Последнее обновление: 23.12.2025
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ МЕТАЛЛОПРОДУКЦИИ. РД 31.11.21.23-96" (утв. Приказом Росморфлота от 29.11.96 N 44)
Приложения
Приложение 1
Приложение 1. УДЕЛЬНЫЙ ПОГРУЗОЧНЫЙ ОБЪЕМ СТАЛЬНЫХ ТРУБОпределение удельного погрузочного объема мю, куб. м/т, стальных труб должно производиться по формуле:
d - наружный диаметр трубы, м;
S - толщина стенки трубы, м, или по графикам на рис. П.1.1.
Приложение 2
Приложение 2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯКритерий несмещаемости груза (см. приложение 5 РД 31.11.21.16-96):
ТЭТАs - угол динамической устойчивости груза, град, ТЭТАs = f(хи, T, района плавания);
T - период бортовой качки судна с грузом, с;
ТЭТАdin - угол динамического крена при бортовой качке судна без хода лагом к резонансному волнению, град, ТЭТАdin = f(h0, района плавания);
h0 - начальная метацентрическая высота судна с грузом, м.
Если приведенное в "Информации о грузе" значение угла статической устойчивости штабеля груза хи при расчете критерия несмещаемости не удовлетворяет условиям безопасного плавания, то это указывает на необходимость дополнительного крепления, т.е. если критерий несмещаемости:
то необходимо определить меры по дополнительному креплению груза.
Прочность необходимого крепления определяется нагрузкой Q, возникающей от превышения угла динамического крена над углом динамической устойчивости груза, и рассчитывается по формуле:
где, например:
n = 11 - число рулонов в верхнем ярусе каждого ряда, не имеющих опоры на борт;
p = 7,5 т - средняя масса рулона;
ТЭТАdin = 31,3°;
Количество рулонов N, нуждающихся в креплении, определяется безопасной (максимальной) рабочей нагрузкой SWL используемых средств крепления.
В случае выполнения крепления стальной лентой "TITAN" с SWL = 4,7 тс:
т.е. необходимо и достаточно закрепить 4 рулона из 11 (каждый третий) к нижележащим в каждом ряду, не имеющем опоры на борта.
Критерий несмещаемости рулонов, имеющих опору на борта:
т.е. лямбда > 1, следовательно они в креплении не нуждаются.
Приложение 5
Приложение 5. СПОСОБЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ ШТАБЕЛЯ ПРОФИЛЬНОГО ДЛИННОМЕРНОГО ПРОКАТАИсходные данные и условные обозначения:
R - разрывная прочность каната, кгс (кН);
p - масса одной связки (пакета), кг;
m - число связок в группе, шт.
Разрывная прочность каната, применяемого для крепления поверхностного яруса, должна быть не менее определяемой по формуле:
Число связок пакетов в группе допускается не более 10 шт., тогда при m = 10R = 2,4p.
Минимальный диаметр каната, допустимого для производства крепления, определяется в зависимости от массы связки по следующей таблице.
Если отсутствуют канаты необходимой прочности, то нужно уменьшить число связок в группе, определив его обратным расчетом от разрывной прочности имеющихся канатов по формуле:
Приложение 6
Приложение 6. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ УПРУГОДЕФОРМИРУЕМОГО ГРУЗА ПРОВОЛОКИ - КАТАНКИ В МОТКАХ, ПОГРУЖЕННОГО НАВАЛОМ1. При перевозке на однопалубных судах применяется устройство (рис. П.6.1), содержащее покрытие в виде изготовленной из троса, с разрывным усилием не менее 5 тс, сетки (или набранной из отдельных грузовых пятитонных сеток), уложенной на свободную поверхность груза и закрепленной краями по периметру трюма, прижатой сверху через каждые 4 м поперечными найтовами из стального троса диаметром не менее 18 мм, прикрепленными к бортам судна. Найтов в двух точках по своей длине соединяется с днищем трюма вертикальными тягами, пропущенными сквозь массу груза. При ширине судна более 18 м должно быть 3 вертикальные тяги на каждом найтове.
1.1. Устройство может быть собрано следующим образом. До начала погрузки на днище трюма в намеченных точках устанавливают рымы (обухи) соответствующей прочности. В каждый рым заводят тягу в виде стального троса диаметром не менее 18 мм с огоном. Оба конца закрепляют на верхней палубе до окончания погрузки. По окончании погрузки поверхность груза покрывают сплетенной из троса сеткой, углы и края которой крепят к рымам (обухам) по периметру трюма. В процессе укладывания сетки тяги выводят сквозь соответствующие ячейки и оставляют на поверхности сетки. Затем поперечные найтовы пропускают сквозь огоны тяг и крепят к рымам (обухам) на бортах судна (рис. П.6.1, "а").
1.2. Для приведения устройства в походное состояние с помощью судовых или береговых перегрузочных средств, тяги набивают втугую и тросовыми зажимами крепят к огонам самих тяг или к рымам (обухам) на бортах судна (рис. П.6.1, "б").
2. При перевозках на двух-, трехпалубных судах с перекрытием твиндечных люков может применяться устройство по типу "стропинг - метода" (рис. П.6.2), выполняемое нижеследующим образом.
2.1. Перед погрузкой металлическая палуба грузового помещения выстилается достаточным количеством досок, исключающим возможность прямого контакта мотков катанки с палубой.
2.2. Погрузка мотков производится навалом с равномерным распределением груза по всей площади грузового помещения.
2.3. После окончания загрузки грузового помещения производится выравнивание поверхности штабеля путем укладки отдельных выпирающих мотков в пустоты.
2.4. На выровненную поверхность груза параллельно диаметральной плоскости судна укладываются доски толщиной не менее 25 мм с расстоянием между ними не более 1/3 диаметра мотка.
2.5. Поверх досок с шагом 2 м заводятся найтовы из стального каната диаметром не менее 18 мм. Для крепления их к бортам судна используются рымы или отверстия в шпангоутах, расположенные не менее чем на 1000 мм ниже предполагаемого уровня поверхности штабеля. Найтовы обтягивают втугую с помощью лебедок (через систему канифас - блоков) с последующим взятием ветвей найтовов в средней их части на винтовые талрепы.
Приложение 7
Приложение 7. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕСМЕЩАЕМОСТИ ШТАБЕЛЕЙ СЛИТКОВ1. При укладке первого яруса под слитки, расположенные на расстоянии 2,0 - 2,5 м друг от друга, следует уложить стропы из стального каната диаметром 15 - 16 мм; длина каждой ветки стропа должна быть на 2,0 м более высоты штабеля.
Последующие ярусы укладывают поднимая концы стропов так, чтобы они проходили между двумя слитками; для защиты стропов между слитками необходимо устанавливать вертикальные деревянные прокладки;
поверх последнего яруса поперек слитков уложить под стропами деревянные брусья сечением не менее 100 x 100 мм;
плотно притянуть и закрепить брусья к штабелю, соединив между собой концы соседних стропов;
слитки верхнего яруса расклинить от бортов, переборок и между собой (рис. П.7.1).
2. Если слитки размещаются на значительном расстоянии от бортов, например, в просвете люка (рис. П.7.2), их укладка должна производиться пирамидой со смещением слитков каждого яруса по отношению к предыдущему либо на половину ширины, либо на половину ширины и длины слитка. Крайние слитки по периметру каждого яруса и все слитки верхнего яруса должны скрепляться между собой приварными планками. Количество приварных планок сечением 10 x 50 x 100 мм должно быть не менее 2 шт., на каждые 5 т массы слитка. Весь штабель слитков должен быть закреплен к бортам найтовами, заведенными "в обхват" под слитки каждого яруса. Количество и диаметр найтовов определяются расчетом в соответствии с РД 31.11.21.16-96.
Тяжелые слитки, удельное давление которых на перекрытие превышает допустимое, должны укладываться в 1 ярус на специальные деревянные настилы или подушки из толстых брусьев. Размеры настила или подушек должны выбираться так, чтобы удельное давление груза на перекрытие не превышало допустимого и нагрузка передавалась на рамный (прочный) набор перекрытия.
Для предотвращения смещения по бокам под слиток должны быть уложены и закреплены к настилу деревянные клинья или брусья, а сами слитки должны быть закреплены "в обхват" найтовами к прочному набору корпуса.
Приложение 8
Приложение 8. СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ И КРЕПЛЕНИЯ ИЗЛОЖНИЦИзложницы, размещенные на всю ширину грузового помещения, крепятся деревянными брусьями, досками, клиньями от бортов, переборок и между собой.
Изложницы массой свыше 5 т, укладка которых в подпалубные пространства затруднена, размещаются в горизонтальном (рис. П.8.1) или вертикальном (рис. П.8.2) положении в 1 ярус в просвете грузовых люков. Если давление изложниц на палубу превышает допустимое, то они должны ставиться или укладываться на специальные деревянные настилы и подушки из толстых брусьев. Размеры площади настилов и подушек, а также сечение брусьев должны выбираться так, чтобы удельное давление груза на перекрытие не превышало допустимого и нагрузка передавалась на прочные связи перекрытия.
Крепление изложниц может быть индивидуальным или групповым.
При индивидуальном креплении каждая изложница крепится стальными канатами к прочному набору корпуса.
При групповом креплении несколько изложниц скрепляются между собой стяжками и крепятся стальными канатами к прочному набору корпуса судна.
Изложницы в группе должны быть установлены или уложены плотно друг к другу и тщательно закреплены деревянными клиньями, досками или брусьями.
Прочные размеры найтовов и стяжек определяются расчетами в соответствии с общими требованиями РД 31.11.21.16-96.
Приложение 9
Приложение 9. МЕТОДИКА РАСЧЕТА КРИТЕРИЯ НЕСМЕЩАЕМОСТИ ЧУГУНА В ЧУШКАХ УДЛИНЕННОЙ ФОРМЫ НАВАЛОМ НА МЕТАЛЛИЧЕСКОМ НАСТИЛЕ1. В соответствии с приложением 5 РД 31.11.21.16-96 безопасность перевозки структурообразующего груза, каким является чугун в чушках удлиненной формы, оценивается критерием несмещаемости в виде:
ТЭТАs - угол динамической устойчивости груза, град;
ТЭТАdin - амплитуда бортовой качки судна с грузом в трюмах, град, определяемая по п. 2.2.2 приложения 5 РД 31.11.21.16-96 в соответствии с районом предстоящего плавания.
2. При размещении чугуна в трюме судна, когда поверхность штабеля располагается ниже центра тяжести загруженного судна, угол динамической устойчивости ТЭТАs чугуна в чушках удлиненной формы зависит только от высоты опирания штабеля на борта судна H, м, и определяется по графику на рис. П.9.1.
3. При размещении чугуна в твиндеке судна или в трюме, когда поверхность штабеля располагается выше центра тяжести загруженного судна, угол динамической устойчивости чугуна зависит также от периода бортовой качки судна Тк, с, и возвышения поверхности груза над центром тяжести загруженного судна z, м, и определяется по одному из графиков на рис. П.9.2 ("а", "б", "в", "г") в зависимости от высоты опирания штабеля H, м, на борта судна.
Приложение 10. ПЕРЕЧЕНЬ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И ФОРМ ИХ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ К ТРАНСПОРТИРОВКЕ1. Алюминий и сплавы (плиты, Т-образные слитки, отливки, блоки, сплошные и фасонные профили, прутки, проволока, проволока - катанка, ленты, полосы, листы в пакетах и рулонах, катоды, чушки, чушки в пакетах).
2. Бабиты кольцевые (ящики).
3. Биметалл (сталь + томпак - ленты и полосы в рулонах и пакетах).
4. Бронза (чушки в пакетах, прутки, проволока, полосы и ленты в ящиках, пачках и рулонах).
5. Висмут (ящики).
6. Вольфрам (трубы, стержни, прутки, проволока, пластины, лента, фольга в пакетах, связках в ящиках, порошок).
7. Золото (аноды в полосах в ящиках).
8. Кадмий (листы и плиты в ящиках, анодные пластины, чушки, барабаны).
9. Кобальт (мешки, бочонки, деревянные контейнеры).
10. Латунь (плиты, чушки, полосы, прутки, трубы в ящиках, пучках, бухтах).
11. Магний (прутки, чушки в пакетах).
12. Марганец (куски в барабанах и ящиках).
13. Медь и сплавы (листы, плиты, полосы, профили, катоды, лента, отливки, слитки, слитки в пакетах, вайербарсы, трубы в пачках, бухтах, пакетах, проволока, провода на катушках, чушки, чушки в пакетах).
14. Мельхиор, Нейзильбер и Монель (лента в рулонах, трубы в ящиках).
15. Молибден (полосы в пачках, в пакетах, проволока).
16. Монель - металл (прутки в ящиках).
17. Натрий металлический (бочки).
18. Никель и сплавы (гранулы в спецконтейнерах, порошок в бочках, катоды, проволока, трубки в пучках в ящиках, листы и полосы в ящиках).
19. Олово и оловяно - свинцовые сплавы (чушки, слитки, в виде прутков, блоков).
20. Осмий (порошок в ампулах в ящиках).
21. Платина, палладий, иридий и родий и их сплавы (слитки, полосы в пакетах и ящиках, порошок).
22. Припои оловяно - свинцовые (чушки).
23. Ртуть (бидоны).
24. Свинец и сплавы (листы, чушки, чушки в пакетах, порошок в мешках или ящиках, трубы на барабанах, в бухтах, ящиках).
25. Силумин (отливки, Т-образные слитки, чушки, чушки в пакетах, отливки в пакетах).
26. Титан и сплавы (прутки, трубки, слитки).
27. Файнштейн (в слитках - в контейнерах СК-30-Д или в изложницах, колотый - в спецконтейнерах).
28. Хром (ящики).
29. Цинк и сплавы (чушки, чушки в пакетах, блоки, порошок в барабанах и флягах).
30. Лом и отходы цветных металлов (в пакетах, пачках, стопках, в бухтах, разделанный, без упаковки) размеры не должны превышать: пакетов 400 x 400 x 700 мм, связок, бухт 400 x 700 мм. Максимальные размеры отдельных кусков в одном из измерений - не более 1000 мм. Максимальные размеры отдельных кусков низкокачественного лома и прочих отходов - не более 1000 x 1000 x 2000 мм.
- Главная
- "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ МЕТАЛЛОПРОДУКЦИИ. РД 31.11.21.23-96" (утв. Приказом Росморфлота от 29.11.96 N 44)
