в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 25.04.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.06.2006 N 357 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ Г. СОЧИ КАК ГОРНОКЛИМАТИЧЕСКОГО КУРОРТА (2006-2014 ГОДЫ)"
отменен/утратил силу Редакция от 08.06.2006 Подробная информация
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.06.2006 N 357 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ Г. СОЧИ КАК ГОРНОКЛИМАТИЧЕСКОГО КУРОРТА (2006-2014 ГОДЫ)"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ Г. СОЧИ КАК ГОРНОКЛИМАТИЧЕСКОГО КУРОРТА (2006-2014 ГОДЫ)"

Паспорт федеральной целевой программы "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)"
Наименование Программы - федеральная целевая программа "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)"
Дата принятия решения о разработке Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 г. N 58-р
Государственный заказчик Программы - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Основные разработчики Программы - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, автономная некоммерческая организация "Заявочный комитет "Сочи - 2014"
Цели Программы - целями Программы являются: развитие инфраструктуры г. Сочи и создание условий для формирования первого в России горноклиматического курорта мирового уровня; обеспечение российских спортсменов высокого класса тренировочными базами для подготовки по зимним видам спорта; обеспечение возможности проведения в России международных и общероссийских соревнований по зимним видам спорта; обеспечение г. Сочи конкурентных преимуществ в борьбе за право проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 г. N 58-р
Задачи Программы - задачами Программы являются:
строительство спортивных объектов, необходимых для подготовки российских спортсменов и проведения национальных и международных соревнований по зимним видам спорта, а также олимпийских объектов, соответствующих требованиям Международного олимпийского комитета (МОК);
приведение в соответствие с требованиями МОК транспортной, спортивной, инженерной и туристической инфраструктуры г. Сочи; завершение реконструкции аэропорта г. Сочи;
обеспечение соответствующего современным требованиям уровня связи; обеспечение надежного энергоснабжения; проведение комплекса природоохранных мероприятий, минимизирующих отрицательное воздействие на окружающую среду
Важнейшие целевые показатели и индикаторы Программы - важнейшими показателями Программы являются:
соответствие объектов и спортивной инфраструктуры горноклиматического курорта г. Сочи требованиям МОК;
обеспечение российских спортсменов современными тренировочными базами;
обеспечение возможности проведения в России международных и общероссийских соревнований по зимним видам спорта;
обеспечение г. Сочи конкурентных преимуществ в борьбе за право проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года. Важнейшим индикатором Программы является интегральный целевой индикатор реализации Программы, который отражает степень соответствия инфраструктуры г. Сочи требованиям МОК
Сроки и этапы реализации Программы - Программа рассчитана на 2006-2014 годы и осуществляется в 3 этапа:
1-й этап - 2006-2007 годы;
2-й этап - 2008-2012 годы;
3-й этап - 2013-2014 годы
Объемы и источники финансирования Программы - общий объем финансирования Программы составляет 313,887 млрд. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 185,822 млрд. рублей (из них на капитальные вложения - 169,299 млрд. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 628,5 млн. рублей и прочие нужды - 15,894 млрд. рублей);
за счет средств бюджета Краснодарского края и бюджета г. Сочи - 9,235 млрд. рублей (из них на капитальные вложения - 9,23 млрд. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 4,75 млн. рублей), в том числе 4,611 млрд. рублей за счет бюджета Краснодарского края и 4,624 млрд. рублей - за счет бюджета г. Сочи;
за счет средств внебюджетных источников - 118,83 млрд. рублей (из них на капитальные вложения - 94,18 млрд. рублей и прочие нужды - 24,65 млрд. рублей)
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности - повышение конкурентоспособности горноклиматического курорта г. Сочи за счет приведения в соответствие с требованиями МОК транспортной и инженерной инфраструктуры, повышения качества работы обслуживающего персонала, развития современной туристической инфраструктуры, что будет способствовать увеличению потока туристов;
создание высококлассных спортивных сооружений для российского спорта высших достижений;
повышение престижа России в случае принятия решения о проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года в г. Сочи;
повышение уровня жизни населения г. Сочи и ускорение роста валового регионального продукта Краснодарского края.
Социально-экономический эффект от реализации Программы составит 341 млрд. рублей (в ценах 2005 года). Он складывается из прямого экономического эффекта - 179,9 млрд. рублей, косвенного экономического эффекта - 92,9 млрд. рублей, а также стимулированного экономического эффекта в размере 68,2 млрд. рублей
I. Характеристика проблемы

Федеральная целевая программа "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)" (далее - Программа) подготовлена с учетом значимости г. Сочи как курорта федерального значения. Она предусматривает комплексный подход к решению проблем дальнейшего развития г. Сочи с учетом необходимости соблюдения оптимального равновесия между курортно-оздоровительным и спортивным использованием данной территории.

Президент Российской Федерации Путин В.В. обозначил развитие юга России в качестве одного из основных приоритетов социально-экономической политики нашей страны на среднесрочную перспективу.

В этой связи особую значимость для России приобретает развитие г. Сочи - региона, обладающего уникальными природно-климатическими и рекреационными ресурсами, значение которого особенно усилилось после распада СССР и утраты значительной части туристско-рекреационных территорий.

В последнее время все большая доля отдыхающих россиян предпочитают горный отдых пляжному. Развитие в окрестностях г. Сочи горноклиматического курорта мирового уровня позволит успешно конкурировать с альпийскими и иными горными курортами мира.

Потеря при распаде СССР спортивных баз в Бакуриани, Цахкадзоре, Сигулде, Раубичах, Чембулаке, Конче-Заспе не могла не сказаться на успехах российских спортсменов в зимних видах спорта, поскольку сегодня отсутствуют условия для их тренировок. Даже чемпионаты России по ряду видов спорта проводятся за рубежом (прыжки с трамплина - в Германии, бобслей - в Норвегии, санный спорт - в Дании).

Создание современной спортивной инфраструктуры, соответствующей жестким требованиям Международного олимпийского комитета (МОК), благодаря выдвижению г. Сочи кандидатом на право проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года внесет несомненный вклад в успехи российских спортсменов на международной арене, что, в свою очередь, скажется и на престиже России в мире, и на популярности спорта в стране.

Обеспечение г. Сочи конкурентных преимуществ в борьбе за право проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года за счет приведения в соответствие с требованиями МОК транспортной и инженерной инфраструктуры, энергоснабжения, качества работы обслуживающего персонала, развития современных средств связи, проведения необходимых природоохранных мероприятий, развития современной туристической инфраструктуры также значительно повысит привлекательность г. Сочи в качестве пляжного и бальнеологического курорта.

Целесообразно решать поставленные задачи с применением программно-целевого метода по следующим причинам.

Мероприятия Программы носят межотраслевой характер и затрагивают почти все сферы экономики. Объекты и стройки находятся в ведении различных федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти. Предполагаются значительные внебюджетные инвестиции. Сложность и взаимозависимость различных мероприятий, сжатый график строительства сопряженных объектов государственного заказчика и частных инвесторов (транспортная инфраструктура и системы связи, инженерные сети и объекты энергоснабжения, спортивные и природоохранные объекты) делают решение поставленных задач невозможным без их объединения в рамках единой Программы.

Использование программно-целевого метода для решения проблем развития г. Сочи направлено на создание условий для максимально эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми, включая ресурсы федерального бюджета.

Достижение цели в обозначенные сроки возможно только при условии создания центра, координирующего деятельность различных федеральных органов исполнительной власти, администрации Краснодарского края, администрации г. Сочи и частных инвесторов, отслеживающего выполнение Программы в целом и корректирующего при необходимости эту работу.

Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена следующими причинами:

социально-экономическая острота проблемы;

межотраслевой и межведомственный характер проблемы;

необходимость привлечения к решению проблемы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных институтов.

Без государственной поддержки на федеральном уровне в сложившихся условиях Краснодарский край и г. Сочи не в состоянии эффективно решить задачу развития горноклиматического курорта, а также обеспечить соответствие требованиям МОК, предъявляемым к городам - претендентам на проведение XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года.

Применение программно-целевого метода позволит осуществить:

координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в области развития горноклиматического курорта г. Сочи;

реализацию комплекса мероприятий, способствующих сохранению и улучшению физического и духовного здоровья граждан, росту их благосостояния.

II. Основные цели и задачи Программы. Целевые индикаторы

Целями Программы являются:

развитие инфраструктуры г. Сочи и создание условий для формирования первого в России горноклиматического курорта мирового уровня;

обеспечение российских спортсменов тренировочными базами высокого класса для подготовки по зимним видам спорта;

обеспечение возможности проведения в России международных и общероссийских соревнований по зимним видам спорта;

обеспечение г. Сочи конкурентных преимуществ в борьбе за право проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 г. N 58-р.

Для достижения заявленных целей необходимо решить следующие задачи:

осуществить строительство спортивных объектов, необходимых для подготовки российских спортсменов и проведения национальных и международных соревнований по зимним видам спорта, а также олимпийских объектов, соответствующих требованиям МОК;

привести в соответствие с требованиями МОК транспортную, инженерную, спортивную и туристическую инфраструктуру;

завершить реконструкцию аэропорта г. Сочи;

обеспечить соответствующий современным требованиям уровень связи;

обеспечить надежное энергоснабжение;

провести комплекс природоохранных мероприятий, минимизирующих отрицательное воздействие строительства на окружающую среду.

При этом МОК в качестве дополнительных гарантий того, что объекты будут построены качественно и в срок, принимает во внимание двойное назначение объектов, предполагающее их активное использование после проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года.

В качестве целевых индикаторов реализации Программы предлагается использовать индикаторы по направлениям, а также интегральный показатель - степень соответствия инфраструктуры г. Сочи требованиям МОК.

Интегральный показатель рассчитывается как сумма показателей по каждому из направлений: олимпийские объекты, транспортная инфраструктура, связь, инженерная инфраструктура (в том числе энергоснабжение), туристическая инфраструктура и природоохранные мероприятия. Целевые индикаторы по направлениям реализации Программы представлены в приложении N 1.

В соответствии с практикой оценки готовности города-кандидата к проведению Олимпийских игр каждому из направлений присваивается соответствующий весовой коэффициент:

К1 - олимпийские объекты - 0,2;

К2 - транспортная инфраструктура - 0,3;

К3 - связь - 0,09;

К4 - инженерная инфраструктура, в том числе энергоснабжение, - 0,1;

К5 - туристическая инфраструктура - 0,11;

К6 - экология - 0,2;

А1 - индикатор готовности объектов олимпийской инфраструктуры;

А2 - индикатор готовности объектов транспортной инфраструктуры;

А3 - индикатор готовности объектов инфраструктуры связи;

А4 - индикатор готовности объектов инженерной инфраструктуры, в том числе энергосбережения;

А5 - индикатор готовности объектов туристической инфраструктуры;

А6 - индикатор готовности объектов экологии.

Таким образом, общая готовность г. Сочи к проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года рассчитывается как:

А=А1К1+А2К2+А3К3+А4К4+А5К5+А6К6,

где значение интегрального целевого индикатора реализации Программы по состоянию на 1 апреля 2006 г. А(2006)=0,3057. В случае реализации первого сценария - А(2014)=1,0531, второго сценария - А(2014)=0,6657.

III. Перечень мероприятий Программы

При разработке Программы учитывался тот факт, что решение о столице XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года будет принято МОК в середине 2007 года.

Предусмотрены два сценария реализации Программы.

Первый сценарий - г. Сочи получает право на проведение XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года. В этом случае все мероприятия Программы реализуются в полном объеме.

Общее количество программных мероприятий, финансируемых в случае проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, - 216, в том числе по следующим блокам:

строительство и реконструкция олимпийских объектов - 15 (из которых 2 объекта разбиты на 7 подобъектов);

мероприятия, связанные с транспортной инфраструктурой, - 26 (учитывая участки автодороги Альпика-Сервис - Роза Хутор - Грушевая Поляна как отдельные объекты);

мероприятия, связанные с инженерной инфраструктурой, - 55;

мероприятия, связанные с инфраструктурой связи, - 10;

мероприятия, связанные с энергоснабжением и энергогенерацией, - 36;

мероприятия, связанные с градостроительством, - 22;

мероприятия, связанные с природоохранной деятельностью, - 12;

строительство и реконструкция туристических объектов - 29;

строительство и реконструкция объектов здравоохранения - 2;

мероприятия, связанные с реализацией Программы, подготовкой и проведением XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, - 9.

Второй сценарий - в 2007 году МОК выбирает в качестве столицы XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года другой город. В этом случае реализуются только те мероприятия, которые необходимы в целях формирования современного горноклиматического курорта, а также создания условий для проведения тренировок и соревнований российских спортсменов по тем видам спорта, по которым их невозможно осуществить в других городах России.

Общее количество программных мероприятий, финансируемых в рамках второго сценария, - 175, в том числе по блокам:

строительство и реконструкция олимпийских объектов - 15 (из них по 8 объектам полностью и по 2 объектам частично - только проектирование);

мероприятия, связанные с транспортной инфраструктурой, - 18;

мероприятия, связанные с инженерной инфраструктурой, - 48;

мероприятия, связанные с инфраструктурой связи, - 7;

мероприятия, связанные с энергоснабжением и энергогенерацией, - 25;

мероприятия, связанные с градостроительством, - 22;

мероприятия, связанные с природоохранной деятельностью, - 12;

строительство и реконструкция туристических объектов - 23;

строительство и реконструкция объектов здравоохранения - 1;

мероприятия, связанные с реализацией Программы, подготовкой XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, - 4.

Отклонение заявки г. Сочи, но принятие решения о продолжении заявочного процесса на следующий олимпийский цикл потребуют незначительной корректировки Программы.

Распределение мероприятий Программы по срокам начала строительства, а также планирование конфигурации транспортных и инженерных сетей производились с учетом вероятности выбора в 2007 году МОК г. Сочи для проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года. При этом учитывалось, что на положительное решение МОК может повлиять тот факт, что реализация некоторых программных мероприятий началась.

Комплекс мероприятий Программы формируется и финансируется по статьям расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальные вложения и прочие нужды. Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 9 лет (2006-2014 годы) в 3 этапа.

1-й этап (2006-2007 годы) - проведение первоочередных мероприятий по созданию горнолыжного курорта и процедуры отбора МОК столицы XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года. В результате реализации этих мероприятий к середине 2007 года должны быть:

проведены проектные работы на всех спортивных объектах;

начаты работы по строительству объектов двойного назначения (целесообразность строительства которых не зависит от решения о проведении в г. Сочи XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года);

завершены работы по строительству объектов, связанных с визитом оценочной комиссии МОК (аэропорт, взлетно-посадочная полоса, горнолыжный курорт "Роза Хутор" и т. п.);

проведены предусмотренные автономной некоммерческой организацией "Заявочный комитет "Сочи - 2014" мероприятия, связанные с популяризацией г. Сочи в качестве столицы XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года среди членов МОК, а также с популяризацией идеи проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года в г. Сочи среди населения.

На 2-м этапе (2008-2012 годы) должно быть завершено строительство объектов, сооружение которых начато на 1-м этапе (в том числе и за счет частных инвестиций).

В случае реализации первого сценария в рамках 2-го этапа должны быть:

построены олимпийские объекты, необходимые для проведения обязательных предолимпийских соревнований;

завершены (в основном) работы по строительству объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, необходимых для проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года;

завершены работы по обеспечению олимпийских объектов современными средствами связи;

завершены (в основном) работы на объектах, строящихся за счет частных инвестиций (в первую очередь объекты Олимпийской деревни, некоторые спортивные сооружения, объекты туристической инфраструктуры и т. п.);

начаты работы по подготовке персонала.

На 3-м этапе (2013-2014 годы) планируется осуществление следующих мероприятий:

подготовка к проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года (в том числе подготовка обслуживающего персонала в соответствии с требованиями МОК, обучение английскому языку и т. п.);

проведение обязательных пробных международных предолимпийских соревнований;

завершение строительства недостроенных объектов;

проведение XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года.

Мероприятия, связанные с транспортной инфраструктурой

Исходя из критериев МОК на долю транспортной инфраструктуры приходится не менее 30 процентов в совокупной оценке показателей, отражающей 100-процентную готовность городов-кандидатов к проведению зимних Олимпийских игр, поэтому этой составляющей инфраструктуры г. Сочи уделено в Программе повышенное внимание. На долю транспортного блока приходится 115,975 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 108,823 млрд. рублей.

Транспортная инфраструктура г. Сочи пока не соответствует требованиям МОК. В частности, она характеризуется низкой пропускной способностью, невысоким качеством дорожного полотна на основных трассах, недостаточным количеством парковок и стоянок. Проведение XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года в г. Сочи приведет к резкому возрастанию нагрузки на все объекты транспортной инфраструктуры, в первую очередь на автомобильные дороги и аэропорт. В настоящее время значительная часть объектов транспортной инфраструктуры к этому не готова.

Программные мероприятия, связанные с транспортной инфраструктурой, осуществляемые в рамках первого сценария:

строительство участка дороги от финишной зоны горнолыжного курорта "Роза Хутор" до биатлонного комплекса, 14,7 км;

строительство подъездного участка к хребту Псехако, 11,5 км;

строительство участка дороги Альпика-Сервис - Сулимовский ручей (нижняя спортивная база), 1,8 км;

строительство участка дороги Сулимовский ручей - финишная зона горнолыжного курорта "Роза Хутор", 7,6 км;

строительство участка выезда от горнолыжного курорта "Роза Хутор" (трибуна горнолыжных трасс) на автодорогу Альпика-Сервис - Грушевая Поляна, 4 км;

строительство участка дороги Сулимовский ручей - санно-бобслейная трасса, 8,4 км;

строительство подъездного участка от биатлонного комплекса к горной Олимпийской деревне, 6,8 км;

строительство подъездного участка к сноуборд-парку, 4,2 км;

капитальный ремонт автодороги Сочи - Адлер;

строительство автодорожного моста через р. Сочи, Центральный район, 0,67 км;

строительство федеральной автодороги М-27 Джубга - Сочи до границы с Грузией на участке Адлер - Веселое;

строительство автомобильной дороги от пос. Эсто-Садок к горнолыжному комплексу "Карусель" северного склона хребта Аибга, Олимпийской деревне и санно-бобслейной трассе, 10 км;

реконструкция малой объездной дороги от транспортной развязки в районе спортивного комплекса "Стадион" до моста через р. Сочи в районе Краснодарского кольца, 7 км;

капитальный ремонт автодороги Адлер - Красная Поляна;

строительство автодороги Веселое - Ермоловка - Аибга - Красная Поляна;

строительство линии скоростного железнодорожного сообщения Адлер - Грушевая Поляна;

реконструкция железнодорожных терминалов и адаптация их к использованию инвалидами;

строительство единой автоматизированной системы управления дорожным движением;

закупка подвижного состава (автобусов);

завершение строительства аэровокзального комплекса;

строительство транспортной развязки "Адлерское кольцо" на разных уровнях;

строительство автостоянок и парковок;

реконструкция внутригородских автомобильных дорог;

строительство и реконструкция пешеходных зон, эстакад, переходов и мостов возле достопримечательностей;

продление железнодорожного сообщения до аэропорта;

реконструкция моста через р. Сочи в районе Краснодарского кольца.

В рамках второго сценария при отклонении заявки г. Сочи на проведение XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года финансирование развития транспортной инфраструктуры предусмотрено в размере 19,833 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 12,785 млрд. рублей.

Программные мероприятия, связанные с транспортной инфраструктурой, исключенные из общего списка мероприятий во втором сценарии:

строительство подъездного участка к хребту Псехако, 11,5 км;

строительство подъездного участка к сноуборд-парку, 4,2 км;

строительство федеральной автодороги М-27 Джубга - Сочи до границы с Грузией на участке Адлер - Веселое;

капитальный ремонт автодороги Адлер - Красная Поляна;

строительство автодороги Веселое - Ермоловка - Аибга - Красная Поляна (инвестиции будут направлены только на проектно-изыскательские работы);

строительство линии скоростного железнодорожного сообщения Адлер - Грушевая Поляна;

реконструкция железнодорожных терминалов и адаптация их к использованию инвалидами;

строительство единой автоматизированной системы управления дорожным движением;

закупка подвижного состава (автобусов).

Мероприятия, связанные с энергоснабжением и энергогенерацией

В рамках первого сценария планируется реализовать 36 программных мероприятий, связанных с энергоснабжением и энергогенерацией, указанных в приложении N 2 к Программе. На долю энергетической инфраструктуры приходится 48,814 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 33,739 млрд. рублей.

В рамках второго сценария финансирование составит 24,956 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 17,801 млрд. рублей.

В 2005 году пиковые зимние энергонагрузки на Сочинский энергорайон, в состав которого входят Центральный, Адлерский, Хостинский и Лазаревский районы, составили 390 МВт. Среднегодовой рост энергопотребления за последние 10 лет составил около 5 процентов, что существенно выше, чем в целом по Краснодарскому краю.

Покрытие электрических нагрузок осуществляют местные энергоисточники: Краснополянская ГЭС установленной мощностью 28,9 МВт (в зимнее время года не более 10 МВт), Сочинская ТЭС установленной мощностью 78 МВт и 2 высоковольтные линии (220 кВ): Центральная - Дагомыс - Псоу и Центральная - Шепси - Дагомыс - Псоу. Высоковольтные линии проложены в гористой местности с севера на юг через Туапсинский район вдоль Черноморского побережья.

Среднегодовой прирост электропотребления сохранится до 2015 года, а общий объем потребления электроэнергии в г. Сочи к концу 2015 года может достичь 600 МВт.

В рамках первого сценария потребуется дополнительная мощность - 175 МВт без учета резервирования. В соответствии с требованиями МОК о резервировании потребляемая мощность с учетом резервирования может составить 200 МВт. Таким образом, к проведению ХХII зимних Олимпийских игр и ХI Параолимпийских игр 2014 года общая потребность г. Сочи в электроэнергии составит 800 МВт.

Мероприятия, связанные с энергоснабжением и энергогенерацией:

строительство и реконструкция кабельных и воздушных линий - 8 объектов;

строительство и реконструкция подстанций с заходами на них - 18 объектов;

строительство системы энергоснабжения горнолыжного курорта "Роза Хутор" (разводящие сети - 10 кВ и подстанции - 10 кВ), включая обеспечение подключения (22 МВт);

строительство Адлерской ТЭС, Имеретинская низменность;

строительство 2-й очереди Сочинской ТЭС;

электроснабжение линии скоростного железнодорожного транспорта;

строительство 26 агрегатов аварийного энергоснабжения 10 кВ/990 кВт;

строительство каскада ГЭС на р. Мзымта;

перевод 4 отопительных котельных в режим мини-ТЭЦ;

реконструкция распределительной городской сети;

строительство магистрального газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи;

строительство производственной базы обслуживания Краснополянского участка электросетей и подстанций.

Строительство и реконструкция олимпийских объектов

В рамках первого сценария потребуется построить 15 спортивных объектов. На долю строительства и реконструкции олимпийских объектов приходится 31,25 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 18,665 млрд. рублей.

К объектам олимпийской инфраструктуры относятся:

биатлонный комплекс (20 тыс. мест), в том числе трассы и стадион с трибунами, Краснополянский поселковый округ;

лыжный комплекс (16 тыс. мест), в том числе стадион с трибунами и гомологированные трассы, Краснополянский поселковый округ;

горнолыжный центр (18 тыс. мест, из них 10 тыс. стоячих мест), северный склон хребта Аибга. В состав горнолыжного центра входят гомологированные трассы, стартовая зона, общая финишная зона с трибунами для зрителей и прессы, система искусственного оснежения и серия подъемников;

санно-бобслейная трасса (11 тыс. мест), Краснополянский поселковый округ;

малая ледовая арена для хоккея с шайбой (7 тыс. мест), Имеретинская низменность;

ледовый дворец спорта (фигурное катание, 12 тыс. мест), Имеретинская низменность, с ледовой ареной 60х30 м и тренировочным катком для фигурного катания и соревнований по шорт-треку с ледовой ареной 60х30 м;

крытый конькобежный центр (8 тыс. мест), Имеретинская низменность;

большая ледовая арена для хоккея с шайбой (12 тыс. мест), Адлерский район;

здание центрального стадиона (40 тыс. мест) с открытым плавательным бассейном и медико-реабилитационном центром;

ледовая арена для керлинга (3 тыс. мест), Имеретинская низменность;

основная Олимпийская деревня (3 тыс. мест), Имеретинская низменность;

горная Олимпийская деревня (2 тыс. мест), Краснополянский поселковый округ;

трамплины К-120 и К-90 (15 тыс. мест), Краснополянский поселковый округ;

сноуборд-парк (15 тыс. мест, из них 10 тыс. стоячих мест), к западу от плато Роза Хутор;

фристайл-центр (14 тыс. мест, из них 10 тыс. стоячих мест) на трассах открытого акционерного общества "Альпика Сервис".

При втором сценарии финансирование создания олимпийской инфраструктуры предусматривается в размере 21,478 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 12,512 млрд. рублей.

В любом случае, то есть вне зависимости от решения о проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, в г. Сочи будут построены следующие спортивные объекты:

биатлонный комплекс (20 тыс. мест), в том числе трассы и стадион с трибунами, Краснополянский поселковый округ;

лыжный комплекс (16 тыс. мест), в том числе стадион с трибунами и гомологированные трассы, Краснополянский поселковый округ;

горнолыжный центр (18 тыс. мест, из них 10 тыс. стоячих мест), северный склон хребта Аибга. В состав горнолыжного центра будут входить гомологированные трассы и серия подъемников;

санно-бобслейная трасса (11 тыс. мест), Краснополянский поселковый округ;

большая ледовая арена для хоккея с шайбой (12 тыс. мест), Адлерский район;

медико-реабилитационный центр центрального стадиона с открытым плавательным бассейном;

Олимпийская деревня (2 тыс. мест), Краснополянский поселковый округ.

В отношении остальных спортивных объектов будут проведены только проектно-изыскательские работы.

Прочие мероприятия

Финансирование прочих мероприятий Программы в случае проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года в г. Сочи будет осуществляться в следующем размере:

мероприятия, связанные с инженерной инфраструктурой, - 9,53 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 5,737 млрд. рублей;

мероприятия, связанные с инфраструктурой связи, - 15,031 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 4,163 млрд. рублей;

мероприятия, связанные с градостроительством, - 0,456 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 0,452 млрд. рублей;

мероприятия, связанные с природоохранными объектами, - 2,651 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 0,632 млрд. рублей;

строительство и реконструкция туристических объектов - 50,76 млрд. рублей (за счет внебюджетных источников финансирования);

строительство и реконструкция объектов здравоохранения - 1,159 млрд. рублей (за счет бюджета Краснодарского края и бюджета г. Сочи);

мероприятия, связанные с реализацией Программы, подготовкой и проведением XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, - 38,259 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 13,609 млрд. рублей.

Финансирование прочих мероприятий Программы в случае реализации второго сценария будет осуществляться в следующем размере:

мероприятия, связанные с инженерной инфраструктурой, - 9,399 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 5,716 млрд. рублей;

мероприятия, связанные с инфраструктурой связи, - 4,069 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 3,04 млрд. рублей;

мероприятия, связанные с градостроительством, - 0,456 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 0,452 млрд. рублей;

мероприятия, связанные с природоохранными объектами, - 2,651 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 0,632 млрд. рублей;

строительство и реконструкция туристических объектов - 35,416 млрд. рублей (за счет внебюджетных источников финансирования);

строительство и реконструкция объектов здравоохранения - 0,709 млрд. рублей (за счет бюджета Краснодарского края и бюджета г. Сочи);

мероприятия, связанные с реализацией Программы, подготовкой XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, - 3,899 млрд. рублей (за счет средств федерального бюджета).

Перечень мероприятий, проводимых в рамках Программы в случае реализации первого и второго сценариев, приведен в приложении N 2.

Вариативность

На данном этапе не представляется возможным избежать вариативности при решении вопросов, связанных с выбором площадок и расстановкой на местности проектируемых объектов олимпийской инфраструктуры. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, в соответствии с действующим регламентом МОК город-кандидат (участник олимпийского тендера, отобранный в короткий список) обязан согласовать с международными спортивными федерациями предлагаемые места размещения объектов олимпийской инфраструктуры, а также их вместимость. Короткий список будет объявлен МОК 23 июня 2006 г. Опыт проведения олимпийских тендеров свидетельствует о том, что процесс согласования занимает 2-3 месяца. В случае если какая-либо международная спортивная федерация будет настаивать на переносе спортивного объекта на другую площадку, необходимо будет внести соответствующие изменения в Программу.

Во-вторых, при принятии итоговых решений по расположению объектов олимпийской инфраструктуры на местности будут внимательно изучены рекомендации ведущих зарубежных экспертов, данные в ходе процесса подготовки заявочной книги города-кандидата и направленные на поиск резервов повышения конкурентоспособности олимпийской заявки г. Сочи. В частности, активно изучается вариант компактного размещения объектов олимпийской инфраструктуры в горной части г. Сочи. Речь идет о таких спортивных сооружениях, как санно-бобслейный комплекс, трамплины, биатлонный комплекс, лыжный комплекс и горная Олимпийская деревня. Проводится сбор информации, необходимой для проведения сравнительного анализа различных вариантов размещения спортивных объектов. Если компактный вариант будет принят в качестве базового, то значительно сократится расстояние между объектами и, соответственно, объем расходов федерального бюджета на строительство транспортной и энергетической инфраструктуры.

В-третьих, необходимо также учитывать данные комплексной экспертизы геологической подосновы земельных участков, на которых планируется размещение объектов олимпийской инфраструктуры, уточнить статус и уровень обременения земельных участков, а также проанализировать действующие нормативные ограничения (например, по безопасности полетов авиалайнеров). В полном объеме эта информация должна быть включена в генеральный план развития территории и будет представлена объединенной дирекции Программы не ранее декабря 2006 г. Информация об обременении земельных участков, в частности, может повлиять на местоположение центрального стадиона, на котором будут проводиться мероприятия, связанные с открытием и закрытием XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года. В соответствии с Программой центральный стадион предполагается разместить в центре прибрежной части г. Сочи (реконструкция футбольного стадиона). Однако возможные обременения могут привести к переносу этого олимпийского объекта в Имеретинскую низменность. По этой же причине рассматриваются два варианта строительства большой ледовой арены для хоккея с шайбой - в мкр. Кудепста или в Имеретинской низменности.

Расчеты в Программе произведены по наиболее дорогому варианту (с максимальной протяженностью транспортных магистралей), так что любые предполагаемые изменения, в том числе в направлении более компактного размещения объектов олимпийской инфраструктуры на местности, не приведут к удорожанию проекта в целом.

Мероприятия Программы сгруппированы в 24 кластера и представлены в приложении N 3.

Функциональные кластеры включают в свой состав олимпийский объект и обеспечивающую его инфраструктуру (14 кластеров). Инфраструктура, ведущая одновременно к нескольким объектам, входит в кластер объекта с более ранним сроком строительства. Кластеры общего назначения сгруппированы по отраслевому принципу (8 кластеров). Туристические объекты с обеспечивающей их инфраструктурой выделены в отдельный кластер (1 кластер).

Каждый кластер имеет свою приоритетность. К числу приоритетных кластеров относятся:

санно-бобслейная трасса;

горнолыжный центр;

большая ледовая арена для хоккея с шайбой;

биатлон, лыжные гонки, лыжное двоеборье.

Программные мероприятия, включенные в состав приоритетных кластеров, будут реализованы в обязательном порядке вне зависимости от сценария.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

При планировании ресурсного обеспечения Программы учитывались ситуация в финансово-бюджетной сфере на всех уровнях управления, высокая экономическая и социально-демографическая значимость проблемы сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан.

Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета Краснодарского края, местного бюджета г. Сочи и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования Программы в 2006-2014 годах составит 313,887 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 185,822 млрд. рублей, бюджета Краснодарского края - 4,611 млрд. рублей, бюджета г. Сочи - 4,624 млрд. рублей и внебюджетных источников - 118,83 млрд. рублей.

Объемы финансирования по источникам и видам расходов для разных сценариев с разбивкой по годам приведены в приложении N 4. 2007 год разбит на 2 полугодия в связи с тем, что решение о проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года будет принято в июле 2007 г.

Объемы финансирования расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет средств федерального бюджета, бюджета Краснодарского края, бюджета г. Сочи и иных источников по направлениям приведены в приложении N 5.

Объемы финансирования расходов на прочие нужды за счет средств федерального бюджета, бюджета Краснодарского края, бюджета г. Сочи и иных источников по направлениям приведены в приложении N 6.

V. Механизм реализации Программы

Для обеспечения взаимоувязанности работ на различных объектах и осуществления иных мероприятий, реализуемых в рамках Программы, очевидна необходимость единой системы управления реализацией Программы. Большие масштабы нового строительства, осуществляемого в достаточно сжатые сроки, приведут, по предварительным расчетам, к предельной нагрузке как на имеющиеся в регионе мощности стройиндустрии, так и на транспортную сеть г. Сочи. Избежать существенных дополнительных затрат (их адекватная оценка возможна лишь после разработки проектно-сметной документации) для обеспечения своевременности поставок материалов и оборудования на этапе строительства возможно лишь при координации поставок для различных объектов.

Для реализации единой системы управления, в том числе управления организацией поставок, в ведении государственного заказчика Программы создается объединенная дирекция Программы в форме федерального государственного унитарного предприятия, которой государственный заказчик Программы делегирует функции заказчика-застройщика, связанные со строительством (реконструкцией) и финансированием государственных капитальных вложений, а также функции по финансированию иных программных мероприятий.

Объединенная дирекция Программы выполняет функции по контролю за выполнением отдельных мероприятий и Программы в целом, в том числе по:

подготовке проекта ежегодного плана мероприятий Программы на следующий финансовый год и координации деятельности по вопросам, касающимся его согласования с государственным заказчиком Программы;

выполнению комплекса мероприятий по скоординированному взаимодействию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями различных организационно-правовых форм;

сбору и систематизации статистической и аналитической информации о реализации мероприятий Программы, мониторингу результатов реализации мероприятий Программы;

организации независимой оценки показателей результативности, эффективности мероприятий Программы и их соответствия целевым индикаторам и показателям Программы;

внедрению и обеспечению применения информационных технологий в целях управления и контроля за реализацией Программы.

Объединенная дирекция Программы в рамках возложенных на нее функций готовит предложения по корректировке Программы, связанные с изменениями технических решений, последовательности реализации мероприятий и с прочими причинами, выявляющимися по ходу реализации Программы.

Программой предусмотрено привлечение на конкурсной основе управляющей компании, которая будет осуществлять следующие функции:

размещение заказов путем организации торгов, в том числе разработка конкурсной документации и опубликование извещений о конкурсе (или направление приглашений принять участие в закрытом конкурсе);

сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;

мониторинг результатов реализации программных мероприятий;

организация независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым показателям и индикаторам;

проведение строительного надзора.

Финансирование управляющей компании будет осуществляться за счет средств, предусмотренных на реализацию Программы. Объем средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, рассчитан исходя из мероприятий, которые предполагается осуществлять с использованием управляющей компании, и зависит от сценария реализации Программы.

Для контроля над реализацией Программы решением Правительства Российской Федерации может быть создан наблюдательный совет, имеющий право получать любую информацию, связанную с реализацией Программы.

VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы

Эффективность реализации Программы определяется степенью достижения ее показателей, в качестве которых выбраны создание первого горноклиматического курорта мирового уровня в России, проведение XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года и других международных и национальных соревнований.

Реализация Программы в 2006-2014 годах обеспечит прирост валового регионального продукта Краснодарского края в размере 341 млрд. рублей (в ценах 2005 года). Расчет макроэкономического эффекта от реализации Программы приведены в приложении N 7.

Прирост складывается из прямого экономического эффекта в размере 179,9 млрд. рублей, косвенного экономического эффекта в размере 92,9 млрд. рублей и стимулированного экономического эффекта в размере 68,2 млрд. рублей.

Кроме того, свой вклад внесет дополнительный эффект, который будет складываться из улучшения общеэкономического фона в регионе, ускорения темпов развития экономики региона, что привлечет внимание инвесторов и будет способствовать росту деловой активности. Построенные в период подготовки к XXII зимним Олимпийским играм и XI Параолипийским играм 2014 года инфраструктура и различные производственные объекты будут способствовать развитию бизнеса, росту предложения услуг (в том числе банковских), облегчат вхождение на рынок новых фирм, то есть будут расширены возможности для развития экономики региона относительно базового варианта.

Среднегодовой темп роста валового регионального продукта в результате реализации Программы будет на 1,39 процентных пункта выше базового прогноза Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в отношении развития региона по первому сценарию и на 1,29 - по второму сценарию.

Реализация Программы позволит увеличить туристический поток в г. Сочи. Согласно оценкам, туристический поток в Краснодарский край достигнет к 2015 году 7 млн. человек, из которых предположительно более 60 процентов будут отдыхать в г. Сочи.

В случае реализации второго сценария общий экономический эффект от выполнения мероприятий Программы в 2006-2014 годах для Краснодарского края оценивается в 144 млрд. рублей. Он складывается из прямого экономического эффекта (в 2006-2014 годах) в размере 76,1 млрд. рублей, косвенного экономического эффекта в размере 39,1 млрд. рублей и стимулированного экономического эффекта в размере 28,8 млрд. рублей (в ценах 2005 года). По этому сценарию к 2015 году рост туристического потока составит до 4,5 млн. человек в год, причем средние затраты туристов будут на 10-15 процентов ниже, чем по первому сценарию. Доля внешних ресурсов в удовлетворении инвестиционного спроса составит 65 процентов, а в удовлетворении спроса туристов - 25 процентов.

Среднегодовой прирост занятости населения в Краснодарском крае в результате реализации Программы прогнозируется на уровне 18,2 тыс. человек в год, в том числе в г. Сочи - 10,7 тыс. человек в год. В то же время в 2014 году, в период наиболее интенсивной подготовки к XXII зимним Олимпийским играм и XI Параолимпийским играм 2014 года и непосредственно во время их проведения, прирост занятости населения в Краснодарском крае составит 163,9 тыс. человек, в том числе в г. Сочи - 96,7 тыс. человек.

Макроэкономический эффект складывается из реализации инвестиционных проектов, предусмотренных Программой, сопутствующих мероприятий, а также проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года в г. Сочи. Макроэкономический эффект проявляется в виде ускорения динамики основных социально-экономических показателей - роста валового регионального продукта Краснодарского края и роста занятости населения.

Для оценки вклада в прирост валового регионального продукта вследствие повышенного спроса на товары и услуги в результате реализации Программы рассчитан совокупный макроэкономический эффект, который складывается из следующих составляющих:

прямой экономический эффект - рост спроса на объем продукции и услуг, предлагаемых предприятиями Краснодарского края, и, как следствие, прирост валового регионального продукта и занятости населения в регионе;

мультипликативный экономический эффект межотраслевых взаимодействий - рост производства продукции, полученный в результате прямого экономического эффекта, вызывает рост потребления в смежных отраслях, поставляющих сырье и оборудование, что в свою очередь влияет на рост валового регионального продукта и занятости населения в Краснодарском крае;

эффект от роста доходов - повышение спроса на товары и услуги вследствие роста заработной платы и занятости населения.

Расчет прямого экономического эффекта от реализации Программы проводился с учетом возможностей Краснодарского края удовлетворить возросший спрос собственными силами и основан на оценке совокупных расходов в рамках мероприятий Программы. В частности, принимались во внимание следующие расходы:

расходы, связанные со строительством и модернизацией спортивных объектов, объектов туристической и транспортной инфраструктуры, а также гостиниц (далее - инвестиционные расходы);

расходы туристов, связанные с увеличением туристического потока, в том числе приемом и размещением членов МОК, спортсменов, организаторов и гостей XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года (далее - расходы туристов);

организационные расходы на проведение XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, связанные с функционированием объектов спорта и транспорта, строительством временных спортивных сооружений, проведением церемоний открытия, закрытия, награждения, реализацией культурной программы, обеспечением безопасности, медицинского обслуживания, исполнением административных функций, а также с маркетингом (далее - организационные расходы).

Следует отметить, что структура расходов неоднородна, а экономический эффект от различных видов расходов значительно варьируется.

Мультипликативный экономический эффект является продолжением прямого экономического эффекта. Рост деловой активности в любой из отраслей экономики и промышленности незамедлительно отражается на смежных отраслях. Именно эти межотраслевые связи и порождают мультипликативный экономический эффект, при котором прирост производства в одной из отраслей экономики или промышленности вызывает кратный прирост производства в остальных отраслях.

На основе данных о затратах на производство единицы продукции рассчитаны мультипликативные коэффициенты для каждой отрасли. Кроме того, учитывается доля промежуточной продукции, которая не покрывается за счет внутренних источников Краснодарского края.

Кроме прямого и мультипликативного экономических эффектов учтен и эффект от роста доходов. Рост доходов позволяет экономическим субъектам нарастить расходы, что в свою очередь стимулирует новый рост производства. ХХII зимние Олимпийские игры и XI Параолимпийские игры 2014 года дают для г. Сочи возможность обеспечения дополнительной занятости населения. Максимальное количество дополнительных рабочих мест будет создано в период проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, причем большинство из них - кратковременные, в частности в сфере услуг, торговли и обеспечения безопасности. Тем не менее даже кратковременная занятость населения имеет положительный эффект.

Прямой вклад инвестиционного спроса в прирост валового регионального продукта незначителен, так как большая его часть удовлетворяется за счет приобретения комплектующих, материалов и оборудования вне Краснодарского края (импортные поставки или поставки из других регионов Российской Федерации). Еще меньший эффект приходится на г. Сочи, что связано со специфической структурой экономики Краснодарского края и г. Сочи, ориентированной на туристический сектор и агропромышленный комплекс.

В то же время мультипликативный экономический эффект от роста инвестиционных расходов будет значительный. Экономический эффект от роста доходов, который является прямым следствием роста занятости населения, будет выше при условии, что в процессе строительства объектов будут использоваться преимущественно местные трудовые ресурсы.

Кроме того, строительство и модернизация туристической, транспортной и коммунальной инфраструктуры, а также строительство спортивных объектов и гостиниц является необходимым условием роста туристической привлекательности г. Сочи. В результате реализации Программы возможен значительный рост туристического потока, который даст дополнительный стимул развитию экономики города и края. Основной объем инвестиционных расходов придется на годы подготовки к проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, а их пик - на 2007 год.

Расходы, связанные с организацией и проведением XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, рассчитываются с учетом опыта предыдущих Олимпийских игр и инструкций МОК. Их совокупный объем составляет около 33 млрд. рублей (в ценах 2005 года). Прямой экономический эффект незначителен по сравнению с совокупным экономическим эффектом. В то же время организационные расходы обеспечивают значительный прирост занятости населения в период проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года и связаны с обеспечением правопорядка, проведением церемоний и спортивных мероприятий.

По этой причине возможен кратковременный эффект от роста доходов населения, занятого в организации XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года. В то же время рост расходов на рекламу и маркетинг, которые также относятся к организационным расходам, позволит увеличить туристический поток за счет приобретения известности г. Сочи как горнолыжного курорта.

Расходы туристов на фоне роста туристического потока позволят получить наибольший экономический эффект как Краснодарскому краю, так и г. Сочи. Динамику туристического потока будет определять множество факторов объективного (наличие инфраструктуры) и субъективного характера (имидж города, престиж г. Сочи как горнолыжного курорта). В результате сформируются значительный прямой и мультипликативный вклады в прирост валового регионального продукта, что обусловлено преобладанием в структуре экономики Краснодарского края и г. Сочи отраслей, ориентированных на конечное потребление.

Прирост туристического потока по первому сценарию начинается во время подготовки к проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, когда формируется положительный имидж г. Сочи. Влияние прироста туристического потока проявляется по мере освоения объектов туристической инфраструктуры, а также налаживания сервиса.

Эффект от реализации Программы, связанный с ростом туристического потока в г. Сочи, в расчетах ограничен 2015 годом, однако эти оценки могут быть уточнены. В результате строительства туристической и транспортной инфраструктуры рост туристического потока может распространиться на перспективу.

Все указанные расходы формируют инвестиционный и потребительский спрос на товары и услуги. Спрос может быть удовлетворен как за счет внутренних ресурсов Краснодарского края и г. Сочи, так и за счет внешних источников, в том числе импорта. Та часть совокупного спроса, которая приходится на внешние источники, не создает прямого экономического эффекта на региональном уровне. По этой причине особое внимание уделяется оценке возможности удовлетворения спроса за счет местных ресурсов путем развития местной промышленности.

Если спрос удовлетворяется за счет внутренних ресурсов Краснодарского края, то наблюдается рост производства товаров и предоставления услуг в регионе, что отражается на показателях прироста валового регионального продукта и занятости населения.

Кроме указанных экономических эффектов, необходимо учитывать положительное воздействие реализации Программы на развитие инфраструктуры региона, улучшение инвестиционного и бизнес-климата, которые также могут обеспечить определенный прирост валового регионального продукта.

Развитие туристической отрасли является важной составляющей при оценке социально-экономических последствий для г. Сочи от проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года. С одной стороны, они привлекут дополнительные инвестиции в гостиничный сектор города, с другой - позволят создать как временные дополнительные, так и долгосрочные рабочие места, рассчитанные на ожидаемый рост притока туристов в будущем.

В связи с тем, что в Краснодарском крае достаточно развиты сельское хозяйство и пищевая промышленность, потребности туристов в части питания в большинстве удовлетворяются силами региона. Поэтому увеличение туристического потока и расходов туристов наиболее благоприятно скажется на экономике региона.

Кроме того, как уже отмечалось, расходы туристов в принимающем городе вносят существенный вклад в потребительскую составляющую доходов города.

Оценка нематериальных результатов от проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года в г. Сочи (имидж, структурные сдвиги, экологические аспекты, рекреационные ценности и т. д.) представляет особую проблему вследствие отсутствия соответствующих стоимостных показателей. В то же время игнорирование этих результатов означало бы игнорирование весомой доли экономического эффекта, оказываемого XXII зимними Олимпийскими играми и XI Параолимпийскими играми 2014 года на принимающий город.

Участие в конкурсе городов - претендентов на прием XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года является фактором, который способствует формированию позитивного имиджа города, поскольку сам факт подачи заявки привлекает внимание мировой общественности к городу. Причем эффект усиливается, когда объявляется город, выбранный в качестве хозяина XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года.

На имидж города работают средства массовой информации, включая телевидение и Интернет. Положительный результат дает организация специальной программы по работе со средствами массовой информации, включая зарубежные теле- и радиокомпании. В наибольшей степени проявление возросшего имиджа города характерно для года проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года и последующих лет, что является одним из наиболее значительных результатов долговременного действия для привлечения туристов и инвестиций.

В соответствии с рекомендациями МОК разрабатываемая концепция XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года должна точно соответствовать планам социально-экономического развития принимающего города.

Структурные изменения в г. Сочи в случае проведения в нем XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года проявятся в развитии и усовершенствовании транспортной инфраструктуры, современной системы телекоммуникаций, спортивной инфраструктуры международного уровня, жилого, гостиничного и офисного фондов, урбанистической культуры в целом.

Одной из ключевых тем в критериях МОК при выборе принимающего города является охрана окружающей среды в связи с проведением XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года. Такой подход становится действенным стимулом к формированию специальной экологической программы или к целенаправленной систематизации и адаптации в этих целях уже существующего комплекса природоохранных программ и мероприятий.

Расходы, связанные с реализацией предолимпийской экологической программы в соответствии с требованиями МОК, следует отнести к позитивному воздействию XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года на принимающий город.

Рекреационные ценности, обусловленные проведением XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, становятся фактором возрастающей важности для населения принимающего города.

До проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года появляется дополнительная возможность посещения крупных международных спортивных мероприятий, а также тестовых соревнований и культурных мероприятий. Во время проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года возможны посещения спортивных соревнований и культурных мероприятий, работа в качестве волонтеров. После XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года остается возможность посещения спортивных соревнований и культурных мероприятий дополнительной программы, индуцированной появлением новых спортивных сооружений; появляется возможность активных занятий спортом благодаря наличию новых спортивных сооружений и зон отдыха.

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.06.2006 N 357 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ Г. СОЧИ КАК ГОРНОКЛИМАТИЧЕСКОГО КУРОРТА (2006-2014 ГОДЫ)"