в базе 1 113 607 документа
Последнее обновление: 02.06.2024

Законодательная база Российской Федерации

Расширенный поиск Популярные запросы

8 (800) 350-23-61

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Навигация
Федеральное законодательство
Содержание
действует Редакция от 12.07.2002 Подробная информация
ПРИКАЗ МПТР РФ от 12.07.2002 N 134

Типовые дефекты изображения, влияющие на восприятие информации и приводящие к различным оценкам качества

1. Тянущиеся продолжения ("тянучки"), повторы, окантовки (цветовые окантовки)

Эти дефекты, как правило, статичны. Они не мерцают, не изменяются по величине, интенсивности и поэтому не должны отвлекать от восприятия информации. Изображение обычно оценивается - "хорошо".

Исключения:

- если дефект попал на главную часть изображения и препятствует ее восприятию, например на общем плане окантовки (повторы) сделали неразличимыми людей или "тянучка" от светильника попала на лицо выступающего, то оценка "плохо" - брак;

- "тянучка" движется вместе с изображением одного из предметов, например от футбольного мяча во время игры. В этом случае дефект будет постоянно отвлекать, так как он постоянно перемещается;

- стационарный дефект, если он очень заметен (например, сильный повтор, сильная "тянучка"), оценивается - "удовлетворительно".

2. Шумы, фон, муар, импульсные помехи, цветные факелы

Такие дефекты, как правило, постоянно изменяются: мерцают, перемещаются и т.п., то есть находятся в динамике. Поэтому они обычно отвлекают от восприятия информации.

Изображение обычно оценивается на "удовлетворительно".

Исключения:

- влияние этих дефектов, аналогичное исключениям пункта 1, приводит к оценкам "очень плохо" и "плохо";

- интенсивность этих дефектов может быть чрезвычайно мала, например шум изображения или зерно кинопленки - едва заметны. В этом случае устанавливается оценка "хорошо".

3. Четкость, фокусировка

1) Оценка "хорошо" - 4 - устанавливается в случаях едва заметного ухудшения очертаний или резкости границ различных предметов, незначительной размытости черно-белых и цветовых переходов. Влияние этого дефекта не должно быть навязчивым, отвлекающим.

2) Оценка "удовлетворительно" - 3 - устанавливается в случае, когда дефект отвлекает от восприятия информации, например сильной заметности дефектов, но не приводящих к потере информации или постоянном их изменении.

3) Оценка "очень плохо" - 1 - устанавливается в случае, когда информация не восприниматься полностью. Специфика этих дефектов такова, что при сильном проявлении они препятствуют восприятию главной части изображения.

4. Специфические дефекты киноматериалов - вертикальные полосы, царапины, пятна, грязь

1) Оценка "удовлетворительно" - 3 - устанавливается в случаях, когда дефекты динамичны, постоянно перемещаются и отвлекают от восприятия информации.

2) Оценка "плохо" - 2 - устанавливается, когда дефекты попали на главную часть изображения. Исключение могут составить только очень мелкие царапины малой интенсивности.

5. Специфические дефекты видеозаписи

Классификация качества при возникновении дефекта типа "выпадение" сигнала, "залипание" головок или царапины ленты ведется согласно изложенному ниже. Рассмотрим влияние "временных искажений". При искривлении прямых линий, вызванном неправильной работой видеомагнитофона, оценка устанавливается независимо от природы дефекта. Главное состоит в определении степени нарушения границ различных предметов и отвлекающего их воздействия.

1) Если эти дефекты настолько сильны, что не позволяют воспринимать информацию, когда искривлены все вертикальные линии, нарушены границы всех предметов, устанавливается оценка "очень плохо" - 1.

2) Оценка "плохо" - 2 - устанавливается чаще всего, т.к. эти дефекты нарушают определение главного для каждого плана изображения. Иными словами - препятствуют восприятию.

3) Оценка "удовлетворительно" - 3 - устанавливается, если кривизна линий слабо выражена и постоянно изменяется, перемещается.

4) Оценка "хорошо" - 4 - принимается в том случае, когда эти дефекты неподвижны и мало заметны.

6. Искажение цветопередачи

Следует различать четыре вида искажения цветопередачи:

- изменение цвета;

- искажение цветового тона;

- искажение оттенка цвета;

- искажение насыщенности цвета.

При искажении цвета воспроизводится явно другой цвет известной части изображения: вместо синего - желтый, вместо зеленого - пурпурный, вместо красного - голубой (т.е. дополнительный).

При искажении тона цвет изображения воспроизводится верно, но его тон явно ошибочный. Например, лицо человека телесного цвета имеет малиновый тон, т.е. очень сильный оттенок.

При искажении оттенка цвет известного изображения имеет слабый, ошибочный оттенок.

При искажении насыщенности наблюдается отклонение "густоты" известного цвета изображения.

Оценка в таких случаях выставляется следующим образом:

1) Оценка "плохо" - 2 - брак устанавливается в случаях:

- полного отсутствия цвета в то время, когда он должен быть;

- явного нарушения цветопередачи, когда вместо основного цвета изображения воспроизводится "дополнительный";

- аналогичного явного искажения цвета только в главной части изображения;

- произвольного изменения цвета в течение передачи.

2) Оценка "удовлетворительно" - 3 - устанавливается в случаях, когда:

- цвет главной части изображения имеет неверный тон;

- искажен цвет неглавной части.

3) Оценка "хорошо" - 4 - должна соответствовать таким дефектам цветопередачи:

- незначительно искажен оттенок главной части изображения;

- неверный тон цвета неглавной части.

Таблица Н.2

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ, ПО КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗВУКОВОГО СИГНАЛА

Оцениваемый параметр Пояснения
Разборчивость текста (распознавание сказанных или пропетых слов) При оценке этого показателя надо принять во внимание его зависимость от партитуры и от языка текста. Например, при одновременном пении с различными текстами, заранее можно ожидать, что разборчивость текста будет меньше
Ошибка монтажа (слышимость мест соединения между отдельными отрезками фонограммы при воспроизведении) К ошибкам монтажа относятся незапланированные нарушения темпа, интонации, интерпретации, в местах соединения отрезков фонограмм
Громкость (субъективно ощущаемая сила звука громких пассажей звукового явления, соотносимая с ожиданием) Объективные параметры - мера громкости звука, уровень громкости звука
Тембр (ощущение характерности звучания отдельных источников звука, их групп) Тембр определяется частотным спектром, переходными процессами и уровнем звука источника. Тембр может изменяться в зависимости от акустической и электроакустической характеристик передач, от амплитудно-частотной и фазовочастотной характеристик, а также акустических неоднородностей помещения
Динамический диапазон (субъективно ощущаемое отношение максимальной и минимальной громкостей звукового явления при его воспроизведении в помещении на стороне приема, соотнесенное с ожидаемым звучанием и с уровнем акустических помех) Оценка динамического диапазона воспроизведения осуществляется на выходе канала звукопередачи. Поэтому в этот субъективно оцениваемый параметр входят и объективные параметры - динамический диапазон канала передач
Нелинейные искажения (изменения формы сигнала при прохождении через нелинейные четырехполюсники, в результате которых спектр выходного сигнала отличается своими составляющими от спектра входного сигнала) Искажения, воспринимаемые на слух как хриплость, дребезг, "грязь" звучания из-за нелинейности амплитудной характеристики канала передач звукового сигнала. Объективные параметры - коэффициент гармоник, коэффициент разностного тона
Детонация (нежелательные колебания частоты воспроизводимого сигнала, вызываемые колебаниями скорости носителя записи) Детонация приводит к искажениям звучания при воспроизведении с магнитной ленты, грампластинки. В зависимости от частоты колебаний скорости носителя детонация на слух воспринимается по-разному. Медленные колебания скорости воспринимаются как изменение его высоты, как "плавание" звука. При увеличенной частоте колебаний скорости фонограммы слышна вибрация звука; еще более быстрые колебания скорости носителя записи на слух воспринимаются как нелинейные искажения и шумы. Объективный параметр - коэффициент детонации
Отклонение тональности (отклонение тональности при воспроизведении от тональности источника звука) Изменение тональности исходного звука может иметь место в канале магнитной записи - воспроизведения звука при изменении скорости движения магнитной ленты, а также в каналах связи с частотным уплотнением из-за сдвига частоты. Объективные параметры - отклонение средней скорости носителя от номинального значения (дрейф)
Электрические помехи (периодические, шумовые или импульсные процессы, возникающие в каналах записи передачи и воспроизведения звука) Специфические явления, сопровождающие работу электроакустического оборудования, например: шумы, треск, фон, щелчки, тональные сигналы, переходные помехи, копирэффект и т.п. Объективные параметры - относительный уровень шума, относительный уровень переходных помех
Акустические помехи Нежелательные звуковые явления на месте исполнения или прослушивания, вызванные работой вентиляции, осветительных приборов, скрипов мебели, стуком дверей, движениями исполнителей и публики, акустическими дефектами помещения, специфическими процессами в системах звукоусиления, а также звуки, проникающие извне (производственные, транспортные и др.)
Линейные искажения Искажения сигнала в канале передачи (звука), вызванные зависимостью комплексного коэффициента передачи от частоты, воспринимаемые как изменения тембра. Объективный параметр - неравномерность АЧХ
Продолжительность реверберации Воспринимаемая на слух продолжительность отзвука
Прозрачность звучания Возможность временного и качественного различия отдельных источников в общей звуковой картине. Объективные параметры - мера прозрачности звука, мера четкости звука, фактор эха, структура звука (включая процессы включения и выключения)
Пространственное впечатление Восприятие совместного действия источников звука и их пространственное окружение, которое в основном характеризуется частичными параметрами "Впечатление о размере помещения", "Продолжительность реверберации", "Акустический баланс", "Акустическая атмосфера", "Тембр отзвука", "Распределение направлений пространственного звука"
Локализация Возможность распознавания положения источника звука по направлению и расстоянию относительно слушателя. Частными случаями являются: локализация середины, локализация на переднем плане, локализация в голове, сдвиг звукового изображения, впечатление присутствия
Ширина звуковой картины (субъективно оцениваемая при прослушивании ширины звуковой картины) При стереофоническом воспроизведении ширина звуковой картины может быть больше или меньше ширины базы. Объективные параметры - ширина базы, угол базы, протяженность источника звука, а также оказывающие влияние - переходное затухание и сдвиг фаз

Приложение П
(рекомендуемое)