Последнее обновление: 21.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р
Развитие агропромышленного комплекса и рыболовства
При сохранении в среднесрочной перспективе сложившегося уровня конкурентоспособности агропромышленного комплекса возможности его развития будут недостаточны для гарантированного удовлетворения спроса населения на продовольствие российского производства, устойчивого воспроизводства материально-технических ресурсов, кадрового и природно-экологического потенциала сельского хозяйства, повышения уровня жизни сельского населения.
В этих условиях целью развития агропромышленного комплекса и рыболовства является ускорение темпов роста объемов сельскохозяйственной продукции и продукции рыбохозяйственного комплекса на основе повышения эффективного использования ресурсного потенциала и конкурентоспособности продукции, решения социальных проблем сельских территорий и сокращения разрыва в уровне жизни сельского и городского населения.
Ускорение темпов роста агропромышленного комплекса намечается обеспечить путем:
развития и эффективного использования ресурсного потенциала. Предполагается остановить тенденцию сокращения машинного парка в сельском хозяйстве и увеличить количество тракторов, зерноуборочных комбайнов, а также увеличить внесение минеральных удобрений на посевные площади;
модернизации промыслового флота и береговой инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса;
улучшения рыночной сферы в агропромышленном комплексе и облегчения доступа производителей к рынкам готовой продукции и производственных ресурсов (земельных, финансовых, материально-технических, информационных);
формирования экономически активных субъектов бизнеса в агропромышленном комплексе, улучшения воспроизводства природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве;
стимулирования развития малых форм хозяйствования;
создания условий для устойчивого развития сельских территорий;
формирования профессионально подготовленного кадрового трудового ресурса;
создания единой системы информационного обеспечения.
Выполнение поставленных задач по ускоренному и динамичному развитию агропромышленного комплекса предусматривается путем осуществления Стратегии развития агропромышленного комплекса и приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса".
В ходе осуществления указанного проекта предусматривается реализация первоочередных мер, направленных на ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования.
Для этого необходимо обеспечить:
создание условий для привлечения в отрасль инвестиционных ресурсов;
повышение доступности кредитных ресурсов для финансирования строительства и модернизации животноводческих комплексов, дополнительное выделение из федерального бюджета ассигнований на субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам;
наращивание объемов поставок техники, оборудования и племенного скота на условиях лизинга;
сохранение режима ограничения импорта мяса;
стимулирование импорта технологического оборудования для животноводства и первичной переработки продукции, не имеющего российских аналогов;
предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по строительству (приобретению) жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе.
В целях создания необходимых условий для привлечения в животноводство инвестиционных ресурсов предусматривается субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым на срок до 8 лет и предназначенным для финансирования строительства и модернизации животноводческих комплексов.
Привлекаемые и собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом поставок оборудования и племенного скота по лизингу позволят провести на основе современных технологий модернизацию и техническое перевооружение ряда животноводческих комплексов.
Одним из важных факторов, способствующих увеличению объемов производства продукции животноводства, является укрепление кормовой базы отрасли и улучшение работы ветеринарной службы.
Основными задачами являются создание принципиально новой инженерно-технической базы отрасли и использование техники нового поколения, способствующей достижению уровня производства говядины и свинины, отвечающего требованиям стандартов качества и ассортимента, обеспечивающих охрану окружающей среды от загрязнений отходами и выбросами объектов животноводства, а также обеспечение безопасных и социально привлекательных условий труда.
Повышение конкурентоспособности российской продукции требует оснащения предприятий оборудованием, которое отвечает современным требованиям. В связи с этим необходимо создать условия для ввоза импортного технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, путем снижения или отмены ввозных таможенных пошлин.
Реализация сценария ускоренного развития животноводства с ориентацией на внутренний рынок позволит увеличить производство мяса на 7 процентов, молока - на 4,5 процента при стабилизации поголовья крупного рогатого скота на уровне не ниже 2005 года.
В настоящее время в Российской Федерации личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства в существенной мере заполняют нишу, образовавшуюся от сокращения объемов сельскохозяйственной продукции, производимой крупными хозяйствами.
В связи с этим вопросы обеспечения доступности земельных и финансовых ресурсов, а также строительства, реконструкции и модернизации производства становятся все более актуальными.
Основной целью является увеличение объемов товарного производства в сфере малых форм хозяйствования путем:
расширения доступа к заемным средствам на основе субсидирования процентных ставок по кредитам;
модернизации и развития инфраструктурной сети заготовительных, снабженческих и сбытовых предприятий агропромышленного комплекса;
модернизации и развития предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции;
упрощения доступа к заемным средствам путем создания системы сельской кредитной кооперации;
обеспечения товаропроизводителей долгосрочными финансовыми ресурсами на основе поэтапного вовлечения в рыночный оборот земель сельскохозяйственного назначения.
Дополнительно создаваемая инфраструктура в виде снабженческо-сбытовых и перерабатывающих мощностей даст возможность обеспечить мелким товаропроизводителям гарантированный сбыт произведенной продукции, сохранить ее качественный и товарный вид, увеличить степень переработки и увеличить доходы от ее реализации.
Существующие сельские кредитные кооперативы имеют слабую материальную базу, значительный дефицит ресурсов, в технологическом, инфраструктурном и кадровом плане существенно отстают от требований рынка.
В связи с этим предстоит решить задачу по развитию системы финансовой взаимопомощи на селе на основе упрощения доступа субъектов мелкотоварного сельскохозяйственного производства к кредитно-финансовым ресурсам.
Реализация мероприятий приоритетного национального проекта позволит в значительной степени улучшить, а в ряде случаев создать мелким товаропроизводителям условия для наращивания объемов производства, гарантированного сбыта продукции, повышения качества продукции, облегчения условий труда и роста его производительности.
Важным вопросом является создание системы земельно-ипотечного кредитования, позволяющей привлекать средства на длительный срок и под низкие процентные ставки под залог земельных участков.
Необходимо также совершенствование законодательства Российской Федерации, в том числе налогового, таможенно-тарифного и о техническом регулировании.
Кроме того, основными направлениями развития агропромышленного комплекса являются:
а) развитие зернового экспортного потенциала с учетом роста потребителей зерна на внутреннем рынке, в том числе:
широкомасштабное внедрение современных ресурсосберегающих технологий производства зерна;
внедрение высокоурожайных сортов зерновых культур;
повышение уровня технического оснащения и использования минеральных удобрений;
стимулирование строительства и реконструкции объектов портовой инфраструктуры, обновление флота и вагонного парка (субсидирование инвестиционных проектов);
финансовая и организационная поддержка экспортеров зерна, развитие институциональной среды экспорта (упрощение процедур оформления экспортных операций, переход к международным принципам стандартизации и сертификации, содействие развитию биржевой торговли);
товарные и закупочные интервенции, ориентированные не только на биржевую торговлю, но и на повышение стабильности доходов непосредственных производителей.
Реализация мер по развитию зернового экспортного потенциала позволит довести производство зерна в 2008 году до 85 млн. тонн, в 2010 году - до 100 млн. тонн и в 2015 году - до 105 млн. тонн. Потенциальные возможности по экспорту зерна составят в 2008 году 12,4 млн. тонн, в 2015 году - 15 млн. тонн;
б) обеспечение эффективного использования ресурсного потенциала и повышение конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса, в том числе:
развитие инновационного потенциала рыбохозяйственного комплекса на основе структурно-технологической модернизации и обновления промыслового флота, обрабатывающих мощностей и инфраструктуры отрасли;
возрождение экспедиционного промысла рыбы и морепродуктов за пределами исключительной зоны Российской Федерации;
формирование эффективной системы реализации рыбной продукции путем создания современной инфраструктуры рынка этой продукции, развития экспортного потенциала;
развитие аквакультуры на основе ресурсосбережения и наиболее полного и рационального использования природного потенциала водоемов в целях увеличения рыбоводной продукции.
Реализация предусмотренных мер по развитию рыбохозяйственного комплекса позволит увеличить улов рыбы и добычу морепродуктов с 3 млн. тонн в 2004 году до 4,5 млн. тонн в 2008 году и до 2010 года - до 4,7 млн. тонн, что позволит сократить долю рыбной продукции импортного производства на внутреннем рынке соответственно с 30,8 процента до 18,9 процента в 2008 году;
в) устойчивое развитие сельских территорий, в том числе:
повышение уровня жизни сельского населения;
поддержание экологического равновесия, сохранение и улучшение ландшафта сельской местности.
Кроме того, предусматривается реализация мер по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.
Цель устойчивого развития сельских территорий заключается в снижении бедности путем роста доходов от сельского хозяйства, расширении несельскохозяйственной занятости населения, улучшении доступа сельских жителей к услугам отраслей социальной и инженерной инфраструктуры.
Уровень занятости сельского населения в трудоспособном возрасте возрастет к 2008 году до 80,3 процента, доля сельского населения с доходами ниже прожиточного минимума сократится до 38,5 процента, удельный вес жилой площади в сельской местности, оборудованной водопроводом, достигнет 54 процентов.
- Главная
- РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р