в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 21.12.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информация
РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р

IV. Региональные аспекты социально-экономического развития

Наличие нескольких уровней власти и управления, ответственных перед собственными избирателями за проводимую политику в рамках законодательно определенных сфер компетенции, является преимуществом, эффективное использование которого позволит создать стимулы для обеспечения благосостояния населения на всей территории страны.

Процесс разграничения полномочий между уровнями публичной власти и реформа местного самоуправления должны привести к укреплению этого преимущества путем четкого определения по возможности непересекающихся сфер ответственности каждого уровня власти, увеличения самостоятельности региональных и местных органов власти при принятии решений, а также установления стабильных и формализованных правил взаимоотношений между уровнями власти и управления.

8. Основные задачи регионального развития

В среднесрочной перспективе для достижения общенациональных целей на региональном и местном уровнях независимо от уровня социально-экономического развития регионов необходимо сосредоточиться на решении следующих задач:

а) обеспечение добросовестной конкуренции между регионами и муниципальными образованиями за привлечение капитала, рабочей силы, включая устранение барьеров на свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг, капиталов, открытие региональных рынков, устранение препятствий для реализации инвестиционных проектов, развития малого бизнеса на региональном и местном уровнях;

б) создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования, программно-целевого бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат, новых механизмов административного регулирования и управления, взаимоотношений с органами местного самоуправления, развития механизмов частно-государственного партнерства на региональном и местном уровнях, в том числе при создании и развитии особых экономических зон и технико-внедренческих парков;

в) создание механизмов, стимулирующих приток внешних и внутренних мигрантов в трудодефицитные регионы страны;

г) создание системы образовательных проектов, направленных на подготовку высококвалифицированных специалистов;

д) создание для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления системы стимулов к осуществлению приоритетных социально-экономических преобразований, включающее прежде всего:

совершенствование существующих механизмов финансового поощрения регионов и муниципальных образований, ориентированных на проведение приоритетных реформ;

долевое финансирование мероприятий региональных и местных органов власти в области проведения социально-экономических реформ за счет средств федерального бюджета;

е) создание системы федерального мониторинга социально-экономического развития регионов и муниципальных образований, предусматривающей проведение анализа нормативной правовой базы и реализации социально-экономических реформ, выявление формальных и неформальных барьеров для ведения предпринимательской деятельности и осуществления инвестиционных проектов, изучение инфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов, развитие кластеров, распространения лучшей практики проведения реформ на региональном и местном уровнях;

ж) создание стимулов для реализации проектов по развитию социальной инфраструктуры на региональном и местном уровнях;

з) содействие развитию независимых выборных органов местного самоуправления;

и) содействие межрегиональной координации решений в области экономической политики, в том числе:

выработка механизмов совместного участия в разработке программ комплексного социально-экономического развития регионов;

координация разработки региональных энергетических программ и программ энергосбережения;

разработка нормативной правовой основы создания в регионах и муниципалитетах благоприятного предпринимательского климата;

к) определение кластеров, содействие кооперации организаций -поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций.

К числу основных направлений развития кластерного анализа следует отнести:

долевое финансирование аналитических исследований структуры кластера, определение целей и направлений развития кластера;

создание в кластерах центров по обмену знаниями, привлечение заинтересованных организаций к совместным действиям в рамках кластера;

реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки, проведение совместных маркетинговых исследований;

повышение эффективности программ профессиональной подготовки кадров, в том числе путем корректировки учебных планов учреждений профессионального образования, совместной организации программ переподготовки и повышения квалификации кадров, стажировок;

содействие коммерциализации результатов исследовательской деятельности;

л) реализация мероприятий по обеспечению прозрачности при разработке и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти займут активную позицию в устранении формальных и неформальных барьеров, связанных с ограничениями регионального и местного уровней и препятствующих деятельности независимых средств массовой информации, политических партий и организаций гражданского общества.

Достижение общенациональных целей на региональном и местном уровнях необходимо осуществлять с учетом особенностей территориального устройства России.

Одной из задач региональной политики будет являться установление долгосрочных приоритетов территориального развития. Решение этой задачи должно быть направлено на более полный учет территориальных аспектов и проблем социально-экономического развития. Основными направлениями в этой области будут являться:

разработка подходов к решению проблем социально-экономического развития регионов в зависимости от их типа и особенностей;

создание на федеральном уровне системы принятия управленческих решений с учетом территориальных аспектов.

Предстоит совершенствовать систему мер федеральной политики в отношении Северного Кавказа, Калининградской области, Дальнего Востока, других приграничных территорий. В ближайшее время федеральные целевые программы регионального развития будут направлены на поддержку перечисленных территорий. Помимо оказания федеральной поддержки, на указанных территориях необходимо применение особых мер в области миграционной политики, международных и внешнеэкономических отношений.

Реализация очередного этапа социально-экономических реформ в среднесрочной перспективе и масштабность поставленных общенациональных задач даже при наличии разработанной среднесрочной стратегии преобразований во многих случаях характеризуются многовариантностью принимаемых мер и, соответственно, неочевидностью их последствий. В этой связи в среднесрочной перспективе необходимо расширение практики осуществления пилотных проектов по реализации реформ на региональном уровне с последующим распространением положительных результатов их осуществления.

В ряде случаев будет осуществляться софинансирование пилотных проектов за счет средств федерального бюджета.

9. Институты региональной политики

Содействие экономическому развитию территорий требует формирования соответствующих институтов, в том числе:

создания агентств (институтов) регионального и муниципального развития, основными функциями которых должны стать осуществление мониторинга и анализа экономического развития, проведение обследований и прогнозных исследований, разработка и реализация стратегической программы развития региона, консультационная поддержка создания новых предприятий, содействие реструктуризации предприятий-банкротов либо предприятий, оказавшихся в затруднительном финансовом положении, содействие инновациям и трансферу технологий, анализ имеющихся и прогноз будущих потребностей в специальностях для учреждений образования, привлечение иностранных инвесторов, вывод предприятий на международные рынки, содействие туризму;

использования механизмов частно-государственного партнерства при реализации инфраструктурных проектов, в том числе расширения использования на региональном и муниципальном уровнях лизинговых и концессионных механизмов, практики долевого финансирования инвестиционных проектов в области транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, оказания социальных услуг. Большое значение будет иметь взаимодействие с предпринимательскими ассоциациями по вопросам определения направлений регионального и муниципального развития;

создания особых экономических зон (промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных), способствующее в том числе привлечению инвестиций в регионы Российской Федерации, увеличению темпов роста валового регионального продукта, созданию дополнительных рабочих мест и увеличению поступлений средств в бюджетную систему.

Особое значение в среднесрочной перспективе будет иметь проведение реформ федеративных отношений, местного самоуправления, региональных и муниципальных финансов, межбюджетных отношений. В этой связи требуется разработать необходимые нормативные правовые акты, а также обеспечить контроль за их реализацией на практике.

Результатом осуществления реформ станет система отношений между органами власти и управления, обладающая следующими характеристиками:

четкое разграничение полномочий и предметов ведения между уровнями государственной власти и местного самоуправления, отсутствие пересекающихся сфер регулирования и вмешательства вышестоящих властей в решения других уровней власти, принимаемые в рамках собственной сферы исключительных полномочий;

эффективное функционирование органов местного самоуправления, избираемых населением и обладающих финансовыми гарантиями, сферой полномочий и ответственности перед избирателями;

повышение ответственности органов исполнительной власти за выполнение обязательств по социально-экономическому развитию регионов;

наличие четких законодательных рамок бюджетных отношений между уровнями государственной власти, по возможности исключающих произвольные неформализованные решения по отношению к нижестоящим властям.

При этом особенностями проводимых преобразований являются:

одновременное проведение реформ в нескольких областях (административно-территориальное деление, государственное и муниципальное управление, общественные финансы, налоговая политика и другие);

высокая степень межрегиональной дифференциации стартовых условий проведения реформы, обусловленная как природно-климатическими, так и социально-экономическими причинами;

необходимость принятия мер в рамках реформы органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В среднесрочной перспективе в целях совершенствования системы федеративных отношений Правительству Российской Федерации предстоит:

в рамках системы федерального мониторинга создать механизмы мониторинга реализации федеративной реформы и реформы местного самоуправления;

внедрить механизмы распространения лучшей практики в области реформирования региональных финансов и местного самоуправления, осуществлять методическое содействие проведению реформ на региональном и местном уровнях;

обеспечить оказание методологической поддержки региональным и муниципальным органам власти в проведении экономических реформ, обучении региональных и муниципальных служащих.

  • Главная
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р