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р

10. Стратегия развития топливно-энергетического комплекса на период 2010 - 2015 годов

Стратегия развития топливно-энергетического комплекса разработана с учетом основных положений Энергетической стратегии России на период до 2020 года и направлена на решение следующих задач:

а) развитие сырьевой базы нефтегазового комплекса. Прирост разведанных запасов нефти не восполняет текущий уровень добычи, геологоразведочные работы в новых регионах и на шельфах морей проводятся в недостаточном объеме.

Ухудшается структура разведанных запасов нефти - к 2010 году возможно снижение доли высокопродуктивных запасов в общем их объеме с 45 процентов до 30 процентов, что может оказать влияние на снижение уровня энергетической безопасности страны;

б) формирование внутрироссийского рынка нефти, нефтепродуктов и газа. Отсутствие рынка нефти и газа в Российской Федерации, зависимость российского экспорта от европейского рынка, на долю которого приходится порядка 96 процентов экспорта нефти и 100 процентов экспорта газа, приводит к потере до 5-8 млрд. долларов США в год на ценовых скидках. Кроме того, относительно медленный рост европейского рынка и ужесточение экологических ограничений по экспорту, а также энергетическая политика Европейского союза, направленная на диверсификацию поставок нефти и газа, могут привести к стагнации российского экспорта в этом направлении;

в) развитие конкуренции в энергетическом и нефтегазовом комплексах Российской Федерации. Непрозрачность формирования цен на энергоносители приводит к их неконтролируемому росту и, как следствие, на товары и услуги, что способствует росту инфляции;

г) увеличение объемов эксплуатационного и разведочного бурения, уменьшение фонда неработающих скважин, снижение потерь при добыче, транспортировке, переработке нефти, газа, электроэнергии и при их использовании;

д) производство нефтепродуктов, соответствующих европейским и мировым стандартам. В настоящее время отмечается низкая доля в объеме производства экологически чистых нефтепродуктов, которые соответствовали бы качеству продукции, потребляемой в США, Европе и Японии.

В связи с этим необходимо:

реализовать перспективные проекты строительства трубопроводов;

стимулировать инвестиции в разработку месторождений и развитие транспортной инфраструктуры;

формировать и развивать новые крупные центры добычи нефти и газа на востоке страны (Восточная Сибирь, Республика Саха (Якутия));

создавать условия для развития конкуренции путем совершенствования тарифного, налогового и таможенного регулирования;

формировать внутрироссийский энергетический рынок, в том числе нефти, нефтепродуктов и газа;

совершенствовать механизмы государственного контроля за функционированием энергетических рынков;

модернизировать нефтеперерабатывающие заводы, развивать производство сжиженного природного газа, увеличить объемы его экспорта и производства продукции нефтехимической промышленности.

Нефтяной комплекс

При реализации базового варианта развития увеличение объема добычи нефти прогнозируется с 459 млн. тонн в 2004 году до 490 млн. тонн в 2008 году. Указанное увеличение будет обеспечиваться за счет эксплуатации разрабатываемых месторождений и ввода отдельных новых месторождений, в частности, в Томской области, Красноярском крае и в Ханты-Мансийском автономном округе.

Для развития транспортной инфраструктуры планируется завершение проекта по расширению трубопроводных мощностей Балтийской трубопроводной системы до 60 млн. тонн в 2006 году. В 2008 году намечается реализация первого этапа проекта трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", предусматривающего строительство участка Тайшет - Сковородино (мощностью 30 млн. тонн нефти в год) и нефтеперегрузочного комплекса в бухте Перевозная, с привлечением ресурсов западносибирской нефти. Ориентировочная стоимость первого этапа указанного проекта составляет 185 млрд. рублей.

В рамках осуществления целевого варианта прогнозируется увеличение объемов добычи нефти до 500 млн. тонн в 2008 году за счет увеличения ассигнований на геологоразведку и разработку месторождений, в том числе Тимано-Печорского бассейна и ресурсов Восточной Сибири, Республики Саха (Якутия).

Реализация завершающего этапа создания нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" предполагается после 2008 года с учетом итогов обустройства и ввода в эксплуатацию месторождений нефти Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Одним из основных направлений развития нефтепереработки остается реконструкция и модернизация нефтеперерабатывающих заводов с опережающим строительством мощностей по углублению переработки нефти, повышению качества нефтепродуктов, производству катализаторов, а также сырья для нефтехимии.

При этом глубина переработки нефти должна увеличиться с 71,5 процента в 2004 году до 72,9-73,4 процента в 2008 году и 76-80 процентов в 2015 году. Предполагается увеличение объемов производства высококачественных светлых нефтепродуктов.

Газовый сектор

Характерной для сырьевой базы газовой промышленности является ее высокая концентрация в уникальных и крупных по запасам месторождениях. Так, в 16 месторождениях (Уренгойское, Северо-Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Бованенковское, Харасовейское, Новопортовское, Вынгапуровское, Комсомольское, Ен-Яхинское, Медвежье, Юбилейное, Ямсовейское, Оренбургское, Астраханское и Штокмановское) сосредоточено более 90 процентов запасов открытого акционерного общества "Газпром" и 50 процентов общего объема разведанных запасов газа России.

Доля независимых производителей в газовой промышленности в настоящее время составляет около 14 процентов общего объема добычи, в перспективе добыча этими организациями возрастет и их доля составит не менее 20 процентов.

Основными рынками сбыта газа для России останутся Западная и Центральная Европа, где российский газ занимает доминирующее положение (поставки природного газа из России составляют примерно 20 процентов объема потребления в 15 странах Европейского союза и около двух третей объема потребления газа в Центральной Европе). Для увеличения и диверсификации поставок газа в Европу намечается реализация проекта строительства Северо-Европейского газопровода.

Перспективными могут стать и рынки в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Южной Азии и Северной Америки.

Базовый вариант не предусматривает реализацию в области добычи газа новых масштабных инвестиционных проектов. Рост добычи газа во многом обеспечивается независимыми производителями и повышением интенсивности разработки действующих месторождений.

По целевому варианту рост добычи газа до 661 млрд. куб.м в 2008 году обеспечивается путем реализации ряда новых проектов:

освоение Ковыктинского месторождения (начало добычи газа с 2007-2008 годов) в рамках разрабатываемой программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона;

освоение Штокмановского месторождения (начало добычи газа с 2010 года) со строительством завода по производству сжиженного природного газа.

Начинается также освоение газовых месторождений полуострова Ямал с добычей газа после 2015 года.

Электроэнергетика

Развитие электроэнергетики в период 2006 - 2015 годов направлено не только на поддержание работоспособности, но и на существенное обновление основных производственных фондов на базе новой техники и технологий производства и распределения электроэнергии и тепла, с тем чтобы избежать образования дефицита генерирующих и сетевых мощностей в ряде регионов в период после 2008-2010 годов (который оценивается в 8-10 процентов мощностей при инерционном развитии).

Производство электроэнергии возрастет с 932 млрд. кВт. ч в 2004 году до 999-1014 млрд. кВт. ч в 2008 году (107,2-108,8 процента) и до 1111-1158 млрд. кВт. ч в 2015 году (119,2-124,3 процента).

Выделяются следующие основные приоритеты территориального размещения генерирующих мощностей:

в европейской части России - техническое перевооружение тепловых электростанций на газе с замещением паросиловых турбин на парогазовые и развитие атомных электростанций;

в Сибири - развитие тепловых электростанций на угле и гидроэлектростанций;

на Дальнем Востоке - развитие гидроэлектростанций, тепловых электростанций на угле, а также газе (в основном в крупных городах с неудовлетворительной экологической обстановкой).

Для обеспечения ввода энергетических мощностей, по предварительным расчетам, за период с 2006 года по 2015 год необходимо инвестировать 1222,6 - 1681,5 млрд. рублей, в том числе на ввод мощностей АЭС - 293,5 - 353,4 млрд. рублей, ГЭС- 196,6 - 324,9 млрд. рублей, ТЭС - 732,5- 1003,2 млрд. рублей.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р