в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р

7. Создание и развитие рыночных институтов, обеспечивающих конкурентоспособность экономики

Защита прав собственности

Без надежной и цивилизованной защиты прав собственности невозможно эффективное использование институтов рыночной экономики. Недостаточный уровень защиты прав собственности значительно затрудняет привлечение инвестиций в экономику и является барьером на пути обеспечения устойчивого и динамичного экономического роста.

Основной проблемой в системе защиты прав собственности и исполнения контрактных обязательств является неэффективность правоприменения.

Важнейшими задачами, направленными на обеспечение надежной защиты прав собственности, являются реформирование правоохранительной и судебной системы, развитие независимых и общественных средств массовой информации, институтов гражданского общества.

Предстоит осуществить следующие меры:

обеспечить публикацию в информационных системах общего пользования сведений обо всех судебных актах, принимаемых судами, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, а также законодательно усложнить процедуру принятия решения о рассмотрении дел в закрытом судебном заседании;

обеспечить повышение информационной открытости деятельности квалификационных коллегий судей, эффективности участия представителей гражданского общества в составе квалификационных коллегий судей, в том числе путем уточнения порядка их назначения и предъявляемых к ним квалификационных требований, а также расширить сферу деятельности избираемых мировых судей;

законодательно установить требования к кандидату в судьи при одновременном повышении оплаты труда судей, сформировать и развивать специализированные учебные программы для кандидатов в судьи, уточнить требования к процедуре конкурсного отбора кандидатов в судьи, повысить гарантии независимости суда и судьи путем усложнения процедуры отстранения от должности с учетом уточнения механизмов привлечения судей к дисциплинарной ответственности;

определить компетенцию судов общей юрисдикции и арбитражных судов в отношении споров в сфере корпоративного права;

уточнить критерии применения судом обеспечительных мер, защищающих от необоснованного их применения, закрепить процедуру доказывания их соразмерности и необходимости применения, а также определить круг доказательств, которые могут использоваться;

закрепить право суда на применение обеспечительных мер, разработать эффективно действующий механизм возмещения убытков, причиненных в результате принятия судом указанных мер, устранить пробелы в нормативных правовых актах, регулирующих отношения, возникающие в процессе рассмотрения споров международным коммерческим арбитражем, а также исполнения решений иностранных судов и арбитражей;

стимулировать развитие системы внесудебного урегулирования споров и досудебного разбирательства, включая развитие института третейских судов;

совершенствовать порядок исполнительного производства, а также процедуры, обязанности, вознаграждение, защиту и ответственность судебных приставов, регламентировать проведение публичных торгов, а также определить правила процедур судебного контроля.

Реформирование судебной системы должно сопровождаться повышением эффективности функционирования правоохранительной системы, включая введение соответствующих мировой практике механизмов независимого гражданского контроля за действиями правоохранительных органов.

Целесообразно ограничить срок наложения правоохранительными органами ограничений на право пользования, владения и распоряжения имуществом, осуществляемое без санкции суда.

Необходимо повысить ответственность должностных лиц органов исполнительной власти за совершение неправомерных действий, наносящих экономический ущерб субъектам экономической деятельности, усовершенствовать механизм возмещения ущерба хозяйствующим субъектам от действий органов исполнительной власти.

Необходимо приведение пенитенциарной системы в соответствие с минимальными санитарными и иными гуманитарными стандартами, разделение содержащихся в заключении лиц в зависимости от тяжести и состава преступления, осуществление регулярного общественного контроля за условиями содержания заключенных.

Обеспечение эффективного правоприменения требует дальнейшего развития институтов адвокатуры, включая совершенствование механизмов оплаты труда адвокатов, участвующих в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора, суда.

Большую роль в повышении эффективности системы государственного управления, судебной системы, общественного сектора в целом играют независимые средства массовой информации. Необходимо сформировать экономические предпосылки развития средств массовой информации. К приоритетным направлениям следует отнести:

усиление полномочий Общественной палаты Российской Федерации в части обеспечения гражданского контроля за соблюдением телеканалами принципов свободы слова;

внесение изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на защиту профессиональной деятельности журналистов и средств массовой информации, а также обеспечение гарантированной защиты со стороны государства прав граждан и журналистов на поиск, получение, производство и распространение массовой информации, усиление ответственности за отказ в доступе к информации.

Совершенствование корпоративного управления

Совершенствование корпоративного управления должно рассматриваться как одно из институциональных условий экономического роста.

К числу приоритетных направлений совершенствования корпоративного управления следует отнести:

ужесточение требований к раскрытию информации и ответственности за содержание раскрываемой информации для публичных компаний;

совершенствование правового регулирования аффилированных лиц, включая повышение эффективности использования понятия аффилированности при регулировании корпоративных отношений, а также развитие системы учета и раскрытия информации об аффилированных лицах и бенефициарных владельцах;

расширение требований по обязательному привлечению независимых оценщиков;

введение механизмов привлечения к гражданско-правовой ответственности членов совета директоров, органов контроля и иных должностных лиц акционерных обществ за причинение ущерба акционерному обществу или акционерам.

В сфере корпоративного управления необходимо совершенствование механизмов защиты прав акционеров, предусматривающее решение следующих задач:

нормативное правовое закрепление эффективной практики корпоративного управления;

соблюдение в законодательстве баланса прав и интересов различных групп акционеров;

развитие и совершенствование нормативного правового регулирования отдельных вопросов корпоративного законодательства (реорганизация, слияния и поглощения, крупные сделки и сделки с заинтересованностью);

формирование эффективной и прозрачной системы контроля и правоприменения, включая надзор за полнотой и содержанием раскрываемой бухгалтерской отчетности.

В рамках реализации указанных направлений также необходимо:

сформировать различный подход к раскрытию информации, стандартам корпоративного управления для публичных и непубличных компаний;

уточнить понятие "аффилированные лица" (в том числе конкретизировать перечень оснований признания аффилированности), их обязанности и ответственность за нераскрытие информации, усиление полномочий органов власти по выявлению аффилированных лиц; усилить контроль и проводить мониторинг за действиями исполнительных органов акционерных обществ со стороны советов директоров. Также необходимо определить механизмы ответственности членов совета директоров за причинение ущерба обществу или акционерам;

реализовать меры, препятствующие выводу активов и трансфертному ценообразованию в ущерб интересам акционеров, кредиторов, государства, а также меры по совершенствованию практики применения норм Уголовного кодекса Российской Федерации, налогового законодательства, норм международного права, в том числе в сфере офшорного законодательства. Важное значение в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой финансовой информации о результатах деятельности публичных компаний будет иметь введение консолидированной финансовой отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности, а также обязательного ее аудита.

Необходимо реализовать комплекс мер, направленных на создание общедоступной системы раскрытия информации, совершенствование системы бухгалтерской отчетности путем использования Международных стандартов финансовой отчетности. Основными направлениями совершенствования бухгалтерской отчетности являются повышение качества информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, создание инфраструктуры применения Международных стандартов финансовой отчетности, изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, усиление контроля качества бухгалтерской отчетности, существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Важным направлением является дальнейшее совершенствование аудиторской деятельности, включая ужесточение требований к независимости аудиторов и строгому следованию ими нормам профессиональной этики, изменение системы аттестации аудиторов, усиление внешнего контроля за деятельностью аудиторских организаций и аудиторов, развитие саморегулирования в этой сфере.

Большое значение имеют совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего оценочную деятельность, и повышение ответственности независимого оценщика.

Совершенствование законодательства о банкротстве должно осуществляться по следующим направлениям:

обеспечение баланса прав, интересов и ответственности участников дел о банкротстве и процедур банкротства;

развитие саморегулирования в сфере банкротства;

уточнение процессуальных вопросов проведения процедур банкротства;

регламентация процедур участия государства как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства;

совершенствование механизмов банкротства отдельных категорий должников с учетом их статуса и социально-экономической значимости последствий их банкротства.

Развитие финансовых рынков

В течение нескольких последних лет российский финансовый рынок демонстрирует высокие темпы развития. Кардинально выросла его емкость и роль в обеспечении инвестиционных ресурсов реального сектора экономики, сложилась устоявшаяся структура, создана система коллективных инвестиций.

Капитализация российского рынка акций в конце 2005 года, по оценке, составила 63 процента валового внутреннего продукта. Российскими предприятиями на рынке ценных бумаг в 2004 году было привлечено 15,5 млрд. долларов США, в том числе на внутреннем рынке - 5,3 млрд. долларов США. За 2005 год аналогичные показатели составили, соответственно, 29,7 млрд. долларов США и 9,4 млрд. долларов США. Однако на фоне положительной динамики накопились проблемы, без решения которых невозможно дальнейшее развитие фондового рынка. Рынок акций по-прежнему характеризуется малым количеством ликвидных финансовых инструментов, существенную долю капитализации рынка (64,3 процента по состоянию на 30 декабря 2005 г.) составляют компании нефтегазового сектора.

Внутренний рынок корпоративных облигаций хоть и является быстроразвивающимся сегментом российского рынка ценных бумаг, однако не может обеспечить достаточного объема долгосрочных инвестиций. В 2004 - 2005 годах российские предприятия при выпуске облигаций 66 процентов средств привлекли на рынке еврооблигаций и лишь 34 процента - на внутреннем облигационном рынке. Помимо финансовых аспектов (относительная дешевизна заимствований за рубежом) на соотношение внутреннего и внешнего сегмента влияет неразвитость инфраструктуры и значительные административные барьеры.

В настоящее время регулирование и надзор на финансовом рынке осуществляются несколькими государственными органами, что приводит к дублированию их функций. Недостаточной является координация между ведомствами.

В целях совершенствования системы регулирования финансового рынка необходимы повышение эффективности межведомственного взаимодействия и выработка единых подходов к развитию и регулированию всех секторов финансового рынка, в том числе унификация требований к участникам рынка, эмитентам и институциональным инвесторам, развитие саморегулирования на финансовом рынке, взаимодействие саморегулируемых организаций с органами государственной власти.

Предстоит рассмотреть вопрос о возможности объединения функций по регулированию всех сегментов финансового рынка (фондового, страхового, банковской деятельности, деятельности негосударственных пенсионных фондов) и создании мегарегулятора, а также о возможности объединения надзора за различными институтами финансового рынка в одном федеральном органе.

Следует обеспечить использование четких и ясных процедур проведения надзора за деятельностью финансовых институтов. С этой целью необходимо:

совершенствование системы риск-менеджмента профессиональных участников финансового рынка;

усиление роли третейских судов в рассмотрении споров на финансовом рынке и повышение компетенции судебных органов (арбитражного суда) в спорах на финансовом рынке, в том числе путем введения специализации судей по вопросам финансового законодательства;

оптимизация требований к отчетности финансовых организаций, введение стандартов публичного раскрытия профессиональными участниками финансового рынка информации о своей деятельности;

обеспечение раскрытия информации о результатах управления средствами пенсионных накоплений на основе единых стандартов, позволяющих сравнивать результаты управления указанными средствами;

совершенствование требований к размещению средств, составу и структуре активов финансовых институтов, осуществляющих инвестиционную деятельность на финансовом рынке, а также введение единообразных требований по управлению соответствующими активами.

Необходимо расширение спектра финансовых инструментов через создание правовых условий для развития рынка эмиссионных ценных бумаг, в том числе коммерческих бумаг, выпускаемых без государственной регистрации выпуска, российских депозитарных расписок.

Предстоит внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на расширение возможности применения финансовых инструментов и механизмов, используемых для перераспределения рисков, в том числе производных финансовых инструментов с различными базовыми активами, ценных бумаг, выпускаемых в процессе секъюритизации финансовых активов, двойных и простых складских свидетельств.

Для развития институтов коллективного инвестирования необходимо совершенствование налогообложения закрытых паевых инвестиционных фондов, в частности, решение проблемы определения налогоплательщика по налогу на недвижимость и зачета налога на добавленную стоимость при приобретении недвижимости от имени закрытого паевого инвестиционного фонда.

Важной задачей является создание равных конкурентных и комфортных условий деятельности участников финансового рынка, сокращение административных барьеров и издержек. С этой целью требуется:

снижение трансакционных издержек эмитентов всех эмиссионных ценных бумаг, в том числе при проведении первичного публичного размещения акций (IPO);

уточнение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле в отношении ценных бумаг, операции с которыми осуществляются с участием иностранного капитала, в части смягчения и упрощения действующих норм;

расширение доступности информации для эмитентов и инвесторов;

пресечение манипулирования на финансовом рынке и осуществления торговли с использованием инсайдерской информации;

введение понятий квалифицированного и неквалифицированного инвестора;

внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части расширения составов правонарушений с целью учета специфики финансовых рынков, ужесточения наказаний;

создание системы компенсации гражданам (в том числе системы компенсационных фондов) на отдельных секторах финансового рынка, а также системы страхования ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Необходимо совершенствование налогообложения финансового рынка, в том числе урегулирование вопросов правоприменения налогового законодательства в отношении финансовых инструментов и институтов. Следует обеспечить равные условия налогообложения для различных финансовых инструментов в рамках постепенного снижения ставок налогов на доходы по финансовым инструментам.

В части совершенствования деятельности государственных финансовых институтов развития, а также порядка участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных капиталах финансовых организаций требуется:

разработать стратегию деятельности государственных финансовых институтов развития, предусматривающую использование новых механизмов и различных форм финансирования проектов, реализуемых Правительством Российской Федерации;

ввести запрет на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных капиталах финансовых организаций, кроме случаев участия государства в капиталах финансовых организаций (в том числе государственных финансовых институтов развития), деятельность которых имеет стратегическое значение для решения задач социально-экономического развития страны.

Для развития инфраструктуры финансового рынка, повышения ее надежности и капитализации необходимо совершенствование законодательства Российской Федерации в части регулирования клиринга, учета прав на ценные бумаги, в том числе создания центрального депозитария, деятельности организаторов биржевой торговли.

В целях решения указанных задач Правительству Российской Федерации предстоит в 2006 году рассмотреть и принять стратегию развития финансового рынка Российской Федерации на среднесрочную перспективу, а также план мероприятий по ее реализации.

Развитие банковского и страхового сектора

Активы кредитных организаций увеличились за 11 месяцев 2005 г. на 31,6 процента, депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц - на 30,1 процента. Кредиты, предоставленные нефинансовым предприятиям и организациям-резидентам за 11 месяцев 2005 г., выросли до 4,14 трлн. рублей.

В настоящее время основными факторами, сдерживающими развитие банковского сектора, являются высокие вмененные издержки ведения банковского бизнеса, не соответствующий международным подходам уровень защиты прав кредиторов-залогодержателей, низкий уровень конкуренции в ряде сегментов рынка банковских услуг, недостаточная прозрачность процедур банкротства и ликвидации кредитных организаций.

В целях устранения факторов, сдерживающих развитие банковского сектора, и решения вопросов по эффективному аккумулированию банками денежных средств для их дальнейшей трансформации в инвестиции, а также усиления защиты интересов кредиторов банков и предотвращения использования банков в недобросовестной коммерческой и противоправной деятельности Правительство Российской Федерации направит свои усилия на решение следующих задач:

а) институциональное развитие банковского сектора:

обеспечение дальнейшего развития системы страхования вкладов;

упрощение процедур слияния и присоединения кредитных организаций;

повышение требований к размеру собственных средств (капитала) кредитных организаций;

обеспечение функционирования системы бюро кредитных историй;

б) рост эффективности и прозрачности банковской деятельности:

недопущение наделения банков несвойственными им функциями;

сокращение форм отчетности кредитных организаций и переход на предоставление отчетности в электронном виде;

обеспечение открытости в деятельности кредитных организаций;

совершенствование корпоративного управления (усиление роли и ответственности совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, включая введение в его состав независимых директоров и определение перечня вопросов, относимых к его исключительной компетенции);

в) стимулирование потребительского кредитования и кредитования предприятий среднего и малого бизнеса:

упрощение процедур обращения взыскания на предмет залога со стороны кредитных организаций, расширение перечня способов обеспечения исполнения обязательств, а также унификация процедур удовлетворения обеспеченных залогом требований кредиторов, в том числе в случаях, не связанных с ликвидацией и банкротством должника;

создание системы регистрации залогов движимого имущества и имущественных прав (бюро регистрации);

совершенствование законодательного регулирования деятельности микрофинансовых организаций;

развитие новых сегментов рынка банковских услуг, ориентированных на предоставление широкого спектра банковских продуктов конечному потребителю, прежде всего, в области розничного потребительского кредитования и ипотеки;

развитие потребительского кредитования, включая вопросы обеспечения защиты прав граждан при использовании таких кредитов;

совершенствование механизмов рефинансирования и управления ликвидностью банков;

г) совершенствование банковского надзора:

продолжение работы, направленной на повышение качественных параметров банковского капитала, корректировка капитала, сформированного с использованием схем фиктивной капитализации, и предотвращение использования таких схем;

совершенствование банковского надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе, включая анализ рисков, возникающих у кредитных организаций в рамках взаимоотношений с физическими и юридическими лицами, в том числе с некредитными организациями - участниками банковских групп и банковских холдингов;

д) участие государства в кредитных организациях:

завершение процедур выхода государственных унитарных предприятий из числа учредителей (участников) кредитных организаций в 2006 году;

усиление специализации банков с долей участия государства в уставном капитале на выполнении установленных государственных задач.

Реализация указанных мер приведет к увеличению к 2009 году соотношения активов банковского сектора к валовому внутреннему продукту с 42 процентов (на начало 2004 года) до 56-60 процентов, капитала к валовому внутреннему продукту - с 6 процентов до 7-8 процентов, предоставленных нефинансовому сектору кредитов к валовому внутреннему продукту - с 18 процентов до 26-28 процентов.

На страховом рынке Российской Федерации зарегистрировано на 1 июля 2005 г. 1208 страховых организаций. Общая сумма страховых премий и страховых выплат по всем видам страхования за I полугодие 2005 г. составила соответственно 263,4 и 146 млрд. рублей или 104,4 и 108,3 процента по сравнению с аналогичным периодом 2004 года.

В структуре валовой страховой премии в I полугодии 2005 г. как и в аналогичном периоде 2004 года преобладают взносы по страхованию имущества, которые возросли по сравнению с соответствующим периодом 2004 года на 3,9 процента.

Также произошел незначительный рост взносов по обязательному страхованию (на 4,2 процента), в основном за счет обязательного медицинского страхования (прирост на 19,89 процента).

Развитие обязательного и добровольного страхования привело к значительному увеличению объемов страховых операций. В связи с этим повысилась ответственность страховых организаций за исполнение принятых обязательств по договорам страхования. Такое положение потребовало принятия законодательных мер, направленных на увеличение минимального размера уставного капитала страховщиков. В соответствии с законодательством Российской Федерации до 1 июля 2007 г. страховые организации должны увеличить размер уставного капитала до 60 млн. рублей для страхования жизни, до 30 млн. рублей - для иных видов страхования, до 120 млн. рублей - для перестрахования.

Увеличение собственного капитала повысит финансовую устойчивость страховых организаций, позволит им увеличить объем операций страхования и, следовательно, размер своих инвестиционных ресурсов.

Для обеспечения развития страхового сектора в среднесрочной перспективе необходимо решить следующие задачи:

а) развитие системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств:

закрепление возможности оформления документов для осуществления страховой выплаты без обращения в органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения;

установление права потерпевшего обращаться с требованием о страховой выплате непосредственно к страховщику, с которым заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности;

б) реализация положений Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", касающихся:

лицензирования субъектов страхового дела;

развития института страховых актуариев;

специализации страховых организаций на осуществляющих личное страхование, в том числе страхование жизни;

разработки подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность и финансовую устойчивость субъектов страхового дела;

в) упорядочение введения обязательных видов страхования:

унификация положений в законодательстве Российской Федерации, касающихся обязательного страхования, и приведение их в соответствие с требованиями Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации";

реформирование системы обязательного медицинского страхования;

развитие видов обязательного страхования ответственности определенных категорий лиц;

г) повышение капитализации страхового рынка:

стимулирование консолидации субъектов страхового дела;

разработка мер по развитию сострахования, взаимного страхования и перестрахования;

д) совершенствование надзора за деятельностью субъектов страхового дела;

е) внесение в законодательство Российской Федерации изменений в части унификации требований по размещению средств страховых резервов с требованиями по размещению средств иными институциональными инвесторами.

Развитие рынков земли и недвижимости

Основной задачей Правительства Российской Федерации в сфере развития рынка недвижимости является вовлечение земли и недвижимости в хозяйственный оборот.

В экономике развитых стран отношение капитализации рынка недвижимости к валовому внутреннему продукту достигает 100 процентов, что позволяет рынку недвижимости и строительной отрасли привлекать значительные инвестиции. В Российской Федерации отношение капитализации рынка недвижимости к валовому внутреннему продукту не превышает 4 процентов. Поскольку Российская Федерация обладает огромными земельными ресурсами, такой низкий уровень капитализации рынка недвижимости недостаточен.

Работы по государственной кадастровой оценке земель по всем категориям и видам функционального использования полностью завершены в 77 субъектах Российской Федерации. Суммарная кадастровая стоимость земель Российской Федерации составляет более 23 трлн. рублей.

Отсутствует единый государственный информационный ресурс, содержащий информацию обо всех видах недвижимого имущества. До сих пор учет недвижимости ведется в двух различных системах: в земельном кадастре - для земельных участков, и в организациях (бюро) технической инвентаризации - для зданий и сооружений. При этом действующие системы учета недвижимости не обеспечивают достаточной степени индивидуализации и идентификации недвижимого имущества, что создает возможность регистрации нескольких прав собственности на один и тот же объект недвижимости.

Процедуры приватизации земельных участков и предоставления прав на земельные участки для строительства и иного хозяйственного использования непрозрачны и чрезмерно усложнены. Одной из причин неэффективности процедур предоставления прав на земельные участки является отсутствие во многих городах правил землепользования и застройки (приняты менее чем в 10 населенных пунктах).

Увеличение объемов строительства, ввода новых объектов в эксплуатацию, в том числе линейных сооружений, требует развития нормативной базы гражданского оборота недвижимого имущества, а также детализации правового регулирования сервитутов.

Существующая система налогообложения недвижимости характеризуется отсутствием экономически обоснованной налогооблагаемой базы. Применяемые сегодня в качестве налогооблагаемой базы инвентаризационная и балансовая стоимости недвижимого имущества практически не связаны с рыночной стоимостью недвижимости. Институт оценки недвижимости не развит в достаточной мере, в том числе в части массовой оценки недвижимого имущества для целей налогообложения. Кроме того, эффективное администрирование имущественных налогов затруднено в связи с тем, что значительное число объектов недвижимости не учтено в государственных кадастрах и реестрах.

Правительство Российской Федерации будет принимать меры, направленные в том числе на:

завершение процесса разграничения государственной собственности на землю и оптимизацию распределения между бюджетами различных уровней доходов, полученных от распоряжения землей;

формирование полноценного реестра объектов налогообложения и развитие института массовой оценки недвижимого имущества;

переход от кадастрового учета земельных участков к кадастровому учету объектов недвижимого имущества и формирование единого государственного кадастра недвижимости;

совершенствование механизмов установления правовых ограничений по использованию земли и недвижимости, в том числе порядка и условий установления сервитутов, резервирования земель для государственных и муниципальных нужд;

завершение процесса переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности или аренды.

Последнее из указанных мероприятий представляет собой наиболее острую проблему, требующую принятия сбалансированных решений в области фискальной политики государства и финансовой нагрузки на предприятия.

Предусмотренный Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предельный срок для переоформления прав на землю истекает 1 января 2008 г. Однако в настоящее время общее число переоформленных с права постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, принадлежащих юридическим лицам, по экспертным оценкам, составляет менее 25 процентов от общего числа земельных участков, которые могут быть переоформлены, поскольку для большинства предприятий действующие выкупные цены и арендная плата являются финансово обременительными.

Это не позволяет вовлечь в хозяйственный оборот большую часть земельных участков, препятствует развитию залогового права и ограничивает возможности предприятий в привлечении кредитных ресурсов, необходимых для развития производства и обновления основных производственных фондов.

В связи с этим необходимо принятие таких решений по установлению предельных уровней выкупных цен и арендной платы и условий выкупа земли, которые позволят юридическим лицам переоформить права на землю на более льготных условиях по сравнению с действующими.

Размер выкупных цен и арендной платы должен быть установлен с учетом допустимой финансовой нагрузки на промышленные предприятия и должен стимулировать приобретение земельных участков в собственность путем установления обоснованных цен выкупа.

Следует также:

предусмотреть возможность предоставления рассрочки платежей за выкуп земельных участков;

предусмотреть особенности переоформления прав на земельные участки, занятые объектами линейной инфраструктуры, а также земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения;

вводить при необходимости дополнительные платежи при перепрофилировании земельных участков.

Установление разумных и обоснованных ставок выкупа и арендной платы за землю будет способствовать развитию земельных отношений. Создание полноценных единых объектов недвижимости (имущественных комплексов) станет гарантией прав собственности на недвижимость, обеспечит приток инвестиций в действующие и новые предприятия, что приведет к росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Для создания единого государственного кадастра недвижимости должны быть осуществлены следующие мероприятия:

разработка нормативной правовой и методологической баз ведения единого государственного кадастра недвижимости;

актуализация результатов государственной кадастровой оценки земель;

проведение массовой оценки объектов недвижимости;

введение сведений об объектах недвижимости в единый государственный кадастр недвижимости, в том числе перенос информационных ресурсов из ранее созданных баз данных государственного земельного кадастра, технического учета объектов градостроительной деятельности, иных кадастров и реестров в базу данных единого государственного кадастра недвижимости.

В целях обеспечения планового использования земель на территории поселений и совершенствования механизмов использования имущества, ограниченного в обороте, Правительству Российской Федерации необходимо:

обеспечить принятие правил землепользования и застройки всеми муниципальными образованиями;

обеспечить создание органами местного самоуправления на базе данных единого государственного кадастра недвижимости информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;

установить особенности предоставления в аренду и иное пользование временно не используемого недвижимого имущества, ограниченного в обороте (стратегического имущества, военного имущества и т.п.);

законодательно определить механизмы передачи и реализации высвобождаемого военного имущества и территорий военных городков и поселений.

Требуется также продолжить совершенствование гражданского оборота недвижимого имущества и правового регулирования сервитутов.

Антимонопольная политика

В условиях рыночной экономики антимонопольное регулирование является одним из основных инструментов осуществления экономической политики государства.

Основной целью контроля и надзора в сфере конкуренции является создание условий для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию экономики.

В связи с этим основными задачами должны быть выявление и пресечение фактов злоупотребления монополистическим положением хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, последствия которых наиболее негативно отражаются на развитии конкуренции и предпринимательства, препятствуют выравниванию условий конкуренции и, в конечном счете, являются сдерживающим фактором развития экономики.

Реализация эффективной антимонопольной политики требует разработки нормативной правовой базы, необходимой для регулирования конкурентных отношений на основе принципа равенства хозяйствующих субъектов с учетом современного уровня развития национальной экономики.

Законопроект о защите конкуренции должен устранить недостатки Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", обеспечить повышение эффективности деятельности антимонопольного органа и способствовать принятию решений на основе комплексного и объективного анализа процессов концентрации в Российской Федерации, обеспечивая повышение конкурентоспособности продукции российских предприятий на мировых рынках.

Основной задачей государственной антимонопольной политики является создание условий для добросовестной конкуренции на основе принципа равенства хозяйствующих субъектов, соблюдения законных интересов потребителей и производителей с учетом современного уровня развития национальной экономики и норм международного конкурентного права.

Для решения данной задачи необходимо обеспечить:

осуществление эффективного контроля и надзора в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности на рынках товаров и услуг, а также недобросовестной конкуренции для получения монопольного положения на рынках, антиконкурентных соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов;

совершенствование системы контроля экономической концентрации с одновременным сокращением видов сделок и действий, подпадающих под указанный контроль, в том числе с учетом интеграции российской экономики в мировую экономическую систему;

разработку экономически точных методов антимонопольного регулирования, обеспечивающих определение монопольно высоких и низких цен, доминирующего положения хозяйствующих субъектов и доказательство злоупотребления этим положением с учетом определения географических и товарных границ соответствующих рынков;

установление исчерпывающего перечня процедур, порядков и правил рассмотрения заявлений, уведомлений и ходатайств, определения сроков предоставления информации;

совершенствование процедуры рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, направленное на обеспечение гарантии законности и обоснованности принятия решений антимонопольным органом;

прозрачность деятельности антимонопольного органа;

использование мер антимонопольного регулирования для защиты российских хозяйствующих субъектов от проявлений антиконкурентной практики крупных иностранных компаний как на внутреннем, так и международных рынках.

Особое внимание необходимо уделить вопросам развития и защиты конкуренции, а также анализу конкурентной среды на товарных и финансовых рынках.

В целях повышения ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение антимонопольного законодательства необходимо внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на увеличение размера административных санкций, а также расширение перечня нарушений антимонопольного законодательства, подлежащих наказанию в административном порядке.

Будет продолжена работа по сближению систем антимонопольного регулирования и проведению гармонизированной антимонопольной политики Российской Федерации с государствами-участниками СНГ, а также в рамках создания единого экономического пространства.

Кроме того, будет развиваться взаимодействие Российской Федерации и Европейского союза в области конкурентной политики в соответствии с задачами по созданию общего европейского экономического пространства с целью обеспечения единообразной среды функционирования хозяйствующих субъектов и недопущения дискриминации российских экспортеров при проведении иностранными антимонопольными ведомствами расследований дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Сокращение нерыночного сектора экономики

В российской экономике сохраняется значительная доля нерыночного сектора, в том числе в бюджетной сфере (образование, здравоохранение, охрана законности и правопорядка и другие), в газовой промышленности - в части поставок на внутренний рынок по регулируемым ценам, электроэнергетике, на железнодорожном транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также частично в отрасли связи. Кроме того, в указанный сектор входят предприятия других отраслей, осуществляющие деятельность не только за счет собственных доходов, но и за счет получаемых дотаций, субсидий и иных льгот.

По оценкам экспертов, в нерыночном секторе занято около 26,1 млн. человек, в том числе в бюджетной сфере - 20,3 млн. человек (31,2 процента всей численности занятых).

Наличие столь значительного сектора экономики, в котором рыночные отношения в одних случаях объективно ограничены, а в других действуют в деформированном виде, влечет за собой ряд негативных последствий, в том числе:

неэффективное распределение ресурсов;

отсутствие стимулов для экономии материальных и финансовых ресурсов, роста производительности труда;

ослабление мотивации к энергосбережению, внедрение новых технологий, привлечение инвестиций в модернизацию производства.

Государство последовательно проводит политику, направленную на сокращение нерыночного сектора. Определены основные направления реформирования субъектов естественных монополий, которые предусматривают создание системы государственного регулирования указанных субъектов естественных монополий, их эффективное функционирование, а также достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

Модернизация образования и здравоохранения, проводимая на основе перехода к бюджетному финансированию по результатам, также будет способствовать сокращению доли нерыночного сектора в экономике.

В ближайшие годы необходимо осуществить основные преобразования в жилищно-коммунальном комплексе, связанные с его переводом на рыночные основы функционирования.

Основными направлениями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:

развитие частной инициативы и конкуренции в управлении жилищным фондом и его обслуживании;

привлечение бизнеса к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальное хозяйство при преимущественном сохранении муниципальной собственности на коммунальную инфраструктуру;

оптимизация бюджетных расходов в жилищно-коммунальном хозяйстве, повышение адресности и эффективности социальной поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг;

разработка новых эффективных механизмов государственной поддержки модернизации инженерно-коммунальной инфраструктуры.

Кроме того, в целях дерегулирования отрасли связи необходимо принять следующие меры:

перейти от прямого регулирования тарифов к установлению контроля за обоснованностью ценообразования в сфере связи с учетом требований законодательства Российской Федерации;

ликвидировать перекрестное субсидирование в отрасли;

развивать рыночные механизмы и повысить прозрачность распределения радиочастотного спектра;

совершенствовать механизмы выделения ресурсов нумерации, предусмотрев переход от единовременных платежей за получение ресурса нумерации к регулярным платежам с дифференциацией в зависимости от степени задействованности ресурса;

повысить эффективность и снизить обременительность процедур контроля и надзора в сфере связи в отношении хозяйствующих субъектов.

Реформирование науки и стимулирование инноваций

Конкурентоспособность Российской Федерации на мировых рынках определяется темпами внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких производств, эффективностью инновационных процессов. В современном мире масштабное использование инноваций в хозяйственной деятельности становится одним из основных источников повышения конкурентоспособности и устойчивого экономического роста.

Для обеспечения инновационного развития страны необходимо:

наличие конкурентоспособного сектора "генерации знаний", включающего фундаментальные и прикладные исследования и разработки;

эффективное функционирование национальной инновационной системы, преобразующей новые знания в продукты, технологии и услуги и включающей совокупность хозяйствующих субъектов, институциональную базу инновационной деятельности, инфраструктуру и ресурсы;

использование информационно-коммуникационных технологий, позволяющих повысить производительность труда и оптимизировать управленческие и производственные процессы.

В научном секторе существуют следующие основные проблемы:

недостаточная эффективность большого числа научных исследований и разработок вследствие недостаточной ориентации сектора на потребности экономики и общества;

сохранение барьеров между наукой и образованием и, как следствие, отсутствие синергетического эффекта от научно-образовательной деятельности.

Система формирования приоритетов бюджетного финансирования недостаточно эффективна, поскольку существует недооценка фундаментальной науки как базового компонента развития национальной инновационной системы, в то же время за счет средств федерального бюджета финансируется большое количество прикладных разработок, не имеющих перспективы спроса на внутреннем и внешнем рынках. В связи с этим для организации научных исследований необходимо сохранение и укрепление лидирующих позиций российской науки в приоритетных для государства направлениях исследований при одновременном повышении эффективности использования бюджетных средств. Хотя результаты фундаментальных исследований, как правило, общедоступны и активно используются в других странах, возможная утрата собственной фундаментальной науки приведет к отставанию в подготовке научных высококвалифицированных кадров, потере статуса России как мировой научной державы, снижению потенциала национальной безопасности. В то же время экономические возможности государства позволяют нам вести полноценные исследования по отдельным направлениям фундаментальной науки.

Международная практика, а также российский опыт показывают, что высшее образование и наука, являясь специализированными областями деятельности, теряют дееспособность и становятся все менее самодостаточными без взаимной интеграции и тесного взаимодействия с реальным сектором экономики. Обособленное существование научных и образовательных структур снижает потенциал их развития, уменьшает их вклад в социально-экономическое развитие, препятствует полноценному вхождению Российской Федерации в мировое научно-образовательное пространство. Интеграция научной и образовательной деятельности решает задачу повышения качества образования и подготовки научно-технических кадров, обладающих современными знаниями на уровне новейших достижений науки и технологий и практическим опытом участия в научных исследованиях, а также привлечения и закрепления талантливой молодежи в науке и образовании.

Для решения поставленных задач требуется реализация следующих мер:

реформирование государственного сектора науки и системы финансирования фундаментальных исследований мирового уровня, в том числе модернизация структуры и механизмов финансирования Российской академии наук и других академий наук, имеющих государственный статус;

повышение бюджетной обеспеченности научных сотрудников государственного сектора науки, осуществляющих фундаментальные и поисковые исследования по приоритетным направлениям развития науки и техники;

дальнейшая интеграция науки и образования путем создания нормативной правовой базы, необходимой для формирования научно-образовательных структур.

В области создания и функционирования национальной инновационной системы наблюдаются следующие тенденции. В 90-е годы в Российской Федерации началось формирование элементов новой национальной инновационной системы рыночного типа, в которую вошли, в частности, независимые исследовательские центры, малые инновационные фирмы (включая инжиниринговые и консультационные), центры трансфера технологий и фонды, финансирующие инновационную деятельность. Однако не достаточно высокие темпы создания эффективной системы инновационной деятельности приводят к низкой восприимчивости российских компаний к инновациям, снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции, обуславливают низкую рентабельность предприятий.

Для развития эффективной национальной инновационной системы требуется принятие следующих первоочередных мер:

создание условий, стимулирующих внедрение и использование результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, созданных за счет или с привлечением бюджетных средств;

развитие рынка инновационного капитала путем создания финансовых институтов, в том числе венчурных инновационных фондов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла;

развитие рынка услуг в области инновационной деятельности;

совершенствование системы образования в инновационной сфере, в том числе создание единого научного и учебно-методического механизма подготовки кадров для инновационной сферы, обеспечивающего непрерывное повышение квалификации специалистов и предпринимателей;

совершенствование системы управления в сфере инновационной деятельности;

развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности (особые экономические зоны, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.);

стимулирование экспорта и внутреннего спроса на инновационную продукцию российских предприятий.

В результате реализации указанных мер удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций достигнет 20 процентов в 2010 году, при этом объем собственных затрат российских компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы увеличится не менее чем на 10 процентов в год (в сопоставимых ценах). Предполагается рост удельного веса инновационной продукции как в общем объеме продаж промышленной продукции (в 2010 году - 15 процентов), так и в экспорте промышленной продукции (в 2010 году - 20 процентов).

Как показывает мировой опыт, широкое применение в социально-экономической сфере и государственном управлении информационно-коммуникационных технологий имеет важное значение для повышения уровня жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности экономики, а также модернизации институтов государственной власти.

Приоритетами государственной политики в области информационно-коммуникационных технологий являются:

в области образования - внедрение информационно-коммуникационных технологий в организацию и обеспечение учебного процесса в учреждениях начального, среднего и высшего образования, подключение к сети Интернет всех средних учебных заведений и учреждений специального образования для детей с недостатками физического развития, распространение технологий дистанционного обучения на основе информационно-коммуникационных технологий;

в области государственного управления - обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов власти (с уточнением категорий информации, отнесенной к закрытой), развитие систем электронного учета и документооборота;

в сфере развития электронной коммерции - совершенствование законодательства об электронной цифровой подписи, включая отмену необоснованных ограничений, и распространение его действия на иные электронные аналоги подписи, внедрение технологий электронной коммерции в систему государственных закупок, снятие ограничений на разработку и применение гражданами и организациями средств криптографии.

Требуется также создание общедоступных центров повышения компьютерной грамотности населения и центров общественного доступа к сети Интернет.

Развитие малого предпринимательства

Развитие малых и средних предприятий в Российской Федерации позволяет обеспечить решение как экономических, так и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Правительством Российской Федерации приняты меры, направленные на:

снижение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;

упрощение процедуры регистрации юридических лиц с использованием принципа "одного окна";

установление специальных налоговых режимов;

расширение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным и финансовым ресурсам;

сокращение объема и упорядочение процедур государственного контроля и усиление защиты прав хозяйствующих субъектов при проведении в отношении них контрольных мероприятий;

введение 3-летнего моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении созданных малых предприятий.

Количество малых предприятий увеличилось в 2005 году до 994 тысяч, а количество занятых на них составило около 9 млн. человек, или 13,4 процента от общей численности занятых в экономике. Отраслевая структура малого предпринимательства характеризуется преобладанием малых предприятий в сфере торговли и услуг.

Целями развития малого предпринимательства являются создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности, и увеличение вклада продукции малых предприятий в валовый внутренний продукт и доходы бюджета.

Для достижения указанных целей действия Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе будут направлены на решение следующих задач:

создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов), в том числе в особых экономических зонах;

поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, в том числе путем разработки программ поддержки конкурентоспособных, экспортно-ориентированных проектов;

развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства, в том числе за счет предоставления кредитов государственными банками развития;

создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

формирование институтов микрофинансирования и развитие микропредпринимательства;

обеспечение доступа к нежилым помещениям.

Для развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства предусматривается создание бизнес-инкубаторов, под которыми понимаются организации, формируемые для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.

Оказание государственной поддержки конкурентоспособных экспортно-ориентированных проектов будет предусматривать субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных в том числе с:

уплатой процентов по кредитам, привлеченным субъектами малого предпринимательства, производящими товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

оплатой услуг по выполнению необходимых для экспорта товаров (работ, услуг) обязательных требований законодательства Российской Федерации или законодательства страны-импортера, в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия;

арендой выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом.

В целях упрощения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам будет осуществляться субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным кредитными потребительскими кооперативами граждан и потребительскими обществами с целью предоставления займов членам кооперативов, являющимся субъектами малого предпринимательства.

Для развития инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере необходима реализация мероприятий, направленных на формирование системы фондов поддержки малых предприятий, предусматривающая в том числе создание закрытых паевых инвестиционных фондов, финансирующих малые предприятия в научно-технической сфере.

Для формирования организаций микрофинансирования предлагается:

создать нормативные правовые основы деятельности микрофинансовых организаций, определить их особенности, предусматривающие создание механизмов страхования рисков микрофинансовых организаций;

разработать программы поддержки организаций микрофинансирования с использованием механизмов гарантирования по кредитам;

содействовать и участвовать в реализации международных программ поддержки микрофинансовых организаций, в том числе образовательных программ.

Для решения задачи упрощения доступа субъектов малого предпринимательства к нежилым помещениям предлагается:

обеспечить формирование и доступ к сведениям об использовании государственного и муниципального недвижимого имущества, включая сведения о производственных мощностях, объектах незавершенного строительства;

при реализации программы приватизации государственного имущества разработать механизм, который позволит субъектам малого предпринимательства приобрести высвобождаемое имущество (рассрочка платежей, малые лоты, система пулов заявок).

Кроме того, в целях расширения доступа субъектов малого предпринимательства к размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд необходимо определить особенности участия в указанных поставках субъектов малого предпринимательства.

Реформа технического регулирования

Основными задачами в сфере технического регулирования, как одного из приоритетных направлений обеспечения безопасности и повышения конкурентоспособности продукции (работ, услуг) на внутреннем и внешнем рынках, являются:

реализация утвержденной Правительством Российской Федерации программы разработки технических регламентов;

совершенствование системы обязательного подтверждения соответствия продукции, сокращение масштабов обязательной сертификации и расширения видов и объемов продукции, соответствие которой обязательным требованиям подтверждается декларацией о соответствии;

создание национальной системы аккредитации, гармонизированной с международными стандартами в этой области, обеспечение признания на международном уровне отечественных организаций, аккредитованных в национальной системе аккредитации;

повышение эффективности государственного надзора и контроля в сфере технического регулирования;

развитие национальной системы стандартизации, разработка и внедрение национальных стандартов, в том числе гармонизированных с международными стандартами, направленных на повышение конкурентоспособности страны;

совершенствование государственного регулирования в области обеспечения единства измерений, направленного на усиление защиты прав и интересов граждан, общества и государства, на достоверность результатов измерений, повышение ответственности хозяйствующих субъектов за проведение метрологического контроля применяемого измерительного оборудования, создание условий для признания на международном уровне национальных эталонов и результатов измерений;

развитие информатизации в сфере технического регулирования;

гармонизация законодательства в области технического регулирования в рамках межгосударственного сотрудничества (единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества и Содружества Независимых Государств).

В целях реализации основных задач реформы технического регулирования необходимо обеспечить:

контроль и координацию работ по разработке, экспертизе, принятию технических регламентов, предусмотренных программой Правительства Российской Федерации;

поэтапное установление правил и методов исследований (испытаний) и измерений, а также правил отбора образцов для их проведения, необходимых для применения технических регламентов;

формирование единой системы учета и анализа случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также информирования приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов;

формирование единой информационной системы по техническому регулированию, включающей Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов;

совершенствование государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов с учетом разграничения контрольно-надзорных функций федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

подготовку предложений по замене обязательной сертификации продукции декларированием ее соответствия;

приведение в соответствие с Федеральным законом "О техническом регулировании" положений отдельных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к объектам технического регулирования и регламентирующих процедуры сертификации продукции (работ, услуг).

Для решения задачи формирования национальной системы аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области оценки и подтверждения соответствия продукции (работ, услуг), необходимо осуществить следующие мероприятия:

установление единой процедуры аккредитации;

гармонизация с международными требованиями действующей нормативной правовой базы аккредитации, осуществление процедур по международному признанию результатов аккредитации российских участников системы подтверждения соответствия.

Формирование национальной системы стандартизации будет осуществляться на основе реализации и ежегодного уточнения программы разработки национальных стандартов, адаптации действующей системы стандартизации к условиям добровольного применения стандартов, реформирования деятельности технических комитетов и активизации их участия в межгосударственной и международной стандартизации.

Разработка новых национальных стандартов и внесение изменений в действующие стандарты с учетом современных достижений науки и техники, а также необходимости гармонизации с соответствующими международными стандартами и повышения конкурентоспособности продукции российских товаропроизводителей.

Необходимо обеспечить функционирование федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд, являющейся основой информационного обеспечения закупок предметов снабжения при конкурсном размещении и реализации оборонного заказа и экспорте наукоемкой продукции. Данная система позволит сформировать оптимальную номенклатуру предметов снабжения, сократить средства на создание и эксплуатацию техники, повысить качество, конкурентоспособность продукции военного назначения и мобилизационную готовность промышленности.

В области обеспечения единства измерений должны быть осуществлены мероприятия, направленные на:

совершенствование эталонной базы страны;

гармонизацию нормативной правовой базы в области обеспечения единства измерений с международным законодательством в области метрологии;

развитие рынка поверочных и калибровочных работ;

совершенствование системы передачи размеров единиц величин;

метрологическое обеспечение работ по оценке соответствия.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р