Последнее обновление: 21.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р
Развитие банковского и страхового сектора
Активы кредитных организаций увеличились за 11 месяцев 2005 г. на 31,6 процента, депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц - на 30,1 процента. Кредиты, предоставленные нефинансовым предприятиям и организациям-резидентам за 11 месяцев 2005 г., выросли до 4,14 трлн. рублей.
В настоящее время основными факторами, сдерживающими развитие банковского сектора, являются высокие вмененные издержки ведения банковского бизнеса, не соответствующий международным подходам уровень защиты прав кредиторов-залогодержателей, низкий уровень конкуренции в ряде сегментов рынка банковских услуг, недостаточная прозрачность процедур банкротства и ликвидации кредитных организаций.
В целях устранения факторов, сдерживающих развитие банковского сектора, и решения вопросов по эффективному аккумулированию банками денежных средств для их дальнейшей трансформации в инвестиции, а также усиления защиты интересов кредиторов банков и предотвращения использования банков в недобросовестной коммерческой и противоправной деятельности Правительство Российской Федерации направит свои усилия на решение следующих задач:
а) институциональное развитие банковского сектора:
обеспечение дальнейшего развития системы страхования вкладов;
упрощение процедур слияния и присоединения кредитных организаций;
повышение требований к размеру собственных средств (капитала) кредитных организаций;
обеспечение функционирования системы бюро кредитных историй;
б) рост эффективности и прозрачности банковской деятельности:
недопущение наделения банков несвойственными им функциями;
сокращение форм отчетности кредитных организаций и переход на предоставление отчетности в электронном виде;
обеспечение открытости в деятельности кредитных организаций;
совершенствование корпоративного управления (усиление роли и ответственности совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, включая введение в его состав независимых директоров и определение перечня вопросов, относимых к его исключительной компетенции);
в) стимулирование потребительского кредитования и кредитования предприятий среднего и малого бизнеса:
упрощение процедур обращения взыскания на предмет залога со стороны кредитных организаций, расширение перечня способов обеспечения исполнения обязательств, а также унификация процедур удовлетворения обеспеченных залогом требований кредиторов, в том числе в случаях, не связанных с ликвидацией и банкротством должника;
создание системы регистрации залогов движимого имущества и имущественных прав (бюро регистрации);
совершенствование законодательного регулирования деятельности микрофинансовых организаций;
развитие новых сегментов рынка банковских услуг, ориентированных на предоставление широкого спектра банковских продуктов конечному потребителю, прежде всего, в области розничного потребительского кредитования и ипотеки;
развитие потребительского кредитования, включая вопросы обеспечения защиты прав граждан при использовании таких кредитов;
совершенствование механизмов рефинансирования и управления ликвидностью банков;
г) совершенствование банковского надзора:
продолжение работы, направленной на повышение качественных параметров банковского капитала, корректировка капитала, сформированного с использованием схем фиктивной капитализации, и предотвращение использования таких схем;
совершенствование банковского надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе, включая анализ рисков, возникающих у кредитных организаций в рамках взаимоотношений с физическими и юридическими лицами, в том числе с некредитными организациями - участниками банковских групп и банковских холдингов;
д) участие государства в кредитных организациях:
завершение процедур выхода государственных унитарных предприятий из числа учредителей (участников) кредитных организаций в 2006 году;
усиление специализации банков с долей участия государства в уставном капитале на выполнении установленных государственных задач.
Реализация указанных мер приведет к увеличению к 2009 году соотношения активов банковского сектора к валовому внутреннему продукту с 42 процентов (на начало 2004 года) до 56-60 процентов, капитала к валовому внутреннему продукту - с 6 процентов до 7-8 процентов, предоставленных нефинансовому сектору кредитов к валовому внутреннему продукту - с 18 процентов до 26-28 процентов.
На страховом рынке Российской Федерации зарегистрировано на 1 июля 2005 г. 1208 страховых организаций. Общая сумма страховых премий и страховых выплат по всем видам страхования за I полугодие 2005 г. составила соответственно 263,4 и 146 млрд. рублей или 104,4 и 108,3 процента по сравнению с аналогичным периодом 2004 года.
В структуре валовой страховой премии в I полугодии 2005 г. как и в аналогичном периоде 2004 года преобладают взносы по страхованию имущества, которые возросли по сравнению с соответствующим периодом 2004 года на 3,9 процента.
Также произошел незначительный рост взносов по обязательному страхованию (на 4,2 процента), в основном за счет обязательного медицинского страхования (прирост на 19,89 процента).
Развитие обязательного и добровольного страхования привело к значительному увеличению объемов страховых операций. В связи с этим повысилась ответственность страховых организаций за исполнение принятых обязательств по договорам страхования. Такое положение потребовало принятия законодательных мер, направленных на увеличение минимального размера уставного капитала страховщиков. В соответствии с законодательством Российской Федерации до 1 июля 2007 г. страховые организации должны увеличить размер уставного капитала до 60 млн. рублей для страхования жизни, до 30 млн. рублей - для иных видов страхования, до 120 млн. рублей - для перестрахования.
Увеличение собственного капитала повысит финансовую устойчивость страховых организаций, позволит им увеличить объем операций страхования и, следовательно, размер своих инвестиционных ресурсов.
Для обеспечения развития страхового сектора в среднесрочной перспективе необходимо решить следующие задачи:
а) развитие системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств:
закрепление возможности оформления документов для осуществления страховой выплаты без обращения в органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
установление права потерпевшего обращаться с требованием о страховой выплате непосредственно к страховщику, с которым заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности;
б) реализация положений Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", касающихся:
лицензирования субъектов страхового дела;
развития института страховых актуариев;
специализации страховых организаций на осуществляющих личное страхование, в том числе страхование жизни;
разработки подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность и финансовую устойчивость субъектов страхового дела;
в) упорядочение введения обязательных видов страхования:
унификация положений в законодательстве Российской Федерации, касающихся обязательного страхования, и приведение их в соответствие с требованиями Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации";
реформирование системы обязательного медицинского страхования;
развитие видов обязательного страхования ответственности определенных категорий лиц;
г) повышение капитализации страхового рынка:
стимулирование консолидации субъектов страхового дела;
разработка мер по развитию сострахования, взаимного страхования и перестрахования;
д) совершенствование надзора за деятельностью субъектов страхового дела;
е) внесение в законодательство Российской Федерации изменений в части унификации требований по размещению средств страховых резервов с требованиями по размещению средств иными институциональными инвесторами.
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р