Последнее обновление: 22.12.2024
Законодательная база Российской Федерации
8 (800) 350-23-61
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 N 12 (ред. от 16.04.2010) "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ СП 2.5.1198-03" (вместе с "САНИТАРНЫМИ ПРАВИЛАМИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ" СП 2.5.1198-03)
5.1. Пассажирские вагоны локомотивной тяги
5.1.1. Архитектурно-композиционное решение вагона должно соответствовать его типу, назначению и классности.
Спальный вагон может быть класса "люкс", первого, второго и третьего класса. Вагон люкс, 1 и 2 класса предполагает купейное исполнение, 3 класса - плацкартное исполнение.
В каждом купе класса "люкс" устанавливается 1 спальный диван, душевой модуль, умывальник и туалет.
Вагон первого класса - в купе 2 спальных дивана, 2 туалета общего пользования на вагон.
Вагон второго класса - 9 купе по два дивана и 2 полки для лежания, 2 туалета общего пользования. Трехъярусное размещение полок для лежания в купе запрещается.
Вагон третьего класса - открытого типа. В каждом отсеке 3 дивана и 3 полки для лежания, 2 туалета общего пользования на вагон.
5.1.2. Конструкция вагона любого класса должна предусматривать помещения для пассажиров, санитарные узлы, коридоры, тамбуры, переходные площадки, служебное отделение; купе для отдыха проводников и котельное отделение (при необходимости).
5.1.3. Комплектование вагона оборудованием должно производиться согласно требованиям типажа, классности и назначению вагона.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Системы жизнеобеспечения двухэтажных пассажирских вагонов и вагонов, предназначенных для эксплуатации в международном сообщении, должны поддерживать параметры микроклимата, уровни освещенности, звука и звукового давления, инфразвука, вибрации, состав воздушной среды на уровне, не превышающем нормативных значений для одноэтажных пассажирских вагонов локомотивной тяги.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
5.1.4. Конструкционные и отделочные материалы для пассажирских вагонов не должны выделять токсические вещества в концентрациях, вредных для здоровья человека, должны быть стойкими к механическим воздействиям, влиянию света, моющих и дезинфицирующих средств, удобными для очистки от загрязнения, а также разрешенными к применению органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.
5.1.5. Кузов вагона должен иметь звуко-, вибро- и тепловую изоляцию. Теплоизоляция должна обеспечивать перепад температуры на внутривагонной поверхности наружных ограждений не более +/- 3 град. С от температуры пристеночного воздуха у места замера.
5.1.6. Входные двери должны иметь подножки, обеспечивающие удобное и безопасное перемещение пассажиров с достаточным количеством ступенек для посадки с низкой платформы. Ступеньки на подножках не должны иметь скользкую поверхность, а также задерживать снег, грязь и воду. Первая ступенька должна быть не выше 350 мм над уровнем платформы. Глубина ступеньки - не менее 300 мм, ширина - не менее 250 мм, расстояние между ступеньками по вертикали - не более 250 мм.
Для удобства посадки в вагон инвалидов-колясочников следует предусматривать оборудование вагонов встроенным вагонным подъемником коляски (механическим, гидравлическим, электрическим) с обслуживанием проводником. Подъемник должен размещаться с некотловой стороны вагона.
5.1.7. Переходные площадки пассажирских вагонов должны иметь закрытое исполнение, исключающее попадание влаги и грязи, иметь удобные поручни, дежурное и аварийное освещение для безопасного перехода пассажиров и проезда работников вагона-ресторана с тележкой. На полу перехода не должно быть каких-либо отверстий и щелей, в которые могла бы попасть нога человека.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
5.1.8. Дверные проемы в свету в пассажирских вагонах должны обеспечивать свободное движение пассажиров с багажом и иметь размеры, не менее:
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
- наружные боковые двери 1900 x 780 мм для вагонов всех классов и 1790 x 760 мм для вагонов, предназначенных для эксплуатации в международном сообщении;
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
- наружные торцевые двери 1800 x 700 мм для вагонов всех классов и 1800 x 630 мм для вагонов, предназначенных для эксплуатации в международном сообщении;
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
- проходы 1900 x 520 мм для вагонов всех классов и вагонов, предназначенных для эксплуатации в международном сообщении.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Ширина дверей с некотловой стороны для въезда и выезда пассажиров-инвалидов в кресле-коляске должна быть не менее 850 мм.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Наружные двери должны открываться с усилием, не превышающим 50 Н, иметь герметичное уплотнение, исключающее попадание воды и снега внутрь тамбура, запоры, быть застекленными в верхней части для обеспечения естественного освещения тамбура и переходной площадки. По обеим сторонам дверного проема должны устанавливаться поручни с высотой над ступенями 850 - 880 мм.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Не допускается остекление, дверей в купе со спальными полками, туалетов.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Полностью из стекла или максимально застекленными должны быть двери по обоим концам коридора, отделяющие пассажирскую часть вагона от мест общего пользования.
Для застекления дверей должны использоваться безосколочные и негорючие материалы.
Двери в вагоне должны быть оборудованы травмобезопасными ручками для их открытия и закрытия.
Двери служебного отделения и проходные двери в коридоре должны иметь фиксаторы удержания их в открытом состоянии.
5.1.9. Рабочий тамбур должен обеспечивать свободный проход пассажиров с багажом, быструю эвакуацию в аварийной ситуации, иметь размеры не менее 2700 x 1000 мм. В конструкции тамбура необходимо предусматривать решетки в полу для чистки обуви пассажиров, на торцевых стенах - ящики для хранения запаса топлива, уборочного инвентаря и другого имущества, мусоросборники.
5.1.10. Коридоры (проходы) должны быть удобными для передвижения пассажиров с багажом при высоте не менее 2100 мм и иметь ширину:
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
- в вагонах всех классов и вагонах, предназначенных для эксплуатации в международном сообщении со спальными полками - не менее 680 мм на уровне локтей или 550 мм по полу;
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
- в вагоне с местами для сидения - не менее 600 мм;
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
- перед входом в купе для инвалида в креслах-колясках - не менее 1000 мм.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
В коридоре могут устанавливаться громкоговорители (звуковые динамики), электророзетки для пылесоса и электробритвы, размещаться информационные табло. В малом коридоре некотлового конца вагона устанавливается мусоросборник.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
5.1.11. Окна пассажирских вагонов должны иметь двух-трехслойное остекление плоским безопасным стеклом, обеспечивать достаточную видимость и естественную освещенность, звуковую и тепловую изоляцию. Допускается применение тонированных стекол.
Конструкция окон должна представлять собой герметичные стеклопакеты. Независимо от конструкции окон должны обеспечиваться следующие размеры светового проема: высота нижней кромки остекления от пола - не более 930 мм, верхней кромки - не менее 1670 мм (для вторых этажей двухэтажных вагонов - не менее 1350 мм).
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
В вагонах старых моделей открытие окон должно обеспечиваться на 1/3 их высоты с усилием не более 60 - 100 Н и с возможностью фиксации раздвижной части на любом уровне.
Вагоны должны быть оборудованы неоткрывающимися окнами и окнами с открывающимися форточками.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Конструкция окон при эксплуатации не должна допускать образование на внутренних поверхностях обледенения и конденсата при относительной влажности воздуха не более 30%.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Коридор для обеспечения безопасности пассажиров должен иметь поручни.
Окна должны оборудоваться светонепроницаемыми шторами, а также солнцезащитными автошторами (или жалюзи) с надежным и удобным механизмом действия.
Окна туалетных и душевых помещений должны быть непрозрачными.
5.1.12. Котельное отделение должно оборудоваться электрическим или комбинированным отопительным котлом для нагрева теплоносителя в системе отопления, бойлером для нагрева воды, емкостью для хранения топлива, измерительными приборами для определения температуры воды в котле и наружной температуры воздуха, графиком режима отопления.
5.1.13. Служебное помещение проводника должно иметь площадь не менее 2,6 кв. м, оборудоваться раздельными шкафами для хранения спецодежды, посуды, продукции чайной торговли, раковиной с подводкой горячей и холодной воды, холодильником для хранения продуктов с обеспечением температуры +4 +/- 2 град. С, электрочайниками и охладителями питьевой воды, СВЧ-печью, креслом для дежурного проводника, подоконным столиком, зеркалом, радиодинамиком с регулятором громкости, термометром.
В служебных помещениях проводника вагонов 1 и "люкс" класса, вагонов с купе для инвалида устанавливается сигнальное табло вызова в купе.
Применяемые в пассажирских вагонах технические приборы и устройства (пожароохранная сигнализация, СВЧ-печи и др.) должны находиться в исправном состоянии и не оказывать вредного воздействия на здоровье пассажиров и работников поездных бригад.
5.1.14. Купе для отдыха проводников должно быть оборудовано не менее, чем одним спальным местом.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
5.1.15. Не допускается ориентация полки для лежания и кресла дежурного проводника вдоль окна (спиной к окну).
5.1.16. В спальных моделях вагонов должно быть предусмотрено место для раздельного хранения чистого и грязного постельного белья, объемом не менее чем при максимальной населенности вагона на весь рейс.
5.1.17. Основные размеры купе для пассажира приведены в приложении N 3.
5.1.18. Оборудование пассажирского купе должно включать: спальные диваны, полку для багажа и нишу для чистых принадлежностей, откидной подоконный столик с закругленными углами, гардероб (в вагонах "люкс" и 1 класса) или крючки и вешалки для верхней одежды, откидную сетку (полку) для мелких вещей над каждым местом, встроенную выдвижную лесенку для подъема пассажиров на верхнее спальное место, встроенный радиодинамик с регулятором громкости, термометр, зеркало.
В целях повышения комфортности проезда пассажиров купе может оборудоваться при условии обеспечения безопасности для здоровья телевизором, подключением к Internet, тумблером для индивидуального регулирования температуры.
5.1.19. Конструкция спальной полки должна исключать сползание матраца, верхние полки оборудуются оградительными бортиками.
Основание у нижнего дивана должно быть пыленепроницаемым. Если конструкция спального места предполагает использование его в качестве кресла (в дневное время), то к последнему предъявляются те же основные требования, что и к креслам вагона с местами для сидения (по высоте максимального профилирования, глубине сидения).
5.1.20. В вагонах определенного класса с местами для сидения должны устанавливаться кресла соответствующего класса.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
В вагонах с местами для сидения должны соблюдаться следующие размеры установки кресел:
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
- шаг установки кресел при многорядной посадке не менее 930 мм;
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
- расстояние между сиденьями при расположении кресел друг против друга не менее 500 мм.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Ширина прохода между креслами на уровне локтей не менее 600 мм.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
В вагонах с местами для сидения салонного типа должны устанавливаться багажные полки с глубиной не менее 400 мм и не более 600 мм.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Для обеспечения травмобезопасности полки должны быть преимущественно в закрытом исполнении (с дверками) или иметь разграничительные по длине ограждающие бортики.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Кресла должны быть оборудованы откидными столиками, карманом-сеткой для газет и мелких вещей. Откидной столик должен иметь отбортовку, препятствующую падению предметов, углубление для стакана.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Расстояние от пола до поверхности столика должно быть 750 мм, поверхность столика должна располагаться горизонтально вне зависимости от угла наклона спинки кресла.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
При установке в салоне аудио-видеосистемы каждое кресло оборудуется гнездами для наушников.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Кресло должно иметь прочное крепление к полу.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Спинки кресел в вагонах 1 и 2 класса должны откидываться.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
При откидывании спинок кресел пассажиры, сидящие сзади, не должны испытывать неудобства. Кресла оборудуются подлокотниками и подголовниками. Подголовник должен быть мягким, опора головы не должна препятствовать пассажиру удобно прислоняться к спинке.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
В вагонах 1 класса кресла должны оборудоваться подголовником в виде подушки или передвижного валика. Подголовники должны оборудоваться сменными одноразовыми салфетками.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Конструкция сидений не должна затруднять очистку пола под ними. Для обивки кресел должны применяться ткани со специальными гигиеническими свойствами (пыле-грязе-водоотталкивающими). Обивочным материалом для кресел вагонов 1 и 2 класса должна быть специальная ткань (или натуральная кожа), для кресел вагонов 3 класса возможно использование искусственной кожи. Структура набивки сидений должна быть упругой.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
5.1.21. В вагоне должно быть предусмотрено не менее 2 туалетных помещений, площадью не менее 1,2 м2 при ширине 900 мм для вагонов всех классов.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Двери туалетных кабин должны открываться вовнутрь, иметь указатели "свободно" или "занято" и иметь обязательные размеры для вагонов всех классов, в том числе и вагонов, предназначенных для эксплуатации в международное сообщении, не менее 1880 x 490 мм".
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
При наличии в вагоне мест для перевозки инвалидов в кресле-коляске размеры туалетного помещения должны составлять 1825 x 1500 мм для одновременного присутствия в нем инвалида в коляске и сопровождающего лица. Высота поручня от пола на боковых стенках в туалете для инвалида в кресле-коляске должна составлять 900 - 1100 мм".
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Двери туалетов должны иметь отверстия для вентиляции.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Пол в туалетах должен иметь уклон к отверстию для слива воды, закрывающейся пробкой.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Туалет должен иметь унитаз с кнопочным или педальным приводом промывки, пластмассовое сидение с крышкой и ручкой для ее поднятия при необходимости; сидение должно фиксироваться в поднятом положении.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
На стене туалетного помещения возле унитаза на высоте 700 - 750 мм должен крепиться поручень, ящик с одноразовыми мешками для сбора мусора, держатель для туалетной бумаги. На высоте 400 - 500 мм должна располагаться емкость с моюще-дезинфицирующим раствором и ершом.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Оборудование туалета должно обеспечить равномерный смыв без разбрызгивания и расплескивания воды.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Умывальник в туалете должен устанавливаться на высоте 750 - 850 мм, оборудоваться смесителем горячей и холодной воды, дозатором жидкого мыла, полкой с бортиком для туалетных принадлежностей, зеркалом. Около умывальника раздельно должны размещаться емкости для чистых и использованных бумажных полотенец, могут размещаться розетка для электробритвы, крючки - вешалки для одежды и полотенца.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Поверхности стен и потолка в санузлах должны облицовываться материалами, стойкими к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
5.1.22. При строительстве, реконструкции и модернизации пассажирских вагонов необходимо оборудование их туалетными системами замкнутого типа. Туалетная система должна включать: унитаз, бак-накопитель, систему трубопроводов слива, откачки, вентиляции, блок управления, датчик уровня заполнения бака, датчик температуры.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Резервуары, трубопроводы замкнутой системы сбора канализационных стоков должны размещаться на удалении от подвагонного оборудования для предотвращения его загрязнения, иметь теплоизоляцию для обеспечения предохранения от замерзания в них воды после отключения отопления при температуре наружного воздуха -10 °C в течение 12 часов. Сточные трубы необходимо оборудовать устройствами, предупреждающими замерзание.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Размеры унитаза должны соответствовать антропометрическим характеристикам среднего пассажира. Высота от опоры для ног должна быть 430 - 450 мм, верхняя часть унитаза должна иметь овальную форму длиной 534 +/- 20 мм, шириной 410 +/- 20 мм.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Оборудование туалета должно обеспечить равномерный смыв не более чем за два нажатия на смывную педаль (кнопку) с интервалом не менее 15 с без разбрызгивания и расплескивания воды.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Расход воды на один дозированный смыв при однократном нажатии на педаль должен составлять не менее 0,3 л и не более 0,5 л.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Унитаз должен изготавливаться из коррозионно-стойкого материала. Конструкция крепления должна исключать попадание влаги под унитаз на настил пола вагона.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Унитаз по возможности оборудуется гигиеническим сиденьем со сменным гидрофобным покрытием.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Накопительный бак туалетной системы должен представлять собой конструкцию цилиндрической формы без острых углов, для обеспечения полного слива его содержимого.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Вместимость бака должна обеспечивать сбор отходов, но быть не менее 200 л.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Накопительный бак должен позволять производить удаление фекальных отходов из него, промывку и дезинфекцию внутренней полости.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Система обогрева должна включаться в случае снижения температуры содержимого бака до +3 °C и выключаться при повышении температуры до +10 °C.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
На пульт управления в служебном отделении должны выдаваться световые сигналы об уровне наполнения бака на 10%, 80% и 95%.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Вытяжка воздуха из туалетной кабины должна быть не менее 50 м3/час.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Система трубопроводов должна обеспечивать герметичную доставку стоков из унитаза в бак-накопитель, откачку стоков из бака в машину или стационарную систему через унифицированные разъемы, соединения не должны допускать утечки.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Откачка содержимого должна производиться из-под вагона, откачка через тамбур категорически запрещается.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Туалетные системы замкнутого типа не должны являться дополнительными источниками шума и химического загрязнения воздушной среды.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Водоснабжение вагонов5.1.23. Система водоснабжения вагонов должна быть оборудована резервуарами для воды, распределительными трубопроводами и водопроводными кранами, изготовленными из материалов, не оказывающих вредного влияния на качество воды и разрешенных к применению органами и учреждениями госсанэпидслужбы для питьевого водоснабжения в установленном порядке. Конструкция системы водоснабжения должна обеспечивать предотвращение загрязнения в ней воды по мере опорожнения резервуаров, полный слив из резервуаров и распределительного трубопровода и возможность эффективной очистки, промывки и дезинфекции. Резервуары должны иметь указатели уровня воды и устройство с сигналом, свидетельствующем об окончании их заполнения.
С целью предупреждения возможного вторичного бактериального загрязнения воды в системе водоснабжения вагона должна быть предусмотрена установка обеззараживающих устройств.
Резервуары, трубопроводы должны иметь теплоизоляцию для обеспечения предохранения от замерзания в них воды после выключения отопления при температуре наружного воздуха -10 град. С в течение 12 часов.
5.1.24. Объем резервуаров должен обеспечить подачу не менее 25 литров холодной и горячей воды в расчете на каждое место в спальном пассажирском вагоне и не менее 10 л на одно место в вагоне с креслами для сидения. В тех вагонах, где предусмотрены душевые установки, объем подаваемой воды должен быть не менее 30 л на одно место.
5.1.25. Качество воды в резервуарах и водоразборных кранах вагона должно отвечать требованиям, регламентированным действующими санитарными правилами.
По окончании заправки вагонов водой она должна быть слита из водозаправочных шлангов. Шланги должны храниться в специальных устройствах, исключающих возможность их загрязнения. Категорически запрещается перемещение по земле оголовков водозаправочных шлангов. Оголовок водоналивного патрубка системы водоснабжения вагона должен быть защищен от загрязнения.
Отопление вагонов(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
5.1.27. Нормативные значения параметров микроклимата в холодный период года, включающие результирующую температуру, которая должна оцениваться при эксплуатации вагонов с учетом районирования для пассажирских и служебных помещений вагона, представлены в Приложении N 5.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
В туалетных помещениях вагонов 2 и 3 класса допускается снижение температуры до +16 град. С.
Допускаются колебания температуры воздуха в помещениях вагона по вертикальному градиенту до 3 град. С.
5.1.28. Температура боковых ограждающих поверхностей (кроме окон) непосредственно в зоне нахождения пассажиров и в служебных помещениях спальных вагонов и вагонов с креслами для сидения не должна быть ниже 15 °C и не должна быть ниже температуры воздуха в помещении более чем на 5 °C.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
5.1.29. Конструкция отопительных приборов должна обеспечивать их удобную очистку от пыли и загрязнения.
5.1.30. Отопительные приборы следует размещать по длине наружных стен и на высоте от пола, позволяющей производить их очистку.
Пункт 5.1.31. - Исключен.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
5.1.32. Отопительные приборы должны иметь защитные кожухи. Температура на поверхности защитных кожухов не должна превышать +55 град. С.
Вентиляция и кондиционирование воздуха в вагонах5.1.33. Вагоны должны быть оборудованы механической приточной и естественной вытяжной вентиляцией.
5.1.34. Система вентиляции должна быть рассчитана на непрерывную работу для обеспечения подачи наружного воздуха летом не менее 20 куб. м/час и зимой не менее 10 куб. м/час на каждое место в вагоне. При этом концентрация двуокиси углерода в купе не должна превышать 0,1 об.%.
В зависимости от наружной температуры на каждое место должна обеспечиваться подача воздуха не менее:
10 м3/ч при температуре наружного воздуха ниже -20 град.;
15 м3/ч при температуре наружного воздуха от -20 град. до -5 град.;
20 м3/ч при температуре наружного воздуха от -5 град. до +26 град.;
15 м3/ч при температуре наружного воздуха выше +26 град.
5.1.35. Скорость движения воздуха в пассажирских и служебных помещениях спальных вагонов и вагонов с креслами для сидения, туалетах, душевом модуле, в коридорах должна соответствовать значениям, изложенным в приложении N 5.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
5.1.36. Подаваемый в вагоны воздух должен быть очищен с помощью фильтров. Запыленность подаваемого воздуха после его очистки не должна превышать 0,5 мг/куб. м.
5.1.37. Система кондиционирования воздуха должна обеспечивать равномерное распределение подаваемого воздуха и исключать непосредственную подачу охлажденного воздуха на пассажира.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Нормативные значения параметров микроклимата в теплый период года, включающие результирующую температуру, которая должна оцениваться при эксплуатации вагонов с учетом районирования для пассажирских и служебных помещений вагона, представлены в Приложении N 5.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
5.1.38. Температура подаваемого в вагон воздуха при его охлаждении у выходного отверстия не должна быть ниже +16 град. С.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
5.1.39. Объем рециркуляционного воздуха должен составлять не более 30%, при этом обязательно наличие обеззараживателей воздуха.
Пункт 5.1.40. - Исключен.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Требования к освещению вагонов5.1.41. Искусственное освещение вагонов должно обеспечивать достаточную освещенность, не создавать отраженной блесткости и резких контрастов.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Для защиты пассажиров и обслуживающего персонала от воздействия прямых солнечных лучей окна вагона следует оборудовать светозащитными приспособлениями.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
В помещениях пассажирских вагонов должны быть предусмотрены следующие виды искусственного освещения: рабочее и аварийное.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Спальные места пассажиров и обслуживающего персонала, за исключением пассажирских отсеков третьего класса, должны иметь дополнительно местное освещение.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Для искусственного освещения используются люминесцентные лампы, близкие по спектру к дневному, и другие виды световых приборов, допущенных к применению в установленном порядке.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Новые источники света (светодиоды) допускаются к использованию в системе общего искусственного освещения в пассажирских и служебных помещениях, а также в отдельных точках (светящиеся дорожки при аварийном выходе, ступеньки при входе в вагон) вагонов локомотивной тяги.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Световые приборы, предназначенные к эксплуатации со светодиодами, должны иметь защитный угол, исключающий попадание в поле зрения прямого излучения. Не допускается наличие в спектре излучения волн длиной менее 400 нм. Электроснабжение светильников с люминесцентными лампами должно осуществляться от источников переменного тока с частотой не менее 400 Гц.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
Необходимо предусмотреть искусственное освещение неотапливаемых и вспомогательных помещений: (тамбуров, котельных отделений, кладовых).
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
5.1.42. Параметры искусственной (общей) освещенности пассажирских вагонов приведены в приложении N 6.
(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.04.2010 N 24)
5.1.44. Во всех вагонах должно быть предусмотрено аварийное освещение для эвакуации людей с освещенностью на полу не менее 1 лк.
Цветовое оформление интерьера вагона5.1.45. При оформлении вагонов используются три группы цветов: основные, вспомогательные и акцентные.
5.1.46. Основная группа цветов является главной в системе внутреннего цветового оформления и состоит из цветов средневолновой зоны спектра и относительно близко расположенных к ней группы оттенков (оранжево-желтые, желтые, зеленовато-желтые, желто-зеленые, зеленовато-голубые). В основные цвета следует окрашивать преимущественно объекты, представляющие собой большие поля адаптации.
5.1.47. Во вспомогательную группу входят цвета как средневолновых, так и других участков спектра, используемые при оформлении интерьера для создания контрастов.
5.1.48. Акцентовая группа цветов содержит цвета различных участков спектра, применяемых для облегчения распознавания объектов, обращение с которыми травмоопасно.
5.1.49. При внутреннем цветовом оформлении необходимо учитывать функциональное назначение окрашиваемых объектов. Подбор цвета должен производиться с учетом их гармоничного сочетания.
5.1.50. Контроль цвета окраски производится визуально, путем сопоставления цвета с колориметрированным атласом цветов или образцами картотеки цветовых эталонов. Проверка цветового оформления вагонов должна производиться лицами, являющимися нормальными трихроматами и прошедшими соответствующую врачебную экспертизу.
Нормативы шума и вибрации в помещениях вагонов5.1.51. Уровни звукового давления не должны превышать для пассажирского купе 60 дБА, для тамбуров 68 дБА, для межвагонных переходов 80 дБА, в помещениях, расположенных над тележками, 65 дБА, при следовании по тоннелю - 70 дБА. Эквивалентный уровень внешнего шума, создаваемый при движении поезда, должен быть не выше 84 дБА на расстоянии 100 м от наружного рельса (при отсутствии акустических экранов).
Шум от проходящих скоростных поездов в населенных местах не должен превышать уровни, предусмотренные государственным стандартом на шум.
Допустимые уровни звукового давления на подвижном составе железнодорожного транспорта указаны в приложении N 7. Уровни звукового давления в вагоне при следовании по тоннелю не должны превышать 70 дБА.
5.1.52. Уровни вибрации в пассажирских вагонах не должны превышать параметров, предусмотренных приложением N 8.
5.1.53. Предельно допустимые уровни инфразвука в пассажирских вагонах должны соответствовать параметрам, предусмотренным приложением N 9.
Требования к подготовке пассажирских составов в рейс5.1.54. Вагоны пассажирских поездов, отправляемых в рейс, должны быть подготовлены в соответствии с технологическим процессом осмотра, безотцепочного ремонта и экипировки пассажирских вагонов.
5.1.55. В пунктах формирования пассажирских поездов проводится полная подготовка и экипировка вагонов, которая включает в себя:
профилактическую дезинфекционную и дезинсекционную обработку вагонов по графику;
ремонт оборудования;
смену фильтров принудительной вентиляции (при ТО-2);
уборку внутренних помещений вагонов;
снабжение вагонов предметами съемного инвентаря;
снабжение вагонов продукцией чайной торговли;
заправку водой и топливом.
Из пунктов оборота пассажирские вагоны должны отправляться с учетом требований санитарных правил.
Объемы и сроки экипировки согласовываются с органами госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте.
5.1.56. Наружная экипировка вагонов проводится после каждого рейса и включает в себя обмывку кузова и ходовых частей, переходных площадок, очистку и мытье ступенек.
5.1.57. Смена вентиляционных фильтров и прочистка системы приточной вентиляции вагонов должна проводиться согласно графику.
5.1.58. Дезинфекционная обработка пассажирских вагонов выполняется методами и средствами, разрешенными к применению органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.
Подготовительные работы (свертывание, развертывание мягкого инвентаря) при дезинфекционных обработках выполняются проводниками вагонов.
В пунктах подготовки пассажирских вагонов в рейс проводятся следующие виды обработок:
дезинфекционная обработка туалетов, мусоросборников в каждом вагоне пассажирского состава по прибытии в пункт формирования и оборота;
дезинсекционная обработка вагонов - не реже 1 раза в месяц (в зависимости от применяемых инсектицидов). Вагоны, предназначенные для перевозки организованных контингентов, должны подвергаться дезинфекции, дезинсекции и дератизации до и после указанных перевозок;
внеплановая дезинфекция, дезинсекция и дератизация в вагонах - по эпидпоказаниям, а также по заявке начальника поезда.
5.1.59. Дезинфекционная камерная обработка постельных принадлежностей и мягкого инвентаря осуществляется линейным предприятием в пунктах формирования поездов.
Для постельных принадлежностей и мягкого инвентаря устанавливаются следующие виды и сроки профилактической обработки:
матрацы, подушки и зимние одеяла подвергаются обеспыливанию и мерной обработке не реже 4 раз в год;
летние одеяла подвергаются стирке и химической чистке по мере загрязнения, но не реже 1 раза в месяц, зимние одеяла - не реже 2 раз в год до и после зимнего периода эксплуатации;
чехлы на матрацы и подушки подвергаются стирке по мере загрязнения, но не реже 1 раза в месяц;
смена занавесок проводится не реже 1 раза в неделю, штор - не реже 1 раза в месяц.
5.1.60. Уборка внутренних помещений вагонов должна производиться после проведения дезобработки и выполнения внутренних ремонтных работ.
После дезинфекционной/дезинсекционной обработки вагонов ремонт и уборка могут начинаться с учетом режима проветривания согласно инструкциям по применению данных препаратов.
Для уборки внутренних помещений вагонов при подготовке в рейс работники должны обеспечиваться спецодеждой, моющими средствами, ведрами, ветошью, швабрами для мытья полов, пылесосом, веником, совком, горячей водой.
Уборочный инвентарь должен быть промаркирован ("для туалета", "для пола", "для полок", "для мусора"). Ведро для полок может использоваться и для мытья стен.
Уборочный инвентарь и ветошь после уборки обеззараживаются в растворе дезсредства с последующим ополаскиванием и просушиванием.
Для очистки от пыли мягкого инвентаря должны применяться пылесосы.
5.1.61. В пунктах формирования (оборота) мусор из вагонов удаляется в мусоросборники, устанавливаемые на междупутьях. Выбрасывать мусор на пути, междупутья и другие места, не предназначенные для этих целей, категорически запрещается.
В пунктах экипировки и отстоя пассажирских поездов пользоваться туалетами вагона запрещается (кроме туалетов замкнутого типа).
5.1.62. Прошедшие наружную и внутреннюю обработку вагоны снабжаются съемным инвентарем, мылом, туалетной бумагой, моющими и дезинфицирующими средствами и кожными антисептиками. В вагоне, отправляемом в рейс из пункта формирования, должен быть комплект уборочного инвентаря: пылесос, веник, совок, маркированные ведра ("для пола", "для туалетов", "для полок", "для мусора"), ветошь, ерши для мытья унитазов, обтирочный материал с отведением места для его хранения.
5.1.63. Количество постельного белья, выдаваемого в рейс, должно определяться исходя из длительности рейса, пассажиропотока и количества мест в вагоне, предназначенных для пассажиров. Комплект постельного белья должен иметь индивидуальную упаковку, исключающую возможность его повторного применения.
В комплект постельного белья входят две простыни (или одна простыня и один пододеяльник), наволочка (наволочки) закрытого типа, полотенце (полотенца).
В комплект постельных принадлежностей входят матрац, подушка (подушки), одеяло (зимнее или летнее).
5.1.64. Наличие мыла и туалетной бумаги в вагонах всех категорий, отправляемых в рейс, обязательно.
5.1.65. Отправляющиеся в рейс пассажирские вагоны должны быть заправлены водой и обеспечены топливом. Качество воды должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к питьевой воде.
5.1.66. Обеспечение пассажирских вагонов топливом осуществляется в зимнее и переходное время года в соответствии с утвержденными нормами.
Топливо к вагонам должно доставляться на специальном транспорте, подаваться в вагон в затаренном виде и засыпаться в предназначенные емкости работниками экипировочных бригад.
5.1.67. Температура воздуха в зимнее и переходное время года нормируется для всех вагонов пассажирских поездов, а в летнее время только для вагонов, имеющих установки для кондиционирования воздуха.
Вагоны отапливаются при температуре наружного воздуха +10 град. С и ниже. Перед подачей состава на посадку (в зимнее и переходное время года) температура воздуха в вагонах должна поддерживаться на уровне +22 +/- 2 град. С.
5.1.68. В вагонах, отправляемых в рейс, должно быть обеспечено:
исправная работа титанов и электротитанов (при их наличии);
наличие чайной посуды, столовых приборов в соответствии с перечнем съемного оборудования, маркированной емкости "для мытья стаканов", подноса для сушки посуды, посудных полотенец;
наличие разрешенных к применению моющих средств для мытья посуды и моюще-дезинфицирующих средств для текущей уборки вагонов, кожных антисептиков;
наличие санитарной одежды для обслуживания пассажиров продукцией чайной торговли.
5.1.69. Состав должен быть укомплектован аптечкой для оказания медицинской помощи, эпидукладкой на случай выявления в пути следования больного, подозрительного на заболевание особо опасной инфекцией, противопедикулезной укладкой, которые хранятся у начальника поезда.
Эпидукладка в обязательном порядке комплектуется маркированными емкостями для сбора естественных выделений больного (эмалированные ведра "для рвотных масс", "для фекальных масс", стеклянная банка с притертой крышкой "для мокроты"), дезинфицирующими средствами, имеющими соответствующий спектр действия (против возбудителей чумы, холеры, сибирской язвы, микобактерий туберкулеза), ветошью. Другие предметы хозяйственного и медицинского назначения, необходимые для проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий, используются из вагонного имущества. Дополнительная комплектация эпидукладки устанавливается органами госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте.
В состав противопедикулезной укладки входят:
клеенчатые или хлопчатобумажные (крафт-) мешки для сбора зараженных вещей;
оцинкованное ведро;
хлопчатобумажный халат;
респиратор или ватно-марлевая повязка;
перчатки резиновые;
косынка;
вата;
препараты для уничтожения всех видов вшей;
препараты для дезинсекции постельных принадлежностей;
дустер или резиновая груша.
5.1.70. Запрещается включение в схему поезда пассажирских вагонов, имеющих:
неисправности систем холодного и горячего водоснабжения, отопления, вентиляции, электроосвещения, холодильных установок, спускных механизмов в туалетах;
помещения в неудовлетворительном санитарном состоянии;
разбитые стекла окон, неисправные двери;
при обнаружении в вагонах бытовых паразитов и грызунов.
Вагоны с вышеуказанными недостатками подлежат отцепке в пунктах формирования, запрещается проезд в них из пунктов оборота.
5.1.71. Запрещается включать в состав поездной бригады, назначаемой в рейс, проводников с нарушениями в состоянии здоровья, а также не имеющих личных медицинских книжек или отметок в них о прохождении обязательных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и сдаче зачета по программе гигиенической подготовки.
5.1.72. Подготовленный в рейс состав за 2 часа до подачи под посадку пассажиров принимается постоянно действующей комиссией (далее ПДК), в состав которой в обязательном порядке входит представитель органов госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте. Все выявленные при проверке дефекты немедленно должны быть устранены, а результаты проверки занесены в книгу работы ПДК с обязательной росписью всех членов комиссии.
Отправка состава производится после разрешающей записи работника госсанэпидслужбы в книге работы ПДК и журнале ВУ-14.
Требования к содержанию пассажирских составов в пути следования5.1.73. Выполнение санитарных правил содержания пассажирских вагонов в пути следования возлагается на начальника поезда и проводников вагонов.
5.1.74. Вагоны в пути следования должны содержаться в чистоте.
Влажная уборка должна проводиться не реже 2 раз в сутки и по мере необходимости, при этом обязательна протирка раствором дезинфицирующего средства всех ручек в вагоне.
Уборка туалетов с обязательным мытьем полов и стен на высоту 1,5 м должна проводиться не менее 4 раз в сутки и по мере необходимости с применением разрешенных моюще-дезинфицирующих средств.
Обеспыливание ковровых дорожек должно производиться пылесосом не менее 2 раз в сутки.
Уборка вагона должна производиться проводником только в спецодежде (халат, резиновые перчатки). Обязательно наличие отдельного халата для уборки туалета. По окончании уборки проводник должен обработать руки кожным антисептиком.
На каждом остановочном пункте до выхода (посадки) пассажиров должны протираться поручни, ветошь для их протирки должна храниться в отдельной емкости с раствором дезинфицирующего средства.
Сбор мусора в вагоне должен производиться в специальную емкость "для мусора", оснащенную полиэтиленовыми мешками. Накапливаемый в пути следования мусор должен удаляться из вагонов в мусоросборники на станциях по пути следования, список которых определен служебным расписанием движения пассажирских поездов. После удаления мусора емкость (ведро) должна ополаскиваться водой и дезинфицироваться.
5.1.75. В пути следования должен соблюдаться режим пользования туалетами. На стоянках, при проходе крупных железнодорожных станций, санаторно-курортных и пригородных зон, тоннелей, мостов пользоваться туалетами запрещается, они должны быть закрыты. В каждом вагоне пассажирского поезда межгосударственного сообщения должна быть информация о границах санитарных зон по всем железным дорогах, через которые следует поезд. При оборудовании вагонов туалетными системами замкнутого типа разрешается пользоваться ими по всему пути следования поезда и на стоянках.
Наличие мыла и туалетной бумаги в туалетах вагонов обязательно.
5.1.76. В пути следования пассажиры должны быть обеспечены охлажденной кипяченой либо бутилированной водой.
Запрещается в месте разбора питьевой воды ставить стакан общего пользования.
5.1.75. Пассажиры должны обеспечиваться постельными принадлежностями и постельным бельем в установленном порядке. При этом запрещается пользование постельными принадлежностями без постельного белья.
Чистое постельное белье, запаянное в термоусадочную пленку, должно храниться в специальном шкафу или нише служебного отделения.
Запрещается совместное хранение чистого и использованного постельного белья.
Уборка использованного постельного белья осуществляется проводником вагона после высадки пассажира.
В пунктах оборота использованное постельное белье должно быть опломбировано начальником поезда.
5.1.76. Чистая посуда, столовые приборы (ложки, вилки, ножи) и продукция чайной торговли должны храниться в специальном шкафу служебного отделения. Хранение в этом шкафу посторонних предметов и вещей запрещается.
После каждого пользования пассажиром в пути следования посуда многоразового пользования и столовые приборы должны мыться в специальной промаркированной емкости "для мытья посуды" с применением моющих средств и ополаскиваться проточной водой в моечной ванне. После мытья посуда и столовые приборы вытираются чистым чайным полотенцем насухо.
Обработка посудомоечной раковины разрешенными к применению чистящими и моюще-дезинфицирующими средствами проводится не менее 4-х раз в сутки путем нанесения средства на увлажненную ветошь или щетку и тщательного протирания обрабатываемой поверхности.
5.1.77. Услуги, предоставляемые пассажирам в поездах, а также ассортимент реализуемых продуктов питания и напитков должны быть согласованы органами госсанэпиднадзора. На реализуемые в вагонах кондитерские изделия, напитки, продукты питания, а также применяемые моющие и дезинфицирующие средства, туалетную бумагу и т.д. должны иметься документы, удостоверяющие их качество и безопасность для здоровья человека.
Кондитерские изделия должны выдаваться пассажирам в мелкой расфасовке. Раздача чая, кофе, кондитерских изделий, ланч-боксов производится проводником в специальной одежде (куртка или передник), предназначенной только для этих целей.
5.1.78. Температура воздуха в вагоне в зимнее и переходное время года нормируется для всех типов пассажирских вагонов, а в летнее - только для вагонов с установками для кондиционирования воздуха.
При отрицательных температурах наружного воздуха система отопления при работе котла на твердом топливе совместно с системой вентиляции должна обеспечивать температуру воздуха в вагоне на уровне +22 +/- 2 град. С, в туалетах не ниже +16 град. С.
В вагонах с принудительной вентиляцией и с установками кондиционирования воздуха вентиляция должна работать непрерывно в автоматическом режиме в зависимости от температуры воздуха в вагоне. При работающей вентиляции дефлекторы в пассажирской части вагона и в туалетах должны быть открыты.
При ручном включении (аварийный режим) вентиляция включается периодически в соответствии с правилами эксплуатации установки.
5.1.79. В вагоне должна быть обеспечена исправная работа осветительных приборов.
5.1.80. При осуществлении контроля выполнения санитарных правил содержания пассажирских составов в пути следования представителями органов госсанэпиднадзора о всех выявленных нарушениях делается запись в рейсовом журнале.
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 N 12 (ред. от 16.04.2010) "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ СП 2.5.1198-03" (вместе с "САНИТАРНЫМИ ПРАВИЛАМИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ" СП 2.5.1198-03)