9.5.2. | Технологии в соответствии с общим технологическим примечанием для производства оборудования, контролируемого по подпункту "в" пункта 9.1.1 и пунктам 9.1.4 - 9.1.11 или 9.2 | |
| Особые примечания: | |
| 1. В отношении технологий, указанных в пункте 9.5.2, см. также пункт 9.5.2 разделов 2 и 3 | |
| 2. Для технологии по восстановлению контролируемых конструкций из композиционных материалов объемной или слоистой структуры см. пункт 1.5.2.6 | |
| Примечание. | |
| Технологии разработки или производства газотурбинных двигателей, контролируемые по пункту 9.5, остаются контролируемыми, когда они используются как технологии для ремонта, модернизации или капитального ремонта. Не контролируются технические данные, чертежи или эксплуатационная документация, непосредственно связанные с поверкой, извлечением или заменой поврежденных или неремонтопригодных заменяемых блоков, включая замену двигателей в целом или их модульных блоков | |
9.5.3. | Иные технологии, кроме указанных в пунктах 9.5.1 и 9.5.2: | |
9.5.3.1. | Технологии, требуемые для разработки или производства любых из следующих компонентов или систем газотурбинных двигателей: | |
9.5.3.1.1. | Лопаток газовых турбин или элементов бандажа, полученных из сплавов направленной кристаллизацией (DS) или из монокристаллических сплавов (SC), имеющих в направлении <001> (по Миллеру) ресурс длительной прочности, превышающий 400 ч при температуре 1273 К (1000 град. C) и напряжении 200 МПа, базирующийся на усредненных показателях свойств материала | |
| Особое примечание. | |
| В отношении технологий разработки или производства компонентов газотурбинных двигателей, указанных в пункте 9.5.3.1.1, см. также пункт 9.5.3.1.1 разделов 2 и 3; | |
9.5.3.1.2. | Многокупольных камер сгорания, работающих при средних температурах на выходе из камеры сгорания выше 1813 К (1540 град. С), или камер сгорания, содержащих внутренние корпуса, термически разделенные футеровками, неметаллическими облицовками или неметаллическими оболочками | |
| Особое примечание. | |
| В отношении технологий разработки или производства компонентов газотурбинных двигателей, указанных в пункте 9.5.3.1.2, см. также пункт 9.5.3.1.2 раздела 2; | |
9.5.3.1.3. | Компонентов, изготовленных из любого нижеследующего материала: | |
| а) композиционных материалов с полимерной матрицей, разработанных для применения при температуре выше 588 К (315 град. C); | |
| б) контролируемых по пункту 1.3.7 композиционных материалов с металлической, керамической или интерметаллидной матрицей, а также интерметаллических материалов; или | |
| в) композиционных материалов, контролируемых по пункту 1.3.10 и изготовленных с использованием полимеров, контролируемых по пункту 1.3.8 | |
| Особое примечание. | |
| В отношении технологий разработки или производства компонентов газотурбинных двигателей, указанных в пункте 9.5.3.1.3, см. также пункт 9.5.3.1.3 раздела 2 и пункт 9.5.3.1.2 раздела 3; | |
9.5.3.1.4. | Неохлаждаемых рабочих и сопловых лопаток газовых турбин, элементов бандажа или других компонентов, спроектированных для работы в газовом потоке с температурой 1323 К (1050 град. C) или выше | |
| Особое примечание. | |
| В отношении технологий разработки или производства компонентов газотурбинных двигателей, указанных в пункте 9.5.3.1.4, см. также пункт 9.5.3.1.4 раздела 2; | |
9.5.3.1.5. | Охлаждаемых рабочих и сопловых лопаток газовых турбин, элементов бандажа или других компонентов, иных, чем те, что описаны в пункте 9.5.3.1.1, и работающих в газовом потоке с температурой 1643 К (1370 град. C) или выше | |
| Особое примечание. | |
| В отношении технологий разработки или производства компонентов газотурбинных двигателей, указанных в пункте 9.5.3.1.5, см. также пункт 9.5.3.1.5 раздела 2; | |
9.5.3.1.6. | Жестко соединенных лопаток с дисками газовых турбин; | |
9.5.3.1.7. | Компонентов газотурбинного двигателя, произведенных с использованием технологии диффузионной сварки, контролируемой по пункту 2.5.3.2; | |
9.5.3.1.8. | Элементов ротора газотурбинного двигателя из материалов, полученных методом порошковой металлургии и контролируемых по пункту 1.3.2.2 | |
| Особое примечание. | |
| В отношении технологий разработки или производства компонентов, указанных в пункте 9.5.3.1.8, см. также пункт 9.5.3.1.6 раздела 2; | |
9.5.3.1.9. | Электронно-цифровых систем управления газотурбинными двигателями и двигателями с комбинированным циклом и относящихся к ним диагностических устройств, датчиков и специально спроектированных компонентов | |
| Особое примечание. | |
| В отношении технологий разработки или производства систем и компонентов, указанных в пункте 9.5.3.1.9, см. также пункт 9.5.3.1.7 раздела 2; | |
9.5.3.1.10. | Систем регулирования геометрии газовоздушного тракта и соответствующих систем контроля для: | |
| а) турбин газогенераторов; | |
| б) турбин вентиляторов или свободных турбин; | |
| в) реактивных сопел; или | |
| Примечания: | |
| 1. Системы регулирования геометрии газовоздушного тракта и соответствующие системы контроля, указанные в пункте 9.5.3.1.10, не включают в себя лопатки входного направляющего аппарата (ВНА), вентиляторы с поворотными лопатками (с изменяемым шагом), регулируемые направляющие аппараты и клапаны отбора воздуха для компрессоров | |
| 2. По пункту 9.5.3.1.10 не контролируются технологии разработки или производства систем управления геометрией газового потока для реверса тяги | |
9.5.3.1.11. | Пустотелых лопаток с широкой хордой без бандажа; | |
9.5.3.2. | Технологии, требуемые для разработки или производства любого из следующих изделий: | |
9.5.3.2.1. | Моделей для испытаний в аэродинамических трубах, оборудованных бесконтактными датчиками, способными передавать данные системе сбора и регистрации информации; | |
9.5.3.2.2. | Лопастей воздушных винтов или турбовентиляторных двигателей, выполненных из композиционных материалов и рассчитанных на мощность более 2000 кВт при скорости обтекания воздушного потока более 0,55 М; | |
9.5.3.3. | Технологии, требуемые для разработки или производства компонентов газотурбинных двигателей, использующие для сверления отверстий обработку лазером, водяной струей, электрохимическую обработку (ЭХО) или станки электроискровой обработки (СЭО) для получения отверстий, имеющих любой из следующих наборов параметров: | |
9.5.3.3.1. | Все следующие характеристики: | |
| а) глубина более 4 диаметров; | |
| б) диаметр менее 0,76 мм; и | |
| в) углы наклона, равные или меньше 25 град.; или | |
9.5.3.3.2. | Все следующие характеристики: | |
| а) глубина более 5 диаметров; | |
| б) диаметр менее 0,4 мм; и | |
| в) углы наклона более 25 град. | |
| Техническое примечание. | |
| Применительно к пункту 9.5.3.3 угол наклона измеряется от плоскости, касательной к поверхности аэродинамического профиля в точке, где ось отверстия выходит на поверхность; | |
9.5.3.4. | Технологии, требуемые для разработки или производства вертолетных систем передачи мощности или систем передачи мощности на летательном аппарате с поворотным крылом или поворотными винтами; | |
9.5.3.5. | Технологии разработки или производства дизельного двигателя наземной силовой установки, имеющего все нижеследующие характеристики: | |
| а) общий объем 1,2 куб. м или меньше; | |
| б) полную выходную мощность более 750 кВт, измеренную по стандартам 80/1269/ЕЕС, ИСО 2534 или по их национальным эквивалентам; и | |
| в) объемную мощность более 700 кВт/куб. м общего объема | |
| Техническое примечание. | |
| Общий объем: произведение трех линейных ортогональных размеров, измеренных следующим образом: | |
| длина - длина коленчатого вала от фланца до наружной поверхности маховика; | |
| ширина - наибольшее из следующих измерений: | |
| а) наибольшее расстояние между крышками клапанного механизма; | |
| б) расстояние между наружными кромками головок цилиндров; или | |
| в) диаметр кожуха маховика; высота - наибольшее из следующих измерений: | |
| а) расстояние от оси коленчатого вала до верхней плоскости крышки клапанного механизма (или головки цилиндра) плюс удвоенная длина хода поршня; или | |
| б) диаметр кожуха маховика | |
9.5.3.6. | Технологии, требуемые для производства специально разработанных компонентов для дизельных двигателей с высокой выходной мощностью: | |
9.5.3.6.1. | Технологии, требуемые для производства систем двигателя, имеющего все нижеперечисленные компоненты, изготовленные из керамических материалов, контролируемых по пункту 1.3.7: | |
| а) гильзы цилиндров; | |
| б) поршни; | |
| в) головки цилиндров; и | |
| г) один или более иных компонентов (включая выпускные каналы, детали турбонаддува, направляющие втулки клапанов, сборки клапана или изолированные топливные инжекторы); | |
9.5.3.6.2. | Технологии, требуемые для производства систем турбонаддува с одноступенчатыми компрессорами, имеющие все следующие характеристики: | |
| а) степень сжатия 4 или выше; | |
| б) производительность в диапазоне от 30 кг/мин. до 130 кг/мин.; и | |
| в) способность изменять сечение потока внутри компрессора или турбины; | |
9.5.3.6.3. | Технологии, требуемые для производства специально спроектированных многотопливных систем впрыска топлива (например, дизельного и топлива для реактивных двигателей), работающих в диапазоне изменения вязкости топлива от 2,5 сантистокса при температуре 310,8 К (37,8 град. C) (дизельное топливо) до 0,5 сантистокса при температуре 310,8 К (37,8 град. C) (бензин), характеризующихся всем нижеследующим: | |
| а) инжектируемым объемом, превышающим 230 куб. мм на один впрыск в один цилиндр; | |
| б) деталями специально разработанного электронного регулятора переключения и автоматического измерения характеристик топлива для обеспечения определенного значения момента вращения с применением соответствующих датчиков; | |
9.5.3.7. | Технологии, требуемые для разработки или производства дизельных двигателей с высокой выходной мощностью, с твердой, газофазной или жидкопленочной (или их комбинациями) смазкой стенок цилиндров, позволяющей работать при температуре выше 723 К (450 град. C), измеряемой на стенке цилиндра в верхней предельной точке касания верхнего поршневого кольца | |
| Техническое примечание. | |
| Дизельные двигатели с высокой выходной мощностью - это двигатели с номинальной частотой вращения 2300 об./мин. и более при приложении среднего эффективного давления торможения 1,8 МПа или выше | |